Гражданская в ликах. Кондратий Петрович Белов: биография Белов кондратий петрович картины

Кондратий Петрович Белов
Дата рождения:
Место рождения:

д. Верхние Усы, Пермская губерния, Российская империя

Дата смерти:
Место смерти:

Омск , СССР

Страна:

СССР

Жанр:

эпический пейзаж; историко революционная тематика.

Награды:

; Народный художник РСФСР; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Медаль «За трудовое отличие»; Медаль «За многолетнюю активную помощь командирам и политработникам в коммунистическом воспитании советских воинов»; Персональный пенсионер республиканского значения.


Кондратий Петрович Белов (23 марта 1900, деревня Верхние Усы Пермской губернии - 4 мая 1988, Омск) - сибирский художник, эпический пейзажист, Народный художник РСФСР (1976). Отец известного омского художника и педагога заслуженного деятеля искусств РСФСР Станислава Кондратьевича Белова.

Биография

Детство прошло в селе Пача на берегу Томи. Рисовать начал с 7 лет. Отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение. Белова отдали прислужником и работником к местному священнику, который обратил внимание на баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. Отец решил женить его на племяннице местной купчихи.

В 17 лет с благословения матери убежал от женитьбы в Томск. Завербовался на строительство Мурманской железной дороги. На строительстве познал лишения пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, грабителей, тифа. Возвращается в Сибирь. В мае 1919 года - колчаковская мобилизация. Служба в Омске в 43-м строевом полку, муштра и казарменный режим. Участвовал в неудачном походе против алтайских партизан. Перешел в Красную Армию. Служба в Иркутске в 48-м стрелковом полку.

Солдат Белов рисует химическим карандашом на стене казармы обнаженную женщину, после чего его направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов. Руководитель студии, когда-то волостной писарь в Паче, сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на 3-месячные курсы. Кондрат Белов достойно завершил занятия в студии и по ходатайству того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников (их было 20, 9 военных, остальные - вольнослушатели) был и К. Белов.

1921 год в Иркутске было неспокойно, банды держали город в постоянном напряжении. Служба и обучение проходили параллельно. Педагогами были известные иркутские художники К. И. Померанцев и С. Н. Соколов, любимец студийцев будущий московский график С. Д. Бигос (он был старше Белова только на 5 лет), читинский скульптор Иннокентий Жуков. Первая живописная работа Белова «Широкая масленица» вызвала у преподавателей разноречивые мнения, но ее активно защищал Бигос. В следующем, 1922, году она экспонируется вместе с несколькими новыми работами появилась на весенней выставке иркутских художников.

В 1924 г. он поступил в Омский художественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля. В техникум его приняли условно, без стипендии, поскольку здесь для поступления требовалось 7 классов школы, а он имел только церковно-приходскую школу. Не было проблем со специальными предметами, но трудно давались математика, физика. Приходилось подрабатывать истопником в бывшем Кадетском корпусе, работа требовала много времени и давала мало денег. В Худпроме пришлось заканчивать полиграфическое отделение, которое при тогдашней безработице давало большие возможности найти работу по профессии. В 1929 г., через год после окончания техникума, он устраивается литографом на геокартографическую фабрику при военно-топографическом отделе Сибирского военного округа.

В 1924 г. становится членом Омского филиала самой многочисленной тогда художественной группировки АХР (Ассоциация художников революции). В Омске был организован филиал москвичом Н. Г. Котовым. К этому времени ахровцы заняли ведущее положение в художественной жизни города в отличие от других сибирских городов, где доминировало объединение «Новая Сибирь». Под воздействием Декларации ассоциации все художники-ахровцы пытались дать народу понятное, идеологически активное искусство, не углубляясь в проблемы формообразования.

В 1932 году он был принят в члены только что образовавшегося Союза художников СССР. В этом же году он заболел туберкулезом легких, врачи запретили ему работать в литографской мастерской. Устроился художником в Дом Красной Армии. Там он сначала оформлял спектакли, затем начал играть в них. Первые увлечения театром были ещё во время службы в Колчаковской армии. К. Белов серьёзно увлекся театром. В 1934 году устроился в клуб мелькомбината, где стал там актером, художником и режиссером. В этом же году командировка на север Омского района для контроля за уборкой урожая, откуда художник привез 140 графических портретов ударников труда. Эти портреты, выставленные в драмтеатре, составили 1-ю персональную выставку художника.

В 1937 году по доносу он был исключен из рядов ВКП(б) как активный белогвардеец. Под предлогом сокращения штатов его уволили из клуба, сняли с воинского учета за невозможностью использовать в РККА. 1937 год в Омске был годом охоты на художников. Арестованы были и погибли в лагерях и тюрьмах Ян Янович Авотин, Илья Васильевич Волков, Михаил Михайлович Орешников, Самуил Яковлевич Фельдман - ядро омского отделения товарищества «Всекохудожник», которое возникло в 1932 году на базе местного отделения АХРа.

В годы войны художник постоянно работает. В 1945 г. награжден медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В 1946 году Белову возвращают звание члена Союза художников России, восстанавливают в ВКП(б). К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К. П. Белову, В. Р. Волкову, А. Н. Либерову, П. С. Мухину, К. Н. Щекотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К. П. Белов совершает поездки по северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К. П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств. 1976 - народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

Творчество

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» (1948) стал этапной и программной работой. В 1949 году пейзаж включен в состав выставки советского искусства экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири. Этой работой живописец открывает новый жанр, который станет для него любимым. К. П. Белов проявляется как эпический пейзажист, во многом противопоставляясь традиционным русским пейзажам лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Сама природа Сибири требовала иных выразительных средств, иных акцентов. В этой работе появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, подчеркнутые композицией бесконечные просторы; находится излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, и человек только часть его. Художник видит полноту природы её темперамент, буквально температуру, но и это только часть чего-то большего - космоса. По мироощущению Белов - пантеист.

После поездок 1960-х годов появляются новые черты в беловском пейзаже. В этой серии работ художник отошел от панорамности и масштабности, повествовательную организация динамики сменила внутренняя динамика натуры, выраженная формальными художественными приемами: ритмикой и подвижностью мазка, экспрессией. Природа ещё в большей степени становится соавтором художника. Хотя большинство работ названы по местам, которым они посвящены («Тевриз», 1960, «Усть-Ишим», 1960, «У Тобольска», 1960, «Березовский мыс», 1960, «У Салехарда», 1960, «Салехард», 1961, «Ханты-Мансийск», 1961, «Тобольский центр», 1961) живописец не создает масштабных образов старинных сибирских городов, экскурсионный подход отсутствует напрочь. Казалось бы уголок подобный написанному в одном месте мог бы оказаться в другом, но эта предельная подлинность природы. Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцент, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах К. П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

В послевоенный период работы К. П. Белова посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири ("Выступление Красной Армии в Омске, «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости, К. П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины».

Пача и Омск - два главных лейтмотива творчества художника. Его последняя работа - большой холст «Село моей юности».

Похоронен на Старо-Северном мемориальном кладбище Омска.

Награды

Правительственные:

  • Орден «Знак Почёта»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За трудовое отличие»
  • Медаль «За многолетнюю активную помощь командирам и политработникам в коммунистическом воспитании советских воинов»
  • Персональный пенсионер республиканского значения.

Творческие:

  • Диплом Комитета по делам искусств
  • Звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»
  • Звание «Народный художник РСФСР».
Выставки
  • 1921 г. Весенняя выставка. Иркутск.
  • 1929 г. Выставка. Омск.
  • 1934 г. Персональная выставка. Омск.
  • 1937 г. 1-я областная выставка. Омск.
  • 1938 г. 2-я областная выставка. Омск.
  • 1939 г. 3-я областная выставка, посвященная 20-летию освобождения Сибири от колчаковщины. Омск.
  • 1940 г. Республиканская выставка произведений художников периферии. Москва.
  • 1940 г. 4-я областная выставка. Омск.
  • 1942 г. Передвижная выставка по госпиталям. Омск.
  • 1942 г. Областная выставка, посвященная 25-й годовщине Октября. Омск.
  • 1944 г. Областная выставка. Омск.
  • 1945 г. Республиканская выставка произведений художников периферии. Москва.
  • 1945 г. Областная выставка. Омск.
  • 1947 г. Сибирская межобластная художественная выставка. Новосибирск.
  • 1949 г. Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. Москва.
  • 1949 г. Республиканская художественная выставка. Москва.
  • 1950 г. Республиканская художественная выставка. Москва.
  • 1950 г. Зарубежная передвижная выставка произведений советских художников. Польша, ГДР, Болгария, ЧССР, Индия, ВНР, Финляндия, Румыния.
  • 1951 г. Республиканская выставка произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. Москва.
  • 1951 г. Республиканская художественная выставка. Москва.
  • 1956 г. Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Иркутск.
  • 1957 г. Всесоюзная выставка, посвященная I съезду художников СССР. Москва.
  • 1960 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1961 г. Персональная выставка. Омск.
  • 1963 г. Персональная выставка. Москва.
  • 1964 г. Выставка «Советские Вооруженные Силы в изобразительном искусстве». Омск.
  • 1965 г. Персональная выставка. Новосибирск.
  • 1964 г. I зональная художественная тематическая выставка «Сибирь социалистическая». Новосибирск.
  • 1965 г. Передвижная выставка «Художники Сибири». Новосибирск.
  • 1966 г. Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Тюмень.
  • 1967 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1967 г. II зональная выставка «Сибирь социалистическая», посвященная 50-летию Советской власти. Омск.
  • 1968 г. Областная выставка омских художников «Ленинскому комсомолу посвящается». Дом художника. Омск.
  • 1968 г. Областная художественная выставка «Художники - Октябрю». Дом художника. Омск.
  • 1968 г. Выставка произведений омских художников. Черновцы.
  • 1969 г. Персональная выставка, посвященная 50-летию освобождения Омска от колчаковских войск. Дом художника. Омск.
  • 1969 г. Республиканская выставка «Графики Сибири». Москва.
  • 1969 г. III зональная выставка «Сибирь социалистическая» (к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина). Красноярск.
  • 1970 г. Областная выставка произведений омских художников, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Дом художника. Омск.
  • 1971 г. Персональная выставка. К 70-летию со дня рождения. Омск, Москва, Иркутск, Барнаул.
  • 1971 г. Республиканская выставка «Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока». Москва.
  • 1973 г. Юбилейная выставка, посвященная 40-летию Омской организации СХ и ХПМ. Дом художника. Омск.
  • 1974 г. Зарубежная выставка «Художники Омска». Пешт. Венгрия.
  • 1974 г. Выставка «Художники - целине», посвященная 20-летию освоения целинных и залежных земель. Дом актера. Омск.
  • 1975 г. Персональная выставка. К 75-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности. Омск; ЦДСА Москва.
  • 1975 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1975 г. IV-я зональная выставка «Сибирь социалистическая». Томск.
  • 1975 г. Областная выставка, посвященная 30-летеию Победы над фашистской Германией. Дом художника. Омск.
  • 1977 г. Республиканская выставка «60 лет Великого Октября». Москва.
  • 1977 г. Областная выставка произведений омских художников, посвященная 60-летеию Великого Октября. Дом художника. Омск.
  • 1978 г. Персональная выставка К.П. Белова в г. Юрга Кемеровской области (Юрга)
  • 1979 г. Областная выставка произведений омских художников, посвященная 60-летию освобождения города Омска от колчаковщины. Дом художника. Омск.
  • 1980 г. Персональная выставка. К 80-летию со дня рождения. ООМИИ. Омск.
  • 1980 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1980 г. V зональная выставка «Сибирь социалистическая». Барнаул.
  • 1982/83 г. Юбилейная выставка произведений омских художников «Омская земля» (50 лет организации). Дом художника. Омск.
  • 1982/83 г. Юбилейная выставка произведений омских художников «Омская земля» (50 лет организации). Москва, Ленинград.
  • 1983 г. Выставка произведений советской живописи. ООМИИ. Омск.
  • 1984 г. Выставка, посвященная 60-летию ООМИИ. Дом художника. Омск.
  • 1984 г. Выставка «Современноя советская графика и скульптура». ООМИИ. Омск.
  • 1985 г. Персональная выставка. Дом художника. Омск.
  • 1985 г. Республиканская выставка «Советская Россия». Москва.
  • 1985 г. VI зональная выставка «Сибирь социалистическая». Кемерово.
  • 1985 г. Областная выставка, посвященная 40-летию Победы над Германией, «Омичи в труде и бою». Дом художника. Омск.
  • 1986 г. Выставка омских художников в ЦДРИ. Москва.
  • 1986 г. Областная выставка произведений омских художников «Художник и город», посвященная 270-летию основания города Омска. Дом художника. Омск.
  • 1986 г. Выставка «Рубежи жизни Родины». ООМИИ. Омск.
  • 1987 г. Областная выставка произведений омских художников «Художники - Октябрю», посвященная 70-летию Великого Октября. Дом художника. Омск.
  • 1989 г. Персональная посмертная выставка. ООМИИ. Омск.
  • 1989 г. Персональная выставка творческого наследия. Москва.
  • 1992 г. Выставка «Худпром». ООМИИ. Омск.
  • 1997 г. Выставка «Союз нерушимый. 50-е годы». Дом художника. Омск.
  • 1998 г. Выставка «Омск - столица Сибири». Музей К. П. Белова.
  • 1998 г. Выставка произведений художников-шестидесятников. Музей К. П. Белова.
  • 1999/2001 г. Выставка «Искусство XX века». ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.
  • 2000 г. Выставка «К. Белов и художники его времени». Дом художника. Омск.
  • 2000 г. Выставка «Красавец-мужчина». ГОХМ «Либеров-центр». Омск.
  • 2001 г. Выставка «Дорога к храму». Картинная галерея. р.п. Таврическое.
  • 2001 г. Выставка «Омск. Пространство Достоевского». Дом художника. Омск.
  • 2001 г. Выставка «Белая столица: перелом эпох». Музей К. П. Белова.
  • 2001 г. Выставка «Быть человеком между людьми», посвященная Ф. М. Достоевскому. ГМИО. Омск.
  • 2001 г. Выставка «Искусство социального заказа. 1930-1950-е гг.» ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.
  • 2002 г. «Омский союз художников в контрастах эпохи». К 70-летию образования Омской организации СХ России. ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.
  • 2002 г. Выставка "Товарищество «Художник». Музей К. П. Белова.
  • 2005 г. Выставка «Село моё родное» из фондов музея К. П. Белова. Кемеровский областной музей изобразительных искусств. Кемерово.
  • 2007 г. Выставка «Художники Омского Прииртышья», посвященная 75-летию Омского отделения Союза художников. ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.
  • 2008 г. Выставка «Было так…». Музей К. П. Белова.
Творческие поездки и командировки
  • Братская ГЭС (1956).
  • Север Сибири (Тобольск, Салехард, Ханты-Мансийск).
  • Алтай.
  • По реке Каме вместе с Р. Ф. Черепановым и с сыном С. К. Беловым: Пермь, Соликамск, Чердынь (1964).
  • Тюменский Север.
Участие в конкурсах Творческое наследие

Работы К. П. Белова хранятся во многих музеях страны, в Омске они находятся в коллекциях ГУК Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля» и МУК Городской музей «Искусство Омска», но основная часть наследия хранится в музее ГУК Омской области «Омский музей Кондратия Белова».

Омский музей Кондратия Белова

Омский музей Кондратия Белова

Музей К. П. Белова открылся 29 марта 1991 года, после кончины известного художника. Но дом для своего музея Кондратий Петрович успел выбрать сам: старинный особняк на бывшей Плотниковской улице (ныне ул. Ч. Валиханова), памятник деревянного зодчества нач. XX в. (1901 г.)

Музей К. П. Белова открылся в 1991 г. как филиал ГУК ОО «Музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля» и через год обрел самостоятельность.

  • Общая площадь здания - 282 кв. м,
  • экспозиционная - 150 кв. м,
  • фондовая - 17 кв. м.

Общее количество единиц хранения: основной фонд - 610, в том числе:

  • живопись - 91,
  • графика - 267,
  • архивные материалы - 252,
  • научно-вспомогательный фонд - 25.

Основная часть художественного фонда состоит из произведений, переданных родственниками художника по его завещанию.

В музее работают представители династии Беловых.

Память
  • Памятник К. П. Белову во дворе музея Кондратия Белова (скульптор Мурашев)
  • Мемориальная доска на доме, где жил художник ул. Орджоникидзе, дом 13.
Интересные факты
  • По количеству добрых анекдотов о Белове вряд ли кто-либо сравнится с ним из омских художников.
  • У Кондратия Петровича был неофициальный титул, его называли патриархом сибирской живописи.
  • В Омске известны 4 художника по фамилии Белов. Владимир Никитич и Сергей Александрович однофамильцы друг другу и отцу и сыну - Кондратию Петровичу и Станиславу Кондратьевичу.
Библиография

Белов К. П. О моей жизни / К. Белов. - Омск: ЛЕО, 2005. - 159 с. : ил., портр., факс. - 105-летию со дня рождения посвящ.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Кондратий Петрович Белов (23 марта 1900, деревня Верхние Усы Пермской губернии - 4 мая 1988, Омск) - сибирский художник, эпический пейзажист, Народный художник РСФСР (1976). Отец известного омского художника и педагога заслуженного деятеля искусств РСФСР Станислава Кондратьевича Белова.

Биография

Детство прошло в селе Пача на берегу Томи. Рисовать начал с 7 лет. Отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение. Белова отдали прислужником и работником к местному священнику, который обратил внимание на баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. Отец решил женить его на племяннице местной купчихи.

В 17 лет с благословения матери убежал от женитьбы в Томск. Завербовался на строительство Мурманской железной дороги. На строительстве познал лишения пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, грабителей, тифа. Возвращается в Сибирь. В мае 1919 года - колчаковская мобилизация. Служба в Омске в 43-м строевом полку, муштра и казарменный режим. Участвовал в неудачном походе против алтайских партизан. Перешел в Красную Армию. Служба в Иркутске в 48-м стрелковом полку.

Солдат Белов рисует химическим карандашом на стене казармы обнаженную женщину, после чего его направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов. Руководитель студии, когда-то волостной писарь в Паче, сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на 3-месячные курсы. Кондрат Белов достойно завершил занятия в студии и по ходатайству того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников (их было 20, 9 военных, остальные - вольнослушатели) был и К. Белов.

1921 год в Иркутске было неспокойно, банды держали город в постоянном напряжении. Служба и обучение проходили параллельно. Педагогами были известные иркутские художники К. И. Померанцев и С. Н. Соколов, любимец студийцев будущий московский график С. Д. Бигос (он был старше Белова только на 5 лет), читинский скульптор Иннокентий Жуков. Первая живописная работа Белова «Широкая масленица» вызвала у преподавателей разноречивые мнения, но её активно защищал Бигос. В следующем, 1922, году она экспонируется вместе с несколькими новыми работами появилась на весенней выставке иркутских художников.

В 1924 г. он поступил в Омский художественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля. В техникум его приняли условно, без стипендии, поскольку здесь для поступления требовалось 7 классов школы, а он имел только церковно-приходскую школу. Не было проблем со специальными предметами, но трудно давались математика, физика. Приходилось подрабатывать истопником в бывшем Кадетском корпусе, работа требовала много времени и давала мало денег. В Худпроме пришлось заканчивать полиграфическое отделение, которое при тогдашней безработице давало большие возможности найти работу по профессии. В 1929 г., через год после окончания техникума, он устраивается литографом на геокартографическую фабрику при военно-топографическом отделе Сибирского военного округа.

В 1924 г. становится членом Омского филиала самой многочисленной тогда художественной группировки АХР (Ассоциация художников революции). В Омске был организован филиал москвичом Н. Г. Котовым. К этому времени ахровцы заняли ведущее положение в художественной жизни города в отличие от других сибирских городов, где доминировало объединение «Новая Сибирь». Под воздействием Декларации ассоциации все художники-ахровцы пытались дать народу понятное, идеологически активное искусство, не углубляясь в проблемы формообразования.

В 1932 году он был принят в члены только что образовавшегося Союза художников СССР. В этом же году он заболел туберкулезом легких, врачи запретили ему работать в литографской мастерской. Устроился художником в Дом Красной Армии. Там он сначала оформлял спектакли, затем начал играть в них. Первые увлечения театром были ещё во время службы в Колчаковской армии. К. Белов серьёзно увлекся театром. В 1934 году устроился в клуб мелькомбината, где стал там актером, художником и режиссёром. В этом же году командировка на север Омского района для контроля за уборкой урожая, откуда художник привез 140 графических портретов ударников труда. Эти портреты, выставленные в драмтеатре, составили 1-ю персональную выставку художника.

, Пермская губерния , Российская Империя - 4 мая 1988, Омск , РСФСР , СССР ) - сибирский художник, эпический пейзажист, член СХ СССР , Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964), Народный художник РСФСР (1976). Участник Гражданской войны в Сибири .

Биография

Родился на Урале в русской крестьянской семье. Вскоре родители переселились в Сибирь, в Томский уезд . Здесь, в селе Пача (ныне - Яшкинский район ), на берегу реки Томи прошло детство Кондратия Белова. В его память впечатались яркие картины того детства, яркие и разнообразные: величественную тайгу с рекою, которые для села были всем - кормилицей, дорогой, отдыхом; ежегодные ярмарки, шумные, крикливые, с разухабистым весельем, мошенничеством, слезами. Запомнились образы людей - то суровых и замкнутых, то богомольных и благообразных, то жадных, завистливых, то лицемерных, но строго соблюдавших в своих домах-крепостях принцип невмешательства: две собаки дерутся, третья - не суйся.

Путеводная звезда появилась. Рисовал он с увлечением, хотя это было небезопасно. Отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение . Но мир не без добрых людей. В церковно-приходской школе способности юного художника оценил волостной писарь Пазилов, отбывавший в этих местах ссылку. Он даже добился разрешения принять Кондратия Белова в только что открывшиеся рисовальные классы (шёл 1911 год) Томского Общества поощрения художников . Но отец был непреклонен: «Писать тебя научили, читать, считать тоже. Вот тебе и вся наука. Если все в деревне будут учёными, кто будет хлеб сеять?» Не помогло даже то, что творческие способности неожиданно принесли прибыль. В Пачу приехал уездный землемер распределять участки среди крестьян. Узнав, что Кондрат умеет рисовать, он поручил ему писать на колышках номера участков и платил по 1 рублю за день работы. Но вместо художественной школы отец отдал Кондратия в мальчики - так тогда называли прислужников у состоятельных сельчан. Прислуживать довелось местному священнику, который через некоторое время обратил внимание на прозревший баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы для дальнейшей церковной службы. Но отец рассчитывал на иной вариант судьбы Кондратия, решил женить его на одной состоятельной девице. Про неё говорили: «В двери не войдёт, но зато племянница местной купчихи». Расчёт отца выбиться в люди приобретал ясные очертания, но они не совпадали никак с представлениями о жизни молодого парня.

В 17 лет (весна 1917 года), с благословения матери, Кондратий убежал от женитьбы на заработки в Томск . Мать дала 2 рубля и со слезами благословила. Губернский столичный Томск поразил и потряс молодого человека. Позднее он вспоминал:

С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно. Сплошные магазины на Почтамтской . В гостинице Второва окна в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, за окнами чудеса, не мог насмотреться. На площади - митинги, люди кричат, хрипят, неистовствуют, аплодируют, хохочут: опять зрелище. Близ города - пожары в тайге, горят дома, магазины. В воздухе висело марево дыма, солнце зловеще красное - страшно. Преступность, беспорядок, паника…

Так начались жизненные университеты К.П. Белова, которые ввергли его в томские ночлежки с их романтикой и грязью «дна» жизни. Через некоторое время Кондратий завербовался на строительство Мурманской железной дороги и уехал на Русский Север. На строительстве познал лишения, пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, избежал убиения грабителями, заболел тиф ом. Возвращается в 1918 году в охваченную революцией Сибирь, в Томск и полгода восстанавливал здоровье.

В мае 1919 года попал под колчаковскую мобилизацию в Сибирскую армию . Служить отправлен рядовым в 43-м строевом полку, расквартированном в городе Омск е, столице колчаковского режима. Близость к начальству вылились в неимоверную муштру солдат и жёсткий для них казарменный режим. Осенью часть была направлена на усиление частей, участвовавших в походе против алтайских краснопартизанских армий. Поход закончился разгромом колчаковских частей в боях в Барнаульском уезде, во время которых Кондратий Белов с группой других солдат крестьянского происхождения перешли на сторону красных. Был проверен контрразведкой ВЧК и затем зачислен в ряды 5-й Красной Армии , которая стремительно продвигалась на восток. После взятия Верхноудинска наступательное продвижение прекратилось - за Байкал ом была создана буферная Дальне-Восточная Республика . Кондратий Белов служил в Иркутске в 48-м стрелковом полку 5-й РККА . Здесь впервые получил признание рисовальческий талант молодого 20-летнего красноармейца.

Белов весьма реалистично рисует простым химическим карандашом на стене казармы обнажённую женщину. Этот импровизированный эскиз понравился командованию и комиссару части, после чего Кондратия направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов. Это был проницательный человек и земляк, когда-то служил волостным писарем, жил некоторое время в Паче . он сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на трёхмесячные курсы. К счастью, три сумасшедших года, когда жизнь не стоила ничего, а смерть была постоянно рядом, не лишили сибиряка впечатлительности. Он достойно завершил занятия в студии и по ходатайству всё того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при Политуправлении 5-й Армии. Это была удача, поскольку студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников (их было 20, 9 военных, остальные - вольнослушатели) был и К. Белов.

В 1946 году Кондратию Белову возвращают звание члена Союза художников России , восстанавливают в рядах членов ВКП(б) . К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К.П. Белову, В.Р. Волкову, А.Н. Либерову, П.С. Мухину, К.Н. Щёкотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К.П. Белов совершает поездки по сибирскому северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К.П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР . В 1976 году - присвоено звание Народного художника России . Признание к художнику пришло в 1960-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

В послевоенный период работы К.П. Белова были в основном посвящены теме революционных лет в Сибири («Выступление Красной Армии в Омске», «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик Омска таким, каким он застал его в молодости. К.П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины».

В 1937 году по доносу он был исключен из рядов ВКП(б) как активный белогвардеец. Под предлогом сокращения штатов его уволили из клуба, сняли с воинского учета за невозможностью использовать в РККА. 1937 год в Омске был годом охоты на художников. Арестованы были и погибли в лагерях и тюрьмах Ян Янович Авотин, Илья Васильевич Волков, Михаил Михайлович Орешников, Самуил Яковлевич Фельдман - ядро омского отделения товарищества «Всекохудожник», которое возникло в 1932 году на базе местного отделения АХРа.

В годы войны художник постоянно работает. В 1945 г. награждён медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В 1946 году Белову возвращают звание члена Союза художников России, восстанавливают в ВКП(б). К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К. П. Белову, В. Р. Волкову, А. Н. Либерову, П. С. Мухину, К. Н. Щекотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К. П. Белов совершает поездки по северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К. П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств. 1976 - народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

Творчество

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» (1948) стал этапной и программной работой. В 1949 году пейзаж включен в состав выставки советского искусства экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири. Этой работой живописец открывает новый жанр, который станет для него любимым. К. П. Белов проявляется как эпический пейзажист, во многом противопоставляясь традиционным русским пейзажам лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Сама природа Сибири требовала иных выразительных средств, иных акцентов. В этой работе появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, подчеркнутые композицией бесконечные просторы; находится излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, и человек только часть его. Художник видит полноту природы её темперамент, буквально температуру, но и это только часть чего-то большего - космоса. По мироощущению Белов - пантеист.

После поездок 1960-х годов появляются новые черты в беловском пейзаже. В этой серии работ художник отошел от панорамности и масштабности, повествовательную организация динамики сменила внутренняя динамика натуры, выраженная формальными художественными приемами: ритмикой и подвижностью мазка, экспрессией. Природа ещё в большей степени становится соавтором художника. Хотя большинство работ названы по местам, которым они посвящены («Тевриз», 1960, «Усть-Ишим», 1960, «У Тобольска», 1960, «Березовский мыс», 1960, «У Салехарда», 1960, «Салехард», 1961, «Ханты-Мансийск», 1961, «Тобольский центр», 1961) живописец не создает масштабных образов старинных сибирских городов, экскурсионный подход отсутствует напрочь. Казалось бы уголок подобный написанному в одном месте мог бы оказаться в другом, но эта предельная подлинность природы. Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцент, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах К. П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.


художник

Любовь к родному краю в пейзажах омского художника К. П. Белова Любовь к отечеству начинается с любви к родному городу, родному краю. Старейший омский художник К.П. Белов, как ни кто другой, чувствовал свою родину, умел видеть в ней все самое прекрасное и все свои картины посвятил Сибири . Его пейзажи показывают Сибирь как красивый и бескрайний край, открывают нам страницы прошлого и показывают то, что было безвозвратно утеряно.

Родился будущий художник на Северном Урале, вырос в Сибири, на берегу полноводной и мощной реки Томи в селе Пача. В его памяти сохранились яркие и разнообразные впечатления детства, связанные с природой и традициями родного края.

В 17 лет Кондратий Петрович, волею судьбы, оказался в Томске , который поразил его: «С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно… ». Именно в Томске начались жизненные университеты Белова, а потом продолжались уже в Сибири.

В 1922 году первая живописная работа Белова "Широкая масленица" появилась в экспозиции весенней выставки иркутских художников.

Пейзаж "Лесосплав на Иртыше" (1948) - важнейший этап в творчестве художника. Некоторые искусствоведы в порыве энтузиазма назвали его первым полным и выразительным портретом Сибири. В этой работе живописец открыл не только новый жанр, который станет для него своим, родным, здесь раскрываются новые грани дарования художника, его мироощущение, его мировосприятие. В "Лесосплаве" определились возможности живописца-пейзажиста . Он заявляет о себе как о художнике эпического склада, сурового и мужественного. Появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, бесконечные просторы, находится и излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Этот мотив будет потом варьироваться, но не превратится в штамп, облегчающий художнику контакт с натурой, а явится результатом осмысления природы Сибири, стремления выразить ее суть в самых широких, только ей присущих категориях.

Почему же Белов обратился к пейзажу на 49-м году жизни, а не раньше? Он вырос в природе, всегда чувствовал ее, умел ее видеть. В то время пейзаж был жанром второстепенным, но и здесь на первый план выходил индустриальный пейзаж . Изображения фабрик, заводов, строек, железных дорог и т.д. Ценилась природа не сама по себе, а преобразованная, подчиненная человеку.

Белов воспринимает природу по-другому. Он представляет эпический пейзаж - направление, редко встречавшееся в русской пейзажной живописи, где традиционно доминировали лирический и декоративно-синтетический пейзажи. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, частью которого является человек. К.П. Белов стремится видеть природу, чувствовать жизнь окружающего мира, ее темперамент. В его пейзажах нет разделения на основной мотив и фон, нет четко выраженного композиционного центра. Каждая часть природы, независимо от того, ближе она или дальше, не может играть подчиненную роль. В этом принципиальное отличие эпического пейзажа от лирического. Все это в полной мере придет позже, но началось все именно с «Лесосплава».

Следующая работа «Половодье на Иртыше» (1949), продолжая обозначившуюся линию, как бы суммирует все лучшее из того, что в то время мог сказать художник. Остается высокая точка зрения, остается глубина пространства. Но восприятие природы концентрируется, спрессовывается. Исчезает повествовательность, нет места мелким развлекательным подробностям, но начинается предыдущая картина (фигурки людей, лошади, детали домиков). Композиция приобрела строгость, собранность, цельность.

Более свободным, эмоциональным, раскованным Белов становится в небольших картинах конца 1950-х годов. В свое время их не оценили по достоинству. Слишком резко они контрастировали с господствовавшей тогда лакировочной живописью. Две из них художник сделал на картоне для себя как эскизы будущих работ о своей родине - деревне Пача, которую он продолжал любить всегда. В этих картинах эпическое начало заметно уменьшается, хотя все внешние параметры эпики сохраняются - высокая точка зрения, глубина пространства, свободная композиция. Однако в эпическую структуру вторгается романтическое содержание, здесь много личностного, эмоционального, выраженного языком пластики и цвета.

Пейзаж «Родные поля» (1958) пронизан чувством любви к этому более чем скромному уголку сибирской природы. Мягкое предвечернее освещение привносит в картину тихую поэзию. Догорающий луч света высвечивает часть сжатого поля, его золотистые оттенки наполняют атмосферу произведения удивительной теплотой. Только затененный первый план темная полоса леса с тяжелыми облаками несколько сжимают пространство картины, создавая ненавязчивое ощущение настороженной тишины. Здесь впервые легко угадывается меланхолический темперамент самого художника, ностальгическое состояние его души.

В печальном событии картины «Старая мельница» (1960) художник также видит свою красоту. Неторопливо течет вода, она давно уже преодолела запруду и постепенно затопила некогда жилое пространство, заборы, сараи, дома. Над водной гладью возвышается только забытая старая мельница с заколоченными окнами и дверью, ставшая прибежищем птиц. Когда-то добротная постройка уже начинает разрушаться. Живописец не делает из этого трагедии. Основная тема картины - какая-то скептическая элегичность («все течет...»). Она и определяет композиционный строй полотна. Старые бревна и доски от влажности и времени приобретают красивый серебристый оттенок, клубятся облака, солнечные зайчики затейливо играют на поверхности воды. Природа живет своей жизнью. В произведениях К. П. Белова природа одухотворяется. Все, что есть на холсте, - это проявление ее жизни, активной, напряженной, динамичной. Понятно, что индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, подчиняет индивидуальному состоянию природы. В его картинах не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

Исключением из этого правила (и то с оговорками) является для художника город Тобольск, который он любил и в котором всегда чувствовал подъем творческих сил. В бывшей столице сибирского края он находит основательность, эпичность, свойственные всей природе Сибири. В пейзажах, посвященных Тобольску, живописец активно включает в характеристику города воду и небо, хотя сам город занимает здесь значительно больше места, чем в других подобных работах.

В картине «Окраина Тобольска» (1971) голубоватые холодные тона разливающейся реки определяют всё колористическое решение холста - стихия победила, и дома, как небольшие островки, теряют самостоятельное значение в этом необъятном просторе воды.

В пейзаже «Тобольский кремль» (1964) стихия и город живут в полном согласии. Небо по-прежнему является цветовым камертоном картины, но оно отходит на задний план, как бы уступая место громаде кремля. Поэтому появляется ощущение, что источник теплого вечернего тона закатного неба - сам кремль, который композиционно доминирует в работе, будто охраняет покой соседних небольших уютных домиков.

Вообще небо играет важную роль в композиционном строе произведений Белова. Любой этюд, любую картину, по его утверждению, он начинает писать с неба. Состояние неба - это и есть настроение его будущего произведения, та «тональность», в которой будет закончена работа.

С середины 1960-х годов Белов возвращается к жанру эпического пейзажа. Возвращается на новом уровне, обогатив свой изобразительный язык новыми живописно-пластическими решениями. Романтическая концепция пейзажа, элементы которой и раньше проявлялись в его произведениях, теперь определяет структуру его работ. Романтические тенденции наиболее отчетливо проявляются в эпических произведениях К. П. Белова («Родина», 1978; «Устье Тобола», 1980) - собирательных образах родины - Сибири. Все они возникли на основе десятков этюдов и картин.

Белову лучше всего удаются пейзажи тех мест, которые он хорошо знает и любит, что связаны с его детством, юностью, молодостью. Это река Томь, где он вырос; Прииртышье, где он формировался как художник; Алтай, Северный Урал, тюменский Север, где он часто бывал. Работы, изображающие эти места, подкупают неповторимостью личной интонации живописца.

К. П. Белов обладает прекрасной художественной памятью, может с доскональной точностью воспроизвести события жизни, знакомые места. Часто и с нежностью художник пишет свою родину. Это темная река, на которой приютилось село, церковь, мельница, с которыми связано так много воспоминаний детства, запутанные, но такие знакомые деревенские улочки («Улица моя», 1968; «Родина», 1973; «Воспоминания детства», 1974).

Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири, но и здесь он обращается к пейзажу, природе. Природа - то главное действующее лицо, то деликатно отступает в глубину, давая возможность развиваться событиям. В работе «Крах колчаковской армии» (1968) отступление колчаковских войск из Омска - их бывшей столицы - трактуется буднично, просто, без элементов нажима, шаржа. Фон отступления - мост через реку Омь, Пророко - Ильинская церковь, Никольский собор, часовня, дома - документально восстанавливает облик Омска 1919 года. Но одновременно пейзаж (вот где проявляются и такт, и мастерство художника) создает и образное решение темы. Соборы, которые художник любит как олицетворение души народа, его извечного стремления к красоте, стоят величественные, гордые, провожая еще одно временное явление, претендовавшее на устойчивость и так буднично и обыденно заканчивающее свое существование. Лист «Митинг. Канун Октября» (1968) возвращает зрителя к событиям 1917 года в Омске . Октябрьская осень, ясный день. Спокойно плывут облака. На площади перед Успенским кафедральным собором собралась толпа. Что-то на трибуне энергично вещает агитатор. Кто-то его слушает, кто-то нет. Одни отдыхают, другие прогуливаются. Но это не важно. Вся толпа - стаффаж, то есть второстепенный элемент композиции, оживляющий изображение. Главный персонаж - величественный собор. На дальнем плане - освещенная солнцем Крестовоздвиженская церковь. Рассматривая все работы, посвященные революционному Омску, нетрудно убедиться, что в композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Одна из причин многочисленных обращений художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием, восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко - Ильинскую церковь, Серафимо - Алексеевскую часовню, Тарские ворота, восстановленные уже после смерти живописца. Название одной работы об этом говорит безапелляционно - «Омск исторический» (1979). Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины». Пача и Омск - два главных лейтмотива творчества художника. Его последняя работа - большой холст «Село моей юности». (Как тут не вспомнить самого Белова: «Нет реки без истока, так и в судьбе моей ты - то единственное место, куда устремляется душа моя»). Произведения омского художника К. П. Белова – живое, впечатляющее повествование о любви к родному краю, к его красоте, к его истории, представляющие интерес для самого широкого круга всех тех, кто не может быть равнодушным к прошлому и настоящему своей Родины.