Анри матисс. Школьная энциклопедия Анри матисс жанр живописи

Анри Эмиль Бенуа Матисс (Henri Matisse) . Родился в 1869 г. 31 декабря в Ле Като - умер в 1954 г. 3 ноября близ Ниццы в Симье. Будучи очень известным художником, произвёл настоящую революцию в истории , его зарождении и становлении как важного стиля изобразительного искусства. Французский художник изображал мир в очень понятных, выразительных и чистых композициях. В этих картинах нет ничего лишнего, только то, что Анри Матисс хотел донести до своего зрителя. В этом заключается весь фовизм и весь Матисс.

В 1892 году Матисс поступил в Парижскую Академию Жюлиана, где учился у самого А.В.Бугро. После обучения, с 1893 по 98 годы занимался живописью в мастерской школы Изящных Искусств Г.Моро. Моро разглядел в творчестве этого художника настоящий талант и предрекал ему большое будущее, в чём и оказался прав. В это время Анри копирует картины мастеров мировой живописи в Лувре, интересуется творчеством Делакруа, и др. С 1896 г. он начинает выставлять свои работы в салонах.

1901 год можно назвать годом становления художника. Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Создаёт несколько отличных картин, где модерн, импрессионизм сочетался с точечной манерой письма. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала “Женщина в зелёной шляпе”. Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.

Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец . В настоящее время существует в двух версиях. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Танец была создана в 1910 г. Это полотно было создано Анри Матиссом для Московского особняка С.И.Щукина. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит.д. Пять обнажённых людей на вершине холма был нарисован всего тремя красками - зелёным, синим и красным. По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса.

Необходима качественная перевозка антиквариата или реликвий? В этом вам поможет перевозка культурных ценностей от компании «Юлэкс». Работа специалистов, использование специальных упаковочных материалов, аккуратная перевозка без риска повреждения ценных вещей.

Автопортрет

Итальянка

Женщина в шляпе

Красная комната

Красные рыбки

Мастерская художника

Одалиска в красных шароварах

Площадь в Сен-Тропе

Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.

С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.

Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.

Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.

По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.

Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.

Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.

Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.

По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка». Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета. Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.

Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.

Яркость цветов, простота техники, экспрессия - картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. Лидер фовизма перепробовал кучу направлений в изобразительном искусстве, прежде чем нашел собственный стиль, отличающийся «диким» характером.

Детство и юность

Родина великого художника – северный городок Ле-Като-Камбрези во Франции. Здесь в 1869 году в семье успешного торговца зерном родился первенец, которого назвали Анри Эмиль Бенуа Матисс. Судьба ребенка была предрешена – в то время первый наследник в семействе обязан был в будущем взять на себя дело отца. Но, видимо, мальчик унаследовал гены матери, которая любила коротать свободное время за росписью керамических поделок.

Анри готовили к будущему обстоятельно, он отучился в школе, затем в лицее. Далее строптивый сын, вопреки воле главы семейства, отправился в Париж постигать юридические науки. С дипломом, далеким от искусства, вернулся домой, где проработал несколько месяцев клерком.

Судьбу решила болезнь. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом.


Восстанавливался после операции два месяца. Чтобы сын не скучал, мама принесла в больницу принадлежности для рисования, и Матисс начал самозабвенно копировать цветные открытки. В это время молодой человек окончательно понял, чему хочет посвятить жизнь.

Живопись

Мечта стать учеником столичной Школы изящных искусств не давалась. Дебютное поступление Анри провалил, поэтому пришлось сначала посидеть за партами других учебных заведений, где знакомили с азами живописи. И все же в 1895 году «крепость» сдалась – вместе с будущим известным художником Альбером Марке Матисс поступил в вожделенную Школу искусств, в мастерскую Гюстава Моро.

В круг интересов в начале творчества входило современное искусство, Анри Матиссу было также любопытно японское направление. Символист до мозга костей Моро отправлял учеников учиться «играть цветом» в Лувр, где Анри пытался подражать классикам живописи, копируя картины. Мастер учил «мечтать о цвете», вот откуда у художника Матисса зародилась страсть к поиску подходящих оттенков для передачи эмоций.


В раннем творчестве уже проявилась смесь учений Моро с позаимствованными элементами у признанных мастеров кисти. Например, натюрморт «Бутылка схидама» отличается неоднозначностью: с одной стороны, темные цвета выдают подражание Шардену, а широкие мазки и смесь черного с серебристым – . Позже Анри признавался:

«Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. Передавая осенний пейзаж, я не стану припоминать, какие оттенки цвета подходят к этому времени года, меня будут вдохновлять только ощущения осени… Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту».

Изучение классики быстро наскучило художнику, и он обратился к импрессионистам, в частности преклонялся перед полотнами . Цвет в ранних работах еще тусклый, но постепенно набирал сочность, тяготение к импрессионизму стало преображаться в собственный неповторимый стиль. Уже в 1896 году в художественных салонах стали появляться первые творения начинающего живописца.

Первая персональная выставка не произвела фурор в кругах ценителей искусства. Анри Матисс решил уехать из столицы Франции подальше на север, где попробовал силы в технике точечных мазков. В это время из-под его пера вышел первый шедевр – «Роскошь, покой и наслаждение». Но и эту манеру письма мужчина не нашел «родной».


Революция в творчестве художника пришлась на 1905 год. Матисс вместе с группой единомышленников создал новый стиль в живописи, получивший название фовизм. Энергия красок, представленная на выставке осенью, потрясла зрителей. Анри представил две работы – портрет «Женщина в шляпе» и картину «Открытое окно».

На художников обрушилась волна негодования, посетители выставки не понимали, как можно настолько пренебрегать всеми традициями изобразительного искусства. Основателей стиля окрестили фовистами, то есть дикарями.


Впрочем, такое внимание, пусть и негативное, принесло Матиссу популярность и хорошие дивиденды: у картин появились поклонники, которые с удовольствием их покупали. Например, «Женщину в шляпе» сразу на выставке забрала американская писательница Гертруда Стайн, а полотно «Радость жизни», появившееся в 1906 году, купил знаменитый коллекционер Лео Стайн.

Чуть позже случилось знаменательное событие – художник познакомился с еще не известным , общение вылилось в десятилетия дружбы, на протяжении которых мастера кисти соревновались друг с другом. Пикассо говорил, что смерть любого из них будет для каждого невосполнимой потерей, ведь обсудить некоторые творческие вопросы так бурно больше не с кем.


Два самых известных полотна – «Танец» и «Музыка» – Матисс написал для мецената Сергея Щукина. Россиянин заказал картины для дома в Москве. Художник, работая над эскизами, поставил цель создать нечто такое, чтобы зашедший в особняк чувствовал облегчение и покой. Интересно, что монтаж картин Анри контролировал лично – француз приехал в столицу России, где его приняли с восторгом. Самого же художника впечатлила коллекция старинных икон хозяина дома и простота россиян.

Видимо, гонорар художник получил неплохой, потому как сразу поехал в путешествие. Побывал в восточной сказке Алжира, а вернувшись домой, тут же сел за работу – свет увидела картина «Голубая обнаженная». Эта поездка произвела неизгладимое впечатление на Матисса, в творчестве появляются новые элементы, мужчина создает литографии, гравюры на керамике и дереве.


Очарование Востока не отпускало, француз продолжал знакомиться с Африкой, съездив в Марокко. А затем отправился в путешествие по Европе и Америке. В это время его творчество постепенно стало лишаться примет фовизма, наполняясь тонкостью и особенной глубиной, появилась связь с природой.

Во время Второй мировой войны у художника нашли онкологию, после операции мужчина не мог передвигаться. В тот период Матисс выдумал новое направление в области декупажа, в основе которого лежит составление картин из кусочков окрашенной бумаги.


Точку в творчестве Анри Матисс поставил масштабным проектом оформления женского монастыря в Вансе. Говорят, что художника просили только отредактировать витражные наброски, но тот с энтузиазмом засучил рукава и создал полный проект. Кстати, эту работу мужчина считал неким знаком судьбы на закате жизни и лучшей в своей копилке художественных трудов.

Личная жизнь

Личную жизнь Анри Матисса украсили три женщины. В 1984 году художник впервые стал отцом – модель Каролина Жобло подарила талантливому живописцу дочь Маргариту. Однако Анри женился вовсе не на этой девушке.


Официальной супругой стала Амели Парейр, с которой представитель мира живописи познакомился на свадьбе товарища. Девушка выступала в роли подружки невесты, а Анри случайно посадили рядом за стол. Амели сразила любовь с первого взгляда, молодой человек тоже начал оказывать знаки внимания. Девушка стала первым близким человеком, который поверил в его талант безоговорочно.


Перед бракосочетанием жених предупредил невесту, что главное место в жизни всегда будет занимать работа. Даже на медовый месяц новоиспеченная семья поехала в Лондон, чтобы познакомиться с творчеством .

В браке родились сыновья Жана-Жерар и Пьер. Супруги к тому же взяли в свою семью на воспитание Маргариту. Долгие годы дочь и жена занимали места главных моделей и муз художника. Одна из знаменитых картин, посвященных жене, – «Зеленая полоса», написанная в 1905 году.


Этот портрет любимой женщины поразил тогдашних ценителей искусства «уродливостью». Зрители считали, что представитель фовизма переборщил с яркостью красок и откровенной правдивостью.

На пике популярности, который пришелся на 30-е годы, художнику понадобился помощник. Матисс в то время с семьей переехал в Ниццу. Однажды в доме появилась молоденькая российская эмигрантка Лидия Делекторская, которая стала секретарем живописца. Супруга сначала не видела в девушке опасности – мужу не нравились светловолосые. Но ситуация поменялась мгновенно: случайно увидев Лидию в спальне жены, Анри бросился ее рисовать.


Впоследствии Амели развелась со знаменитым супругом, а Дилекторская стала последней музой Матисса. Какие отношения царили в этом союзе, была это любовь, или пара ограничивалась совместной работой, до сих пор не известно. Среди россыпи рисунков и картин, на которых изображена Лидия, особняком стоит полотно «Одалиска. Голубая гармония».

Смерть

1 ноября 1954 года Анри Матисса поразил микроинсульт. Спустя два дня великий художник скончался. Легенда гласит, что Дилекторская перед самой смертью навестила живописца в спальне, где произнесла:

«В другой день вы бы сказали: давайте карандаш и бумагу».

Анри с улыбкой ответил:

«Давайте карандаш и бумагу».

Произведения

  • 1896 – «Бутылка схидама»
  • 1905 – «Радость жизни»
  • 1905 – «Женщина в шляпе»
  • 1905 – «Зеленая полоса»
  • 1905 – «Открытое окно в Коллиуре»
  • 1907 – «Голубая обнаженная»
  • 1908 – «Красная комната»
  • 1910 – «Музыка»
  • 1916 – «Купальщица у реки»
  • 1935 – «Розовая обнаженная»
  • 1937 – «Женщина в фиолетовом пальто»
  • 1940 – «Румынская блуза»
  • 1952 – «Грусть короля»

Анри Матисс

Анри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
"Автопортрет" 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно - «Купание, или медитация» - осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

"Посуда и фрукты" 1901 Эрмитаж

John McLaughlin - "The Peacocks" ("The Promise")

"Женщина в шляпе" (Портрет жены) 1904 - Представлена в Салоне 1905 года.

"Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами" 1903-1906 Эрмитаж

"Площадь в Сен-Тропе" 1904 Музей искусств, Копенгаген

"Окно" 1916 Институт искусства, Детройт

"Поднятое колено" 1922, Частное собрание

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно - танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу - керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, - синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса - это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника - передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

Ранние натюрморты Матисса

"Натюрморт" 1890

"Читающая женщина" 1894

"Студия Гюстава Моро" 1895

"Служанка" 1896

"Голубой горшок и лимон" 1897. Холст, масло. Эрмитаж

"Обеденный стол" 1897

"Фрукты и кофейник" 1899 Эрмитаж

"Автопортрет"


"Натюрморт с апельсинами 1899

"Мастерская на чердаке" 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания

"Счастье существования (Радость жизни)" 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания

"Матрос" 1906

Необычные портреты Матисса

"Автопортрет" 1900 Цента им. Жоржа Помпиду

"Огюст Пеллерен" (II) 1916

"Грета Молл" 1908, Национальная галерея, Лондон

"Автопортрет в полосатой майке" 1906 ГМИ Копенгагена

"Портрет жены художника" 1912-13 Эрмитаж

"Итальянка" 1916


"Айша и Лоурет" (Aicha and Lorette) 1917

"Белое Перо" 1919


"Портрет Сары Стайн" 1916

В 1914 году лучшие работы Матисса, которые принадлежали Майклу и Саре Стайн, исчезли в Германии, когда принимали участие в выставке в Берлине незадолго до начала Первой мировой войны. Два года спустя Матисс осуществил парные портреты Майкла и Сары Стайн, своих самых преданных ранних коллекционеров, компенсируя потерянные ими произведения в Берлине.

"Портрет Майкла Стайна" 1916

"Чаепитие в саду" 1919

"Lorette with Cup of Coffee" 1917

"Фигура на фоне орнамента" 1925-26. Центр Помпиду, Париж


"Лауретт в белом тюрбане" 1916 Ч.к


"Балерина, гармония в зелёном" 1927. Ч.к

"Грета Прозор" 1916


Андре Дерен "Портрет Анри Матисса" 1905

"Портрет Андре Дерена" 1905. Х, м. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания

"Мадам Матисс" 1907

"Сон" 1935

Ещё натюрморты Матисса

"Голубая скатерть" 1909

"Греческий торс с цветами" 1919

"Ваза с апельсинами" 1916. Ч.к.


"Натюрморт с зеркалом"

"Интерьер со скрипкой" 1917-18 ГМИ Копенгагена

И снова портреты


"Женщина в шляпке с цветами" 1919

"Балерина" 1927 Коллекция Отто Кребса, Холцдорф. Сейчас в Эрмитаже

"Девушка в голубой блузке" (Портрет Лидии Делекторской, помошницы художника). 1939 Эрмитаж

"Девушка в розовом" 1942

"Девушка в зелёном с гвоздикой" 1909. Эрмитаж

"Портрет Маргариты" 1906-1907

"Девочка с зелеными глазами" 1908

"Три сестры" 1916

"Урок музыки" 1917 Фонд Барнса, Линкольнский университет


"Лоурет в красном платье" 1917

"Ивонна Ландсберг" 1914. Офорт Филадельфийский музей искусства

"Лоретт в зеленом платье, на черном фоне" 1916

Восточные темы в живописи Матисса


"Гармония в красных тонах" 1908. Х, м. Эрмитаж


"Жительница Цоры на террасе" 1912 ГМИИ им. А.С.Пушкина


"Мавританская комната" 1923

"Одалиска в красных шароварах" 1917

"Марабут" 1912

"Марокканский сад" 1912

"Марокканец в Грециии" 1912-13. Эрмитаж

"Мавританская женщина с поднятыми руками" 1923


"Одалиска с магнолией" 1924

"Разговор" 1909

"Одалиска с бубном" 1926

"Ню на голубой подушке" 1924 Ч.к.

"Азия" 1946

"Синяя обнаженная с волосами на ветру" 1952

"Голубая обнаженная. Воспоминание о Бискре" 1907

Данная картина была написана после визита в Алжир. В своем непонятном исполнении, жестокой конфигурации и закрученной позе эта картина является одной из ключевых работ в его карьере и в западном искусстве в целом.

"Женщина с зонтиком" 1905

"Две девушки" 1941

"Очертания Нотр-Дам ночью" 1902

"Роскошь, покой и наслаждение" 1904 Центр Жоржа Помпиду, Париж

Рисунки Матисса

"Женский портрет" 1945

"Портрет Ильи Эренбурга"

"Портрет женщины с распущенными волосами"


"Женщина в профиль"

Henri Matisse

Оригинал записи и комментарии на

Анри Матисс краткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье.

Анри Матисс краткая биография

Анри Эмиль Бенуа Матисс появился на свет 31 декабря 1869 года в городе Ле-Като. Получал знания во многих заведениях – сначала обучался в Париже с 1891 года в академии Жюлиана, потом в 1893 году в Школе декоративных искусств и, наконец, в Школе изящных искусств в период 1895- 1899 годов.

Сначала он, как многие ученики живописца того периода, занимался копированием произведений старых голландских и французских мастеров. В своем творчестве он испытал огромное влияние неоимпрессионизма (вдохновившись работами Синьяка), искусства Арабского Востока, Гогена и древнерусской иконописи.

В период с 1905 – 1907 годов Анри возглавляет новое художественное направление – фовизм. В начале ХХ века в работах художника прослеживается воздействие кубизма, а вот с 1920-х годов они отличаются колористическим многообразием, непосредственностью и мягкостью письма. Начиная с 1930-тых годов, Матисс сочетает декоративность фовизма с четким аналитическим построением композиции и тонко цветовым нюансированным строем.

Во второй половине ХХ столетия Матисс нашел свой стиль в художественном искусстве — лаконичный рисунок, контрастное сочетание цветовых зон или преимущество на полотне оттенков основного одного тона, а также тона, которые не скрывают фактуру холста. Он четко прослеживается в его панно «Музыка», «Мастерская художника» и «Танец».

В его творчестве преобладают следующие мотивы — идиллические сцены, танец, узоры тканей и ковров, статуэтки, вазы и плоды («Красные рыбы «и «Натюрморт с раковиной»). Отличительная черта Матисса – оперирование линией. Он делает это достаточно тонко, прерывисто, иногда линия долгая, круглящиеся, прорезывающая черный или белый фон («Темы и вариации», «Стихи», «Пасифае», «Стихи о любви»).

Его последней работой было оформление витражей доминиканской капеллы Четок около Ниццы в 1953 году. Умер художник 3 ноября 1954 года .

Анри Матисс интересные факты

  • Когда Матиссу было 20 лет, он перенес операцию по удалению аппендицита . Это событие способствовало тому, что Анри начал интересоваться живописью. Когда он лежал в палате, его мать принесла сыну краски, чтобы тот не скучал. После того как Матисс выздоровел, жить без живописи он уже не мог.
  • Отец Матисса хотел, чтобы сын стал адвокатом. Анри даже выучился в Париже на юридическом факультете и работал одно время клерком. Но желание рисовать победило в нем все.
  • Дружил с . Они долгое время следили за работами друг друга, давали им одинаковые названия.
  • 10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр, которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899-1976) и Пьера (1900-1989). Его незаконнорождённая дочь Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.
  • Последние годы своей жизни художник Матисс провел в инвалидном кресле и постели . Когда он длительное время не мог стоять, то начал создавать шедевры при помощи цветной бумаги и ножниц. Когда его желание рисовать преодолевало, то он привязывал к длинной палке карандаш и рисовал в кровати.
  • Матисс любил путешествовать — он посетил Германию, Испанию, Алжир, Марокко, Российскую империю, был на Таити и приезжал в Америку. Выставлялся очень часто — в Берлине, Нью-Йорке, Ницце, Санкт-Петербурге, Париже, Мадриде.
  • Матисс имел большие проблемы со зрением и поэтому его привлекали геометрические, упрощенные, почти схематические формы искусства.