Анри Ван де Вельде. Школа прикладных искусств Баухауз. Легендарный архитектор анри ван де вельде - лидер бельгийского модерна Хенри ван де вельде работы

» участника Nicola_Perscheid_-_Henry_van_de_Velde_1904.jpg : Nicola Perscheid derivative work: Amano1 (talk ) - Nicola_Perscheid_-_Henry_van_de_Velde_1904.jpg . Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада .

Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств.

В 1884—1885 годах он продолжил учёбу в Париже у Карлоса Дюрана. Участвовал в организации художественных групп «Альз ин Кан» и «Независимого искусства».

В 1888 году был принят в авангардистское общество «Ле Вингт», где познакомился с Гогеном и Моррисом. Первый период творческой жизни ван де Велде — до 1900 года — период творческого самоопределения.

Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку «Группа двадцати», он активно участвовал в её выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени — Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.

В 1892 г. ван де Вельде принял решения оставить занятия живописью и целиком посвятить себя прикладному искусству. Желание делать "реальные вещи" постепенно привело художника к увлечению архитектурой, и в 1895 г. он спроектировал собственный дом "Блуменверф" (Bloemenwerf) в Уккеле близ Брюсселя.

Это здание стало типичным образцом стиля модерн с его отказом от прямых линий и углов в пользу более органичных, "природных" форм. По мысли архитектора, искусство призвано облагораживать все стороны жизни человека - отсюда столь пристальное внимание ван де Вельде к деталям. Даже дизайн столовых приборов для своего дома мастер придумывал сам.

С конца 1890-х годов творчество ван де Вельде начало пользоваться большим успехом в Германии. Особую популярность он снискал в качестве дизайнера мебели и интерьеров. В 1900 г. он окончательно перебрался в Германию, а через два года выполнил в стилистике модерна внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума (Folkwang Museum) в Эссене.

В 1902 г. ван де Вельде переехал в г. Веймар, где основал Школу искусств и ремесел. Именно из этого учебного заведения через полтора десятка лет родился легендарный Баухаус. Ван де Вельде также принадлежит проект нового здания (Kunstschule), примечательный отказом от формальной экстравагантности и декора в пользу архитектурного рационализма.

В течение следующих пяти лет ван де Вельде работал над целым рядом проектов, наиболее знаменитыми из которых стали его собственный дом "Высокие тополя" (Haus Hohe Pappeln, 1908) в пригороде Веймара, а также здание театра Веркбунда в г. Кельн (1913).

В 1917 г. ван де Вельде покинул Германию. Проработав несколько лет в Швейцарии, он вернулся на родину и в 1925 г. встал во главе Высшего института декоративного искусства (Брюссель). С 1933 года ван де Вельде работал над проектом здания Музея Кроллер-Мюллер (Kröller-Müller Museum, Оттерло, Нидерланды). Эта работа архитектора отличается простотой и функциональностью, мало напоминающей о былом увлечении мастера эстетикой модерна.

Последние годы жизни ван де Вельде были посвящены созданию мемуаров. Однако архитектору так и не доведелось увидеть свою книгу напечатанной. "История моей жизни", написанная ван де Вельде, увидела свет лишь спустя пять лет после его смерти в 1957 году.


Вот позирует фотографу семья художника:


Домик, на фоне которого семейство чаевничает - построен архитектором в Веймаре.


"Высокие тополя" сегодня выглядят не совсем так, как при жизни создателя.

Еще один семейный особняк, собственно, первый, с которого началась слава архитектора, Ван де Вельде построил в местечке Уккеле под Брюсселем в 1895 году.


Красиво,

Архив Ницше в Веймаре:


Слева - сестра Ницше, Элизабет Фёрстер-Ницше. Снимок сделан в 1904 году.
Шляпка дамы на уровне дверных ручек...

А это - комната для чтения внутри архива. Мебель и все оформление спроектированы Ван де Вельде.


Еще один проект - музей прикладного искусства в Веймаре.


Вроде бы все хорошо, но меня напрягают глухие стены фасада.

А вот это чудо - Гавана-Табакко компани.


Больше всего интересует, кто раскладывал коробочки по стеллажам...

Неожиданный штрих - салон императорского брадобрея Франсуа Хаби в Берлине. 1901 год.

Квартира графа Кесслера. 1902 год.


Эх, мне бы пожить среди панелей Мориса Дени...

Другой ракурс

Фолькванг-музей в Хагене. Если правильно понимаю, Вельде его только декорировал, и не все здание, а преимущественно вход и вестибюль.

А вот это мне, пожалуй, нравится:


1906 год. Холл музея прикладного искусства в Дрездене.
Живопись принадлежит Людвигу фон Хофманну.

Здание которое на тебя недобро смотрит - Веркбунд-театр в Кельне. Построен в 1914 году, до наших дней не сохранился.

Отдельно покажу несколько выставочных интерьеров.


Брюссель. 1902 год.


1905 год. Галерея Арнольд в Дрездене

Картинки посканены с книжки "Ар Нуво" Клауса-Юргена Зембаха

Haus Hohe Pappeln, дом, построенный Анри ван де Вельде для себя в 1907-1908 в пригороде Веймара, вид с улицы.

Имя Анри ван де Вельде принято называть среди пионеров бельгийского модерна (ар-нуво). В какой-то мере это справедливо, если вести речь о нем, как о дизайнере интерьера, мебели и предметов. Кроме того, как о последователе Уильяма Морриса, как об активном теоретике и пропагандисте этого стиля. Но можно ли вообще его считать архитектором Ар-нуво? Таким вопросом я задавалась с 2013 года, когда в связи с 150-летием Анри ван де Вельде в Брюсселе можно было всесторонне познакомиться с его творчеством и во время Биеннале (Ар-нуво и Ар-деко)2013 и на ретроспективной выставке в Королевском музее искусства и истории , ему посвященных. В частности, на этой выставке среди самых известных построек Ван де Вельде упоминалась вилла « Bloemenwerf » (в брюссельском Укле, которая не была при этом причислена к стилю Ар-нуво) и многочисленные дома в стиле Ар-нуво в Веймаре. Ясное дело, что оказавшись в Веймаре, никак не возможно было не попытаться найти эти дома.

Самой интересной, в заявленном контексте, веймарской постройкой Ван де Вельде безусловно является Haus Hohe Pappeln (Дом под тополями), который к тому же можно посетить. Отдельно хочу отметить, что это посещение оставило самое приятное впечатление организацией (они работали в выходной 1 мая и без обеда), скромной ценой (3.50 евро), в которую включены были аудиогиды на разных языках (я слушала французский, муж - английский), и возможностью фотографировать. Давайте посмотрим, что из себя представляет этот семейный дом Ван де Вельде:


Посмотреть можно было только первый этаж (на самом деле бельэтаж, так как есть еще полуподвальный), который и у семейства Ван де Вельде при случае служил для приемов. Единственное, на мой взгляд, что напоминает в этом доме о модерне - это принцип конструкции изнутри наружу. То есть архитектор не в выбранный объем вписывал нужные ему комнаты, а наоборот, внутренняя структура определила наружный вид дома. За счет чего у дома получился такой живой, несимметричный, как бы произвольно наросший в разных направлениях экстерьер. Поэтому на схеме я поместила римские цифры двух цветов: рыжие - для интерьера, зеленые для экстерьера, иногда включая и часть сада или садовых сооружений, видных из соответствующих комнат.
I - Крыльцо дома, на которое выходят две стены (и два окна) из трех, видных снаружи стен кабинета.
II - Кабинет Ван де Вельде.
III - Гостинная с рабочим столом жены Ван де Вельде (Maria Sèthe) и музыкальным салоном.
IV - Вестибюль и лестничная клетка (для лестницы наверх, где были расположены все спальни и комнаты детей)
V - Столовая, окруженная верандой.

Мебель я практически не показываю, т.к. она хоть и дизайна Ван де Вельде, была им создана для других веймарских заказчиков, то есть к этому дому отношения не имеет. Свою мебель он увез в Швейцарию, после продажи Haus Hohe Pappeln, то есть о тотальном искусстве в данном случае трудно говорить.


I. Вид на дом со стороны крыльца.


I, II Крыльцо. Одно из окон кабинета. Мрачновато даже в солнечный день.


I, II Входная дверь. Два окна кабинета.


II,III, V Фасад дома с окнами (справа налево) кабинета, гостинной и столовой с верандой.


II Беседка в саду, видная из кабинета.


II Фотография камина (не сохранившегося) в кабинете.



II Стена кабинета с раздвижной дверью в салон.


III Рабочий уголок Марии Сете в гостинной.


III Окна гостинной


III Вид из сада на окна гостинной


IV Вестибюль с эркером и лестница.


IV В эркере семья проводила время днем, там был диван, кресла.
Напоминаю, что мебель в кадре не родная. Мебель для этого дома Ван де Вельде всю жизнь возил с собой.


IV Лестница на этаж с личными комнатами.


IV Дверь на служебную лестницу вниз на кухню и в коридорчик с лифтом для блюд для подачи на стол (лифт был только для блюд, персонал поднимался ножками по лестнице).


IV Фасад с эркером и окном этого коридорчика.


IV Опять это окно.


V Столовая


V Столовая


V Вид на часть сада куда выходит веранда вокруг столовой.


V Веранда, вид сбоку.


V Окно над верандой.


V Веранда с другой стороны в сторону сада и фонтана со скульптурой Жоржа Минне.


Фонтан со скульптурой бельгийского символиста Жоржа Минне.

(Henry van de Velde, 1863—1957 ) — бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн. Явился выдающимся пропагандистом Арт нуво как в своих проектах, отличающихся напряженной энергичностью дизайна, так и в общественной деятельности лектора, теоретика и писателя. Один из основателей Немецкого Веркбунда.

Биография

Анри Ван де Вельде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств. В 1884—1885 годах он продолжил учёбу в Париже у Карлоса Дюрана. Участвовал в организации художественных групп «Альз ин Кан» и «Независимого искусства». В 1888 году был принят в авангардистское общество «Ле Вингт», где познакомился с Гогеном и Моррисом.
Моррис оказал большое влияние на Ван де Вельде. Однако в круг источников, формировавших его взгляды, входили произведения философов и литераторов, непосредственно связанных с эстетикой символизма. Среди них называют Ницше, Липпса, Вундта, Ригля, Воррингера, Уайльда, Метерлинка, д’Аннунцио.

Творчество

Первый период творческой жизни Ван де Вельде — до 1900 года — период творческого самоопределения. Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку «Группа двадцати», он активно участвовал в её выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени — Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.
С начала 1890-х годов он выступал и в печати как художественный обозреватель. С 1893 года Ван де Вельде оставил живопись, увлекся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. Ван де Вельде создал украшения и мебель для редакций журналов «Новое искусство» Бинга и «Современный дом» Мейера Грефе. На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.
В 1894 году Ван де Вельде выполнил первый архитектурный заказ — дом Сете в Дивеге. В 1895—1896 годах он построил собственный особняк «Блуменверф» в Уккеле близ Брюсселя, где все детали тщательно прорисованы в «стиле модерн» , одним из создателей которого он был. Вилла привлекла всеобщее внимание. Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением, но, вопреки своему же протесту против подражания «стилям прежних эпох», Ван де Вельде много заимствовал от свободной планировки английского коттеджа. Уже в этом здании заметно тяготение Ван де Вельде к рационализму, не получившее, однако, последовательного выражения. Его образ мыслей был связан с немецким романтизмом, он был слишком зависим в своем творчестве от литературы и живописи.
Ван де Вельде спроектировал все составляющие своего дома «Блуменверф». Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: “изнутри – наружу”, наметив прежде всего связи между площадями определенного назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован вокруг двусветного холла. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, можно сказать, что его подход к декорации был функциональным. Он считал, что, есть “опасность в поисках красоты ради самой красоты”. Декоративные элементы, кроме орнаментальных решеток обрамления входа, отсутствуют. Но все приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды – для жены и для себя, но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.
Зрелым мастером Ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900—1902 годах он выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума в Хагене, создав одно из типичнейших произведений «стиля модерн».
В 1902 году Ван де Вельде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств Великого герцога. Он стал одним из организаторов Веркбунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году Ван де Вельде построил новое здание школы, свидетельствующее о развитии рационалистической тенденции в его творчестве. Тогда же он построил и собственный дом в Веймаре.
Покинув Германию в 1917 году, Ван де Вельде недолго работал в Швейцарии и Голландии, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.
Высоко ценя в искусстве современность,

Анри Клеманс Ван де Вельде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Учился живописи с 1880 по 1882 год в Академии художеств. В 1884–1885 годах он продолжил учебу в Париже у Карлоса Дюрана. Участвовал в организации художественных групп «Альз ин Кан» и «Независимого искусства». В 1888 году был принят в авангардистское общество «Ле Вингт», где познакомился с П. Гогеном и У. Моррисом.

Моррис оказал большое влияние на Ван де Вельде. Однако в круг источников, формировавших его взгляды, входили произведения философов и литераторов, непосредственно связанных с эстетикой символизма. Среди них называют Ницше, Липпса, Вундта, Ригля, Воррингера, Уайльда, Метерлинка, д"Аннунцио. Не случайно поэтому Ван де Вельде интерпретирует доктрину Морриса в духе идеологии символизма. Это касается, например, важнейшего положения о народных источниках «нового искусства», которое от Морриса было воспринято неоромантическим направлением модерна. Ван де Вельде решительно изменил смысл этого положения. «Художники заблуждались, полагая, что новое искусство можно заимствовать у народа, в то время как его, напротив, надо создавать для народа», – писал он в одной из своих ранних работ.

Действительно, связь с народным творчеством ощущается в практической деятельности Ван де Вельде только через влияние английского «Движения искусств и ремесел». Однако если это влияние и чувствуется в ранних его постройках, то в зрелом творчестве Ван де Вельде оно менее заметно.

Первый период творческой жизни Ван де Вельде – до 1900 года – период творческого самоопределения. Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Войдя в 1889 году в бельгийскую художественную группировку «Группа двадцати», он активно участвовал в ее выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени – Моне, Писсарро, Гоген, ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.

С начала 1890-х годов он выступал и в печати как художественный обозреватель. С 1893 года Ван де Вельде оставил живопись, увлекся книжной графикой, а затем и прикладным искусством, проектированием мебели. Ван де Вельде создал украшения и мебель для редакций журналов «Новое искусство» Бинга и «Современный дом» Мейера Грефе. На Дрезденской художественной выставке 1897 года он представил ткани, обои, мебель.

В 1894 году Ван де Вельде выполнил первый архитектурный заказ – дом Сете в Дивеге. В 1895–1896 годах он построил собственный особняк «Блуменверф» в Эккле близ Брюсселя, где все детали тщательно прорисованы в «стиле модерн», одним из создателей которого он был. Вилла привлекла всеобщее внимание. Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением, но, вопреки своему же протесту против подражания «стилям прежних эпох», Ван де Вельде много заимствовал от свободной планировки английского коттеджа. Уже в этом здании заметно тяготение Ван де Вельде к рационализму, не получившее, однако, последовательного выражения. Его образ мыслей был связан с немецким романтизмом, он был слишком зависим в своем творчестве от литературы и живописи.

Зрелым мастером Ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900–1902 годах он выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума в Хагене, создав одно из типичнейших произведений «стиля модерн».

В 1902 году Ван де Вельде переехал в Веймар в качестве советника по делам искусств Великого герцога. Он стал одним из организаторов Веркбунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году Ван де Вельде построил новое здание школы, свидетельствующее о развитии рационалистической тенденции в его творчестве. Тогда же он построил и собственный дом в Веймаре.

Метод преподавания в училище отличался от традиционного. Отрицалось изучение прежних стилей с целью подражания им. Ученики обучались технике рисунка, изучали цвет как самостоятельную дисциплину и главное внимание уделяли орнаменту, который должен был выражать функциональное назначение и свойства применяемого материала. Работы училища были показаны на выставке Веркбунда в Кельне в 1914 году.

Выступление Ван де Вельде на этом собрании Веркбунда является одним из важнейших документов истории архитектуры модерна. В нем по существу подведены итоги развития линии «ар нуво», которое фактически завершилось выставкой в Кельне. Выступая против типизации и стандартизации, необходимость которых доказывал Герман Мутезиус, Ван де Вельде заявил: «Каждый художник – пламенный индивидуалист, свободный, независимый творец; добровольно он никогда не подчинится дисциплине, которая навязывает ему какой-нибудь тип или канон». Здесь «пламенный индивидуализм», присущий многим представителям символизма, вступает в противоречие с дисциплиной формы – непременным атрибутом всякого стиля.

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам — январь 1672 г., там же) — нидерландский художник и гравёр, принадлежит к известной нидерландской семье художников ван де Вельде, сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего и Эсайаса ван де Велде.

В историю искусства Адриан ван де Велде вошел как яркий представитель голландской живописи XVII в. Творчество художника отличал универсализм. Он работал как офортист, писал пейзажи, портреты, картины на мифологические и религиозные темы, нередко писал фигуры в композициях других голландских мастеров. Однако известность Адриан ван де Велде приобрел прежде всего как пейзажист.

Adr. van den Velde. Illustration from Part 3 of Arnold Houbraken"s Schouburg (1721)

Точная дата его рождения неизвестна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк — 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. Он обнаружил способности к рисованию и живописи в годы первой молодости и на четырнадцатом году уже гравировал. Если эти первые его гравюры несовершенны, то впоследствии он выполнял их очень хорошо. По протекции отца Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и . Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман , но в его произведениях больше естественности и простоты, свободного демократизма образов.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена , а потом стал свободным художником. В 21 год он женился на Марии Аудекерк.

В пейзажах Велде главную роль играют дали, почва, облака — во всем воздушная перспектива; но он не изображал леса по преимуществу. Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении. Фигурки кисти Адриана ван де Велде встречаются в пейзажах его учителя Яна Вийнантса , у Яна Хаккерта , Яна ван дер Хейдена , Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы ; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де Велде могут быть отнесены к разряду бытовых.

Для его живописи также характерны свежесть и яркость цветовых решений. При этом пейзажи художника отличают изысканная нарядность, приукрашенность (облагороженность) изображаемого, придающие им своеобразную идилличность. Таковы его картины "Ферма", "Коровы на пастбище" (Картинная галерея, Дрезден), "Пейзаж со стадом коров" (1671. Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Романтичностью наполнены морские пейзажи А. ван де Велде. Среди них одно из самых известных произведений художника - "Берег моря в Схевенингене" (1658. Картинная галерея, Кассель). Другие известные произведения: "Аллегория". 1663. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; "Охота". ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, напр. "Снятие со креста" (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.



Hilly landscape with high road (Rijksmuseum , Amsterdam)



Winter scene with a group of golfers on a frozen river (1654-1672, Manchester City Art Gallery)


Коза и козленок. (1655-72, National Gallery , London)


A Farm with a Dead Tree (1658, National Gallery , London)


Школа верховой езды (ок.1658, North Carolina Museum of Art , Raleigh)


Cattle and Goats in a Meadow (1658, Частная коллекция)


Опушка леса (1658, National Gallery , London)

Коровы на пастбище (1658, Berlin - Gemäldegalerie)


Песчаное побережье в Схевенинге. (1658, Картинная галерея. Кассель)


Дюны в Схевенингене (ок.1659, Indianapolis Museum of Art , Indiana)


Carriage on the Beach at Scheveningen (1660, Лувр , Париж)


Остановка в пути (1660, Эрмитаж , С.-Петербург)


A Landscape with a Farm by a Stream (1661, National Gallery , London)


Landscape in summer (ок.1661, Museum Bredius , Netherlands)


Peasants with Cattle fording a Stream (ок.1662, National Gallery , London)


Горный пейзаж с крупным рогатым скотом (1663, Rijksmuseum , Amsterdam)


Animals near a Building (1663, National Gallery , London)


Спящие пастухи Sleeping Shepherds (1663, Cleveland Museum of Art , Ohio)


Arcadian landscape with resting herdsmen and cattle (1664, Rijksmuseum , Amsterdam)


Pastoral Landscape with Ruins, (1664, Art Institute of Chicago)


Landschaft mit Herde und Hirten (1664, Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)


Landscape with cattle and figures (1664, Fitzwilliam Museum at the University of Cambridge)


Animals by the River (1664, Лувр, Париж)


Strandgezicht (1665, Mauritshuis Royal Picture Gallery , The Hague)


Моление о чаше (1665, Частная коллекция)


Milking a Cow (1666, Частная коллекция)


Cattle in a field, a village beyond a wood (Norwich Museums , England)


Haymakers Resting in a Field


The Farm (1666, Staatliche Museen, Berlin)


Паром (1666, Rijksmuseum , Amsterdam)


Семейный портрет в пейзаже. (1667, Rijksmuseum Amsterdam)

Благовещение (1667, Rijksmuseum Amsterdam)


Св. Иероним (Pommersfelden, Schloss Weißenstein)


Frozen Canal with Skaters and Hockey Players (1668, Лувр, Париж)


Golfers on the Ice near Haarlem (1668, National Gallery , London)


Развлечения на льду (1669,Gemldegalerie,Dresden, Germany)


The hunting party (1669,