Главные герои чистого понедельника бунина. В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу? «Чистый понедельник» И.А. Бунин (ЕГЭ обществознание). История создания рассказа

Цель: формирование отношения к трагедийной любви на примере творчества И.А.Бунина.

Всякая любовь – великое счастье…

И.А.Бунин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…» (обращение к эпиграфу).

– Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно, так как любовь благородное, возвышенное чувство, яркое, одухотворяющее человека.)

– Вспомните ранее изученные рассказы И.А.Бунина. Как в них изображалась любовь? («Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар», где показана неразделенная любовь, трагичная, плотская, заканчивающаяся расставанием или гибелью.)

– Тогда скажите, если любовь – яркое и возвышенное чувство, то почему у И. Бунина она почти всегда трагична? Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.

3. Рассказ «Чистый понедельник»

И.А.Бунин, разрабатывая тему любви в ранних своих рассказах, развил ее в произведениях позднего периода, создав цикл «Темные аллеи».

Сообщение ученика об истории создания и смысле цикла «Темные аллеи».

Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» создавался в эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во время войны переживания И.Бунина о судьбе России обострились, именно поэтому опять обращается к русской теме. В сборник вошли 38 рассказов, в которых создается зарисовка событий русской жизни, происходящих в России прошлого. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Дневниковые записи свидетельствуют, что эту книгу он писал сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все рассказы книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». (Расшифровка метафорического смысла высказывания, т.е. тенистых, таинственных, необъяснимых аллеях, по словам Ю.Мальцева, о «запутанных лабиринтах любви».)

4. Аналитическая беседа

– Давайте обратимся к художественному миру рассказа «Чистый понедельник», определите художественное время в произведении. Рассказ написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие I Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. Писательская память с удивительной пластической точностью воспроизводит мельчайшие подробности той эпохи.

– Какие приметы реального времени мы можем обнаружить в повествовании? (По ходу работы заполняется таблица.)

– Каким представлено настоящее и прошлое? Как взаимодействуют между собой эти два мира?

Слово учителя

На фоне этого описания происходит событие, в котором принимают участие два человека – ОН и ОНА.

– Почему автор не дает имен своим героям? (Придать обобщенный смысл, номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.)

– Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.

– Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются? (Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь, но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая.)

– Дайте характеристику герою. (Составление синквейна, рисунок 2а,б.)
Он молодой человек, хорош собою, даже красив "почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке". Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.

– Охарактеризуйте героиню.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые… книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

– Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста. Он – счастливый, влюбленный; Она – странная, загадочная, противоречивая. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения… странная любовь…».
Главное в характеристике героя – влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность.

– Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют? (Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.)

– Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью.)

Слово учителя

Перед вами три портрета картин великого художника периода XIX – XX вв. М.Врубеля. ("Гадалка", "Девочка на фоне персидского ковра", "Сирень".)

– Сравните картины, есть ли сходные черты во всех этих портретах? Какие детали доказывают это сходство? (На репродукциях изображены красивые, молодые дамы, во всех внешних характеристиках проявляется восточная красота: черные волосы, черные бархатные ресницы, брови, пухлые губы, янтарное лицо, некая таинственность в выражениях, словно им ведомы какие-то тайны.)

– Такое ощущение, что И.Бунин портрет своей героини писал с портретов М.Врубеля. Можно предположить, что это своеобразный художественный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.

5. Исследовательская деятельность учащихся

В символической презентации героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Вам предлагается поработать самостоятельно по вариантам.
Задание: выяснить, какую художественную функцию выполняют цветовые характеристики (1 вариант), 2 вариант – световые.

Цвет Свет
Доминирующими являются черный, красный, белый цвета. В портретной характеристике и одежде.
Черный цвет – цвет ночи, смирения, очищения, жертвенности, траура, тайны.
Красный – цвет страсти, любви, греха (соотносится с насилием над собой), жертвенности (гранатовое платье).
Белый цвет – цвет чистоты, святости, духовного умиротворения (в конце рассказа белые одежды).
В пейзажных зарисовках оттенки этих цветов: «чернеющие прохожие», «снежно-сизая Москва», «золотой купол», «кирпично-кровавые стены монастыря». Здесь тоже противоречие: черное – светло и ясно. Красное платье сменяется ослепительно черным, в котором она блистала, та же таинственность и противоречивость.
Цветовые характеристики помогают лучше раскрыть образ главной героини.
Почти все описания внешности героини и окружающего мира даются на фоне приглушенного света, в сумраке и только на кладбище в Прощеное воскресенье и через два года происходит процесс просветления. Происходит художественное преображение, изменяются образы света и блеска солнца. В художественном мире доминирует красота, гармония. «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях». Вся история происходит в полумраке, во сне. Вечер, сумрак, тайна – вот, что бросается в глаза в восприятии образа этой необычной женщины.
В доме героини один раз ослепляет свет: « В десять часов вечера на другой день… за ней было очень светло, все было зажжено, – люстры, канделябры, по бокам зеркала и высокая лампа». Автор подчеркивает необычность такого освещения в доме. По мнению исследователей, в доме как будто зажигается сакральный огонь перед знаковой ночью.
Индивидуальное исследование. «Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке…
– Все черное! – …
– Ведь завтра уже чистый понедельник.
«Черный» и «чистый» можно воспринимать как антитезу, но героиня свой черный оправдывает Чистым понедельником, потому что – это еще и цвет скорби, знак смирения, признания своей греховности. Эту ассоциативную линию продолжают каракулевые вещи. Каракуль – овца, паства, агнец Божий. [По Л.Дмитриевской]
Вывод: в цветовой и световой характеристике та же таинственность и противоречивость, двойственность, которая свойственна самой героине.

Слово учителя

Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне? (Герои не понимают друг друга.)

– Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми? (Все дело в героине, в ее внутреннем разладе, в поиске себя самой. Герой не видит этого поиска. Он желает ее телесной красоты. Но мысли и чувства ее были ему недоступны. «Он старался не думать, не додумывать». «Это вы меня не знаете», – говорит она.)

– Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини? (Поиск идеала, отсутствие гармонии, неудовлетворенность жизнью, забота о душе.)

– Как осуществляется этот поиск? (Героиня ищет себя в прошлом и в светских развлечениях. Она вся соткана из противоречий, метаний между земным и небесным, плотским и духовным.)

1) В Прощеное воскресенье героиня вдруг предлагает поехать на кладбище (Рогожское, раскольничье – центр старообрядцев, символ извечного русского «раскола»). Здесь мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, монастыри, любит читать рукописные летописные сказания. Ей кажется, что в них только сохранилось «чувство родины, ее старины». Героиня пытается найти опору.

2) Затем они идут в очередной трактир, который олицетворяет праздник плоти, разгул Масленицы на физическом уровне: еда, блины «толстые, румяные». Примечательно, что на блины в трактире Егорова они едут после посещения кладбища Ново-Девичьего монастыря, могил Эртеля и Чехова.

3) Неожиданно с тихим светом в глазах она читает наизусть летописное сказание о смерти Муромского князя Петра и его жены (реминисценция «повесть о Петре и Февронии Муромских»). Важна параллель – в истории переплетаются мотивы блуда и монашества. Особенно значима эта параллель, т.к. сказание цитирует женщина, вынужденная постоянно бороться с соблазном, представляющая своего возлюбленного змеем-искусителем. С другой стороны, цитирование, как и другие древние реалии, создает ощущение незыблемой основы, которая сохраняется в душе русского человека.

4) На следующий день герои отправляются на плотский капустник и т.д. Все эти события, чередование плотского и духовного, подготавливают кульминационный поступок, пик отношений героев, когда она совершает свой последний грех, подарив ему миг наслаждения, миг плотской любви. Она умирает для земной, плотской жизни и на Чистый понедельник уходит в монастырь. (Уезжает в Тверь, через 2 недели пишет письмо, в котором сообщает о своем намерении.)

Слово учителя

Греховная Масленица с Прощеным Воскресеньем закончились. Наступил Чистый Понедельник. Если говорить, что в названии отражается тема, идея или проблема произведения, то каков смысл заглавия рассказа? (Название вызывает категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. Подарив своему возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к которой шла очень долго.)

– Почему же уходит героиня в монастырь? Назовите причины. (Решение героиней выстрадано, она не может практически представлять себя в ситуации земного счастья, так как заранее осознает его невозможность. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».)

– Следовательно, счастье между молодыми людьми невозможно?

– Для кого же любовь является трагедией? В чем трагедия героев? В непонимании друг друга? (Для героини осмысленный уход в монастырь не является трагедией; для героя трагедия в расставании.)

6. Итог урока

Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления в раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в отказе от страстей и в обращении к вечному».

– Согласны ли вы с мнением ученого? Герой говорит: «Любовь все та же мука и все то же счастье… все-таки счастье, великое счастье…». Можно ли эту любовь назвать счастьем? (Пройдя через испытания, страдания, связанные с потерей любимой, герой начинает испытывать на себе влияние неких иррациональных сил. Героиня открыла ему путь в другой мир. Герой еще не осознает, но через 2 года повторит маршрут той давней поездки и ему почему-то захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители…)
«Всякая любовь – великое счастье даже если она не разделена», – убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо любовь… всегда очень краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц).

7. Домашнее задание . Задание с кратким развернутым ответом «В чем смысл финала рассказа «Чистый понедельник»?

Для И. А. Бунина чувство любви всегда тайное, великое, непознаваемое и не подвластное разуму человека чудо. В его рассказах, какая бы любовь ни была: сильная, настоящая, взаимная – она никогда не доходит до супружества. Он останавливает ее на высшей точке наслаждения и увековечивает в прозе.

С 1937 по 1945 гг. Иван Бунин пишет интригующее произведение, в последующем оно войдет в сборник «Темные аллеи». Во время написания книги автор эмигрировал во Францию. Благодаря работе над рассказом, писатель в некоторой степени был отвлечен от черной полосы, проходящей в его жизни.

Бунин говорил, что «Чистый понедельник» — это наилучшая работа, которая была им написана:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Жанр, направление

«Чистый понедельник» написан в направлении реализма. Но до Бунина о любви так не писали. Писатель находит те единственные слова, которые не опошляют чувства, а каждый раз заново открывают знакомые всем эмоции.

Произведение «Чистый понедельник» — новелла, небольшое бытовое произведение, чем-то схожее с рассказом. Отличие можно найти лишь в сюжетном и композиционном построении. Жанру новелла, в отличие от рассказа, свойственно присутствие некоего поворота событий. В данной книге таким поворотом является изменение взглядов на жизнь у героини и резкая смена ее образа жизни.

Смысл названия

Иван Бунин наглядно проводит параллель с названием произведения, сделав главной героиней девушку, которая мечется между противоположностями, и еще пока не знает, что ей нужно в жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, причем не просто первого дня новой недели, а религиозного торжества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своего прежнего быта.

Чистый понедельник – это первый в календаре праздник Великого Поста, и ведущий к прощеному воскресенью. Автор протягивает нить переломной жизни героини: от различных забав и ненужных потех, до принятия религии, и ухода в монастырь.

Суть

Рассказ ведется от первого лица. Основные события таковы: рассказчик каждый вечер посещает девушку, проживающую напротив храма Христа спасителя, к которой испытывает сильные чувства. Он безмерно болтлив, она очень молчалива. Между ними не было близости, и это держит его в недоумении, и каком-то ожидании.

На протяжении определенного времени они продолжают ходить по театрам, вместе проводить вечера. Близится прощеное воскресенье, и они едут в Новодевичий монастырь. По пути героиня ведет беседу о том, как вчера была на раскольничьем кладбище, и с восхищением описывает обряд захоронения архиепископа. Рассказчик не подмечал в ней раннее некую религиозность, и поэтому слушал внимательно, горящими влюбленными глазами. Героиня примечает это, и поражается тому, как сильно он ее любит.

Вечером они идут на капустник, после чего повествователь провожает ее домой. Девушка просит отпустить кучеров, чего раньше не делала, и подняться к ней. Это был только их вечер.

На утро героиня говорит, что уезжает в Тверь, в монастырь — ее не нужно ни ждать, ни искать.

Главные герои и их характеристика

Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.

В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству. Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.

Темы и проблемы

  1. Основная тема – это любовь . Именно она дарит человеку смысл в жизни. Для девушки путеводной звездой стало божественное откровение, она нашла себя, а вот ее избранник, потеряв женщину своей мечты, сбился с пути.
  2. Проблема непонимания. Вся суть трагедии героев состоит в недопонимании друг друга. Девушка, испытывая любовь к рассказчику, не видит в этом ничего хорошего – для нее это проблема, а не выход из запутавшейся ситуации. Она ищет себя не в семье, а в службе и духовном призвании. Он же искренне этого не видит и пытается навязать ей свое видение будущего – создание брачных уз.
  3. Тема выбора также присутствует в новелле. Выбор есть у каждого человека, и каждый сам решает, как поступить верно. Главная героиня выбрала свой путь – уход в монастырь. Герой же продолжал ее любить, и не мог смириться с ее выбором, из-за этого не мог обрести внутреннюю гармонию, найти себя.
  4. Также у И. А. Бунина прослеживается тема предназначения человека в жизни . Главная героиня не знает, чего хочет, но чувствует свое призвание. Ей очень трудно понять саму себя, и из-за этого рассказчик также не может до конца в ней разобраться. Однако она идет на зов своей души, смутно угадывая предназначение – предначертание высших сил. И это очень хорошо для них обоих. Если бы женщина ошиблась и вышла замуж, она бы навсегда осталась несчастной и в этом винила того, кто сбил ее с пути. А мужчина мучился бы от неразделенного счастья.
  5. Проблема счастья. Герой видит его в любви к даме, но дама движется по другой системе координат. Она найдет гармонию лишь наедине с Богом.
  6. Главная мысль

    Писатель пишет о подлинной любви, которая в итоге заканчивается разрывом. Герои сами принимают такие решения, у них полная свобода выбора. И смысл их поступков – это идея всей книги. Каждый из нас должен выбрать именно ту любовь, которой мы сможем безропотно поклоняться всю жизнь. Человек должен быть верным себе и той страсти, которая живет в его сердце. Героиня нашла в себе силы пойти до конца и, несмотря на все сомнения и соблазны, прийти к заветной цели.

    Основная мысль новеллы – это горячий призыв к честному самоопределению. Не нужно бояться, что кто-то не поймет или осудит твое решение, если ты уверен, что это и есть твое призвание. Кроме того, человек должен суметь противостоять тем препонам и соблазнам, которые мешают ему услышать свой собственный голос. От того, сумеем ли мы его услышать, зависит судьба, причем и наша собственная участь, и положение тех, кому мы дороги.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема урока Д

Эпиграф: «Путь к бунинской философии лежит

через бунинскую филологию».

В.Ходасевич.

Тип урока: урок – размышление.

Цель урока:

1.Образовательная:

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению идейно-художественных особенностей рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник».

2. Обучающая:

Отработать навык самостоятельного анализа текста,

Обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилистики и философской концепции писателя.

Проанализировать духовные искания героев рассказа И.Бунина «Чистый понедельник», выявить авторскую позицию, дать собственную интерпретацию рассказа.

3. Развивающая:

Способствовать развитию исследовательских умений и навыков учащихся,

- развитию творческого потенциала учащихся через осознанное чтение художественного произведения, развитию коммуникативных умений и навыков

4 . Воспитательная:

- способствовать воспитанию любви к Родине, национальной православной культуре;

Формировать умения внимательно относиться к мнению другого человека.

Задачи:

Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни).

Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств и литературных приёмов.

Образовательные технологии:

    технология критического мышления (стадия вызова - вопросы, на стадии изучения - составление таблицы (графическая организация материала);

    ценностно- ориентированные технологии (связаны с воспитательными задачами);

    диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности);

    информационно-коммуникационные технологии (использование Интернет-ресурсов; мультимедийные приложения (презентация к уроку); работа с текстом и другими источниками).

    Работоспособность достигалась путем особой организации урока, эмоциональным настроем учеников и учителя. На уроке была создана атмосфера непринуждённости.

Методы обучения: метод творческого чтения, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Опережающее домашнее задание к уроку.

    Пользуясь энциклопедическим словарём, рассказать о литераторах, чьи имена упоминаются в рассказе.

    Рассказать о религиозных праздниках, которые указаны в рассказе

    Повторить средства художественной выразительности.

К уроку класс поделился на группы, каждая группа заранее п олучила вопросы для самостоятельной работы над текстом рассказа. Выступление каждой группы завершается коллективным обсуждением и комментарием учителя.

Оборудование: мультимедийная презентация с музыкальным файлом « Лунной сонаты» Бетховена» , фрагментом празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник», видеолекция «Духовная музыка в творчестве композиторов» учебно-методического комплекса для средней школы «Православная культура 5-6 классы» авторы: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «Духовная музыка в творчестве композиторов» (Церковная музыка П.И.Чайковского), текст рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунина.

Планируемые результаты

Предметные результаты

    выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

    умение анализировать литературное произведение;

    определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

    владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

    формулирование собственного отношения к произведению русской литературы;

    понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств.

    Понимание связи литературного произведения с эпохой его написания

Личностные результаты

    воспитание духовно-нравственных качеств (интерес к творчеству писателя, и т.д.)

    уважительное отношение к русской литературе, религии, культуре и живописи.

Метапредметные результаты

    умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

    умение самостоятельно организовать свою деятельность;

    умение определять сферу своих интересов.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к восприятию материала. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы с вами закрываем последнюю страницу лучшей книги, по мнению самого автора, сборник «Темные аллеи», который был создан И.А.Буниным в 1937 – 1945 годах в Грассе (Франция). «Все 38 рассказов этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».

3.Рефлексия (1 этап). Первичное усвоение знаний.

Дома в ы самостоятельно познакомились с рассказом И.А.Бунина «Чистый понедельник», который многие по праву называют «маленьким шедевром большого писателя».

Задание: 3-4 прилагательными(причастиями) охарактеризуйте первичные впечатления, которые на вас произвел рассказ. (Вернемся в конце урока, на втором этапе рефлексии).

4.Целеполагание: попробуйте сформулировать тему и цели урока. (Примерные ответы: тема урока Смысл названия рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник», цель урока: проанализировать рассказ)

Можем ли сейчас ответить на вопросы: Почему рассказ называется «Чистый понедельник?» В чем проявилось мастерство писателя? (Ответ: нет, не можем.)

Попытаемся раскрыть "тайны Бунина- стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».Обращение к эпиграфу урока. Запишите тему урока Д уховные искания героев рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Как понимаете выражение «духовные искания»? (Поиск человеком ответов на нравственные вопросы, своего предназначения в жизни)

С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?(С главной героиней).

5 .Актуализация знаний. Анализ рассказа.

Реализация домашнего задания(задания для групп).

Учитель: Рассказ «Чистый понедельник» создавался в эмиграции, в тяжелые годы Второй мировой войны, был окончен 12 мая 1944 года. В очень короткой экспозиции мы узнаем о том, что действие происходит в Москве, зимой в 1912-1914г... Повествование ведется от имени героя. Бунин использовал прием ретроспекции - взгляд из настоящего в прошлое. Завязкой сюжета является знакомство молодых людей и на лекции в литературно – художественном кружке.

5.1.

1 группа «Корреспонденты». Респонденты (одноклассники) должны были 2-3 словами ответить на вопрос: О чём рассказ «Чистый понедельник»?

Ответы учеников (зачитывают ответы респондентов): «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, респонденты определили тему рассказа – любовь.

Учитель: Действительно, в центре внимания любовный конфликт, кульминация – разрыв отношений, развязка – уход героини в монастырь. Почему герои не могли быть вместе? В чём их трагедия? А есть ли трагедия, если Бунин утверждает:

« Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»?

Попробуем разобраться вместе. Повествование у Бунина ведётся от первого лица, у героев нет имён. Значит, для Бунина главное показать не героев, а что-то другое.

5.2.Аналитическая беседа.

Какие приметы московского быта начала 10-х годов 20 века вы нашли в тексте?
Жизнь у героев самая обычная для их круга: каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут в театр, или на концерт, либо на театральный капустник. Но главной героине рассказа такая жизнь не нравится. Тем не менее, она продолжает посещать капустники, концерты, театры. Часто и герой чувствует себя ненужным. Но он счастлив оттого, что сидит с ней, слышит её мелодичный голос. И завтра, и послезавтра будет всё то же счастье…
Но завтра и послезавтра счастья не бывает. Герой скоро поймёт это. «Мы были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами…»

Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье? («Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»)

6.Составление таблицы «Сравнительная характеристика героев»(в течение урока)

Обратите внимание на портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа? Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини? (усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек).

Я… родом из
Пензенской губернии

Она из Твери, а её бабушка из Астрахани

Я привозил ей коробки
шоколаду, новые книги – Гофмансталя,

Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского

Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.

Счастливый, влюбленный.

Странная, загадочная, противоречивая. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь»

- Как увидел рассказчик свою возлюбленную? (Весь рассказ построен на антитезе, противопоставляются героиня и герой. В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность». Она раз и навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она зачем-то училась на курсах, сама точно не знала зачем (может, и мы в жизни также совершаем поступки, не зная зачем. Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех, а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате; душа ее тянулась ко всему русскому, но внешне она была похожа на русскую: «Москва, Астрахань, Персия, Индия», - думал о ней герой.

- Проанализируем описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини? (соединение восточных и з ападных мотивов, портрет босого Толстого).

Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?

(Звучит фрагмент из «Лунной сонаты» Бетховена»)

5.3.

3 группа «Литераторы». «Писатели, упоминаемые на страницах рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина.

Лекция A. Белого, пародийно описанная в рассказе.

B. Брюсов. «Огненный ангел». Исторический роман.

Л. Андреев. Рассказ «Гуго фон Гофмансталь».

Австрийский символист Артур Шницлер.

Австрийский драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж.

7. Осознание и осмысление материала.

Почему мы не узнаем имена героев при большом количестве имен собственных в рассказе? (Имена собственные помогают автору воссоздать конкретную эпоху, показать дух противоречий того времени, создать историко-философский фон для вечной истории любви и расставания… Герои – воплощение вечных устремлений человека к счастью в любви и трагического неосуществления этой мечты. Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей).

Д ля создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

(Колокольный звон)

Учитель: Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века. В рассказе речь идёт о религиозных праздниках.

    Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

    Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.

(Фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)

Великий пост - 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

5.4.

3 группа « Историки». Упоминания в рассказе древних храмов, монастырей, икон, имен исторических личностей, цитаты из древних рукописей и молитв. (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо - Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя. Цитаты из древних летописей. Молитва «Господи Владыко живота моего...», духовная музыка. Имена выдающихся исторических личностей (Пересвет, Ослябя, Юрий Долгорукий, князь Святослав).

Учащиеся зачитывают: «Левее была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близк о, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него».

Какие слова говорят об отношении автора к храму?(Все свои помыслы и преставлении о высшей красоте любви и добре связывали наши предки с образом храма – воплощением царства Божия на земле).

Учащиеся зачитывают:« Я... часто хожу по утрам или вечерам... в кремлёвские соборы. Так вот... диаконы – да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие. В длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, то один хор, то другой, - и все в унисон и не по нотам, а по крюкам». «Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да ещё в церковных песнопениях.»

На Рогожском кладбище была похоронена благоверная княгиня Анна Кашинская. Народ приходил к гробу своей небесной покровительницы. Люди молились ей в бедах, болезнях и скорбиях, а молодые просили у нее совета перед вступлением в брак).

(отрывок видеолекции «Духовная музыка в творчестве композиторов» учебно-методического комплекса для средней школы «Православная культура 5-6 классы» авторы: В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «Духовная музыка в творчестве композиторов» (Церковная музыка П.И.Чайковского)

Учитель: В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика и свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина по Родине. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев "И. Бунин"). Всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, соотносятся с внутренним миром героини.

Именно этой меркой исторического прошлого измеряет героиня современную жизнь, именно с нравственных позиций, выработанных веками в русском человеке, подходит автор к любви своих героев. Таков идейный замысел рассказа.

8. Аналитическая беседа.

Учитель:

Почему в последних строках произведения, когда наступает пронзительная развязка, появляется необыкновенно высоко и лирично изображенная Буниным великая княгиня Елизавета Федоровна?

В конце рассказа величественно-высоко “вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке” появляется великая княгиня Елизавета Федоровна. Поистине Великая, принявшая без благословения отца православие, мужественно стоявшая на коленях во время панихиды около останков своего супруга князя Сергея Александровича, зверски убитого террористами в 1905 году, отдавшая самую большую часть своего наследства на благотворительные цели. Великая княгиня выделила часть денег на приобретение усадьбы на Большой Ордынке и начала здесь строительство церкви и помещений обители, амбулатории, приюта. В феврале 1909 года была открыта Марфо-Мариинская обитель Милосердия, в ней было всего шесть сестер (к 1910 году сестер было уже 17). В эту-то обитель и уходит героиня рассказа И.Бунина. Жизнь-отречение, отданная бедным и нуждающимся. Сразу вспоминается портрет босого Толстого в квартире героини, отказывавшегося от графского титула. И более понятным становится уход героини, нашедшей успокоение своей мятущейся душе в обители. Святые места в рассказе наполнены каким-то особым сиянием, здесь даже вечер светлый и тишина, чего так не хватает в обыденной современной жизни в тех местах, куда каждый день “таскает” ее герой.

Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос: Почему рассказ называется «Чистый понедельник?»

Чистый понедельник - в православной традиции - своеобразная граница, рубеж между жизнью - суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную. Центральные события рассказа приходятся на Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. В Прощёное воскресенье люди просят прощение и прощают обиды и несправедливости; для героини это не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью, где она не смогла найти высшего смысла, высшей гармонии. В Чистый понедельник, первый день поста, человек начинает очищаться от скверны. Веселье масленицы сменяется самоуглублением и самосозерцанием. Само название рассказа вызывает в памяти категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. «Чистый понедельник – начало весеннего обновления мира. Заметим, что этот день стал переломным моментом и в жизни героя. Героиня открывает ему путь в иной мир. Пройдя через страдания, связанные с утратой любимой, герой начинает ощущать стремление к тому духовному миру, в который уходит она. Она уже давно в нём живёт, не случайно вспоминает героиня молитву: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия – не даждь ми…»

Праздность – это лень, ничего-не –делание, духовный вакуум, за которым – духовная смерть.

Любоначалие происходит от гордости, от тщеславия, от стремления к первенству во всём.

Празднословие – ненужные, лишние, фальшивые слова, ни к чему не обязывающие.

В рассказе нет этих ненужных, фальшивых, лишних слов. Автор продемонстрировал нам не только вершину своего филологического мастерства, но и позволил проникнуть в свой внутренний мир, свою философию. В рассказе меняются оба героя. Их жизнь наполняется новым смыслом, потому что миру, наполненному сиюминутностью, мельканием лиц, меркантильности они предпочитают мир просветлённости, покоя и ясности. Мир, основанный на традициях православной культуры.

9.Закрепление учебного материала.

4 группа «Стилисты». Художественные средства, используемые Буниным в этом рассказе? (Эпитеты, метафоры, оксюмороны , эмоционально окрашенные слова, ассоциативные параллели, ритмическая и звуковая организация текста и т. д.). Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?

Чем объясняет писатель особенности характера героини? (Пример ответа:

Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность». Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна. В этом Он очень похож с автором, который говорил: «Женщины мне кажутся чем – то загадочным, чем более изучаю их, тем менее понимаю» .

5.6.(Выразительное чтение отрывка «Странная любовь» до слов … «и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…»)

7. Самостоятельная работа. (На карточках выписан фрагмент описания внешности героини с пропущенными эпитетами). Попробуйте вставить на месте пропусков эпитеты и посмотрите, насколько вы как стилисты близки к стилю писателю .

(Она стояла… в чёрном ___ (бархатном) платье, делавшем её тоньше, блистая его нарядностью, ____ (праздничным) убором смольных волос, смуглой янтарностью обнаженных рук, плеч, сверканием ____ (алмазных) серёжек вдоль чуть припудренных щёк, ____ (угольным) бархатом глаз и ____ (бархатистым) пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам черные ____ (лоснящиеся) косички, придавая ей вид восточной красавицы с лубочной картинки.

Самопроверка(на слайде).

Анализ заключительного эпизода рассказа.

Вопрос: Возвращаясь к композиции рассказа, назовите кульминационную точку в развитии сюжета и взаимоотношение героев. (После единственной счастливой ночи героиня уходит в монастырь). Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту... Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие...»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь - это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

-Как вам кажется, для чего автор вводит эпизод встречи, узнавания героев в 14-ом году? ( Россия на пороге стра шных испытаний…Первая мировая, революции, гражданская война).

- Может быть это очищение через страдания. Испытания во имя спасения? Великий пост как время покаяния и испытания веры на прочность сменяется великим праздником. Может, в этом автор и усматривал путь России…

- Показывая любовь и расставание героев, Бунин размышляет над историей своей родины.

Сравнительный анализ

Сравним 2 финала.

- Вспомним «Антоновские яблоки» и особенный, бунинский язык произведения: изображая осень, автор грустит об угасание дворянской эпохи, прощается с ней.

- Финал рассказа «Антоновские яблоки» - метафорически выраженное размышление об историческом пути России (текст песни, образ дороги, многоточие…)

- Через 44 года он размышляет о духовном пути России и создает свой «Чистый понедельник»,

- Историко-философский план произведения соотносится с размышлениями героини о России. «Чистый понедельник» Бунина – рассказ не только о любви, но и о России.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека".

Рефлексия (2-ой этап). Я прошу вас вернуться к той работе, с которой начали урок. На листах, где было зафиксировано первоначальное впечатление от рассказа, запишите ваши чувства, мысли, ощущения на данном этапе, после анализа рассказа.

Что изменилось в вашем восприятии, понимании рассказа?

О чем побудил вас задуматься этот урок?

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И.А. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного. П ослушайте, как о любви сказал И.А. Бунин- поэт (стихотворение читает подготовленный ученик)

Печаль ресниц, сияющих и чёрных,

Алмазы слёз, обильных, непокорных,

И вновь огонь небесных глаз,

Счастливых, радостных, смиренных…

Всё помню я… Но нет уж в мире нас

Когда-то юных и блаженных.

Откуда же являешься ты мне,

Зачем же воскрешаешь ты во сне,

Несрочной прелестью сияя,

Так дивно повторяется восторг,

Та встреча краткая, земная,

Что бог нам дал и тотчас вновь расторг.

10.Обобщение и систематизация материала.

Учащиеся под руководством учителя подводят выводы:

    Любовь у Бунина изображается не просто как кратковременное чувство, она озаряет жизнь человека и навсегда остается в его памяти.

    Бунин раскрывает «неизбывную трагедию человека, единственного в мире существа, принадлежащего двум мирам: земле и небу, полу и любви».

    Любовь в жизни человека, память – основные нравственные ценности в мире Бунина.

    Писатель показал неудовлетворенность человека окружающим, поиск цельного и осознанного бытия.

Заключительное слово учителя

Бунин в одну из бессонных ночей воскликнул: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». Мне сегодня хочется перефразировать Ивана Алексеевича и сказать:«Благодарю Бога, что он дал мне возможность прочитать «Чистый понедельник».

Итоги урока.

Домашнее задание: письменная работа «Как бы я продолжил(а) рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина.

Выходные данные статьи: Дмитриевская Л.Н. Портрет героини «Чистого понедельника» И.А. Бунина как ключ к пониманию «тайны» характера // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. Статей. Вып.7. Т.1. М.: МГПИ, 2008. с.55-59.

«Портрет в литературном произведении — одно из средств создания образа героя, с отражением его личности, внутренней сущности через изображение (portrait) внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя».
Женский портрет в живописи и литературе особенно интересен, так как с ним связана семантика красоты, любви, материнства, а также страданий и смерти, эротики и мистики… Роковое, трагическое в женской красоте открывали русские классики на протяжении ХIХ века. «Лучезарно-равнодушная» красота А.С. Пушкина, «вызывающая» — М.Ю. Лермонтова, страдальчески-демоническая — Н.В. Гоголя, «властная» и «обезволивающая» — И.С. Тургенева, страдающая, страстно-циническая, «злобно-расчётливая» — М.Ф. Достоевского (эпитеты в кавычках принадлежат И. Анненскому «Символы красоты у русских писателей») предопределили появление на рубеже веков пугающей и влекущей, искушающей и искупительной женской красоты у символистов. В символистских произведениях воплощён культ демонической женщины, в которой сочетаются невинность и «искусительность», преданность и предательство, честность и вероломство. Здесь можно вспомнить Ренату из романа В.Я. Брюсова «Огненный ангел» (1907) и женщин из его рассказов, подругу царевича Алексея Евфросинью из романа Д.С. Мережковского «Антихрист (Пётр и Алексей)» (1904), «огородникову» дочку Зореньку из сказки «Куст» (1906), кухарку из рассказа «Адам» (1908), Матрёну из «Серебряного голубя» (1909) А. Белого и др.
В ряду загадочных, противоречивых женских образов русской литературы — героиня «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Автор (автор-повествователь) преподносит героиню как непостижимую, непонятную, неразгаданную им самим женщину.
Рассказ начинается со слов толстовского героя Платона Каратаева: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне; тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету» (2; 614). Бредень — невод, который тянут вдвоём вброд по реке. Река — символ жизни, поэтому народная пословица становится метафорой жизни, отчасти объясняющей невозможность счастья и любви между героями «Чистого понедельника». Он этот невод тянет в одиночку, а она (являясь выразителем философии автора) ищет в жизни не счастья. Она «всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала», он, не понимая её, отмахивался: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью».
Герой ещё в начале своего повествования-воспоминания говорит «<…> она была загадочна, непонятна для меня <…>» (2; 611).
Постараемся постигнуть тайну образа героини, которую не может понять герой-повествователь. Но её образ понятен автору, и он, конечно, оставил следы для распутывания клубка таинственных деталей.
Детали, связанные с востоком, исследовал Л.К. Долгополов (3), с православием — И.Г. Минералова (4, 5, 6). Мы своё исследование посвятим деталям портрета героини рассказа.
Первое описание внешности героини повествователь даёт в сопоставлении с собой: «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я … (пропустим автопортрет героя, напомнив лишь о его южной, горячей красоте — Л.Д.). А у неё красота была какая-то индийская, персидская : смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные , как бархатный уголь , глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком <…>» (курсив здесь и в других местах наш — Л.Д.) (2; 612).

Врубель «Сирень» (1900), ГТГ

Портрет героини напоминает восточных красавиц Врубеля («Гадалка» (1895), «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), «Тамара и демон», «Сирень» (1900) и др.). Это можно расценивать и как художественный приём: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями из искусства того времени, о котором он вспоминает.
«<…> Выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застёжками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате) <…>» (2; 612). Портрет очень конкретен: в нём царственные цвета и материя. Вспомним парадные портреты императриц: те же цвета, тот же образ сильной, волевой женщины. Антитеза (царственного и простого) в данном портрете героини объясняет одну из загадок в её жизни: над диваном «…зачем-то висел портрет босого Толстого» (2; 611). Граф (босой — было бы оксюмороном, не будь реальностью) Л.Н. Толстой, ищущий истины у народа, со своей идеей опрощенья являлся одним из путей, по которому чего-то искала и она. Её обед в вегетарианской столовой и образ бедной курсистки (хотя, напомним: «мы оба были богаты») — это, вероятно, не что иное, как следование идеям модного на рубеже веков философии толстовства.


Крамской И.Н. Неизвестная, 1883, ГТГ

В следующих портретах особую роль играет чёрный цвет: «Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в чёрных фетровых ботиках.
— Всё черное ! — сказал я, входя, как всегда, радостно. <…>
— Ведь завтра уже чистый понедельник, — ответила она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в чёрной лайковой перчатке»
(2; 615).
«Чёрный» и «чистый» — многозначность позволяет воспринимать эти слова в качестве антонимов, но героиня свой чёрный оправдывает Чистым понедельником, потому что чёрный — это ещё и цвет скорби, знак смирения и признания своей греховности. Эту ассоциативную линию продолжают каракулевые шубка, шляпка и муфта. Каракуль — овца, паства, агнец Божий. Накануне она была на Рогожском («знаменитом раскольничьем») кладбище — центр московской общины старообрядцев (3; 110) — и в Прощёное воскресенье они снова едут на кладбище Новодевичьего монастыря. «В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение друг у друга, равно как и ходить на могилы умерших для той же цели» (1; 548). В это время в храмах читаются покаянные каноны о смерти, о приближающемся конце, о покаянии и прощении (подробнее в комментарии: 3; 109).
На кладбище у могилы Чехова, героиня вспоминает о А.С. Грибоедове, и они «…зачем-то поехали на Ордынку <…>, но кто же мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов» (2; 617). Очередное «зачем-то» психологически объяснимо: «противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра» (2; 617) на могиле Чехова в противовес напоминает о трагической смерти в Персии и могиле А.С. Грибоедова. Его знание Московского общества, отражённое в известной комедии, жизнь и смерть на востоке — всё было близко ей. Ведь глядя на неё и вдыхая «какой-то слегка пряный запах её волос» герой думает: «Москва, Астрахань, Персия, Индия!» Зачем ищет этот дом на Ордынке? Наверное, чтобы, как и полагается в этот день, просить прощения у автора «Горя от ума» за неизменившиеся московские нравы.
Дом не нашли; проехали, не завернув, мимо Марфо-Марьинской обители и остановились в трактире Егорова в Охотном ряду. «Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед чёрной доской иконы Богородицы Троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на чёрный кожаный диван… Пушок на верхней губе был в инее, янтарь щёк слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, — я не мог оторвать глаз от её лица» (2; 617).
Портрет в интерьере: она вся в чёрном сидит на чёрном диване рядом с черной доской иконы. Мотив чёрного в образе героини благодаря иконе выводится на сакральный уровень. Героиня, со своей индийской, персидской красотой, связывается Богородицей ещё и через восточные черты:
«— Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица. Три руки! Ведь это Индия! Вы — барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву» (2; 617).
По последнему восклицанию можно понять, что в Москве для героини (и автора, как известно) сливаются Запад — Восток — Азия: это и дикие мужики, и блины с шампанским, и богородица, и Индия… Ранее это «Василий Блаженный и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах…» (2; 614). Такое же слияние есть и в её образе. Вот следующее портретное описание:
«…Она прямо и театрально стояла возле пианино в чёрном бархатном платье. Делавшем её тоньше, блистая его нарядностью, праздничным убором смольных волос, смуглой янтарностью обнажённых рук, плеч, нежного, полного начала грудей, сверканием алмазных серёжек вдоль чуть припудренных щёк, угольным бархатом глаз и бархатистым пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам чёрные лоснящиеся косички, придавая ей вид восточной красавицы с лубочной картинки» (2; 619).
По-прежнему через чёрный цвет проводится мотив скорби о своей греховной сущности, в которой героиня признаётся строками древнерусского сказания: «И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся к ней в естестве человеческом, зело прекрасном…» (1; 618).
Восточная красавица предстаёт в театральном и царском блеске и с театральной позой возле пианино, на котором только что играла начало «Лунной сонаты». Сакральный смысл восточных черт героини, возникший в сопоставлении с иконой, разрушается, а образ восточной красавицы утрируется до лубочной картинки.
На «капустнике» Художественного театра она «ловко, коротко притоптывая, сверкая серёжками, своей чернотой и обнажёнными плечами и руками» (2; 620) танцевала польку с пьяным Сулержицким, который при этом «кричал козлом». «Капустник» напоминает шабаш, а в героине проявляются почти демонические черты — дала волю своей греховной, уже давно осознанной, сущности. И это тем неожиданнее, что ещё совсем недавно читателю предлагался в параллель к её образу святой лик Богородицы.
Ауру загадочности, непредсказуемости героини снова можно развеять психологическим анализом поступков. Решение поехать на «капустник», отдаться в последний, а может, и единственный раз безудержной страсти своей натуры, а затем провести ночь с тем, о ком думала: «Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…», возникло после того, как окрепло решение: «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» Как не испытать себя, проверить правильность решения, попрощаться с миром, вкусить в последний раз греха перед полным отречением? Но вера ли движет ею, насколько искренне её покаяние, если она и раньше спокойно признаётся, что в монастыри её тянет не религиозность, а «не знаю что…»
«Чистый понедельник» заканчивается портретом героини в общей процессии инокинь, следующих за великой княгиней: «<…> из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом , длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестёр <…> И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд чёрных глаз в темноту, будто как раз на меня…» (2; 623).
И.А. Бунин в эмиграции уже знал о судьбе, постигшей царскую семью и великую княгиню, поэтому её портрет подобен иконе — в нём лик («тонколикая»), образ святой.
Среди чисто-белой процессии, под белым платом — она, которая хоть и стала «одной из», а не Шамаханской царицей, как было прежде, но все-таки не смогла спрятать смольную черноту своих волос, взгляд чёрных глаз и свою ищущую чего-то натуру. Трактоваться последний портрет героини может по-разному, но для Бунина, скорее, важна была мысль о неукратимой силе природы человека, которую невозможно спрятать или победить. Так было и в «Лёгком дыхании», рассказе 1916 года, то же и в «Чистом понедельнике», написанном в 1944 году.

ЛИТЕРАТУРА
1. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковных служителей. — М., 1993. — Ч.1.
2. Бунин И.А. Чистый понедельник
3. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца ХIХ — начала ХХ века. — Л., 1985.
4. Минералова И.Г. Комментарии // В кн.: А.П. Чехов Дама с собачкой. И.А. Бунин Чистый понедельник. А.И. Куприн Суламифь: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков М., 2000. С.102-119.
5. Минералова И.Г. Поэтический портрет эпохи // Там же. С.129-134.
6. Минералова И.Г. Слово. Краски, звуки… (стиль И.А. Бунина) // Там же. С.134-145.

В более коротком варианте статья выходила здесь:

Портрет героини «Чистого понедельника» И.А. Бунина // Национальный и региональный «космо-психо-логос» в художественном мире писателей русского подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М. Пришвин). Елец, 2006, с.91-96.

Просмотров: 5211

Рассказ Бунина описывает отношения двух молодых богатых людей. Сравнительная характеристика героев рассказа «Чистый понедельник» поможет разобраться в проблемах, освещаемых в произведении. Духовность или любовь – сложный выбор одного из идеальной пары.

Молодой человек

Главный герой – красивый богатый юноша. Он красив собой, уверенный и образованный. Полюбив девушку, он ведет себя как галантный кавалер. Юноша не торопит красавицу с ответом, ждет ее решения. Ему тяжело от непонимания и отказа соединиться в браке, но нет чувства злости, обиды. Странная безответная любовь доставляет счастье, это успокаивает юношу. Иногда «неполная близость» становилась невыносимой, но уважение к женщине брало верх, любовь сдерживала порывы. Молодой человек старается выполнить в се желания любимой. Он идет с ней в собор, посещает театральные капустники. Мужчина пытается понять ту, которую полюбил, но она остается для него загадкой до последнего письма. Смысл жизни теряется. Юноша начинает пить. Это привычное решение мужчин всех веков. Вином он заливает горе расставания. Постепенно юноша приходит в себя, но любовь остается в его сердце. Он видит ее среди хора монахинь, выходит из собора и прощается со своей мечтой. Слова старухи в церкви становятся лекарством: так страдать – это грех. Нельзя мужчине заниматься только своей душой, он должен был разобраться в чувствах девушки гораздо раньше. Глубокий духовный мир спутницы остался для него тайной, необъяснимой и непонятной загадкой.

Странная красавица

Девушка, в которую влюблен молодой человек, удивляет и интригует с первых строк. Ее внешность яркая и необычная: она красива как персиянки, индийские девушки. Героиня богата, ее влюбленный спутник тоже. Идеальные отношения должны были заинтересовать красавицу, но она отводит разговор в сторону, когда речь заходит о браке. Красавица живет самостоятельно, но это не повод заводить настоящую связь с мужчиной. Она, наоборот, держит юношу

«в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании…».

Девушка не отказывает себе в развлечениях: ездит в рестораны, посещает театры, концерты, любит представления цыган. Любовь между молодыми людьми автор называет странной. Читатель замечает странности, но только со стороны женщины.

Красавица любит дорогую стильную одежду, может съесть целую коробку шоколада, много ест за обедом, не отказывает себе в ужине. Героиня чаще молчит, по три дня не выходит из дому, увлекшись чтением книг. Интересна манера поведения героини. Она несет себя с достоинством, зная о своем уме и привлекательности. Девушка говорит медленно, ровно, тихо, оценивая каждое произносимое слово.

Странность усиливается, когда автор рассказывает о ее увлечении посещать соборы. В конце рассказа, когда уже все предвещала тесные узы между влюбленными, девушка уходит в монастырь. Достаток, счастье с любимым не могут заменить ей стремление соединиться с Богом. Душа делает свой выбор: светские наслаждения, дорогие модные наряды остаются в прошлом. Душа ищет покоя в молитвах и песнопении.