Композитор отдавший варшаве свое сердце. Эксгумировано сердце Шопена. Это невероятно странные мощи. Роберт I, Король Шотландии

Cердце Шопена November 22nd, 2014

Автор - Dmitry_Shvarts . Это цитата этого сообщения

Cердце Шопена

Национальный филармонический оркестр. Дирижер: Гордон Лангфорд. - Шопен.Ноктюрн ми бемоль мажор...

Париж 1849 года…. Фредерик Шопен, задыхаясь на смертном одре, прошептал последнюю просьбу, которая стала легендой: «Возьмите мое сердце, когда я умру, и похороните его в Польше». Он хотел, чтобы символ его души отдыхал на родине, по которой он тосковал в добровольном изгнании во Франции.


Эта фотография сделаная 5 ноября 2014, показывает мемориальную доску на столбе, где похоронено сердце композитора.

Шопен умирал молодым гением, и его сердце тосковало по Польше. К этому надо добавить любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья, разрыв с ней подорвал его здоровье.


С тех пор тело композитора покоится на знаменитом кладбище Пер-Лашез в Париже, в то время как его сердце пережило дикое путешествие...

Шопен по пути к Duszniki Здруй 1826. Набросок Элизы Радзивилл

Сердце Шопена положили в банку с ликером или, как теперь полагают, с коньяком. Оно было тайно ввезено в Варшаву, мимо российских пограничников. Не так-то легко было доставить семейную реликвию в поделённую захватчиками страну: его сестра Людвига, в складках своего платья провезла через граничные кордоны сосуд с заспиртованным сердцем брата.


И не так-то легко было превратить сердце Фредерика в национальную реликвию: только лишь 1 марта 1879 года урна с её содержимым была замурована в варшавском костёле Св. Креста — «у первой колонны, налево, со стороны большого нефа»— через тридцать лет после смерти композитора! Но уж, по крайней мере, в день его рождения.



Eglise Saint-Croix или костел Святого Креста в Варшаве, около 1800г. Сердце Фредерика Шопена погребается в столб в храме. Гравюра Aderoy. (Фото Hulton Архив / Getty Images)

Сам костел чудесен - он известен с начала 16 века, когда сначала была построена часовня, вслед за которой появилась деревянная церковь. Современное здание костела появилось в 1696г. по проекту архитектора Йозефа Шимоно Белотто в стиле барокко.


Фигура Христа, которая венчает главный вход в костёл Святого Креста.
Она была повалена в ходе боёв. На заднем плане — немецкий офицер

Во время Второй мировой войны, бедное сердце Шопена на время попадало в лапы нацистов. Его эксгумировали несколько раз….

Единственный известный снимок композитора, сделанный в год его смерти в 1849. Фотография находится в частной коллекции.


Совсем недавно, 5 месяцев назад, в строгой тайне его эксгумировали еще раз - проверить, хорошо ли сохранились ткани. Эксперты хотели провести генетическое тестирование, чтобы установить, умер ли болезненный гений в 39 лет от туберкулеза или какой-то другой болезни. Но они по-прежнему разочарованы. Польская церковь и правительство, хранители сердца, в течение многих лет отказывали на запросы любого инвазивного теста, отчасти из-за противостояния далеких родственников композитора.

Ближе к полуночи 14 апреля, после того, как последние поклонники покинули костел Святого Креста, 13 человек собрались в темном святилище.
С чувством тайны, которым наполнился воздух, они работали в общей сосредоточенности, говорили шепотом, они открыли банку - хранилище сердца и провели проверку - сделав более 1000 фотографий и добавив горячий воск для уплотнения крышки, чтобы предотвратить испарение.


Архиепископ Варшавы читал молитвы над сердцем, и оно было возвращено на свое законное место. К утру посетители церкви не увидел никаких следов эксгумации.

Богдан Здроевским, министр культуры, который принял участие в осмотре, и на этот раз отказал в разрешении инвазивного тестирования сердца.

"Мы в Польше часто говорим, что Шопен умер тоску по родине"- сказал Здроевским, который с тех пор покинул министерство культуры, чтобы быть депутатом в Европарламенте. "Дополнительная информация, которая могла быть получена о его смерти, не может быть достаточным поводом, чтобы нарушить покой и целость сердца Шопена."


Тем не менее, чиновники уже объявили о планах другой инспекции - через 50 лет.

Duszniki-Здруй (Душники-Здруй). Теперь здесь проводится Международный фестиваль Шопена.

Скльптура в усадьбе в Жыхлине, в нём Шопен жил 3 дня (заехал к своей знакомой на свадьбу).

В апреле этого года в варшавском костеле Святого Креста глубокой ночью была вскрыта ниша в одной из колонн. Эксперты-медики смогли увидеть хранящееся в храме сердце великого композитора Польши Фредерика Шопена. Исследователи надеялись, что это событие поможет поставить точку в многолетней дискуссии о причинах болезни и смерти Шопена. Но этого так и не произошло.

Колонна храма Святого Креста в Варшаве, в которой захоронено сердце Шопена

Фредерик Шопен умер 17 октября 1849 года в два часа ночи в парижской квартире на Вандомской площади в возрасте 39 лет. Смерть засвидетельствовал врач Жан Крувелье , он же производил посмертное вскрытие. Композитор был похоронен на кладбище Пер-Лашез, а сердце, по его завещанию, было отправлено в Варшаву.

Точный диагноз Шопена стал поводом для многочисленных статей в медицинских журналах, которые продолжают появляться и в XXI веке. Считалось, что причиной его смерти был туберкулез, но за этим названием на самом деле могут скрываться некоторые другие расстройства, которые в то время еще не умели различать.

Протокол вскрытия, сделанный Крувелье, был утрачен. В свидетельстве о смерти в качестве причины указан туберкулез легких и гортани. Однако в одном из писем Войцеха Гржималы, польского политика и банкира, парижского друга Шопена упоминается, что при вскрытии не было обнаружено признаков туберкулеза в легких и что болезнь Шопена неизвестна современной медицине.

Шопен с детства был болезненным ребенком. Он был болезненно худ: в возрасте 28 лет при росте 170 см весил всего 45 килограммов. Его желудок с трудом переносил жирную пищу, особенно свинину. Она вызывала сильные боли, диарею и потерю веса. Улучшить свое состояние он смог при помощи особой диеты, куда входили в частности мед и овсяные отруби. Также он всю жизнь страдал от приступов кашля и обильной мокроты, особенно по утрам.

В 1826 году он проболел полгода, страдая от увеличения шейных лимфатических узлов и головной боли. В 1830 году отек носа из-за хронического насморка вынудил Шопена отменить концерты в Вене. В 1831 году, когда Шопену был 21 год, был отмечен первый случай кровохарканья, возобновлявшегося и в последующие годы. Тяжелые ларингит и бронхит в течение двух месяцев 1835 года привели к тому, что в Варшаве возникли слухи о смерти Шопена: от него перестали приходить письма.

«Последние минуты Фредерика Шопена», картина Теофиля Квятковского

Жорж Санд в воспоминаниях о зиме 1838 - 1839 года, которую она провела с детьми и Шопеном на Майорке, писала, что многие местные жители сторонились их, считая Шопена заразным туберкулезным больным. Шопен и Жорж Санд с трудом смогли найти жилье. Хозяин одной усадьбы, где они останавливались, потребовал оплаты повторной побелки и штукатурки дома, объясняя это «мерами по уничтожению заразы, оставшейся в доме после больного катаром». Книга «Зима на Майорке» изобилует упоминаниями о тяжелом состоянии "нашего друга". Среди симптомов упоминаются кашель, слабость, бронхит.

Внимание исследователей привлекают ближайшие родственники Шопена. Родители были вполне здоровы. Отец перенес лишь несколько респираторных инфекций и дожил до 74 лет. У матери не было хронических заболеваний и она скончалась в возрасте 87 лет. Крепким здоровьем отличалась и сестра Шопена Изабелла (дожила до 70 лет). А вот сестры Людвика и Эмилия были болезненны, подобно брату. Людвика страдала от постоянных инфекций дыхательных путей и умерла в возрасте 47 лет. У Эмилии с самого детства отмечались кашель и одышка, в одиннадцать лет у нее начались кровотечения в верхних отделах желудочно-кишечного тракта, а в 15 лет она умерла.

Официальным диагнозом Шопена при жизни, как уже говорилось, был туберкулез. Лечение, которое назначали его врачи, точно соответствует предписаниям медицины того времени в случае туберкулеза (включая кровопускания, которые истощали и без того невеликие силы больного). Однако современные медики выражают сомнения в этом диагнозе.

В 1987 году Джон О’Ши (O’Shea) из Мельбурна опубликовал в «Австралийском медицинском журнале» с новой гипотезой о диагнозе Шопена. Позднее он развил ее в книге «Музыка и медицина. Медицинские профили великих композиторов». По мнению Джона О’Ши, у Шопена и у его сестры Эмилии был муковисцидоз - заболевание генетической природы, которое появляется в частности в повышенной вязкости секрета ряда желез. Муковисцидоз может иметь как легочные, так и желудочно-кишечные проявления.

В качестве признаков муковисидоза у Шопена Джон О’Ши приводит кашель, густую мокроту, проблемы с бронхами, рецидивирующие инфекции нижних дыхательных путей, низкую толерантность к физической нагрузке, желудочно-кишечные симптомы, непереносимость жиров. Известно, что в последнее десятилетие жизни у Шопена была бочкообразная грудная клетка - это было отмечено карикатуристами и видно даже на некоторых фотографиях. Такая форма грудной клетки часто отмечается у больных муковисцидозом. Однако другого характерного проявления муковисцидоза - синдрома «барабанных палочек», при котором деформируются кончики пальцев - у Шопена явно не отмечалось, сохранилось скульптурное изображение его руки, сделанное по слепку.

Муковисцидоз вызывается мутацией гена CFTR в седьмой хромосоме. Есть много типов мутации этого гена, поэтому формы муковисцидоза могут отличаться у разных больных. Возможно, у Шопена была сравнительно легкая разновидность заболевания, позволившая ему дожить до сравнительно большого (для человека с муковисцидозом) возраста. В какой-то момент болезнь могла усугубиться после заражения туберкулезом.

По крайней мере два основных диагноза легко проверить. И муковисцидоз, и дефицит А1АТ имеют генетическую природу, следовательно анализ ДНК их легко выявит. К тому же и материал для такого анализа есть - сердце Шопена в Варшаве. Но неоднократные обращения ученых за разрешением такого исследования встречают неизменный отказ польского правительства, неодобрение католической церкви и негативную реакцию ныне живущей родственницы композитора - прапраправнучки его сестры.

Помимо мнения, что изучение ДНК одной из святынь Польши будет кощунством и оскорбительным для поляков деянием, причиной отказа может служить и опасение. Возможно, в храме хранится сердце вовсе не великого композитора. Дело в том, что во время Варшавского восстания немцы взорвали костел Святого Креста. Колонна, куда было замуровано сердце Шопена, была разрушена. Но сосуд с сердцем спасли, вытащив его перед взрывом. Он попал в коллекцию обергруппенфюрера СС Эриха фон дем Бах-Зелевского, который руководил подавлением восстания. Лишь после войны сердце вернули в отстроенный храм.

Поскольку нет гарантий, что сердце Шопена не подменили за это время, анализ ДНК кажется многим нежелательным. Однако профессор судебной медицины Тадеуш Добош, который участвовал в осмотре сердца в этом году, считает сомнения в его подлинности беспочвенными. По его словам, вид сердца, тип консерванта и использованного шовного материала однозначно указывают на середину XIX века, следовательно, сердце подлинное.

Итак, сосуд с сердцем Шопена не вскрывали, и он даже не покидал стен храма. Что же нового дал визуальный осмотр? Немного, но кое-что исследователи все-таки заметили. На сердце Шопена есть образования, которые могут быть туберкулезными бугорками. Следовательно, первоначальный диагноз еще не следует признавать неверным.

После осмотра эксперты подтвердили хорошую сохранность сердца, поэтому оно вновь было помещено в нишу колонны и замуровано. Извлечь его для следующего осмотра планируют в 2064 году.

Но ученым не следует полвека ждать следующей возможности уточнить диагноз. Образец ДНК Шопена вполне можно поискать в других местах. В музеях хранится немало его личных вещей, на которых могут остаться волосы или следы крови. Вполне возможно, кто-то из поклонников великого композитора сохранил, как это часто делали в XIX веке, прядь его волос в медальоне. При современных технологиях даже малого количества материала будет достаточно для проведения исследования.

Эта статью польский музыковед Кшиштоф Билица подготовил специально для читателей «Солнечного ветра». При её написании были использованы фрагменты эссе «Облетают с дерева листья, или Прощание с Шопеном в Воле» из его книги «Вокруг Шопена и Польши» (Wydawnictwo Polskie w Wołominie, Wołomin, 2005), а также его , опубликованная в августе 2008 года в журнале «Ruch Muzyczny», № 17/18. Перевод с польского и оформление — Валентин Антонов (ВлВ).

Сердцем поляк

Единственная фотография Шопена

Когда как раз в День поминовения (по-польски это произносится, как «Задушки», то есть «за души умерших») — 2 ноября 1830 года — Фредерик Шопен уезжал за границу, то, наверное, никому и в голову не приходило, что он покидает и Варшаву, и страну навсегда. Никому — кроме его самого. Ведь написал же он другу: «Я думаю, что еду за своей смертью, — и как же обидно, должно быть, умирать не там, где ты жил, а где-то ещё» . Прощаясь с ним на городской заставе в предместье Варшавы, Воле, его друзья спели кантату, специально для этого написанную Юзефом Элснером, — на слова Людвика Адама Дмушевского, которым со временем предстояло утратить свой метафорический смысл: «Хоть покидаешь ты наши края, но сердце твоё среди нас остаётся »

После нескольких лет, проведённых на чужбине, Шопен умирал в своей парижской квартире («и как же обидно, должно быть, умирать не там, где ты жил, а где-то ещё» ). За день до смерти он выразил своё последнее желание: он попросил сестру Людвику, которая ухаживала за ним, чтобы та забрала его сердце в Варшаву. Смерть наступила 17 октября 1849 года. Циприан Камиль Норвид поместил в некрологе знаменитую фразу: «Родом варшавянин, сердцем поляк, талантом — гражданин мира» .

В костёле Святого Креста

Не так-то легко было доставить семейную реликвию в поделённую захватчиками страну: в складках своего платья провезла Людвика через граничные кордоны сосуд с заспиртованным сердцем брата. И не так-то легко было превратить сердце Фредерика в национальную реликвию: только лишь 1 марта 1879 года урна с её сердечным содержимым была замурована в варшавском костёле Св. Креста — «у первой колонны, налево, со стороны большого нефа» — через тридцать лет после смерти композитора! Но уж, по крайней мере, в день его рождения.

Старинный вид на улицу Краковское предместье в Варшаве.
С правой стороны, в глубине, — костёл Святого Креста

Антоний Желислав Енджеевич, племянник композитора, рассказывал:

С сердцем тем дело обстояло так. Когда моя мать приехала […] в Париж, куда её вызвал дядя Фредерик […], он не раз говорил моей матери: «Я знаю, что Паскевич не позволит перевезти меня в Варшаву, поэтому заберите, по крайней мере, моё сердце» […]; и когда он умер, то сразу же сделали вскрытие, вынули сердце (при этом оказалось, что умер он из-за сердечной аневризмы) […]; некоторое время сердце оставалось в доме моих родителей, так как захоронение его в подземелье костёла Святого Креста тотчас встретилось с определёнными трудностями. К счастью, тогдашний епископ, Декерт, который был давним пансионером моего деда (Николая Шопена) и находился с нашей семьёй в приятельских отношениях, выправил [разрешение], чтобы сердце Шопена можно быть захоронить в подземелье костёла Святого Креста. Банку со спиртом, в которой оно было привезено, поместили в красивый ларец из чёрного дерева, на котором белело серебряное сердце с соответствующей надписью… Этот ларец, герметически закрытый, положили в дубовую шкатулку большего размера, которую только лишь опечатали. Таким образом упакованное, сердце, наконец, поместили в подземелье костёла Святого Креста […].

Мне казалось, однако, что сердце Шопена должно найти упокоение не в подземелье, а в самом костёле Святого Креста. И вот я начал хлопотать об этом, хлопотал долгое время безрезультатно, встречаясь всякий раз с тем аргументом со стороны духовенства, что-де только святых можно в костёле хоронить над полом, а Шопен, хотя и большой гений, святым всё же не был. По счастью, отыскался аргумент на аргумент: вот ведь и пани Гофман не была святой, но её сердце, однако, находится в том же костёле, вмурованное над полом . Аргумент этот, а также добрая воля со стороны священника Соткевича, приходского ксёндза костёла Святого Креста, привели к тому, что согласились и сердце Шопена признать достойным тех же самых вершин, что и сердце пани Гофман. Требовалось лишь, чтобы всё обошлось тихо, без шума, ибо о каком-то торжественном перенесении пока что не могло быть и речи… И вот произошло это вечером, потихоньку, в присутствии лишь нескольких человек. Был я с женой, был ксёндз каноник Якубовский, был Станислав Орновский […] .

Один из организаторов и участников той тихой церемонии, Владислав Желеньский, вспоминает:

В памяти осталась та минута, когда вмуровывали это сердце, так много перенёсшее в жизни… Случилось это вечером. Огромный костёл был слабо освещён… кучка людей, погружённых в свои мысли и в молитву… чувствовала духовную связь с любимым мастером, которому каждый в отдельности был обязан столькими чистыми и возвышенными ощущениями .

Владислав Желеньский был инициатором и организатором концерта, доходы от которого предназначались для частичного покрытия затрат, связанных с изготовлением бюста Шопена (работы Леонарда Маркони) и с установкой его в костёле. «Концерт произвёл впечатление торжественное, необыкновенно праздничное [...]. Я думаю , — писал он пророчески, — что на этом Варшава не остановится, что она захочет предоставить ещё более зримый довод своих чувств преклонения перед гениальным мастером и благодарности ему. Может быть, появится тут когда-нибудь прекрасное здание Консерватории имени Фредерика Шопена с его портретом» .

Желязова Воля — rediviva

В 1891 году, специально ради Шопена, приехал в Варшаву русский композитор Милий Балакирев, идейный предводитель «Могучей кучки». «[…] Я направился в костёл Святого Креста , — сообщал он в письме. — Поскольку день был будний, то костёл оказался почти пустым. Войдя, я сразу заметил прекрасный бюст Шопена, подобный известному его портрету, но несравненно более живой. Черты лица тонкие, нежные, полные очарования, такие правдоподобные, какие, должно быть, были у него в жизни. Под бюстом, на мраморной табличке, я прочитал надпись: «Здесь покоится сердце Фредерика Шопена». Меня охватило глубокое волнение. Долго я стоял, не в силах оторваться от этих драгоценных реликвий. С того дня ежедневно […] я захожу в костёл» .

Желязова Воля на стыке XIX и XX столетий

Главной целью путешествия Балакирева было, однако, побывать на том месте, где родился наш композитор. «Завтра , — писал он чуть далее, — я с одним очень милым поляком уезжаю венским поездом в Желязову Волю» … Посещение гнезда Шопена оказалось весьма плодотворным по своим результатам. Несколько лет спустя, в 1897 году, Балакирев рассказал об этом визите французскому композитору Луи-Альберу Бурго-Дюкудре:

Моё преклонение перед Шопеном, о чём мне приятно сказать, стало невольной причиной того, что в Польше ему поставили памятник, и случилось это так. Осенью 1891 г., утомлённый служебными обязанностями (во время царствования Александра III, вплоть до его смерти, я занимал должность директора придворной капеллы), попросил я отпуск и, получив его, отправился в Польшу, чтобы отыскать место рождения Шопена. По приезде в Варшаву я обратился к людям, имеющим к музыке значительное отношение, разузнал, где находится Желязова Воля (место рождения Шопена), куда сразу же и выехал.

Выяснилось, что нынешний владелец деревушки не только не знал о том, что в его имении родился Шопен, но он даже не знал, кто такой был Шопен . Домик, в котором предположительно проживали Шопены и где, вероятно, родился гениальный Фредерик, я застал в ужасном состоянии заброшенности. После моего возвращения в Варшаву явились ко мне корреспонденты польских газет, которым я сообщил о состоянии домика, где родился Шопен. Видимо, удивленные и возмущённые тем, что услышали, они в серии статей осудили отношение общественности и, в частности, отношение Музыкального общества к памяти о Шопене. Результатом этого явилось учреждение памятника в Желязовой Воле, которое состоялось 14 октября 1894 г. На церемонию открытия, в качестве невольного виновника, был приглашен и я. К сожалению, из-за враждебных отношений между братскими народами, сложившихся в неумолимой истории, никто из русских музыкантов или вообще русских (кроме меня) не присутствовал на этой церемонии, а поскольку необходимые для этой цели средства поляки собрали между собой, то русские почитатели Шопена не имели возможности пожертвовать что-нибудь в доказательство своего преклонения перед гениальным музыкантом.

Прежде чем вернуться в Петербург, Балакирев наверняка зашёл ещё раз в костёл Святого Креста, чтобы поразмышлять «у первой колонны, налево» над «неумолимой историей» . И, быть может, именно тогда уже в его музыкальном воображении возник замысел Сюиты ре-минор , состоящей из произведений Шопена?

Военные мытарства

Ещё более полувека сердце Шопена покоилось в тиши костёла Святого Креста, прерываемой лишь звуками органа, религиозных песен и молитв. Даже Первая мировая война не нарушила этого покоя. Но наступил трагический сентябрь 1939 года: бомбёжки столицы и всей страны, поражение и оккупация. Оккупанты запретили исполнять музыку композитора, а памятник ему в варшавских Лазенках (по проекту Вацлава Шимановского) был в мае 1940 года взорван. И вот 1 августа 1944 года в Варшаве вспыхнуло восстание.

С начала восстания в руках немцев находились: сам костёл Святого Креста, приходские сооружения и соседнее здание под номером 1 по улице Краковское предместье, где размещалась Главная комендатура полиции (так называемой тёмно-синей ). Только лишь 23 августа повстанцам удалось отбить весь это важный комплекс зданий. Штурм был проведён лихо, о чём свидетельствуют сохранившиеся кадры киносъёмки, сделанной повстанцами во время атаки. Они не смогли, однако, удержать костёл в своих руках, и вскоре немцы вновь овладели им. Бои там шли ожесточённые — как, впрочем, и всюду. В «Дневнике Варшавского восстания» Мирон Бялошевский вспоминал «о знаменитых сражениях в «Западне» и в костёле Святого Креста, где, кажется, немцы были на костёле, а поляки находились на хорах с органами и даже вырывали органные трубы, чтобы их кидать» .

Фигура Христа, которая венчает главный вход в костёл Святого Креста.
Она была повалена в ходе боёв. На заднем плане — немецкий офицер

Между тем, бюллетень повстанцев через радиостанцию «Молния» сообщил печальное известие: «Во время акции немцы подожгли костёл […]; фронтон и колокольни полностью уничтожены. Для Варшавы это болезненная потеря — в костёле хранилось сердце Шопена» . Спустя несколько дней в «Информационном бюллетене» № 66 появилась, однако, ободряющая поправка: сообщалось, что урна с сердцем Шопена не сгорела, а находится под опекой Бюро информации и пропаганды Главной комендатуры Армии Крайовой, возглавляемого подпоручиком Казимежем Мочарским — «Рафалем» .

Правда же заключалась в том, что урна с сердцем Шопена находилась уже в руках немцев… Знало ли об этом Бюро информации и пропаганды? Было ли его успокаивающее сообщение сделано для ободрения сердец, пусть даже оно и противоречило фактам во имя высших целей, или же Бюро искренне заблуждалось, полагая, что в его распоряжении находится настоящая урна?

В пользу второго, по-видимому, свидетельствует фрагмент записок Казимежа Мочарского, сделанных им после восстания, то есть уже не имеющих пропагандистского значения. Глава Бюро записал: «В «Кафе Бодо» [на ул. Фоксал, в начале сентября 1944 года] снова попытка нормальной работы. Помимо «каэфов», мы располагаем трофейной немецкой коротковолновкой… Мы храним сердце Шопена, вынесенное из костёла Святого Креста…» . А может быть, то, чем обладало Бюро информации и пропаганды, вовсе и не было урной с сердцем Шопена? Ибо урна к тому времени уже находилась в руках немцев.

Свидетельство священника

В конце 90-х годов ксёндз профессор Кароль Мровец помог мне встретиться с ксёндзем Алоизом Недзелей, который, как и он, был миссионером. Ксёндз Недзеля — ныне уже покойный — с декабря 1943 года и вплоть до 1960 года служил в качестве священника в костёле Святого Креста и присутствовал при его отбитии повстанцами в августе 1944 года. Он рассказал мне, что незадолго до предполагаемого штурма в приходе Святого Креста появился немецкий священник по фамилии Шульце (Schultze или Schulze — как правильно?). Тот не скрывал от наших священников, что бои в этом районе будут ожесточенными и могут закончиться полным разрушением святыни. Он заявил о том, что ему известно о находящемся в костёле сердце Шопена и что он отдаёт себе отчёт в его значении для поляков. И он предложил, чтобы священники передали ему сердце на временное хранение, пообещав вернуть его по окончании сражений. Не видя иного способа спасти национальную реликвию, священники-миссионеры согласились с предложением немецкого священнослужителя и передали ему урну с сердцем Шопена, которая при помощи нескольких немецких солдат была вынута из разбитой колонны.

Я не был первым, кто услышал от ксёндза Алоиза Недзели эту историю: примерно то же самое, что и мне, он ещё раньше рассказал перед кинокамерой. Его сообщение зафиксировал Пётр Шальша, автор сценария и режиссер австрийского документального фильма 1995 года под названием «Сердце Шопена». На веб-странице Национального института Фредерика Шопена, посвящённой шопеновской фильмографии, приводится краткое описание фильма, в котором, однако, нет ни слова о сообщении ксёндза Недзели, но зато имеется следующий пассаж: «7 сентября 1944 года немцы разграбили святыню и выкрали сердце» .

Источник этой очередной дезинформации следует искать, очевидно, в вольной — потому что предвзятой — интерпретации (и в самом деле, не всегда заслуживающих доверия) сообщений немецких офицеров, которые участвовали в подавлении восстания…

Группенфюрер СС Хайнц Райнефарт (крайний слева, в шапке-кубанке) во время боёв в районе костёла.
В усмирении Варшавы, среди прочих, активно участвовали формирования казаков т.н. Казачьего Стана

С одним из высших немецких командиров, группенфюрером СС и генералом полиции Хайнцем Райнефартом по прозвищу «палач Варшавы» (после войны он жил спокойной жизнью провинциального адвоката на острове Зюльт), в начале 70-х годов минувшего столетия беседовал Кшиштоф Комколевский. И вот что Райнефарт ему поведал :

Я был болен дизентерией и находился в своей квартире. Явился офицер и доложил мне, что его отряд после многочасовых боёв занял костёл [Святого Креста], где была обнаружена какая-то реликвия. И офицер поставил перед кроватью, на которой я лежал, кожаный футляр. На футляре, на небольшой плакетке, была написана фамилия. Я приказал поставить его на шкаф. Архиепископ Варшавы отсутствовал, и фон дем Бах связался с ним, но архиепископ сказал, что святого с таким именем нет. Тогда я открыл футляр: в нём находился сосуд. Выяснилось, что фамилия на футляре принадлежала владельцу фабрики и была рекламой фирмы. Фамилия на том сосуде была «Шопен». Мне моментально вспомнилось — я всегда увлекался музыкой, да и сам я играю — завещание Шопена: «Тело в Париже, сердце в Варшаве». В сердце своём Шопен остался поляком…

Что-то здесь не так! Откуда взялся кожаный футляр? Не запутался ли Райнефарт в деталях, не дал ли он волю фантазии? А может, его подчинённые заново упаковали сосуд с сердцем Шопена — вынули его из тех шкатулок, в которых он находился, и вложили в кожаный футляр? Ведь Антоний Енджеевич совершенно иначе описал урну, как мы для краткости называем здесь сосуд и то, во что он был запакован: [его] «поместили в красивый ларец из чёрного дерева, на котором белело серебряное сердце с соответствующей надписью… Этот ларец, герметически закрытый, положили в дубовую шкатулку большего размера, которую только лишь опечатали» .

Райнефарта не слишком-то интересовало, каким образом урна оказалась в его руках. Он поверил подчинённому, который всю заслугу обнаружения реликвии в занятом «после многочасовых боёв» костёле приписал себе, утаив при этом, что получил её от капеллана Шульце. Поэтому свидетельство генерала СС нельзя признать надёжным. Из всего его рассказа наиболее правдоподобным представляется то, что он был болен дизентерией.

Возвращение

Когда об урне с сердцем Шопена доложили фон дем Баху, тот решил передать урну её законным владельцам, иерархам польской Церкви. Он отдавал себе отчёт в важности такого жеста для целей пропаганды. Епископ Ежи Модзелевский вспоминает :

Я был тогда приходским священником [в Милянувеке]. Если мне не изменяет память, 4 сентября 1944 года в Милянувек приехал архиепископ Антоний Шлаговский. А несколько дней спустя (9 сентября 1944 года) появились немецкие офицеры, просившие о встрече с архиепископом. Принятые в доме священника, они выразили пожелание, чтобы представитель Церкви отправился с ними в штаб-квартиру генерала фон дем Баха, где он получит урну с сердцем Шопена. Архиепископ согласился. Вместе с немцами, на двух автомобилях, из Милянувека отбыли: сам архиепископ, приходский священник и ксёндз Михальский (теперешний епископ Гнезна). Мы приехали в варшавскую Волю, в строения фирмы Элибор, где находилась штаб-квартира генерала фон дем Баха. На площади генерал передал архиепископу урну . Процедура передачи снималась на киноплёнку. В том же самом составе все мы вернулись в Милянувек. Урну с сердцем поставили на пианиано в комнате-часовне для приёма гостей, и она постоянно находилась там вплоть до 17 октября 1945 г. — 96-летия со дня смерти Шопена. В тот день ксёндз [Леопольд] Петшик, приходский священник костёла Святого Креста в Варшаве, прибыл в Милянувек и в присутствии проф. [Болеслава] Войтовича и Бронислава Сыдова получил урну, после чего отвёз её в Желязову Волю, а затем в костёл Святого Креста в Варшаве.

Отчёт епископа Ежи Модзелевского по необходимости краток. Епископ не упомянул о том, что урна отнюдь не простояла в одном и том же месте до самого конца войны и что её — на тот случай, если немцы вдруг передумают — укрывали в домах надёжных прихожан. Не упомянул он и о том, что в Желязову Волю урну отвезли по особому пожеланию Болеслава Берута: тогдашний председатель Крайовой Рады Народовой не мог отказаться от участия в шопеновских торжествах, но вместе с тем он не хотел появляться ни в приходе в Милянувеке, ни в костёле Святого Креста.

Следует ещё развеять всякие подозрения относительно подлинности урны с сердцем Шопена — а таковые могли бы появиться после прочтения путаных показаний Райнефарта. Непосредственно перед возвращением урны в костёл Святого Креста Бронислав Эдвард Сыдов подверг её тщательному осмотру. В своём докладе Обществу им. Фредерика Шопена он констатировал : «Урна состоит из наружной дубовой шкатулки, в которой находится другая — из красного дерева [согласно Енджеевичу — из чёрного]. В крышку вделана серебряная пластинка в форме сердца с высеченной надписью, представляющей собой даты рождения и смерти Фредерика Шопена. Внутри себя эта шкатулка содержит герметически закрытый хрустальный сосуд, в котором в прозрачном спирту находится прекрасно сохранившееся сердце Шопена. Бросаются в глаза размеры сердца: как для человека среднего роста, оно чрезвычайно велико…» .

Если кто-либо знает…

О сердце Шопена писали уже не однажды. Но до сего времени немногое написано о священнике Шульце, который сердце Шопена де-факто спас от неизбежной гибели или, по крайней мере, от осквернения… К сожалению, нам мало что о нём известно. Мы не знаем его имени и, быть может, переиначиваем его фамилию (Schultze? Schulze?). Неизвестно даже, был ли он немцем или же, возможно, австрийцем. По-видимому, в 1945 году он погиб под Варшавой во время наступления советских войск. Ксёндз Недзеля упоминал, что капеллан Шульце особое внимание уделял сёстрам сакраменткам (их костёл св. Казимежа в Новом городе был в ходе восстания полностью разрушен). Сохранилось мнение о нём другого священника из конгрегации отцов миссионеров, Павла Пётра Дембиньского : «В период восстания , — давал он сразу после войны показания в качестве свидетеля, — мне довелось довольно часто беседовать с немецким дивизионным капелланом Шульце, который, будучи человеком порядочным, пытался по незначительным вопросам ходатайствовать в нашу пользу перед Штаелем и его преемником» . Известно ли было ксёндзу Дембиньскому о ключевой роли капеллана Шульце в деле спасения сердца Шопена? И если было известно, то почему он в этом не признался? А если признался, то почему, в таком случае, его показания не были приведены полностью? Новые и новые знаки вопроса. Во всяком случае, упомянутая им фамилия генерал-лейтенанта Райнера Штаеля (начальника варшавского гарнизона на стыке июля и августа 1944 года) является уже хоть каким-то следом.

Моя знакомая, музыковед из Кёльна, по моей просьбе обратилась с запросом о капеллане в германские архивы вермахта. Ей там ответили, что данных для поиска недостаточно, и попросили дать дополнительную информацию. Фамилии «Schultze», «Schulze» достаточно распространены в Германии, и архивы вермахта содержат записи о тысячах людей с этими фамилиями… К сожалению, музыковеды не слишком уверенно чувствуют себя в воинских архивах. Отсюда и мой призыв к историкам Второй мировой войны и, в первую очередь, к историкам Варшавского восстания и к его участникам и свидетелям:

Если кто-либо знает что-нибудь большее о священнике Шульце — откликнитесь!

Друзья Шопена — это наши друзья

Приближаются торжества по случаю двухсотлетней годовщины Фредерика Шопена. По такому случаю хотелось бы показать миру, как много друзей было и есть у нашего композитора, и хотелось бы отдать им дань уважения. Мы упомянули здесь имена польского композитора, педагога и общественного деятеля Владислава Желеньского, незаслуженно отодвинутого в тень, русского композитора Милия Балакирева , под чьим крылом набирал силу Мусоргский, и, наконец, немецкого (австрийского?) священника Шульце (Schultze либо Schulze). Заслуги первых двух перед Шопеном хорошо известны, но и роль последнего в спасении национальной нашей реликвии нельзя обойти молчанием. Шульце достоин столь же благодарной памяти, как и капитан Вильм Хозенфельд, спасший жизнь пианисту и композитору Владиславу Шпильману!

Памятник Шопену в варшавских Лазенках

Не следует ли нам в честь выдающихся друзей Шопена — для начала пусть даже в честь этих троих — установить соответствующие памятные таблички? Можно себе представить некую аллею — возможно, поблизости от монумента в Лазенках или же в окрестностях замка Острогских, — где ежегодно, например, в день его рождения, появлялись бы всё новые и новые таблички с именами его давних и нынешних друзей — ведь у него так много друзей во всех странах мира!

Примечания

5. В. Żeleński, «Pomnik Fryderyka Chopina w kościele Św. Krzyża w Warszawie». «Kraj», № 41/1899 от 8 (20) октября, с. 202.
Владислав Желеньский (Władysław Żeleński, 1837-1921) — композитор, пианист, органист, педагог и организатор музыкальной жизни в Варшаве, а с 1881 г. и в Кракове, где им была основана консерватория, руководителем которой он являлся до самой смерти. Написал оперы («Konrad Wallenrod», «Goplana», «Janek», «Stara baśń»), сочинения для оркестра (увертюра «W Tatrach», две симфонии), камерные произведения, сочинения для фортепьяно, для органа, а также многочисленные песни. Его сын, Тадеуш Бой-Желеньский (Tadeusz Boy-Żeleński), писатель и переводчик, в августе 1941 г. вместе с группой профессоров университета и львовской политехники был расстрелян во Львове солдатами гитлеровского украинского батальона «Нахтигаль» 12. K. Moczarski, «Zapiski». Wstęp, wybór tekstów i oprac. A.K. Kunert, Warszawa, 1990, s. 207.
Казимеж Мочарский (Kazimierz Moczarski, 1907-75) — журналист, юрист, писатель, с августа 1942 г. работал в отделе информации в Бюро информации и пропаганды (БИП) Главной комендатуры Армии Крайовой (АК). Во время Варшавского восстания руководил деятельностью информационной радиостанции, был редактором ежедневника АК «Wiadomości Powstańcze». В апреле 1945 г. встал во главе БИП. В августе был арестован. За принадлежность к АК приговорён к 10 годам тюремного заключения. В марте 1949 г. находился в одной камере с гитлеровским преступником Юргеном Штроопом (Jürgen Stroop). Вышел на свободу в 1956 г., опубликовал затем знаменитые «Беседы с палачом» («Rozmowy z katem», 1977) 15. Cz. Sielużycki, «O sercu Chopina w kościele Św. Krzyża i nie tylko». «Ruch Muzyczny», № 6/2004, s. 24-26.
Согласно Селюжицкому, передача урны «состоялась […] во дворе перед главным зданием существовавшего до войны варшавского кооператива «Społem» по ул. Вольской, 84» , киносъёмку же провели пару дней спустя и в другом месте: «Бах-Зелевский, слишком поздно оценивший пропагандистское значение состоявшейся «церемонии», распорядился её повторить и заснять на киноплёнку. Это произошло 17 сентября 1944 года, на сей раз в Ожарове под Варшавой. На сохранившемся фрагменте немого чёрно-белого фильма (съёмка была прервана из-за аварии электричества) хорошо видна фигура генерала на фоне деревянных сеней, похуже — снятые сзади представители противоположной стороны, среди которых почти наверняка не было архиепископа Шлаговского…»

Хотя сегодня эта процедура может показаться более чем странной, в Средневековье и в другие эпохи прошлого среди европейской аристократии отдельное захоронение сердца было не таким уж редким случаем. Частично эта практика появилась вместе с Крестовыми походами, когда рыцари очень часто гибли в «языческих» местах, где никто не хотел бы быть захоронен. Однако транспортировка всего тела целиком на родину не представлялась возможной, поэтому тела рыцарей вскрывали и снимали с них кожу с мясом, доставая все внутренности. В результате на родину отправлялся скелет, а сердце и другие органы хоронились на месте гибели рыцаря. К 12 веку члены английской и французской аристократии нередко приказывали хоронить их сердца отдельно от их тел. История знает немало таких случаев, однако сейчас стоит обратить внимание на самые известные среди них. Похороны каких известных личностей происходили не совсем так, как вы могли себе представить? Сейчас вы об этом узнаете из данной статьи.

Ричард I

Ричард I, известный также как Ричард Львиное Сердце, был Королем Англии с 1189 по 1199 годы, но большую часть своего правления он провел, сражаясь за границей - именно так он заработал свою военную репутацию. Он погиб от выстрела из арбалета в битве за Шалю во Франции, большая часть его тела была похоронена в Фонтевро, а его сердце захоронено в свинцовой коробке в соборе Нотр-Дам в Руане. Орган был обнаружен в тридцатые годы девятнадцатого века, а в 2012 году ученые изучили его, чтобы узнать больше о причинах смерти Ричарда.

Роберт I, Король Шотландии

Роберт I, Король Шотландии с 1306 по 1329 годы, приказал похоронить его сердце в Иерусалиме. Но оно так туда и не попало - сэр Джеймс Дуглас, рыцарь, которому была доверена задача по транспортировке сердца, был убит в пути. Другие рыцари сняли металлическую коробочку с сердцем с шеи павшего рыцаря и вернули его в аббатство Мелроуз для захоронения. Археологи обнаружили сердце в 1920 году и перезахоронили его в новом контейнере. Оно было обнаружено еще раз в 1996 году, а затем похоронено обратно в 1998 году.

Лоркан Уа Туатейл

Лоркан Уа Туатейл, второй архиепископ Дублина и один из покровителей этого города, умер в 1180 году во Франции. Его сердце было отправлено обратно в Дублин, где оно хранилось в деревянной коробке в виде сердца, заключенной в железной клетке - по крайней мере до 2012 года, когда оно было украдено. Настоятель церкви, где хранилось сердце, предположил, что оно было украдено религиозным фанатиком, так как оно не несет никакой фактической стоимости - при этом гораздо более дорогие золотые и серебряные объекты не были тронуты. До сих пор сердце не было обнаружено.

Князья-епископы Вюрцбурга

Князья-епископы Вюрцбурга практиковали ритуал захоронения, состоявший из трех частей - их тела отсылались в Вюрцбургский собор, их кишечники - в церковь Мариенберга, а сердца, забальзамированные в стеклянных банках, направлялись в аббатство Эбрах. Эта практика была актуальна в пятнадцатом веке, однако существует вероятность того, что такой способ использовался и в двенадцатом веке. Процедура захоронения в Маринберге также познакомила людей с одной из самых неприятных работ - труп князя епископа должен был находиться в сидячем положении на колу, а человеку необходимо было держать его голову все это время прямо.

Анна Болейн

В соответствии с легендой, после обезглавливания Анны Болейн в 1536 году, ее сердце было изъято из ее тела и отправлено в деревенскую церковь в Эрвартоне, Саффолк, где королева провела счастливые дни своей молодости. В 1837 году раскопки на месте церкви обнаружили внутри одной из стен небольшую свинцовую шкатулку в форме сердца. Внутри была только горсть праха, и невозможно сказать, являлась ли она непосредственно сердцем. Как бы то ни было, шкатулка с содержимым была перезахоронена, и теперь табличкой отмечено место, где она находится.

Многие папы римские

Двадцать два сердца различных пап римских, от Сикста V в 1583 году до Льва XIII в 1903 году. Все они хранятся в мраморных урнах на Санти Винченцо Анастасио Треви в Риме. В соответствии с традициями, сердца пап извлекались из их тел для посмертного сохранения и сбережения их в качестве реликвий на тот случай, если папа будет провозглашен святым.

Фредерик Шопен

Всемирно известный композитор Фредерик Шопен умер в Париже в 1849 году, и большая часть его тела захоронена в Пер-Лашез. Однако он завещал, чтобы его сердце было отправлено для захоронения в его родную Польшу. Его сестра отвезла его сердце в родную страну, где оно было сохранено в алкоголе (некоторые утверждают, что это коньяк) в кристаллической урне, замурованной в столбе в церкви Святого Креста в Варшаве. В 2014 году ученые провели ночное исследование сердца, чтобы проверить, не испарился ли из сосуда алкоголь, но они были возмущены тем, что им приходилось действовать скрытно - они все еще надеются, что когда-нибудь смогут детально исследовать само сердце, чтобы обнаружить точную причину смерти великого композитора.

Томас Харди

Английский поэт и писатель Томас Харди хотел быть похороненным в его родном городе Стинсфорде, однако его друзья настояли, что захоронение в Вестминстерском аббатстве было единственным достойным выбором для такого известного деятеля литературного искусства, как Харди. Но как только власти города узнали о том, что тело Харди будет захоронено в аббатстве, они выступили с протестом, и в результате был достигнут компромисс. Большая часть тела Харди была захоронена в Вестминстере, в то время как его сердце было отдельно похоронено в Стинсфорде.

Перси Шелли

Когда поэт Перси Шелли погиб в процессе плавания в 1822 году в Средиземном море, в соответствии с местными карантинными нормами было приказано кремировать его тело прямо на пляже. По легенде, его сердце ни в какую не хотело гореть, и его друг Эдвард Трелони вынул его из пламени собственными руками. После долгих разбирательств среди друзей Шелли касательно того, кто должен оставить сердце у себя, оно досталось его жене Мэри, которая и хранила его, пока не умерла. Ее дети обнаружили его в ящике ее стола в шелковом мешочке, и теперь оно захоронено вместе с ней в семейной усыпальнице в Борнемуте.

Отто фон Габсбург

Известный дом Габсбургов практиковал захоронение сердец на протяжении веков, вместе с другими органами они хранятся в медных урнах в Августинской церкви в Вене. В 2011 году сердце Отто фон Габсбурга, последнего наследника Австро-венгерской империи (которая распалась в 1918 году), было захоронено в Бенедиктинском аббатстве в Паннонхальме, Венгрия. Остальное его тело захоронено в Австрии, в Вене. Былой наследный принц заявил, что он хотел бы, чтобы его сердце было захоронено в Венгии - это был жест его любви к этой стране, которая в свое вермя составляла половину его империи.

На вопрос в каком городе было захоронено сердце Фредерика Шопена? заданный автором Марина лиманская лучший ответ это Шопен скончался в Париже 17 октября 1849 года и был похоронен не кладбище Пер-Лашез.
Согласно воле композитора, его сердце было перевезено сестрой в Варшаву и захоронено в подземелье костела св. Креста; в 1879 году оно было замуровано в одной из колонн этого храма, на которой сооружена доска с надписью: "Фридерику Шопену - соотечественники".
церковь Святого Креста в Варшаве!

Ответ от Невроз [гуру]
Шопена похоронили, согласно его желанию, на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с могилой любимого его композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли из подаренного когда-то друзьями серебряного кубка. Сердце Шопена, как он завещал, было захоронено в одном из костелов Варшавы (церкви Святого Креста) . Об этом писал в своих стихах украинский поэт М. Рыльский:...Стоит в Варшаве церковь. Там стенаСкрывает человечества святыню --Шопена сердце. Тишина полнаБиеньем сердца этого доныне.


Ответ от Посох [гуру]
По его завещанию оно было должно покоиться в одном из костелов Варшавы (Польша)
Сам он похоронен во Франции, а вот гробница в Варшаве с его сердцем:


Ответ от Малорослый [гуру]
Шопен умер в 39 лет во Франции, куда он эмигрировал после разгрома царскими войсками польского восстания 1830-1831 годов. По завещанию покойного, его сердце должно было быть похоронено на родине, в Польше. Сестра Шопена Ядвига претворила волю брата: хрустальный сосуд с сердцем Шопена, законсервированным, вероятно, в коньяке, хранится в колонне в варшавского костела Святого Креста.Медики, лечившие Шопена, посчитали, что он умер от туберкулеза. Однако польский ученый Войцех Циши находит более реальным другой диагноз – муковисцидоз.Причиной этого наследственного заболевания является мутация гена, регулирующего вязкость секретов слизистых. У больных муковисцидозом вязкость секретов повышена, что значительно увеличивает риск инфекций и воспалительных процессов, особенно в легких и кишечнике.Известно, что с самого рождения Шопен отличался плохим здоровьем и часто болел. По воспоминаниям современников, его преследовало некое хроническое заболевание легких. При росте 170 сантиметров Шопен весил всего 40 килограммов. Помимо того, длительное увлечение французской писательницей Жорж Санд не принесло им детей, что наводит на мысль о возможном бесплодии.Однако окончательно подтвердить или опровергнуть версию о наследственном заболевании Шопена может анализ образцов ДНК, которые возможно извлечь из законсервированного сердца композитора.


Ответ от Cherry ***** [гуру]
Варшава, замурованно в колонне церкви Святого Христа


Ответ от Нина Дюк [гуру]
Фредерик Шопен, родившись в Польше, несмотря на то, что отец его был француз (хотя и отдаленно польского происхождения) , всегда считал себя поляком. Когда ему исполнилось 20 лет, он, получив уже определенное признание среди варшавских любителей музыки, покинул Польшу, чтобу уже никогда не вернуться. Сначала он уехал в Вену, затем в Мюнхен и Штутгардт (где узнал о том, что русская армия заняла Польшу) , и наконец в сентябре 1831 прибыл в Париж. Здесь его ждал успех. Ему рукоплескали Генрих Гейне, Эжен Делакруа, Альфред де Виньи. Здесь его друзьями стали Берлиоз, Мендельсон, Беллини. Здесь Роберт Шуман воскликнул: «Снимите шляпы, господа. Перед вами гений! » Здесь его ждала страстная любовь великолепой женщины… В настоящей женщине должно быть немного от мужчины. Жорж Санд позаимствовала у сильного пола не только имя, но и храбрость добиваться того, чего по-настоящему желаешь. А она желала Шопена. Тот поначалу не находил ее привлекательной. Но писательница преследовала его, заставив мать юной Марии Водзинкой расторгнуть помолвку с ветренным композитором, и на десятилетие став для Фредерика семьей, которой ему так не хватало вдали от родины.Даже самая романтическая история любви может быть разрушена дрязгами и семейными неурядицами. В 1847 году Жорж Санд и Шопен расстаются. В 1848 году он дает концерты в Англии и Шотландии, путешествуя со своей ученицей и поклонницей Джейн Стирлинг. Слабое здоровье, подорванное чахоткой, не дает возможности продолжать путешествие, и он возвращается в Париж, где и умирает.У Шопена был необяснимый страх (хотя вряд ли когда наши страхи бывают обоснованными) : он боялся быть похороненным заживо. Поэтому, согласно воле умирающего, сестра композитора, Людвика, увезла его сердце в Варшаву, где оно и находится сейчас, замурованное в колонне церкви Святого Христа.Поэтому, если у вас будет время, посетите церковь, где в одной из колонн, бьется сердце великого композитора. P.S.Тело Фредерика Шопена было захоронено 30 Октября 1849 года на кладбище Пер-Лашез в Париже.


Ответ от Анатолий розет [гуру]
Стоит в Варшаве церковь. Там стена Скрывает человечества святыню -- Шопена сердце. Тишина полна Биеньем сердца этого доныне. Шопен скончался ночью 17 октября 1849 года. Незадолго до кончины он вспоминал о Жорж Санд. <<А ведь она обещала мне, что я умру только на ее руках>>, --сказал он. На похоронах Шопена исполнялся Реквием Моцарта и его собственный похоронный марш, переложенный для оркестра. А органист Лефебир сыграл на органе две его скорбные прелюдии (ми минор и си минор) . Шопена похоронили, согласно его желанию, на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с могилой любимого его композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли из подаренного когда-то друзьями серебряного кубка. Сердце Шопена, как он завещал, было захоронено в одном из костелов Варшавы.


Ответ от Константин Роденко [новичек]
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста.


Шопен Фридерик на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Шопен Фридерик