Франц марк птицы. Франц Марк – короткая жизнь немецкого экспрессиониста и его цветных животных. Гибель и судьба наследия

Franz Marc. 1880-1916 г.

Немецкий художник-экспрессионист, символист. Организатор группы «Синий всадник».

Немецкий художник с еврейскими корнями Франц Мориц Вильгельм Марк родился 8 февраля 1880 в Мюнхене в семье юриста Вильгельма Марка, увлекавшегося пейзажной живописью. В раннем возрасте будущий художник помышлял о теологии, желая посвятить себя религиозной деятельности, затем почувствовал влечение к философии, поступив в 1899 в университет на соответствующий факультет, но к 1900-му осознал, что его призвание – искусство. Воплощение мечты началось со вступления в Мюнхенскую академию художеств.

Обучение в академии было полезным в профессиональном плане, но угнетало традиционными подходами в системе преподавания, и с посещением Парижа в 1903-м, Марк ощутил атмосферу истинного торжества искусства, открыв для себя импрессионизм, великолепие собранных в Лувре работ древних мастеров, а также японскую гравюру с ее линейной декоративностью. В поисках собственного стиля и сюжетов было увлечение модерном.

Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир; уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство, и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации. Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай, и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца.

После 1908, сюжеты произведений Марка все больше изобилуют образами лошади на фоне пейзажа, а к 1910, в его картинах появляются признаки, свидетельствующие о неуравновешенном душевном состоянии, что во многом было вызвано неудачами в отношениях с женщинами. В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке, и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы, и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник». Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле.

Несмотря на участие в выставке «Синего всадника» в 1911, творчество художника отличается от работ коллег-экспрессионистов, он не желает вносить в цвет и форму своих картин напряженную экзальтацию, и выдерживает романтическую линию в поисках идеала и внутренней гармонии.

В 1913, в интуитивном предчувствии грандиозных и трагических военных событий, Марк пишет картины, наполненные тревожными мотивами, его живопись становится более абстрактной и рваной. В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами; в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации.

Абстрактная живопись захватила художника в 1914, в последний год его творческого пути. Динамика развития его живописной манеры в этот период указывала на стирание порога реальности, и было заметно, что идет уверенное движение в направлении абстрактного искусства.

Сражение под Верденом не дало возможности Францу Марку осуществить творческие планы, и 4 марта 1916 он погиб с убеждением, что участвует в войне, способной принести духовное обновление не только себе, но и немецкой интеллигенции. Смерть наступила от осколка снаряда, выпущенного из орудия, принадлежащего стране, искусство которой задело в нем струны, сделавшие его истинным художником.

2014-08-27

Художник Франц Марк - друг и единомышленник
Василия Кандинского,«синий всадник»
немецкого экспрессионизма.

«Век мой, зверь мой,

кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?»

Эти строки Осипа Мандельштама- словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизниФранца Марка. Рубеж веков почти напополам разделил недолгую жизнь немецкого художника: он родился в 1880-м, а погиб в 1916 году на фронте, в битве под Верденом. Франц Марк был среди тех мастеров, которые склеивали позвонки двух столетий кровью своего творчества: путь от завершающей 19-й век живописи постимпрессионистов к абстрактному искусству 20-го столетия шел через экспрессионизм, и Марк был его ключевой фигурой. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» - творческого союза русских и немецких художников. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Заглядывая в зрачки зверя, прекрасного и свободного, он искал ответы на вопросы своего времени и на вечные вопросы всех времен. Простые сюжеты его произведений кажутся идиллическими: красивые животные, обитающие среди девственной природы. Но чем ближе была война, переломившая позвоночник века, тем явственнее ощущается тоска в глазах его зверей и обреченность в изгибах их тел.

Франц Марк. Красные олени. 1912 г.

Жизнь Франца Марка складывалась вполне благополучно: он не знал таких омрачавших существование многих художников бед, как непонимание близких, непризнание, одиночество, нищета. Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. Отец Франца - Вильгельм Марк - изменил семейной традиции и стал художником. Его пейзажи и жанровые картины пользовались в свое время успехом; на одной из них мы видим пятнадцатилетнего Франца, который мастерит что-то из дерева.

Вильгельм Марк. Портрет Франца Марка. 1895 г.

Получив отличное гимназическое образование, Франц собирался изучать теологию в Мюнхенском университете. Для вдумчивого чувствительного юноши это был, казалось, хороший выбор, но после прохождения военной службы он изменил свои планы, решив стать художником. С 1900 по 1903 г. Марк был прилежным учеником Мюнхенской академии художеств, пока не попал в Париж и не увидел своими глазами картины Мане и Сезанна, Гогена и Ван Гога. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой. Покинув стены академии, он снял мастерскую в мюнхенском квартале Швабинг и начал работать самостоятельно.

Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Марк пережил бурный, доведший его до депрессии, роман с замужней дамой, художницей Анетте фон Экардт, и попал в ситуацию мучительного любовного треугольника, разрываясь между двумя Мариями, также художницами, - Марией Шнюр и Марией Франк. На красивой и независимой Марии Шнюр он женился в 1907 г., но почти сразу же понял свою ошибку. Этот ставший вскоре формальным брак не давал ему до 1911 года узаконить отношения с Марией Франк. Внешне они казались не очень подходящей парой - Франц, утонченный интеллектуал с благородными чертами, икруглолицая Мария с грубоватым крестьянским лицом. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.


Франц Марк. Два кота.1909 г.

Обе Марии запечатлены в небольшом этюде «Две женщины на горе» (1906). Это одна из немногочисленных работ художника, в которых изображаются люди. Почти на всех его картинах, акварелях и гравюрах мы видим животных: оленей, быков, коров, кошек, тигров, обезьян, лисиц, кабанов, но чащевсего - лошадей. Их он навсегда полюбил в годы военной службы.

У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была«Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Во всех работах художника, будь то карандашный набросок или сложная живописная композиция, раннее реалистическое полотно или экспрессионистическая картина, мы безошибочно узнаем характерную повадку зверя: ломкую грацию косули, пружинистую энергию тигра, порывистость непоседливой обезьяны, медлительность массивного быка, горделивую стать лошади.

Франц Марк. Кошки на красной драпировке 1909 -1910 гг.

Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, совершенного и гармоничного бытия. Литературно одаренный художник красноречиво выражал свое творческое кредо в статьях и письмах друзьям: «Мои цели не лежатпреимущественно в областианималистики. /…/ Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе». «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака? Как бедна и бездушна наша идея помещать животныхв ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души» .

Август Макке. Портрет Франца Марка. 1910 г .

Многие обстоятельства благотворно повлияли на становление стиля Франца Марка. Это поездки в Париж в 1907 и 1912 гг., где он соприкоснулся с искусством своих современников- фовистов и кубистов, среди которых ему был особенно близок Робер Делоне. Этозавязавшаяся в 1910 г. дружба с молодым немецким экспрессионистом Августом Макке, который на немногие оставшиеся им обоим годы жизни (двадцатисемилетний Макке погибна фронте в 1914 году) стал его единомышленником.

Мюнхен, 1911 г. Слева - Мария Марк и Франц Марк,
в центре -Василий Кандинский.

Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», - сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. «Синий всадник - это мы двое» - сказал позднее Кандинский. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: « Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников. И название пришло само». (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность.) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Напротив, его индивидуальный стиль в пору их сотрудничества развивался очень динамично: двигаясь от экспрессионизма к абстракции, Марк шел в ногу с европейским искусством.

Франц Марк. Синяя лошадь.1911 г.

Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, - «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912)и «Лисы» (1913). Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» - не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Фигуру лошади, пейзаж и растение на переднем плане объединяет волнообразный ритм: мотив дуги явственно повторяется в очертаниях гор, в силуэте животного и в изгибах листьев. Занимающая все полотно по высоте, написанная вракурсе снизу и поэтому возвышающаяся над зрителем фигура лошади величественна и монументальна, словно статуя божества этих гор. Вкартине много характерного для Марка - яркие фантастические цвета, отсутствие воздушной среды, плотноезаполнение холста.

Франц Марк. Тигр.1912 г.

Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Контуры фигуры тигра обрисованы стремительными зигзагами и ломаными линиями, а поверхность тела разбивается на треугольники и трапеции. Художник словно обнажает мышцы, скрытые под кожей зверя, выявляет структуру тела животного. Насыщенный фон картины, состоящий из нагромождения сложно пересекающихся плоскостей, отчасти продолжает и повторяет линии, заданные в фигуре зверя, так что тигр кажется неотъемлемой частью окружения, а не доминирует над ним, как синяя лошадь. Этот фон - по сути дела, чистая абстракция, хотя, конечно, можно представить себе, что художник изобразил заросли, в которых затаился тигр, подстерегающий добычу.

Франц Марк. Лисы.1913 г.

В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. При этом одна четко прорисованная деталь - узкая, с характерным наклоном, морда лисицы -задает тему картины и связывает с реальностью почти абстрактное полотно. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию».

Франц Марк. Судьбы животных.1913 г.

В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко - погибших животных. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м - последнем предвоенном году. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные - свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. В апокалиптическом хаосе мы различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней, испуганно сгрудившихся оленей, ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна - как олицетворение невинной жертвы - голубую лань, поднявшую голову к небу.

Франц Марк. Рисунок из фронтового блокнота

Эта картина-реквием, ставшая пророчеством грядущей войны, - одно из последних крупных произведений Марка, в котором он сохранил связь с фигуративной живописью. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Впрочем, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». В истории искусства 20 столетия Франц Марк навечно остался стремительным всадником, скачущим на вольном синем коне экспрессионизма.


.

Франц Марк (8 февраля 1880(18800208), Мюнхен, Германия - 4 марта 1916, Верден, Франция) - немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма . Наряду с Августом Маке , Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».

Родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка (1839-1907). В 1900 году начал обучение в Мюнхенской академии художеств , где учился до 1903 года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица.

Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещал Париж, где познакомился с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога , оказавших на него значительное влияние. После второй поездки в Париж художник начал серьёзно изучать анатомию животных, с тем, чтобы наиболее по́лно воплотить своё ви́дение природы в живописи.

В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Маке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Neue Künstlervereinigung München). Несмотря на это, с лидером объединения - русским абстракционистом Василием Кандинским - он встречается лишь в феврале 1911 года. Уже в декабре, вместе с Маке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник».

Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. В 1912 году он знакомится с Робером Делоне , чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом , стал следующим источником вдохновения для художника. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример - одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).

С началом Первой мировой войны Франц Марк ушёл добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.

Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д.), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Поздние работы Марка характеризуются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами, подчас создающими тревожное и апокалиптическое настроение. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия - 4 марта 1916, Верден, Франция) - немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Мюнхене 8 февраля 1880 в семье художника. Мечтал стать священником, но в 1900 обратился к искусству и до 1903 занимался в мюнхенской Академии художеств.

Побывав в Париже (впервые в 1903), испытал влияние французского импрессионизма и постимпрессионизма. Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А.Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи).

В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл . В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками.

Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель).

Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

После начала Первой мировой войны Марк ушел добровольцем на фронт. Погиб под Верденом 4 марта 1916.

ТВОРЧЕСТВО

Историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников - Сезанна , и . Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.

В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа.


В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Широко известны серии его картин animals-particularly о лошадях и deer-in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, «Синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.


Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913; не сохранилось). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

Излюбленным мотивом Франца Марка были изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей.

СИНИЙ КОНЬ

«Синий конь» - это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. При этом она отличается от других картин художника. В первую очередь, основным ее преимуществом является ее особая пронзительность и очарование.

Конь напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок. Его тело выполнено в немного изломанных формах. Кстати рисование в такой манере является характерным для данного художника. Грудину коня пронизывает белый цвет. В то же время его грива и копыта отдают синевой. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина выполнена в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе.

Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь - это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать.

Картины экспрессионистов всегда завораживали и удивляли почитателей искусства. Это течение появилось в конце 19 века, но наибольшего расцвета достигло в начале 20-го. Наиболее яркие представители этого направления рождались в Австрии и Германии. Франц Марк не стал исключением. Он, наряду с другими творцами, старался выразить в своих картинах свой взгляд на те уродства цивилизации, которые вызвали события 20 века, в частности Первая мировая война.

Рождение

Родился Франц Марк в 1880 году. Его отец также был художником, что напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Несмотря на то, что он в юношестве мечтал стать священником, уже в 20 лет решил обратить внимание именно на искусство.

Обучение

Живописец прожил недолгую жизнь. В Академия художеств стала для него родным домом, где он занимался и знакомился с импрессионизмом и постимпрессионизмом. Тогда это место было некой обителью мирового творчества. Мюнхенская академия художеств собирала под своей крышей будущих знаменитых художников. Рядом с Францом учились Хакль и Диц. Хотя они и стали известными, все равно Марка им было не догнать.

Молодой художник старался не сидеть на месте, а изучать искусство не только в своей стране. Это объясняет его где он как раз и знакомился с французскими направлениями в искусстве. Тут он мог видеть творения великого Ван Гога и Гогена.

Вторая поездка живописца в Париж повлияла на тематику его будущих творений. Вернувшись в Мюнхен, он стал углубленно изучать анатомию животных, чтобы изобразить свой взгляд на природу в своих картинах.

«Синий всадник»

"Новое мюнхенское художественное объединение" привлекло внимание Франца после знакомства с Августом Маке. Тогда, в 1910 году, он решил быть частью этой организации. Длительное время он не мог познакомиться с главой сообщества Василием Кандинским. Спустя год они наконец-то встретились. Через 10 месяцев художники Кандинский, Маке и Франц решили создать собственную организацию «Синий всадник».

Тут же они смогли организовать выставку, где Франц и представил свои работы. Тогда в галерее Тангаузер были собраны лучшие немецкие картины экспрессионистов. А трио мюнхенских живописцев работало над продвижением своего общества.

Кубизм и последние годы жизни

Последним этапом жизни Франца Марка можно считать его знакомство с творчеством Робера Делоне. Его итальянский кубизм и футуризм внес значительную долю в будущие работы немецкого живописца. Под конец своей жизни Марк поменял направление в творчестве. Его полотна изображали все более абстрактные детали, рваные и блочные элементы.

Вдохновило многих творцов искусства и литературы на свои работы. Но с течением времени творцы разочаровывались в событиях и реалиях войны. Франц Марк добровольно ушел на фронт. Там он, как и многие другие творческие люди, разочаровался в событиях. Его ранило кровопролитие, жуткие картины и печальный исход. Но художнику не суждено было вернуться и воплотить все свои творческие идеи. В 36 лет живописец погиб от осколка снаряда под Верденом.

Полотна и стиль

Жизнь влияет на художника, на его творчество и стиль. С Францом также происходили изменения, которые вливались в его полотна новыми красками. Немец по своей природе был мечтателем. Он страдал за человечество и грустил по утраченным ценностям в современном мире. В картинах он старался отобразить нечто фантастическое, мирное, красивое, но невооруженным глазом видно, что каждое полотно было наполнено тоской.

Писатели и художники начала 20-го века пытались найти и воссоздать золотой век, но война превращала все в груду обломков, а творческие люди пытались залечить раны. В своих работах Франц Марк старался отобразить прежде всего философское начало. Причем все, что было изображено на картинах, имело значение. Каждому цвету давались свои символы, каждый предмет был наделен чем-то особенным. Цвета и формы влияли на психику человека, на его настроение и самоценности.

«Синий конь»

Всегда отличался особым подходом к созданию своих полотен Франц Марк. «Синий конь» стал чем-то символическим в творчестве живописца. Эта картина наиболее популярна среди остальных. Кроме того, на ряду с другими она выделяется особым стилем. Один только взгляд на нее приводит человека в состояния очарования и пронзительности.

На картине изображен конь, который полон сил. Он символизирует юношу. Тело лошади имеет несколько изломанные формы и интересный пересвет. В грудь словно впивается белый луч, а грива и копыта, наоборот, окутаны синевой.

То, что цвет лошади синий, вызывает необычный интерес. Но стоит отметить и не менее привлекательный фон. Итог: конь дополняет фон, а фон дополняет коня. По замыслу живописца эти два объекта не могут существовать отдельно, они связаны между собой и являются одним целым, хотя и выделяются между собой.

После творения этой картины Франц пытался объяснить Маке свою идею. Он утверждал, что синий цвет - это строгость мужчины, желтый - женская мягкость и чувственность, красный - материя, которая подавляется двумя предыдущими оттенками.

«Птицы»

Еще одна картина достойна вашего внимания. Ее тоже написал Франц Марк. «Птицы» - еще одна особенная работа художника. Она была написана в 1914 году и стала первой необычной работой, которая характеризовала новый стиль живописца. Это картина из той самой зрелой живописи Марка, которая стала отображением животного мира. Художник чувствовал, что животные были тем самым идеалом, которые были намного выше и чище, нежели люди.

«Птицы» - это тот самый стиль, который появился после Подобная картина, несмотря на свои яркие цвета, подчеркивает какую-то тревожность и враждебный настрой. Скорее всего, это связано с резкими переходами с одного оттенка на другой. Картина становится «колкой» и апокалиптической.

Глядя на полотно, кажется, что происходит некий взрыв, который волнует и тревожит птиц. Они разлетаются и в то же время остаются спокойными. Когда мир настигает война, кто-то начинает суетиться, а кто-то старается принять ситуацию. «Птицы» стали четким отображением военного мира с его страхами и тревогами.