Скоростной режим на ленинградском проспекте. Во что рискует превратиться ленинский проспект

Безопасность на московских дорогах во многом зависит от скоростного режима, установленного ПДД. Двигаясь с разрешенной Госавтоинспекцией скоростью, автомобилисту удастся вовремя среагировать и предотвратить аварию. сайт публикует нормативы скоростного режима на разных типах московских дорог.

Скоростной режим в Москве

В жилых зонах и на дворовых территориях скорость автомобиля не должна превышать 20 километров в час. На всех остальных дорогах столицы можно двигаться со скоростью 60 километров в час, за исключением МКАД, ТТК и некоторых других магистралей.

Со скоростью не более 80 километров в час можно передвигаться по ТТК и участкам вылетных магистралей с соответствующими знаками, которые могут меняться из-за погодных условий и по другим причинам.

Магистрали столицы:

  • Кутузовский проспект;
  • Можайское шоссе;
  • Ленинградское шоссе;
  • Волоколамское шоссе (от ул. Врубеля до канала им. Москвы);
  • Варшавское шоссе (от Каширского шоссе до МКАД);
  • Волгоградский проспект (от ул. Талалихина до МКАД);
  • Каширское шоссе (от Варшавского шоссе до Борисовского пр.);
  • Рублевское шоссе;
  • Рублево-Успенское шоссе;
  • Киевское шоссе;
  • Алтуфьевское шоссе;
  • Ярославское шоссе (от Северянинского путепровода до МКАД);
  • Щелковское шоссе (от Сиреневого бульвара до 3-й Парковой ул.).
На МКАД максимально допустимая скорость – 100 километров в час.

Штрафы за превышение скорости

Минимальный размер штрафа составляет от 500 до 5000 рублей, а максимальный – лишение прав от 4 до 6 месяцев.

  • За превышение скорости от 0 до 20 км/ч – ответственность не предусмотрена;
  • Превышение скорости на 20 км/ч, но не более 40 км/ч наказывается штрафом в размере 500 рублей;
  • Превышение скорости от 40 км/ч, но не более 60 км/ч – от 1000 до 1500 рублей;
  • Превышение скорости от 60 км/ч, но не более 80 км/ч – от 2000 до 2500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев;
  • Превышение скорости от 80 км/ч – 5000 рублей или лишение прав на 6 месяцев.

Скоростной режим в Троицком и Новомосковском округах

В состав присоединенных территорий вошли многие загородные магистрали, например, Киевское и Калужское шоссе, где сохранился скоростной режим 90 километров в час. Но в населенных пунктах недопустимо превышение скорости 60 километров в час.

Сотрудники полиции фиксируют превышение скорости с помощью мобильного радара. Если факт подвержен прибором, то инспектор ГИБДД на месте оформляет протокол и выписывает квитанцию.

Кроме того, используются стационарные радары. Их устанавливают на специальных дорожных конструкциях в местах интенсивного движения и на шоссе с выделенными полосами. Эти приборы имеют функции фото- и видеофиксации автомобиля и номеров машины. Вся информация о правонарушителях отправляется либо на пост сотрудников ДПС, либо в ГИБДД.

Если превышение скорости или выезд на выделенную полосу зафиксировали стационарные радары, то ожидайте квитанции по почте.

Прошло несколько лет, и в 2018 году уже обсуждают парковки не только на оживленных улицах центра и окраин, но и платную парковку во дворах. В сентябре месяце этого года Максим Ликсутов заявил в интервью Коммерсанту, что «Без мнения москвичей решения приниматься не будут». Тем не менее, нелюбимый многими автомобилистами ЦОДД в ноябре выпустил пакет предложений по снижению и увеличению скоростного режима в Москве. Рупор Москвы получил этот проект и предлагает всем читателям ознакомиться с ним.

Стоит заметить, что в самом городе участков где собрались снижать скорость намного больше, чем предложенных участков по повышению скоростного режима.

Справедливости ради надо сказать, что повышать скорость они собираются тоже много где, но по большей части за МКАДом с 60 до 80 км/ч:

  1. Участок Симферопольского шоссе (от Варшавского ш. до границ с МО)
  2. Участок Варшавского шоссе (от МКАД до Молодцовского пр.)
  3. Участок Калужского шоссе (от МКАД до км 47+700, за исключением дублеров)
  4. Участок Дмитровского шоссе (от МКАД до д. Грибки ГО Мытищи МО)
  5. Участок Волоколамского шоссе (от ул. Дубосековская до Походного пр, кроме дублеров)
  6. Участок пр-та Мира (от ТТК до Ярославского ш. включая Северянинский путепровод)
  7. Участок Новорязанского шоссе (от МКАД до границ с МО)

Также увеличится скоростной режим до 90 км/ч

  1. Участок Боровского шоссе (от ул. Федосьино до Киевского ш.)
  2. Участок Киевского ш.(на участках от Ленинского пр-та км 41+500, от км 53+000 до км 65+200 за исключением участков, проходящих в границах населенных пунктов)

Теперь давайте коснемся пунктов по поводу снижения скорости. Глава Дептранса Максим Ликсутов уже выходил в эфир с объяснениями по поводу грядущих изменений. В его интервью изобиловали слова «мы проанализировали, мы готовим постановление». У многих в связи с этим возник вопрос: с каких пор и на каком основании вопросами определения максимальной скорости стало заниматься Правительство Москвы? Заодно, возмущенные граждане требуют реорганизации Дептранса, увольнения его главы, ликвидации МАДИ, АМПП и ЦОДД, с передачей их функций ГАИ. Тем более, что столь любимый мэрией «Активный гражданин» уже проводил электронный опрос о понижении скоростного режима, и москвичи дружно выступили против.Сюрпризом с ограничением скорости Ликсутов не ограничится. По факту, вместо разрешенных 60-ти км/ч будут установлены знаки с ограничением до 40км/ч, ведь по словам Ликсутова «по законодательству за превышение более чем на 20 км/ч не штрафуют». Как же оно будет на практике? Яндекс-пробки все чаще показывают нам 10 баллов, и предложения снизить разрешенную скорость еще вызывают удивление. Ведь средняя скорость потока сейчас, без всяких ограничений 35-45 км\ч., мест, где возможно и разрешено разогнаться – на пальцах одной руки пересчитать можно. Цель подобных нововведений прозрачна – пополнение казны за счет штрафов. Особенно в ночное время, ведь мало кто может удержаться ехать по пустому городу со скоростью 40 км/ч.

И наконец-то самое интересное – где именно собрались снизить скоростной режим. Со 100 до 80 км/ч на МКАД на всем протяжении

С 80 до 60 км/ч на всем протяжении на ТТК, на Алтуфьевском шоссе и на Курузовском проспекте.

На Щелковском шоссе (от Сиреневого бульвара до 3-й парковой улицы)

На Волгоградском проспекте (от ул. Талалихина до МКАД)

На Каширском шоссе (от Варшавского шоссе до ул. Борисовские пруды)

После того как Москва всего за пару лет развила самую большую в мире сеть фото- и видеоконтроля за нарушениями ПДД, большинству водителей пришлось серьезно пересмотреть свое отношение к соблюдению скоростного режима. И тут выяснилось, что многие москвичи не знают, где какая скорость разрешена. Дело в том, что на половине вылетных магистралей разрешенная скорость составляет 60 км/ч, а на второй половине ее подняли до 80 км/ч. При этом на некоторых дорогах (например, на Ленинградском шоссе) власти не удосужились даже поставить знаки, возвещающие об увеличенной разрешенной скорости. Но самое удивительное то, что скоростной режим может меняться на разных участках одной трассы. Так, на Щелковском шоссе есть лишь маленький отрезок, длиной чуть более километра, на котором можно разогнаться до 80 км/ч, а на проспекте Маршала Жукова, наоборот, - полуторакилометровый участок посреди дороги, на котором нужно притормозить. Разобраться в том, где какая скорость разрешена на ТТК, еще сложнее.

Весь этот хаос предложил привести в порядок экспертный центр Probok.net, убрав колебания в скорости на протяжении магистрали и сделав ее одинаковой на всех дорогах одного типа. По мнению экспертов, после реконструкции на всем Каширс­ком шоссе можно разрешить 80 км/ч. То же самое можно будет сделать после реконструкции на всех вылетных трассах . Градацию скорости предлагается сделать такой же, как в Европе: на обычных улицах - 50 или даже 30 км/ч, а на магистралях - 80 и более. При этом необходимо предварительно подготовить водителей к изменениям, установив соответствующие дорожные знаки и информационные щиты.

Многие не знают, где какая скорость разрешена. На некоторых дорогах власти не удосужились даже поставить знаки

Еще один скоростной эксперимент Probok.net хочет провести на МКАДе - дифференцировать скорость на разных полосах дороги. Эксперты предложили в двух левых рядах увеличить скорость до 110 км/ч, а в крайне правом - понизить до 80 км/ч. Такой режим больше соответствует реальной скорости движения на МКАДе, поэтому абсолютному большинству водителей будет выгоднее соблюдать установленные нормы.

Предложение от Probok.net: ограничение скорости в зависимости от ряда на МКАДе

В качестве оптимального места для проведения эксперимента выбран участок с 94-го по 103-й километр, поскольку на протяжении восьми километров кольцо не прерывается съездами и примыканиями. Экспертный центр уже обратился с предложением в соответствующие органы, поэтому уже в ближайшем будущем это может стать реальностью. Правда, в данном случае эксперты ссылаются уже не на опыт развитых стран, а на Украину и Азербайджан.

Комментарий

Руководитель экспертного центра Probok.net :

− Когда на Ленинградке и Звенигородке вводили 80 км/ч, многие кричали: «А вы готовы взять на себя ответственность за трупы?». Но количество ДТП не увеличилось. Аварии никто не отменял, но от того, что водители перестали получать штрафы на Звенигородке за необоснованный скоростной режим, ничего плохого не случилось, более того, появился порядок. Гораздо проще соблюдать понятные правила и двигаться с разрешенной и удобной скоростью, чем пытаться вилять между камерами, нажимая то на газ, то на тормоз.

Вердикт

Редактор:

Не успевают следить за изменениями скоростного режима иногда не только автомобилисты, но и те, кто его устанавливает. Ведь были и такие случаи, когда камеры видеофиксации настраивали неправильно или забывали перенастроить, в результате чего автомобилистам приходили несправедливые штрафы. Не совсем справедливо и то, что часто штрафы назначаются не за умышленное превышение, а за неосведомленность. Так что, идея сделать разрешенную скорость одинаковой на всех крупных магистралях вполне разумна. Только вот вторая инициатива, получается, идет вразрез с первой - главная проблема дифференциации в том, что она как раз может создать путаницу. Однако на то и нужен эксперимент, чтобы проверить предложенное на практике.

Если кто-то думает, что по московским дорогам можно ездить исключительно 60 км/ч, то самое время узнать, что на 13-ти (!) столичных магистралях установлена разрешенная скорость 80 км/ч. Проблема только в том, что никто точно не знает, где именно. И если раньше это не было проблемой, то теперь, когда посыпались тысячи писем счастья, хочется четко установленных правил игры со скоростью на дорогах.

До смены мэра Москвы в городе действовало негласное правило, некий "договор" между властью и обществом: водители делают вид, что соблюдают ПДД, правительство делает вид, что следит за этим. Всем было наплевать друг на друга. Однако теперь ситуация кардинально изменилась, в городе развернули чуть ли не самую огромную систему фотофиксации нарушений ПДД в мире! Неожиданно для себя простой московский водитель стал получать по почте приличные штрафы за превышение скорости. Нарушать, конечно, нехорошо и все это знают, но раньше же никто на это внимание не обращал, а сейчас все иначе. Автомобилистам хотелось бы узнать новые порядки, прежде чем сталкиваться их с карательной стороной.

Карта московских магистралей, где разрешено ездить 80 км/ч (открывается в новом окне в большом разрешении).

Скоростной режим на МКАД – отдельная тема, обсудим ее завтра.

Многие будут удивлены, увидев, что на всем протяжении Ленинградки можно ездить 80, хотя знаков, сообщающих об этом, практически нет. Еще абсурднее ситуация на Ярославке: от МКАД до Северянинского путепровода ехать можно 80, хотя отбойников нет, а дальше в центр, где отбойники появляются, можно двигаться не быстрее 60 и камеры рассылают штрафы. Смешно смотреть на "обрубок" Щелковского шоссе длинною всего 1.3 км, где также можно ехать 80. Вы его и заметить не успеете.

История вопроса крайне интересная, с 7 июля 1997 года в соответствии с постановление Правительства Москвы на 12 участках московских шоссе была увеличена скорость до 80 км/ч. Документ начинался такими словами: "В последнее время в г. Москве выполнен большой объем работ по улучшению дорожных условий на основных городских магистралях и их обустройству современными техническими средствами регулирования, что позволяет двигаться автотранспорту с более высокими скоростями." Позднее, в 2008, на большей части Третьего кольца было установлено также 80 км/ч, в 2013 году к этому списку закономерно добавилась еще и Звенигородка.

Однако в связи с отсутствием соответствующих знаков, информационных плакатов, а то и вовсе логики в разрешенных скоростях, добропорядочный московский водитель зачастую не может понять, на каком участке с какой скоростью можно ездить. В результате, автомобилисты получают большое количество штрафов не за умышленное нарушение, а за то, что их должным образом не проинформировали. Раз город решил жестко администрировать скоростной режим, то он (город) должен (!) четко и понятно установить правила, донести их до всех. Путаница огромная. Фактически только на МКАД понятно, что разрешено 100 (но мы его пока специально выделим за сегодняшнее обсуждение).

Отдельная печальная история - Третье транспортное кольцо. Какая разрешенная скорость на Трешке - вообще загадка. Вроде 80, но на выезде из тоннелей под Ленинским и Кутузовским вас ждет сюрприз...

Вы только вдумайтесь, едите вы вдоль Лужников, разрешено 80 км/ч, потом заезжаете в тоннель, а там уже 60. Вроде бы вы сами должны догадаться, что над вами перекресток с Ленинским проспектом, и знак ограничение скорости перестает действовать, но интуитивно же это непонятно. А на выезде из тоннеля вас и встретят радостные гаишники, которые с удовольствием объяснят вам, чем грозит отсутствие развитой интуиции.

Вся эта неразбериха только от того, что ни у кого не доходили руки навести в этом вопросе элементарный порядок. Не надо бояться устанавливать адекватный скоростной режим и сообщать об этом водителям. Ввели же 80 км/ч на Звенигородке и Ленинградке, и ДТП больше не стало, хотя сколько крику было. А знаменитые обвинения: "а вы готовы взять ответственность на себя за трупы?". Аварии никто не отменял, но от того, что водители перестали получать штрафы на Звенигородке за глупый и ничем не обоснованный скоростной режим, ничего плохого не случилось, более того, появился порядок. А еще я помню, когда мы начинали эксперимент с правым поворотом на красный, нам говорили, что передавят пешеходов и перебьются русские водители, мол, не готовы мы к этому. Однако за время эксперимента, не произошло ни одного (!) ДТП, связанного с экспериментом. Критиков больше не слышно, зато когда все затевалось, они всегда лезли под руку.

Гораздо проще соблюдать адекватные правила и двигаться с разрешенной и удобной скоростью, чем пытаться вилять между камерами, нажимая то на газ, то на тормоз, заклеивать номера и т.д. Да, автокатастрофы случаются, например, недавно на Кутузовском проспекте насмерть разбился вице-премьер Дагестана Гаджи Махачев, который и находился за рулем. Но он "летел" под 150 км/ч . Никакого отношения к разрешенной скорости это вообще не имеет, хоть 40 сделайте, а некоторые люди будут продолжать нестись, как им вздумается.
Не надо думать, что Probok.net хочет, чтобы Москва пошла своим путем, увеличивая скорость, когда в других города мира она уменьшается. Мы выступаем за обоснованную скоростную градацию на дорогах: на обычных улицах - 50 или даже 30 км/ч, а на магистралях 80 и более километров в час. Подробно этот вопрос я разбирал . Весь цивилизованный мир живет по такому принципу. И нам следует поступать также как в Барселоне , Мадриде , Париже , Лондоне , Франкфурте-на-Майне , Вильнюсе и других городах (по клику на город открывается фотография, подтверждающая все выше сказанное). Разрешенная скорость имеет значение даже при московских пробках, ведь основные штрафы приходят в ночное время, когда пробок нет. Да и куда комфортнее ездить со скоростью адекватной обстановке на дороге (наличие разделительных ограждений, большой ширины полосы, отсутствие нерегулируемых переходов).

Пора установить четкие и понятные правила: пересмотреть скоростные ограничения где-то в пользу увеличения, где-то наоборот. Например, после реконструкции, на всей Каширке очевидно можно разрешить 80 км/ч. Нужно повесить на магистралях соответствующие знаки и информационные щиты. Существующая неразбериха приводит к дискредитации транспортной политики города и возрастающему недовольству водителей. Probok.net в ближайшее время подготовит ряд конкретных предложений по каждой из московских магистралей, обсуждение начнем завтра с Московской кольцевой дороги.

UPD: Важное разъяснение. Скоростной режим устанавливается не дорожными знаками (они его только обозначают), а нормативным документом, в нашем случае Постановлением Правительства Москвы. Поэтому даже если с Ленинградки убрали все знаки ограничения скорости, это не отменяет установленного там скоростного режима в 80 км/ч.

Если Вам понравился пост, буду благодарен Вам за то, что вы поделились ссылкой на него в социальных сетях. Добавить мой журнал в друзья можно .

March 6th, 2013

Бурная дискуссия развернулась в Рунете вокруг вопроса «повышать или не повышать скоростной режим на магистралях Москвы» после публикации поста Probok.net , а особенно – после начала опроса на сайте Департамента Транспорта .

Вообще-то такая постановка вопроса не очень корректна. Ощущение, что и некоторые представители власти, и многие граждане ошибочно полагают, будто в нашем городе везде (кроме ТТК и МКАД) разрешено ездить 60 км/ч. Что вся Москва представляет собой сплошную жилую застройку. А скоростной режим регулируется только в одну сторону.

Вопрос стоит шире: почему в Москве необходимо скоростное зонирование и каким оно должно быть?
Коротко о главном:
- Скоростной режим 80 км/ч сейчас действует на 14 магистральных улицах Москвы. Большей частью - светофорных.
- Значит, когда мы говорим о введении скоростного режима 80 км/ч для бессветофорных Звенигородского шоссе и Ленинградского проспекта, речь не о пересмотре текущего подхода к скоростному зонированию. А лишь о его последовательном применении.
- Москва не ограничивается пределами МКАД. Границы жилой застройки в столице не совпадают с административными границами. Об этом надо помнить, определяя скоростной режим для «новой Москвы», а это 2/3 территории города.
- Безопасная скорость на любой проезжей части определяется не идеологией. А технической категорией дороги (улицы).
- Цель скоростного зонирования города – вовсе не «дать погонять». А найти баланс между безопасностью участников движения и комфортом.
- Есть пять причин сделать максимально разрешенную скорость 80 км/ч на магистральных дорогах Москвы
- Многие оправдывают низкий скоростной режим тем, что «у нас все водители едут +20 км/ч, т.к. за меньшее не штрафуют». С этим надо бороться, а не подстраивать скоростной режим под «понятия».
- Многие оправдывают низкий скоростной режим на магистралях тем, что «пострадавших и погибших при повышении скоростного режима будет больше - и среди водителей, и среди пешеходов». Но практика показывает, что низкий скоростной режим не гарантирует безопасность, а большинство пешеходов в городах гибнет на небольших улицах.

Теперь подробнее по каждому пункту.

1. Скоростной режим 80 км/ч сейчас действует на 14 магистральных улицах Москвы.
Ну или на 12, если Рублево-Успенское считать одним целым с Рублевским, а Можайское – с Кутузовским.
Вот карта ныне действующего скоростного режима. А рядом – то, что предлагает Probok.net.

Улицы, где этот режим действует:
- 3-е транспортное кольцо (кроме нескольких участков)
- Кутузовский проспект
- Можайское шоссе
- Ленинградское шоссе
- Волоколамское шоссе (от ул. Врубеля до канала им. Москвы)
- Варшавское шоссе (от Каширского ш. до МКАД)
- Волгоградский проспект (от ул. Талалихина до МКАД)
- Каширское шоссе (от Варшавского ш. до Борисовского пр.)
- Рублевское шоссе
- Рублево-Успенское шоссе
- Киевское шоссе
- Алтуфьевское шоссе
- Ярославское шоссе (от Северянинского п/п до МКАД)
- Щелковское шоссе (от Сиреневого бульв. до 3-й Парковой ул.)

Такой скоростной режим был установлен Постановлением Правительства Москвы от 1 июля 1997 г. N 483 "О повышении скоростного режима автотранспорта на отдельных участках магистралей г. Москвы". По ТТК было также отдельное постановление - № 1094-ПП от 2 декабря 2008 года «Об установлении разрешенной скорости на отдельных участках третьего транспортного кольца города Москвы».

Логика введения режима "80" для упомянутых выше магистралей была простая. Эти дороги представляют собой опорную магистральную сеть, при этом на них были созданы условия для повышения скорости движения, позволяющие ездить быстрее без ущерба для безопасности.

Оба постановления действующие. Их никто никогда не отменял.

2. Значит, когда мы говорим о введении скоростного режима 80 км/ч для Звенигородского шоссе и Ленинградского проспекта, речь идет не о пересмотре текущего подхода к скоростному зонированию. А лишь о его последовательном применении!

Ведь большая часть магистральных улиц с режимом 80, упомянутых выше – светофорные. И на них есть наземные регулируемые пешеходные переходы. По крайней мере, так было на момент введения режима 80! Тем более странно выглядят бессветофорные Ленинградский проспект и Звенигородское шоссе, построенные по технической категории I, с режимом 60.

3. Москва не ограничивается пределами МКАД. И границы жилой застройки в столице не совпадают с административными границами. Об этом надо помнить, определяя скоростной режим для «новой Москвы», а это 2/3 территории города

В прошлом году к городу была присоединена огромная территория «новой Москвы» площадью более 1480 км2 (что в 1,4 раза больше, чем «старая» Москва). При этом проживает на этой территории всего 250 тыс. человек, что в 40 раз меньше, чем в «старой Москве». Нетрудно понять, что на новой территории плотность жилой застройки раз в десятки ниже, чем в прежних границах столицы.

При этом в состав территории Москвы вошла масса загородных магистралей, в одночасье ставших «внутригородскими» - Киевское шоссе, Калужское шоссе, участки Малого и Большого бетонных колец, масса других дорог, проходящих большей вне жилой застройки. Раньше на всех них действовал скоростной режим 90 км/ч вне жилой застройки и 60 км/ч в населенных пунктах.

Теперь, следуя логике «в черте города – только 60 км/ч», на всех них нужно снизить скорость «по умолчанию» до 60 км/ч? Да с какой стати? Что изменилось для безопасности бывших дорог Московской области от включения их в состав Москвы?

Простая логика подсказывает, что «оптом» ничего снижать не надо. А надо провести ревизию новых дорог с оценкой их категории и безопасности. А до такой ревизии – продолжать использовать на новых территориях тот режим, который там был. Жилая застройка – 60. Нет жилой застройки – 90.

На Киевском же шоссе (до Внуково либо до Малого бетонного кольца) можно и повысить до 110 км/ч – эта дорога соответствует технической категории I (магистраль), расчетная скорость при строительстве 120 км/ч. Эта магистраль если и отличается от соседних Симферопольского шоссе и М4 Дон, то лишь в лучшую сторону.


4. Безопасная скорость на любой проезжей части определяется не идеологией. А технической категорией дороги (улицы).

С точки зрения идеологии и теории, возможно, нет разницы между 8-ми полосным бессветофорным магистральным Звенигородским шоссе, 4-х полосной улицей районного значения Москворечье и каким-нибудь 1-полосным запаркованным односторонним Кривоколенным переулком.

А с точки зрения практики и безопасности движения – есть, и колоссальная.

По Звенигородскому шоссе можно безопасно двигаться со скоростью 80 км/ч. Ведь строилась эта магистраль под расчетную скорость 100 км/ч, и здесь обеспечены все нужные радиусы, углы уклона, отсутствие пересечений в одном уровне, отсутствие наземных переходов, переходно-скоростные полосы и прочее:

По улице Москворечье безопасно и комфортно ехать 60:

А по Кривоколенному переулку ехать быстрее чем 30-40 км/ч вред ли разумно. Потому что он узкий, односторонний, запаркованный с двух сторон и здесь полно пешеходов.

Неудивительно, что большинство водителей, да и вообще здравомыслящих людей воспринимает попытки уравнять эти 3 улицы как покушение на здравый смысл (в случае со Звенигородкой) и безопасность (в случае с Кривоколенным). Если между последними двумя и есть что-то общее, так только то, что ограничение 60 км/ч неразумно для обоих! Для Звенигородского скорость надо повышать, для Кривоколенного – наоборот, снижать.

Зачем это надо? Если выразиться научно, чтобы «привести транспортное поведение автомобилистов в соответствие с технической категорией и назначением дороги». Там, где скорость может быть выше и это безопасно – надо повышать до 80. Где нельзя – напротив, сделать ее 50 и даже 30. И все контролировать одинаково жестко. А, например, во дворовых проездах – даже жестоко.

5. Цель скоростного зонирования города – вовсе не «дать погонять». А найти баланс между безопасностью участников движения и комфортом.

Probok.net предлагает применить рациональный подход к вопросу, определяя максимально разрешенную скорость согласно технической категории дороги и фактическим условиям безопасности.

Более того, для борьбы с гонщиками во дворах я бы даже предложил более суровые наказания конкретно за превышение скорости на дворовой территории, оборудованной таким знаком. Например, за превышение скорости на 10 км/ч на дворовой территории – штраф 500 рублей, на 20 км/ч – 1500 рублей, на 30 км/ч – лишение прав на 3 месяца, на 40 км/ч – лишение прав на 6 месяцев, на 60 км/ч – лишение прав на 1 год. Правда, это уже федеральная, а не московская компетенция.

6. Есть пять причин сделать максимально разрешенную скорость 80 км/ч на магистральных дорогах
Причина 1. Одним из ключевых показателей (KPI) эффективности транспортной системы является скорость перемещения в городе. Измеряется в километрах в час. Не нужно быть математиком, чтобы сделать очевидный вывод: повышая разрешенную скорость до 80 км/ч на магистралях, мы этим самым повышаем среднюю скорость перемещения в городе. За счет повышения скорости движения в непиковое время. Снижая ее до 60 км/ч – наоборот, снижаем среднюю скорость, ухудшая этот KPI.
Причина 2. Часто мы слышим: «А вот максимальная пропускная способность достигается при 50-60 км/ч, вот и давайте поборем пробки, снизив разрешенную скорость». Это неверно. Дорожное движение – система саморегулируемая. Вот как это работает:
- Если разрешить 80 км/ч и установить жесткий контроль за соблюдением, поток будет ехать 80 км/ч при свободной трассе со сравнительно низкой пропускной способностью.
- Как только количество машин будет нарастать, динамический габарит начинает снижаться, скорость тоже сама снижается. И максимальная пропускная способность действительно достигается при 40-60 км/ч (зависит от дороги).
- При дальнейшем снижении скорости ниже 40 км/ч пропускная способность сначала постепенно, затем все более резко снижается.
Все это происходит самостоятельно, без ограничений сверху! Таким образом, если мы снизим скорость до 60 км/ч, мы просто создадим резерв избыточной пропускной способности в те часы, когда он не нужен, но никак не изменим пропускную способность в те часы, когда все и сейчас снижают скорость. Значит, ограничение скорости на магистралях до 60 км/ч с точки зрения пропускной способности как минимум бесполезно.
Причина 3. Транзитные (межокружные) потоки должны идти по магистральным улицам, а не на местным. Создавая скоростное зонирование, повышая скорость на широких магистральных улицах и снижая ее в центре, жестче контролируя на дворовых территориях - мы стимулируем транзитный трафик пользоваться именно магистралями. А не узкими районными улицами и не дворовыми проездами. Кто-то наверно скажет "да транзитный трафик должен идти по внеуличным фривеям!" Должен. Но пока их нет. А трафик есть.
Причина 4. Безопасность. Да, как ни странно, и безопасность тоже. На той же Звенигородке наблюдаем торможение под камерами и перестроение перед ними из ряда в ряд. Если сделать там 80 км/ч, число таких маневров снизится. Можно, конечно, сказать "а давайте наставим камер на всех полосах и через каждые 100 метров". Но едва ли это технически и финансово возможно и разумно.
Причина 5. Психологический комфорт. Езда на бессветофорной магистрали типа Звенигородки со скоростью 60 км/ч не стимулирует успокоение трафика и водителей. Напротив, она вызывает раздражение. Комфортная скорость определяется также технической категорией дороги. И езда по Звенигородке со скоростью 60 км/ч психологически воспринимается как издевательство над здравым смыслом.


6. Многие оправдывают низкий скоростной режим тем, что «у нас все водители едут +20 км/ч, т.к. за меньшее не штрафуют». С этим надо бороться, а не подстраивать скоростной режим под «понятия».

Есть 2 подхода к скоростному режиму.

В Европе: устанавливать режим, объективно оптимальный по безопасности. А за превышение, начиная с +10-15 км/ч карать строго и создавать неотвратимость наказания, в том числе повсеместным применением камер, особенно на аварийных участках. Этот подход предполагает работу дорожной полиции. Граждане привыкают уважать ПДД как частный случай закона.

У нас: устанавливать скоростной режим как можно ниже, "все равно будут нарушать". А наказывать избирательно и в основном уже за нарушения от 40 км/ч. Такой подход предполагает избирательное правосудие со стороны дорожной полиции. Что развивает неуважение граждан к ПДД и закону вообще, девальвирует их.

В итоге у нас много где неадекватно низкий скоростной режим, потому что его назначают «с запасом» на нарушения, а массовые нарушения происходят... потому что скоростной режим неадекватно низкий!

Надо как-то этот дурной круг размыкать уже. И переходить на европейский цивилизованный подход, без запасов на менталитет. Возможно, нужно вернуться к вопросу поднятия штрафа за превышение на 10-20 км/ч до 300 рублей, и более плавной градации для 20-40 (например 500 рублей за 20-30, 1000 рублей – за 30-40 км/ч). Чтобы каждый, «притапливая педальку», чувствовал, как нарастает возможный штраф.

Но, разумеется, повышение штрафов разумно только в связке с аудитом скоростного режима и установке реалистичного скоростного режима по безопасности! А не как обычно – штрафы радостно подымут, а скорость на многих дорогах как была неадекватно низкой, так и останется.

7. Многие оправдывают низкий скоростной режим на магистралях тем, что «пострадавших и погибших при повышении скоростного режима будет больше - и среди водителей, и среди пешеходов». Но практика показывает, что низкий скоростной режим не гарантирует безопасность, а большинство пешеходов в городах гибнет на небольших улицах.

Конечно, дорожное движение заведомо является источником повышенной опасности. Как, например, и метро. И исключить смертельные случаи на дороге можно только одним способом - прекратив дорожное движение совсем. Также как исключить гибель людей в метро (до 100 человек в год) можно только закрыв его. Очевидно, ни то, ни другое невозможно. Значит, нужно находить разумный компромисс по безопасности. Который определяется технической категорией дороги.

Как показывает статистика, 1/4 всех ДТП с пешеходами происходит на наземных пешеходных переходах, причем 80% из них - на нерегулируемых. Нерегулируемых на магистральных улицах Москвы не будет совсем, а на многих не будет и наземных. Значит, по этому пункту безопасность повышается.

Далее, 50% ДТП с пешеходами происходит по вине пешеходов из-за перехода в неположенном месте. На магистральных улицах (и слава Богу!) возможность перейти в неположенном месте уменьшается (устанавливаются отбойники, увеличивается плотность потока и т.д.). Значит, и по этому пункту безопасность тоже повышается.

Большинство магистральных улиц будут состоять из центральной транзитной части и боковой коллекторной (для поворотов). Такими, например, являются Каширское и Варшавское шоссе. И на таких магистралях, конечно, разумно 80 км/ч назначать лишь на центральной части. А на боковых – 60 км/ч, т.к. там маневры, парковка и пешеходы. На центральной же части таких магистралей пешеходов или вообще не будет за отсутствием тротуара (например, Ленинградский проспект), или будут только те, что стоят на остановках ОТ.

Более того, полосы общего пользования от тротуаров и остановок на реконструируемых магистралях даже там, где боковых проездов нет, будет отделять выделенная полоса для ОТ. Она, по сути, послужит дополнительным барьером безопасности. Т.е. выполнит ту роль, которую выполняет асфальтированная обочина на загородных дорогах: выезжать нельзя, но если ЧП случилось, дает пространство для маневра.

В конце концов, авто не ездят по тротуарам. Вылет на тротуар – это ЧП. Конечно, теоретически вероятность вылета на тротуар при 80 км/ч больше, чем при 60 км/ч. А практически?

А практически - скоростной режим 60 на Минской улице не помешал пьяному негодяю в прошлом году вылететь на остановку и сбить несколько человек насмерть. И скоростной режим 60 на ул. Подольских курсантов не помешал недавно еще одному (на сей раз не пьяному) вылететь на тротуар и сбить 3-х человек, одного насмерть.

Мне не удалось найти статистику по количеству ДТП с участием пешеходов на тротуарах. Зато удалось найти много чего другого про ДТП с пешеходами. Например, немного статистики ГАИ за 2009 год и исследование по безопасности за 2011-й . Вот еще пара фактов оттуда:
- 3/4 всех ДТП с пешеходами происходит на районных и местных улицах, внутриквартальных проездах, а также на магистральных улицах районного значения.
- Что удивительно, тяжесть ДТП на районных улицах 7,8, на магистральных улицах общегородского значения всего 7,2. Хотя, казалось бы, на магистральных улицах даже с режимом 60 нарушителей скоростного режима больше.

Если посмотреть подборку новостей по резонансным ДТП в Москве с вылетом на тротуар, ДТП с вылетом на тротуар на магистральных улицах (с режимом 80 сейчас) там практически нет. Почему - не знаю. Могу только предположить: видимо, категория дороги и ее ширина обеспечивают большую безопасность движения по 80 на магистралях, чем 60 на местных улицах. Возможно также, на магистральных улицах пешеходов меньше, и они более внимательны.

Навскидку вспомнился лишь случай на пересечении Каширского шоссе и Пролетарского проспекта, где пьяный подонок не вписался в поворот и сбил нескольких студентов. Однако конкретно это место всегда было опасным для пешеходов, и ДТП со смертельным исходом на переходе уже были. Что показательно, реакцией студентов и преподавателей МИФИ было требование построить подземный пешеходный переход . Причем даже не через Пролетарский проспект: злая ирония судьбы в том, что переход, где погибли студенты, доживал последние месяцы перед началом работ по строительству там подземного в рамках реконструкции Каширского шоссе... А через улицу Москворечье, 4 полосы (по 2 в каждую сторону).

(Говоря в скобках, посмотрел бы я на человека, который коллективу МИФИ в живой беседе попробовал бы доказать, что подземный переход под Пролетарским вообще строить нельзя, что нужно сохранить этот наземный… Впрочем, студенты – люди интеллигентные. Может, и обошлось бы без травматизма...)

К чему это все?
К тому, что вопросы скоростного режима должны решаться комплексно.

Сейчас, откровенно говоря, складывается впечатление, что под лозунгом «неповышения» скоростного режима собираются сделать нечто совсем другое - снизить скоростной режим на 14 магистралях до 60 км/ч, отменив указанные выше постановления. В том числе вернуть скорость 60 на ТТК. В общем, пересмотреть подход к скоростному зонированию без дискуссии по всему спектру вопросов, с этим связанных.

Это неправильно. Такие решения нужно принимать после серьезного общественного обсуждения и серьезных исследований, изучения мировой практики.

PS. На этот момент на сайте Департамента транспорта:
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым увеличить скоростной режим передвижения по основным магистралям?» положительно ответили 4659 (62%), отрицательно - лишь 2821 (37%).
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым повышать предельную скорость при движении по Ленинградскому и Звенигородскому шоссе?» до 80 км/ч предложили повысить 4494 (59%), до 65-75 – еще 3%. Отрицательно к идее относятся лишь 2537 (33%).