Конспект урока герой нашего времени история создания. Уроки по "Герою нашего времени". Урок первый. Скрытен и загадочен

02.12.2014 12323 0

Цели:

. Образовательные: анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2. Развивающие :обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3. Воспитательные: воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I . Оргмомент.

II . Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III . Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV . Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V . Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI . Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI . Задание на дом: Творчество М.Ю. Лермонтова

Гусева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия.

Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями композиции романа «Герой нашего времени».
2. Разграничить в сознании учеников понятия «сюжет» и «композиция».
3. Познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени».
4. Развить логическое мышление у детей (с помощью восстановления хронологии событий).
5. Воспитать внимание к духовной основе личности.
Форма урока: урок-обсуждение.
Оборудование: текст произведения, схема-диаграмма (на доске и перед учащимися), цветные стикеры (можно задействовать интерактивную доску, тогда стикеры не понадобятся), цветные карандаши (фломастеры, выделители) по цвету стикеров. На доске записан эпиграф, изображена незаполненная таблица 1.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Спасибо за приветствие! Садитесь.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии мы начали изучение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вам было дано следующее домашнее задание:
1) прочитать роман,
2) дать своё объяснение порядку расположения частей в романе,
3) выписать из литературоведческих и толковых словарей определения понятий «сюжет» и «композиция».
Начнём проверку домашнего задания.
- (имя ученика), прочитай, пожалуйста, те определения, которые ты выписал(а). (Ответы учащихся).
- Назови, пожалуйста, словари, с которыми ты работал(а).
- Спасибо, садись. Ребята, кто работал с другими словарями? Какие определения выписали вы? (Ответы учащихся).
- Спасибо. Я очень довольна вашей работой. Давайте подведём общий итог. Объясните своими словами, что такое композиция? (Построение произведения). А что такое сюжет? (Цепь событий). Молодцы! А теперь давайте обратимся к анализу сюжета и композиции романа «Герой нашего времени».
III. Работа по теме урока.
Творческая история создания романа восстановлена лишь в общих чертах. Известно только, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом.
По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Лермонтов приступил к работе над «Героем нашего времени» по возвращении в Петербург из первой ссылки, т. е. в 1838 году. «Это была самая деятельная эпоха его жизни в литературном отношении, - писал Шан-Гирей. – С 1839 года стал он печатать свои произведения в «Отечественных записках». В 1839 году выходят в свет «Бэла» и «Фаталист», а в начале 1840 года – «Тамань», но такой порядок публикации ещё не даёт основании делать вывод о последовательности работы над «Героем нашего времени». Некоторые исследователи считают, что уже в 1837 году вчерне была написана «Тамань».
«Тамань» и «Фаталист», по мнению некоторых учёных, первоначально были задуманы как самостоятельные кавказские повести-новеллы, не связанные с «Героем нашего времени».
Следует сразу оговориться, что существуют и другие гипотезы о последовательности написания Лермонтовым романа, основанные на различном толковании текста романа и указаний в мемуарной литературе. Все они воссоздают творческую историю романа с какой-то долей вероятности, поэтому вопрос остаётся открытым.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая духовную жизнь многих поколений, порождает споры, дискуссии, утверждая тем самым мысль о своей неисчерпаемости.
Роман состоит из 5 повестей, причём у каждой свой сюжет, своя образная система, своя тема, своя главная мысль. Что их объединяет? (Ответы учащихся).
- Вы правы. Объединяет повести образ главного героя, общая тематика, идея, высказанная в «Предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», именно эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Запишите их в своих тетрадях.
Обратим внимание на то, что эта книга – «история души», а не история жизни. Следовательно, выбор композиционного решения определён замыслом автора.
Итак, Лермонтов отказывается от хронологического принципа изложения истории Печорина.
Ребята, давайте попробуем воспроизвести хронологию событий, связанных с Печориным. Какая из повестей окажется первой и почему? (Ответы учащихся).
- Вы правильно заметили, что хронологически роман начинается с по¬вести «Тамань». Печорин едет из Петербурга в действующий отряд. Так, в «Тамани» упоминается: «Было холодно». События происходят ранней весной. Затем Печорин приезжает в Пятигорск. Повесть «Княжна Мери» представляет собой дневник, записи свои герой начинает делать 11 мая. Завершает Печорин повество¬вание о событиях уже в крепости: «И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя:отчего я не хотел ступить на этот путь, откры¬тый мне судьбою, где меня ожидали mиxие pадости и спокойствие душевное?..»
- Какие же события произошли далее? История с Бэлой или случай с Вуличем? (Ответы учеников). (Обращаем внимание учащихся на то, что в «Бэле» Максим Максимыч говорит о приезде Печорина в крепость, куда его послали за дуэль с Грушницким, осенью: «Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти».«Фаталист» же представляет собой записки Печорина о пребывании в казачьей станице, и действие происходит глубокой осенью или зимой: «Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. Она, по обыкновению, дожидалась меня у калитки, завернувшись в шубку; луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».
- Ребята, некоторые исследователи считают, что повесть «Бэла» хронологически идёт после «Фаталиста». Учёные аргументируют это тем, что после истории с Бэлой Печорин уже ничего не писал, так как потерял интерес к жизни. А как думаете вы? (Ответы учащихся).
- Итак, давайте подведём итог нашим рассуждениям, заполнив таблицу:
Таблица 1
Хронология событий в жизни Печорина ...... Расположение частей в романе
«Тамань» ...... «Бэла»
«Княжна Мери» ...... «Максим Максимыч»
«Фаталист» ...... «Предисловие к «Журналу Печорина»
«Бэла» ...... «Тамань»
«Максим Максимыч» ...... «Княжна Мери»
«Предисловие к «Журналу Печорина» ...... «Фаталист»
- Еще В.Г. Белинский указал, что роман «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».А начинается произведение с повести «Бэла».Ребята, из чьих уст мы слышим о герое? (Из уст Максим Максимыча).
- Верно. Давайте обозначим этого рассказчика на схеме. (На доске расположена схема-диаграмма с разноцветными стикерами, каждого рассказчика обозначает стикер соответствующего цвета, например, Максим Максимыч – зелёный стикер, путешествующий офицер – красный, Печорин – жёлтый. Перед учащимися – схема-диаграмма, цветные карандаши (фломастеры, выделители). Один из учеников наклеивает соответствующий стикер на схему, остальные учащиеся закрашивают соответствующим цветом часть схемы).

Однако повествование идёт от лица путешествующего офицера. Дополним нашу схему. (Следующий ученик наклеивает стикер).
-А в каких ещё повестях мы видим Печорина глазами офицера? («Максим Максимыч», « Предисловие к «Журналу Печорина»).
-Правильно, дополняем схему. (Наклеиваем стикеры).
- Ребята, а кто является повествователем в других повестях романа? (Сам Печорин).
- Совершенно верно. Обозначаем это на схеме.
- Обратите внимание, повесть «Фаталист» завершается в крепости, о кото¬рой идет речь в «Бэле»: Печорин рассказывает историю Вулича Максиму Максимычу. В гениальных художественных произведе¬лиях случайностей не бывает. Замкнулся жизненный круг Печо¬рина, но замкнулся, чтобы вновь и вновь повториться в читательс¬ком восприятии лермонтовского романа. Этот круг, символизи¬руя бесконечность, вечное движение жизни, несет в себе еще один аспект понимания судьбы героя, выражает и философскую про-блему свободы личности и необходимости.
Таким образом, композиционное кольцо «Героя нашего времени» становится символом как конкретно-исторического содержания произведения, так и его общечеловеческого, вечного начала.
А теперь я попрошу ответить вас на вопрос: « Что вам дало изучение особенностей композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»?» (Ответы учащихся).
IV. Домашнее задание.
-Большое спасибо за ответы. Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
1. Письменно ответить на вопрос: «Почему повесть «Фаталист» последняя в романе?»
2. Прочитать и законспектировать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова», цитату из которой вы уже слышали на сегодняшнем занятии.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие оценки:…
- Подводя итог сегодняшнему уроку, хочется ещё раз обратиться к нашему эпиграфу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Большое спасибо за внимание. Все свободны. Урок окончен.

СИСТЕМА УРОКОВ ПО РОМАНУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

УРОК №1

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Главные и второстепенные герои.

Цель: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции; доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе; создать условия для более полного понимания текста; развивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.

ХОД УРОКА

“Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии” (М.Ю.Лермонтов)

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с эпиграфом

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Лекция учителя (учащиеся делают записи)

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что «М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных». В 1840 г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом , в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести - «Княжна Мери».

«Герой нашего времени» - это «история души человеческой» , одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин - единственный главный герой (хотя «Евгений Онегин» назван именем одного героя, в нем чрезвычайно важен образ Татьяны,

а также и Автора). Его одиночество в романе принципиально значимо . Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя , найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.


Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Ирина Валентиновна, я сегодня проведу у вас урок литературы.
- Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (подарочные коробочки) А как вы думаете, что может быть внутри этих коробочек?
Слайд 2 (оказывается, всё, что угодно) вот так и первое впечатление о человеке может быть обманчивым.
- Как вы считаете, в течение нашей работы мы сможем узнать друг о друге хоть немного? (Да) Иногда, ребята, и целой жизни не хватит, чтобы разглядеть характер человека, понять его мысли, причины его тех или иных поступков.
Я вижу вас впервые, но, тем не менее, уверена, что мы найдём общий язык и наша с вами работа будет успешной.
2. Вызов.
- Посмотрите на слайд 3, из какого произведения взята эта фраза? (Поэма Лермонтова «Мцыри»).
- Как связана поэма Лермонтова с его романом «Герой нашего времени»? Обратите внимание на вопрос. Он является ключевым. (автор попытался раскрыть душу героя, его переживания, раскрыть причину его поступков)
- К какому жанру принадлежит это произведение? Давайте вспомним, что значит
«психологический роман»? (Психологический роман – эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков) ватман прикреплён к доске
-Лермонтов в своём романе попытался выступить в роли психолога. Кто такой психолог? (специалист, который занимается изучением поведения человека в различных ситуациях, пытается понять причины того или иного поведения и т.д.) Вот и вы сегодня тоже попытаетесь выступить в роли психологов.
2. Вызов. Приём «Дерево предсказаний» (ватман с деревом уже на доске)
- Итак, ещё раз посмотрите на основополагающий вопрос и попробуйте спрогнозировать, чем мы сегодня будем заниматься? Для этого возьмите листочки, запишите свои прогноз, зачитайте вслух и прикрепите к «дереву предсказаний». (ответы учащихся записываются на листочках и прикрепляются к «Дереву предсказаний»)
- Кто этот герой? (Печорин) А теперь я открываю вторую часть темы, прочитайте её: «Загадка образа Печорина»
3. Целеполагание. Слайд 4
- Итак, о ком же мы будем говорить, чей образ анализировать? Тема нашего урока «Загадка образа Печорина». Сформулируйте, пожалуйста, задачи урока:
- Обобщить знания по образу Печорина
- Попытаться выяснить, в чём загадка образа главного героя
- Создать психологический портрет Печорина
4. Осмысление.
А) Приём «Ассоциации» 2 мин
- Посмотрите на слайд 5, какие ассоциации возникают у вас при виде этих людей? Каким одним словом можно их назвать? (герои). Я предлагаю двум группам поработать со словарями, найти словарную статью слова «герой», а остальные ребята ответьте мне, кто же такой герой в вашем понимании?
Б) Работа со словарём (2 группы находят словарные статьи, пока высказывают свои предположения другие дети) Слайд 6
- Слово герой имеет несколько значений. Какое из них подходит Печорину?(работа со словарём, обсуждение в группе)
- выдающийся своей храбростью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги;
- главное действующее лицо литературного произведения;
- лицо, привлекающее к себе внимание, являющееся образцом для подражания;
- лицо, воплощающее в себе черты эпохи, среды.
Вывод. Все значения слова герой, кроме первого, применимы к нашему противоречивому персонажу и человеку.
В) Приём «Шесть шляп мышления»
-Итак, слово герой является ключевым в названии романа Лермонтова. Стержень романа – раскрытие чрезвычайного характера. В различных эпизодах Печорин всегда показывает своё другое лицо. На первый план попадают не его внешние героические черты, а внутренний душевный мир.
- Вы уже много знаете о Печорине: этот герой вызывает самые противоречивые чувства и отношения. Выразить своё отношение к герою вы сможете, используя приём «Шесть шляп мышления». Слайд 8
- Выйдите по одному представителю от группы и выберите понравившуюся вам шляпу. Слайд 8 (прокомментировать каждую шляпу)
- В каждой шляпе карточка с заданием. В течение 5 мин вам нужно выполнить своё задание, определить, кто из группы выйдет отвечать, и, надев шляпу, представить образ Печорина согласно выбранному типу мышления. (работа групп проходит с музыкальным сопровождением)
- А чтобы гости не скучали, им тоже предстоит выполнить творческое задание, как и группе, выбравшей зелёную шляпу.
Г) Афиширование ответов (слайды 9 - 14)
1 группа(белая): Противоречивость (совершал порой необдуманные, противоречивые поступки)
2 группа(красная): Страстная натура. Лермонтов написал реалистическое произведение, но сам по натуре был романтиком. Поэтому и в Печорине бушуют страсти, которые тщательно скрываются самим героем. (побледнел, похудел, плакал)
3 группа(чёрная): Эгоизм, равнодушие к окружающим
4 группа(жёлтая): Самоанализ, самопознание
5 группа(зелёная): Герой своего времени
СинквейнПечорин
Одинокий, странный (эгоистичный, противоречивый)
Скучает, разочаровывается, не прощает
Герой своего времени (стремится к самопознанию или играет с чувствами людей)
Загадка (или противоречивость(чие)герой своего времени)
Расшифровка первых букв слова «натура» с указанием черт характера главного героя:
Н- настойчивый
А – амбициозный,
Т - твёрдый
У - умный
Р - решительный
А - активный
6 группа(синяя): Загадочность
- Итак, полной картины в понимании героя писатель не даёт. Автор позволяет нам делать совершенно несовместимые выводы, изображая Печорина в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. Но характер этого героя, основные черты которого мы записали на доске, является отражением того времени, в котором жил наш герой. В этом характере есть как тёмные, так и светлые стороны.
5. Подведение итогов. Социализация.
- У Лермонтова не было такой задачи: рассказать нам историю человеческой жизни. У него была другая задача: «история души человеческой» должна была открыться перед читателем. Лермонтову нужно было найти форму раскрытия сложного, противоречивого характера героя, поэтому он и показывает Печорина через призму двойных рам.
- Слайд15 В «Бэле» мы видим Печорина как бы из окна, через двойные рамы рассказов Максима Максимыча и его спутника.
- Слайд 16 В «М.М.» одна рама открывается: уже не два человека, а один рассказывает о своём впечатлении от Печорина.
- Слайд 17 В «Тамани» - окно настежь: сам герой рассказывает о себе читателю, но пока ещё не раскрывает своих душевных движений – мы много узнаём о событиях и довольно мало - о чувствах и мыслях героя.
- Слайд 18 Только в последних двух повестях – «Княжна Мери» и «Фаталист» - душа героя раскрывается перед нами вполне: в его дневниковых записях.
Слайд 19 И всё же, говоря словами великого русского критика Белинского, «Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа», потому что нельзя до конца постичь человеческую душу.
- Давайте ещё раз обратимся к чертам характера Печорина. Какие из них могут проявлять в наших современниках? А какие - в вас?
– Слайд 20 Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
- Чего не должно быть в человеке? Того что разрушает душу – ЗЛА.
6. Рефлексия.
- Давайте вернёмся к нашему «Дереву предсказаний», совпали ли ваши прогнозы с тем, чем мы занимались на уроке? Решили ли мы те задачи, которые ставили перед собой?
- Слайд 21 А теперь оцените свою работу на уроке, используя лестницу успеха: выберите нужный для вас уровень и прикрепите туда человечка.
Домашнее задание. Слайд 22 Эссе «Мой Печорин» или сочинение рассуждение «Кто для меня является героем нашего времени? »
- Я благодарю вас за активную и плодотворную работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов в изучении литературы, а также успешной сдачи экзаменов!


Приложенные файлы

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М. Ю. Лермонтов. Дума

I. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Век Лермонтова в романе. Сложность композиции

Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить факты биографии Лермонтова, связанные с историей его двух ссылок на Кавказ, прояснить, какие факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. Эмоциональным началом урока может
быть чтение одной из кульминационных сцен романа, например «Ранение Бэлы», «Объяснение с Мери», «Захват пьяного казака» или др.

Лекция
Основная форма работы на уроке — лекция, в ходе которой будут развиваться следующие тезисы:
1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 1830 х годов, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональная характеристика этой эпохи дается в стихотворении «Дума». Черты современников, запечатленные в «Думе», являются характерными и для Печорина. Поэтому «герой нашего времени» — это человек 1830 х годов.
2. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
3. Противостояние Печорина и общества выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, изображения состояний его души, хотя события основаны на реально историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается первым русским социально психологическим романом.
4. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого соединились незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе. Смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
5. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по своему оттеняет различные грани характера героя. Методической основой работы станет проблемный анализ. Для этого роман должен быть прочитан предварительно.
На следующем этапе урока может быть прочитано предисловие к роману и определены его ключевые моменты.

Вопросы для обсуждения предисловия

Абзац1. Каково мнение автора о читателях и публике? Почему автор обвиняет читателя, только открывшего книгу, «в дурном воспитании»?
Абзац2. Как автор относится к читательским оценкам «героя нашего времени»? Каков пафос авторского рассуждения?
Абзац3. Как Лермонтов объясняет особенности портрета «героя нашего времени»? Какого героя он хотел показать читателю?
Абзац4. Какую цель написания романа автор считает главной? Как он намерен создавать портрет своего героя?

Интересно сопоставить впечатления от предисловия, высказанные учениками, с мнением Н. Г. Долининой (Долинина Н. Г. Печорин и наше время / Н. Г. Долинина. —Л., 1975. — С. 14—16), но дать для чтения и обсуждения отдельным учащимся или группам небольшие фрагменты из ее комментариев к предисловию (по абзацам).


II. Обзор содержания

После краткого пересказа сюжета каждой из новелл и наиболее запомнившихся фрагментов романа возможно обсуждение особенностей жанра каждой новеллы:
«Бэла» — романтическая новелла о любви европейца к дикарке. (Ср. с поэмой Пушкина «Цыганы».)
«Максим Максимыч» — реалистическое повествование странствующего офицера о герое, о котором он раньше узнал из рассказов Максима Максимыча.
«Тамань» — романтическая повесть о мимолетном увлечении героя девушкой, которая готовит ему гибель.
«Княжна Мери» — светская повесть с «любовным треугольником», которая заканчивается поединком соперников.
«Фаталист» — фантастическая проза, которой присуща загадочность и вмешательство высших сил.

Фабула

Сюжет

Тамань

Бэла

Княжна Мери

Максим Максимыч

Бэла

Фаталист

Тамань

Максим Максимыч

Княжна Мери

Предисловие к дневнику Печорина

Фаталист



Самостоятельная работа
В финале урока уместна небольшая письменная работа на знание текста романа:
1. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте свое мнение.

а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею».
(«Бэла», так как речь идет о Койшаурской долине.)

б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке».
(«Максим Максимыч», так как «множество низеньких домиков», Терек и Казбек указывают, что действие происходит во Владикавказе.)

в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».
(«Тамань», так как во фрагменте упоминаются море и корабли.)

г) «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как „последняя туча рассеянной бури“; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона...»
(«Княжна Мери», так как Бешту и Машук находятся вблизи Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.)

д) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли
на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..»
(«Фаталист», так как действие происходит в станице и в отрывке явно заметны философские рассуждения автора об отношениях человека и «небесных светил».)

2. Кто и где поет эти песни?
а) Как по вольной волюшке —
По зелену морю
Ходят все кораблики-
Белопарусники.
(Девушка-ундина на крыше хаты.)

б) Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
(Казбич в разговоре с Азаматом у плетня рядом с его домом.)

в) «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду».
(Бэла на свадьбе сестры.)

3. Соотнесите героев и предметы их одежды:
а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка»
(Максим Максимыч);
б) «бешмет... изорванный... а оружие в серебре»
(Казбич);
в) «полосатое платье»
(девушка-ундина);
г) «черный шелковый бешмет»
(Бэла);
д) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки»
(Печорин);
е) «закрытое платье gris de perles», «ботинки couleur puce»
(княжна Мери);
ж) «сюртук, галстук и жилет черного цвета»
(Вернер);
з) «соломенная шляпка», «черная шаль»
(Вера);
и) «серая солдатская шинель», «эполеты неимоверной величины»
(Грушницкий).

Где начинается и где заканчивается в романе рас сказ о Печорине?
(B крепости за Тереком.)
Сколько в романе рассказчиков?
(Три. Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин.)
Каково хронологическое расположение новелл?
(«Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к „Журналу Печорина“».)

Итог урока

  • Роман «Герой нашего времени» — уникальное явление в русской литературе.
  • Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения.
  • Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман.
  • Автор показывает и социальные отношения русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской армии, сражавшихся на Кавказе.
  • В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.

Домашнее задание
Прочитать внимательно главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Повторить алгоритм анализа эпизода. Письменно ответить на вопросы по двум первым повестям (главам).