Роберт раушенберг картины. Роберт раушенберг. Описание некоторых произведений

от /греч./ neos - новый и /фр./ dadaisme, dada которое подразумевает множество разных толкований: по /румын./ - да, да; по /франц./ - детская деревянная лошадка-качалка; по /нем./ - простодушие младенца (лепет), мамка-кормилица.

Период: середина 1950-х - 1970-е годы.

Термин "неодада" появился в 1958 году, в комментарии к статье Дж. Джонса "Цель с пятью лицами" в "Арт Ньюс". Он обозначал совокупность тенденций середины ХХ века, общим для которых был интерес к реальности и возрождение любимых приемов дадаистов: реди-мейда и . Решающую роль в этом сыграли лекции Дюшана и композитора Джона Кейджа. Они читались новому поколению художников в Блек Маунтин Колледж (Эшвилл). Помимо того, что это был новый способ сочинения, в своих опусах, которые можно определить как музыкальные реди-мейды, Кейдж использовал звуки самой реальности.

Пьеса "4′33″" ("Четыре минуты тридцать три секунды") - трёхчастное сочинение для вольного состава инструментов. Длительность произведения соответствует его названию; по частям это, начиная с первой, - 30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд. На всём протяжении исполнения сочинения участники ансамбля не извлекают звуков из своих инструментов. По задумке автора содержанием каждого из трёх фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции.

Признанные лидеры неодада, Джонс и Раушенберг, первыми восстали против форсированной стилистики абстрактного экспрессионизма. У каждого была собственная стратегия, но общим было внимание к объекту, что сделало их предшественниками нового реализма и поп-арта. Некоторые находки Неодада, впоследствии оказали влияние на концептуальное искусство и минимализм.

Описание некоторых произведений:

Джим Дайн "Автомобильная катастрофа", 1959-1960. Холст, смешанная техника. Частное собрание. Тема автокатастрофы или дорожного инцидента, воплощена в живописи, которая использует совсем не художественные материалы. В сравнении с "Катастрофой" Уорхолла, также на тему автомобильного инцидента, здесь очевидна разница между взволнованным и драматическим подходом Дайна и рассудочно холодным отношением протагониста поп-арта. Две пары мужских брюк включены в картину. С одной стороны, эти предметы указывают на отсутствующее в картине тело. В то же время, они представляют собой, ту же плотную, цветную поверхность ржавого оттенка, что и сам фон. Эта поверхность испещрена следами, затеками, граффити и многократно повторенным знаком белого креста.

Джим Дайн "Автомобильная катастрофа", 1959-1960.

Роберт Раушенберг "Кровать", 1955. Деревянная основа, полотно, лоскутное шитье, подушка, масло, карандаш. Нью-Йорк, Музей современного искусства. "Я работаю на грани искусства и жизни", - утверждал Раушенберг, обозначая собственную версию столь любимой авангардом темы. Кровать конкретизирует смысл фразы: в объекте слиты воедино живопись и повседневность. Манера выполнения - мазки и затеки краски - напоминает абстрактный экспрессионизм, но не без скрытой иронии. Теперь это не "священная" поверхность белого полотна, но "оболочка" обычных вещей: подушки, простыни, стеганые одеяла. Эти предметы отсылают к интимностям тела и сна, но, пропитанные краской и прикрепленные к основе, демонстрируются на стене. Постель привычно ассоциируется с горизонтальной поверхностью, заняв вертикальное положение, она превращается в картину. Поиски Раушенберга, небыли стеснены рамками единого стиля, им свойственно разнообразие приемов, методов и техник: монохромные протоконцептуальные работы, перформанс и живопись жеста, ассамбляж и серии шелкографий.

Роберт Раушенберг — один из самых знаменитых поп-арт художников . Те, кто знакомы с таким авангардным течением в искусстве, знакомы и с работами этого мастера, причём не меньше, чем с работами тех же Энди Уорхола (с которым он был дружен) или Джексона Поллока. Кроме того, Роберт Раушенберг известен и как представитель абстрактного экспрессионизма, яркий потворник концептуального искусства и новейших веяний во всём искусстве.

Роберт Раушенберг родился в Техасе, в городе Порт-Артур в 1925 году. Его родителями были немецкий эмигрант и индианка из племени Чероки. Получил художественное образование в Америке и Париже. Женой Роберта стала художница Сьюзен Вейлль. Первая выставка состоялась в 1951 году. Несмотря на все ожидания, работы Роберта не произвели на зрителя особого впечатления. Следующая выставка картин прошла только в 1958 году, и уже после этого события он стал знаменитым.

Как и другие представители поп-арта, он пытался выразить своё видение окружающего мира в совершенно необычных и даже шокирующих формах. Для этого использовались краски и холсты, коллажи, концептуальные инсталляции и даже мусор. Концептуальное искусство нашло отражение в его творчестве очень ярко и выразительно. Его творческая жизнь разделена на несколько периодов, в каждый из которых художник пробовал себя в различных ипостасях. Самыми первыми периодами творчества художника являются «Белая живопись» — чёрные символы на белом фоне, «Черная живопись» — скомканные газеты на полотне покрытые чёрной эмалью, «Красная живопись» — красные картины с наклеенными комками бумаги, гвоздей, коллажей из фотографий и различного мусора, «Комбинированные картины» — концептуальные объекты. Кроме того, он занимался фроттажем, который изобрёл ещё Макс Эрнст, шелкографией, литографией, перформансами и хепенингами.

Особо известна его работа, которая называется «Стёртый рисунок Де Кунинга» . Этот случай считается практически показательным для поп-арта и является чуть ли не культовым проявлением этого течения. В 1953 году Роберт Раушенберг приобрёл рисунок известного художника-абстракциониста (1904-1997). Этот рисунок он не стал вешать в своей гостиной или хранить в специальном помещении, а просто стёр его и сказал, что теперь это его картина и называется она — Стёртый рисунок Де Кунинга. Рисунок, точнее его отсутствие, стал очень популярным и поднялся в цене, так как являлся плодом творчества сразу двух известных художников и представлялся не только скандальным, но и показательным для авангарда середины прошлого века.

Роберт Раушенберг является обладателем многих наград и премий, среди которых: главный приз на Венецианском биеннале, Грэмми, Национальная медаль США, Императорская премия Японии и другие. Умер на острове Каптива, Флорида, где у него была собственная мастерская, в 2008 году.

Американской художник, создавший в 50-х, отмеченные влиянием дадаизма, коллажи и произведения так называемой "комбинированной живописи ", в которых абстракция объединена с изображением предметов повседневного быта. Благодаря своему стремлению увязать жизнь с искусством Раушенберг стал одним из провозвестников американского поп-арта.

В первой половине 50-х Раушенберг разработал стиль, типичный для направления "поп-арт", используя в качестве художественного материала предметы повседневного быта. В рамках своих произведений "комбинированной живописи" он объединял предметы, хорошо известные американскому обществу из рекламы и средств массовой информации. Это техника коллажа, объединяющая реалистичные объекты и газетные фотографии в абстрактные живописные панно. Одной из наиболее известных картин такого рода (отмеченная влиянием дадаистов Марселя Дюшампа и Курта Швиттерса) была написанная в 1956 "Кровать": на полотне большого формата Раушенберг представил свою кровать вместе с постельными принадлежностями, забрызганную краской и поставленную вертикально, как картина.

В течение 1950-х годов в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов - газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных - до тех пор, пока не достигалось ощущений, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в какой-то другой мир, странно искаженную реальность. В шестидесятые годы Раушенберг стал устраивать перфомансы, сотрудничать с инженерами и использовать различные печатные материалы; он стремился выразить сложность и многослойность существования современного индустриального общества.

В 1980-е были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов.

В 1951 году состоялась первая персональная выставка Раушенберга в галерее Бетти Парсонс, не имевшая успеха у критиков. Впервые Раушенберг заставил заговорить о себе после выставки в нью-йоркской галерее Лео Кастелли (1958). В дальнейшем его творчество оказывало большое влияние на развитие поп-арта.

В конце 50-х появились первые, так называемые, "переводные рисунки": коллажи фото из газет и рекламных плакатов, которые Раушенберг переводил на белый лист в зеркальном отражении.

В замысел Раушенберга входило столкновение известных символов с художественными элементами картин. Раушенберг (считавший себя художником-универсалом) экспериментировал с электроникой ("Черный рынок", 1961) и занимался оформлением представлений совместно с коллегами-художниками. Прорыв на международный уровень произошел в 1964: Раушенберг стал обладателем главного приза на биеннале в Венеции. Правда, такое решение жюри вызвало бурную реакцию -- Ватикан высказался об "упадке культуры"; и все же присуждение первого места представителю поп-арта окончательно утвердило официальное признание этого направления. Это признание выгодно сказалось и на доходах Раушенберга -- цены на его работы подскочили в несколько раз.

Раушенберг раздвинул пространство своих коллажей с помощью включения трехмерных объектов и стал называть их "комбинированными произведениями". Эта революционная техника способствовала развитию современного искусства и способов творческого выражения.

Для коллажа 1964 г. "Ретроактивность 1" Раушенберг использовал фотографии современных событий, опубликованные в многочисленных газетах и журналах. Большая газетная фотография Джона Кеннеди, выступающего на телевизионной пресс-конференции, была положена в основу трафаретного оттиска на холсте. Он наложил образ Кеннеди на шелкографическое изображение астронавта, спускающегося на парашюте.

В 1977 году в "Музее изящных искусств" в Вашингтоне открылась ретроспективная выставка художника, в которой он представил свои самые известные работы, затем последовало турне по США.

В 1980-е годы были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов. Начиная с 80-х, его работы уже не таят в себе никаких стилистических неожиданностей. Сегодня 10 картин этого общепризнанного мэтра современного искусства экспонируются в Эрмитаже, будучи подаренными музею самим художником.

"Я не хочу, чтобы картина выглядела как-то неестественно. Я хочу, чтобы изображение предмета соответствовало его содержанию. И, на мой взгляд, картина больше похожа на реальный мир, когда она сделана из объектов реального мира".

Ро́берт Э́рнест Ми́лтон Ра́ушенберг (англ. Robert Milton Ernest Rauschenberg; 22 октября 1925, Порт-Артур, Техас - 12 мая 2008, остров Каптива, Флорида) - американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма , а затем концептуального искусства и поп-арта . В своих работах тяготел к технике коллажа и редимейда. В своих работах использовал мусор и различные отбросы.

Внук немецкого иммигранта и индианки из племени чероки. Учился в Художественном институте в Канзас-Сити, затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине, где его учителем был Джозеф Альберс . В 1949 году Раушенберг поселился в Нью-Йорке, начал работать оформителем витрин, посещал арт-школу Art Students League. С 1950 по 1953 год был женат на художнице Сьюзен Вейлль, с которой познакомился в Академии Жюлиана. В этом браке родился сын Кристофер, ставший фотографом. С 1954 по 1961 год жил вместе со своим бойфрендом - художником Джаспером Джонсом . Пара художников активно обменивалась идеями, участвовала в создании работ друг друга, но никогда не делала объекты с двойным авторством.

В 1951 году состоялась первая персональная выставка Раушенберга в галерее Бетти Парсонс , не имевшая успеха у критиков. В 1958 была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен. Был дружен с Джоном Кейджем , Мерсом Каннингемом, Саем Твомбли и Энди Уорхолом .

В 1970 году Раушенберг купил дом на острове Каптива (англ.)русск. неподалеку от побережья Флориды, который превратил в свою мастерскую.

В 1977 году в Музее изящных искусств в Вашингтоне открылась ретроспективная выставка художника, в которой он представил свои самые известные работы, затем последовало турне по США.

В начале 50-х годов Роберт Раушенберг прошёл через три стадии создания живописных работ:

В 1953 году Раушенберг стёр рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием «Стёртый рисунок Де Кунинга», тем самым затронув вопрос о природе искусства.

С середины 50-х годов Раушенберг начинает создавать пространственные объекты, которые называет «комбинированными картинами»:

В конце 50-х годов Раушенберг освоил технику фроттажа (натирания, введенную в искусство Максом Эрнстом ещё в 1925 году) для перевода журнальных или газетных фотографий на бумагу и другие поверхности. Раушенберг активно использовал её для создания графического цикла из 34 иллюстраций к «Аду» Данте в стиле поп-арта (1959-1960, Нью-Йоркский музей современного искусства).

В начале 60-х годов Раушенберг прекратил создавать «комбинированные картины». В 1962 году он освоил технику шелкографии и создал в ней ряд крупных произведений. Одна из картин этого ряда «Путь в небо» (Skyway, 1964, Музей искусств Далласа). На ней поп-культурные символы (например, американские астронавты) соседствуют с образами Рубенса .

В 1967 году он создает ещё одну программную графическую работу - огромную литографию с элементами шелкографии (182 x 89 см) Booster. Это самая большая из созданных когда-либо литографий.

В поздние 60-е и 70-е годы Раушенберг был вовлечен в сферу перформанса , хэппенингов и других театрализованных акций. Оформлял спектакли Триши Браун.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Начав карьеру как представитель Раушенберг пришел в своих работах к поп-арту и концептуализму. Этот художник является одной из ключевых фигур для американского искусства.

Ранние годы

Роберт Раушенберг родился в Порт-Артуре в 1925 году. Но не в Китайском портовом городе, а в Американском степном Отец его был немецким эмигрантом и работал на местной электростанции, мать - индианкой племени чероки. После школы будущий художник обучался фармакологии в родном Техасе, в городе Остин. Однако учебу бросил на первом курсе, и начавшаяся война послужила к этому лишь предлогом. В это время он работал санитаром в клинике для душевнобольных.

Начало творческого пути

В 21 год Раушенберг решил изучать искусство. Сначала он посещает Художественный институт в Канзас-сити, затем отправляется в Париж. Здесь он занимается во Французской Художественной академии Жюлиана, где знакомится с будущей женой Сьюзен Вейлль, тоже художницей. Разочаровавшись во французской школе, в 1948 году молодые люди возвращаются в Америку, в колледж Блек-Маунтин в Южной Каролине. В это время здесь собрался «звездный» состав: художник Йозеф Альберс, хореограф Мерс Каннингэм, композитор Джон Кейдж. С двумя последними Роберт Раушенберг работает над «Театральной пьесой №1». В ней были задействованы танец, музыка, работа с диапроектором. Постановку принято считать предтечей «хепенингов» - срежиссированных концептуальных событий, которые набрали популярность к концу ХХ века. Первые годы после колледжа художник занимался в Нью-Йорке.

Одноцветная живопись

В начале своей карьеры художника Роберт Раушенберг создал несколько серий одноцветных картин: «белая живопись», «черная живопись» и «красная живопись».

В «белой живописи» на белом фоне художник изображал черные буквы, цифры и друге понятные всем символы. Работы создавались в период, когда доминирующим стилем в Америке был абстрактный экспрессионизм. Вводя в картину общепонятные символы и реальные вещи, Раушенберг разрушал саму абстрактность абстракционизма. В общем культурном контексте это выглядело довольно смело. Позже у художника появится еще одно направление белой живописи. На подсвеченный белый фон падали тени зрителей, собственно создающие художественное произведение. Здесь наслаивалась масса смыслов: и бесконечная изменчивость искусства, и восприятие его через призму индивидуального опыта, и неизбежное сотворчество художника и зрителя.

«Черная живопись» представляла собой холст с наклеенными на него газетами, покрытый черной эмалью. Для «красной живописи» художник использовал газетные обрывки, гвозди, веревки и прочий мусор.

В 1951 году в галерее Бетти Парсонс выставил эти свои работы Роберт Раушенберг. Картины были освистаны критикой незамедлительно. Казалось, это полный провал. В 1952 от художника ушла жена, не выдержав его откровенно бисексуальной ориентации и свободного поведения. Через год Роберт Раушенберг продолжил работу с хореографом Кэннингемом. Больше десяти лет он создавал для его труппы декорации, костюмы, участвовал в создании сценариев.

Стертый Де Кунинг

Эта работа была одной из ключевых в творчестве Раушенберга. В 1953 году художник купил графическое произведение известного в то время абстракциониста Де Кунинга. Вместо того, чтобы повесить рисунок в рамку над диваном в гостиной, Раушенберг стер его и назвал «Стертый рисунок Де Кунинга». Таким образом, он закрепил за собой авторство и создал не только новое художественное произведение, но и новый формат художественного произведения. Раушенберг предвосхищает здесь постмодернизм с его цитированием, соавторством и наложением смыслов. После этой картины о молодом художнике начали говорить.

Комбинированные картины

Раушенберг стоял у истоков такого явления, как стиль поп-арт. Здесь в качестве объектов искусства и их элементов использовались заурядные бытовые предметы. В рамках «комбинированных картин» художник объединял самые прозаические вещи, превращая их в объекты искусства. Между прочим, это были не только картины в строгом понимании слова, но и инсталляции, арт-объекты и ассамбляжи. Еще более отчетливо стиль поп-арт проявляется в поздних работах Раушенберга, когда художник начинает задействовать в работах символы американской поп-культуры и жизни в своих «переводных рисунках», хотя уже здесь он проявляется в своем ироничном, но в целом позитивном отношении к окружающему миру.

Одна из самых известных «комбинированных картин» носит название «Кровать», она была создана в 1956 году. Картина представляла собой пружинный матрас художника, поставленный вертикально и основательно измазанный краской, что было характерно для абстрактного экспрессионизма. Надо сказать, что этот стиль был первым национальным американским течением мирового уровня, поэтому имел для местных авангардистов сакральный оттенок. Здесь же техника абстрактного экспрессионизма была употреблена с большой долей иронии при нанесении густого слоя краски на обычный матрас, внезапно оказавшийся произведением искусства.

Международное признание

В 1958 году в галерее Лео Кастелли открыл свою персональную выставку Роберт Раушенберг. Работы его на этот раз ценители восприняли благосклонно. Можно сказать, что именно с этого момента началась мировая слава художника. В начале 60-х годов он начал создавать «переводные рисунки». Они представляли собой зеркально отраженные коллажи из газет и фотографий, которые художник размещал на белом фоне. По замыслу автора, здесь должны были столкнуться популярные символы американской культуры с элементами художественных картин.

В 1964 году художнику преподнесли главный приз Несмотря на то, что о деградации культуры после этого события высказался даже Ватикан, стиль поп-арт был теперь официально признан. Раушенберг был вознагражден не только морально, но и материально: цены на его картины моментально выросли в несколько раз.

Эксперименты с техникой

В 60-х Раушенберг создал совместный проект с инженером Клювером: общественное объединение «Эксперименты в искусстве и технике». В это время он работал над мельницами-«револьверами» с плексигласовыми стеклянными лопастями, которые символизировали изобилие информации в современном мире. В 1969 году художник получил приглашение от центра космических исследований НАСА, после чего создал цикл литографий «Окаменевшая луна». В 1970 году Раушенберг открыл благотворительную организацию для бедных художников, а также выстроил свой дом-мастерскую поблизости от побережья Флориды на острове Каптива. Здесь он скончался весной 2008 года. В свой последний период творчества мастер не создавал ничего стилистически нового, продолжая работать над коллажами.

Вместе с Раушенберг входил в пятерку самых значимых поп-арт художников. Вряд ли можно переоценить его влияние на современное американское искусство.