Владимир белов, директор музея народного художника россии кондратия белова, внук живописца. Гражданская в ликах Самым счастливым временем для него была Пасхальная неделя, когда всех пускали на колокольню деревенской церкви: «Я каждый день уходил звонить и

В 1937 году по доносу он был исключен из рядов ВКП(б) как активный белогвардеец. Под предлогом сокращения штатов его уволили из клуба, сняли с воинского учета за невозможностью использовать в РККА. 1937 год в Омске был годом охоты на художников. Арестованы были и погибли в лагерях и тюрьмах Ян Янович Авотин, Илья Васильевич Волков, Михаил Михайлович Орешников, Самуил Яковлевич Фельдман - ядро омского отделения товарищества «Всекохудожник», которое возникло в 1932 году на базе местного отделения АХРа.

В годы войны художник постоянно работает. В 1945 г. награждён медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В 1946 году Белову возвращают звание члена Союза художников России, восстанавливают в ВКП(б). К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К. П. Белову, В. Р. Волкову, А. Н. Либерову, П. С. Мухину, К. Н. Щекотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К. П. Белов совершает поездки по северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К. П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств. 1976 - народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

Творчество

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» (1948) стал этапной и программной работой. В 1949 году пейзаж включен в состав выставки советского искусства экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири. Этой работой живописец открывает новый жанр, который станет для него любимым. К. П. Белов проявляется как эпический пейзажист, во многом противопоставляясь традиционным русским пейзажам лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Сама природа Сибири требовала иных выразительных средств, иных акцентов. В этой работе появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, подчеркнутые композицией бесконечные просторы; находится излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, и человек только часть его. Художник видит полноту природы её темперамент, буквально температуру, но и это только часть чего-то большего - космоса. По мироощущению Белов - пантеист.

После поездок 1960-х годов появляются новые черты в беловском пейзаже. В этой серии работ художник отошел от панорамности и масштабности, повествовательную организация динамики сменила внутренняя динамика натуры, выраженная формальными художественными приемами: ритмикой и подвижностью мазка, экспрессией. Природа ещё в большей степени становится соавтором художника. Хотя большинство работ названы по местам, которым они посвящены («Тевриз», 1960, «Усть-Ишим», 1960, «У Тобольска», 1960, «Березовский мыс», 1960, «У Салехарда», 1960, «Салехард», 1961, «Ханты-Мансийск», 1961, «Тобольский центр», 1961) живописец не создает масштабных образов старинных сибирских городов, экскурсионный подход отсутствует напрочь. Казалось бы уголок подобный написанному в одном месте мог бы оказаться в другом, но эта предельная подлинность природы. Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцент, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах К. П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

П. П. Ершов. "Конек-горбунок".

Русская сказка в трех частях.

Омское книжное издательство. 1959.

Это самая большая по объему и, пожалуй, самая значительная по художественному результату работа К. П. Белова в области книжной графики. Им выполнены обложка, титульный лист, шмуцтитулы, заставки, концовки, инициалы (буквицы) и 20 страничных иллюстраций. На нижнем поле, под изображением, на каждом рисунке графитным карандашом рукой художника написана цитата из текста сказки. Эти фразы и приняты музеем как названия иллюстраций.

В марте 1991 года в старинном доме - памятнике деревянного зодчества, известном среди омичей как «дом с мезонином», открылся музей народного художника РСФСР Кондратия Петровича Белова(1900-1988)


Поначалу он считался филиалом Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, но с 1992 года получил полную самостоятельност ь. Основой для музейной коллекции стали произведения старого Мастера - живописные и графические - переданные городу семьёй художника: вдовой и детьми.

К. П. Белов. 1980-е годы.

В одной из комнат воссоздана мастерская художника: по стенам развешаны семейные фотографии, в шкафу - любимые книги, на вешалке - пальто, шляпа и трость Кондратия Петровича, на мольберте - оставшаяся незавершенной работа мастера.

Детство прошло в селе Пача на берегу Томи. Рисовать начал с 7 лет. Отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение. Белова отдали прислужником и работником к местному священнику, который обратил внимание на баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. Отец решил женить его на племяннице местной купчихи.

В 17 лет с благословения матери убежал от женитьбы в Томск . Завербовался на строительство Мурманской железной дороги. На строительстве познал лишения пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, грабителей, тифа. Возвращается в Сибирь. В мае 1919 года - колчаковская мобилизация. Служба в Омске в 43-м строевом полку, муштра и казарменный режим. Участвовал в неудачном походе против алтайских партизан. Перешел в Красную Армию. Служба в Иркутске в 48-м стрелковом полку.

Солдат Белов рисует химическим карандашом на стене казармы обнаженную женщину, после чего его направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов. Руководитель студии, когда-то волостной писарь в Паче, сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на 3-месячные курсы. Кондрат Белов достойно завершил занятия в студии и по ходатайству того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников (их было 20, 9 военных, остальные - вольнослушатели) был и К. Белов.

1921 год в Иркутске было неспокойно, банды держали город в постоянном напряжении. Служба и обучение проходили параллельно. Педагогами были известные иркутские художники К. И. Померанцев и С. Н. Соколов, любимец студийцев будущий московский график С. Д. Бигос (он был старше Белова только на 5 лет), читинский скульптор Иннокентий Жуков. Первая живописная работа Белова «Широкая масленица» вызвала у преподавателей разноречивые мнения, но ее активно защищал Бигос. В следующем, 1922, году она экспонируется вместе с несколькими новыми работами появилась на весенней выставке иркутских художников.

В 1924 г. он поступил в Омский художественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля. В техникум его приняли условно, без стипендии, поскольку здесь для поступления требовалось 7 классов школы, а он имел только церковно-приходскую школу. Не было проблем со специальными предметами, но трудно давались математика, физика. Приходилось подрабатывать истопником в бывшем Кадетском корпусе, работа требовала много времени и давала мало денег. В Худпроме пришлось заканчивать полиграфическое отделение, которое при тогдашней безработице давало большие возможности найти работу по профессии. В 1929 г., через год после окончания техникума, он устраивается литографом на геокартографическую фабрику при военно-топографическом отделе Сибирского военного округа.

В 1924 г. становится членом Омского филиала самой многочисленной тогда художественной группировки АХР (Ассоциация художников революции). В Омске был организован филиал москвичом Н. Г. Котовым. К этому времени ахровцы заняли ведущее положение в художественной жизни города в отличие от других сибирских городов, где доминировало объединение «Новая Сибирь». Под воздействием Декларации ассоциации все художники-ахровцы пытались дать народу понятное, идеологически активное искусство, не углубляясь в проблемы формообразования.

В 1932 году он был принят в члены только что образовавшегося Союза художников СССР. В этом же году он заболел туберкулезом легких, врачи запретили ему работать в литографской мастерской. Устроился художником в Дом Красной Армии. Там он сначала оформлял спектакли, затем начал играть в них. Первые увлечения театром были еще во время службы в Колчаковской армии. К. Белов серьёзно увлекся театром. В 1934 году устроился в клуб мелькомбината, где стал там актером, художником и режиссером. В этом же году командировка на север Омского района для контроля за уборкой урожая, откуда художник привез 140 графических портретов ударников труда. Эти портреты, выставленные в драмтеатре, составили 1-ю персональную выставку художника.

, Пермская губерния , Российская Империя - 4 мая 1988, Омск , РСФСР , СССР ) - сибирский художник, эпический пейзажист, член СХ СССР , Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964), Народный художник РСФСР (1976). Участник Гражданской войны в Сибири .

Биография

Родился на Урале в русской крестьянской семье. Вскоре родители переселились в Сибирь, в Томский уезд . Здесь, в селе Пача (ныне - Яшкинский район ), на берегу реки Томи прошло детство Кондратия Белова. В его память впечатались яркие картины того детства, яркие и разнообразные: величественную тайгу с рекою, которые для села были всем - кормилицей, дорогой, отдыхом; ежегодные ярмарки, шумные, крикливые, с разухабистым весельем, мошенничеством, слезами. Запомнились образы людей - то суровых и замкнутых, то богомольных и благообразных, то жадных, завистливых, то лицемерных, но строго соблюдавших в своих домах-крепостях принцип невмешательства: две собаки дерутся, третья - не суйся.

Путеводная звезда появилась. Рисовал он с увлечением, хотя это было небезопасно. Отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение . Но мир не без добрых людей. В церковно-приходской школе способности юного художника оценил волостной писарь Пазилов, отбывавший в этих местах ссылку. Он даже добился разрешения принять Кондратия Белова в только что открывшиеся рисовальные классы (шёл 1911 год) Томского Общества поощрения художников . Но отец был непреклонен: «Писать тебя научили, читать, считать тоже. Вот тебе и вся наука. Если все в деревне будут учёными, кто будет хлеб сеять?» Не помогло даже то, что творческие способности неожиданно принесли прибыль. В Пачу приехал уездный землемер распределять участки среди крестьян. Узнав, что Кондрат умеет рисовать, он поручил ему писать на колышках номера участков и платил по 1 рублю за день работы. Но вместо художественной школы отец отдал Кондратия в мальчики - так тогда называли прислужников у состоятельных сельчан. Прислуживать довелось местному священнику, который через некоторое время обратил внимание на прозревший баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы для дальнейшей церковной службы. Но отец рассчитывал на иной вариант судьбы Кондратия, решил женить его на одной состоятельной девице. Про неё говорили: «В двери не войдёт, но зато племянница местной купчихи». Расчёт отца выбиться в люди приобретал ясные очертания, но они не совпадали никак с представлениями о жизни молодого парня.

В 17 лет (весна 1917 года), с благословения матери, Кондратий убежал от женитьбы на заработки в Томск . Мать дала 2 рубля и со слезами благословила. Губернский столичный Томск поразил и потряс молодого человека. Позднее он вспоминал:

С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно. Сплошные магазины на Почтамтской . В гостинице Второва окна в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, за окнами чудеса, не мог насмотреться. На площади - митинги, люди кричат, хрипят, неистовствуют, аплодируют, хохочут: опять зрелище. Близ города - пожары в тайге, горят дома, магазины. В воздухе висело марево дыма, солнце зловеще красное - страшно. Преступность, беспорядок, паника…

Так начались жизненные университеты К.П. Белова, которые ввергли его в томские ночлежки с их романтикой и грязью «дна» жизни. Через некоторое время Кондратий завербовался на строительство Мурманской железной дороги и уехал на Русский Север. На строительстве познал лишения, пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, избежал убиения грабителями, заболел тиф ом. Возвращается в 1918 году в охваченную революцией Сибирь, в Томск и полгода восстанавливал здоровье.

В мае 1919 года попал под колчаковскую мобилизацию в Сибирскую армию . Служить отправлен рядовым в 43-м строевом полку, расквартированном в городе Омск е, столице колчаковского режима. Близость к начальству вылились в неимоверную муштру солдат и жёсткий для них казарменный режим. Осенью часть была направлена на усиление частей, участвовавших в походе против алтайских краснопартизанских армий. Поход закончился разгромом колчаковских частей в боях в Барнаульском уезде, во время которых Кондратий Белов с группой других солдат крестьянского происхождения перешли на сторону красных. Был проверен контрразведкой ВЧК и затем зачислен в ряды 5-й Красной Армии , которая стремительно продвигалась на восток. После взятия Верхноудинска наступательное продвижение прекратилось - за Байкал ом была создана буферная Дальне-Восточная Республика . Кондратий Белов служил в Иркутске в 48-м стрелковом полку 5-й РККА . Здесь впервые получил признание рисовальческий талант молодого 20-летнего красноармейца.

Белов весьма реалистично рисует простым химическим карандашом на стене казармы обнажённую женщину. Этот импровизированный эскиз понравился командованию и комиссару части, после чего Кондратия направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов. Это был проницательный человек и земляк, когда-то служил волостным писарем, жил некоторое время в Паче . он сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на трёхмесячные курсы. К счастью, три сумасшедших года, когда жизнь не стоила ничего, а смерть была постоянно рядом, не лишили сибиряка впечатлительности. Он достойно завершил занятия в студии и по ходатайству всё того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при Политуправлении 5-й Армии. Это была удача, поскольку студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников (их было 20, 9 военных, остальные - вольнослушатели) был и К. Белов.

В 1946 году Кондратию Белову возвращают звание члена Союза художников России , восстанавливают в рядах членов ВКП(б) . К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К.П. Белову, В.Р. Волкову, А.Н. Либерову, П.С. Мухину, К.Н. Щёкотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К.П. Белов совершает поездки по сибирскому северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К.П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР . В 1976 году - присвоено звание Народного художника России . Признание к художнику пришло в 1960-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

В послевоенный период работы К.П. Белова были в основном посвящены теме революционных лет в Сибири («Выступление Красной Армии в Омске», «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик Омска таким, каким он застал его в молодости. К.П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины».

Кондратий Белов рисовал с детства. Отец, крестьянин, переехавший в Сибирь, в село Пача Томской губернии, «с пятью рублями в кармане и медным самоваром», регулярно лупил его за это «баловство», рвал рисунки, ломал карандаши. Но мальчик не спешил исправляться и все равно рисовал — по ночам, когда отец спал, убавив огонек в лампе. Цветные карандаши и бумагу ему привозили из Томска дети купца Просянкина, для которых он изображал «что попросят». И, конечно же, не мог и мечтать, что когда-нибудь его назовут «патриархом сибирской живописи», что ему предстоит стать художником - летописцем событий, кардинально изменивших жизнь нашей страны...

Самым счастливым временем для него была Пасхальная неделя, когда всех пускали на колокольню деревенской церкви: «Я каждый день уходил звонить и целую неделю смотрел вдаль с колокольни, как идет весна», - напишет он потом в воспоминаниях.

Вот откуда знаменитый беловский взгляд - на уровне птичьего полета. Не зря все свои картины народный художник России Кондратий Белов непременно начинал писать с неба. С ним у него явно сложились особые отношения - еще тогда, в детстве.

Он прославился как мастер редкого для русской живописи эпического пейзажа. Рисовал не красивые фрагменты ландшафта, а особый живой мир, который является частью чего-то большего. Без разделения на основной мотив и фон, без четко выраженного композиционного центра: все изображенное одинаково важно.

А еще ему было суждено стать летописцем финала главной русской трагедии ХХ века. «То, чему я оказался свидетелем, о чем слышал, прочитал, узнал, повернулось иной гранью - потребностью рассказать людям об исторических событиях Гражданской войны, о ее героях, о том, как революция расколола мир, определила его полюса», - объяснял художник в одном из своих интервью.

На своих полотнах он запечатлел и лидеров красного движения, и тех, кто был по другую сторону. Вот на Соборной площади принимает свой последний парад адмирал Колчак... Шагает по залитой дождем улице интернациональный красный отряд Лигети. Тухачевский допрашивает в губернаторском дворце усталого седовласого генерала Римского-Корсакова. С удивительным достоинством держится преданный сторонниками барон Унгерн...

Серию, в которую вошли около шестидесяти работ, Кондратий Петрович назвал по всем тогдашним канонам «Революционное прошлое Сибири». Но знаменитое «кондратовское небо» красноречиво свидетельствует о том, о чем в те времена нельзя было сказать прямо. Говорит правду о драме, разыгравшейся в нашей стране.


В центре выставки, открывшейся по случаю 115-летия Белова в его омском доме-музее, оказалась картина под названием «Крах колчаковской столицы». На ней запечатлено крушение отдельно взятого маленького мира. По берегу полузамерзшей реки несутся всадники с красными кокардами - войска красных вступили в Омск. Город застыл между снежным и облачным морем. В Серафимовской часовне на берегу светятся все окна...

Чаще других исторических деятелей на картинах Белова встречается адмирал Колчак. «Предварительный арест Колчака» надолго приковывает к себе взгляд. Фигура адмирала здесь самая яркая, она выделяется на фоне остальных персонажей. Символична и поза - так стоят не на заснеженном полустанке, а на капитанском мостике. А за спиной - бурное небо, не предвещающее ничего хорошего.

Кондратий Петрович не просто уважительно изображал врага революции, но еще и демонстрировал это на выставках.

В центр экспозиции он всегда помещал большое полотно с изображением Ленина, которому как-то довелось проезжать через Омск. Все партийные чиновники смотрели на вождя мирового пролетариата, а на остальные вещи уже не обращали особого внимания, - рассказывает директор музея, внук художника Владимир Белов.

Получилось так, что Колчак, сам того не зная, несколько раз сыграл в судьбе живописца решающую роль. Их судьбы странным образом переплелись.

Кондратий Белов попал под последний колчаковский набор - весной 1919 года. Первое, что будущий художник увидел в Омске, где стоял их 43-й сибирский стрелковый полк, оказалось парадом, который принимал сам Верховный правитель.

«Еще не обученные, зеленые, как молодой лук, новобранцы выстроились на площади. Дул сильный ветер, столбы пыли кружили над городом. Нигде я не видел такой пыли. Мы не могли без смеха смотреть друг на друга: на серых от пыли лицах видны были только глаза и зубы... Стоя на помосте рядом с Колчаком, Матковский, улыбаясь, что-то шептал ему на ухо... Колчак тоже был в английской форме, на адмиральских погонах сияли двуглавые орлы. Он стоял, вытянувшись в струну, твердый рот крепко сжат, большой мясистый нос навис над расколотым на две половины подбородком...»


Этот образ полвека спустя Кондратий Петрович воспроизводил на своих картинах по памяти...

Однажды дежурный по роте Белов взялся рисовать Колчака с портрета, висевшего на стене, чтобы не уснуть и не прозевать начальника караула. Увлекся, не заметил дежурного, получил два наряда. И даже не догадывался, что этот эпизод потом фактически решит его судьбу.

В октябре 1919-го их 43-й полк отправили в поход против алтайских партизан. Хозяин хаты в Новичихе, к которому Белова с товарищами определили на постой, узнал, что они из Омска, и стал интересоваться, каков из себя адмирал.

«А вот у нас художник сидит, он его с карточки рисовал, - показал на меня пальцем мой товарищ... Принесли бумагу, и по просьбе хозяина я сделал по памяти рисунок.

Вот он какой, - удивился хозяин. - А я думал, он с бородой, как Макаров - адмиралы все с бородами были, только Нахимова Бог обидел...

Тут меня окружили ребятишки: для них особенно было в диковинку видеть, как рисует карандаш на бумаге. Самый младший начал давать заказы: то зайчика нарисуй, то волка, то шарика с конем. Я рисую, а хозяин смотрит и вздыхает: «Эх вы, армия!»...

Тот вечер стал судьбоносным. Хозяин, сочувствовавший красным, проникся симпатией к молодому художнику и буквально в последний момент вытащил его из готовившейся мясорубки - полк как раз готовился выступать против партизан, а затем был полностью разгромлен.

Историки отмечают, что работы Белова отличает особая степень достоверности. Он обладал феноменальной памятью на детали. Его изображениям зданий, одежды, формы военных можно доверять, как фотографии.


«Мои картины - это личная охрана памятников старины», - говорил Кондратий Петрович. На них Омск выглядит островом посреди бушующего моря неба и земли. И кажется, что главные герои здесь даже не люди, а храмы и дома с резьбой и башенками, которые потом ничтоже сумняшеся пустили под снос. Все персонажи прописаны тщательно. Наверное, где-то среди них есть и командир взвода по прозвищу Козья Папаха, который в Иркутске в 1920 году, когда Белов служил уже в Красной Армии, «накрыл» его за рисованием женской фигуры на стене казармы, пообещал посадить на губу, но неожиданно привел... к двери с вывеской «Художественная студия».

«Можете представить, что со мной было! Хочу шагнуть, а ноги не идут. Яркий электрический свет ослепил меня. Нет, не ослепил, а озарил светом грядущего, которое ждало меня за порогом этой комнаты...» - так перед ним внезапно раскрылась дверь в большое искусство. Потом, по ходатайству руководителя студии Георгия Мануйлова, Белов, единственный из его выпускников, был откомандирован в другую студию - годичную художественную, при политуправлении 5-й армии. Кстати, просуществовавшую лишь год и подготовившую единственный выпуск.

В общем, события Гражданской войны определили в судьбе Кондратия Белова очень многое. «Нам нельзя не помнить истории нашей... Если ты неравнодушен к прошлому, значит, неравнодушен к настоящему и будущему», - говорил Кондратий Петрович.