Тутунджан джанна. Джанна тутунджан является одной из ярких представителей вологодских живописцев. «Пришвартовались к нашему берегу»

Джанна Тутунджан родилась в Москве 22 сентября 1931 г. Окончила среднюю художественную школу, а затем Московский художественный институт имени В. И. Сурикова (1959). Училась в мастерской М. М. Черемных и Н. А. Пономарева, избрав для дипломной работы монументальный образ Родины-Матери в технике флорентийской мозаики.

После окончания института в том же 1959 г. уехала на родину мужа, Николая Владимировича Баскакова , и ни разу впоследствии не пожалела об этом. В одной из поездок по области присмотрели они себе деревенский дом на берегу Сухоны, и с этих пор деревня Сергиевская, затерянная в лесах Тарногского района, стала источником тем и образов графического и живописного творчества Тутунджан. Ведь именно здесь, на Вологодской земле, нашла она своих героев, определила для себя главную цель творчества – поведать миру о простых и прекрасных людях, сохраняющих в душах и сердцах своих самые лучшие и светлые качества народного характера. Таких людей встречала она в вологодской глубинке, эти люди окружали ее в Сергиевской.

Постепенно путевые рисунки и этюды обрастали плотью размышлений, превращаясь в обобщенные, философски мудрые картины и портреты. Пожалуй, ни один из вологодских художников так емко и глубоко не изобразил судьбу русского вологодского крестьянства, как это сделала Тутунджан. Ее дар художника-монументалиста и человеческая сердечная чуткость соединились, чтоб через образы деревенских женщин, девочек, старух поведать миру о духовной красоте, мудрости и стойкости народного характера.

Этой теме были посвящены ее «Сергиевские листы» – откровенные и сокровенные рисунки, которыми Тутунджан взволнованно вошла в вологодское искусство. «Про хлеб, про соль», «Сама себе хозяйка» – героини ее графических произведений сродни литературным образам Василия Белова, Александра Романова, Ольги Фокиной, в творчестве которых деревенская тема нашла свое особое выражение. И удивительно, вологодские писатели и поэты – «деревенщики» приняли и поняли ее, москвичку с армянской фамилией, признав в ней родную душу. Главным выразительным достоинством графики Тутунджан стал лаконичный реалистический рисунок. Поданные крупным планом женские лица, изборожденные морщинами, заглядывали в душу зрителя своими умными, все понимающими глазами, как будто искали в них поддержки, а на самом деле просто рассказывали о своей судьбе. Постепенно для расширения сюжетной линии рисунков, их смыслового обогащения Джанна Таджатовна намеренно начала вводить в них текстовое дополнение. Как человек творческий, обладающий к тому же литературными способностями, она использовала «слово» не только как элемент текста, но и как изобразительный элемент. Так появились ее знаменитые диалоги «По правде, по совести», поражающие нас живостью бытовой зарисовки и яркой фольклорной выразительностью своих текстов. Испугавшись их откровенной правдивости и двойной силы воздействия – изобразительной и литературной, чиновники от искусства на одной из выставок вологодской графики в Ленинграде в начале 1980-х гг. настоятельно попросили убрать их из экспозиции.

Когда художнице задают вопрос о том, что ближе ей как творцу: живопись или графика – она отвечает: «Графика – мои корни, живопись – крона». В арсенале большого художника все средства гармонично едины и подчинены одной цели – творчеству. У Тутунджан мы можем говорить о графичности живописных произведений и о наполненности живописными ассоциациями ее графических композиций. Графический элемент выразительного силуэта всегда дополнен символикой живописного цветового пятна. Так, мягкий красный цвет в одном случае символизирует жизнь и тепло домашнего очага («Гори ясно»); в другом, контрастируя с черным, загорается пламенем пожара («Пожар»). И вместе с этим в каждой картине художника подчеркнута живая связь с натурой. Она пишет современных людей и современную жизнь. Практически каждое этапное полотно Тутунджан по глубине замысла и лаконизму выразительной формы – это социальный жанр, где частный мотив перерастает в обобщенный образ-символ. «Незабудки» (1969) и «Гори ясно» (1976), «Пожар»(1991), «Вольному – воля» (1996) и «Берегиня» (2001) – картины одной темы, хотя созданы в разные годы и разделены десятилетиями. Начатый еще в самом начале творческого пути диалог художницы со зрителем о смысле жизни человеческой продолжается и сейчас.

Наверное, самые животрепещущие вопросы современной жизни сосредоточены в «деревенских» работах Тутунджан. Ее любимые героини, пережив войны и революции, не растеряли самого главного – веры и надежды. Именно они, эти крестьянки со сложенными на коленях руками, в окружении старых и новых семейных фотографий, и являются «корнем рода» человеческого, его «надёжей». Ведь не случайно символом возрождения русской деревни, а значит и земли, в картинах Тутунджан является деревенская женщина, окруженная детьми и не боящаяся взять на себя роль «Берегини».

Выразительные средства, которые использует в своих живописных произведениях художница, невольно отсылают нашу память к русской иконописи. «Фресковым» называли многие исследователи язык ее монументальных картин, и сама Тутунджан использует в них притчу как сюжетную канву. Ее деревенские герои сродни средневековым святым и мученикам, только не легендарным, а живущим сегодня на нашей земле. Да и названиями своих картин она «будит» нашу национальную память: «Несущий свой крест», «Матушка царица небесная», «Троица», «Всевидящее око»…

«По правде и по совести» художница ведет диалог со зрителем практически в каждой своей работе. В жанре портрета она обращается к людям хорошо знакомым и любимым, проповедуя и утверждая через них идеал духовной красоты и богатства. Наверное, потому ее портретные образы романтичны и лишены бытовизма, а цвет и изобразительные детали помогают раскрыть главное, что ценит она в их характере: творческий порыв, увлеченность, преданность.

Выставки Джанны Таджатовны обычно собирают самую большую аудиторию. В чем же феномен популярности произведений Тутунджан у публики? Конечно, не только в сюжетной основе ее картин, близкой и понятной людям, живущим в провинции, но и в эстетике их пластического языка, близкого этическим и эстетическим традициям русской народной культуры.

Л.Г. Соснина

Выдающиеся вологжане: Биографические очерки / Ред. совет «Вологодская энциклопедия». – Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. – 568 с.

Плюсануть

Джаннa Таджатовнa Тутунджан

Искусство народного художника России Джанны Таджатовны Тутунджан вот уже скоро полвека является одним из самых известных, а главное, любимых в среде поклонников изобразительного искусства Русского Севера. Она вошла в отечественное искусство редкими по силе правдивости, органичности и чистоте звучания произведениями о жизни северной деревни.

Джанна Тутунджан родилась 22 сентября 1931 года в Москве в семье служащих. В 1944 году Джанна поступает в Московскую среднюю художественную школу, в 1953-1959 годах учится в МГХИ им. В.И. Сурикова. В 1959 году вместе с мужем, художником Николаем Баскаковым Джанна переезжает на его родину в Вологду. Супруги много путешествуют – под парусом на лодке, байдарке, плоту. Путешествуя по Вологодской земле, художники поселились в 1964 году на высоком берегу Сухоны в деревне Сергиевской Тарногского района. И вот уже пятый десяток лет эта деревня остается самым дорогим местом на свете для Джанны Тутунджан. В этой деревне, как в капле росы, отражаются все радости бытия и все его горести. Приезжая туда каждую весну, и находясь там до самых холодов, она чувствует себя на своем месте. А о том, какие у художника сложились отношения с деревенским народом, говорят ее работы.


 

Первую известность автору принесли замечательные рисунки. Сделанные углем, соусом, фломастером, они поражали неженской силой, обобщением, ведущим к символу. Художнику была доступна и драма, и лирика, ее линия творила чудеса, то лаская, то раня. Так появились знаменитые листы «День победы», «8 марта», «Сын сына» и многие другие. Но дар проповедника, учителя жизни мощно взывал к широкой аудитории. А графика – искусство, слишком камерное для таких целей. Так произошло обращение в 1960 годах к живописи. Она стала писать большие сюжетные полотна, никогда не разделяя творчество на виды, считая, что и в картине, и в рисунке выполняет одно дело. Графическое начало серьезно влияло на особенности ее холстов. В них с особой силой проявилось отношение автора к творческим задачам: она никогда не тратит силы на суетные мелкие темы. Только важное, только вечное. И в этом плане Джинна Тутунджан близка высокой классике.

В 1968 году появляется картина «Молодая», а в 1969 – полотно «Незабудки». Оба произведения стали программными в творчестве художника. В них Тутунджан формулирует основополагающие задачи и принципы своего искусства. Основными типами ее полотен стали сюжетная картина с символическим подтекстом, однофигурная композиция или портрет с лирическим звучанием. Преобладание идеи, смысла над конкретикой натурного впечатления обуславливает метод сложения образа в искусстве Джанны Тутунджан. Долгие раздумья по поводу увиденного венчаются лирико-эпическими обобщениями, часто ведущими к образу-символу. Метафора и аллегория стали способами воплощения идеи произведения. Так в картине «Молодая» лицо девушки уподобляется наливному румяному яблочку, глаза героинь в полотне «Незабудки» как скромные северные цветы, и они сами – незабывшие, вечно помнящие все, что было. Реже в арсенале художника встречаются аллегории. Очень важны названия картин Тутунджан, они определяют сущность образа («Ясная», «Надежа», «Берегиня»). Художественный образ часто строится на пословице («Сила есть», «На все руки», «Яблоко от яблони»), строке песни или стихотворении («Гори ясно», «Черный ворон», «Белеет парус»).

Художественные особенности картин Тутунджан близки монументальной живописи. И это естественно, так как и внутреннее содержание ее работ сродни фреске, оно посвящено общечеловеческим проблемам и обращено к большой аудитории зрителей. Монументальными чертами ее работ являются большие размеры полотен, обобщенный характер трактовки форм, значительная роль силуэта, широкие плоскости локального цвета, работа в технике темперы, отношение к цвету как средству выражения лирико-символической концепции произведения. Отношение к своим творческим задачам сближало Тутунджан с передовым направлением в нашем искусстве, появившимся в годы юности художника – «суровым реализмом».

В искусстве Джанны Тутунджан никогда не было грани между живописью и графикой. Часто одни и те же герои становились персонажами и картин, и рисунков. Художественная структура ее живописных полотен часто строится на графическом силуэте фигур («Незабудки»), в другом случае картины тяготеют к монохромности колористического решения, когда цветовая гамма сводится к сочетанию черно-белых тонов, либо в этой гамме выделяется один насыщенный цвет, что объясняется драматическим характером произведений («Птичий рынок», «Вольному – воля», «Спаситель»).

Пейзаж, хотя и занимает небольшое место в живописи художника, играет свою особую роль в творчестве Тутунджан в целом, являясь эмоциональным камертоном многих картин мастера. Именно в пейзажных мотивах, выполненных с натуры, выражает автор свой безмерный восторг от красоты мира. В них чувствуется ее открытая, не откорректированная сознанием эмоция. Поэтому в пейзажах мы сильнее всего можем слышать голос души художника.

Говорить об искусстве, разбирать особенности тех или иных холстов и рисунков очень важно и необходимо, но, как говорил Огюст Роден «нет ничего художественнее, чем любить людей». Эти слова будто специально сказаны о Джанне Тутунджан. На протяжении своей человеческой и творческой судьбы она была и остается примером истинного служения искусству. Искусству не удаленному в заоблачные дали, а близкому и необходимому тем самым людям, что смотрят на нас с ее холстов и рисунков. Всеми ее поступками движут любовь, восхищение и сострадание к ним.

С 1959 года Д. Т. Тутунджан – участник областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок. С 1964 года член Союза художников СССР, с 1972 года – заслуженный художник РСФСР. Она лауреат премии Вологодского комсомола им. А. Я. Яшина за 1971 год, лауреат Государственной премии Вологодской области по изобразительному искусству и архитектуре за 2006. С 2004 года она Народный художник России, с 2007 года – член-корреспондент Российской академии художеств с 2007.

Персональные выставки живописи и графики: Вологда (1969, 1981, 1991, 2001, 2006), Москва (1983, 2003), Ленинград (1983), Великий Новгород (2009), Данилов, Ярославская область (2008), музеи Вологодской области (2000-е). Произведения художника находятся в коллекциях музеев Вологодской области, в художественных музеях Архангельска, Иванова, Калуги, Караганды, Кирова, Костромы, Петрозаводска, Сыктывкара, Новокузнецка, Пензы, Томска, Тулы, Ульяновска, в частных коллекциях в России.


Джанна Таджатовна Тутунджан родилась в Сивцевом Вражке на Арбате в Москве 22 сентября 1931 года. По материнской линии она из семьи потомственных московских дворян. По отцовской линии связана с армянскими корнями, но в самой Армении была всего один раз, в 1955 году.

Еще в военном 1944 году Тутунджан начала учиться в Московской средней художественной школе, которая долгое время находилась в Лаврушинском переулке, как раз напротив Третьяковской галереи. В 1959 году она закончила Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.

В 1952 году Джанна впервые приехала на вологодскую землю, и с 1959 года осталась жить и работать в Вологде навсегда. Ее привез на Север муж, художник-живописец Николай Баскаков. В одном из своих интервью Тутунджан отмечала: «Муж - вологжанин. Мы вместе учились в московской художественной школе, в одном классе, в Суриковском институте. Правда, в разное время. От него я услышала первые рассказы о Вологде. Он первым познакомил и поводил меня по этой земле. Научил всегда делать то, к чему лежит душа».

В 1969 году в Вологде прошла первая персональная выставка живописи и графики Тутунджан. Работы Тутунджан 1960-х годов стали смелым открытием нового героя и необычной стилистики художественного языка.

Тутунджан привела и утвердила в изобразительном искусстве Вологодчины своего главного и излюбленного героя: простого по жизни и совсем не простого по душе деревенского жителя. В 1969 году появилась ее центральная картина тех лет - «Незабудки». В деревне Сергиевской Тарногского района была выполнена первая серия большеформатных рисунков фломастером и тушью с очень емкими, прямо говорящими названиями: «Сама себе хозяйка», «Про хлеб, про соль», «Вечный перезвон», «День Победы», «Сын сына», «Старая прялка - долгие песни», «Расскажи мне, братыня».

Начиная с 1981 года, каждые десять лет в Вологде проходили персональные выставки новых произведений Тутунджан, которые вызывали всеобщий интерес. Сначала всех удивили и заставили о многом задуматься ее картины-символы о волновавших проблемах жизни деревни и современного общества: «Расставание», «Птичий рынок», «Корень рода», «Последний конь».

Подлинным открытием стала серия рисунков Тутунджан «Диалоги. По правде, по совести». Выделяя свою новую творческую задачу, она подмечала: «Вот и я хочу, чтобы зритель, верующий в Человека, глядя на людей, которые, по моим понятиям, представляют собой основу народного духа, слышал бы еще и то, что эти люди думают о нашей жизни».

В 1980-е и 1990-е годы в живописи Тутунджан появились масштабные картины-притчи, в которых она стремилась откликнуться на сложнейшие нравственно-этические и очень непростые историко-культурные явления меняющейся жизни: «Черный ворон», «Пожар», «Вольному – воля». В картинной галерее проводились выставки-презентации этих картин, которые становились важными общественными событиями тех перестроечных лет.

В 1972 году Джанне Тутунджан было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Более чем через тридцать лет, в феврале 2004 года она была удостоена почетного звания народного художника России, кем уже давно являлась у верных почитателей.

Народность творчества художника, ценность его искусства заключается в том, что он создает свои произведения о народе и для народа. Истинно народными являются художественные творения, созданные Джанной Тутунджан. Подтверждением этому являются выставки работ Джанны Таджатовны на тарногской земле, чувства, эмоции, переполнявшие посетителей этих экспозиций, простых людей, жителей её «Родниковой страны». Первая выставка была организована в 2003году.

«Очень приятно мне, - пишет заслуженный деятель культуры Угрюмова Г.А., - и сотрудникам музея работать по подготовке экспозиции картин Джанны Тутунджан вместе с их автором. До этого проводились небольшие выставки, даже выставки трех картин. Джанна Таджатовна трепетно заботилась обо всем: как будут расположены работы, какой будет свет, удобно ли будет посетителям». Открытие выставки состоялось 24 марта. Это было значимое событие в культурной жизни Тарногского района.

Посетители выставки увидели в произведениях Джанны Тутунджан то, что окружало их в жизни: родную природу, своих земляков. Для тарножан это было открытие самих себя, своих близких. Немногие бывали в Сергиевке и видели реальных людей, изображенных на картинах, но секрет истинного искусства состоит в типизации характеров персонажей, поэтому в героях того или иного произведения многие видят себя. На выставке «Родниковая страна» были представлены только произведения живописи. Вот картина «Молодая», написанная в Сергиевке в 1967году. Это произведение Джанны Тутунджан стало программным. Несколько человек претендуют на роль прототипа этого живописного полотна, в том числе две женщины, живущие в Тарноге. О создании этой картины рассказывает Декабрина Шалашова. На самом деле это собирательный образ молодой голубоглазой северянки, олицетворяющей молодую Россию. Картина оставляет праздничное, яркое ощущение утверждения жизни. В центре любой выставки – «Незабудки». (1969г), также программное произведение. У всех трех героинь – голубые глаза. Темный лик моей прабабушки в сочетании с черным платком производит ощущение мудрости, боли за пережитое. Вторая героиня – дочь. Но она совершенно из другой семьи. Рисовала её Джанна Тутунджан с Лихачевой А.Ф. , а внучку с Нины Мальцевой.

«Последний конь». Все понятно зрителям, ведь сейчас уже коней нет. А раньше – вся тяжелая работа в поле, в хозяйстве ложилась на лошадей. Грустная картина. Поэтому так скорбно лицо женщины – конюха и так грустны глаза лошади, кажется, они наполнены слезами. Свою героиню Джанна Таджатовна срисовывала с Анастасии Петровны Ежовой, простой колхозницы. Сейчас её уже нет в живых. Произвела впечатление на тарножан и картина «Несущий свой крест». Этакартина тоже имеет реальную основу и реального прототипа. Это Мальцев Анатолий Александрович. Ему 60 лет. Он и сейчас живет в Сергиевской. 3 января 2012года нам удалось познакомиться с его судьбой. Все его братья и сестры разъехались по городам, а он один остался в родительском доме: нужно было ухаживать за матерью, так как она была больна. Джанна Тутунджан даже написала о его судьбе стихотворение (см. приложение). А личная жизнь его так и не сложилась. Похоронив мать, живет один в огромном бревенчатом доме над самой Сухоной. Поэтому глаза его тоже печальны, чувствуется в нем какая – то обреченность.

Все зрители внимательно разглядывали «Корень рода» - в центре пожилая женщина, оставшаяся одна – одинешенька. На этой стене портреты мужа, погибшего на войне, двух дочек, вышедших замуж и уехавших из родительского дома. Такова судьба. Прообразом героини является Александра Степановна Гладконогих. Её уже нет в живых. «Последний снег». В центре – бабушка Таня, которая и была няней у моего отца. Белый платок(фатка – так называли его северяне), белый передник – это, наверное, последняя бабушкина нарядка – поэтому картина и называется так метафорически «Последний снег».

Эти живописные полотна никого не оставляют равнодушным, их главные герои – простые люди, знакомые и близкие Джанны Таджатовны, рисуя их, она брала всю их боль, заботы и мысли на себя, перенося их на свои полотна, поэтому её произведения такие живые и реалистичные. Каждая картина заставляет о чем-то задуматься. Ольга Михайловна Силинская, экскурсовод выставки «Родниковая страна», рассказывает: «Каждый день на выставку приходило много посетителей. Не пропускали ни одной картины, внимательно рассматривали, много спрашивали, некоторые плакали, может, узнавая в героях этих живописных полотен своих матерей, бабушек, а может быть, себя». Сама Джанна Тутунджан писала: «Мир создан прекрасным и грозным, и жизнь ткет свой холст из страданий и радости. Но если писать одно горе – нечем будет дышать. Ни самой – ни людям».Именно так видела художник окружающую жизнь чутким взглядом, понимала, чувствовала каждой стрункой своей трепетной души, поэтому её картины дышат, смотрят, улыбаются, цветут, доставляя радость и заставляя задуматься.

Каждый портрет, зарисовка, или жанровое произведение – это целая история, сюжетом которой служит наша жизнь. В центре выставки находилась и известная картина «Берегиня». Картина – символ, олицетворяющий материнскую любовь и заботу. Героиня произведения – женщина – мать, прижимающая к себе троих сыновей. Что может быть светоноснее этой картины? Это произведение нужно в каждом родильном доме повесить, чтобы не бросали матери своих младенцев. Картина имеет так же реальных прототипов: это Люба Ежова и трое её сыновей: Виктор – работает в Тарноге в полиции; Вася – в Вологде, младший Андрей служит в Петербурге. Дом Ежовых также стоит на Вересовке, рядом с домом художника. Это последний на улице обитаемый дом.

Интересная картина «Пожар». Она заинтересовала многих тарножан. Произведение имеет сюжетную основу. Родители главной героини – люди – труженики, всё, как рассказывают серговцы, старались делать для дочери. Художник обращает внимание на их трудовые руки. Но дочь полюбила легкую жизнь, яркую, как тот платок, что покрывает её плечи. Уехала из деревни в Гатчину и забыла про отца и мать. А сейчас их уже нет в живых. А дом, что находится тоже на Вересовке, развалился. Хочется надеяться, может внуки вернутся сюда или правнуки.

Замечательны картины, где главные герои – дети. «Журавленок» - в жизни Игорь; «Светлая душа» - Лена Мальцева; «Девочка в красном углу» - приезжая Саша из Северодвинска; «Гостья», «Вороненок»; «Снегирь»; «Весна». Кто знает, может, кто – то из них и вернется в родную деревню и будет её понимать, как делает это сейчас, в настоящее время, председатель СПК Мальцев Игорь Львович, поговорив с которым, Джанна Таджатовна была совершенно счастлива: она нашла в нем единомышленника. Первое – что они решили сделать в деревне – построить часовню. Игорь Львович в разговоре с нами сказал, что часовня обязательно в деревне будет.

Любовь к людям озаряет внутренним светом все искусство художника, делает его мудрым, добрым, вселяющим надежду.

Северная природа представлена на выставке «Родниковая страна в серии картин «Апрельский дом», «Дорога», «Май на Саланге», «Майская Сухона». Пейзаж в этих работах особенный: ясный, светлый, по – весеннему чистый. Глядя на эти картины, можно говорить о слиянии трех стихий: неба, воды и земли. Компоненты этого пейзажа повторяются, но в бесконечном разнообразии сочетаний – один из секретов неувядаемой привлекательности её картин. Тонкая, трепетная, белоствольная березка, что растет под окном Джанны Тутунджан в Сергиевской, раскинув ветви на фоне майского небосклона, ждет весеннего обновления, даря надежду всем, кто ею любуется.

Каждый непременно обратил внимание на букеты черемухи, купав, ромашек, стоящих в окне, и, конечно, любимых художником незабудок, голубизна которых настолько нежна и прозрачна, что вызывает ощущение легкости, воздушности пространства. Но, «чтобы собрать букет незабудок, Джанне Таджатовне приходилось часами стоять на коленях, собирать эти длинные, тонкие стебельки незабудок. Я всегда старалась помочь Джанне Таджатовне, - говорит Люба Ежова, - выходила пораньше и, бывает, набирала целую корзину этих нежно – голубых цветов».

Окно, распахнутое настежь, для художника было спасением от зимней городской жизни. «Приезжая весной в деревню, в дом на высоком берегу Сухоны, - пишет Джанна Таджатовна, -я забываю город и с радостью смотря в любимое окошко. Из него не видно, что на самом деле творится на земле. Оно обращено на юго – восток, и в нем и все озаряется своим, и я не устала глядеть на это. Цветы, особенно полевые лечат нас они молчаливо смотрят нам в душу и помогают на время забыть то что делается вокруг худого».

За три месяца на выставке побывало 1300 посетителей. Не было такого человека, который ушел бы из музея в эти жни без трепета, без особого волнения в сердце.

Было проведено, по словам Ольги Михайловны Силинской, 87 экскурсий. Приходили семьями, поодиночке и целыми классами и оставляли теплые слова благодарности замечательному человеку Джанне Тутунджан за то, что она смогла понять их, простых людей, их характеры, судьбы, их «Родниковую страну». Отклики – впечатления от встречи с искусством Джанны Тутунджан тарножане оставили в специальной тетради. Эта тетрадь признаний в любви к творчеству, благодарностей за труд и искренних пожеланий, успехов, здоровья, удачи в создании новых картин, что Джанна Таджатовна взяла её себе как талисман.

В некоторых номерах газеты «Кокшеньга» за 2003г. публиковались отзывы тарножан о выставке «Родниковая страна». Хочется привести некоторые из них.

«Что за картины! Чудо! Как будто побывали среди героев этих картин, поговорили с ними, видна душа каждого, чувствуется присутствие. Остается ощущение радости и чистоты родниковой воды, чистоты чувств и мыслей. И художник, и её герои живут в картинах, разговаривают с нами, говорят о своем, родном, не лукавят и не хитрят.

Мы уходим с выставки окрыленные, в восторге.»

Мы посмотрели ваши картины, которые нам очень понравились, потому что на них изображена сельская жизнь, очень близкая нам.

Больше всего нам понравилась картина «Вольному воля». В образе коня мы увидели жизнь и судьбу деревенских людей. Когда–нибудь люди сумеют вырваться из плена, обрести свободу. Огромное вам спасибо».

-«Уважаемый мастер, от всей души выражаем вам огромную благодарность. Ваше мастерство просто потрясает, оно нам близко, родное. Ваши картины отражают жизнь русского человека, жизнь русской деревни, жизнь России».

- «Больше всего мне понравилась картина «Расставание». Когда я слушала музыку и смотрела на картину, я как бы слышала, будто земля зовет этого человека, она ему говорит: «Вернись, постой, ты нужен здесь!». Но он не слушает, он уходит. В этой картине я вижу нас самих, которые уходят в города, ищут легкой жизни, а на самом деле мы нужны здесь, в деревне, чтобы помочь её подняться».

Джанна Таджатовна внесла не только большой духовный вклад в развитие культуры нашего района, - пишет Угрюмова Г.А., - но и материальный. В фондах музеям находятся подаренные ею работы «Анна – Мария», «Долгая, долгая песня», «Братья», «Ратник Александра Невского», а позднее – коллекция «Разговоры по правде, по совести».

Вторая выставка работ Джанны Таджатовны Тутунджан была открыта в 2008году в музее традиционной народной культуры. Вновь открывшая экспозиции была представлена графика художника: «Сергиевские места» и «Диалоги», «По правде, по совести». И вновь источник тем и образов для Джанны Тутунджан – деревня Сергиевская, её «Родниковая страна». Художник признается «Если бы я жила тысячу лет, мне не хватило бы времени выразить все то, что я ощущаю в этом небольшом уголке России». При помощи карандаша и фломастера создала Джанна Таджатовна «Сергиевские листы». Первые работы из этого цикла были выполнены еще в 1965 году. «Сама себе хозяйка», «Две зыбки», «Мастерица шаньги печь», «Про хлеб, про соль», «Вечный перезвон», «Русская», «Дети» и так далее. И у каждого героя есть прототипы. Не путаясь ни в одном имени, фамилии, серговцы называют реальных людей, с которых создавались эти работы. «День победы» -

Нас заинтересовала графика Джанны Тутунджан под названием «Листы из Кокшарии», созданные еще в 1968году. Жители Сергиевской нам с гордостью поведали, что в то далекое время их Джанна ходила пешком в Тарногу, в Кокшарию, 40 километров преодолевала. Муж провожал её километров семь. В Маркуше она останавливалась, ночевала, а в Тарноге остановится в доме Угрюмовых, переоденется в сухое платье и отправляется на этюды. И Андрей Анатольевич все говорил «Несравненная, неповторимая Джанна», он восхищался мужеством, трудолюбием, стремлением созидать этой хрупкой женщины.

Нас особенно заинтересовали две работы: «Сын сына» и «Старый конь». Рассмотрим их. «Графический лист «Сын сына» показывает радость деревенского старика, который держит на коленях перед собой младенца». Такой свет, такое тепло, доброта идут от этого героя, что поневоле радуешься вместе с ним.

А старику из работы «Старый конь», вероятно, уже некому передать свои умения. Он изображен в белой рубахе на фоне почерневшего высокого деревенского дома с коньком на охлупне. «Растерянный взгляд запавших глаз, сжатая кисть правой, прижатой к груди руки выдает печаль его одиночества. Время – вторая половина XXвека, когда молодня уже начинали покидать деревню, оставляя стариков на произвол судьбы. Нас заинтересовали эти работы, мы решили узнать, в какой деревне они написаны. Мы нашли рассказ самой Джанны Таджатовны, как и где она писала эти картины. Это была деревня Сметанинская, что находится в четырех километрах от Заборья.

На выставке 2008г. В Тарногском музее были представлены и созданные в юные годы «Диалоги». Это своеобразный дневник, «говорящие портреты» односельчан. Джанна Таджатовна создала своего рода памятник уникальному тарногскому говору. Художник, рисуя портреты этих простых людей, слушала тарногскую речь, и ей очень хотелось, чтобы разговоры её знакомых, их суждения, их мнения услышал весь мир. Диалог написан карандашом прямо на картине. Вот лишь некоторые из записанных художником языковых жемчужин:

«Думаешь, Серговка долго проживет?» - «Так ежели робить – вся лесом зарастет… Все поля… Вспомнили бы, как в войну – то пахли… безо всякого горючево… на одних горючих слезах… и не пропили свою землю».

«Сердце не терпит, как оне зачнут телёнков по хребтине лопатом охаживать… телёнок – он ведь тоже человек!»

«Ой, как я обрадела письму – то! К сердцу прижала – так и спала!»

«Как бы отворотитьсе от вина да от курева. К примеру, мне лично… да и всей Рассее…»

«Народ больно матюкливый стал, да какой – то шальной. Пошто бы это? Пошто бы мать – то тревожить да всё её поминать недобрым словом? Ведь земля каждый раз дрогнёт. Грех ведь!..»

«Не космос погодой правит. Народ поохладел к земле. Вот она, Матушка, и отсывает… А к ей бы надо – то со всем нашим теплом!».

Эти самобытные живые высказывания придают особый колорит и теплоту работам народного художника.

«В этой серии больше персонажей старых. Манера письма стала более жестокой. Что – то тревожит художника, торопит, не радует. Волнует же её судьбу нашей северной деревни, уходит из жизни старое поколение, молодое в массе покидают отчие края. Как – то дальше сложится жизнь в исконно русских северных краях» Не уйдут ли вместе с поколением, вынесшим на своих плечах тяготы великой войны и послевоенного становления лучшие черты крестьянских характеров, коренные устом народной морали», - пишет учитель, краевед А.А.Угрюмов.

Выставка графических работ Джанны Тутунджан в 2008 году стала для тарножан своего рода праздником, для многих возвращением в деревенское детство, в мир неповторимой речи жителей Кокшеньги. Сама Джанна Таджатовна присутствовала на открытии выставки и так сердечно, по – доброму объясняла смысл своих работ, что и взрослые, и дети выходили с выставки одухотворенными, осознавшими неповторимость своего родного края.

В 2011 году новая выставка – «Лики России», где были представлены и живопись и графика. И вновь слова Благодарности этому великому художнику за её труд, за её творчество, за внимание, за любовь к тарногской земле. Посетителей обеих выставок уже насчитывалось более двух тысяч. «Низкий поклон вам до земли, Джанна Таджатовна, - писал один из зрителей, - поклон от всех прадедов, от нас сегодняшних и будущих поколений нашего родного уголка большой России».

Работы известной художницы представлены на новой выставке, открывшейся в Ярославском художественном музее.

Произведения, составившие экспозицию, – часть собрания Вологодской областной картинной галереи. Отраженный в этих работах самобытный северный край стал для Джанны Тутунджан местом, где она нашла и свою тему, и свой стиль в искусстве…

Потомственная москвичка, родом из аристократической семьи, в которой соединились русская и армянская кровь, она уехала вслед за мужем, художником Николаем Баскаковым, на его родину – в Вологодскую область. И навсегда влюбилась в край озер и рек! Край, в котором живут суровые, но надеж­ные и добрые люди, скромные и мудрые, сохраняющие способность радоваться жизни, сколь тяжелой бы она ни была. Здесь, в деревне Сергиевская на берегу Сухоны, был куплен дом, где семья художников прожила всю жизнь.

Деревенские жители стали главными героями произведений Джанны Тутунджан. И несмотря на монументальность полотен – а художнице присущ именно такой стиль в живописи – в каждом портрете видишь что-то очень родное, знакомое, но как будто позабытое с годами. Чем дальше погружаешься в этот мир, тем больше память возвращает тебе собственное прошлое. Вот старенькая женщина в платочке смотрит на облака через окно иллюминатора и восклицает про себя: «Матушка, Царица Небесная!» – наверное, так же много лет тому назад замирала от страха и восхищения твоя бабушка, которая летела к тебе погостить из далекого, отделенного несколькими часовыми поясами, края. А вон в той избе с картины «Корень рода» фотографии родственников на стенах – так раньше было и в домах твоих прадедов, где снимки оформляли в рамы, как картины, а теперь традиция жить вот так, ежедневно всматриваясь в портреты близких, ушла…

Художница говорила: «мир создан прекрасным и грозным», «жизнь ткет свой холст и страдания и радости...». Именно так она и отразила действительность – с ее наполненностью светом и болью, красотой и безобразием, добром и жестокостью. Не сочиняя никакой «святой Руси».

Многие образы Джанна Тутунджан запечатлела в графике, которой занималась на протяжении всего своего творчества. Порой делала легкие наброски с едва намеченными контурами лиц, порой довольно подробно прорисовывала каждую деталь. Постепенно сформировался тип ее рисунка одной широкой линией, силуэтом выде­лявшей фигуру на листе.

Графика представлена на выставке только в цифровом виде, к сожалению. Но обаяние рисунков пробивается даже через экран монитора – с этими удивительно красивыми лицами, с пронзительными высказываниями персонажей, с трогательным юмором порой («Чево хорошево – дак пома лу, а плохово – дак с ле шево!»). Монологи и беседы изобра­жаемых ею людей Тутунджан стала записывать прямо на рисунках, начав работу над большой графической серией диалогов «По правде, по совести». В этом цикле художнице удалось не просто зафиксировать манеру речи, говор, характерные словечки своих любимых героев. Соединив в одном пространстве графику и слово, Джанна Тутунджан отразила особый взгляд, особую философию людей, которые живут с каким-то глубинным пониманием смыслов, с очень простым и мудрым отношением к миру.