А. И. Куприн. Гранатовый браслет. Текст произведения. XI. Что это было: любовь или сумашествие? Что любовь сумасшествие гранатовый браслет

(386 слов) Любовь является загадочным и не всегда понятным чувством. Как много о нём говорят и пишут! Так, А. И. Куприн в произведении «Гранатовый браслет» рассказал историю беззаветной и безответной любви невзрачного чиновника к прекрасной княгине, чересчур сдержанной и высокомерной. Так что же символизировали пылкие письма героя? Это было сумасшествие? Или герой в награду за что-то получил возможность испытать настоящее чувство, чистое и поистине бессмертное? Такая любовь приходит далеко не к каждому человеку!

Как мне кажется, Желтков не был ни маньяком, ни сумасшедшим. Конечно, люди вокруг не понимали чиновника, да и на Веру Николаевну смотрели с подозрением. Как же так? В светском обществе вдруг находится человек, который даже не принадлежит к высшим кругам и вместе с тем осмеливается адресовать свои послания княгине, замужней женщине! Наверное, знакомые и друзья Шеиных удивились бы ещё больше, если бы узнали, что одна мимолётная встреча навсегда запомнилась Желткову. Теперь он хранит случайно найденные вещи дамы сердца, как величайшую драгоценность. Он с благоговением относится к каждому платочку, каждой программке, которая когда-либо побывала в руках Веры Николаевны. Герой отдаёт себе отчёт в своих поступках и адекватно оценивает возможности. Он не претендует на взаимность и не стремится занять место мужа в жизни Шеиной. Желтков просто издалека восхищается своей возлюбленной. Однажды он решается отправить ей гранатовый браслет − семейную реликвию, весьма невзрачную, но озарённую внутренним светом. Это символ души чиновника. На него мало кто обращает внимание, однако нравственно он оказывается выше многих представителей светского общества. Дар любить дан ему свыше. Это замечает Василий Львович, муж Шеиной. Он чувствует невольное уважение к человеку, способному любить так искренне, нежно, самозабвенно, но при этом никому не навязываться и не напоминать о себе при каждом удобном случае.

По моему мнению, автор не случайно подчёркивает разницу между пылким Желтковым и суровым Николаем Николаевичем. Последний наверняка назвал бы главного героя сумасбродным наглецом. Но, возможно, резкость суждений не даёт ему по достоинству оценить людей вокруг. Поэтому брат Веры ещё не женат. Он просто не способен на чувство, посланное Богом. А вот Желткова посетило чувство огромное, бескорыстное, истинное. Даже генерал Аносов, многое повидавший на своём веку, не говорит о сумасшествии героя. Он думает: а не упустила ли Вера свою любовь, которая становится сильнее смерти?

Наверное, если бы в мире тогда и сейчас было больше таких «сумасшедших», как скромный чиновник, мы были бы честнее друг с другом и чувствовали счастье от того, что мы способны так любить.

Ванюлина Надежда и Викулин Олег

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: « Что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести Куприна « Гранатовый браслет») Презентация по Литературе Учитель: Непомнящая Татьяна Анатольевна Презентацию подготовили: Ученики 11 А класса Ванюлина Надежда и Викулин Олег

« Гранатовый браслет » - Повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. В основу сюжета была положена реальная история, которую Куприн наполнил грустной поэзией. В 1915 и 1964 году по этому произведению был снят одноименный фильм.

По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь - это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. Любовь, любовь - загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всём старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать? Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца? А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждёт? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот? Так размышлял о любви Всеволод Рождественский. И ещё несколько мыслей о любви.

В волнующем рассказе «Гранатовый браслет» любовь - готовность погибнуть во имя любимой женщины. Это любовь до самоуничтожения. Куприн передал всю сущность самоотверженного чувства беззаветной любви бедного телеграфиста Георгия Желткова к княгине Вере Шейной. Это была любовь, никак не сумасшествие. Об этом строки его прощального письма: «Я бесконечно благодарен Вам за то, что Вы существуете. Это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

Любовь отняла у телеграфиста жизнь, но он испытал безграничное счастье. Каждый миг, каждое мгновение было заполнено мыслями о любимой женщине. Сила его любви изменила Веру. Желтков уходит из жизни, держа в сердце Веру. Княгиня понимает, что о такой любви мечтает каждая женщина. Но она прошла мимо неё .

Последним доказательством истинной любви служат слова мужа Веры: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Для него не существовало жизни без тебя. Мне показалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек…»

Что такое любовь? Многие философы и литературные деятели давали своё объяснение этому понятию. К примеру, Бердяев Николай Александрович говорил, что «Любовь – не только благодать, но и активность самого человека». А вот китайский философ Омар Хайям ассоциирует любовь с вином: по его мнению, человеческий организм как сосуд, а любовь как вино наполняет сосуд духовной составляющей. Фихте Иоганн давал такую характеристику этому всепоглощающему чувству – «Только в любви - жизнь, без неё - смерть и уничтожение». Вот и А.И.Куприн не оставил без внимания этот вечный вопрос и раскрыл его в своём рассказе «Гранатовый браслет».

Является ли любовь Желткова к Вере «единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной» или же она сумасшедшая и маниакальная? Это главная проблема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.

С одной стороны, любовь Желткова – это та любовь, о которой, пожалуй, мечтает каждая женщина, в том числе и Вера, – любовь истинная и самоотверженная. Об этом можно судить по письмам Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне как громадное счастье любовь к Вам. Для меня вся жизнь заключается в Вас». Но если посмотреть с другой стороны, любовь – это действительно сумасшествие. Желтков влюбился в Веру, однажды увидев её в цирке, то есть он полюбил не столько её саму, сколько её внешность, что означает простое физическое влечение. Но ведь настоящие искренние чувства всегда основаны на духовных составляющих человека.

Несмотря на то, что Куприн, скорее всего, считает такое положение вещей любовью, а не сумасшествием («Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя». «Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь»), я убеждена: то чувство, которое испытывал Желтков к Вере, – это не любовь, а настоящее сумасшествие, это психическое расстройство, которое в конечном итоге привело главного героя произведения к самоубийству.

Вместе со статьёй «Сочинение «Что это было – любовь или сумасшествие?» (Гранатовый браслет)» читают:

Поделиться:

Урок литературы 11 класс

«... Что это было: любовь или сумасшествие?»

По рассказу А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Коломийцева Ольга Михайловна учитель русского языка и литературы

Цели урока:

    Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.

    Показать, как писатель изображает процесс пробуждения че­ловека.

    Развивать филологическое мышление учащихся.

    Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство.

Ход урока.

    Слово учителя.

(З вучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки учитель литературы читает строки о любви.)

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил...

Эти слова о любви принадлежат Ж.Б. Мольеру. Что же это такое лю­бовь? По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь - это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Ответ на этот во­прос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже пытаемся понять это чувство

Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе у трата Или обогащеиье без конца?

Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?

Так размышляет о любви Всеволод Рождественский. И еще несколько мыслей о любви. Прочтите их и запишите в тетрадь.

(Учащиеся выразительно читают и записывают в тетрадь высказыва­ния о любви, помещенные на доске)

«Первый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не срав­нится для нас с предметом нашей страсти».

(Блез Паскаль)

«Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая - любовь. Но еще не любовь - соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, - любовь!»

(Омар Хайям)

«Любовь огонь не свети: все темно, А светит так сгореть не мудрено» (Восточная мудрость)

«Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все паше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца».

(Виктор Гюго)

«Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают».

(Джордж Н.Г. Байрон)

«У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

(К. Г. Паустовский)

    Один из таких «сюжетов» и станет предметом нашего внимания сегодня.

Сразу запишем вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока: какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.

Сначала проведем викторину - вспомним подробности, детали рас­сказа, имена и фамилии героев. Проверим, насколько внимательно вы чи­тали произведение.

    Викторина

    Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский ку­рорт, осень, сентябрь.)

    Фамилия сестры Веры? (Фриессе.)

    Кто был предок княгини Веры? (Тамерлан.)

    Что подарила Анна сестре? (Записную книжку.)

    Что подарил Вере муж? (Серьги из грушевидных жемчужин.)

    Чей это портрет: «... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очарова­тельной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных ми­ниатюрах»? (Вера.)

    Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широ­кая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами... однако, пленяло какой-то неуловимой и не­понятной прелестью...»? (Анна.)

    Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному инсти­туту? (Женни Рейтер.)

    Имя мужа Веры? (Князь Василий Львович.)

    Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки... У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть пре­зрительным выражением в прищуренных глазах... какое свойст­венно мужественным и простым людям...»? (Генерал Аносов.)

    Фамилия Веры до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

    Кто «... хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми во­лосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»? (муж Анны - Густав Иванович.)

    Имя Желткова? (Георгий.)

15. Чей это портрет: «... очень бледный, с нежным девичьим ли­цом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (Желтков.)

    Кто эта женщина, которая «... обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»? (Вера.)

    Кому принадлежат слова: «А где же любовь-то? Любовь бескоры­стная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на муче­ние - вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»? (Генералу Аносову.)

    Беседа.

    О чем произведение Куприна? Почему оно названо «Гранато­вый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова к аристократке, княгине Вере Николаевне Шейной Восстановим в памяти основные события, описанные в произ­ведении.

Мы определили место, где происходит действие рассказа (Черномор­ский курорт). Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент-текста.)

    Какую роль играет в произведении первая г лава?

    Какое настроение создает пейзаж?

(Первая глава является вступлением. Содержание ее готобит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядаю­щего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дгч с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья ус­покоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спо­койное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, женьг предводителя дво­рянства.)

(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и опи­санием осеннего сада.)

    Найдите и прочитайте описание (вторая глава).

    Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к му­жу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»

    Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада?

(Показать, что душа Веры пребывает и состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царствен­но, спокойна».)

-- Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сен­тября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шейна всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?

(Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г.С.Ж, а еще у Веры появилось предчувствие чего- то непри­ятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры)

    В четвертой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шейных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закра­лась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что гостей былй 13-. «Вот это нехорошо!» - подумала Вера про себя.

    Читатель ждет чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

    Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками кня­зя и Анны.

(О серьгах. «Прекрасные серьги, какая прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище?»; о браслете: золотой, низкопробный, очень толстый. «Точно кровь!» - подумала с тревогой Вера.)

    Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

(«По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он име­ет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смер­ти...»)

    - Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную цен­ность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

    Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?

    Сравним его письмо с письмом - признанием в любви, поме­щенным в юмористическом семейном альбоме Шейных; Как воспри­нимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава).

    Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?

    Как относятся к любви эти два человека? А Вера?

    Способен ли князь Шейн глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.)

    Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.)

    Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?

    Как он рассуждает о любви?

    Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?

    Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, по­чем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»)

    Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключитель­ности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смер­ти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шенка и Николая Нико­лаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.

    Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.

    Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? * «Что это: любовь или сумасшествие?»

(Для доказательств приводим слова князя Шейна (десятая глава): «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо...» и т. д. до слов: «я чувствую, что присутствую при какой-то громадной траге­дии души, и я не могу здесь паясничать» (одиннадцатая глава). «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

    Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном...» до конца главы.

    Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина?

(Она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повто­ряется только один раз в тысячу лет».)

    Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, все­ляет ответное облагораживающее страдание.

    Музыкальное оформление.

Послушаем музыку. (Звучит бетховенская Largo Appassionato .)

    Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?

    Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь со­звучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

    (Учитель читает фрагмент текста под звуки музыки.)

    Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на мгновение, но наве­ки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

    В чем, по-вашему, состоит сила любви? (В преображении души)

    Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите свое мнение.

(Восприятие Верой музыки: «Княгиня Вера обняла ствол акации,

прижалась к нему и плакала...».)

    О чем говорят слезы Веры?

(Это слезы, очищающие, возвышающие душу.)

    Почему Куприн дал рассказу название «Гранатовый браслет»?

    Понравилось ли вам это произведение? Обоснуйте свой ответ.

Постарайтесь высказать свои мысли, чувства, впечатления по поводу прочитанного. Какое высказывание вы выбрали бы в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Заслушиваются мнения ребят.)

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем.

    «... что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)

Русская классика бессмертна. Давайте вместе проанализируем повесть «Гранатовый браслет»

Повесть Гранатовый браслет была закончена А. И. Куприным в 1911 году. Для написания этой истории автору понадобилось около трех месяцев. Сюжет произведения настолько увлек Куприна, что неожиданно для него самого небольшой рассказ перерос в повесть.

Любовь или сумасшествие в повести «Гранатовый браслет»

Тема «Гранатового браслета» взята из реальной жизни. Любимов рассказал Куприну о навязчивых ухаживаниях чиновника к своей матери. К постоянным письмам поклонника относились снисходительно.

До того момента, когда в одном из писем обнаружили украшение в виде гранатового браслета. Подобный поступок расценили как дерзость и настоятельно попросили больше не беспокоить женщину. После этого события, ухажер исчез из их жизни в неизвестном направлении.

История заинтересовала Куприна, так как сердечные переживания является основной темой в его рассказах. Он приступил к написанию произведения, основанного на реальных событиях. Автор предпочел в своей повести более оригинальную концовку.

  • События повести разворачиваются в 20 веке на российской территории вблизи морского побережья. Одним из главных персонажей является княгиня Шеина Вера Николаевна находящаяся 6 лет в браке с князем Василием Шеиным. Роль ухажера княгини выполняет бедный чиновник Желтков.
  • В «Гранатовом браслете» автор рассказывает о страстной любви мелкого чиновника к княгине Шеиной Вере Николаевне. Познакомившись с сюжетом поближе, у многих читателей возникает вопрос, что же на самом деле пережил чиновник в своей жизни – любовь или сумасшествие?

Образ возлюбленной княгини Веры Шеиной

Куприн представляет Веру Николаевну, как девушку с английским типажом.

  • Она была молода и красива. Обладала высокой стройной фигурой и аристократическим обаянием.
  • Ее манеры были утонченными, а взгляд гордым и прекрасным. С одной стороны, Куприн показывает ее высокомерие, с другой способность к сочувствию и пониманию.
  • Внешность Веры Николаевны вызывала восхищение у окружающих. Девушка находится замужем за князем Шеиным Василием Львовичем. Однако в этом союзе она выступает прежде всего в качестве друга и помощника для своего мужа.
  • Вера Николаевна была достаточно умна, поэтому помогала мужу справляться с делами. Княгиня обладает добротой и великодушием. Она жертвует своими желаниями ради общего интереса, компенсируя таким образом финансовый недостаток. Куприн наделяет ее женский образ сильным духом и способностью к самопожертвованию.


Вера Шеина

Для окружающих супружеская пара создавала впечатление полноценной счастливой семьи. Однако для Веры Николаевны жизнь была монотонна и скучна. Автор выделяет в характере княгини простоту и царственное спокойствие. Ее душевное состояние можно сравнить с увядающим цветком.

Вере Николаевне не хватает ярких эмоций, новых впечатлений. Ее будни проходят по одному сценарию. Автор подчеркивает настроение княгини при помощи описания увядающей природы осени – бесшумное море, высохший урожай, тишина и безлюдность заброшенных дачных участков.

У супругов Шеиных не было детей. Вера Николаевна очень хотела стать матерью, однако судьба распорядилась иначе. Княгиня очень тосковала по материнству и с удовольствием играла с маленькими детьми: «...та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры ».

  • Вера Николаевна окружена людьми, в жизни которых отсутствуют настоящие сильные чувства. Все вокруг убеждены, что любовь является редкой диковинкой.
  • Сестра княгини Анна замужем за богатым человеком со званием. Несмотря на то, что сестра на дух не переносит мужа, она рожает ему двух детей и живет в свое удовольствие. Ее поступки жизнерадостны и легкомысленны.
  • В одной из бесед сестер, княгиня высказывается о море, словно о своей жизни: «Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает». Подобные эмоции Вера Николаевна проживает в семейной жизни.

Единственный персонаж, придающий немаловажное значение любви в жизни каждого человека, генерал Аносов. Он помогает княгине взглянуть иначе на ухаживания неизвестного чиновника, становится для нее духовным учителем.



Не зная Желткова, Анисимов не спешит критиковать, а напротив, пытается его понять. Заставляет задуматься и придать значимость происходящим событиям. В беседе с Верой Николаевной генерал проникает в глубину ее души и озвучивает самое заветное желание женщины — испытать настоящее всепоглощающие чувство. В этом рассказе, он отображает позицию Куприна. Раскрывает настоящее отношение автора к любви. Именно Аносов сравнивает любовь с трагедией всей жизни.

  • Желтков переживал те чувства , которые так хотела испытать Вера Николаевна. Она не верила, что в ее размеренной и однообразной жизни может что-то измениться.
  • По словам автора, княгиня была обделена мужским вниманием. Возможно поэтому, она не смогла оценить испытываемую к ней любовь. Княгиня была закрыта для подобных эмоций.
  • Ее жизнь имела четкие представления и ограничения. Вера не воспринимала письма всерьез, потому даже не допускала мысли о правдивости и искренности любви Желткова.
  • При жизни чиновника у княгини никогда не возникает желание увидеть его. Ее не посещали мысли о судьбе этого человека.
  • Желтков помогает Вере взглянуть на мир другими глазами. Она наконец понимает насколько ценно и важно испытать истинную любовь. Осознание происходящего приходит в ней слишком поздно. Она теряет то, что еще не успела приобрести.
  • Мимо нее проходит желанное и долгожданное чувство, способное наполнить ее жизнь неподдельным счастьем. Своим поступком Желтков нарушает ее привычный ритм жизни и как будто открывает глаза на реальность. Он помогает ей открыть душу и сердце для новых эмоций и переживаний.
  • Чиновник доказывает ей, что можно любить искренней безответной любовью.


В момент прощания с телом Желткова, Вера Николаевна видит в нем своего героя. Находясь рядом с ним, она впервые осознает всю трагичность сложившейся ситуации. Умиротворенное лицо чиновника ассоциируется у княгини со страданиями великих людей. Их первая и последняя встреча стала поворотным событием для внутреннего состояния княгини.

Образ влюбленного чиновника в повести «Гранатовый браслет»

Главным героем в истории любви «Гранатового браслета» был чиновник Желтков Г.С.

  • Куприн выбирает для него внешность молодого симпатичного человека. Его высокое худощавое телосложение и нежный взгляд с голубыми глазами дополняют романтический образ чиновника. Желтков увлекается музыкой. Она наполняет его прекрасными возвышенными чувствами.
  • Чиновник на протяжении длительного времени влюблен в Шеину Веру Николаевну. Смысл его жизни заключался в том, чтобы изредка увидеть ее. Понаблюдать за ее аристократичными и утонченными манерами. Желтков не придает значения замужеству Веры. Его не смущает разница между их социальным положением. Его любовь бескорыстна и самоотвержена.
  • Он ничего не требует взамен. Готов для любимой пойти на любые жертвы. Возможность прикоснуться к предмету касавшегося ее рук, была для него драгоценна и несравнима ни с одними материальными ценностями.
  • Для Желткова княгиня необыкновенная женщина. Именно она подарила чиновнику возможность испытать светлое чувство. Окрыленный любовью, Желтков позволяет себе отправлять ей письма, в которых присутствуют нотки вульгарности.
  • Чиновник пишет редко, как бы извиняясь, что вмешивается в жизнь княгини и нарушает ее спокойствие. В дальнейшем эмоции в письмах становятся более сдержанного и мудрого характера. В своем обращении он проявляет заинтересованность в благополучии Веры Николаевны.
  • Желтков мог в любой момент бесцеремонно ворваться в жизнь княгини, подстроить их встречу и насладиться личным общением. Обладая огромной силой воли, он сдерживает подобные порывы. Поведение чиновника превозносит его человеческие качества над остальными персонажами.
  • Он не считает себя достойным ее внимания и довольствуется тем, что княгиня читает его письма. В этом заключается его безграничное счастье. Таким образом она как будто прикасалась к его душе.


Образ Желткова

Любовь Желткова наделена силой и верой. На протяжении стольких лет он не сдавался, а еще больше воодушевлялся. Его любовь благородна и непоколебима перед чужими угрозами. Попытка запугивания осведомлением властей, вызывает у Желткова насмешку. Лишь он один понимает, что никакое наказание в мире не запретит ему любить и поклоняться княгине.

  • После визита брата и мужа Веры, чиновник понимает, что не в силах отказаться от своей любви и единственный выход прекращения этой истории видит в самоубийстве.
  • В момент прощания с жизнью, он не испытывает ни малейшего сожаления и благодарит княгиню за пережитое им чувство. Он не думает о своих интересах. Для него превыше всего счастье любимой женщины. Он лишает себя жизни, чтобы не нарушать ее покой. Автор позиционирует этот поступок не как проявление слабости, а как некий подвиг.
  • Желтков не принес себя в жертву, а находит правильный, по его мнению, выход из ситуации. Куприн проводит параллель между силой любви и силой смерти.
  • С помощью гранатового браслета, чиновник хотел показать свою преданность и огонь, переполнявший его сердце. В этот подарок он вложил всю свою любовь. Эта была еще одна возможность прикоснуться к рукам княгини.
  • Браслет был самой дорогой вещью , которую имел Желтков, однако материальная ценность не представляла для него интереса. Для Куприна такая деталь является символом, он неоднократно сравнивает гранатовый браслет со смертью.
  • Семья Шеиных расценила дорогой подарок, как вседозволенность. Примитивность их рассуждений не позволяет задуматься над тем, что побудило Желткова на такой поступок и правдивы ли его чувства. Для Шеиных была важна только честь их семьи.


После самоубийства чиновника, княгиня впервые задается вопросом: » И что это было: любовь или сумасшествие?». В ней просыпается непреодолимый интерес к его жизни. Беспокойство стало первой эмоцией Веры, которую пробуждает Желтков своим трагическим поступком. В ее голове всплывают мысли генерала Аносова о том, что возможно ее жизнь посетила настоящая сильная любовь.

  • В прощальном письме Желтков говорит о своей любви, как о «громадном счастье», подаренным ему свыше. Это было первое и последнее письмо, которое княгиня развернула с нежностью, а не с привычным холодным равнодушием.
  • Написанные Желтковым слова звучат словно прощальная молитва о любви. Прочитав письмо, Вера впервые поняла, что являлась целым миром для незнакомого человека.
  • Произведение Бетховена, подаренной ей напоследок, каждой ноткой проникло к ней в душу, растопило ее сердце и впервые за долгое время, вызвало бурю неподдельных эмоций.

История этой любви не оставляет у читателя душевной тяжести. Судьба Желткова вызывает небольшую грусть о несбывшихся светлых мечтах. Читатель, не испытавший в жизни настоящей любви, воспримет главного героя за душевно больного человека. Но судить его вправе, только люди, пережившие подобное чувство. На примере этого рассказа, Куприн показывает ценность неподдельных искренних чувств в жизни каждого человека.

Видео: А где же любовь в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»?