Картотека игр по изо

Дидактические игры по ИЗО позволяют развивать фантазию и воображение, чувство цвета и восприятие,активизируют работу в системе “глаз-рука”. С помощью игр можно познакомить детей с симметрией, профессией художника. Дети, играя, научаться определять характер линий и создавать образы на основе схематических изображений. Представляю вашему вниманию “Картотеку дидактических игр по ИЗО”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по изодеятельности

Составь букет


Цель:
1. Научить детей различать тёплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия
2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) - и поупражнять в употреблении этих слов
Игровой материал:
1. 2 картинки. На каждой нарисовала цветочная ваза. В вазах зелёные стебли. На концах стеблей наклеить кружки нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной бумаги. На одной вазе узор теплого цвета, на другой - холодного.
2. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета:
голубые, синие, фиолетовые (холодные тона); жёлтые, оранжевые, красные (тёплые тона). С обратной стороны цветки подклеить бархатной бумагой или фланелью.

Ход игры
Воспитатель показывает детям картинки с вазами и предлагает составить 2 букета: один из цветков тёплого цвета, который напоминает цвет огня. А другой - холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин.
Педагог ставит фланелеграф, на котором в беспорядке прикрепляет головки цветков. Для выполнения упражнения он вызывает двух или четырёх детей. Дети находят нужные цветки и прикрепляют их на концы стеблей, потом рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из красных, оранжевых и жёлтых цветков, Мой букет из цветков тёплых тонов» Или «Мой букет из цветков холодных тонов - голубых, синих и фиолетовых»

Оденем кукол на прогулку


Цель:
1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета.
2. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчинённые предложения типа «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто».
Игровой материал:
1. Панно с четырьмя куклами в зелёном, красном, коричневом и синем пальто. Волосы и чулки у кукол вырезаны на фланельки или бархатной бумаги.
2. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные - более тёмных. С обратной стороны шапочки и пальто подклеены бархатной бумагой или фланелью.

Ход игры
Воспитатель демонстрирует детям пальто. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы ещё не полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нём - шапочка и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, которая тоже светлее пальто.
Вызванный ребёнок выбирает шапочку, сапожки и «надевает» их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто».
Далее педагог приглашает к столу сразу троих детей - они подбирают шапочки и сапожки для остальных кукол.
Затем задания видоизменяются: троим детям предлагают надеть на кукол более тёмные шапочки и сапожки, чем пальто.
В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто, и наоборот (На кукле шапочка темнее, а сапожки светлее, чем пальто).

Уточним цвет предметов


Цель:
1. Упражнять детей в различении цвета предметов; учить
различать близкие цвета: красный - оранжевый, красный -- розовый, розовый - - сиреневый, синий – голубой и др.

2. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными: голубая незабудка
3. Упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь оранжевая.
Игровой материал:
1. Таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и спины, розы и сирени, василька и баклажана. Одно растение на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком бумаги, приклеенным сверху, другое - прорезано силуэтно, сзади имеется конверт, куда вставляют цветной бумажный прямоугольник.
2. Цветные бумажные прямоугольники: красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый.

Наведём порядок


Воспитатель заранее произвольно вкладывает в конверты с силуэтными изображениями растений прямоугольники. Начинает игру с того, что предлагает детям навести порядок и разложить прямоугольники в те конверты, где нарисованы овощи, фрукты или цветы соответствующего цвета.
После выполнения задания воспитатель поочерёдно открывает прикрытые листком изображения растений, а дети называют цвета («Незабудки голубые, а сливы синие»).

Цветное ЛОТО
(настольная игра)


Цель:
Развивать у детей умения различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.
Игровой материал:
1. 4 карты, разделённые на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета, но разных оттенков: красного – звезда, флажок, цветок, вишни; жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения, огурец; синего – василек, колокольчик, сливы, воздушный шар.

2. Бумажные квадратики таких же цветов и оттенков.

Ход игры
Воспитатель раздаёт детям карты, а посредине стола кладёт 16 квадратиков четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах, и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие оттенки какого цвета использованы художником. Например: «У меня все предметы жёлтого цвета, но разных оттенков. Лимон - светло-жёлтый, подсолнух - ярко-жёлтый, груша - темно-желтая» Или: «У меня синие предметы, но разных оттенков. Самый темный синий цвет - это слива, самый яркий - василёк, самый светлый - колокольчик»

Укрась шапку , шарф, рукавички


Цель:
1. Закрепить знания детей об основных цветах спектра.
2. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат треугольник.

Ход игры
1-й вариант
Воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички. Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя: «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами»
2-й вариант
Воспитатель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами: «Укрась варежки кружками»

Радужный хоровод


Цель:
1. Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности.
2. Упражнять в умени рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрёшек.
Игровой материал:
1. Длинный конверт с семью матрёшками, у которых прорезаны силуэты сарафанов и кокошников.
2. 7 прямоугольников из бумаги всех цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
З. Картинка с изображением радуги

Ход игры
Воспитатель ставит перед детьми на доске (мольберте) конверт с изображениями матрёшек и рассказывает: «Семь подружек-матрёшек устроили хоровод и увидели в небе семицветную радугу. Захотели они быть похожими на неё и решили надеть сарафаны таких же цветов, но забыли, в каком порядке расположены цвета в радуге. А вы, дети, пом- ните? Вот семь прямоугольников таких же цветов, как дуги в радуге. Давайте сделаем радужный хоровод матрёшек»
Дети по очереди вставляют в конверты по одному цветному прямоугольнику. Потом воспитатель спрашивает, правильно ли подобрали цвета сарафанов и кокошников, в таком ли порядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как же одеты матрёшки в хороводе «Первая матрешка в красном сарафане и кокошнике, вторая в оранжевом, третья...» и т.д. Подводя итоги, воспитатель обращает внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому.

Игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Какие цвета использованы?

Цель:
Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки:
тёмно-красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.
Игровой материал:
1. Панно с аппликационными изображениями петуха. Он выполнен из частей пяти цветов: красного, оранжевого, синего, коричневого и жёлтого. Каждый цвет представлен двумя оттенками - светлым и тёмным или ярким и тёмным. Внизу под петухом -10 клеточек с кармашками или длинная полоска из фланели, разделённая на 10 клеток.
2. 10 цветных квадратиков, наклеенных на бархатную бумагу (или фланель).

Ход игры
Воспитатель демонстрирует детям панно. Рассказывает:
«Когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу пяти цветов, но каждый цвет был двух оттенков: светлого и темного или яркого и темного. Нужно внимательно посмотреть на петуха, отметить (назвать) детали красного цвета и подобрать такого же цвета квадратики». Вызывает ребенка «У петушка красный гребешок и тёмно-красные сапожки», - говорит девочка и откладывает 2 квадратика соответствующего цвета и оттенков. Следующий ребёнок рассказывает: «У петушка оранжевые и светло-оранжевые пёрышки на шее». Аналогичным образом отмечаются все остальные цвета и оттенки: жёлтые и ярко-жёлтые перья на грудке и на боках, синие и тёмно-синие перья на хвосте, коричневые и тёмно-коричневые перья на крыльях.


Подбери чашки к блюдцам

Цель:
Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета.
Игровой материал:
Наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов и оттенков (вырезанными из бумаги и наклеенными на картон). В блюдцах можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки.

Ход игры
Чашки лежат посредине стола цветной стороной вниз. Каждый играющий берёт по 2-З чашки и называет цвет блюдец, которые ему нужны.
Если ребёнок правильно назвал цвета, воспитатель (а позже - ребёнок, который исполняет роль ведущего) подбирает ему нужное блюдце. Если ребёнок неправильно определил цветовой оттенок, блюдце ему не выдаётся.

За покупками в магазин

Цель :
Упражнять детей в выборе предмета путём исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить в речи сложноiюдчш4вные предложения.
Игровой материал:
1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трёх-четырёх одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями)
2. Картинки:
автомобили: фургон, грузовик, самосвал (З картинки); пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (З картинки);
медвежата: один - чёрный, 2- коричневых, у одного бантик на шее, один - в полосатых штанишках, один - в комбинезончике (З картинки);
неваляшки: у первой на платье пояс с пряжкой, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, третья в зелёном платьице (З картинки)

«Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

Творческое задание к игре:

  • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
  • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
  • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).

Футболисты


Цель:
Воспитывать у детей умение различать светлые и тёмные цвета, группировать их, употреблять названия светлые (цвета), тёмные (цвета)
Игровой материал:
1. 2 длинных картонных конверта, на которых изображены по 5 футболистов с прорезанными силуэтами маек. Одна команда в белых трусах, другая - в черных.
2. 5 прямоугольников светлых тонов: розового, жёлтого, голубого, светло-зелёного, сиреневого; 5 прямоугольников тёмных тонов: тёмно-красного, тёмно-синего, тёмно-зелёного, фиолетового, коричневого.

Ход игры
Воспитатель ставит на доску 2 конверта с изображениями футболистов и рядом в беспорядке помещает цветные прямоугольники. Рассказывает: «Перед вами две футбольные команды. Команда слева называется «Перед вами две футбольные команды. Команда слева называется «Солнышко», а команда справа - «Гроза». Их прозвали так потому, что футболисты «Солнышка» всегда надевают светлые майки, а футболисты «Грозы» - тёмные. Давайте поможем игрокам подобрать цветные майки. Эти десять прямоугольников нужно распределить на две группы. В одну группу должны войти все прямоугольники светлых цветов, в другую - тёмных».
Воспитатель вызывает детей для выполнения задания. Спрашивает, какую команду ребенок будет одевать. Дети вставляют прямоугольники в конверты, называя при этом их цвет: «Розовый, голубой... ». Педагог уточняет термин «тёмные цвета».
Затем воспитатель снимает с доски конверты, поворачивает их изображения к себе и предлагает по цветам маек определить, из какой команды футболист.

Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

Ход игры. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

Игра «Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Игра «Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.


Дидактические игры

«Подбери по цвету»

Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета.

Игровой материал: коробка с цветными карандашами (не менее 12).

Ход работы. Педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в кабинете.

«Маленькие художники»

Цель: Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.

Игровой материал: Набор картинок «Овощи и фрукты» и набор цветных кружков (можно использовать набор гуашевых красок в баночках не менее 12 цветов).

Ход работы. Педагог раздаёт детям картинки с овощами и предлагает подобрать цветной кружок (краску) к своему овощу или фрукту. Затем обвести пальчиком по контуру нарисованные овощи и фрукты, уточнить форму и назвать цвет.

«Золушкины игры».

Цель: Развитие мелкой моторики, совершенствование восприятия формы.

Игровой материал: Картинки с силуэтными изображениями грибов, пуговицы или фасоль.

Ход работы. Педагог предлагает выложить пуговицами по контуру гриба.

« С какого дерева листочек».

Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев. Совершенствование восприятия формы листьев.

Игровой материал: набор картинок «Деревья и листья».

Ход игры: Педагог показывает картинку с деревом. Дети называют его. Предлагается одному из детей выйти к столу и найти картинку с листиком от этого дерева. Подумать и сказать, на что по форме похож этот лист. В этом могут помочь и другие дети.

«Осенние листья».

Цель: Упражнять в выборе листьев по определённому цвету, совершенствование восприятия цвета и формы. Развитие умения сравнивать, быстро

реагировать на словесный сигнал.

Игровой материал: два набора картонных листьев деревьев разных цветов.

Ход работы. Один набор раздаётся детям, другой у педагога. Он показывает листок и говорит: «Раз, два, три такой листочек лети».

«Выложи из палочек ежа».

Цель: Развитие воображения, учить создавать схематичное изображение.

Игровой материал: наборы с счётными палочками по кол-ву детей.

Ход работы. Педагог предлагает детям подумать и выложить из счетных палочек изображение ежа.

«Тактильные дощечки».

Цель: развитие образного мышления, творческого воображения.

Игровой материал: дощечка №1 - кусочек пушистого натурального меха; дощечка №2 - кусочек искусственного меха; дощечка №З - ткань типа фланели или байки; дощечка №4- наждачная бумага.

Ход работы. Педагог предлагает закрыть глаза и представить, что дети попали в лес. В лесу стоит теремок, а в теремке живут… погладь дощечку и назови кого ты гладишь. Педагог может и сам предложить детям погладить зайчика, лисичку, ёжика и т.п..

«Аквариум».

Цель: Развитие зрительного внимания, совершенствование восприятия формы тела рыбки.

Игровой материал: картинка аквариум, силуэты: Золотая рыбка, меченосец, гуппи, улитка.

Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать «кто поменялся местами?».

«Геометрическая мозаика. Зайчик».

Цель: Развитие воображения. Учить создавать схематичное изображение животного.

Игровой материал: Два набора геометрических фигур (овалы разного размера) для фланелеграфа.

Ход работы. Педагог предлагает одному из детей на фланелеграфе выложить фигурку сидящего зайчика. При необходимости привлекаются к помощи и другие дети. Из второго набора детям предлагается выложить фигурку зайчика, который «встал как столбик под сосной».

«Собери снежинку».

Цель: развитие умения анализировать, формирование сообразительности, сосредоточенности.

Игровой материал: разрезные картинки из 3-4 частей с изображением снежинок.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части картинки и составить картинку снежинки. Затрудняющимся детям предложить образец.

«Геометрическая мозаика. Цыплёнок».

Цель: Развитие воображения, умения создавать схематичное изображение. Формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: набор счётных палочек и геометрических фигур по одному на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает выложить из геометрических фигур и счётных палочек силуэт цыпленка.

«Собери семью».

Цель: развитие внимания, совершенствование восприятия формы и строения.

Игровой материал: Цветные изображения домашних птиц (куринная семья, утиная семья).

Ход работы. Педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением взрослых птиц, просит рассмотреть их, вспомнить названия, найти сходство и различия. Выясняет, знают ли дети, какие из этих птиц умеют плавать. Затем педагог показывает детям изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят, раздаёт изображения детям и предлагает собрать семью.

«На кормушке»

Цель: Совершенствование восприятия формы, строения и внешнего вида птиц. Развития умения ориентироваться в пространстве.

Игровой материал: картинки с птицами, картинка с кормушкой.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть птиц, которые прилетели на кормушку. Назвать их отличительные особенности. Затем педагог предлагает назвать, где находятся птицы (над кормушкой, на кормушке, слева от кормушки и т.д.). Просит детей вспомнить, чем можно накормить птиц.

«Укрась рукавичку геометрическими фигурами».

Игровой материал: силуэтные изображения рукавичек на правую и левую руку, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить рукавички узором из геометрических фигур. (Можно предложить каждой паре детей украсить рукавички одинаковым узором.)

«Назови пальчики».

Цель: развитие моторики, закрепление названий пальцев руки.

Ход работы. Педагог читает стихотворение:

Мой мизинчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

Ну а этого встречал и конфеткой угощал.

Дети показывают пальчики, затем называют их.

«Выложи узор».

Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: силуэтные изображения предметов одежды, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить одежду для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре и по краям.

«Когда весело, когда грустно».

Цель: развитие умения определять настроение картинки по её цветовой гамме.

Игровой материал: иллюстрации из книг.

Ход работы. Педагог показывает иллюстрацию и предлагает детям определить, какое настроение она вызывает, объяснить свой выбор.

«Когда это бывает».

Цель: Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.

Ход работы. Педагог называет признак или показывает схематичную картину с признаком времени года и просит детей назвать когда это бывает.

«Разрезные картинки».

Цель: развитие умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности

Игровой материал: разрезные картинки из 5-6 частей с изображением овощей и фруктов.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части и составить картинку без образца.

«Куда плывёт рыбка».

Цель: Развитие зрительного внимания и ориентировки в пространстве.

Игровой материал: картинка аквариум, силуэты рыбок.

Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение, местонахождение рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать, что изменилось?

«Чьи детки».

Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев, их строении и отличительных особенностях. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: набор картинок: деревья, листья и плоды.

Ход игры: Педагог показывает картинки с деревьями и говорит, что каждое дерево имеет свои листья и плоды. Затем картинки с деревьями, листьями и плодами раздаются детям. Детям предлагается найти дерево. с которого упали «детки».

« Найди по силуэту»

Цель: развитие наглядного мышления, внимания, образной памяти. Игровой материал: бумажные фигурки сказочных героев.

Ход работы. Педагог с детьми рассматривает фигурки сказочных героев со всех сторон, объясняет, что такое силуэт(накладывает фигурку-шаблон на чистый лист бумаги и обводит её карандашом). Затем, переворачивает несколько фигурок обратной стороной и просит найти героев сказки.

«Рисовальный конструктор».

Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образы на основе схематического изображения.

Игровой материал: листы бумаги с контурным изображением геометрической фигуры, карандаши.

Ход работы. Педагог с детьми рассматривает нарисованные геометрические фигуры. Затем раздает детям по одной фигурке и предлагает дорисовать её, чтобы получилось изображение предмета.

«Оденем кукол на прогулку».

Цель: Упражнять в нахождении оттенков темнее или светлее заданного цвета.

Игровой материал: 4 пальто красного, зелёного, синего, коричневого цветов. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные более тёмных оттенков.

Ход работы. Педагог вызывает ребёнка и предлагает подобрать одежду кукле для прогулки: к красному пальто подобрать более светлые сапожки и более тёмную шапочку и т.д.. Можно вызвать сразу троих детей и предложить им подобрать более темные шапочки и сапожки, чем пальто.

«Составь узор на круге».

Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: бумажные круги, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить тарелочку для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре тарелочки и по краям.

«Цветные краски».

Цель: Формировать представление о холодных и тёплых цветах.

Игровой материал: иллюстрации времен года, бумажные цветные квадратики холодных и теплых цветов.

Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть зимние иллюстрации и обратить внимание на цвет красок, которыми пользовался художник. Предлагает детям подобрать цветные квадратики, которые соответствовали бы этим краскам. Уточняет понятие тёплые цвета, холодные цвета.



Особенно интересными являются дидактические игры по ИЗО, включающие задания одновременно из разных разделов.

При этом необходимо выполнять следующие требования:

В играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;

Повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;

Должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;

Должен осуществляться личностный подход к ребенку.

РАСТЕНИЯ

Дидактические игры

1. «Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

  • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
  • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
  • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
  • нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.

2. «Где растут грибы?»

Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.

Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).

Художественный материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.

Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
  • узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.

Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:

  • нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
  • «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
  • сделать самому игру в подарок малышам.

ЖИВОТНЫЕ

I. Подготовительные игровые упражнения

1. «Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

2. «Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

4. «Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

5. «Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

II. Дидактические игры

1. «Цирковые акробаты».

Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.

Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.

Правила дидактической игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант - 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

2. «Забавные картинки».

Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

Материал: карточки разрезные

(4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.

Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.

3. «Бегемотики».

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика - балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности

1. «Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

3. «Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

4. «Где чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.

Татьяна Кокорина

Мне как педагогу по изобразительной деятельности необходимо не только научить дошкольников рисовать , но и дать им основы цветоведения. Желательно, чтобы в первый класс они пришли, зная основные, дополнительные цвета, контрастные цвета, хроматические – ахроматические цвета и т. д. Также необходимо научить ребят смешивать цвета и знать какой цвет получается в результате смешения основных цветов. Конечно, отлично помогают в этом практические занятия, в которых детям даётся полная свобода экспериментировать с цветами. Но любые знания для дошкольников лучше давать в игровой форме, к тому же одни и теже знания, полученные в разной форме, лучше усваиваются. Поэтому возникла необходимость найти другой - игровой способ – чтобы закрепить знания о том, какой должен получиться цвет в результате смешения определённых основных цветов, а при диагностике легко и быстро проверить эти знания.

Мною была разработана и создана игра на смешение цветов «Крылья бабочек» . Для этого я нашла в интернете подходящий шаблон бабочки, скопировав необходимое мне число, окрасила их крылья и туловища, воспользовавшись программой Paint. Распечатала, вырезала, заламинировала и вот что у меня получилось.


Итак, игра на смешение цветов «Крылья бабочек» позволяет добиться следующих целей :

Дать и закрепить знания об основных и дополнительных цветах;

Дать и закрепить знания о том, какой дополнительный цвет получается в результате смешения основных цветов.

К окончанию старшей группы дети должны знать и различать такие жанры живописи как портрет, пейзаж, натюрморт. И конечно же здесь тоже нужны знания через игру.

Так появилась игра "Составь натюрморт". Все детали для неё я нарисовала гуашью и акварелью .

Цель игры : научить составлять натюрморт, соблюдая правила композиции и цветоведения.

Состав : фоны для натюрморта; вазы, корзины, кувшины, фрукты, овощи, грибы, ягоды;



контурные изображения натюрмортов;

карточки с изображением натюрмортов




Также необходимо научить дошкольников различать тёплые и холодные цвета. В этом поможет игра "Укрась кувшин".Игра научит не только украшать кувшин в соответствующей цветовой гамме, но и подбирать узор контрастный цвету кувшина, учить чередовать детали по цвету и размеру.





А с помощью следующей игры можно закрепить понятие «симметрия» .

Для этой игры я вырезала вазы и кувшины разных форм из картона коричневого цвета и разрезала их пополам. Цель игры : находить одинаковые половинки и составлять из них кувшины, вазы, бокалы.



Очень надеюсь что кому-то пригодятся мои идеи.

Игра «Что бывает красного цвета?»

Дидактическая задача . Закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных форм и цветов.

Игровая задача . Помочь кукле Кате подобрать предметы.

Игровые правила. Подбирать предметы под цвет бантика куклы.

Ход игры

Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т.д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается.

Игра «Такие разные платочки»

Дидактическая задача . Закреплять умение детей рисовать прямые линии в разных направлениях.

Игровая задача . Украсить платочки для Андрюши и Сережи.

Игровые правила . Не перепутать подарки.

Ход игры

Воспитатель рассказывает, что знакомый художник решил нарисовать двух своих друзей, Сережу и Андрюшу (показывает рисунок). У них красивая одежда — яркая, цветная, но у художника рано кончились краски, и он не смог разрисовать платочки, которые видны из кармашков приятелей. Художник просит ребят раскрасить платочки Сережи и Андрюши. Воспитатель дает детям листы («платочки»), и они разрисовывают их: Андрюша любит платочки в полоску, а Сережа — в клеточку. После того как дети нарисуют платочки, они должны не перепутать: Андрюша — мальчик в красной куртке, Сережа — в синей. Дети берут готовые «платочки» и дарят их приятелям (в полоску—Андрюше, в клеточку —Сереже).

Игра «Колобок»

Дидактическая задача . Закреплять умение детей скатывать из комочка пластилина шар и полоску; развивать умение видеть красоту цвета на фоне разных объектов.

Игровая задача . Слепить друзей для колобка.

Игровые правила . Вылепить колобка и дорожку одного цвета.

Ход игры

Воспитатель . Ребята, вы помните сказку «Колобок»? Жили-бы- ли дед и баба. Испекла как-то баба колобок и оставила студиться на окне, а колобок-то и убежал... (Лепит колобок из большого комка путем отщипывания.)

Я — колобок, колобок,

Колобок — румяный бок,

На сметане мешен

Да в масле пряжен.

Покатился колобок

Вдоль оврагов и дорог.

(Под веселую музыку колобок катится по столу и поет.)

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

Воспитатель приглашает колобка в гости к ребятам. Колобок соглашается, но хочет поиграть в прятки. Колобок прячется за предметами. Дети должны «отыскать» колобка и сказать, где он спрятался, назвав цвет предмета (за зеленой елкой, за синим забором, за красным гаражом и т.д.)

Колобок выходит из-за своего укрытия и просит у детей слепить ему друзей. Дети лепят колобков из цветного пластилина, выбирая цвет по желанию. Теперь колобкам надо катиться по дорожкам. Где самые удобные дорожки? Дети лепят дорожки для колобков (полоски). Дорожки должны быть под цвет колобка. Колобки побежали по дорожкам. (Дети ставят колобков, каждого на свою полоску, и любуются колобками и дорожками одного цвета.) Бежали они, бежали и прибежали к реке, и тогда решили они отправиться в путешествие.

Воспитатель ставит колобков на вылепленную заранее большую лодку, и разноцветные колобки «плывут» по реке. (Дети любуются колобками разных цветов, собранными вместе.)

Игра «Овощи на тарелке»

Дидактическая задача . Закреплять знания о цветах, умение подбирать предметы другого цвета.

Игровая задача . Вылепить тарелочки под угощение.

Игровые правила . Лепить так, чтобы цвета угощения и тарелочки не совпадали.

Ход игры

Воспитатель приносит корзину с урожаем (зеленые яблоки, красные ягодки из пластилина, которые дети лепили накануне) и хочет угостить ребят. Появляется ежик (игрушка), он тоже ждет угощения. Воспитатель не может найти тарелки. Ежик огорчается, воспитатель спрашивает у детей, как выйти из такого положения. Дети решают вылепить тарелочки и лепят их из шара путем сплющивания его. Ежик просит детей сделать тарелочки не такого цвета, каким будет угощение (например, красная ягодка —синяя тарелка).

Воспитатель предлагает сначала угостить гостя. Дети подходят к ежику и предлагают угощение, описывая его: «зеленое яблочко на желтой тарелке», «красная ягодка на белой тарелке» и т.д. Если ребенок неправильно называет цвета, то ежик фыркает, а если правильно, то кивает головой.