Вов в прозе 20 века. Тема великой отечественной войны в прозе xx века. строки лирического отступ­ления, посвященные матерям

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

по предмету:

“Литература”

“Великая Отечественная война в прозе XX века”

Выполнила:

ученица ****

Проверила:

Введение…………………………………………………………. 3.

    Человек на войне в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые»…………………………………………………… 6.

    Человек на войне (по повести Василия Быкова «Сотников»)…………………………………………………9.

    Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»……………........... 11.

Заключение………………………………………………………. 14.

Список используемой литературы…………………………….....16.

Введение

Советская литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души, души народа.

А. ТОЛСТОЙ

Выдающаяся победа Советского Союза над фашисткой Германией явилась всемирно-историческим событием, имевшим огромное международное значение. Фашизм был разбит. Советская Армия разгромила и уничтожила свыше 500 немецких дивизий и около 100 дивизий сателлитов Германии. Чтобы понять значение этих цифр, достаточно вспомнить, что в расправе над Западной Европой участвовало всего 100 фашистских дивизий.

История еще не знала такой жестокой, кровопролитной и уничтожающей войны, какой была вторая мировая война. Особенно тяжелой, разрушительной эта война была для советского народа. Вторжение гитлеровцев принесло нашей стране огромные бедствия, гибель миллионов людей. Четыре года сражений Советской Армии с фашистскими захватчиками были самыми напряженными в ходе второй мировой войны.

«Нам война была не нужна. Но когда она началась, великий советский народ мужественно вступил в смертельную схватку с агрессорами» 1 .

Война явилась величайшим испытанием и проверкой всех сил народа, и эту проверку социалистический общественный строй и советский человек выдержал с честью.

Несмотря на то что в настоящее время события войны отошли в прошлое, стали историей, тема Великой Отечественной войны остается предельно современной. Она является предметом острой идеологической борьбы двух миров, вызывает столкновение различных точек зрения, ожесточенную полемику в области истории, этики, философии, искусства.

Война была серьезнейшим испытанием и для советской литературы. В годы Великой Отечественной войны литература, обогащенная традициями советской литературы предшествующих периодов, не только сразу откликнулась на происходящие события, но и стала действенным оружием в борьбе с врагом. Отмечая напряженную, поистине героическую творческую работу писателей во время войны, М. Шолохов говорил: «Была у них одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви в Родине» 2 .

Послевоенная литература, отражающая героический подвиг народа в борьбе с фашизмом, с каждым годом обеспечивается новыми и новыми произведениями.

Писатели и поэты советской страны стали в ряды защитников Отчизны. Свыше тысячи писателей были на фронтах войны, из них более двухсот погибли за свободу и независимость Родины. Своим художественным творчеством в Великой Отечественной войне приняли непосредственное участие М. Шолохов, А. Фадеев, К. Федин, А. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург, А. Сурков, Л. Соболев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Полевой, Б. Горбатов и другие.

Многие писатели получили правительственные награды. Восемнадцати художникам слова было присвоено звание Героя Советского Союза.

Важным этапом развития литературы о войне являются 60-70-е годы. В эти годы среди писателей героической темы выдвинулись новые имена К. Симонов, В. Быков, В. Гроссман и многие другие.

Сейчас трудно представить современную литературу о войне без большого количества мемуарной литературы, созданной не просто участниками войны, а выдающимися полководцами.

Обращены к нашим современникам слова об участниках Великой Отечественной войны, о подвиге, который мы не имеем права забыть: «И сегодня, спустя многие годы после сражений, среди множества дел мы обязаны постоянно помнить о тех, кто прошел войну. Окружить их заботами и вниманием, помогать им в житейских делах – это моральный долг органов власти, всех граждан, это закон нашей жизни».

Человек на войне в трилогии

К. Симонова «Живые и мертвые»

Константина Симонова считают основателем «панорамного» романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов и другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова «Живые и мертвые», благодаря широте охвата событий и отражения судеб людей на войне, получила особое название – «панорамного» романа или романа-события. В один ряд с симоновской трилогией ставятся «Война» и «Москва, 41-й» И. Стаднюка, «Блокада» А. Чаковского.

Сам Симонов признавался, что центральное в его романе – это человек на войне. «Мне кажется, что в «Живых и мертвых» я напрасно отдал дань мнимой обязательности для романа наличия в нем семейных линий. И как раз это оказалось самым слабым в моей книге», - признает К. Симонов. Главная задача автора состояла в изображении правды войны. Это потребовало о него введения большого количества действующих лиц – свыше 200. Причем судьбы многих из них остаются незавершенными. Тем самым Симонов показывает одну из главных драм войны – когда люди пропадали без вести. «Я оборвал эти судьбы сознательно», - говорит автор трилогии. При этом даже эпизодические герои отличаются у Симонова индивидуальностью.

Вот как представлен в романе самый бесстрашный из командиров дивизии, который погибает немного ранее Серпилина: «Талызин, бирюковатый по натуре и казавшийся по первому впечатлению малообразованным, на самом деле был хорошо начитан, знал службу и командовал своей дивизией хотя и небезошибочно, но честно: не раздувал успехов и не прятал неудач. И вообще, по составившемуся у Серпилина мнению, был человек высокопорядочный…». Далее в нескольких предложениях Симонов раскрывает об этом человеке буквально все. В сорок первом отн вместе с несколькими другими генералами был отдан на Западный фронте под трибунал. Талызину предъявлялось обвинение в трусости и утере управления дивизии.

За это о был приговорен к расстрелу, замененному десятью годами лишения свободы. Из лагеря просился на фронт и летом сорок второго был послан вновь заместителем командира полка.

Человек на войне у Симонова – это практически реальный человек, о есть взятый из жизни. Судьба Талызина – это художественное воплощение в романе реальных событий. То же можно сказать и о большинстве судеб героев романа.

При написании трилогии. К. Симонов придерживался принципа историзма. В своей работе он опирался на документы, свидетельства очевидцев, свой собственный опыт.

Я думаю, что наиболее широко тему реферата можно раскрыть на примере образа Серпилина, являющегося одним из центральным в повествовании. Образ Серпилина, прошедшего во время войны путь от командира полка до командарма, считается открытием Симонова. С этим образом входят в военную прозу люди трагической судьбы – те, кто был подвергнут репрессиям в 30-е годы. Федор Серпилин был осужден без суда и следствия на десять лет, несмотря на то, что он не признал предъявленных ему обвинений.

«Фигура комбрига Серпилина сложилась у меня из воспоминаний двоякого рода, писал Симонов, - во-первых, у меня в памяти осталось несколько встреч в разные годы войны с людьми, превосходно воевавшими и имевшими… ту же самую нелегкую биографию… во-вторых, мне врезались в память некоторые эпизоды обороны Могилева в июле 1941 года и облик командира одного из полков… человека, не желавшего отступать. И внешний, и внутренний облик этого человека легло в первооснову образа Серпилина».

Человек на войне

(по повести Василия Быкова «Сотников»)

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василия Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу – именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экспериментальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрываться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов – Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.

Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

Василий Семенович Гроссман изобразил в романе «Жизнь и судьба» Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом про­изведении героизм людей на войне, борьбу с преступ­лениями фашистов, а также полную правду о происхо­дивших тогда событиях внутри страны: ссылке в ста­линские лагеря, арестах и всем связанным с этим.

В судьбах основных героев произведения Василий Гроссман запечатлевает неизбежные во время войны страдания, утраты, смерти. Трагические события этой эпохи рождают в человеке внутренние противоречия, нарушают его гармонию с внешним миром. Это видно на примере судеб героев романа «Жизнь и судьба» -Крымова, Штрума, Новикова, Грекова, Евгении Нико­лаевны Шапошниковой.

Народные страдания в Отечественной войне в «Жизни и судьбе» Гроссмана более мучительные и глубокие, чем в предшествующей советской литера­туре. Автор романа приводит нас к мысли, что героизм победы, завоеванной вопреки сталинскому произволу, более весом. Гроссман показывает не только факты и события сталинского времени: лагеря, аресты, ре­прессии. Главное в сталинской теме Гроссмана - это влияние этой эпохи на души людей, на их нравствен­ность. Мы видим, как храбрецы превращаются в тру­сов, добрые люди - в жестоких, а честные и стой­кие - в малодушных. Мы уже даже не удивляемся, что самых близких людей порой пронизывает недове­рие (Евгения Николаевна заподозрила в доносе на нее Новикова, Крымов - Женю).

Конфликт человека и государства передается в раз­мышлениях героев о коллективизации, о судьбе «спец­переселенцев», он ощущается в картине колымского лагеря, в раздумьях автора и героев о тридцать седь­мом годе. Правдивый рассказ Василия Гроссмана о скрывавшихся прежде трагических страницах нашей истории дает нам возможность увидеть события войны более полно. Мы замечаем, что колымский лагерь и ход войны, как в самой реальности, так и в романе связаны между собой. И именно Гроссман был первым, кто по­казал это. Писатель был убежден, что «часть прав­ды - это не правда».

Герои романа по-разному относятся к проблеме жизни и судьбы, свободы и необходимости. Поэтому у них и раз­ное отношение к ответственности за свои поступки. На­пример, штурмбанфюрер Кальтлуфт, палач у печей, убивший пятьсот девяносто тысяч человек, пытается оп­равдать себя приказом свыше, властью фюрера, судьбой («судьба толкала... на путь палача»). Но дальше автор говорит: «Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен, не хотеть». Проводя параллель меж­ду Сталиным и Гитлером, фашистским концлагерем и ла­герем на Колыме, Василий Гроссман говорит, что призна­ки любой диктатуры одинаковы. И ее влияние на лич­ность человека разрушающее.

Показав слабость человека, неумение противосто­ять" силе тоталитарного государства, Василий Гроссман вместе с тем создает образы поистине свободных лю­дей. Значимость победы в Великой Отечественной вой­не, завоеванной вопреки диктатуре Сталина, более ве­сома. Эта победа стала возможной именно благодаря внутренней свободе человека, способного, сопротивляться всему, что бы ни уготовила ему судьба

Сам писатель сполна изведал трагическую слож­ность конфликта человека и государства в сталинскую эпоху. Поэтому он знает цену свободы: «Только люди, не испытавшие на себе подобную силу авторитарного государства, его давления, способны удивляться тем, кто покоряется ей. Люди, познавшие на себе подобную силу, удивляются другому - способности вспыхнуть хоть на миг, хоть одному гневно сорвавшемуся слову, робкому, быстрому жесту протеста».

Заключение

Четыре десятилетия минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы ни прошло лет, не потускнеет, не сотрется в памяти благодарного человечества совершенный нашим народом подвиг.

Нелегкой была схватка с фашизмом. Но даже в самые тяже­лые дни войны, в самые критические ее минуты не покидала советского человека уверенность в победе, ибо истоки ее, как говорилось на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы, - «в природе социализма, советского образа жизни, во всенародном характере Великой Отечественной войны. Война, как величайшее испытание, с необычайной выпуклостью и ре­альностью подтвердила, что именно народные массы - ре­шающая сила истории. Проявляя массовый героизм в боях и труде, отстаивали и защищали свою социалистическую родину советские люди разных национальностей. Их сплачивал и вооду­шевлял великий русский народ, мужество которого, выдержка и несгибаемый характер являли собой вдохновенный пример несокрушимой воли к Победе» 3 .

И сегодняшний день, и наше будущее во многом обуслов­лены маем 45-го года. Салют великой Победы вселил в миллионы людей веру в возможность мира на земле. «Самое главное, самое ценное, что дала нам Победа - это возможность жить и тру­диться в условиях мира» 4 .

Литературу о Великой Отечественной войне принято называть военной литературой. Термин условный и, конечно же, не сов­сем точный, не отражающий всего разнообразия, всего богатства, жизненного содержания, идей, проблем, конфликтов, характеров произведений о народном подвиге. И если уж отталкиваться от слова «война» как производного, то это скорее литература: антивоенная, ибо ей всегда был чужд дух военного угара, милитаристского психоза, который захлестывает искусство Запада.

Список используемой литературы

    К. Симонова «Живые и мертвые»;

    В. Быков «Сотников»;

    Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

    Брежнев Л.И. Малая земля. – «Новый мир», 1978, № 2, с. 6

5. Шолохов М. Выступление на II съезде советских писателей СССР в 1954 г. – В кн.: II съезд. Стенографический отчет. М., 1956, с. 374.

1 Брежнев Л.И. Малая земля. – «Новый мир», 1978, № 2, с. 6.

2 Шолохов М. Выступление на II съезде советских писателей СССР в 1954 г. – В кн.: II съезд. Стенографический отчет. М., 1956, с. 374.

Тема Великой Отечественной войны это не просто отраженные в литературе работы писателей, это кладезь знаний, который воспитывает, освещает правду прошлых лет и раскрывают глаза на тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Каждый писатель старался раскрыть всю подноготную своего времени, они не могли оставаться в стороне проблем военного времени. Часто в своих произведениях художники пера опирались на события, и используя исторические сведения и справки, чтобы будущее поколение имело возможность узнать какой ценой было завоевано мирное небо. Большую роль в этом сыграли писатели военных лет. Великая Отечественная война была настоящей трагедией для всего народа, который не сдался, а встал на защиту своей Родины. Этот трагический период нашел свое отражение в литературе двадцатого века. Тема войны отразилась в поэмах, была описана в прозе и была раскрыта очевидцами тех лет, о чем мы напишем наше на тему произведения о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

Писатели военного времени, как правило были и сами фронтовики, поэтому войну и все события тех лет видели изнутри. Авторы видели и знали, что такое тыл, армия, партизанское движение, подполье. Писатели-фронтовики не с чужих слов были наслышаны о героизме и предательстве, о подвиге, величии и драматизме победы. Опираясь на реальные события, они показывают своим читателям тяжесть военной жизни, драму человеческих судеб, когда от решения отдельного человека зависит исход для всех. Когда от поступка в определенный момент зависит смерть или жизнь. Писатели, среди которых я бы выделила Шолохова, Васильева, Бондарева, Быкова, Некрасова, оставили после себя светлую память о прошлом. Это позволяет подробно узнать о войне, о солдатской дружбе, героизме, учит патриотизму и мужеству.

Очень много произведений посвящено теме войны. Сразу вспоминаются работы «В окопах Сталинграда» Некрасова, «Батальоны просят огня», «Тишина» Бондарева. Кстати особенно мне запомнилось произведение Бондарева под названием «Горячий снег», где достоверно изображается Сталинградская битва и защитники Сталинграда. Берет за душу произведение Воробьева под названием «Убиты под Москвой», которое автор написал в 1961 году. Повесть рассказывает о начале военных действий под Москвой в 1941 году. Невозможно оставаться равнодушным, читая о молодых курсантах, которые были посланы на бой без оружия, практически на верную смерть.

Какие еще рассказы о войне мне запомнились? И здесь, освещая тему Великой Отечественной войны в литературе и в своем сочинении, хочется вспомнить еще работу «Красное вино победы», написанную Носовым, где герой произведения встречает Великую Победу в госпитале. Там он и получает вместе с остальными ранеными бокал вина в честь победы над фашизмом.

(НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ ВЯЧЕСЛАВА КОНДРАТЬЕВА «САШКА»)

Иду туда - в изломанную рощу,

Рубеж исходный для атак,

Где быть убитым было проще,

Чем как-то раздобыть табак.

Где мы, от голода шатаясь,

Бродили, словно тени, средь убитых,

Их закопать мы даже

не пытались,

Себе - живым - окопы рыть

не в силах...

Не узнаю, но знаю - здесь

Еще полна земля следов

Той страшной и далекой были,

Она глядит глазницами

Белеющих в овраге черепов...

Не знал еще, что месяц

Деревни эти будем брать

Без подготовки артобстрелом,

По полю этому бежать.

Не будет ни взводов, ни роты,

Лишь горстка чудом вышивших ребят.

И в наступление последнее

Ходила молча... Только

двадцать пять!

Лишь двадцать пять, лишь двадцать пять

Полуребят, полумужчин.

И в наступление опять

На сотню пуль, на сотню мин

На шквал огня, на муки смерти

В деревню ту, что батальон

не взял...

Какою мерою измерить

Отчаяния нашего и мужества

Мы знали - не возьмем. Нас

слишком мало.

Но есть приказ - деревню взять!

И мы пошли! Над нами смерть

Нас на пятнадцать меньше стало,

Когда мы, матеряся,

повернули вспять.

И тишина... Дым с поля боя

Отнес весенний легкий ветерок,

И мы легли... живые...

не герои...

Но каждый сделал все, что мог.

Эти стихи Вячеслава Леонидовича Кондратьева написаны кро­вью сердца, никогда не утихающей болью за павших в боях за деревни Овсянникове и Паново, после посещения им мест, связанных с его фронтовой юностью, в 1961 году, когда еще белели на Овсян-никовском поле неубранные черепа и кости его погибших товари­щей. «Я понял, - рассказывал Вячеслав Леонидович, - что мой долг и перед этими деревнями, которые мы так и не взяли, и перед всеми «живыми и мертвыми», воевавшими здесь, и перед ржевской землей - в меру своих сил написать об этом». Кондратьев свой долг выполнил. Его повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «От­пуск по ранению», «Встречи на Сретенке», его рассказы донесли до нас правду о «ржевской мясорубке». Писатель Виктор Петрович Ас­тафьев назвал эти произведения «единым ржевским романом». Уча­стником этих боев подо Ржевом был и сам автор повести, двадцати­летний солдат, как и Сашка, был призван в армию еще в 1939 году на Дальний Восток и прямо с поезда попал на передовую, участво­вал в боях за деревни Овсянниково и Паново, двадцать раз ходил в атаку, был ранен, после госпиталя опять попал ша фронт, был тяжело ранен и остался инвалидом на всю жизнь. Повесть «Сашка» написал в 1979 г., почти через 40 лет после описываемых событий, но с не­обыкновенной памятливостью не только на факты, но и чувства. Та­ким образом, в повести присутствует молодой солдат, непосредст­венный участник и очевидец событий, и умудренный жизненным опытом писатель, в своем мироощущении возвысившийся над зло­бой дня и осмысливший с этой точки зрения прошедшее.



В повести «Сашка» рассказывается о двух месяцах (март, апрель 1942 г.) фронтовой жизни солдата Сашки, которого сразу по прибы­тии эшелона с Дальнего Востока, бросили в бои, потом снова и снова. В результате кровопролитных боев в Сашкиной роте из 150 человек осталось тринадцать, а в соседней - два-три человека. Все поле бы­ло покрыто неубранными трупами. Не только могилы не рыли, но и себе землянки и блиндажи: мерзлую землю не брали саперные лопат­ки, да и сил не было - «отощали и с хлебцем плохо». Даже у ротного командира так же, как и у любого бойца, «обгоревшая, заляпанная грязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, из дыр на коленях просвечивали другие брюки, диагоналевые, тоже протертые, и виднелись их них бежевые теплые кальсоны, а потом уже и тело синело; ушанка, задетая пулей, тоже растерзана... и руки черные, обожженные. ... Грели их над костром, а когда задремлешь на миг, падали они в огонь безжизненно, оттого и ожоги».

Вооружение тоже не современное, в основном винтовки образца 1891 года, автоматы далеко не у всех, патронов в обрез: «Победить могли бы и ржевские деревни, - размышляет Сашка, - если бы «чуток огоньку да пару «тридцатьчетверок». Да и воевать еще не научились. Молодые командиры, выполняя приказ, гонят бойцов «все вперед и вперед!» под шквальный огонь немцев. А немцы всю ночь освещают небо ракетами, «мин и снарядов тоже не жалеют..., сильнее немец пока и воюет осторожно, людьми не раскидывается, ночами бережется».

И возникает у красноармейцев сомнение, что дело тут не в «распу­тице», на которую списывают и недостаток боеприпасов и продоволь­ствия (как будто «распутицы» нет у немцев!) и снаряжения (почему всю зиму мерзли в шинелях, а весной прибыло пополнение в овчинных по­лушубках?), а в чем-то другом. Разве война негаданная пришла? Разве зимой, до «распутицы» припасов нельзя было заготовить? «Порядка маловато»,- заключает Сашка. Но несмотря на все тяготы и сомнения, Сашка «не обезверел (не потерял веры) и делал свое солдатское дело как умел, хотя особых геройств вроде не совершил», - так думает про себя Сашка, четко выполняя тяжелую фронтовую работу. Понятие солдат­ского долга воплотилось в слове «надо». Сашка «только одно и слышал: Сашка - туда, Сашка - сюда! Сашка, бегом в штаб с донесением! Сашка, помоги раненого нести! Сашка, этой ночью придется в разведку! Сашка, бери ручной пулемет!»

Только ротный, бывало, перед тем, как приказать что-нибудь, хло­пал Сашку по плечу и говорил: «Надо, Сашок, понимаешь, надо». И Сашка понимал - надо , и делал все, что приказано , как следует . Не слепо выполнял приказ, а понимая его необходимость. Ведь он был кадровый боец, значит дисциплинированный, умелый, знающий службу и привыкший выполнять приказ . И вот это качество пример­ного красноармейца Сашки и подверглось жестокому испытанию.

Центральный эпизод повести - это взятие Сашкой «языка» и конвоирование его в штаб бригады. Через него раскрывается харак­тер героя. Его ценность и глубину мы постигаем постепенно, через «диалектику души» героя, подмечаем все нюансы меняющегося его отношения к немцу, фашисту, заклятому врагу, виновнику гибели его товарищей-однополчан. Но «шлепнуть» его он мог в бою, а те­перь это пленный и безоружный «фриц». И не такой Сашка человек, «чтобы над пленным и безоружным издеваться», тем более, что наши листовки обещали пленным сохранить жизнь.

Постепенно Сашка, внимательный и чуткий, начинает от внешнего человека-врага проникать к его внутренней сущности. Оказывается, на вид немец прямо русский, то есть, такой же человек, как и он, такого же возраста, лет двадцати-двадцати двух. Похож на деревенского дружка Димку. Бывший студент (штудьент) как ротный командир.

А пожалел Сашка пленного еще раньше, когда брал его как языка - не может под обстрелом перевернуть его на спину, чтобы унять кровь из носу, хотя перед этим в единоборстве с немцем так ударил его по лицу, что «костяшки пальцев до сих пор болят». Постепенно Сашка проникается уважением к пленному, когда тот с достоинством, как подобает вежливому человеку, предлагает сигареты, зажигалку; на допросе не отвечает, не выдает своих - также, как и Сашка, верен присяге; не повторяет за Сашкой «Гитлер капут» - это было бы не­правдой, ведь перевес пока на стороне немцев. Сашка думает, что, по­пади в плен, он вел бы себя так же. «Немец не трус», - делает вывод Сашка и уже другими глазами смотрит на врага; сочувствуя ему, заме­чает, что он «без шинелишки, в коротеньком мундирчике».

Потом закурили. Как-то сблизились, захотелось поговорить, узнать по-человечески , как у немцев с кормежкой, сколько сигарет дают, почему перебоев с минами нет?

Сашка увидел во враге человека . «Ненависть к фашистам поче­му-то не переносилась на этого пленного». В бою эти серые, страш­ные нелюди были враги, которых надо уничтожать. «Но когда он брал этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму... Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, ку­рить вместе».

И еще ощутил Сашка тяжкое бремя ответственности «от свалив­шейся на него почти неограниченной власти над другим человеком ».

Немец чувствует опасность, исходящую от конвоира, который может в любую минуту расправиться с ним. А Сашка, видя, как ме­няется лицо пленного, покрываясь смертельной бледностью, и ка­кими «помертвелыми» становятся его глаза, - глубоко страдает.

И вот этого немца комбат, опьяневший от горя и от водки, толь­ко что похоронивший любимую девушку, погибшую от немецкой пули, приказывает Сашке расстрелять: «Немца - в расход».

И здесь наступает момент, когда Сашка должен сделать выбор: выполнить приказ комбата, поступив против своей совести, или сде­лать все возможное, чтобы сохранить жизнь пленному и довести его до штаба бригады. Безнадежными оказались поиски офицера, кото­рый1 мог бы отменить приказ комбата, остается выполнить приказ - это долг каждого бойца. Конфликт долга и совести разрешается в мучительной внутренней борьбе. «Ведь он никогда никого не обма­нывал. А тут обманул в самом главном»: он обещал жизнь немцу и теперь должен свое слово нарушить. Обещание он давал не только от своего имени, но как бы и от имени своей страны - ведь это же было обещано и в листовке. «Значит, и там ложь?»

«Ничего-то пока Сашка не решил, но знал - есть у него в »душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах ». Убить другого человека - это все равно, что убить себя. И здесь конвоир и пленный как бы сравнялись в судьбе. «Немец всю дорогу слюну глотал часто, и дергался у него кадык, и у Сашки тоже в горле комок давит, дышать мешает. Оба - перед лицом смерти. Либо Сашке под трибунал идти, либо шлепнет его комбат на месте за невыполнение приказа».

Выдержит ли правда Сашки испытание смертью?

И когда перед ними оказался комбат и «уперся в него своим немигающим взглядом», - «Сашка не сник, не опустил глаза, а, ощутив вдруг, как отвердилось, окрепло в нем чувство собственной правоты, встретил взгляд комбата прямо, без страха, с отчаянной решимостью не уступить - ну, что будешь делать? Меня стрелять? Ну, стреляй, если сможешь, все равно, я правый, а не ты... Ну, стреляй... Ну...

И отвернул глаза капитан.

Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свое приказание.»

Поединок комбата и солдата закончился победой правды и справедливости и возвысил в наших глазах не только Сашку, но и комбата. «Сашка же вздохнул глубоко, полной грудью... и подумал: коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него этот случай самым памятным, самым незабываемым*.».

Этот эпизод и в повести несет заряд большой нравственной силы, потому что он говорит о той высоте человеческого духа, который позволяет ему возвысится над злобой и ненавистью и проявить человечность и милосердие.

Беззаветно храбрый в бою и гуманный к побежденному - таков Сашка, один из многих. Ведь и комбат сумел стать выше своих амбиций командира, выше своей ненависти и понять общую правду, так самоотверженно отстаиваемую простым солдатом. Общей правдой, силой правоты объединены в повести фронтовой дружбой и бойцы, и командиры, которая тоже скреплена кровью, общей опасностью, особенно на передовой. Ротный спас Сашке жизнь; Сашка по-родственному заботится о своем командире: пополз на нейтральную полосу, чтобы снять валенки с убитого немца. «Ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались.» Во время боя Сашка отдает ротному запасной автоматный диск, сам оставшись почти безоружным. Раненный, Сашка возвращается на передовую, чтобы отдать своим автомат, обменяв его на винтовку.. Ради этого сто метров под огнем прошел - туда и обратно.

По пути в санчасть обещал тяжелораненому бойцу прислать санита­ров, но и сам вернулся вместе с ними, чтобы помочь найти солдата. Но мог и не возвращаться. «А ведь он слово дал. Умирающему - слово!»

Честь, честное слово, честное исполнение долга - стержень харак­тера Сашки, органическое свойство его натуры. И еще совесть, которая заставляет брать на себя все самое трудное и опасное. «Языка»-то он взял по собственной инициативе, потому что «упустить нельзя», да к то­му же «скольких ребят из разведки положили, пока за «языком» лази­ли», Сашка знал. В трудную минуту звать на помощь не стал - «как бы не прибило кого». Жизнь товарищей он ценит больше своей. И страдает, вспоминая погибших, как будто в чем-то виноват перед шили. Они мертвые, а он живой пока что . И понимает, что и ему вряд ли придется уцелеть в этой войне, в пехоте, на передовой.

Еще одно испытание пришлось вынести Сашке - испытание любовью.

Горячо полюбил он Зину, медсестру, встретив ее на пути на пере­довую, спас ее, прикрыв от пуль своим телом, «ну, поцеловались не­сколько раз», сразу расстались и встретились в санбате только через два месяца, когда Зина уже потеряла надежду увидеть его живым.

Для Сашки любовь к Зине стала духовной силой, с ее именем он поднимался в атаку, «готов для этой девчушки в шинели сделать все, что угодно, лишь бы было ей хорошо и покойно!» Он жил наде­ждой на встречу.

Оказавшись в госпитале после ранения, он встретил там Зину, кото­рая полюбила лейтенанта. Догадавшись об этом, Сашка понял, что ее чувство к нему было продиктовано благодарностью за спасение. Не же­лая мешать ее счастью, он покидает госпиталь. Способность к самопо­жертвованию ради любимого человека - признак великого сердца.

В Сашке воплотились лучшие черты человека и солдата великой армии, отстоявшей нашу независимость. Сила ее была в том мораль­ном духе, который объединял и солдата, и командира, и весь народ.

Вячеслав Леонидович Кондратьев (1920-1993 г.) завещал раз­веять его прах на Овсянниковском поле. Завещание это осталось не­выполненным. Но на могилу писателя была привезена земля из той самой рощи, где погибала его поределая рота, каска да саперная ло­патка одного из его погибших товарищей.

А памятником погибшим безымянным героям боев под городом Ржевом стало знаменитое стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом», написанное в 1946 году.

Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века Война Ч это смерть, страдания, боль людей. О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой. Георгий Бакланов в повести Ч Навеки - девятнадцатилетние Ч рассказывает о короткой жизни своего героя. До войны Виктор Третьяков жил, как все обычные люди. Мальчишка был счастлив, любил отца и мать, но война отняла у него все. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, отца Виктора Третьякова, ни в чем не виновного, арестовали. В семье появился чужой человек Ч отчим. Третьяков не принял его, отношения с матерью изменились. Герой осуждал ее, считая, что мать изменила отцу. И вот война. Сначала уходит на нее отчим, затем и сам Третьяков. Писатель показывает, насколько честен и добр юноша. Третьякову свойственны самые лучшие качества. На войне он не прячется за чужие спины. Лейтенант Третьяков ценит, жалеет солдат, не боится трудностей, способен на подвиг, верен своему слову, понимает, что слово Ч тоже поступок. На войне Третьяков взрослеет. Он видит смерть и теперь знает истинную цену жизни. Воспоминания о близких, о доме, о мирном времени помогают герою сохранить в трагических условиях в себе человека. Находясь в госпитале, Третьяков размышляет о жизни, ругает себя за мальчишескую дерзость, глупость. Он юнец, не имеющий никакого права, осудил мать за принятое ею решение снова выйти замуж. Герой невзлюбил отчима, не понимая того, что приносил боль матери, дорогому, любимому человеку. Теперь он просит в письме у нее прощения, хочет, чтобы она была счастлива. В госпитале Виктор Третьяков встретил свою первую любовь. Его чувство нежное, сильное, чистое. Саша Ч та девушка, которая бесконечно дорога ему. Герой готов разделить ее беду, тревогу. Он любит ее по-настоящему, старается помочь ей во всем. Читаешь страницы повести, посвященные их встречам, и переживаешь за любовь героев. Хочется, чтобы счастье состоялось. Но война разрушит все. Можно было сделать вид, что ты не замечаешь ее. Третьякову предлагают остаться в этом маленьком городке, где расположен был госпиталь, но честь и долг, присущие юноше, не дают ему такой возможности. Снова фронт. Теперь Виктор в ответе не только за мать, сестру, отчима, от которого нет давно уже писем, но и за Сашу, за ее мать. В Сашиной семье нет покоя: мать имеет немецкое отчество, и поэтому переживает. Как сложится их жизнь дальше? Война Ч то с немцами! Третьяков, а вместе с ним и мы, понимаем, сколько горя принесла с собой война. Она разлучила героя с отцом, отчимом, унесла и его жизнь. Виктор так и не дожил до 20 лет, навеки остался девятнадцатилетним. Он получил письмо, в котором его мать и сестра поздравляли с днем рождения.

Оно пришло на день раньше торжества. В этот день Третьякова ранили, казалось все будет хорошо, ведь его направили в госпиталь, но война наносит свой окончательный удар. По дороге в госпиталь Третьяков погибает. Перед смертью он думает о людях, с которыми он оказался на одной подводе, старается им помочь, уступает место, сам же идет пешком. Шальная пуля убивает его. Да, бесспорно, герой жил каждую минуту своего существования на земле согласно его нравственным ценностям. Война уничтожила его мечты, а Саша Ч его любимая девушка, сумевшая преодолеть многие трудности, потеряла свое счастье. Война Ч трагедия, боль, смерть. В герое Г.Бакланов воплотил лучшие черты своего поколения Ч чувство долга, патриотизм, ответственность, милосердие. Мне кажется, главное, что мы должны унаследовать у того поколения Ч человечность. Проявляя ее во всем, мы всегда будем жить без войны.

ВТОРОЕ:
Люди чести и долга в современной отечественной литературе Честь, долг Ч эти нравственные категории, бесспорно, очень важны в жизни людей. Для многих героев произведений писателей-классиков честь и долг Ч слова, наполненные глубоким смыслом. Петр Гринев, Пьер Безухов наделены бесстрашием, чувством справедливости и долга, ответственностью, добротой. Проходит время, меняется все вокруг. Долг и честь остаются либо необходимыми человеку, либо нет. Двадцатый век Ч эпоха войн и разрушений. На мой взгляд, в экстремальных ситуациях человек показывает свое истинное лицо. Василий Быков Ч семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести ЧСотников Ч. Двух партизанских разведчиков Ч Сотникова и Рыбака направил писатель в смертный путь. Они должны были доставить продовольствие для укрывшегося отряда в лесу. Вначале герои предстают перед нами как товарищи в партизанском отряде, как единомышленники. Рыбак привлекает внимание больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников же показан человеком хмурым, раздражительным. События повести постепенно разворачиваются, и мы видим, как характеры людей проявляются в их поступках. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного я Ч вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям Ч такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь Ч единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него Ч выжить любой ценой.

для него Ч выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь Ч эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе. Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по-совести.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (на примере одного произведения)

Тема Великой Отечественной войны в литературе. Ве­ликая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толс­той определял как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе». Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат - тематика многих художественных произведений, созданных как в военные годы, так и после Победы, разнообразна: К. Си­монов «Живые и мертвые», В. Некрасов «В окопах Ста­линграда», В. Быков «Альпийская баллада», «Сотников», Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», К. Воробьев «Убиты под Москвой», В. Кондратьев «Сашка» и другие. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Страдания и беды войны ложатся не только на плечи воюющих мужчин - не обходят они стороной и хрупких женщин. Так, например, С. Алексиевич назвала свою книгу «У войны неженское ли­цо», отразив в заглавии основную мысль: убийства против­ны женской сущности, главному назначению женщины на земле - дарить жизнь. Подвигу девушек-зенитчиц посвящена повесть Б. Ва­сильева «А зори здесь тихие…» (1969). В центре произведе­ния - пять женщин с разными характерами, разными судьбами. Они даже на войне не перестают быть девушка­ми, не теряют своего неповторимого очарования: Соня Гурвич любит поэзию Блока, Рита Осянина постоянно ду­мает о своем маленьком сыне, красотой Жени Комельковой, получавшей наряды за стремление отстоять свое пра­во оставаться женщиной на войне, любуются остальные девочки. Под командованием старшины Васкова пять дев­чонок отправляются на перехват двух диверсантов, а их оказалось два десятка. Вернуться из этого похода было не суждено солдатам Гурвич, Комельковой, Осяниной, Бричкиной и Четвертак. Стремление не пропустить фашистов, любой ценой остановить захватчиков, отомстить за пору­шенную любовь, уничтоженные семьи, придает хрупким девчонкам недюжинную силу духа. Попрание правил чело­веческого общежития ставит самих фашистов вне всяче­ских законов, а потому подвиг зенитчиц обретает общече­ловеческое значение. Трагичен образ старшины, стремившегося спасти своих «солдат», но не сумевшего защитить их. Мысль о том, что с них, с мужчин, спросится после войны, терзает совесть Вас­кова: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» Символичность финала повести (Васков выполняет обе­щание, данное Рите, позаботиться о ее сынишке) вводит в произведение тему памяти. Повесть легла в основу знаменитого художественного фильма С. Ростоцкого, а в последние годы была снята ки­тайская версия. Тема Великой Отечественной войны еще долгие годы будет находить свое отражение в литературе, кино, живописи. Память - это то, что отличает человека от других живых существ. Пока жива память, подвиг пав­ших в годы войны будет предостерегать потомков от страшных и жестоких войн, от бессмысленного кровопро­лития.