Станция мцк стрешнево где находится. С нати на мцк. московское центральное кольцо глазами зеленоградца

Как продвигается строительство пересадок на МЦК July 7th, 2017

Вот уже почти 10 месяцев как запущено пассажирское сообщение по Московскому центральному кольцу. За это время кольцо перевезло более 65 миллионов пассажиров, а ежемесячный пассажиропоток превышает 360 тыс. пассажиров в сутки. Между тем, запуск пассажирского сообщения, как такового, является лишь первым этапом в развитии проекта. За ним следом идут еще два: интеграция МЦК с радиальными направлениями МЖД (2 этап) и развитие прилегающий территорий (3 этап). Вот именно о втором этапе мы сегодня и поговорим. Посмотрим, как ведётся строительство пересадочных узлов на пересечениях МЦК с другими железнодорожными направлениями.

Начнём с Павелецкого направления
Здесь для интеграции с МЦК и организации пересадки на станцию «Верхние Котлы» (до сих пор хочется посетовать на полную топологическую безграмотность человека, который придумал такое название) ведётся строительство нового остановочного пункта.

Проектом предусматривается сооружение двух островных пассажирских платформ, что позволит организовать остановку поездам, следующим по всем главным путям. Появится возможность назначить тут остановку аэроэкспрессам в аэропорт Домодедово и пригородным ускоренным поездам.

Объект очень масштабный, часть платформ будут размещены на путепроводах, что требует их полной реконструкции. Будут также сдвигаться оси главных путей. На текущий момент завершается возведение подпорных стенок.

Следующее направление - Рижское
Изначально, проектом интеграции Рижского направления с МЦК предусматривался перенос платформы «Покровское-Стрешнево» для организации пересадочного узла. Но в дальнейшем, под давлением Москомархитектуры, было принято другое решение: «Покровское-Стрешнево» оставить на месте, а для пересадки на МЦК выполнить перенос платформы «Ленинградская».

Сейчас уже поздно говорить, но такое решение является ухудшением условий для десятков тысяч пассажиров, ежедневно пользующихся этой платформой (исключительно наше мнение). Существующее расположение платформы позволяет использовать её для пересадки на метро «Войковская» (пускай, это не самая удобная пересадка, но всё-таки), плюс, к тому же, недалеко расположены и остановки наземного городского пассажирского транспорта. Перенос платформы удлинит маршрут от платформы до метро на 140 метров (с 400м до 530м). Помимо этого, если раньше маршрут пересадки был очевиден и проходил по тротуарам магистрального Ленинградского проспекта, то после переноса платформы, маршрут к метро будет проходить через 2-й Войковский проезд, являющийся, скорее, дворовым проездом, чем частью пересадочного узла.

Тем не менее, строительство уже ведётся полным ходом. Здесь планируется сооружение двух боковых платформ с двумя вестибюлями. Западный вестибюль платформы будет непосредственно примыкать как северному торцу станции «Стрешнево» МЦК, тем самым образуя пересадочную связь. Восточный вестибюль платформы, будет обеспечивать выход в направлении метро и Ленинградского шоссе.

Следующее направление для нашей инспекции - Савёловское
Несмотря на то, что существующая платформа «Окружная» и так достаточно удобно расположена для пересадки на МЦК, было принято решение о строительство новых платформ, причём, тоже на путепроводах. Это решение было продиктовано необходимостью вывести железнодорожные пути на эстакаду, т.к. внизу планируется прохождение Северо-Западной и Северо-Восточной хорды.

После завершения строительства, все пересадки будут осуществляться целиком в тёплом контуре.

Ярославское направление
Тут в рамках интеграции с МЦК ведутся работы по переносу остановочного пункта «Северянин» ближе к станции «Ростокино». Надо сказать, что проект по переносу платформы многократно переходил из одного титула работ в другой, в результате чего он плохо стыковался с соседними проектами. Хотя работы по сооружению платформы начались еще осенью, весной часть построенной платформы пришлось демонтировать, т.к. её местоположение оказалось в габарите одного из главных путей, перекладка которого планируется в связи с прокладкой V-го главного пути.

Еще одной сложностью этого транспортно-пересадочного узла является прохождение вблизи него Северо-Восточной хорды и развязки с Ярославским шоссе. Так, в одном из последних предложений по трассировке, проектировщики автодороги выкинули задел под западный вестибюль станции «Ростокино» (запроектирован с выходом на Проспект Мира). Конечно же, это недопустимое решение: западный вестибюль обязательно необходим для организации удобных пересадочных связей с транспортом, курсирующим по Проспекту Мира, особенно в свете того, что новое расположение платформы «Северянин» несколько отдалит её от существующих пересадочных связей с остановками наземного транспорта.

Горьковское направление
Здесь продолжается строительство транспортно-пересадочного узла «Карачарово», который в перспективе должен стать одним из крупнейших в Москве. В его составе планируются: станция МЦК «Нижегородская», две станции метро и платформа «Карачарово» Горьковского направления, которая будет перенесена ближе к МКЖД. В перспективе, на Горьковском направлении планируется организация т.н. «зонной станции», когда часть маршрутов электричек не поедет в центр на вокзал, а будет заканчиваться тут. Это, как минимум, очень спорное решение, идущее в разрез относительно мировых тенденций по развитию внутригородского рельсового транспорта, когда пригородные поезда, наоборот, делаются максимально транзитными, чтобы создать фактически второй контур внеуличного транспорта.

Ну и в завершении, пересадка на Курское направление. Рядом со станцией МЦК «Новохохловская» уже развёрнуты работы по строительству нового остановочного пункта на радиальном направлении. Планируется, что новая платформа будет с островной платформой, связанной в теплом контуре с вестибюлем станции МЦК.

Конечно же, интеграция с радиальными железнодорожными направлениями - это только часть 2-го этапа развития МЦК. Помимо этого сейчас уже принято решение о строительстве дополнительных вестибюлей на станциях: «Локомотив», «ЗИЛ» и «Ботанический сад». Рассматривается вопрос о строительстве вторых вестибюлей на остановочных пунктах «Владыкино» и «Балтийская». Практика показывает, что именно вестибюли являются самым узким местом, ограничивающим пропускную способность Московского центрального кольца: в большинстве вестибюлей используются эскалаторы уменьшенной ширины (80 см против стандартных 100 см в метро), это не даёт возможность полноценно вставать двум пассажирам на ступень, а также использовать левую сторону для прохода, что существенно снижает пропускную способность.

Вы уже распробовали МЦК за год? Новые пересадки сделают кольцо для вас удобнее?


Возле здания Российского геологического фонда небольшая выставка камней

Вблизи железнодорожных путей есть небольшой открытый участок речки Таракановки, которая в былые времена ещё не была загажена промышленными отходами. В XVIII веке по течению реки было устроено пять плотин, и в образовавшихся прудах местные жители ловили рыбу. За жилыми домами Хорошёвского шоссе развернулось масштабное строительство Третьего пересадочного контура метрополитена.

На пересечении Хорошёвского шоссе и улицы Зорге установлен памятник советскому разведчику. В 1929 году Рихард Зорге начал сотрудничать с Разведуправлением РККА и вскоре был командирован в Японию. Чаще всего имя разведчика, работавшего под псевдонимом Рамзай, упоминается в связи с подготовкой вторжения нацистской Германии в СССР. Япония была союзником Германии и сюда поступала ценная информация о приготовлениях к войне. Благодаря профессионализму Зорге секретные сведения шифровками передавались в Москву. В частности, Рамзай сообщал о нежелании Японии участвовать в войне против Советского Союза, что позволило Ставке осенью 1941 года перебросить свежие и хорошо обученные сибирские дивизии на оборону Москвы.

В октябре 1941-го Зорге был арестован японской полицией и приговорён судом к смертной казни. По окончании войны документы японских спецслужб о деятельности Зорге и его резидентуры попали в руки американцев и стали достоянием гласности. В СССР первые публикации о подвиге Рихарда Зорге появились в 1964 году и ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Имя Рихарда Зорге увековечено в названии следующей станции МЦК (первоначальный вариант - «Новопесчаная»), которая несколько припозднилась с открытием. В первый месяц работы кольца поезда следуют мимо без остановки.


Одно из ответвлений Московской Окружной, проложенное вдоль улицы Берзарина, а на Народном Ополчении вроде бы ещё сохранился железнодорожный переезд.

Улицу Зорге можно условно поделить надвое: чётная сторона состоит из жилых кварталов панельных и кирпичных домов, а нечётная, вдоль железной дороги, занята гаражами, автосервисами, мойками, дилерскими центрами. Для пассажиров будет построен пешеходный мост от улицы Зорге до станции МЦК.


Среди сталинок, украшенных «архитектурными излишествами», попался неухоженный фасад НИИ «Медстатистика»

По нечётной стороне улицы Зорге вдоль железной дороги много пространства, которое неспешно осваивается под жилую и офисную застройку. Какие доступны товары и услуги - подскажут граффити.


Ориентация промзоны на техобслуживание автотранспорта сложилась ещё в советские годы. 1986 год: https://pastvu.com/p/26341 На заднем плане могучие постройки ТЭЦ-16, фундамент которой был готов в 1941 году, а завершилось строительство в конце 1950-х.


Пассажирское здание на остановочном пункте Военное поле. 1907-1908 гг: https://pastvu.com/p/85357


То же здание, которое можно опознать разве что по надписи на фасаде. 1987 год: https://pastvu.com/p/27622 (не сохранилось)

Эти места имеют самое непосредственное отношение к истории Московской Окружной железной дороги - об этом на сайте Архнадзор http://www.archnadzor.ru/2016/09/05/voennoe-pole/ рассказывает историк Юрий Егоров: станция «Зорге» «находится точно на месте существовавшего здесь остановочного пункта Военное Поле, построенного вместе с Окружной железной дорогой в 1905–1907 годах. Название Военное Поле – старинный московский топоним, существовавший в этом месте много десятилетий. Часть обширного Ходынского поля вдоль нынешней Окружной железной дороги ещё с середины XIX века здесь занимали военные лагеря – пехотный, артиллерийский, юнкерского училища, несколько казачьих и другие. Кроме самих лагерей, то есть казарм, здесь были учебные полигоны и даже стрельбища, в том числе «стрелковый вал» для тренировки артиллеристов.

Для обслуживания военных лагерей и удобного подвоза к ним солдат построили остановочный пункт, который так и назвали – Военное Поле. В случае необходимости к нему легко можно было подвести подъездные пути от лагерей – все нужные для этого здания и сооружения были построены заранее, вместе с остальной дорогой. Военные лагеря располагались здесь до конца 1950-х годов, сейчас на этом месте находятся жилые кварталы.

Автором зданий на Военном Поле был главный архитектор Окружной железной дороги – знаменитый Александр Померанцев: именно его подпись стоит на сохранившихся исторических чертежах. Здание вокзала Военное Поле было выдающимся не только среди построек Окружной – это был один из интереснейших московских вокзалов с ярким и необычным архитектурным решением. Здание представляло собой сложную многообъёмную композицию переменной высоты и этажности, с богатым и разнообразным декором и ассоциировалось прежде всего со сказочным теремом. Вход в здание со стороны города был выполнен в виде крыльца с шатровой кровлей и венчающим её шпилем, изящными пилястрами. К сожалению, Военное Поле является одним из немногих мест на Окружной дороге, где историческая застройка утрачена полностью».


Военное поле. Жилой дом. 1907 год: https://pastvu.com/p/26415

Сразу за Песчаным путепроводом расположена станция МЦК «Панфиловская» (первоначальный вариант - «Ходынка»), названная по проходящей параллельно улице Панфилова. Иван Панфилов был ветераном Первой Мировой войны, в Гражданскую воевал в Чапаевской дивизии, а осенью 1941 года уже в звании генерал-майора держал оборону на подступах к Москве. Его 316-я стрелковая дивизия, укомплектованная в основном бойцами, призванными из Казахской и Киргизской ССР, оказалась одной из самых боеспособных благодаря хорошей подготовке на учениях и тактическим приёмам Панфилова. Он применял систему глубоко эшелонированной артиллерийской противотанковой обороны и подвижные отряды заграждения. Потерпевший поражение немецкий генерал Эрих Гепнер назвал панфиловцев «дикой дивизией, воюющей в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти». Иван Панфилов погиб под миномётным обстрелом в районе Волоколамска в ноябре 1941 года.

«Панфиловская» - одна из пяти станций МЦК, открывшаяся с опозданием

За кирпичными домами улицы Панфилова спрятался Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основанный в 1923 году. В товарищество «Сокол» вошли сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция. Паевые взносы были довольно высоки, хорошо иметь домик в деревне на столичной окраине, но накладно.

Дома на площади в 21 гектар строились по индивидуальным проектам архитекторов Николая Марковникова, братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных, Ивана Кондакова, Алексея Щусева. На каждый участок приходилось примерно девять соток. К началу 1930-х годов было возведено 114 жилых домов, два продовольственных магазина, детский сад, открылись столовая и библиотека. Поселковые улицы назвали в честь русских живописцев, отчего возникло неофициальное название - Поселок художников.

С 1936 года в рамках концепции строительства рабочих городков, на Соколе стали появляться и многоквартирные дома, разбавившие колоритную деревенскую натуру. Сейчас посёлок и вовсе теряет уникальность: собственники активно сносят деревянное «старьё», возводя современные фазенды на свой вкус.


Ограда общежития МГУПП

Один из выходов станции «Панфиловская» ориентирован на улицу Маршала Рыбалко, где на месте бывшего бронетанкового ремонтного завода Минобороны появился большой кремовый «торт» с глазурью и свечкой-башней - жилой комплекс «Маршал», спроектированный архитектором Михаилом Филипповым. От предприятия остались богатые ворота и танк Т-34-85, установленный на заводской территории 9 мая 1985 года и перемещённый в сквер возле кинотеатра «Юность» (кинотеатр работает на первом этаже жилого дома 1955 года постройки).

Украшение этих мест - ансамбль узловой железнодорожной станции МОЖД «Серебряный бор»: пассажирское здание (архитектор Александр Померанцев), багажное отделение, путевая казарма, сторожка и два стрелочных поста. В вокзале находились пассажирские залы I, II и III классов, контора начальника станции, телеграф. Жилые дома 2-го и 3-го типов для сотрудников и мелкие постройки не сохранились. Станция получила название по стоявшему вокруг неё вековому сосновому бору, носившему в старину название Серебряный Бор, а позднее - Большая Всехсвятская роща. Именно отсюда 19 июля 1908 года отправился праздничный поезд с официальной делегацией, открывающий регулярное движение по МОЖД.

Известен список всех объектов станции: пассажирские платформы, пассажирское здание, помещение для багажа, отхожее место, погреб для керосина, мусорная яма, пожарный сарай, будки центрального управления, водоподъёмное здание, водоёмное здание, жилой дом типа № 2, жилой дом типа № 3, казарма, три сторожевых дома, товарные платформы и пакгауз, товарная контора и весовой помост, колодцы, стрелочные будки. Схема станции: http://mozd.livejournal.com/13940.html


Серебряный бор. 1907-1908 гг.: https://pastvu.com/p/85708


Здание с колоннами построили позднее то ли рядом с небольшим пакгаузом, то ли на его фундаменте.


Жилой дом. 1907 год: https://pastvu.com/p/53677


Пост централизации стрелок. 1907 год: https://pastvu.com/p/85710


То же место, но в 1963-1964 годы: https://pastvu.com/p/21586


Ещё один пост

На противоположной стороне станции «Серебряный бор» находился продовольственный пункт для питания солдат из воинских эшелонов, рассчитанный на 1200 человек. В состав пункта входили: столовая, кухня, ледник, кладовая с погребом, навес для дров, отхожее место, помойная яма, дом для команды, дом коменданта со службами.

В следующем году остановочный пункт Карачарово Горьковского направления Московской железной дороги (МЖД) перенесут на полкилометра к Московскому центральному кольцу (МЦК). Появится удобная пересадка с железной дороги на станцию Нижегородская МЦК. Об этом сообщила пресс-служба МЖД.

Новая станция Карачарово заменит одноименный действующий остановочный пункт железной дороги. Пересадка с пригородных поездов на "Ласточки" будет занимать всего несколько минут. При этом не потребуется пассажирам выходить на улицу, переход построят по принципу "сухие ноги". В настоящее время железнодорожники строят подземный пешеходный переход и платформу. Всего на станции возведут три пассажирские платформы, шесть сквозных путей и два тупиковых.

Ежедневно электричками Горьковского направления пользуется 187 тыс.ю человек. Самая загруженная станция на маршруте – Москва-Курская. Через турникеты горьковских тупиков на Курском вокзале ежесуточно проходит 50 тыс. человек. Вторая по пассажиропотоку – станция Железнодорожная. Ею пользуется 35 тыс. человек в сутки. Остальные станции в среднем пропускают по 11 тыс. человек.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Быстрая пересадка с электрички на МЦК разгрузит центральные станции метрополитена – "Курскую" Кольцевой линии, "Курскую" Арбатско-Покровской линии и "Чкаловскую" Люблинско-Дмитровской линии. Пассажирам не придется ехать до Курского вокзала, чтобы пересесть на метро.

Кроме того, в планах ОАО "РЖД" – сделать станцию Карачарово для некоторых пригородных поездов начальной и конечной. Эта мера сократит пассажиропоток Курского вокзала, а также повысит пропускную способность железной дороги на участке от станции Москва-Курская до станции Карачарово. Именно этот участок сейчас самый загруженный, так как Курский вокзал принимает еще и пассажиров Курского направления МЖД и сквозных пригородных поездов Рижского и Белорусского направлений.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

С платформы Карачарово можно будет пересесть не только на МЦК, но и на новую радиальную линию – Кожуховскую, которую столичные власти обещают построить в следующем году. С железной дороги будет возможность спуститься под землю на станцию "Нижегородская улица", с которой метропоезд увезет до станции "Некрасовка" на окраину Москвы в район Некрасовка.

Кстати, пересесть пассажиры смогут еще на одну станцию – "Нижегородская улица", находящуюся на Третьем пересадочном контуре. Ее должны построить также в 2018 году.

Таким образом, в 2018 году в районе улицы Рязанской проспект на юго-востоке Москвы появится крупнейший транспортно-пересадочный узел, связывающий пригородные поезда, МЦК и станции метрополитена.

Ярославское направление

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Ближе к МЦК в новом году станет станция Северянин Ярославского направления МЖД. Пригородную платформу перенесут на 600 м к станции Ростокино. Расстояние сократится с 620 до 20 м. Свяжет две станции подземный пешеходный переход. На станции построят три пассажирские платформы.

Новая комфортная пересадка снизит нагрузку на Ярославский вокзал и станцию метро "Комсомольская". На пригородных электричках на Ярославский вокзал приезжает ежедневно более 97 тыс. человек. Пассажиропоток Ярославского направления составляет почти 450 ты. человек в сутки.

Запуск движения по МЦК в 2016 году снизил нагрузку на станцию метро "Комсомольская" на четверть. Приближение железнодорожной платформы к МЦК сделает самую популярную станцию метро еще свободнее. По словам заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, пассажиропоток на станции МЦК Ростокино в час пик может составить 37 тыс. человек.

Рижское направление

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Для пересадки пассажиров Рижского направления МЖД строится новая станция – Ленинградская. Интеграция станции МЦК "Стрешнево" и железной дороги произойдет в следующем году. Станции объединят крытым переходом, а для того, чтобы кольцевой дорогой пользовались жители близлежащих районов, построят пешеходные мосты с каждой стороны остановочного пункта.

Сейчас, чтобы попасть с "Ленинградской" на второе кольцо метрополитена, приходится преодолевать путь в 1,5 км пешком и заходить на станцию только через Ленинградский проспект. Пассажиропоток после переноса платформы увеличится примерно в 2 раза – с 4,3 тыс. человек до 7,9 тыс.

Савеловское направление

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Станцию Окружная Савеловского направления МЖД построят на железнодорожной эстакаде. Расстояние между станцией Окружная МЦК и остановкой пригородных поездов сократится с 260 до 50 м. Пересадка будет быстрой и теплой.

Тем, кому потребуется поехать в центр, смогут спуститься на лифте под землю на станцию "Окружная" Люблинско-Дмитровской линии. Новую станцию откроют для движения конце этого года. Она будет продолжением салатовой ветки от метро "Петровско-Разумовская". Все три "Окружные" будут связаны лифтами и эскалаторами.

Павелецкое направление

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Павелецкое направление МЖД и станцию "Верхние Котлы" МЦК свяжет новая платформа "Варшавская" в конце 2018 года. По словам Марата Хуснуллина, для интеграции железной дороги и метрополитена планируется возвести платформу с турникетно-кассовым терминалом, построить пути, модернизировать железнодорожную инфраструктуру.

Пассажирская пересадка снизит нагрузку на станции метро "Павелецкая" и "Нагатинская". Прогнозируемый пассажиропоток нового узла составит около 18 тыс. человек в час пик. Сейчас, чтобы пересесть на МЦК, пассажиры Павелецкого направления идут со станции Нижние Котлы примерно 1,2 км. Их путь проходит вдоль Варшавского шоссе.

Курское направление

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

На конец следующего года запланировано объединение крытым переходом станции МЦК "Новохохловская" и одноименной станции Курского направления МЖД. Железнодорожную станцию предстоит построить в течение года. После этого, пересаживаясь с одной станции на другую, у пассажиров останутся "сухие ноги". Пока же тем, кто решился пересесть со станции Калитники Курского направления МЖД на станцию Новохохловская МЦК, приходится преодолевать полтора километра по необустроенной дороге.

Станция НАТИ Октябрьской железной дороги

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Станцию НАТИ Октябрьской железной дороги переносить ближе к МЦК не будут. С пригородной электрички на станцию "Лихоборы" МЦК пассажиры идут примерно шесть минут. Правда, сейчас здесь идет стройка, возводится дорожное полотно северного участка Северо-Восточной хорды. А через год для пересадки пешеходов возведут наземный крытый пешеходный переход.

10 сентября было запущено пассажирское движение по . Одна из его станций — «Лихоборы» — расположена близ платформы НАТИ Октябрьской железной дороги. На прошлой неделе я со своим коллегой по Инфопорталу Зеленограда Василием Повольновым (в основном его фото использованы в посте), наконец, побывал на этой и других станциях, которые теоретически могут использовать зеленоградцы для пересадки на МЦК, чтобы посмотреть, как там все устроено, и рассказать об этом нашим читателям.

Станция МЦК «Лихоборы» (до лета нынешнего года она была известна под названием «Николаевская») находится в зоне прямой видимости от платформы НАТИ.

Если вы приехали на электричке из Зеленограда, вам нужно выйти с платформы на правую сторону по ходу движения и пойти по дорожке вдоль железной дороги в сторону Ленинградского вокзала.

Выход с платформы расположен на уровне третьего-четвертого вагонов. Если хотите сэкономить время на пересадку, садитесь в них. Здесь же расположен указатель в сторону МЦК. Слева от него просматриваются строения станции «Лихобор».

Расстояние от выхода с платформы НАТИ до входа в надземный переход станции «Лихоборы» составляет чуть более 200 метров. Впрочем, имейте в виду, что вход в переход — это еще не вход на саму станцию.

Через 120 метров дорожка вдоль ОЖД (на фото вид в обратную сторону — на платформу НАТИ) поворачивает направо.

За углом забора снова открывается вид на станцию «Лихоборы». До надземного перехода уже рукой подать.

Но это самая неприятная часть короткого пути. В окрестностях НАТИ и «Лихобор» строится Северо-Восточная хорда (она же — Северная рокада), которая к концу 2018 года должна связать Новую Ленинградку с Дмитровским шоссе. Из-за этого дальше асфальт покрыт слоем грязи, которую развозит по окрестностям строительная техника. По всей видимости, в перспективе для пассажиров электричек здесь построят подземный переход. Но пока вот так. Такой крутой инфраструктурный проект как МЦК это, конечно, не к лицу.

Продолжаются благоустроительные работы и вокруг самой станции «Лихоборы». Впрочем, площадка перед входом в переход уже вымощена «парадной» плиткой.

Теперь нам предстоит подняться на высоту трехэтажного дома с высокими потолками. В переходе имеется лифт, но пока он, как и рамки металлоискателя на входе, не работает (все данные в материале даны по состоянию на 20 сентября). Поэтому идти предстоит пешком. При этом никаких швеллеров (полозьев для колясок) на лестнице нет. Тому, кого угораздит оказаться здесь, например, с детской коляской, можно только посочувствовать.

С верхнего этажа открывается вид на платформу НАТИ и стройку Северо-Восточной хорды.

А в другую сторону — на перроны станции «Лихоборы».

Чтобы попасть на перрон, нужно отправиться в путь по переходу над железной дорогой. Только не до конца, а примерно до середины.
Отметим, что переход (во всяком случае пока) не является утепленным сооружением. По конструкции он похож на надземный переход через Центральный проспект у префектуры Зеленограда, и по бокам за перилами скрываются вентиляционные «дырки в полу». Согреться здесь зимой не получится. По сравнению с пересадкой с электрички на метро на Ленинградском вокзале это, конечно, серьезный минус.

Примерно через 90 метров справа в переходе будут стеклянные двери, ведущие в вестибюль станции.

Напротив можно полюбоваться на мост в месте пересечения МЦК с Октябрьской железной дорогой.

С навигацией дело тут обстоит гораздо лучше, чем на станции метро «Бутырская», открывшейся недавно у платформы Останкино (о пересадках с железной дороги на новые станции Люблино-Дмитровской линии метро смотрите отдельный пост ). Во всяком случае обратный путь к платформе НАТИ можно найти без труда. Вот такой указатель встретит вас при выходе из стеклянных дверей. Потом по ходу движения будет еще несколько табличек.

В вестибюле за стеклянными дверями расположены не работающие пока турникеты (напомню, в первый месяц проезд по МЦК — бесплатный) и спуски к двум платформам (есть и лифты, и лестницы, и эскалаторы). Здесь вам надо определиться, на какую платформу вы хотите попасть. Если едете на запад (по внешней стороне кольца) — в сторону «Коптево», «Балтийской», «Стрешнево» и так далее — вам направо. Если на восток (по внутренней стороне) — на «Окружную», «Владыкино», «Ботанический сад» и далее — налево.

В помощь вам схема МЦК (кликабельна)

Самый очевидный вариант для спуска на платформу — эскалатор. В отличие от лифтов они запущены. Каждую платформу связывают с вестибюлем два эскалатора: один едет вверх, другой вниз.

Оценивать время в пути пешком — задача непростая, но по нашим прикидкам добраться от двери электрички на платформе НАТИ до перрона на станции «Лихоборы» можно минут за 6-8. В обратном направлении дорога займет чуть больше времени, поскольку надо будет еще перейти по мосту на дальний перрон на НАТИ.

Пока мы ждем своей «Ласточки», чтобы отправиться в поездку по МЦК, напомним, что в перспективе на «Лихоборах» должен появиться большой транспортно-пересадочный узел — с магазинами, парковками и даже хоккейной коробкой. Ну и, конечно, остановками наземного общественного транспорта. Основной объем построек ТПУ будет расположен со стороны проезда Черепановых (то есть с противоположной от платформы НАТИ). Предполагается, что выглядеть он будет вот так (изображение кликабельно).

А вот так это место выглядит сейчас.

На проезде Черепановых ведутся дорожные работы.

Построить ТПУ собираются ориентировочно к 2025 году. В рамках этого проекта планируется реконструировать и продлить в сторону центра Москвы и платформу НАТИ. Это значит, что электрички Ленинградского направления будут останавливаться еще ближе к МЦК, а пересадка с НАТИ на «Лихоборы» станет еще короче и удобнее.
А сейчас вернемся на станцию «Лихоборы». Обе платформы имеют навесы и приличное количество скамеек и урн. Поверхность вымощена плиткой, вдоль края платформы уложена полоска желтой тактильной плитки.

В общем, все стильно, аккуратно и, если говорить о платформах, а не о переходах, то, по-моему, немножко в стиле ретро.

Все оформление выдержано в корпоративной стилистике РЖД, которая эксплуатирует эту дорогу совместно с Московским метрополитеном (напомню, оплачивать проезд можно будет билетами на метро, при этом пересадка между метро и МЦК в течение полутора часов будет бесплатной).

Электронные табло показывают направление движения (по имени следующей станции) и время до прибытия поезда. Напомним, заявленные интервалы движения поездов по МЦК — 6 минут в часы пик и 11-15 минут во внепиковое время. При необходимости эти интервалы обещают сократить. И вроде бы уже сейчас задумались над реализацией такой возможности.

Платформа, с которой можно уехать с «Лихобор» в сторону «Коптево», то есть на запад, имеет пути с обеих сторон. Но поезда приходят на левую сторону (по ходу движения от эскалатора). «Внешние пути» нужны, видимо, для служебных целей и грузового движения, которое сохранится на кольце. Вид назад, в сторону перехода, ведущего к НАТИ.

А вот и наш поезд. С момента ухода предыдущего прошло около 15 минут. Правда, во встречном направлении за это время проследовали три электрички

В качестве подвижного состава на Московском центральном кольце используются «Ласточки». Я делал большой пост о том, как устроены эти поезда . Внутри «Ласточки» на МЦК ничем, кроме расклеенных схем и объявлений, не отличаются от тех, что курсируют до Крюково и Твери и уже хорошо знакомы многим зеленоградцам.
Схема МЦК в вагоне:

Схема МЦК и метро:

На МЦК разрешено провозить велосипеды, и на поездах имеются соответствующие наклейки, но специальных креплений для двухколесного транспорта мы в здешних «Ласточках» не обнаружили. Равно как и намерение скрутить «лишние», третьи сиденья, чтобы все вагоны имели компоновку 2+2, пока не выполнено.

Пустыми поезда на МЦК, похоже, не ходят. Мы были на кольце примерно с 17:00 до 18:30, то есть практически в вечерний «час пик», и во всех виденных нами «Ласточках» часть пассажиров ехала стоя.

Ближайшей к «Лихоборам» остановкой, если ехать на запад, является «Коптево». Однако она оказалась в числе пяти станций, которые к запуску движения по МЦК не успели открыть даже в черновом виде. Поэтому пока следующая остановка после «Лихобор» — «Балтийская». До лета нынешнего года она называлась «Войковской» — по расположенной поблизости станции метро.
Пересадка между «Балтийской» и «Войковской» считается одной из самых длинных на МЦК. Вестибюли двух станций расположены более чем в 700 метрах друг от друга. Чтобы пассажиру метро пересесть тут на Московское центральное кольцо, ему следует выйти из подземки через выход №1 (из последнего вагона при движении в сторону центра, затем из стеклянных дверей направо) и пойти вдоль Ленинградского шоссе в сторону области — к торговому комплексу «Метрополис».

«Балтийская» расположена у пересечения МЦК с Ленинградским шоссе. Станция имеет два выхода: один — в сторону улицы Адмирала Макарова, другой в сторону — Новопетровского проезда, «Метрополиса» и метро «Войковская».

Причем тот рукав перехода, который ведет от станции МЦК в сторону «Войковской», состыкован со зданием «Метрополиса». И хотя указатели отправляют для прохода к метро на улицу, вообще-то значительную часть пути можно проделать в тепле, пройдя насквозь все здание торгового центра. Тогда по улице до входа в подземку останется преодолеть лишь около 200 метров. Само собой, этот совет актуален и для тех, кто идет из метро на МЦК.

Платформа на «Балтийской» одна и, соответственно, она более широкая.

Эскалаторы и лестницы для спуска/подъема между платформой и переходом находятся в одном месте. Лифты тоже есть, но, как и на «Лихоборах», пока не работают.

Если вы, имея с собой детскую коляску, решите выйти с «Балтийской» в сторону, противоположную «Метрополису», то столкнетесь с той же проблемой, как и на пересадке у НАТИ, — безальтернативный спуск по лестнице без швеллеров.

Вид с платформы МЦК на боковой фасад «Метрополиса».

Если на сайте Метростроя размещены актуальные эскизы проектов ТПУ на Московском центральном кольце, то в окончательном виде станция «Балтийская» будет выглядеть так. Появится еще один переход в обе стороны с другого края платформы.

Следующая станция за «Балтийской» — «Стрешнево». Раньше она называлась «Волоколамской», поскольку находится у пересечения МЦК с Волоколамским шоссе. Теоретически кто-то из зеленоградцев мог бы приезжать сюда на машине, а затем отправляться в дальнейший путь по МЦК. Впрочем, этот вариант вряд ли станет массовым. Мало того, что он и сам по себе подойдет немногим, так еще и непонятно, где в таком случае оставлять машину, — никакого подобия перехватывающей парковки здесь нет.

Более того — на «Стрешнево» пока не достроен переход, который мог бы вывести к 1-му Красногорскому проезду — потенциальному самому удобному для подъезда к этой станции со стороны Зеленограда.

В рамках создания здесь транспортно-пересадочного узла станцию МЦК «Стрешнево» соединят переходом с платформой Рижского направления Покровское-Стрешнево, которую для этого перенесут на несколько сотен метров. Впрочем, к поездкам в/из Зеленограда это уже не имеет никакого отношения (только если к поездкам ко мне на дачу:)).
Визуализация проекта ТПУ «Стрешнево» (изображение с сайта МЦК)

Схема ТПУ «Стрешнево» (кликабельное изображение с сайта Метростроя)

Пока же станция «Стрешнево» выглядит практически как близнец «Лихобор»: те же две платформы по бокам от основного хода...

И типовое (но при этом, на мой взгляд, стильное) здание вестибюля с эскалаторами, примыкающее к переходу.

Еще здесь повсюду развешаны совмещенные «кольцевые» схемы метро и МЦК. На «Лихоборах» таких схем почему-то не было.

Как и во всех других местах, на станции «Стрешнево» по-прежнему продолжаются активные строительные и отделочные работы.

К сожалению, времени проехать по всему кольцу у меня пока не было, хотя сделать это было бы очень интересно. Ну, надеюсь, еще успеется. Впрочем, с точки зрения зеленоградцев наибольший интерес, конечно, представляют посещенные станции.

В завершение рассказа резюмирую несколько ключевых моментов.
1. МЦК поехало — и это замечательно. По сути, в Москве появился новый вид общественного транспорта, который значительно повысил связность существовавших линий и маршрутов. Уже сейчас очевидно, что вопреки мрачным прогнозам скептиков, кольцо востребовано горожанами.
2. У многих жителей Зеленограда появились новые варианты построения маршрутов при поездках в Москву. Но очень многое тут зависит от количества электричек, останавливающихся на НАТИ. Например, 20 сентября из Крюково на НАТИ нельзя было уехать с 8:56 до 16:05 — больше 7 часов! Но уже в ближайшие дни ситуация должна измениться: количество останавливающихся на НАТИ электричек увеличили в два раза .
3. Дорогу открыли с большим количеством мелких недоделок — практически везде еще ведутся работы. Для большинства пассажиров это нестрашно, но для маломобильных горожан МЦК пока практически не приспособлено. Если вы в силу каких-то причин испытываете сложности с передвижением, стоит очень тщательно продумать, как вы будете штурмовать многочисленные лестницы, лишенные даже полозьев для колясок.

Здравствуйте! В начале своей жалобы хочу поблагодарить
и мэра города Москва и правительство за создание МЦК. Данный вид транспорта очень нравится многим пассажирам! Комфортно, удобно добираться до всех районов Москвы.
Однако есть большой минус в пересадке с платформы Покровское — Стрешнево на станцию МЦК Стрешнево и обратно! И я выражаю в этой жалобе мнение сотен граждан, которые добираются на работу и обратно, делая пересадку с ж\д станции Покровское — Стрешнево на МЦК Стрешнево.
Люди, делая ранее описанный переход, буквально рискуют ежедневно своей жизнью! Ну почему начальники на местах не думают о людях? Да, создали кольцо, объявляют о пересадке на станцию ж\д Покровское — Стрешнево, но как всегда до конца никто не хочет ничего додумать и доделать! Все сделано так, что переход можно осуществить только с дальнего конца платформы, относительно нахождения станции МЦК Стрешнево, делая совершенно бестолковый крюк, теряя много времени и сил! Из-за этого смысл хорошего дела для удобства людей теряется! Спрашивается для чего тогда создавали все это, если становится добираться до МЦК совершенно не удобно! Мало того, я уже 3 месяца наблюдаю, как создается эта несчастная дорожка для пешеходов, которая ведет от ж\д станции Покровское — Стрешнево в сторону МЦК! А идет она через лес, максимально длинным путем.Выходит на дорогу, по которой проезжают автомобили, вечером не освещается, можно поломать все, что угодно. Фонари освещения вдоль нее монтируют рабочие уже месяца два, если не больше, идут дожди, вода затекает в пластиковые трубы, куда должен протягиваться кабель для них. Кошмар! Вот так тратятся денежные средства! Для чего вся эта бестолковая работа? Ведь можно, да и необходимо было всего лишь создать железнодорожный переход для людей с другой стороны платформы, нормальную лестницу для подъема на платформу и вуаля, все пассажиры счастливы! Не надо было через лес прокладывать, раскапывать метров 200, чтобы создать эту бестолковую дорожку. Ведь все пассажиры все абсолютно, чтобы добраться до работы и обратно домой вынуждены спрыгивать с платформы (так, как намного удобнее совершить переход на МЦК с ближнего конца платформы Покровское — Стрешнево), при этом рискуя не только нанести вред своему здоровью, но и погибнуть, попав под проходящий поезд! А ежедневно я наблюдаю, как это проделывают и мужчины и женщины с детьми! Я тоже вынужден это делать так, как этот путь намного короче!!! А за проезд, однако, я плачу на месяц вперед, покупая проездной! Неужели всем плевать в очередной раз? Как же так? Я прошу проработать мою жалобу и отнестись со всей серьезностью. Надеюсь, что разум возобладает над бестолковостью некоторых руководителей. Наконец-то будет принято решение установки ж\д перехода и с другого конца платформы Покровское – Стрешнево и многие наши соотечественники спокойно вздохнут!
Подполковник запаса Космических войск
Бабаев Алексей Валерьевич.