Вилис лацис биография. Лацис, Вилис - Кумир толпы; Люди в масках; Поздняя весна. Юность и начало литературной карьеры

2017-Июл-Ср Когда меня спрашивают о самых больших и ярких достижениях латышской культуры, я неизменно отвечаю, что особое место в латышской литературе по праву занимает Вилис Лацис — великий советский латышский писатель. Выходец https://сайт/wp-content/uploads/2017/07/Вилис-Лацис-Совесть-латышского-народа.jpg , , сайт - Социалистический информационный ресурс [email protected]

Когда меня спрашивают о самых больших и ярких достижениях латышской культуры, я неизменно отвечаю, что особое место в латышской литературе по праву занимает Вилис Лацис — великий советский латышский писатель. Выходец из рабочего класса, Лацис оставил обширное творческое наследие в виде десятков монументальных произведений, многие из которых впоследствии были экранизированы.

Вилис Лацис родился 29 апреля (12 мая) 1904 года в посёлке Ринужи (сейчас это находится в черте города Рига) в семье портового рабочего. С раннего детства Лацис познал нужду, несправедливость общественного устройства и все тяготы жизни простого рабочего. В 1917 году перед оккупацией Риги немцами его семья была эвакуирована в Барнаул. В 1921 году Вилис Лацис вернулся в Латвию.

За это время Вилис Тенисович был портовым грузчиком, рыбаком, кочегаром торгового судна, а в свободное время писал свои художественные романы. Именно поэтому его романы так правдоподобны и отражают реальную жизнь той Латвии, какой она была в буржуазный период, во время немецкой оккупации и в послевоенный период, когда нацизм был разгромлен и на территории Латвии восстановилась законная советская власть.

Лацис с удивительной точностью описывал как человека бескорыстного и целеустремлённого, так и обывателей, и мещан своего времени. И когда вы захотите спросить, как живётся человеку труда в современной капиталистической Латвии, то можете смело открыть его трилогию — романы «Пятиэтажный город», «По морям» и «Бескрылые птицы». В них вы по-прежнему увидите жизнь человека труда сегодняшнего буржуазного времени. Мало что изменилось с тех пор.

В первой части романа «Буря» Лацис описал ту Латвию, которую идеализирует сегодняшний правящий класс. Описал жёстко и бескомпромиссно. Вряд ли стоит сомневаться в правдивости слов такого великого писателя, учитывая то, что сегодня человек труда оказался ровно в том же положении, в котором пребывал в Латвии до 1940 года.

Когда в Латвии начались социалистические преобразования, писатель возглавил Совет Народных Комиссаров Советской Латвии и уверенно взялся за работу над преобразованиями в республике. Однако, этим планам помешало нападение фашистской Германии на СССР. Латвия одной из первых приняла на себя удар гитлеровских полчищ. Первая часть романа «Буря» как раз оканчивается описанием героических сражений латвийских рабочих, латвийских крестьян, латвийских коммунистов и комсомольцев против гитлеровских оккупантов. «Гитлер легко захватывал Европу, но под Лиепаей впервые получил по зубам»! И было за что тогда сражаться советским латвийцам. Латышский народ героически защищал приобретённую Родину. Родину без эксплуатации и угнетения, и именно поэтому немецкие оккупанты получали яростное сопротивление. Это была борьба за свой строй и за свой народ, а не за капиталы богатеев.

Конечно, была и накипь на теле латышского народа — разного рода подлецы, предатели и прихвостни, что встречали гитлеровских солдат с цветами, а потом зверствовали хуже фашистских оккупантов. Такой была наша история. И Лацис, как великий писатель своего времени, навсегда запечатлел историю настоящей Латвии для будущих поколений.

Читаются романы Вилиса Тенисовича очень легко, но из его книг читатель получает очень много умных и мудрых советов. Книги писателя развивают в своих читателях самые лучшие качества, побуждают думать и заставляют расти настоящим человеком. И абсолютно естественно, что у буржуазных идеологов и персон с мещанским, националистическим мировоззрением творчество писателя вызывает искреннюю, неподдельную ненависть.

После войны писатель активно включился в жизнь своей республики и своего народа. Активно выходили из-под его пера новые произведения. Наконец-то можно было описывать человека сегодняшнего дня - человека социалистического будущего. Ведь он рос на его глазах. Его герои как бы слиты с автором, с его мечтами о лучшем будущем.

В последние годы жизни писатель был членом Правления Союза писателей Латвийской ССР, а также его заместителем. И это были годы подъёма латышского народа, его творческих сил, его прогрессивных идей.

За свой безусловный вклад в отечественную литературу, Вилис Лацис был награждён 7 Орденами Ленина и Орденом Отечественной войны I степени. Умер писатель 6 февраля 1966 года и был похоронен на Лесном кладбище Риги. Имя писателя носили улицы многих городов Латвии и СССР.

Но возвращались тёмные времена. В 1991 году буржуазные реваншисты переименовали улицу Лациса в Риге, и его имя из латвийской истории начали старательно вымарывать. Его труды предают забвению, имя замалчивают — неудобен буржуазной власти пролетарский писатель, открывший при помощи своего многогранного таланта все тяготы и невзгоды рабочего класса для широкой общественности.

Совесть латышского народа не устраивает «новую» буржуазную власть, но некоторые малые города чудом сохранили его имя. Например, прошлогодняя экспедиция Географического общества «Спилве» по имеющимся материалам разыскала улицу Вилиса Лациса в небольшом городке Латвии - Саулкрасты.

Хочется надеяться, что романы Вилиса Лациса в трудную минуту и дальше будут освещать жизнь тех людей, кто выбрал не «сытое мещанское настоящее», но путь борьбы настоящих людей за настоящее будущее всего человечества.

В трудную минуту, когда мир стоит на грани катастрофы перед лицом всё сильнее нарастающих противоречий и войн капиталистического настоящего, Вилис Лацис нам даёт очередную подсказку. Во время немецко-фашистской оккупации комсомольцы и коммунисты первыми встали в ряды защитников своей Родины от беспощадного и считающегося «самым сильным» в мире врагом.

Человек современного дня, запутавшийся в противоречиях сегодняшних жизненных проблем, может смело черпать для себя советы, как поступить в такое время. Привлекательность и сила творчества писателя — в суровой, жёсткой жизненной правде и в том литературном мастерстве, с которым эта правда раскрывается перед читателем. Романы Лациса никогда не устареют, они будут актуальны и во время борьбы за справедливое коммунистическое общество, и во время строительства нового общества.

Пройдёт время, и история сметёт с лица Земли всю накипь человечества. Но имя этого великого писателя навсегда останется культурным достоянием не только латышского народа, но и нового коммунистического, настоящего, будущего!

Андрей Красный

«К двухсотмиллионной громаде слушающих эти слова присоединились, — пусть незримые в неоглядной дали, но ощутимо близкие, — сотни миллионов угнетённых во всех концах мира. Они слушали вождя советского народа - слушало всё униженное человечество, чья единственная надежда на свободу и достойную человека жизнь была связана с исходом битвы, разгоревшейся на широких пространствах русской земли.»

— Вилис Лацис, «Буря», часть вторая, глава первая

Vilis Lācis

Родился 29 апреля (12 мая) 1904 года в с. Ринужи (ныне в черте г. Рига, Латвия).
Латышский советский писатель и государственный деятель. Народный писатель Латвийской ССР (1947). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1952). Член КПЛ с 1928 года. Член ВКП(б) с 1940 года. Председатель СМ (СНК) Латвийской ССР с 25 августа 1940 по 27 ноября 1959 года.
Родился в семье портового рабочего.В 1917 году перед оккупацией немцами Риги эвакуировался с семьёй в г. Барнаул Алтайской губернии, где до 1918 года учился в Барнаульской учительской семинарии. В 1918-1921 годах работал по найму в сельском хозяйстве, затем был секретарём сельсовета. В 1921 году вернулся в Латвию. В 1921-1923 годах был портовым грузчиком, рыбаком и кочегаром торгового парохода. Лацис писал в свободное время статьи, новеллы, которые с 1921 года печатались в периодических изданиях.
В 1931-1933 годах Лацис создал первое крупное произведение - трилогию «Бескрылые птицы» («Пятиэтажный город», 1931; «По морям», 1932; «Бескрылые птицы», 1933), в которой правдиво изобразил жизнь рабочего.
В 1933-1935 годах В. Т. Лацис был библиотекарем Рижской городской библиотеки. В 1935-1940 годах сотрудничал в газете «Яунакас зиняс». В 1933-1934 годах писатель создал своё самое популярное произведение - роман «Сын рыбака» (тт. 1-2), в котором ввёл в латышскую литературу самобытного, волевого героя - беспокойного искателя правды, носителя лучших качеств трудового народа. Роман имел огромную популярность. После его успеха Лацис принял решение полностью посвятить себя профессиональному писательскому труду.
По данным историка А.Странги, Лацису партийный стаж начали считать с 1928 года по прямому указанию из Москвы, данному для КПЛ в 1944 году. Политическая полиция Латвии подозревала Лациса в сотрудничестве с агентами советских спецслужб и следила за ним.
Однако творчество Лациса, его романы, написанные в духе произведений Джека Лондона («Кумир толпы» (1935), «Старое моряцкое гнездо» (1937), «Потерянная родина» (1940) и другие) пользовались огромной популярностью. Импонировало творчество Лациса и президенту К. Ульманису, который закрывал глаза на коммунистическую деятельность писателя.
Лацис стал самым печатающимся писателем страны. 22 января 1940 года состоялась премьера киноэкранизации романа «Сын рыбака», ставшая событием в культурной жизни Латвии.
Противоречивая позиция писателя отразилась в его творчестве советского периода. При издании своих довоенных сочинений Лацис вынужден был вносить правки идеологического характера, добавлять славословия в адрес СССР. В 1945-1948 годах была опубликована многотомная эпопея «Буря», рисующая жизнь героев на историческом фоне. В 1950-1951 годах Лацис написал роман «К новому берегу», в котором пытался объективно показать судьбу латышского крестьянства в сложных условиях советских социально-экономических экспериментов. Роман был встречен враждебно советскими ортодоксальными критиками, обвинившими Лациса в «сочувствии к кулачеству», однако в 1952 году в «Правде» было опубликовано «Письмо группы советских читателей», бравшее писателя под защиту.
В 1954 году вышло последнее значительное произведение писателя - роман «Посёлок у моря», в котором действуют герои «Сына рыбака», перенёсенные в светлое советское настоящее. В 1962 году был издан роман «После ненастья», в котором Лацис вывел героев, пострадавших от «культа Сталина, неверия в человека, огульной подозрительности ко всем, кто побывал в плену, беззаконий и расправы с честными людьми».
Лацис занимал ряд общественных постов. C 20 апреля 1954 года по 27 марта 1958 года - Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР IV созыва. На XIX, XX и XXII съездах КПСС избирался кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат ВС СССР 2-5-го созывов. Депутат ВС Латвийской ССР. Награждён 7 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

После разгрома латвийских национал-коммунистов, 27 ноября 1959 года Лацис вышел в отставку с поста Председателя Совета Министров Латвийской ССР и отошёл от политической деятельности. Не создал он больше и крупных литературных произведений.
В. Т. Лацис был заместителем председателя и членом Правления СП Латвии.

В честь Вилиса Лациса в Северо-западном округе Москвы названа улица. В СССР его имя было присвоено Государственной библиотеке Латвийской ССР.

Вилис Лацис

Семья Зитаров. Том 1

Часть первая

Старое моряцкое гнездо

Глава первая

На Видземском взморье , там, где прибрежная полоса дюн суживается и на мелях начинают появляться камни, расположились маленькие поселки береговых жителей. Заливные луга и зеленые берега многочисленных речек, впадающих в море, оживляют сосновый бор и скрашивают однообразную картину болот. Вблизи устьев рек растут лиственные деревья, местами видны липы, кое-где проглядывает дуб. Теперь в этих местах многое изменилось. У края дороги встали новые дома, и с каждым годом все больше встречаешь незнакомых людей. У самого моря теперь расположились дачи. И лишь кое-где, словно свидетели прошлого, стоят старые придорожные корчмы с толстыми каменными стенами и громадными конюшнями. Когда-то по осени здесь слышался говор крестьян, едущих в Ригу из дальних мест; тут, на полпути, останавливались они на ночлег.

Скрытое густыми зарослями дикого винограда, высится здание старой школы, но не слышно здесь больше весёлых голосов ребятишек, выбегающих на перемену. Неподалеку отсюда стоит маленькая дача капитана Зиемелиса, и там же, у самой реки, в яблоневом саду, виднеется дом бывшего судовладельца капитана Зитара - большой, старинный, в полтора этажа, с искрошившейся черепичной крышей. Ветхий погреб ещё не успел провалиться, но его заросшая крапивой дерновая кровля напоминает скорее обычный холмик, чем творение рук человеческих. Даже мачта для флага, которую капитан Зитар соорудил как-то зимой, вернувшись из плавания, всё ещё стоит во дворе, хотя с той поры прошло уже немало лет. Флюгер в виде парусника давно сбит западными ветрами, нет уже на полусгнившей мачте и рей, но крепкие проволочные ванты по-прежнему поддерживают её, и в праздники на ее верхушке развевается флаг.

По рассказам местных старожилов, Зитары пришли сюда очень давно; здесь уже прожили четыре поколения, и дед теперешних Зитаров служил старостой у помещика. За долголетнюю и усердную службу граф сдал ему в аренду усадьбу, в которой и поныне живет семья Зитаров. Сын старосты не пожелал пахать землю и стал моряком. Прослужив некоторое время матросом, затем помощником капитана, он первый в роду построил судно - двухмачтовый парусник «Анна-Катрина». Хороший моряк и скаредный человек, он кормил команду соленой салакой и картофелем, и это дало ему возможность скопить средства не только для постройки нового, более емкого судна, но и для покупки арендуемой усадьбы. Когда она стала его собственностью, он возвел здесь всякие хозяйственные постройки и расширил скотный двор. Старший сын его уехал путешествовать и остался жить в Австралии, две дочери вышли замуж за капитанов дальнего плавания - Зиемелиса и Калниетиса, - а младший сын, человек с коммерческой жилкой, пожелал стать трактирщиком. Профессию отца вместе с домом и парусником унаследовал средний сын Андрей. При нем семья Зитаров стала одной из самых зажиточных в округе.

В молодости Андрей Зитар слыл большим озорником и сорвиголовой, но был отличным знатоком своего дела и настоящим моряком. Из семьи Зитаров он первый несколько лет плавал на пароходе и окончил мореходное училище. Правда, болтали, что диплом капитана, давший ему право на судовождение во всех морях мира, приобретен несколько необычным путем: будто бы, провалившись на экзаменах, Андрей Зитар на следующую весну, пользуясь тем, что экзаменаторы не знали его в лицо, за десять рублей золотом поручил сдать экзамены другому, более сильному в науках парню. Трудно сказать, насколько соответствуют истине эти толки, но, вероятно, кое-какие основания для подобных утверждений все же имелись. Как бы то ни было, Андрей Зитар, пусть даже с купленным дипломом, проявил себя в дальнейшем толковым судоводителем. Несколько лет он плавал на парусниках отца, затем перешел капитаном на судно рижского судовладельца Иргена и ходил на нем до той поры, пока старый Зитар не построил сыну красивое трехмачтовое судно, названное им «Дзинтарс». На этом судне можно было смело отправиться через Атлантику на острова Вест-Индии за красильным деревом и сахаром. Первое плавание продолжалось три года. За это время «Дзинтарс» заходил во многие порты Антильских островов, Мексики, Центральной Америки и Бразилии. Вернувшись на родину, молодой капитан поставил судно на зимовку, а сам отправился домой погостить до весны. Тридцатидвухлетний бравый мореплаватель - интересный собеседник и состоятельный человек - всю зиму находился в центре внимания жителей родной округи; особенно им интересовались заневестившиеся девушки и их матери. Андрей мог сделать блестящую партию и стать зятем одного из местных судовладельцев или даже самого пастора, у которого в имении тосковало несколько взрослых дочерей. Но он был в достаточной степени состоятельным, чтобы не обращать внимания на приданое избранницы своего сердца. Этой избранницей оказалась не кто иная, как дочь хозяина хутора Лиелноры Альвина. Почему именно она, сказать трудно, ибо семейство Альвины слыло далеко не самым достойным в этой округе: старый Лиелнор любил выпить, а его хозяйка вполне открыто дружила с каким-то лесником. Альвина, миловидная, здоровая девушка, была моложе Андрея на десять лет. На рождество он привез её домой. Вначале старый Зитар немного поворчал - дескать, сноха из «балованной» семьи, - но мать решительно стала на сторону сына, и старику пришлось покориться судьбе. Сыграли пышную свадьбу, гуляли всю неделю. Среди гостей было несколько капитанов и судовладельцев. Молодые получили много дорогих подарков и лестных поздравлений от наиболее уважаемых семейств округи.

С наступлением весны Андрей Зитар опять отправился в море. Его жизнь походила на жизнь многих других моряков: дома, между двумя поездками, он был хорошим, покладистым, добродетельным и уживчивым мужем, но, находясь в плавании, вел прежний образ жизни, с той лишь разницей, что теперь из каждого порта писал письма жене, а отцу посылал сообщения о состоянии судна, о фрахтах и предложениях агентов. Впрочем, последняя обязанность вскоре отпала, ибо старый Зитар однажды зимой, когда «Дзинтарс» стоял в Порт-оф-Спейне под погрузкой красильного дерева, умер от разрыва сердца. Теперь Андрей стал совершенно независимым. Отныне он один регулировал рейсы судов, распоряжался доходом, и вместе с тем его рейсы стали продолжительнее. О семье он не горевал: она ни в чем не нуждалась. После каждого возвращения капитана из плавания семейство прибавлялось. Сам капитан Зитар, находясь вдали от дома, не стеснял себя ни в чем. Разве мог кто-нибудь требовать, чтобы он на чужбине сгорал в тоске по дому, по жене и прочим привычным удобствам? Моряк, если он хочет быть настоящим моряком - мужественным, выносливым добытчиком ценностей, - должен выбросить эти мысли из головы. Да этого от него никто и не требовал, даже Альвина. И об этом вообще не принято было говорить. Лишь порою старые моряки, сидя в тесном кругу за стаканом вина, вспоминали былые похождения. Таков уж заведенный распорядок жизни. Если во всем этом кое-что и не совсем соответствовало ветхозаветным заповедям и если у капитана Зитара завязывались случайные связи то в Кардиффе, то на Тринидаде - это, право же, такие мелочи, над которыми не стоит ломать голову. Андрей Зитар не задумывался над тем, как могут отнестись к этим обычным, по его мнению, и само собой понятным явлениям окружающие люди, например, его жена. Как переживала Альвина долгие годы одиночества, его не волновало. У нее была куча ребят, много обязанностей по дому. Пусть растит мальчиков и ведет хозяйство - этого вполне достаточно, чтобы заполнить жизнь женщины. Кому какое дело до того, что ей только тридцать пять лет, что она здорова и жизнерадостна? Капитан Зитар уходил на юг…

Осенью 1907 года судно Зитара «Дзинтарс» после двухлетнего отсутствия бросило якорь в Рижском порту с грузом кузнечного угля. Из Кардиффа они вышли в конце сентября, и команда предполагала добраться до Риги не раньше второй половины октября, но на всем пути дул попутный ветер, позволявший временами доброму паруснику соревноваться в быстроте с пароходами, и команда «Дзинтарса» увидела родные берега дней на десять раньше срока. Это был рекордный рейс капитана Зитара. Вполне понятно, что никто из домашних не встречал его. Судно поставили в Яунмилгрависе , а после разгрузки угля увели в Даугавгриву на зимовку. Зитар рассчитал команду, оставил боцмана Кадикиса охранять судно и, уладив дела в портовых учреждениях, собрался домой. Он ничего не писал, желая сделать жене и детям маленький сюрприз. В его чемоданах лежали подарки, купленные за границей; при этом не был забыт ни один, даже самый маленький член семьи Зитаров. Всякий путешественник, надолго разлученный с семьей, становится немного сентиментальным. Он уже заранее во всех подробностях представляет себе час свидания и то впечатление, которое произведет его приезд. Все это получается несколько театрально, здесь, пожалуй, неизбежны поза и некоторая искусственность, но зато сколько радости, как глубоки нежность жены, восторги детей, любопытство соседей! Андрей Зитар представил себе, как он приедет поздно вечером: везде уже темно, дети только что улеглись в свои кроватки. Никто еще не спит. Где-то на кухне или в большой комнате горит лампа, и молодая хозяйка приводит в порядок детскую одежду. Кругом тишина, спокойствие - обычный будничный вечер. И вдруг кто-то стучит в дверь и на вопрос: «Кто там?» - отвечает чужим; измененным голосом. «Папа приехал!» - громко кричат в комнатах, и все соскакивают с постелей, у детей сон как рукой сняло. Никто в эту ночь уже не может уснуть.

Arabic Bulgarian Chinese Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French German Greek Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Malagasy Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swedish Thai Turkish Vietnamese

definition - ЛАЦИС ВИЛИС ТЕНИСОВИЧ

Лацис, Вилис Тенисович

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Вилис Тенисович Лацис
латыш. Vilis Lācis
Файл:Latsis01.JPG
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:
Премии:
25 августа - 27 ноября Предшественник: Должность учреждена Преемник: Ян Вольдемарович Пейве 20 апреля - 27 марта Предшественник: Жумбай Шаяхметов Преемник: Ян Вольдемарович Пейве Партия: КПСС Национальность: Латыш

Вилис Тенисович Ла́цис (латыш. Vilis Lācis ; 29 апреля (12 мая) , с. Ринужи, ныне район Риги - 6 февраля , Рига) - латышский советский писатель и государственный деятель, народный писатель Латвийской ССР (). Член ВКП(б) с г. Председатель Совета Министров (Совета Народных Комиссаров) Латвийской ССР с 25 августа 1940 по 27 ноября 1959 года.

Биография

Юность и начало литературной карьеры

Родился в семье портового рабочего. В - гг. учился в Барнаульской учительской семинарии Алтайского края. В буржуазной Латвии был портовым рабочим, рыбаком и кочегаром на судне. Лацис писал в свободное время статьи, новеллы, которые с г. печатались в периодических изданиях.

В 1931-1933 гг. Лацис создал первое крупное произведение - трилогию «Бескрылые птицы » («Пятиэтажный город », 1931; «По морям », 1932; «Бескрылые птицы », 1933), в которой правдиво изобразил жизнь рабочего.

Вершина литературного творчества

В 1933-1934 годах писатель создал свое самое популярное произведение – роман «Сын рыбака » (т. 1-2), в котором ввёл в латышскую литературу самобытного, волевого героя - беспокойного искателя правды, носителя лучших качеств трудового народа. Роман имел огромную популярность. После его успеха Лацис принял решение полностью посвятить себя профессиональному писательскому труду.

Будучи носителем левых рабочих взглядов, Лацис в 1928 г. вступил в запрещённую Коммунистическую партию Латвии. Лацис находился под подозрением, и тайная полиция Латвии следила за ним.

Однако творчество Лациса, его романы, написанные в духе произведений Джека Лондона («Кумир толпы » (1935), «Старое моряцкое гнездо » (), «Потерянная родина » (1940) и другие) пользовались огромной популярностью. Импонировало творчество Лациса и президенту Ульманису, который закрывал глаза на коммунистическую деятельность писателя.

Лацис стал самым печатающимся писателем страны. 22 января 1940 г. состоялась премьера киноэкранизации романа «Сын рыбака », ставшая событием в культурной жизни Латвии.

Глава коммунистического правительства Латвии

После коммунистического переворота в июне 1940 года, поддержанного Советским Союзом, Лацис вошёл в первое коммунистическое правительство Августа Кирхенштейна в качестве министра внутренних дел (20 июня-25 августа 1940 г.). На заседании Сейма Латвии 21 июля 1940 года именно Лацис внёс предложение войти в состав СССР.

С 25 августа 1940 г. – Председатель Совета Народных Комиссаров Латвийской ССР. Лацис начал осуществлять коммунистические преобразования в Латвии. С июля 1941 г. по октябрь 1944 г. во время немецкой оккупации находился в Москве, возглавляя правительство Латвийской ССР в изгнании. По возвращении в Ригу вновь активно занимается проведением советской политики. В августе 1946 г. СНК переименован в Совет Министров Латвийской ССР, его председателем вновь становится Лацис.

Постепенно Лацис превращается в марионетку в руках сталинского режима, он вынужден подписывать решения, дублирующие соответствующие решения центрального правительства. В 1949 г. Лацис подписал постановление о депортации из Латвии кулаков и других неблагонадежных элементов. В ходе его реализации в Сибирь было выслано около 40 тысяч человек.

Противоречивая позиция писателя отразилась в его творчестве советского периода. При издании своих довоенных сочинений Лацис вынужден был вносить правки идеологического характера, добавлять славословия в адрес СССР. В 1945-1948 гг. была опубликована многотомная эпопея «Буря », рисующая жизнь героев на историческом фоне. Это произведение было удостоено Сталинской премии второй степени (1949).

В 1950-1951 гг. Лацис написал роман «К новому берегу », в котором пытался объективно показать судьбу латышского крестьянства в сложных условиях советских социально-экономических экспериментов. Роман был встречен враждебно советскими ортодоксальными критиками, обвинившими Лациса в «сочувствии к кулачеству». Однако в 1952 году в «Правде» было опубликовано «Письмо группы советских читателей», инспирированное Сталиным и бравшее писателя под защиту. В том же году роман был удостоен Сталинской премии первой степени.

В 1954 г. вышло последнее значительное произведение писателя роман «Поселок у моря », в котором действуют герои «Сына рыбака », перенесенные в светлое советское настоящее.

Отставка и последние годы жизни

Лацис занимал ряд общественных постов. C 20 апреля 1954 г. по 27 марта 1958 г. - Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР IV созыва. На 19, 20 и 22-м съездах КПСС избирался кандидатом в члены ЦК КПСС . Депутат Верховного Совета СССР 2-5-го созывов. Награждён 7 орденами Ленина , орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

27 ноября 1959 года Лацис вышел в отставку с поста Председателя Совета Министров Латвийской ССР и отошёл от политической деятельности. Не создал он больше и крупных литературных произведений.

В честь Вилиса Лациса в Северо-западном округе г. Москвы названа улица.

Файл:Бескрылые птицы.JPG

Бескрылые птицы. Издательство «Зинатне». Рига, 1973

Сочинения

Романы

  • Пятиэтажный город (Atbrīvotais zvērs, 1930).
  • По морям (1931).
  • Бескрылые птицы (Putni bez spārniem, 1932).
  • Сын рыбака (Zvejnieka dēls, т.1-2, 1933-1934).
  • Путешествие в горный город (1933).
  • Кумир толпы (Senču aicinājums, 1935).
  • Зов предков (1935).
  • Люди в масках (1936).
  • Земля и море (1938).
  • Каменистый путь (Akmeņainais ceļš, 1937-1938).
  • Старое гнездо моряков (Семья Зитаров) (Vecā jūrnieku ligzda, 1936-1938).
  • Потерянная родина (Pazudusī dzimtene, 1940, 1949-1950).
  • Кузнецы будущего (Nākotnes kalēji, 1942).
  • Буря (Vētra, 1946-1948).
  • К новому берегу (Uz jauno krastu, 1952).
  • Поселок у моря (1954).

Вилис Лацис при жизни был довольно разносторонней личностью. Он не только публиковал романы, которые пользовались повышенным интересом у советского читателя, но и принимал непосредственное участие в политическом укладе Латвийской ССР, занимая в разное время посты Председателя Совета Народных Комиссаров и Председателя Совета Министров.

Детство и первые шаги на литературном поприще

Жизнь будущего литератора началась 29 апреля 1904 года в маленьком латышском селе Ринужи, ныне входящего в черту столицы Рига. В 1917 году его семья в преддверии немецкой оккупации эвакуировалась из Риги в Алтайскую губернию, в город Барнаул.

Там же юный Вилис закончил местную учительскую семинарию. Как и его отец, зарабатывавший на жизнь неблагодарным трудом портового рабочего, Вилис Лацис по началу стал выполнять тяжелые физические работы, подрабатывая всем, кем придется: от наемного рабочего на ниве сельского хозяйства до кочегара на торговом судне. По возвращению на родину в 1921 году молодой человек, работая в качестве грузчика в местном порту, начинает в свободное время упражняться в литературе, печатая свои первые статьи и новеллы. Некоторые из них были впоследствии напечатаны в различных периодических изданиях.

Литературное признание

Однако по-настоящему Лацис смог заявить о себе лишь в начале 30-х, когда им была написана трилогия «Бескрылые птицы», в которой автор предельно достоверно поведал о жизни простого рабочего класса. Вышедший в 1934 году роман «Сын рыбака» также пользовался читательским успехом, принеся широкую известность автору не только на родине, но и за ее пределами. Читателю импонировал созданный на страницах романа самобытный, волевой герой — неутомимый искатель истины, в котором отражались лучшие черты простого человека из народа.

Впоследствии опубликованные Лацисом другие литературные труды, такие как «Кумир толпы» и «Потерянная родина», очень похожие по стилю и содержанию на романы Джека Лондона, еще не раз пользовались успехом. А состоявшаяся в 1940 году экранизация «Сына рыбака», вызвавшая нешуточный интерес латвийского зрителя, лишь упрочила его популярность.

Политическая карьера

С началом коммунистического переворота, произошедшего в 1940 году, началась и политическая активность писателя, который был выбран министром внутренних дел при народном правительстве А.М. Кирхенштейна. Занимая эту должность, Лацис начал предпринимать решительные меры по очистке некоторых реакционных элементов, работавших на тот момент в министерстве. Кроме того, именно Лацис был первым идейным сторонником перехода Латвии в ряды Советского Союза.

Годы войны, в ходе которых Вилис Лацис, находясь в Москве, возглавлял Правительство Латвийской ССР в изгнании, были без сомнения самыми сложными в его карьере. Не оставил политику латвийский писатель и вернувшись после войны в Ригу, где занял пост Председателя Совета Министров Латвийской ССР. За всю свою политическую деятельность Лацис не раз предпринимал, порой, радикальные меры по выдворению из Латвии в Сибирь кулаков и других врагов народа, которых насчитывалось свыше 50 тысяч человек.

Вручение премий за творческие достижения

Противоречивые политические настроения писателя сказались и на его творчестве. Издавая некоторые свои романы, Лацис должен был внимательно следить за идеологической направленностью своих работ, внося, с согласия советской цензуры, необходимые правки. Тем не менее, это не помешало ему в 1949 году напечатать свое самое выдающееся литературное произведение — роман-эпопею «Буря», который повествовал о борьбе латышского народа за Советскую власть под руководством компартии. За свою книгу автор был удостоен Сталиновской премии второй степени. Еще одну награду, на этот раз уже первой степени, Лацис получил спустя три года за публикацию романа «К новому берегу», который, впрочем, поначалу был воспринят в штыки некоторыми советскими критиками, разглядевшими в книге сочувствие Лациса к кулачеству.

Важные политические должности и последний написанный роман

50-е годы прошли для Вилиса Лациса под знаком повышенной политической активности. В течении 4-х лет с 1954 по 1958 гг. он занимал должность Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Также являлся кандидатом в члены ЦК КПСС. Семь раз награждался ленинскими орденами, был удостоен Ордена ВОВ первой степени.

Решение уйти в отставку Лацис принял осенью 1959 года, покинув пост Председателя Совета Министров. Это позволило ему целиком сосредоточиться на литературе и опубликовать свое последнее литературное творение «После ненастья», увидевшее свет в 1962 году.

Умер видный латвийский писатель и политический деятель 6 февраля 1966 года в Риге. Его именем сегодня названы различные улицы и учебные заведения на территориях Латвии и России.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .