Картина ренуара у озера история создания. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания. —1873 Выбор жанров

(фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож - 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра.
Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты.
В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

Розы в вазе. 1910

В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына - Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.
Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт»
Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи ». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

Зонтики, 1881-1886 Национальная галерея, Лондон


Маленькая мисс Ромейн Lacaux. 1864. Кливлендский музей искусств


Лиза с зонтиком. 1867


Портрет Альфреда и Мари Сислей. 1868


Study - Summer. 1868


Променад. 1870. Музей Пола Гетти


Pont Neuf. 1872. Национальная галерея искусств (США)


Сена в Argentueil. 1873


Весенний букет, 1866, Музей Гарвардского университета.


«Девушки у рояля» (1892). Музей Орсе.


La Loge. 1874


Женщина с кошкой. 1875. Национальная галерея искусств (США)


Клод Моне рисует Картину в своем саду в Аржантее. 1875


Портрет художника Клода Моне, 1875, Музей Орсе, Париж


Габриэль Ренар и малолетний сын Жан Ренуар, 1895


Семья художника: Пьер Ренуар , Алина Charigot,
epouse Ренуар, Жан Ренуар , Габриэль Ренар. 1896.
Фонд Барнса Мерион, штат Пенсильвания


Портрет Альфонсин Фурнез, 1879, Музей Орсе, Париж


Девочка с лейкой. 1876. Национальная галерея искусств (США)


Бал в Мулен de la Galette. 1876


Ваза с хризантемами


Портрет Жанны Самари. 1877


Leaving The Conservatoire. 1877


Жанна Самари мадмуазель. 1878.
Цинциннати художественный музей


Берег Сены в Asnieres. 1879


Одалиска


Гребцы на Chatou. 1879. Национальная галерея искусств (США)


Дворец дожей, Венеция, 1881


Натюрморт: Розы Vargemont , 1882


Дети на пляже Guernesey , 1883 - Фонд Барнса, Мерион, США


Сад Сцена в Бретани, 1886 Фонд Барнса, Университете Линкольна, Мерион, США


Девочка с цветами. 1888


Натюрморт: Розы (1908)


Обед. 1879


The Lunch of the Boating Party. 1881. Кливлендский музей искусств


По воде, 1880, Художественный институт Чикаго


Две девушки в черном. 1881


На террасе. 1881. Художественный институт Чикаго


Swing (La Balancoire) , 1876, Музей Орсе, Париж


Fruits from the Midi. 1881. Институт искусств, Чикаго


La Grenouillere , 1868, Национальный музей, Стокгольм, Швеция


City Dance. 1883


Танцы в Буживале. 1883


Dance in the Country. 1883


Девочка с обручем. 1885. Национальная галерея искусств (США)


Мать и дитя. 1886. Кливлендский музей искусств


Продавец яблок. 1890. Кливлендский музей искусств


Rambler. 1895


The Large Bathers. 1887. Музей искусств Филадельфии


Bather Arranging Her Hair. 1893. Национальная галерея искусств (США)


Купальщица с длинными волосами. 1895


Купальщица со светлыми волосами. 1906

В 1874 году в Париже произошло событие, открывшее новую эру в живописи. Группа радикальных художников, уставшая от консерватизма правящих кругов французского мира искусств, показала свои работы на независимой выставке импрессионистов. Тогда, наряду с живописцами и , картины выставил мастер светского портрета Огюст Ренуар.

Детство и юность

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Его родным городом являлась расположенная на юго-западе Франции коммуна Лимож. Художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонарда и его жены, швеи Маргариты. Несмотря на то, что семейство едва сводило концы с концами, родителям хватало времени и любви на то, чтобы оделять вниманием и нежностью каждого из своих отпрысков.

В детстве Пьер был нервным и впечатлительным мальчишкой, но Леонард и Маргарита сочувственно относились к чудачествам ребенка. Отец прощал сыну, когда Огюст утаскивал у него карандаши и портновские мелки, а мать – когда он рисовал на стенах дома. В 1844 году Ренуары переехали в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ.

Регент хора Шарль Гуно, услышав пение Огюста, на протяжении пары недель пытался убедить родителей отдать будущего автора картины «Девушка с веером» в музыкальную школу. Однако в итоге Пьер иллюзорному миру звуков предпочел живопись. Леонард отдал наследника на фабрику «Леви Бразерс», занимающейся изготовлением продукции из фарфора, когда тому исполнилось 13 лет. Там мальчик научился рисовать, украшая тарелки, горшки и вазы изображениями, выходившими из под его кисти.


Когда в 1858 году компания обанкротилась, юный Ренуар, находясь в поисках иных источников дохода, раскрашивал стены кафе, жалюзи и навесы, копируя работы художников эпохи Рококо – Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара и Франсуа Буше. По мнению биографов, этот опыт повлиял на последующее творчество графика.

Именно произведения мастеров XVIII века пробудили в авторе картины «Роза» любовь к ярким цветам и неброским линиям. Вскоре Огюст осознал, что его амбициям тесно в рамках подражательной работы. В 1862 году он поступил в школу изящных искусств. Его наставником стал швейцарский художник Марк Габриэль Шарль Глейр, придерживающийся при создании картин академической традиции рисования.


Согласно этой традиции, произведения пишутся исключительно на исторический или мифологический мотив, а в изобразительной палитре преобладают только темные цвета. Такие холсты жюри Салона принимало на ежегодную официальную выставку, которая давала возможность заявить о себе начинающим живописцам. Во время обучения Ренуара в академии, в мире искусства Франции назревал переворот.

Художники Барбизонской школы живописи все чаще изображали на своих полотнах явления повседневной жизни с использованием игры света и тени. Также именитый реалист Гюстав Курбе во всеуслышание заявил, что задача живописца заключается в отображении реальности, а не идеализированных сцен в академическом стиле. Ренуар, также как и его приятели - сокурсники Клод Моне и Альфред Сислей, знал о царящих в воздухе революционных настроениях.


Однажды товарищи, чтобы обозначить свою позицию, во время занятий, без разрешения Глейера вышли на улицу и стали рисовать под открытым небом все то, что их окружало. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Холст, изображавший неидеализированную, повседневную сцену жизни, стал символом отказа Огюста от академической традиции рисования.

Живопись

Творческая зрелость приходит к импрессионистам в одно и то же время - с наступлением 70-х, положивших начало лучшему десятилетию в их искусстве.


Наиболее плодотворным эти годы оказались и в художественной судьбе Ренуара: «Семья Анрио», «Обнаженная в солнечном свете», «Понт Неф», «Всадники в Булонском лесу», «Ложа», «Голова женщины», «Большие бульвары» «Прогулка», «Качели», «Бал в Ле Мулен де ла Галетт», «Портрет Жанны Самари», «Первый выезд», «Мадам Шарпантье со своими детьми», «Танец в городе», «Чашка шоколада», «Зонтики», «На террасе», «Большие купальщицы», «Завтрак гребцов» - далеко не полный список шедевров, созданных Огюстом за этот период.


Поражает не только количество, но и удивительное жанровое разнообразие работ. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Трудно любой из них отдать предпочтение. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.


Его кисть, нисколько не погрешив против правды, с удивительной легкостью превращала ничем не примечательную горничную в пеннорожденную богиню красоты. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует картина «Лягушатник» (второе название - «Купание на Сене»).


Ее сюжетом послужила оживленность отдыхающей на берегу реки публики, очарование солнечного дня, серебристый блеск воды и голубизна воздуха. Внешний лоск не увлекал Ренуара. Он хотел быть не красивым, а естественным. Чтобы этого достичь, творец отказался от традиционного толкования композиции, придав работе вид моментально сделанного снимка.


В 80-е годы работы Ренуара пользовались особым спросом. Пьер писал картины для финансистов и состоятельных владельцев магазинов. Его холсты выставлялись в Лондоне, Брюсселе, а также на седьмой Международной выставке в Париже.

Личная жизнь

Ренуар любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Если перечислять возлюбленных живописца, дав самую краткую биографическую справку о каждой, список составил бы увесистый том. Натурщицы, работавшие с художником, заявляли, что Огюст никогда не женится. Знаменитая муза портретиста, актриса Жанна Самари, говорила, что Пьер через прикосновение кисти к холсту сочетается узами брака с женщинами, которых пишет.


Снискав славу как талантливый импрессионист, Ренуар в середине 1890-х годов вступил в новый этап своей жизни. Давняя любовница Огюста - Лиза Трео вышла замуж и покинула художника. Пьер стал постепенно терять интерес к импрессионизму, возвращаясь в произведениях к классике. Именно в этот период автор картины «Танцы» повстречал юную белошвейку Алину Шариго, которая впоследствии стала его супругой.

Пьер познакомился с будущей женой в расположенной напротив его дома молочной мадам Камиль. Несмотря на разницу в возрасте (Шариго была младше мужа на 20 лет), взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алины невозможно было не заметить. Хорошо сложенная барышня, по словам художника, была очень «уютная».


Ее хотелось постоянно гладить по спине, как котенка. В живописи девушка не разбиралась, но глядя на то, как Пьер орудует кистями, испытывала удивительно волнующее чувство полноты жизни. Алина, знавшая толк и в хорошей кухне, и в добром вине, стала чудесной женой для художника (хотя они вступили в официальный брак только через пять лет, после рождения первого сына Жана).

Она никогда не пыталась навязать себя окружению мужа, предпочитая выражать свое отношение к возлюбленному и его друзьям через приготовленные блюда. Известно, что когда влюбленные жили на Монмартре, дом Ренуара, при ограниченности средств, слыл самым хлебосольным. Гостей часто угощали вареной говядиной с овощами.


Став супругой художника, Алина сумела облегчить его жизнь, ограждая творца от всего, что могло бы помешать его работе. Шариго быстро снискала всеобщее уважение. Даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на выставке, сказал, что Алина похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов. Известно, что, будучи женатым на Шариго, автор картины «Две сестры» часто вступал в интимную близость со своими натурщицами.

Правда, все эти плотские интрижки и романтические влюбленности никак не угрожали положению мадам Ренуар, ведь она была матерью его детей (в браке родились сыновья Пьер, Клод и Жан), хозяйкой в его доме и той, кто ни на шаг не отходил от Пьера, когда он болел. В 1897 году, из-за осложнений после перелома руки, здоровье живописца резко ухудшилось. Художник страдал от ревматизма, но, даже будучи прикованным к инвалидному креслу, продолжал создавать новые шедевры.


Лидер течения фовистов Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Ренуара в его студии, однажды, не удержавшись, спросил о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. Тогда Огюст, ни секунды не колеблясь, ответил товарищу, что боль, которую он испытывает, пройдет, а красота, созданная им – останется.

Смерть

В последние годы в работах Ренуара варьировались одни и те же темы: купальщицы, одалиски, аллегорические фигуры и портреты детей. Для художника эти образы были символичным обозначением молодости, красоты и здоровья. Южное солнце Прованса, притягательность женского тела, милое лицо ребенка - в них воплотилась для автора картины «Букет» радость бытия, то, чему он посвятил свое искусство.


Первая мировая война нарушила привычный ход жизни графика. Так, от переживаний за сыновей, ушедших на фронт, скоропостижно скончалась супруга живописца Алина. Став вдовцом, терзаемый болезнями и голодом, Огюст, в силу своего характера, не отказался от искусства, не омраченного тяжестью окружающей действительности. Когда реальность уже не давала пищи для творчества, он черпал вдохновение в натурщицах и в саду, разросшемся на склоне горы Колетт.


Именитый импрессионист умер от пневмонии 3 декабря 1919 года, успев закончить свою последнюю работу «Натюрморт с анемонами». Семидесятивосьмилетний старец до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья. Сейчас произведения Ренуара украшают галереи Европы.

Произведения

  • 1869 – «Лягушатник»
  • 1877 – «Портрет Жанны Самари»
  • 1877 – «Первый выезд»
  • 1876 – «Бал в Мулен де ла Галетт»
  • 1880 – «Фигуры в саду»
  • 1881 – «Завтрак гребцов»
  • 1883 – «Танец в Буживале»
  • 1886 – «Зонтики»
  • 1887 – «Большие купальщицы»
  • 1889 – «Прачки»
  • 1890 – «Девушки на лугу»
  • 1905 – «Пейзаж близ Каня»
  • 1911 – «Габриэль с розой»
  • 1913 – «Суд Париса»
  • 1918 – «Одалиска»
Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919) - французский живописец-импрессионист, график и скульптор. | Часть-1:Этапы пути и жанровая живопись.

Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож — 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра.

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты.
В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.


«Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств

В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит, хотя Ренуар отказался признать своё отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870—1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.

Пьер-Огюст Ренуар, Алина Шариго, 1885, Художественный музей, Филадельфия


В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.

К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.
После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.


3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

Marie-Félix Hippolyte-Lucas (1854-1925) - портрет Ренуара 1919 год


1862—1873 Выбор жанров

«Весенний букет» (1866). Музей Гарвардского университета.

В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов.
В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе.
В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Её приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил.
Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены — «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт — «Весенний букет» (1866), «Натюрморт с букетом и веером» (1871), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная натура — «Диана-охотница» (1867).
В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».

1874—1882 Борьба за признание

«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876). Музей Орсе.

Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе — 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».
Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнаженная» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877).
Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна — в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881), «На террасе» (1881).

1883—1890 «Энгровский период»

«Большие купальщицы» (1884—1887). Музей искусств, Филадельфия.

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Ренуар написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи.
Открывается так называемый «энгровский период». Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее.

1891—1902 «Перламутровый период»

«Девушки за фортепьяно» (1892). Музей Орсе.

В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина «Девушки за фортепьяно» (1892) была закуплена для Люксембургского музея.
Ренуар ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи.
В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».
В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта.

1903—1919 «Красный период»

«Габриэль в красной блузе» (1910). Собрание М. Вертема, Нью-Йорк.

«Перламутровый» период уступил место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.
Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919).

В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль на протяжении 10 лет делает копии картины Ренуара «Завтрак гребцов».
Близким другом Огюста Ренуара являлся Анри Матисс, который был почти на 28 лет младше его. Когда О.Ренуар оказался из-за болезни по сути прикован к постели, А.Матисс навещал его каждый день. Ренуар, практически парализованный артритом, превозмогая боль, продолжал писать картины в своей студии. Однажды, наблюдая за тем, с какой болью даётся ему каждый мазок кисти, Матисс не выдержал и спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся). И в этом был весь Ренуар, творивший до последнего вздоха.

Пьер-Огюст Ренуар считается одной из ведущих фигур в импрессионизме. За все время он создал больше тысячи полотен. Художник был настолько предан живописи, что даже будучи прикованным к инвалидному креслу, он писал картины кистью, привязанной к руке.



Ренуар мог и не стать художником. Мальчиком пел в церковном хоре, и преподаватель всерьез настаивал, чтобы его отдали учиться музыке. Однако когда родители заметили, как красиво их сын рисует углем на стенах, то они отправили его в подмастерья. Он расписывал фарфор в мастерской господина Леви.


13-летний Ренуар работал невероятно быстро и качественно. Хозяин мастерской не знал, радоваться ему или огорчаться. «Мальчишка! А зарабатывает такие деньги!» - вздыхал он. Господин Леви и понижал ставку юному дарованию и переводил его на сдельную оплату, но все равно Пьер Огюст работал с такой скоростью, что в скором времени заработал столько денег, что их хватило на покупку дома для родителей.


Когда Огюст Ренуар оказался в доме Рихарда Вагнера, он сумел написать портрет прославленного композитора всего за 35 минут.


Несмотря на то, что творчество Ренуара относят к импрессионизму, художник не вгонял себя в четкие рамки какого-то определенного стиля. Он экспериментировал. После изучения живописи Ренессанса манеру работы художника оказали влияние картины Рафаэля и других мастеров той эпохи. Этот период его творчестве называют «энгровским» (производное от имени лидера европейского академизма XIX века Жана-Огюста-Доминика Энгра).


Последние 10 лет XIX века искусствоведы определяют как «перламутровый» период Ренуара. Именно тогда живописец активно экспериментирует с цветовыми переходами, сохраняя при этом свой индивидуальный стиль. Его картины наполнены своеобразной игрой света и особым обаянием.


В 1897 году художник неудачно упал с велосипеда, сломав руку. На этом фоне у него развился ревматизм. Еще через 13 лет у Ренуара случился приступ паралича, который приковал его к инвалидному креслу. Но желание создавать картины помогало художнику жить. Он просил служанку привязывать кисть к руке и продолжал творить.


Слава и всеобщее признание пришли к Ренуару только в последние годы его жизни. Когда в 1917 году картину «Зонтики» выставили в Лондонской национальной галерее, художнику стали приходить сотни писем. Люди, которые видели его полотно, поздравляли Ренуара с успехом: «С того момента, как Ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи».

В 1919 году, за несколько месяцев до своей кончины, уже парализованный Ренуар прибыл в Лувр только для того, чтобы увидеть свою картину в художественном музее.


Ренуар продолжает попадать на полосы газет даже в XXI веке. В 2009 году на блошином рынке женщина купила картину за 7 долларов. Позже оказалось, что «Пейзаж на берегу Сены» принадлежит кисти Ренуара и оценивается в сумму от 75 до 100 тысяч американских долларов.

Не только картина Огюста Ренуара, но и прочие произведения искусства по иронии судьбы попадали на блошиные рынки. Эти

Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) 1841-1919 г. Французский художник, признанный мастер женского портрета. Биография и картины.

Уж как не советовал знаменитый композитор Шарль Гуно юному Огюсту посвятить себя музыке, отец мальчика, портной, видел вершиной карьеры своего отпрыска профессию художника по фарфору – прибыльно и уважаемо. Однако Огюст Ренуар превзошёл и амбиции своего отца, и личные притязания, став всемирно известным художником-импрессионистом, обогатившим мировое художественное наследие своими превосходными работами.

От ремесла к искусству.

Юный Ренуар не мог жаловаться на судьбу – его работа, заключающаяся в росписи фарфоровых сервизов приносила удовлетворение и заработки, но технический прогресс, внедривший технику печати, свел его ремесло на нет. Скопив кое-какие средства, юноша решил учиться, выбрав для себя Школу при Академии художеств, где попал в мастерскую Шарля Глейра.

Уже первые шаги Огюста вызывали неудовольствие учителя – слишком смело юноша работал с красками, отвергая каноны академизма. Впрочем, в мастерской Ренуар нашёл много единомышленников, которые искали новые средства выразительности, и уже 1863 году Ренуар вместе с Моне, Сислеем, Базилем, Писсаро перестал посещать занятия. Отчаянно сражаясь с нуждой, будущие основоположники импрессионизма, вместе добывали краски для работы, как и еду.

Последующие годы характеризуются поиском стиля, экспериментами и первым признанием Ренуара. Первой знаковой картиной, которая открыла публике ещё неизвестного художника, явилась работа «Лиза», изображающая возлюбленную Огюста – Салон положительно принял картину в 1868 году. Вообще портретный жанр можно отметить как ведущий у раннего Ренуара, причём он преимущественно изображал своих собратьев «по цеху» — Сислея, Базиля с супругой, Моне.

Да здравствует импрессионизм!

Можно сказать, что Ренуар очень рано уразумел свою индивидуальность и составил личный взгляд на искусство в целом, который заключался в желании дарить публике радость посредством живописи, нести свет и красоту, в ущерб морализаторским и назидательным поучениям.

Если классическое искусство представляла вещи слишком идеальными, то Ренуар выступал за максимальную передачу естественности и реальности, где колоссальное значение играл свет, воздух, сиюминутность, спонтанность и колористическое решение. Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости.

В 1874 году Ренуар часто посещает Аржантёе, где живёт Моне – вместе они пишут на пленэре, работают в эскизной манере, уделяя особое внимание Сене как сюжету. Это совместное творчество окажет значительное влияние на творчество обоих художников.

Кроме богатых пейзажей и бульварных просторов, импрессионистов неизменно влёк театр с его многочисленными образами, сюжетами, разномастной публикой, и Ренуар не был исключением. Картины «Ложа», «Танцовщица», «Парижанка» явились прекрасным примером работы мастера в театральных и притеатральных декорациях.

Ещё одна яркая страница в творчестве мастера была перевернута в 1875 году, когда на свет появились полотна, демонстрирующие единение человека и природы – «Обнажённая в солнечном свете» и «Обнажённая». Картины отличают непревзойдённая гармония, наполненная светом, играющим на нежной коже моделей.

Необходимо отметить, что все эти поиски, приведшие к созданию поистине великих картин, не приносили денежного довольствия – импрессионизм отвергался публикой, и поэтому верному стилю Ренуару приходилось туго. Однако уже тогда его популярностью пользовались портреты, и именно они приносили доход. Так появились прекрасные работы «Портреты Жанны Самари», «Портрет мадам Шарпантье с детьми», «Девушка с веером», «Портрет Альфонсины Фурне» и др.

На гребне успеха и закате дней.

В отличие от сотоварищей, Ренуар стремился участвовать в Салоне, так как именно в этом случае можно было рассчитывать на признание. Не без помощи связей, живописец всё-таки пробивается на официальные выставки, заслуживая мало-помалу почёт. В начале 80-х Ренуар уважаемый художник, а в 1883 году была устроена его первая персональная выставка.

Вначале 80-х гг. Ренуар знакомится с Алиной Шериго, ставшей женой и музой мастера. Художник теперь финансово благополучен, что только способствует творчеству, благодаря многочисленным путешествиям, совершённым в поисках новых тем.

На протяжении всей своей жизни художник оставался верен себе – он «певец» красоты, радости и счастья, в чём можно ещё раз убедиться в его серии танцующих парных картин: «Танец в деревне», «Танец в городе», «Танец в Буживале».

Ренуар неустанно развивал свои сюжеты и в 80-х и в 90-х, изображая обнажённых муз на лоне природы («Большие купальщицы», «Сидящая купальщица») и создавая восхитительные по своей красоте портреты («Девушка в соломенной шляпе», «Причёсывающаяся девушка») вплоть до трагической травмы, полученной после падения с велосипеда. Законченный оптимист, Ренуар, сломавший правую руку, научился писать левой, однако, стремительно развивающийся артрит напоминал о себе болями и атрофией.

С приходом 1900-х пришло и международное признание, зарубежные выставки, всемирная слава и получение почётных знаков отличия, но ничто не могло спасти Ренуара от паралича. Конец жизни оказался и вовсе безрадостным — вернулись раненными с Первой мировой войны два сына, боровшаяся за здоровье мужа Алина быстро ушла из жизни под гнётом переживаний, а самого мастера продолжал снедать недуг.

Но до самой своей кончины 2 декабря 1919 года палитра мастера светилась оптимизмом и радостью, а творчество полно любованием светом, гладкой кожей, нежными изгибами тела, лучезарной улыбкой и яркими глазами. Ренуар до последних дней служил единожды выбранному для себя бремени в искусстве – нести радость и свет через живопись. О том, как справился он с задачей, красноречиво повествуют его картины.