Совокупность психологических особенностей личностных качеств женщины, влияющих на её успешность в профессиональной деятельности. Психологические особенности человека

Личность и индивид. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, создающее возможности и задатки человека, то, что дано человеку от природы), то есть назвать человека индивидом – это сказать, что он потенциально человек со всеми только ему присущими врожденными чертами. Личность – это качество индивида (единство личности и индивида), но они не тождественны. Личность – это особое качество, приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, то есть это социальное качество индивида.

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характере, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность и индивидуальность также образуют единство, но не тождество, так как индивидуальные особенности могут быть и не представлены в формах дятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид.

ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек, как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии,педагогики, анатомии, физиологии и др. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие (Социогенез), его индивидуально-психологические особенности, роли, которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

Тема: Потребности, их характеристика и классификация.

Потребностями называют состояния объективной нужны организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребность - это исходная форма активности живых организмов.

Потребность – это и предпосылка и результат трудовой деятельности и познавательных процессов. Потребности регулируют поведение, определяя направленность мышления, чувств и воли. Потребности обусловлены воспитанием человека, т.е. процессом приобщения к миру человеческой культуры, представленной как предметно (материальные потребности), так и функционально (духовные потребности).

Удовлетворение потребности – это процесс присвоения им продукта определенного вида деятельности. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребность является источником активности личности. Потребность обнаруживается в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребности – центральная задача формирования личности. Виды потребности: биологические потребности – потребности организма; социальные потребности -в общении: матери, близких, затем эта потребность направляется на более широкий круг взрослых; познавательная потребность - потребность во внешних впечатлениях. У человека, помимо элементарных биологических потребностей, существуют еще две потребности. Социальная – потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность. Опыты показывают, что уже в 2-хмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира. В отношении обеих рассмотренных потребностей следует отметить два важных момента. Во-первых, потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый не только удовлетворяет потребность ребенка в контактах; он первый и главный источник разнообразных впечатлений, которые получает ребенок. Во-вторых, обе обсуждаемые потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Он необходимы ему так же как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми о познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.

Связь потребностей с деятельностью. Маслоу полагал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида, лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие потребности. Порядок при этом был такой. Уровни: 1.базовые физиологические потребности; 2.потребности, связанные с безопасностью;3.потребности, связанные с любовью и принятием; 4.потребности, связанные с уважением других и самоуважением; 5.потребности, связанные с самоактуализацией, или потреб-ти личност состоятельности. Нижележащие потребности д.б. удовлетвоы, прежде, чем человекк перейдет к реализац высших потребностей. Чем выше чел-к мож подняться по лестнице потребностей, тем больш здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуал он будет.

Самоактуализация – реализация потенций, способностей и талантов человека;это потребность в самосовершенствовании, реализации своего потенциала. Здесь потребность равна мотиву.

По Рубинштейну: все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его разввиваются и изменяются. Потребности чел-ка м.б. при этом подразделены на тесно между собой связанные, друг в друге взаимопроникающими, но все же различными - материальные потребности и духовные. Органические потребности представлены в психике, прежде всего, в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения и они выступают в виде влечений. Влечение - это органическая потребность, представленная в органической чувствительности. Будучи выражением органической потребности, влечение имеет соматический источник; оно происходит от раздражения, идущего внутри оганизма. Общая особенность влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создает, влечение порождает импульс к действию. По мере того, как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет влечение необходимо переходит в желание - новую форму проявления потребности. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение, а так же изменение внутреннего характера влечения.

Это изменение его внутреннего психического содержания связано с тем, что переходя в желание, направленное на определен предметы, влечение больше осознается. В отечественной психологии потребности различают по происхождению – 1. культурные и 2. естественные; и по характеру предмета потребности – 1. материальные и 2. духовные. Вопрос 31. Общая характеристика эмоциональных процессов.

Тема: Виды и функции эмоций. Эмоции – это субъективные реакции чел на воздействие внешн и внутр раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Существенной чертой эмоций является их субъективность. Эмоции служат одним из главных механизмов внутр регуляции поведения и психич деят-ти, направленных на удовлетворение потреб-ти. Потреб-ть удовлетворяется – возникает «+»Э, не удовлетворяется «-» Э. Эмоция - психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Чувства всегда предметны. «+» эмоции вызываются «+» воздействиями, которые побуждают субъекта к их достижению; «-» эмоции стимулирует активность на избегание вредных воздействий.

Физиологические механизмы эмоций: Эмоции – результат сложного взаимодействия всех систем мозга: ретикулярной формации, подкорковых центров и коры г/м. Основным подкорковым образованием, ответственным за возникновение эмоций является гипоталамус, в кот были открыты центры удовольствия и неудовольствия. Две основные формы нарушения эмоций – депрессия, эйфория. Первый чел, изучивший эмоции – Вундт. Схема возникновения эмоций: обычное спокойное состояние – биол/соц значимые обстоятельства – эмоций (есть у человека и животных, у человека есть еще и чувства). Чувства – это сложная форма отражения, свойственная только человеку, кот включает не только эмоции, но и понятийное отражение. Чувства вырабатываются в условиях жизни человека в обществе. Эмоции очень многообразны и оцениваются по следующим параметрам: 1) модальность (качество); 2) интенсивность (различия по силе);3) продолжительность; 4) осознанность; 5) сложность; 6) амбивалентность (противоположность). Функции эмоций: 1. Сигнальная - когда отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благопиятными или неблагоприятными для него развития событий. Субъект опираясь на свои эмоции совершает необходимые действия; 2. Оценочная – эмоция позволяет человеку оценить воздействющий объект и выбрать опред способ поведения; 3. Регулятивная – эмоция реализуют связь с мотивом и выбором действий и способов поведения; 4. Коммуникативная – способствует общению. Проявления эмоций: 1) Внутренние субъективные переживания; 2) Внешние: мимика, пантомимика (жесты), дейсвия – поведение и движение, биохимические изменения (адреналин), речь, вегетативные проявления. Теории эмоций: 1. Дарвин: эволюционная теория эмоций;

2. Фрэйд – сознательное, бессознательное; 3. Павлов: мышечная теория (между эмоциями и мышцами существует прямая связь); 4. Анохин: связь эмоции с памятью (хорошие эмоции, возникающие на достижении цели запоминаются, и возникает стремление к повторению); 5. Теория Джемса, Ланге: внутренние переживание возникает как следствие внешнего проявления; 6. Симонов: информационная теория (степень эмоционального напряжения определяется потребностью с одной стороны и дефицитом информации, необходимой для ее удовлетворения с др.). Классиф-ция эмоцийи: 1.Эмоция тональных ощущений – это самая первая эмоция слитая с ощущением, возникающая в процессе ощущения. 2.Ситуативные эмоции – кратковременны, не очень сильные, проявления достаточно слабы. 3.Аффекты – очень сильные эмоции, кратковременные, могут быть и «+»и «-». Человек теряет контроль над собой, вследствие аффекта.4.Страсти – очень сильные, длительные эмоции, подчиняют себе деятельность и поведение людей, направлены на достижение какой-либо цели или предмета страсти. 5.Настроение – это самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, небольшой силы. Причины, вызывающие то или иное настроение: А) внутренние – физическое самочувствие; различные процессы в организме; доминирование полушария. Б) внешние – успех – неуспех; похвала – порицание; приятное – неприятное известие.

6.Виды высших чувств (моральные – по отношению к людям, обществу; праксические – к труду; интеллектуалбные – возникают в процессе умственной деятельности: удивление, сомнение, восторг; эстетические). 7.Стрессы – развиваются в ситуациях длительного напряжения, высокой ответственности, когда чел не может справиться с какой-то ситуацией. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход её. Во внутренних органах могут произойти необратимые органические изменения.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма.

Выделяют различные виды эмоций.

Тон ощущений (реакции, сопровождающие вкусовые, болевые, слуховые и другие ощущения) – простейшая форма эмоций. Они могут быть положительными – побуждать человека или животного к повторному позитивному переживанию – и отрицательными - побуждать к избеганию подобных переживаний.

В стрессовой ситуации могут появляться аффекты – особый вид эмоциональных явлений, отличающийся большой силой и краткостью протекания. При возникновении аффекта тормозятся все другие психические реакции. Обычно состояние аффекта возникает при критическом, затруднительном положении человека или животного. Аффект навязывает особый тип «аварийного поведения», закрепленного эволюционным путем: бегство, нападение и т.п.

Высшей стадией эмоций являются чувства.Чувства – результат обобщения эмоций, они надситуативны и могут даже иногда управлять более простыми формами эмоций (например, гордость за успех любимого или любимой).

Тема: Мотивационная сфера личности. В отечествен. психол существуют различные подходы к исследованию лич-ти. Во всех подходах в кач-ве ее ведущей хар-ки выделяется направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность – это установки, ставшие св-вами лич-ти проявляются в формах: Влечение - психические состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную потреб-ность; желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенно, обостряет осознание цели будущего действия; стремление - побуждение к деят-ти, в структуру которой входит волевой компонент; интерес - проявление познавательной потребностити, обеспечивает направленность лич-ти на осознание целей деят-ти (цель – это прогнозируемый, предвосхищаемый результат); склонность (направленность индивида на определенную деятельность, включает волевой компонент; идеал - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель; мировоззрение - система взглядов чел на объективный мир, на его место в нем; убеждение (высшая форма направленность, система мотивов лич-ти, побуждающих его поступать в соответствии со своими взглядами, мировоззрением. В основе лежат осознанные потреб-ти, формирующие мотивацию к деят-ти). В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деят-ти. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: регуляционная - психические процессы: познавательные, эмоц, волевые, побудительная - мотивы и мотивация.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения 1. Побудительная и направляющая функция мотива. 2. Детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами.3. Иерархия мотивов. 4. стремление к равновесию и напряжению – здесь мотив понимается чисто энергетически. (теория К. Левина, гедонистические теории). Отечественная психология критиковала эти подходы за отрыв мотива от контекста деятельности и сознания. В теории деятельности Леонтьева в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и, тем самым превращения ее объектов в предметы потребностей.

Отсюда: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность. У человека источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. Мотивация более обширное понятие, чем мотив. В психологии 2 значения этого понятия: 1) обозначает систему факторов, обусловливающих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения); 2) характеристика процесса, кот стимулирует и поддерживает деят-ть человека на опред уровне. Основная роль в формировании намерений лич-ти принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потреб-тей чел. Потребность – это состояние нужды чел в опред условиях жизни и деят-ти и в материальных объектах (биол, соц, познавательные). Основная хар-ка потреб-ти – ее предметное содержание. Побуждающим к деят-ти фактором является цель. Цель – осознаваемый результат, на достижение кот в данный момент направлены действия, связанные с деят-тью, удовлетворяющей актуализированную потреб-ть. Различают цель деят-ти и жизненную цель (выступает в кач-ве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деят-тями; концепция собственного будущего). Мотивационную сферу чел, с т.зр. ее развитости, можно оценивать: широта (кач-ное разнообразие мотивационных факторов, чем больше мотивов, потреб-тей, целей, тем более развита мотивационная сфера); гибкость (когда для удовлетворения мотива более высокого уровня используется больше разнообразных мотивов более низкого порядка); и иерархизированность (различие мотивов по силе и частоте актуализации, чем больше различий, тем больше иерархизированность). Этапы формирования лич-ти по Леонтьеву: 1) дошкольный возраст – установление первых иерархических отношений мотивов - формирование социально значимых мотивов; 2) подростковый возраст – появление стремления и способ-ти осознавать свои мотивы, а также проведение активной работы по их подчинению и переподчинению (самоосознание, саморуководство, самовоспитание). В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Направленность личности Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность.В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (СЛ.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С.Прангишвили). Направленность так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний лич-ти: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, убеждений и т.д. Т. о направленность выступает как системообразующее св-во личности, определяющее ее психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.Мотивы м. б. в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Необходимо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы исходным ее звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности.Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Тема: Классификация видов ощущений и их характеристика.

Проблема измерения ощущений. Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущений человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека, в результате которой появляются ощущения. Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующ их на его органы чувств. Ощущение - это не только компонент чувственного образа, но так же деятельность или компонент ее. Чувствительность формируется в действии. У человека развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики: порождая новые предметы с новыми качествами, она порождает и новые ощущения. Ощущение является не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций (напр, чувственный тон – ощущения - запах розы и запах сероводорода).

Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: 1. интероцептивные - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; 2. проприооцептивные – обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; З. экстероцептивные ощущения – обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения: a) контактная перцепция - воспринимаемый объект локализуется на поверхности тела; b) дистантная перцепция - переживание отсутствия физического контакта с воспринимаемым объектом.

Исследования установили, что не каждый раздражитель вызывает ощущение. Нужна минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность называется нижним абсолютным порогом.

Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Выделяют еще и разностный порог ощущения - это та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в установленном им законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Дальнейшие исследования показали, что этот закон действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам эта величина перестает быть постоянной. Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека.

Тема: Мышление как высшая форма познания.

Виды мышления. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности. Мышление является высшим познавательным психич процессом.

Мышление – это обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Характеристики и признаки мышления: 1) обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям – т.о. мы вскрываем закономерные связи между предметами. 2) опосредованное (посредством слова) познание объективной реальности (возможность судить о св-вах предмета, явления без непосредственного контакта с ними, а путем косвенной инф-ции). Углубление и расширение инф-ции, т.к. область мышления шире области восприятия и представления. 3) мышление всегда связано с решением задачи, возникшей в процессе познания или практической деятятельности.

Задача – цель, данная в опред условиях. Эти условия таковы, что нет возможности сразу достичь желаемого результата, надо совершить акт мышления.

Структура мышления:

1) компонент – мотив 2) цель и условия (т.е. задача) 3) анализ условий 4) формирование гипотез 5) их оценка, выбор одной 6)принятие решения. Однако, м.б. и инсайт. Смирнов разделяет мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов (в процессе мышления мы пользуемся ассоциациями, контролируемыми нашей волей, кот помогают в решении мыслительных задач, а при ассоциативном течении у нас нет ни цели ни задачи, а идут процессы, связанные друг с другом ассоциативно.

Виды мышления: По характеру: практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное), теоретическоое (абстрактно-логическое –образное). По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. Наглядно-образное – вид мышления, осуществляется при непосредственном восприятии окр действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3-до младшего школьного возраста). Абстрактно-логическое – вид мыслительной деят-ти, в кот мы используем определенные знания, понятия, полученные другими людьми и выражающиеся в форме понятия, суждения, умозаключения (к 13-14 г). По степени новизны: репродуктивное (творческое), продуктивное. Формы мышления: Понятие – обобщение предметов по существенным признакам. Суждение – установление связей и отношений между понятиями.Умозаключение – формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Аналогия – умозаключение, в кот вывод делается на основании частичного сходства между явлениями. Индукция и дедукция – способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему и наобор. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.

Операции мышления: Сравнение – установление сходства и различия между предметами. Познание объектов окружающего мира всегда начинается путем их сравнения. Обобщение – объединение группы объектов и их св-в по какому-либо признаку (основано на сравнении). Анализ – мыслительное разделение предмета, явления на составные части и рассмотрение его отдельных частей. Синтез – соединение различных элементов объекта в единое целое, с целью изучен их связей и получения новых знаний о предмете. Абстракция – отвлечение от каких-либо частей, св-в предмета для выделения его существенных признаков. Конкретизация – познание целостного объекта во всех существенных его взаимоотношениях (напр, стол: письменный, обеденный).

Мышление и речь. Проблема формирования понятий. Человеческое мышление, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражена и словах. И взрослые, и дети часто испытывают трудности в процессе решения задач, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Думанье вслух облегчает задачу. Создавая речевую форму, формируется само мышление. Речь и мышление связаны словесными соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика – структуру мышления. Выготский: мышление и речь имеют разные корни. В течение длительного времени (филогенез, онтогенез) развиваются независимо.

Терминология.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

06.04.2011

В. А. Ганзен «Системные описания в психологии» (1984).

· субъект (общения, познания, труда):

o волевые свойства,

o аффект (эмоционально-чувственная сфера),

o перцепция (восприятие на основе опыта),

· индивид:

o нейродинамика,

o возрастные особенности,

o половые (гендерные) различия,

o конституция человека,

· личность:

o направленность,

o характер,

o темперамент,

o способности,

· индивидуальность:

o продуктивность,

o история развития,

o индивидуальный опыт,

o индивидуальные особенности (набор качеств, которые отличают одну личность от другой).

Человек, развиваясь в обществе других людей, постепенно становится личностью (субъектом познания и активного преобразования окружающего материального мира, общества и самого себя). Человек с рождения «человек» (речь идет о генетической предопределенности природных предпосылок для развития человеческих признаков и качеств).

Человеческие особенности связаны со:

· структурой мозга,

· способностью прямохождения,

· способностью к овладению речью.

Младенец – это индивид . Это понятие отличает его, например, от детеныша обезьяны (особь). По существу индивид – потенциально человек в любом виде. Личность – имеется в виду социальные качества, которые приобретает индивид, живя в человеческом обществе. Система общественных отношений и формирует личность.

Личность в психологии – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее качественный уровень представленности общественных отношений в индивиде.

Личность – это качество индивида.

Личность – совокупность всех общественных отношений. Сущность конкретного человека – совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые индивид включается как субъект. Эти связи и отношения изначально существуют вне его (в обществе). Поэтому они безличны и объективны.

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, привычках, интересах, познавательных способностях, и т.д. Индивидуальность личности неповторима.

Темперамент связан с динамическими проявлениями психики. Они имеют индивидуальное своеобразие и природно обусловлены. В основе темперамента – нейродинамические свойства нервной системы.

Различия по динамическим особенностям темперамента проявляются в общей активности индивида, в его моторике, в его эмоциональности, то есть винтенсивности и скорости протекания психических процессов.


Современные представления о типах темперамента связаны с исследованиями Павлова и его учением о типах нервной системы. Согласно Павлову, в основе темперамента лежат различные типы высшей нервной деятельности. Он выделил 3 основных свойства процессов возбуждения и торможения (это 2 основных процесса нервной системы):

· сила этих процессов,

· их уравновешенность,

· их подвижность (скорость перехода из одного в другое).

Соотнесение классификации темпераментов Гиппократа и теории Павлова:

1. Сангвиник. Наиболее распространенный тип (23%). Сильная нервная система, уравновешенная и подвижная.

2. Флегматик. Сильный, уравновешенный и инертный тип. Преобладают процессы торможения.

3. Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. Преобладают процессы возбуждения.

4. Меланхолик. Слабый тип нервной системы.

Тип нервной системы – врожденное свойство. С течением жизни почти не изменяется.

Способности - индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. По Б. М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Основанием говорить о наличии у человека способностей служат два показателя: 1) быстрота овладения деятельностью (человек быстро и успешно овладевает деятельностью, легко приобретает соответствующие знания, умения и навыки. При этом надо помнить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение); 2) качество достижений (достижения человека значительно превосходят средний уровень).

Виды способностей Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы: ➔ общие элементарные -способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить; ➔ сложные - способности к труду, учебе, общению. Способности по специализации подразделяются следующим образом: ➔ специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие теоретические - определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям; ➔ практические - определяют склонность к конкретным, практическим действиям; ➔ учебные - определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности; ➔ творческие - определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Уровни развития способностей Виды способностей по уровню развития По уровню развития способности разделяют на ➔ репродуктивные - способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; ➔ творческие - способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся: ● талант - сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности; Типы таланта: ➔ вербально-лингвистический (способность писать и читать, присущ писателям, журналистам); ➔ цифровой (математики); ➔ пространственный (дизайнеры и художники); ➔ физический (спортсмены, танцоры); ➔ личностный, эмоцианальный (отвечает за то, что человек говорит о себе); ➔ межличностный (часто политики, торговцы, актеры); талант окружающей среды (дрессировщики, земледельцы).

Уровни развития способностей ● гениальность - высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т. е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области; Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами» . Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Гениальность - культурное явление человеческой природы. «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» . ● одаренность - сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности. Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деят-ти, а только возможность достижения этого успеха.

Типы способностей Способности играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития. Выделяют три типа способностей: ➔ художественный - характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями; ➔ мыслительный - характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей; ➔ промежуточный (средний) тип - характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

Работоспособность полушарий головного мозга Современные научные данные показывают, что преобладание той или иной сигнальной системы зависит от работоспособности полушарий головного мозга: те люди, у которых более развито правое (образное) полушарие мозга, более эмоциональны, открыты, у них лучше развиты воображение, образное мышление; те люди, у которых более активно левое (словесно-логическое) полушарие мозга, отличаются рассудительностью, рациональностью, так как в этом полушарии находятся центры логического мышления, счета и письма; у многих людей работа правого и левого полушарий сбалансирована. К «правополушарным» композиторам-классикам относят: П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, к «левополушарным» композиторам относят: Д. Д. Шостаковича, Л. ван Бетховена, И. С. Баха.

Структура способностей Основы способностей заложены генетически - в виде задатков (рис. 1). В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16 -18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус» . «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении. Рис. 1. «Конус способностей»: 1 - задатки; 2 - общие способности; 3 - специальные способности; 4 - групповые способности; 5 - профессиональные способности

Задатки Б. М. Теплов показал, что предпосылками для развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, называемые задатками. К ним относятся: ➔ некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п. ; ➔ строение мозга; ➔ строение органов чувств (абсолютный слух); ➔ типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы); ➔ определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга; ➔ соотношение первой и второй сигнальных систем; ➔ генофонд (особенности структуры генов) и т. п. Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.

Развитие задатков Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Чтобы задатки превратились в ярко-выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения. Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей, необходимо соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.

Проявление способностей При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности. Так, В. А. Моцарт начал сочинять музыку с 3– 4 лет, А. С. Пушкин в этом же возрасте сочинил первое поэтическое произведение, К. П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, а московская школьница Надя Рушева – практически гений в изобразительном искусстве – к 17 годам (умерла в 1969 г.) создала 10 тысяч оригинальных рисунков. Однако отсутствие ранних достижений не всегда свидетельствует об отсутствии способностей. Такие знаменитые люди, как Л. Пастер, К. Линней, В. Скотт, И. А. Гончаров, В. Я. Шишков и многие другие, проявили себя в относительно позднем возрасте. Например, С. А. Аксаков написал первую книгу в 56 лет, а лучшие свои произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» – в 65– 67 лет.

На протяжении всей своей жизни каждый человек проявляет свои индивидуальные особенности, которые отображаются не только в его поведении или же специфике общения, но и обуславливают отношение к деятельности, себе и другим людям. Все эти особенности, проявляющиеся в жизнедеятельности, как в научном обиходе, так и в быту называют характером.

Определение понятия «характер»

В психологии под характером понимают определенную совокупность черт человека, которые ярко выражены и являются относительно устойчивыми. Черты характера всегда накладывают отпечаток на поведение человека, а также влияют на его поступки.

В психологических словарях можно встретить достаточно большое количество определений характера, но все они сводятся к тому, что характер – это совокупность наиболее стойких индивидуальных психологических особенностей личности, которые всегда проявляются в ее деятельности и общественном поведении , а также в системе отношений:

  • к коллективу;
  • к другим людям;
  • к труду;
  • к окружающей действительности (к миру);
  • к самой себе.

Сам термин «характер » (в пер. с греч. character – чеканка или печать ) был введен древнегреческим философом и естествоиспытателем, учеником Платона и ближайшим другом Аристотеля Теофрастом . И здесь стоит особое внимание уделить переводу слова – чеканка или печать. Действительно, характер как бы вырисовывается в виде своеобразного рисунка на личности человека, создавая этим уникальную печать, которая отличает своего владельца от других индивидов. Подобный рисунок, также как герб или эмблема на личной печати средневековой знати, вырисовывается на определенной основе с помощью специфических знаков и букв. Основой для гравировки индивидуальной личности выступает темперамент, а уникальным рисунком – яркие и индивидуальные черты характера.

Черты характера как инструмент психологической оценки и понимания человека

Под чертами характера в психологии понимают индивидуальные, достаточно сложные особенности, которые являются для человека наиболее показательными и позволяют с большой долей вероятности предсказывать его манеру поведения в конкретной ситуации. То есть, зная о наличии у конкретного человека некоторых черт, можно предугадывать его последующие действия и возможные поступки в том или ином случае. Например, если человек имеет ярко выраженную черту отзывчивость, то существует высокая вероятность того, что в сложный момент жизни он придет на помощь.

Черта – одна из наиболее важных и существенных частей человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с окружающей действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность. Черта характера человека – это реальный способ решения многих жизненных ситуаций (как деятельностных, так и коммуникативных) и поэтому их нужно рассматривать с точки зрения будущего. Итак, черты характера являются прогнозом действий и поступков личности, так как они отличаются стойкостью и делают поведение человека предсказуемым и более очевидным. Благодаря тому, что каждая личность уникальна, существуют огромное разнообразие уникальных черт характера.

Особые черты своего характера каждый человек приобретает на протяжении всей своей жизни в обществе, причем нельзя считать все индивидуальные приметы (черты) характерологическими. Такими будут только те, которые в не зависимости от жизненной ситуации и обстоятельства всегда будут проявляться в идентичном способе поведения и одинаковом отношении в окружающей действительности.

Таким образом, для того, чтобы дать оценку психологи личности (охарактеризовать его) как индивидуальности, необходимо определить не всю сумму индивидуальных качеств человека, а выделить те черты и качества характера, которые являются отличительными от других людей. Не смотря на то, что эти черты индивидуальны и различны, они должны составлять структурную целостность.

Черты характера человека являются приоритетными при изучении его личности, а также для понимания и прогнозирования его действии, поступков и поведения. Действительно, любой вид деятельности человека мы воспринимаем и понимаем как проявление определенных черт его характера. Но, характеризуя личность как социальное существо, важным становится не столько проявление черт в деятельности, как то, на что именно направлена эта деятельность (а также чему служит человеческая воля). В этом случае следует обращать внимание на содержательную сторону характера, а конкретнее, на те черты характера личности, которые составляют общую структуру как ее психического склада. Они выражаются в: цельности-противоречивости, единстве-раздробленности, статичности-динамичности, широте-узости, силе-слабости.

Список черт характера человека

Человеческий характер – это не только определенная совокупность некоторых черт (или же случайный их набор), а сложнейшее психическое образование, которое представляет собой определенную систему. Данная система состоит из многих наиболее устойчивых качеств личности, а также ее свойств, проявляющихся в различных системах человеческих отношений (к труду, к своему делу, к окружающему миру, к вещам, к себе и к другим людям). В этих отношениях находит свое выражение структурность характера, его содержательность и индивидуальность своеобразия. Ниже, в таблице, описаны основные черты характера (их группы), которые находят свое проявление в различных системах человеческих отношений.

Стойкие черты (симптомокомплексы) характера, проявляющиеся в отношениях личности

Кроме черт, которые проявляются в системе отношений, психологами были выделены черты характера человека, которые могут быть отнесены к познавательной и эмоционально-волевой сфере. Так черты характера делят на:

  • познавательные (или интеллектуальные) – любознательность, теоретичность, критичность, находчивость, аналитичность, вдумчивость, практичность, гибкость, легкомысленность;
  • эмоциональные (впечатлительность, страстность, эмоциональность, жизнерадостность, сентиментальность и т.д.);
  • волевые черты (настойчивость, решительность, самостоятельность, и т.д.);
  • моральные черты (доброта, честность, справедливость, гуманность, жестокость, отзывчивость, патриотичность и т.д.).
Некоторые психологи предлагают выделять мотивационные (или продуктивные) и инструментальные черты характера. Под мотивационными чертами понимают те, которые движут человеком, то есть они побуждают его к определенным действиям и поступкам. (их также можно назвать черты-цели). Инструментальные черты придают деятельности человека своеобразный стиль и индивидуальность. Они относятся к самой манере и способу выполнения деятельности (их также можно назвать черты-способы).

Представитель гуманистического направления в психологи Гордон Олпорт черты характера объединил в три основные категории:

  • доминирующие (те, которые более всего определяют все формы поведения человека, его действия и поступки, такие как эгоизм или доброта);
  • обычные (которые проявляются в равной степени во всех сферах жизнедеятельности, например четность и гуманность);
  • второстепенные (они не оказывают такого же влияний как доминирующие или обычные, например это может быть старательность или же любовь к музыке).

Итак, главные черты характера проявляются в различных сферах психической деятельности и системы отношений личности. Все эти отношения закрепляются в разных способах действия и формах поведения человека, которые наиболее привычны для него. Между существующими чертами всегда устанавливаются определенные закономерные взаимосвязи, которые позволяют создать структурность характера. Она же в свою очередь, помогает предугадать по уже известной нам черте характера человека и другие, которых скрыты от нас, что дает возможность спрогнозировать его последующие поступки и действия.

Любая структура, в том числе и характера, имеет свою иерархию. Таким образом, черты характера также обладают определенной иерархичностью, поэтому существуют основные (ведущие) и второстепенные черты, которые подчиняются ведущим. Предугадывать поступки человека и его поведение возможно, опираясь не только на основные черты, но и второстепенные (несмотря на то, что они являются менее существенными и проявляются не настолько ярко).

Типичное и индивидуальное в характере

Носителем характера всегда является человек, а его черты находят свое проявление в деятельности, отношениях, поступках, поведении, способах действия в семье, в коллективе, на работе, среди друзей и т.д. В этом проявлении всегда отражается типичное и индивидуальное в характере, ведь они существуют в органическом единстве (так, типичное всегда является основой для индивидуального проявления характера).

Что же подразумевается под типичным характером? Характер называют типичным при наличии набора существенных черт, которые являются общими для определенной группы людей. Данная совокупность черт отражает общие условия жизни конкретной группы. Кроме того, эти черты должны находить проявление (в большей или же меньшей степени) у каждого представителя этой группы. Совокупность отличительных типических черт является условием возникновения определенного .

Типичное и индивидуальное в характере наиболее ярко выражается в отношениях человека к другим людям, ведь межличностные контакты всегда обусловливаются определенными общественными условиями жизни, соответствующим уровнем культурно-исторического развития общества и от сформированного духовного мира самого человека. Отношение к другим людям всегда оценочное и проявляется по-разному (одобрение-осуждение, поддержка-непонимание) в зависимости от существующих обстоятельств. Это проявление выражается в зависимости от оценивания человеком поступков и поведения других, а точнее их положительных и отрицательных черт характера.

Типичные черты характера человека по уровню своей интенсивности проявляются у каждого индивидуально. Так, например, отдельные черты могут выявлять себя настолько сильно и ярко, что они становятся в своем роде уникальными. Именно в этом случае типичное в характере переходить в индивидуальное.

Положительные черты характера и их проявление

Как типичное, так и индивидуальное в характере, находит свое проявление в системах отношений личности. Это происходит благодаря наличию в характере человека определенных черт (и положительных, и отрицательных). Так, например, в отношении к труду или своему делу находят свое проявление такие положительные черты характера как трудолюбие, дисциплинированность и организованность.

Что касается межличностного общений и отношения к другим людям, то здесь хорошие черты характера следующие: честность, открытость, справедливость, принципиальность, гуманность и т.д. Все эти черты позволяют строить конструктивное общение и быстро налаживать контакты с окружающими людьми.

Следует отметить, что индивидуальных черт характера существует огромное множество. Но среди них необходимо выделять в первую очередь те, которые наибольшее влияние оказывают на формирование духовности человека и его (именно в этом контексте находит свое проявление лучшая черта характера человека – гуманность). Эти черты имеют еще большее значение в процессе воспитания и развития подрастающего поколения, ведь одинаковые черты формируются по-разному в зависимости от ситуаций, наличия других черт характера и направленности самой личности.

Выделяя хорошие качества характера, не стоит забывать и про их возможное искривление, или же о наличии явных отрицательных черт, с которыми человеку необходимо бороться. Только в этом случае будет наблюдаться гармоническое и целостное развитие личности.

Отрицательные черты характера и их проявление

В отношении к поведению, поступкам и деятельности других людей, человек всегда формирует черты определенного характера – положительные и отрицательные. Это происходит по принципу аналогии (то есть происходит идентификация с тем, что является приемлемым) и противопоставление (тем, что входит в перечень недопустимого и неправильного). Отношение к самому себе может носить позитивный или негативный характер, что в первую очередь зависит от уровня развития и способности адекватно оценить себя (то есть, от сформированного уровня ). Про высокий уровень самосознания свидетельствует наличие следующих позитивных черт: высокая требовательность к самому себе, и чувство собственного достоинства, а также ответственность. И, наоборот, о недостаточном уровне развития самосознания говорят такие отрицательные черты характера как , самоуверенность, эгоизм, нескромность и др.

Отрицательные черты характера (в принципе также как и положительные проявляются) в четырех основных системах отношений человека. Например, в системе «отношение к труду» среди отрицательных черт называют , безответственность, безалаберность и формальность. А среди негативных черт, проявляющихся в межличностном общении, стоит выделить замкнутость, скупость, хвастливость и неуважительность.

Следует отметить, что отрицательные черты характера, которые находят свое проявление в системе отношений человека к другим людям, практически всегда способствуют возникновению конфликтов, непонимания и агрессии, что в последствие приводит к возникновению деструктивных форм общения. Именно поэтому, каждому человеку, который хочет жить в гармонии с окружающими и с самим собой, стоит задуматься о воспитании в своем характере положительных черт и избавлении от разрушающих, отрицательных черт.

Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Она проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, интересах, в качествах познавательных процессов. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они не оказываются существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность.

Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента темперамента - активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий темперамента. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность -особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх печаль, гнев и т. д.).

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях. Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие. Характер проявляется в системе человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т. д.); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т. д.); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость). Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы.

27. Проблема способностей в психологии. Задатки и способности. Общие и специальные способности.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Качественный анализ способности направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Количественные измерения способности характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способности являются тесты. Уровень и степень развития способности выражают понятия таланта и гениальности.

Способности специальные - психологические способности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкально, сценической, литературной и т. п.). Развитие специально способности опирается на соответствующие задатки, например, музыкальный слух и память.

28. Методология психологии. Теории, метод, методика.

Методология психологии - система философских знаний, касающихся описания и обоснования методов научного исследования, применяемых в психологии, с точки зрения возможности получения с помощью этих методов точных и достоверных знаний психических явлений. Часть методологии психологии касается ключевых научных понятий, с помощью которых строятся теоретические описания и объяснение психических явлений. Методология как наука призвана рассматривать методы, лежащие в основе деятельности, изучать основания выбора методов, решать вопросы легитимности этих методов.

Методология представляет собой систему уровней: верхний уровень - общая методология -совокупность общих принципов, способов и стандартов; второй уровень - общенаучные принципы (системный подход); третий уровень - конкретно-научные принципы (частная методология ); четвертый уровень - конкретная методика.

Психологические теории не имеют логической строгости и определенности. Роль теории в психологии значительна. Выделены три уровня теорий: общие - всеохватывающие; теории среднего уровня - совокупность на опыте проверяемых положений и гипотез (напр., фрустрации-агрессии); эмпирические обобщения.

Метод - в широком смысле - всякое понятие, регулирующее постановку и осуществление задачи, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта; в узком смысле - регулятор сбора данных, построения вывода. Принцип также является методом постановки проблемы, интерпретации, обобщения, переноса выводов на другие сферы.

29. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, систематичность.

Основным принципом психологии является принцип детерминизм а. Он предполагает изучение причинной обусловленности психики со стороны различных факторов. Важным этапом в реализации принципа детерминизма было создание Л.С. Выготским культурно-исторической концепции. Следующий этап - идея о том, что внешнему миру противостоял человек деятельный, активно воспринимающий объективную действительность и преобразующий ее. Далее была решена проблема психического развития, обучения и воспитания. Детерминизм выступал как применение физиологических закономерностей к пониманию психических явлений.

Принцип активности основан на том, что восприятие социальных воздействий, усвоение культуры осуществляется человеком в процессе активного взаимодействия с внешним миром, в процессе его деятельности.

Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Развитие стало общим принципом методологии психологии (Рубинштейн). Закономерности всех явлений познаются лишь в развитии, в процессе из движения и изменения. Развитие - основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути.

В психологии принцип системности связывается со спецификой предмета психики. Системный подход в психологии разрабатывали гештальпсихологи, в отечественной - В.П. Кузьмин и Б.Ф. Ломов. Психика представлена как система, не расщепляющуюся на составляющие, выражающая сложную структуру, в которой отдельные свойства и элементы обретают новые характеристики, которых они не имели до включения в систему. Принцип системности тесно связывается с принципом детерминизма.