Главная героиня романа рудин. Рудин. История создания. Знакомство с Рудиным

К жанру социально-психологического романа Тургенев обращается в начале 50-х годов. Именно в это время его привлекает к себе такой тип романа, в котором в полном объеме высказались бы «стихии нашей общественной жизни». Такого романа, как считал писатель, на тот момент у нас еще не существовало. В эти же годы появилось определенное противоречие между потребностями русской жизни и творческими возможностями русских писателей. С одной стороны, быстро менявшаяся действительность, как отмечал сам Тургенев, «торопит и гонит - и дразнит и манит». С другой стороны, писателям недостает необходимого спокойствия и творческой собранности: «Трудно современному писателю, особенно русскому, быть покойным - ни извне, ни изнутре ему не веет покоем...».

С сомнением в своих силах обращается Тургенев к созданию романа. Он понимал необходимость преодоления того метода изображения действительности, который сам называл «старой манерой». Из письма к Анненкову: «Довольно я старался извлекать из людских характеров разводные эссенции, чтобы влить их потом в маленькие стекляночки, нюхайте, мол, почтенные читатели - откупорьте и нюхайте - не правда ли - пахнет русским типом? Довольно-довольно». Под «старой манерой» Тургенев подразумевал творческий метод, примененный им в «Записках охотника»: именно там, в небольших по объему рассказах («маленьких стекляночках»), Тургенев давал максимально сгущенное изображение характеров, стремился определить типичные черты русского человека. Наиболее неприемлемыми для себя приметами «старой манеры» Тургенев считал эмоциональную напряженность повествования, неоправданное острословие и, главное, отсутствие простоты рассказа. Именно об этом он 16 октября 1852 года писал К.С. Аксакову: «Простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы, та добросовестность, которая дается уверенностью - все это пока идеалы, которые только мелькают передо мною».

Первый рукописный роман Тургенева, его первый опыт в этом жанре, был написан в 1853 году и назывался «Два поколения», но вышел неудачным и опубликован был лишь один отрывок из него в 1859 году. «Рудин» же был первым печатным романом Тургенева. Он был написан в 1855 году в очень короткое время. На черновом автографе романа значилось: «Рудин. Начат 5 июня 1855 года, в воскресенье, в Спасском, кончен 24 июля 1855 года в воскресенье, там же, в 7 недель». Роман «Рудин» писался Тургеневым в самый разгар Крымской кампании, исход которой должен был решить судьбу крепостнического строя в России. Наступала пора бурного общественного подъема. «Мрачное семилетие» николаевской реакции кончилось. Самого вдохновителя уже не было в живых. В это ответственное для прогрессивной русской литературы время перед Тургеневым вставали особенно сложные задачи. Основная тема «Рудина» - тема дворянского просветительства - была для 1855 года как нельзя более актуальной. Накануне прихода в русскую жизнь демократов-разночинцев естественно было оценить историческую роль либеральных дворян 30-40-х годов. Со многими из них Тургенев был близок уже в юношеские годы (Грановский, Станкевич и другие). Тургенева глубоко волновала судьба этих людей, воспитывающих молодежь силой своего вдохновенного слова, но вместе с тем не сумевших в крепостнической России встать на путь развития. В «Рудине» была вновь поставлена старая тема «лишних людей», которую Тургенев разрабатывал в «Параше», «Андрее Колосове» и «Разговоре». Автора здесь заботила не только история «лишнего человека», но и вопрос о его значении для современности.

На протяжении работы над романом Тургенев неоднократно подвергает сомнению свой замысел, в письме к друзьям говорит о неуверенности в своих силах. Но друзья, в особенности Некрасов и Боткин, поддерживали начинание Тургенева. Боткин писал: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу». В конце июля 1855 года первая редакция «Рудина» была закончена, и Тургенев тотчас взялся за ее доработку, главное внимание уделив образу «Рудина», прототипом для которого служил Михаил Бакунин. Писатель ослабил в образе Рудина черты памфлетности и больше подчеркнул положительные, прогрессивные стороны его деятельности как дворянского просветителя. Роман «Рудин» был опубликован в январских и февральских книгах «Современника» за 1856 год, в издании романа в 1860 году Тургенев прибавил к «Рудину» второй эпилог, изображающий трагическую гибель героя в Париже, на революционной баррикаде 1848 года. Немалую роль в творческой истории «Рудина» сыграла литературная традиция, как зарубежная, так и русская - в частности, Тургеневым был использован опыт Жорж Санд, а также Панаева и Станкевича.

«Рудин» был подготовлен всем предшествующим рядом тургеневских произведений о «лишних людях» (поэма «Разговор», статья о «Фаусте», рассказ «Гамлет Щигровского уезда», повести «Переписка» и «Яков Пасынков» и др.). Но образ Рудина шире предшествующих ему образов, так как в нем нашли художественный синтез обе трактовки образа «лишнего человека» - показ его слабостей и вместе с тем сильных сторон. В романе, в отличие от предшествующих повестей, проблема взаимосвязей слабостей и силы лишних людей и подлинных причин их социальной драмы поставлена со всей силой - и она находит в нем подлинно диалектическое разрешение. Рассказывая о Рудине от лица всезнающего и чуждого каких-либо пристрастий автора, Тургенев впервые становится здесь на дорогу объективного изображения «лишнего человека». Безусловно, тема лишнего человека (которая привлекла автора еще в 40-е годы), в 50-е годы претерпевает несомненную эволюцию: если в повестях он противопоставляет этого идеалиста, романтика, зараженного рефлексией, положительной силе трудового русского человека, то в 50-е годы он не только изображает этот тип известного периода русской жизни, но и выясняет его историческую роль как представителя передовой русской интеллигенции 30-40-х годов. В романе Тургенева с наибольшей полнотой воспроизводится все то, что делало «лишнего человека» передовым человеком 30-40-х годов, и в то же время критически переоценивает его с точки зрения тех задач, которые выдвигались жизнью в новое время. В этом романе Тургенев не только говорит о разрыве между теорией и практикой, между словом и делом в жизни дворянской интеллигенции, но и продемонстрировал свои симпатии к представителям либерализма, склонным к реформистскому постепенству (образ Лежнева), считаю исследователи творчества Тургенева. С позиций Лежнева писатель посмотрел на крайний радикализм рудинско-бакунинского толка, пытаясь объективно вскрыть его положительные и отрицательные стороны.

Носителем проблемы «лишнего человека» выступает главный герой романа – Дмитрий Николаевич Рудин. Он очень противоречив, за что Дмитрия обожают и ненавидят. При первом знакомстве Рудин производит позитивное и яркое впечатление практически на всех. А семнадцатилетняя Наталья, дочь барыни Ласунской, сразу влюбляется в Дмитрия. Она не спит всю ночь и думает о нем.

Но такого единодушного восхищения главный герой больше не добьется. Первые ноты диссонанса звучат еще во время триумфа. На следующий день критика усиливается. От эпизода к эпизоду в отношении Дмитрия накапливается все больше отрицательных фактов. Люди начинают замечать в Рудине негативные черты. Выясняется, что главному герою не чужды тщеславие и кокетство, мелочность и деспотизм, что Рудин не умеет преданно любить, да и вообще сильные человеческие чувства ему незнакомы. Рудин больше склонен манипулировать людьми, что становится понятно из рассказа Лежнева о студенческой дружбе с Дмитрием.

Сюжет романа достаточно прост. Главное действие происходит в короткий временной промежуток, в основном в поместье Дарьи Михайловны Ласунской. Дмитрий Николаевич прибыл на званый обед вместо своего друга, которого срочно вызвали в столицу. Этот визит и стал тем ключевым событием, которое повлияло на судьбы героев романа. Рудин сразу привлек внимание женщин, а некоторых мужчин сделал своими врагами.

Новым отношениям суждено было драматически прерваться через два месяца. В первую очередь это касается любви Рудина и Натальи. Их отношения были тайными, но совсем недолго. Приживала в доме Дарьи Михайловны Пандалевский выследил пару и донес обо всем хозяйке. Разгорелся большой скандал, после которого Дмитрий смалодушничал и срочно покинул поместье.

Любовная история второго плана между Михаилом Лежневым и вдовой Липиной написана достаточно схематично и не затрагивает чувств читателей. Лежнев неожиданно делает Александре Павловне предложение, а та столь же неожиданно его принимает. В браке у них рождается сын.

Композиция романа соткана из элементов, которые раскрывают историческое значение и характер главного героя. Первое появление Рудина происходит лишь после знакомства читателей с другими персонажами романа. Произведение не заканчивается на драматическом расставании Дмитрия и Натальи. Нам еще предстоит узнать, как сложилась судьба главного героя и близких ему людей. В отличие от Дмитрия Николаевича, практически все персонажи романа вполне хорошо устроились и даже счастливы.

После разрыва с Натальей мы еще два раза встретим Рудина. Сначала в русской глубинке, а затем во Франции. Дмитрий ведет жизнь скитальца. Его временными пристанищами становятся почтовые станции. Все его лучшие порывы бесплодны. Рудин совершенно лишний человек, хоть его характер в эпилоге резко меняется. Все мелочное и незначительное уходит на второй план, а перед нами предстает трагический герой, который жаждет служить истине и добру. Но от судьбы, похоже, не уйти, и потому Рудин терпит одну неудачу за другой, а затем погибает на французских баррикадах.

Подобная сжатость сюжетов свойственна творческому методу Ивана Тургенева . Автор концентрирует внимание читателей лишь на самых важных, кульминационных момента жизни своих персонажей.

Тургенев – мастер по созданию образов. Все персонажи романа выписаны весьма колоритно, причем автор затрачивает на это минимум изобразительных средств. Так, образ Дарьи Михайловны Ласунской наделен еле уловимой иронией. Тургенев сообщает, что в годы своей молодости барыня была очень хороша собой и пользовалась огромным успехом в свете. Но с годами красота бесследно исчезла, а Ласунская, как и прежде, жаждет обожания окружающих. Остается одно – править бал в своей гостиной.

Молодому учителю Басистову не чужды человеческие слабости, такие как поесть и поспать. Но они лишь добавляют привлекательность его образу. Автор описывает интеллигента как некрасивого, неловкого, ленивого, неопрятного, но доброго и честного человека.

Наиболее полно персонажи романа раскрываются в общении друг с другом, в постоянном сравнении. Так, Басистов и Пандалевский живут в одинаковых условиях, но ведут себя совершенно по-разному. Услужливость Пандалевского, готового забыть про все, лишь бы угодить барыне, противопоставляется неловкости Басистова. Но, несмотря на свою идеальность, воспитанность и светский лоск, Пандалевский оказывается способным на подлость, ведь именно из-за него приходится расстаться влюбленным.

Среди постоянных гостей Дарьи Михайловны особое место занимает ее сосед – Африкан Семенович Пигасов, который играет роль шута, противопоставляя своими глупостями рассудительность барыни. Жизнь везде ставила Пигасову подножки: хотел быть ученым, однако его обошел менее талантливый, но более подготовленный соперник; женился на красавице, но та ушла к другому. Сейчас Пигасов стар, он критикует и высмеивает все, что только можно, не замечая, что больше всех смешон сам.

Знакомя с персонажами романа, Тургенев сразу посвящает читателей в их отношения. Так, Волынцев пытается ухаживать за Натальей, но явно ей не интересен. Девушка относится к своему воздыхателю сдержанно, боится обидеть.

Крестьяне в романе «Рудин» практически не представлены, однако косвенно мы можем понять, что живется им здесь неплохо. Уже в самом начале произведения помещица Александра Павловна Липина идет пешком в деревню, чтобы проведать и оказать помощь больной старушке. С собой она несет продукты, чай, сахар. Если больной станет хуже, то Липина готова отвезти ее в больницу и позаботиться о судьбе маленькой внучки.

Роман «Рудин» был благосклонно принят критиками, хотя имелись и противоположные мнения. А в образе Рудина многие литераторы того времени усмотрели черты самого Тургенева.

Доброе слово тоже дело.

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев обладал редкой способностью улавливать все новое, что появля-лось в современной ему жизни, и отражать это в своих произведениях. Поэтому В его романах всегда указано точное время действия.

В «Рудине» оно происходит в 30—40-е годы XIX века. Для русской интеллиген-ции это было время философских кружков (Станкевича, например), где звучали пламенные речи о науке и просвещении, о свободе человеческой личности, о буду-щем России, об искусстве и культуре. В романе упоминается кружок Покорского, о котором говорит Лежнев, вспоминая свои студенческие годы. На собраниях этого кружка и блистал своим красноречием тургеневский герой.

Впервые мы встречаемся с Рудиным в доме Д. М. Ласунской: «Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, с лицом неправиль-ным, но выразительным и умным, с жидким блеском в темно-синих глазах». Он сразу произвел на всех впечатление «человека замечательного», необыкновенного, хотя ничто, казалось, не располагало в его пользу: «он был так посредственно одет, о нем так мало ходило слухов». Но как он говорил!

Сначала Рудин изящно и легко побеждает в споре Пигасова. Потом говорит о просвещении, науке, смысле жизни — и никакой фальши! Его слова искренни, поэтичны и вдохновенны. Рудин преклоняется перед человеческим разумом и нео-граниченными возможностями личности. «Себялюбие — самоубийство, — говорит он, — но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого». Рудин вспоминает скандинавскую легенду: зимней ночью царь со своими воинами сидит в темном сарае вокруг огня; вдруг небольшая птичка влета-ет в раскрытые двери и вылетает в другие; царь сравнивает эту птичку с челове-ком, ведь его жизнь так же мимолетна. Рудин развивает эту мысль. Да, жизнь человеческая быстротечна, «но все великое совершается через людей».

Все присутствующие покорены красноречием Рудина. «Он умел, ударяя по од-ним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие».

Слушателям особенно нравится его увлеченность исключительно высокими иде-ями. Человек, по мнению Рудина, не должен подчинять свою жизнь только прак-тическим целям, только заботам о существовании. Без стремления отыскать «об-щие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса.

В этот первый вечер Рудин предстает незаурядной и светлой личностью. Но проходит немного времени, и Тургенев развенчивает своего героя. Увидев, как бла-гоговеет перед ним учитель детей Ласунской Басистов, Рудин как будто приблизил к себе молодого человека, но вскоре перестал им интересоваться. Тургенев замеча-ет: «Видно, он только на словах искал чистых и преданных душ». Рудин пытается давать практические советы Д. М. Ласунской, но она полностью доверяет своему управляющему. Рудин ей нужен для другого: он умеет не только говорить, но и слу-шать. С кем ей еще поговорить в деревенской глуши?

Как и все тургеневские герои, Рудин проходит через испытание любовью. И не выдерживает его. В свое время Рудин разрушил счастье Лежнева. В ответ на при-знание друга Рудин развил бурную деятельность: стал вмешиваться в отношения влюбленных, поучать Лежнева, счел необходимым известить обо всем отца девуш-ки. В итоге молодые люди расстались, хотя Рудин этого вовсе и не желал. Он дей-ствовал из добрых побуждений. К нему самому большая любовь пришла довольно поздно, но ведет он себя с любимой девушкой не по-мужски. Первым признавшись Наталье Ласунской в любви, он в решительную минуту боится взять на себя ответ-ственность за их будущее и советует любимой покориться воле матери. Возможно, он и прав. Какой из него муж?!

Ни к какой практической деятельности Рудин не способен. После отъезда из дома Д. М. Ласунской он и учительствовал, и пробовал быть агрономом, и собирался одну реку в губернии превратить в судоходную. Материал с сайта

Тургенев постоянно сравнивает Рудина с Лежневым. Вот кто умеет работать! Перевел крестьян в своем поместье на оброк, облегчив их положение и упрочив свое. Сам следит за хозяйством. И ума ему не занимать, и в людях прекрасно раз-бирается. Иногда кажется, что именно Лежнев и есть истинный герой романа. Но сам Лежнев опровергает это мнение. В конце романа он дает высокую оценку Рудину, ставит его выше себя. Во время их последней встречи Лежнев говорит Рудину, что тот, с его способностями, мог бы достичь многого, если бы захотел. Лежнев считает, что хотя сам Рудин и не осуществил ничего в жизни — в практическом, деловом смысле, хотя в нем много «блеску и треску», никто не вправе сказать, что он не принес пользы. Слова Рудина «заронили много добрых семян в молодые души».

Рудин был приглашен доживать свой век в поместье Лежнева, но поступил ина-че. Он отправился в Париж и погиб там в июне 1848 года на баррикадах.

Литературная критика относит Рудина вслед за Онегиным и Печориным к «лиш-ним людям». Мне трудно с этим согласиться. Такие люди, как Рудин, не были лишними. Рудин сделал, что мог. Другой бы примирился с действительностью, пустил бы корни «в жирную почву», а в нем все время горел «огонь истины» и не давал остановиться на месте. И закончу словами Лежнева о Рудине: «... за то, что в нем есть хорошего, будем же ему благодарны».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чем полезен рудин по мнению лежанского? тургенев
  • анализ героя-рудин
  • тургенев образ рудина
  • образ тургенева своими словами
  • рудин образ главного героя

Роман «Рудин» написан в 1855 году, когда остро встал вопрос о необходимости перемен в обществе. После позорного поражения в Крымской войне стало очевидно, что стране необходимы реформы. Тургенев всегда чутко реагировал на вопросы, витающие в воздухе. Главное было понять, где в России умные, прогрессивные, образованные люди, способные осуществить перемены. Эти и другие мысли станут более явными после того как мы проведем анализ романа "Рудин".

Образ главного героя романа

Дмитрий Николаевич Рудин впервые в романе появляется в гостиной Ласунских. Тургенев даёт его психологический портрет: через внешние черты персонажа показывает элементы его духовного облика и особенности характера. Герою около тридцати пяти лет, он уже многое повидал в жизни, хотя ещё не стар и способен к действию. Неправильное лицо его названо «выразительным и умным». Автор отмечает «быстрый» и «жидкий блеск» взгляд тёмно-синих глаз, уже этим намекая на некую внутреннюю слабость, неспособность к действию, которые будут раскрыты впоследствии. О потрёпанности жизнью говорит узкое, уже не новое платье, из которого он как будто вырос. Все эти детали очень важны когда мы проводим анализ романа "Рудин".

Рудин производит прекрасное впечатление на окружающих. Он оказывается настоящим оратором, рассуждающим умно и тонко на самые сложные философские темы. Он говорит о судьбе России, об истории и прогрессе, горячо веря в то, к чему призывает. Рудин сумел покорить всех своим обаянием.

Однако Дмитрия Николаевича ждёт испытание, которое проходят почти все герои в русской литературе XIX века – испытание любовью. Именно здесь должен проявиться характер персонажа. Но в решительный момент герой оказывается беспомощным что-либо предпринять, он может говорить, но не готов действовать. Рефлексия, которая не отпускает его даже в минуты счастья, приводит к тому, что ломается не только его собственная судьба, но и жизнь возлюбленной. Он слишком много обдумывает, размышляет, рассуждает – отсюда его нерешительность, неуверенность и робость. Его бездействие становится сродни предательству и обману.

Что еще нам интересно при анализе романа "Рудин"? Тургеневу принадлежит термин «лишний человек», ставший популярным в литературоведении XX века. Так именуют людей, которые полны «благих порывов», однако «свершить» им «ничего не дано». Неспособность действовать, непонимание момента, когда чрезмерная рефлексия мешает совершать поступки, называли болезнью русской интеллигенции.

Но автор не оставляет Рудина в положении никчёмного философа. В романе есть эпилог. Из него мы узнаём, что Рудин погиб, сражаясь на баррикадах во Франции во время революции 1848 года. Таким образом автор показывает, что умные люди в России не находят применения, они привыкли бездействовать под влиянием регрессивного общественного строя. Но эти люди способны героически бороться за то, во что верят.

Образ Натальи Ласунской при анализе романа «Рудин»

К числу открытий писателя принадлежит образ «тургеневской девушки». Героини его произведений: Ася, Лиза Калитина, Наталья Ласунская – романтичные, душевно тонкие, но решительные и готовые пожертвовать всем ради любви.

Наталья Ласунская влюбляется в Рудина, видя в нём значительного, необычного человека. Однако мать, узнав об этом, запрещает ей даже думать о свадьбе с человеком небогатым. Наталья настаивает на том, что любит Рудина и отправляется на свидание с ним для окончательного объяснения. В решительный момент Рудин, который, несомненно, любит Наталью, отвечает, что им следует «покориться судьбе». Он считает, что поступает благородно, отказываясь от счастья, чтобы не повлечь за собой девушку в неизвестное, полное лишений будущее. Эту мысль не упустите, если вы проводите анализ романа "Рудин". Наталья же горячо говорит о том, что готова пойти за ним, не задумываясь ни на минуту. Наталья оказывается духовно выше, сильнее, смелее и решительнее Рудина, отступившего перед жизненными трудностями. Наряду с любовью, мы видим в девушке достоинство, чуткость и ум.

Мы рады, если анализ романа "Рудин" Тургенева оказался полезным для вас и интересным. Найдите больше материалов в нашем

– сделался оратором-импровизатором, который имеет значение только тогда, когда есть слушатели. Говорил он красиво, увлекательно, внося иного поэзии даже в самые отвлеченные рассуждения; что, впрочем, мешало иногда точности и ясности его мысли .

Рудин. Художественный фильм по роману Тургенева

Наклонность его к отвлеченному мышлению сказывалась и в содержании его речей, – он не мог говорить о конкретных явлениях жизни, не мог долго останавливать своего внимания на фактах действительности, и хорошо себя чувствовал только в отвлеченностях ; говорил он с жаром о вере, о науке, о призвании человека, о будущем человечества, о возвышенных чувствах и настроениях: «все мысли его казались обращенными в будущее; это предавало им что-то стремительное и молодое».

Настоящее, «действительное», «реальное» ускользало от его взоров, парящих над землей. Вот почему твердой почвы под ногами он не нашел, и «слово» его не воплотилось в «дело». Конечно, обстоятельства тогдашней русской жизни не особенно благоприятствовали практической деятельности таких людей, как Рудин, да, к тому же, и в нем самом не было для этой деятельности данных. Привыкший с детства жить на чужой счет, он не знал «труда» и не был приучен к сознанию необходимости зарабатывать хлеб. Избалованный матерью и товарищами, он развил в себе преувеличенное мнение о своем уме и талантах, – отсюда тот покровительственный, снисходительный тон, которым он привык разговаривать со всеми: в бедном, поношенном платье он долго чувствовал себя «каким-то путешествующим принцем»... Главенство в «кружках» развило в нем нетерпимость к чужому мнению и упорное стремление руководить другими, «во все вмешиваться, все определять и разъяснять».

Люди, изверившиеся в него, вроде Лежнева, упрекают его даже за «самовлюбленность», считают его «актером», «кокеткой», называют человеком «холодным, как лед», «который только прикидывается пламенным». Это – преувеличение, но доля истины в этом есть. Такой исключительный интерес к себе – тоже одна из причин непригодности его к практической жизни, – он не может отвлечься от «себя»: до старости ораторствует и слушает себя и все только «собирается жить»: сочиняет различные планы, пишет «первые страницы» зараз нескольких предполагаемые статей и сочинений. Порою он готов сам признаться, что, в течение всей жизни, «растрачивал свои силы на одну пустую, бесполезную болтовню, на одни слова».

Подобно герою «Дневника лишнего человека », Рудин не озлобляется на людей за то, что приходятся ему признать свою «ненужность» для общества в истории... Но не обвиняет он и себя... Человек переходного времени, – он, действительно, «перекати-поле», который выполнил то, что мог выполнить: на заре новой жизни он говорил хорошие слова – «сеял доброе семя», которое в сердцах следующего поколения принесло хорошие плоды. «Доброе слово – тоже дело», – и в этом вдохновенном слове все значение Рудиных и передовых людей 1840-х годов.

Лежнев о Рудине отозвался так: «кто вправе сказать, что он не принес, что он не принесет еще пользы! что его слова не заронили иного добрых семян в молодые души, которым природа не отказала, как ему, в силе деятельности, в умении исполнять собственные замыслы?».. О «беседах» родного брата Рудина – Агарина Некрасов сказал: «сеет он все-таки доброе семя».

Сам Тургенев , по-видимому, под конец романа, пришел к такому оправданию Рудина, начав с его обличения.


По словам Тургенева, Рудин читал преимущественно «философские книги, и голова у него так была устроена, что он тотчас же из прочитанного извлекал всё общее , хватался за самый корень дела и уже потом проводил от него во все стороны светлые, правильные нити мысли, открывал духовные перспективы... Стройный порядок водворялся во всем, что мы знали, всё разбросанное вдруг соединялось, складывалось, вырастало перед нами, точно здание… Ничего не оставалось бессмысленным, случайным: во всем высказывалась разумная необходимость и красота, всё получало значение ясное и, в то же время, таинственное».

«Обилие мыслей мешало Рудину выражаться определительно и точно. Образы сменялись образами; сравнения, то неожиданно смелые, то поразительно верные, возникали за сравнениями. Не самодовольной изысканностью опытного говоруна - вдохновением дышала его нетерпеливая импровизация... Рудин владел едва ли не высшей тайной - музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие». (Тургенев).

Рассказывал он не совсем удачно: «В описаниях его недоставало красок. Он не умел смешить. Впрочем, Рудин от рассказов своих заграничных похождений скоро перешел к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Широкими и смелыми чертами набросал он громадную картину... Он говорил мастерски, увлекательно, не совсем ясно… но самая эта неясность придавала особенную прелесть его речам». (Тургенев).