Джек Лондон. «Любовь к жизни» — Гипермаркет знаний. Сценарный план урока по литературе по рассказу Д. Лондона "Любовь к жизни" План рассказа д лондона любовь к жизни

План к рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни» вы можете составить сами.

1. Домой с добычей
2. Один в тундре
3. Жизнь дороже золота
4. Человек сильнее зверя
5. Эхо голода

«Любовь к жизни» Джек Лондон план

1. Тяжелый путь.
2. Билл покинул друга
3. Напряжение ума.
4. 67 спичек.
5. Поиски дичи, рыбы.
6. Галлюцинации
7. Встреча с медведем, волками
8. Следы человека: кости Билла
9. Преодоление волка
10. Ученые из судна «Бедфорд» спасли.
11. Страх нехватки продовольствия
12. Жажда сухарей прошла.

«Любовь к жизни» Джек Лондон цитатный план

1. «Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки».
2. «…Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю
и умереть».
3. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитал три раза».
4. «Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».
5. «И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной».
6. «Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него…»
7. «Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря».
8. «Наступил день - серый день без солнца… Теперь чувство голода у путника притупилось… Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз».
9. «В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти».
10. «Он разделил золото пополам; одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешочек… Но ружье он все еще не бросил».
11. «Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье».
12. «Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его».
13. «Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь…»
14. «Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило».
15. «Опять послышалось сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка».
16. «Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути».
17. «…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул».

Многое из того, что вы назвали, это вещи, то, что можно купить за деньги. Получается, у многих людей есть цель – иметь много денег, чтобы купить, все, что захочется. Как это связано с рассказом Джека Лондона «Любовь к жизни»?

Послушаем небольшую историческую справку, которую подготовил (ФИО)

Кто является действующими лицами рассказа?

И то, о чем они мечтали больше всего – золото! (слово на доске в центре) у них уже есть, им осталось только выбраться из этого места и тогда их заветная мечта будет близка к осуществлению. Они смогут купить все…

Вы согласны с тем, что рассказ «Любовь к жизни» только о золотой лихорадке

Проследим за судьбами героев рассказа Дж. Лондона.

Что есть для главного героя жизнь?

Почему Билл бросил товарища?

Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е. то, что поможет выжить. Значит есть смысл добраться до тайника.

Помогает ли главному герою золото преодолеть боль?

Уход друга – это олицетворение смерти. И золото в этой ситуации не спасает.

Герой попадает в сложную ситуацию.
В чем сложность его положения?

Что же такое экстремальная ситуация?
найдите и прочитайте определение этого понятия.

Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?

Мы сейчас в классе на уроке, нам сложно представить состояние героя, но все-таки давайте попробуем. Для этого встаньте, пожалуйста, закройте глаза, потрите мочки ушей. Представьте, перед вами Аляска - земля первобытной, дикой Природы. Аляска, изрезанная фьордами и взметнувшаяся к облакам чарующей красотой снежных гор. Земля ледников и клокочущих вулканов; лесных дебрей и голых островов тундры; жаркой весны и ледяных ветров зимней стужи. И человек один перед этой суровой природой. Откройте глаза взмахните руками, садитесь. Как хорошо, что мы сейчас в классе, вместе и можем с восхищением посмотреть на этот край. (Видеоролик об Аляске – 1 минута) покажите на карте место действия

Проследите по тексту , как ведет себя наш герой, оставшись один.

Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите)

Природа – это жизнь, но суровая и не прощающая слабостей. Для главного героя жизнь- это природа, это он сам, его боль и страдания.

Сравните с тем, что рисовали вы? В чем вы видите различие?

Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный.

А где в этот момент золото?

Золото – это промежуточное звено между жизнью и смертью.

Но герой не сдается , стремится к своей цели, преодолевая трудности

Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? Назовите.

Одно из самых серьезных испытаний – это борьба человека с волком. Давайте обратимся к этому эпизоду и перечитаем его.

Какими показаны волк и человек?

Человек пытается выжить! Только ли человек?

Что помогло человеку одержать победу над животным?

А что такое сила духа?

Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?

А где же золото у главного героя?

Но в тексте, как и в жизни есть моменты, где человек напоминает нам животное?

Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
просмотрите в тексте фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?

У главного героя по одну сторону жизнь, по другую смерть, а золото- фантом, который в этой ситуации герою совершенно не нужен. (см. Приложение 4)

Как вы считаете, мог ли Д. Лондон написать такой рассказ с чьих-то слов или он сам был в тех местах?

Да, Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

Вашему вниманию сообщение «Джек Лондон и его герои». Подумайте:

Есть ли что-то общее между тем, что вы услышите и рассказом «Любовь к жизни»?Если тема смелых героев вызвала у вас интерес, вы можете прочитать эти рассказы. (названия рассказов на доске)
Подводя итог нашему уроку, ответьте на вопрос «Любовь к жизни – это любовь к …?» письменно ответ на вопрос.

Отметьте на круге свою позицию (см.Приложение5)

Оценивание учеников

1Подготовить сообщение на тему «Встречали ли вы в своей жизни настоящих людей? Какие они?

ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ

(по одноименному рассказу Дж. Лондона)

1 вариант

Произведения американского писателя Джека Лондона необыкновенно реалистичны. Они посвящены простым людям, на долю которых выпало много трудностей и испытаний.

В рассказе “Любовь к жизни” речь идет о двух золотоискателях, которые после долгих скитаний по чужой негостеприимной земле и обнаружения богатой жилы возвращаются к месту первой стоянки.

Главный герой произведения вскоре остается один, бесчеловечно брошенный своим товарищем на произвол судьбы.

Обессиленный,

С вывихнутой ногой, в разорванной в клочья одежде и без единого патрона, он, тем не менее, не теряет воли к жизни и присутствия духа и продолжает упорно двигаться к намеченной цели.

Весь путь превратился для героя в жестокую борьбу за жизнь. Много дней он питался лишь водянистыми лесными ягодами и кипятком, его колени “были содраны до живого мяса”, ружье утеряно, золото же пришлось оставить. Лишения, одиночество превратили героя рассказа в существо, которое вряд ли ” можно было назвать человеком”. Он перестал что-либо чувствовать и волноваться, однако “сама жизнь в нем не хотела

Гибнуть и гнала его вперед”. И в результате упорство, жизнелюбие помогли человеку спастись, выйти к людям.

Рассказ Дж. Лондона “Любовь к жизни” учит нас не терять надежду и не отчаиваться даже в самых сложных ситуациях и до последнего бороться за свою жизнь.

2 вариант

Джек Лондон – американский писатель начала XX века – писал о судьбах простых людей своей страны. Лондон, испытавший унижения и тяжелые муки безработицы, хорошо знал, что человек, отстаивая личную свободу, вынужден бороться не только с суровой природой, путь к настоящей свободе людей писатель видел в борьбе против общественной несправедливости. Он любил людей труда, стремился к социальной справедливости, ненавидел эгоизм и корыстолюбие. В его рассказах – любовь к природе, романтика приключений, его герои – смелые, верные и дружные люди, живут вдали от капиталистических городов, корыстных и хищных.

В северных рассказах Джека Лондона – суровая сдержанность в проявлении эмоций героев, но при этом настоящая сила и глубина этих чувств, грубоватость и прямолинейность, искренность и щедрость, ответственность за свои поступки, умение держать слово и преданность в любви и дружбе. Это энергичные, сильные телом и духом, способные на подвиг личности, совершенно лишенные слабостей. Герои Джека Лондона, попав в сложные, экстремальные ситуации, стараются не сдаваться и борются до последнего. Они не впадают в отчаяние, ищут выход, действуют настойчиво, собрав весь свой опыт и силу духа. И побеждают, когда спасения, казалось бы, уже нет. Отрицательных героев Лондон не только обличает, но и карает, приводя к бесславной гибели, как и золотоискателя по имени Билл, который ради спасения собственной шкуры бросил на произвол судьбы своего товарища.

Мужество и стойкость помогают почти умирающему человеку в рассказе “Любовь к жизни” победить все беды. Эгоистичный Билл бросил своего товарища и “ни разу не оглянулся”, “не повернул голову”. Герой рассказа, понимая, что рассчитывать ему не на кого и не на что, “шел не останавливаясь. Не обращая внимания на боль, с отчаянной решимостью…”. Он знал, что дойдет до спасительного корабля, и еще надеялся, что Билл подождет его у тайника: “Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше”. Герой не сбился с пути, несмотря на неимоверную усталость, слабость, голод и боязнь умереть насильственной смертью. Человек победил идущего по его следам, тоже уже ослабевшего, волка. “Вокруг была жизнь, но жизнь, полная сил и здоровья, а он понимал, что больной волк тащится по следам больного человека в надежде, что этот человек умрет первым”. Герой “ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьет волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни”, из которой человек вышел победителем. Волк тоже был слаб, но человек “бесконечно бережно собрал все свои силы”. “Волк был терпелив, но и человек был терпелив не меньше”. И человек победил – ведь он очень хотел жить, знал, что надеяться можно только на себя, и верил в свои силы.

Название рассказа кратко выражает одно из главных качеств положительных героев Лондона. Не любовь к деньгам, не мечта об обогащении (хотя многих именно она привела в Клондайк), а всесильное, всемогущее чувство помогает вынести все испытания, проявить лучшие свойства души. Решающими факторами в борьбе за жизнь и победу становятся не материальные соображения (герой не взял себе золото Билла), а духовные качества человека, его воля – воля и любовь к жизни.

В лучших книгах Джека Лондона раскрывается его свободолюбие, уважение к творческой энергии, мужеству, силе человека, страстная любовь автора к величественной и неиссякаемой красоте природы.

В его книгах герои изображаются в час испытаний. Произведения Дж. Лондона дают заряд доброты, силы, смелости, духовной и гражданской отваги, которые так нужны людям в их жизни и борьбе за жизнь.

(No Ratings Yet)



  1. Джек Лондон в своем творчестве всегда пытается найти ответ на вечный вопрос: в чем смысл жизни? Мне кажется, что для него это – борьба. В его рассказе “Любовь к жизни”...
  2. Джек Лондон это один из замечательных Американских писателей, который отображал в своих произведениях борьбу людей за жизнь и справедливость. Жизнь писателя длилась недолго, прожил он всего 40 лет, но за...
  3. ПОБЕДА НРАВСТВЕННОГО НАЧАЛА В ЧЕЛОВЕКЕ (по рассказам Дж. Лондона) 1 вариант Северные рассказы американского писателя Джека Лондона – замечательные истории о простых людях, которые подались на заработки на Север, став...
  4. Русская литература 2-й половины XIX века Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) В чем смысл жизни? Для чего создан...
  5. Великому и знаменитому художнику Венеции Тициану Веччелио однажды заказали картину как подарок для невесты. Автор никак не назвал свое полотно, так как и не представлял, что создает один из величайших...
  6. Джек Лондон – выдающийся писатель, посвятивший своему творчеству всю жизнь. Он посвятил ей всего себя. Его рассказы выразительные и описаны до мелочей, что кажется, будто ты смотришь кинокартину, а не...
  7. ЧЕМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ГЕРАСИМ (по рассказу И. С. Тургенева “Муму”) Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму”. Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой...
  8. Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла...
  9. В первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема становится главной для него. По...
  10. Можно ли утверждать, что в творчестве И. А. Бунина “большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью”? Можно ли утверждать, что в классической литературе есть все ответы на сегодняшние...
  11. Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
  12. Виктор Петрович Астафьев прошел нелегкий жизненный путь. В детстве ему пришлось беспризорничать. Затем он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Наверное, поэтому Астафьевым много было написано рассказов для детей....
  13. ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема...
  14. Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”, заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван...
  15. ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” объединены этой прекрасной темой....
  16. Одной из составляющих счастья, одной из самых благородных целей жизни и одним из крупнейших проявлений человечности является любовь. Мы любим не только людей, этим полочным проникаемся чувством к братьям нашим...
  17. МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу “Бирюк”) 1 вариант Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. “Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью...
  18. Что определяет человека как личность? Как не потерять человеческое достоинство не на словах, а на деле? Эти и многие другие вопросы возникают, когда листаешь страницы произведений А. Чехова. А еще,...
  19. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ГЕРОЯ В СТИХОТВОРЕНИИ ДЖ. БАЙРОНА “ТЫ КОНЧИЛ ЖИЗНИ ПУТЬ, ГЕРОЙ!” Джордж Гордон Байрон, великий английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Его вольнолюбивая поэзия всегда встречала отклик...
  20. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Г. ЛОРКИ Г. Лорка вошел в литературу после Первой мировой войны, когда катастрофичность и кризисность эпохи стали очевидными. В такие времена обостряется интерес...
  21. Все произведения И. А. Бунина заставляют читателя задуматься о смысле человеческой жизни, о сущности страдания и счастья. Жизнь человеческая далеко не всегда бывает счастливой и безоблачной. В жизни есть место...
  22. ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА “АЛЫЕ ПАРУСА” Я перевернула последнюю страничку повести Грина “Алые паруса”. Какая красивая история! Какая волшебная, чудная и поэтическая феерия, которая сразу делает настроение мечтательным...
  23. Волк является героем многочисленных сказок, мифов, легенд и преданий. И везде его изображают злым, глупым, страшным. И это очень похоже на правду, ведь волк – это хищник. А хищники, как...
  24. ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” Рассказ “Легкое дыхание” – одно из прекраснейших произведений И. А. Бунина. В нем ярко запечатлен образ главной героини,... План I. Реальность сквозь призму отречения. II. Отпечаток гнетущей эпохи на любовной лирике Лермонтова. 1. Тоска чувствительного сердца. 2. Страдание – привычное состояние души Лермонтова. 3. Идеальный мир поэта. 4....
  25. Не секрет, что Анна Ахматова согласилась стать супругой поэта Николая Гумилева не из-за любви к своему избраннику, а из-за жалости и сострадания. Все дело в том, что этот молодой человек...
ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ (по одноименному рассказу Дж. Лондона)

1.Определит тему иглавную мысль рассказа «Любовь к жизн
2.Расскажите о трудностях, возникавших на пути золотоискателя(в том числе о его встрече с медведем, ловле рыбы, поединке с волком и др.).Какие чувства, мысли, свойства характераомогали герою спраляться с неудачами и опасностями?
3.Почему золотоискатель высыпает из своего мешка золотой песок и самородки?Что подчеркивает автор этой деталью?
4.Что почувствовал герой,увидев кости своего спутника? Как вы считаете, почему, согласно змыслу автора, погиб именно Билл, а не главный герой произведения?
5.Какое впечатление произвел путник на команду корабля? Найдите в тексте, соответствующее описание. Совпадат ли данный портрет героя с его внутренней сущностью?
6.Как вы объясняете странности поведения золотоискателя на корабле. Почему он с подозрением относится к своим спасителям?
7.Что с вашей точки зрения, помогло герою выжить в экстремальной ситуации? В чем проявилась сила его характера?
8.Найдите в рассказе описания природы. Каким настроением они проникнуты? Какой предстае в них северная природа?
9.Раскройте смысл названия произведения.
10.Определите основные этапы борьбы за жизнь, которую ведет главный герой рассказа. Запишите их в виде плна в тетрадь.

Класс: 6

Цели урока:

1. На примере рассказа Д.Лондона “Любовь к жизни” воспитывать у детей культуру чтения;
2. Увидеть нарисованные писателем картины жизни в их целостности;
3. Познакомить с различными типами человеческих характеров;
4. Воспитывать такие качества, как доброту, мужество, смелость, уважение друг к другу.

Оборудование:
– портрет Джека Лондона;
– выставка книг Д.Лондона;
– иллюстрации к эпизодам рассказа “Любовь к жизни”;
– тексты,
– компьютер,
– экран,
– проектор.

Эпиграф к уроку.

Друг познаётся в беде.
(Пословица.)

1. Организационный момент. (Ознакомить с темой и целями урока.)

2. Вступительное слово учителя.

Джон Гриффит Лондон – это полное имя писателя Джека Лондона. Многие из вас уже читали его рассказы и повести. Запомнили жизнеутверждающую направленность книг Лондона.

Судьба Джека Лондона сложилась так, что он даже школу не закончил, но школу жизни он прошел большую. Он сам потом вспоминал: “В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин”. Джека воспитывал отчим, добрый, но не очень удачливый человек. Пришлось Джеку с ранних лет зарабатывать на жизнь самому. После десятичасового рабочего дня на консервной фабрике он приходил домой обессилевшим. И все-таки хватался за книги. Он открыл для себя на полках городской библиотеки огромный мир за горизонтом, и этот мир тянул его к себе. Как у Робинзона Крузо, в нем жил дух странствий и приключений.

Он прославлял величие и несокрушимость человеческого духа и совершенно не принимал пассивности, бессилия и равнодушия. В статье “ Что значит для меня жизнь” писатель утверждал: “Мы очистим подвалы и построим новое жилище для человечества, в котором не будет палат для избранных, где все комнаты будут просторными и светлыми.

Я верю, что чистота и бескорыстие духа победят господствующую ныне всепоглощающую алчность”.

За 16 лет напряженного труда Джек Лондон написал 50 книг. Итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ “Любовь к жизни”.

“Упорство – вот тайна писательского мастерства, как и всего остального”.

“Упорство – чудеснейшая вещь”.

Верой в благородство, благородные качества проникнуты “северные рассказы” Лондона. В стране Белого Безмолвия, близ Полярного круга, люди ищут золото. Но не только страсть к наживе руководит ими, а и жажда приключений, любовь к свободе и ненависть к растленной буржуазной культуре. Здесь, лицом к лицу с природой, ведут они борьбу за утверждение личности, отстаивают свое человеческое достоинство.

Это герои рассказов “Белое Безмолвие”, “Мужество женщины”, “Любовь к жизни”.

Учитель. Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан.

2). Найдите в тексте детали, которые подтверждают эту мысль.

(“лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений”, “плечи оттягивали тяжёлые тюки”, “оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз”, “голос звучал вяло”, “говорил равнодушно”).

3). Что ещё можно сказать о героях?

(Один из них попадает в беду. А другой – Билл – оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.)

4). Найти в тексте описание состояние героя, которого покинул товарищ. Обратите внимание на чувства, которые он испытывал.

(“и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя.”
“Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.
– Билл! – крикнул он.
Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…”).

5). Описание природы ещё в большей степени помогает понять нам одиночество и безнадёжность попавшего в беду человека, угнетённость его чувств.

(Найти описание природы в тексте.)

6). Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

(…Он подойдёт к тому месту…
Билл подождёт его там, и они вдвоём…
…где сколько хочешь еды…)

7). Выделим сцены многодневного пути героя (постепенно нарастает трагизм его положения):

1. Начало пути без Билла;
2. Чувство голода и встречи с куропатками;

3. Герой освобождается от всего лишнего;
4. Встреча с медведем;
5. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
6. Герой увидел океан;
7. Встреча с волком.

8). Пересказ эпизода “Встреча с волком”.

(Конец эпизода читает учитель.)

9). Почему герой рассказа оказался победителем? В чём смысл рассказа “Любовь к жизни” и почему он так называется?

Учитель. Герой хотел жить. Он любил жить, и любовь к жизни давала ему силы преодолевать даже смертельные опасности.

10). Рассмотреть иллюстрации к рассказу, помещённые на экране, найти слова, которые можно употребить в качестве подписи к каждой иллюстрации.

11). Выразительное чтение понравившегося отрывка.

12). Работа с пословицами. Охарактеризовать героев рассказа “Любовь к жизни”, затем подобрать пословицы.

Герой: смелый, храбрый, мужественный, волевой, смог добиться намеченной цели, не отступал перед трудностями.

Билл: трусливый, равнодушный, малодушный, слабый, самолюбивый.

Пословицы:

  1. Храброму смерть не страшна (герой).
  2. Непуганная птица и куста боится (Билл).
  3. Враг хитрый, а я хитрей. (герой).
  4. У страха глаза велики. (Билл).
  5. Добыча ловца не ждёт (герой).

Учитель. Ребята, я думаю, этот рассказ никого не оставил равнодушным. На примере этого героя рассказа вы будете расти добрыми, мужественными, друг друга в беде не бросите, будете добиваться намеченной цели. Билл любил только себя, поэтому он и погибает, а вместе они бы выжили.

Итог урока. Оценки.

Домашнее задание – составить цитатный план того пути, который прошёл герой рассказа.

Цитатный план.

1. “Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки”.
2. “Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника”.
3. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек”.
4. “Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя”.
5. “И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал у него в тюке за спиной”.
6. “Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод”.
7. “Он заглядывал в каждую лужу и наконец… увидел…одну-единственную рыбку величиной с пескаря”.
8. “Наступил день – серый день без солнца…Чувство голода…притупилось…мысли прояснились…и он опять думал…о своем тайнике у реки Диз”.
9. “В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий…не больше пяти”.
10. “Он разделил золото пополам… Но ружье он все еще не бросил”.
11. “Он опять разделил золото…”.
12. “Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его”.
13. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
14. “Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило”.
15. “Опять послышалось сопение и кашель… и в двадцати шагах от себя он увидал серую голову волка”.
16. “Он шел по следам другого человека… и скоро увидел конец его пути”.
17. “…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул”.