Литературная игра-викторина «Угадай сказку. Литературная викторина в старшей группе "Знаешь ли ты сказку?" методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему Литературная викторина в старшей группе по сказкам

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. Для старших дошкольников отличным вариантом будет викторина по сказкам. При помощи викторины, на основе прочитанных сказок, можно закрепить пройденный материал, развить способности к драматизации. Соревновательный момент викторин стимулирует познавательный интерес детей, а осознание того, что через какое-то время их ждёт викторина, повышает мотивацию к запоминанию и обучению.

В целях обобщения и уточнения знаний детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках, мной была создана литературная игра «В гостях у сказки». Я использовала эту игру в викторине «В гостях у сказки».

Цель : закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Практическая значимость:

  • поможет закрепить знания о русских народных сказках;
  • повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;
  • создаст мотивацию для самостоятельности;
  • доставит радость и эмоциональное равновесие.

Целевая аудитория: презентацию предлагаю использовать в организованной образовательной деятельности, в досуговой деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе.

Программное содержание:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказку по заданию.
  3. Развивать умение действовать согласованно.
  4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
  5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск с викториной по русским сказкам, стульчики

Ход мероприятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель . Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети . Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.

Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети.

  • Дом без книги - день без солнца.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  • Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Будешь книги читать - будешь много знать.
  • Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
  • Книга мала да ума придала.
  • Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека. Хорошая книга - ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

  1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
  2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов.

Воспитатель.

Отправляемся, друзья,
В чудо сказку - вы и я!
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»).

Воспитатель.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки,
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).

1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка ).

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга ).

3. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка ).

4. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Р епка ).

5. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок ).

6. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята ).

7. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка ).

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки).

  • «Иван царевич и зеленый волк»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
  • «Дарьюшкина избушка»;
  • «Плавучий корабль»;
  • «Лапша из топора».

Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель . В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят,
Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться.

(Дети стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание.

Воспитатель : А вы сможете все картинки мне собрать и сказку русскую назвать! Картинка откроется, если вы правильно отгадаете загадку.

(Дети отгадывают загадки по одной строчке, на экране открывается картинка).

1. Сколько животных встретилось Колобку по дороге?

2. Вымолвил словечко - покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что незнаю, повезло лентяю.

3. Веселый и ловкий герой этого произведения отправился в опасное путешествие, но, привыкнув к постоянным победам и удачам, он потерял бдительность и тут же был съеден врагом, который оказался хитрее его.

Воспитатель .

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А вот еще одна беда,
Вся запуталась я.
Помогите мне друзья.
«Отгадать мелодию».

Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).

Быстро справиться сумели
И на стулья тихо сели.

Воспитатель.

За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался,
Подарок свой всем сейчас покажу.

(Детям-победителям дарятся раскраски по сказкам, а всем остальным книга со сказками).

Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу).

Алефтина Сабирьянова
Литературная викторина в старшей группе

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Литературная викторина »

Составитель : Сабирьянова А. А.

Задачи :

1. С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений .

2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, небылицы, заклички) .

3. Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе .

Оборудование : книги, два рюкзака, шляпа, игрушка крокодил, цветные камушки, косточка от сливы, игрушки животных (бык, баран, свинья, кот, петух, заготовка для книжки - малышки.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на рюкзачок. Ребята, посмотрите, что это? Это, «волшебный» рюкзачок. Как вы думаете, что в нем? Узнаем мы об этом, если отгадаем загадку : «Языка нет, а рассказывает» . Что это? (Ответы детей) . Посмотрите, ребята, какие красивые книги у нас. Какие они яркие, аккуратные. Ой, в этом рюкзачке есть ещё и фишки, а предназначены они для самых быстрых, внимательных ребят. Вы хотите, поиграть? (Ответы детей) . Игра называется «Литературная викторина » . Нам нужно две команды. Ребята, которые сидят слева от меня, будут одной командой, а ребята, которые сидят справа от меня, будут второй командой. Каждая команда придумает себе название. А называться команда может именем героя русской народной сказки или сказочным, волшебным предметом. За правильные ответы вы будете получать по одной фишке. Если кто-то из команды будет выкрикивать с места, то у этой команды будут вычитаться фишки. Вы будете поднимать руки, а я буду вас спрашивать по очереди.

Ребята, зачем нам нужны книги? (Ответы детей) . Откуда они к нам пришли? Чей труд вложен в подготовку каждой книги? (Ответы детей) .

Я вижу, вы многое знаете о книгах, а сейчас с вами поиграем, незабываем о правилах игры, не выкрикивать с места, а поднимать руку.

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей) . Какие сказки вам знакомы? Почему сказки называются народными? (Потому, что их сочинил народ) . А если их сочинил сказочник, автор, то, как они называются? (авторскими) . В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) . Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п. Ребята, что нужно чтобы создать книгу? (Ответы детей) .

1. Сейчас предлагаю поиграть в игру «Отгадай сказку» .

1. Послушав лисьего совета,

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост бедняга потерял. (Лиса и волк.)

2. Ведра в дом идут с водой,

Едет печь сама собой…

Что за чудо, в самом деле?

Это сказка о … Емеле.

3. Шестерых её детей

Волк обидел - съел, злодей!

Лишь седьмой в живых остался,

Волку в зубы не попался.

(«Волк и семеро козлят» )

4. Отвечайте на вопрос :

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк,

И хотел съесть пирожок? («Маша и медведь» )

5. Бабушка в лесу живёт,

Травы - зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Из кости её нога.

Эту бабу звать. Яга.

6. На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

(Буратино)

7. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила :

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка")

8. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

9. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит Добрый.

(Айболит) .

2. Вы очень сообразительные, вспомнили названия сказок, а вот узнаете ли вы героев сказки? Хотите попробовать? (Ответы детей) . Слушайте внимательно.

1.«Не садись на пенек, не ешь пирожок»

(Маша из сказки «Маша и медведь» )

2.«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди» )

3.«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок» )

4.«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

3. Сейчас предлагаю встать и поиграть в игру «Назови и покажи» .

1. Змей Горыныч злой, а Машенька (добрая) .

2. Заяц трусливый, а лиса (хитрая) .

3. Бык и медведь трусливые, а петух (смелый) .

4. Теремок маленький, а медведь (большой) .

Молодцы, присаживайтесь.

4. А теперь самое интересное задание : я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок.

1. Царь, три сына, стрела, болото. («Царевна-лягушка» )

2. Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька. («Золушка» )

3. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка. («Дюймовочка» )

4. Злая мать, дочь и падчерица, дед Мороз. («Морозко» ).

Физкультурная минутка «Сказка»

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» ).

Присаживайтесь.

5. Назовите второе имя сказочных героев :

Сестрица-

Василиса-

Ой, рюкзачок мне что-то шепчет. Ребята, он мне говорит, что у него потерялся братишка, который очень похож на него. Попробуем ему помочь? А на поиски пойдут те ребята, у которых имена начинаются на звук «а» . Я прошу их встать. У меня для вас есть подсказка, рюкзак находится в группе , в прямоугольном, красном предмете. Вы хотите посмотреть, что находится в этом рюкзаке? (Ответы детей) . Здесь находятся предметы, которые пришли к нам из разных рассказов и сказок. Я вам сейчас их покажу, и мы попробуем узнать, откуда они к нам пришли. (Жанр, автор) .

6. Цветные камушки.

Крокодил.

Бык, баран, свинья, кот, петух.

Туфелька.

7. Ребята, сколько героев в сказке «Зимовье» ? Сколько в сказке «Теремок» ? Где больше героев, где меньше? Кто самый маленький в сказке «Теремок» ? Кто самый большой в сказке теремок? Кто такой медведь?

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. А рассказы записывают в строчку. Вот так. А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

Кто пишет стихи? (Ответы детей) . Я вам предлагаю стать юными поэтами. В стихах созвучны последние слова, мы с вами попробуем подобрать рифму : зайчатки, лисичка, репка, кошка, пирожок….

Молодцы, вы настоящие поэты.

8. Сейчас послушайте : «Рыжая кошка летала по небу. Она махала крыльями и красиво чирикала» . Что я вам прочитала? (Ответы детей) . Это небылицы. Чем отличаются небылицы от рассказов? (Ответы детей) . В небылицах происходит то, чего не может быть. Кто сможет вспомнить небылицу К. И. Чуковского? (Ответы детей-Путаница) .

9. Что-то стало пасмурно, солнышко спряталось. Что можно сделать, чтобы выглянуло солнце? (Ответы детей) . Рассказать закличку. Что мы с вами делали? Закликали. Какие вы ещё заклички знаете?

10. Вы сегодня меня порадовали, я вижу, что вам понравилось Литературная викторина . Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного и познавательного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к книгам бережно.

Сейчас я вам подарю маленькие заготовки для книг. И вы сами можете создать свою личную книжку-малышку. Одновременно побывать и юными художниками, поэтами. А затем подарить своим родным.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного занятия по художественной литературе в средней группе по русской народной сказке «Теремок» КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК». Программное содержание: 1)Учить.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина по сказкам» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: Литературная викторина по сказкам. Цель: С помощью различных приемов.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в младшей группе «Сказка о глупом мышонке» Программное содержание: Познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во II младшей группе «Сказка о глупом мышонке» Программное содержание: Познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению. Учить отвечать на вопросы.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Литературная викторина» ЗАДАЧИ: -продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. - с помощью различных приемов повторить известные сказки и рассказы,.

«Стихотворение В. Берестова «Котёнок». Конспект занятия в младшей группе по художественной литературе Тема: Стихотворение В. Берестова «Котёнок». Цель: Познакомить с содержанием стихотворения В. Берестова «Котенок». Задачи: 1. Развивать способность.

Тема: «В мире сказок и приключений» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Цель: формирование устойчивого интереса к литературе как.

Педагогическая викторина «Приобщение детей к художественной литературе ведут знатоки» Цель: Создание условий для формирования готовности начинающих педагогов к деятельности по речевому развитию детей (образовательная область.

Конспект занятия по художественной литературе «Путешествие в страну сказок» Совместно-образовательная деятельность с детьми средней группы. Тема: «Русская литература» ГБДОУ детский сад №42 Кировского района.

Библиотека изображений:

Формировать умение подбирать слова с заданным звуком, подбирать рифму. Содействовать развитию у детей понимания такого языкового явления, как антонимия, умения активно использовать его в речи, овладению детьми умением с помощью суффиксов изменять значение слов. Развивать умение читать слово, складывать из слов предложение. Подводить к пониманию и объяснению смысла пословиц. Развивать умение обобщать, сравнивать, анализировать, логическое мышление, внимание, выдержку. . Формировать навыки культурного поведения в детском саду и в повседневной жизни. Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, .

Материал и оборудование

Демонстрационный: ворота, 2 дерева с листьями-сердечками красного и черного цвета с изображением сказочных героев, карточки со словами пословиц (для каждой команды), 2 листочка с отрывками из сказок, мольберт, аудиозапись песни из кинофильма «Маленький Мук» «Дорогою добра», буквы: «в», «о», «л», «к», «л», «и», «с», «а».

Раздаточный: эмблемы - «сказочные фанты» красного и зеленого цвета по количеству детей, 2 колокольчика, 2 разрезные иллюстрации по сказке (элементы по количеству детей), медальоны для награждения.

Ребята, мы с вами знаем очень много сказок и умеем их сами сочинять. Сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине на лучшего знатока сказок. Викторина на лучшего знатока сказок будет проходить в сказочном королевстве.

Давным-давно, когда вас не было, не было ваших родителей и родителей ваших родителей не было на свете, в мире существовало одно сказочное королевство. В этом королевстве жили только очень и очень добрые сказочные герои. И в гости к ним приходили добрые-добрые люди. Все, кто приходил в королевство, могли в него только в том случае, если могли совершить добрый поступок. А вы хотите попасть в это королевство? (ответы детей).

Подойдем к его воротам (у входа два дерева с сердечками).

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет

А листочки на нем не простые

А листочки на нем цветные.

Ребята посмотрите на листочки. Вы заметили, что листья на деревьях разные? Какие? (Ответы детей).

А вы узнаете этих сказочных героев? Назовите их. (Ответы детей).

А как вы думаете, почему листья на деревьях разные? (Ответы детей).

Какой цвет обозначает доброту? Почему вы так решили? (Ответы детей).

А что означает черный цвет? (Ответы детей).

Какие герои живут на красных листочках? Почему?

Какие герои живут на черных листочках? Почему?

Правильно, ребята, красный цвет обозначает добро, добрые поступки, а черный цвет обозначает плохие поступки. Поэтому и сказочные герои, которые совершали добрые поступки «живут» на дереве с красными сердечками-листочками, так как у них доброе сердце, а герои, которые совершали плохие поступки «живут» на дереве с черными сердечками-листочками, и сердце у них злое.

Чтобы войти в это королевство и принять участие в викторине на лучшего знатока сказок, нам нужно сказать какие добрые поступки совершили мы.

Каждый ребенок называет поступок и проходит в ворота, получая при этом «сказочный фант» красного или зеленого цвета. Деление на две команды в соответствии с цветом фанта, придумать название команды в соответствии с тематикой и приветствие.

Правила литературной викторины:

Та команда, которая справится с заданием быстрее и даст правильный ответ, получает «сказочный фант».

« Путаница »

В сказочном королевстве давно уже никто не живет, поэтому названия сказок здесь перемешались и рассыпались. Нужно навести порядок.

Серая, хлеб, шапочка, легкий, красная, шейка.

Копытце, маленький, серебряное, снежная, Мук, королева.

Что же это за сказки?

« Собери сказку »

Каждая команда собирает иллюстрацию к сказке: добежав, до стола с разрезными картинками по сказке, ребенок берет один элемент и возвращается на свое место, потом бежит следующий участник за другим элементом и так, пока не соберут иллюстрацию. Кто первый соберет и назовет название сказки, получает «сказочный фант».

« Кто внимательный »

В королевство приходили разные сказочные герои, найдите в именах этих героев одинаковый звук:

Айболит, Айога, Аленушка, Алиса.

Морозко, Мальвина, Мук, Мойдодыр.

Назовите, кто из этих героев совершал хорошие поступки, и какие?

« Кто больше? »

Ребята, вспомните положительных литературных героев, в именах которых встречается звук «б», «в» (отрицательных). Каждая команда будет называть героя по очереди.

« Любопытный »

Назовите сказки, в которых описывается:

  • уничтожение уникального растения по прихоти девушки («Аленький цветочек»);
  • сбор первоцветов для букета («Двенадцать месяцев»);
  • превращение ребенка в животное из-за непослушания («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»);
  • где дружба и сплоченность помогли одолеть не только холод и голод, но и злейших врагов: лису, медведя и волка («Зимовье зверей»);
  • герои, оставшиеся ни с чем из-за своей жадности («Два жадных медвежонка»);
  • персонаж, не покинувший друга в беде («Конек-Горбунок»)

« Наоборот »

Я назову героев, которые поступали хорошо, а вы назовите тех героев, которые поступали плохо:

  • Золушка - (мачеха Золушки).
  • Айболит - (Бармалей).
  • Герда - (Маленькая разбойница).
  • Красная Шапочка - (Серый волк).

А сейчас назовите качества, какими обладают герои сказок тоже наоборот:

  • Храбрость - (трусость).
  • Верность - (предательство).
  • Честность - (обман).
  • Трудолюбие - (безделие, лень).
  • Щедрость - (жадность).
  • Вежливость - (невежество).

« Лишнее слово »

Назовите, какой герой лишний и почему?

  • Золушка, Хаврошечка, Федора, Снегурочка.
  • Сивка-бурка, Конёк-горбунок, Кот в сапогах, Баба Яга.

« Подбери рифму »

  • Палочка - (выручалочка)
  • Цветик - (семицветик)
  • Сивка - (Бурка)
  • Карабас - (Барабас)

« Из одного слова несколько »

В сказках живут хитрая лиса и злой волк. Придумайте слова, используя буквы слов «волк» и «лиса», как начальные и обозначали хорошие поступки, чтобы волк и лиса стали добрее.

В - вежливость

Л - любовь

О - отзывчивость

И - искренность

Л - любезность

С - скромность

К - культурный

А - аккуратность

« Измени слова »

Измените имена отрицательных сказочных героев так, чтобы они стали добрее, назовите их ласково.

  • Бармалей - Бармалейчик.
  • Кощей - Кощеюшка.
  • Баба Яга - Бабка Ёжка.
  • Серый волк - Серенький волчок.

« Пословицы »

Из слов, написанных на карточке, составьте пословицу объясните, что значит эта пословица.

  • Как аукнется - так и откликнется.
  • Что посеешь - то и пожнешь.

« Кто есть кто? »

Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?

Айболит (доктор).

Бармалей (разбойник).

Федора (бабушка).

Герда (девочка).

Маленький Мук (мальчик).

Сивка-бурка (конь).

Винни-Пух (медвежонок).

Печкин (почтальон).

Вот и подошла к концу наша викторина. Наши сказочные герои пусть живут в своих сказках, а мы с вами не будем забывать о правилах культурного поведения. Тогда всем, кто будет рядом с нами, будет приятно общаться. А как хорошо бы жилось на Земле, если бы совершались только добрые поступки.

Звучит песня « Дорогою добра ».

Награждение команд подарками.

настроения по средствам художественной литературы .

Образовательная:

Привлекать детей к правильному выполнению заданий.

Формировать чувства понимания образа литературных произведений , понимать смысл сказок .

Побуждать ранее прочитанных произведений.

Развивающая:

Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.

Развивать память, мышление, наблюдательность.

Развивать интерес к малым фольклорным жанрам.

Воспитательные:

Вызвать интерес к любимым героям сказок .

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки .

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина по сказкам в старшей группе»

Литературная викторина по сказкам

в старшей группе

(Воспитатель МБДОУ детского сада № 3 г. Сычевки –

Смирнова Ирина Александровна)

Цель : создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам художественной литературы .

Задачи :

Образовательная :

Привлекать детей к правильному выполнению заданий.

Формировать чувства понимания образа литературных произведений , понимать смысл сказок .

Побуждать ранее прочитанных произведений.

Развивающая :

Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.

Развивать память, мышление, наблюдательность.

Развивать интерес к малым фольклорным жанрам.

Воспитательные :

Вызвать интерес к любимым героям сказок .

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки .

Методы :

Словесный.

Наглядный

Практический.

Приемы :

Вводное слово.

Игровой (отгадывание загадок, дидактические игры)

Рефлексия.

Словарная работа :

Закрепить в речи детей названия главных героев сказок .

Индивидуальная работа :

Активизировать малоактивных детей.

Поощрение детей за выполненное задание.

Оборудование :

Выставка книг-сказок

Пазлы по русским народным сказкам

Предварительная работа :

Чтение сказок .

Инсценировка сказок .

Настольные игры

Рисование сказочных героев .

Воспитатель :

Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок . Сказка – это удивительный , волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки ? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки » . Лисичка – сестричка» и «Зайчик – побегайчик» .

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили : дед, бабка, внучка? (Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька) .

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке ? (Лиса)

В какой сказке умели говорить : печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка – норушка)

2 конкурс «Назови сказку »

Дети по обложкам книг определяют названия сказок .

3 конкурс «Угадай героя сказки »

«Только прыг через порог - и пошел гулять без ног» . (Колобок)

«В огороде вырос овощ, приходите все на помощь.

Вытянуть не можем. Кто же нам поможет?» (Репка)

«Бабке с дедом повезло : много снегу намело.

И слепили себе дочь, чтобы им могла помочь.

Но весна красна, настала, без следа их дочь пропала» (Снегурочка)

«Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне» (Емеля)

«Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

«Способ есть, но он не прост – Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно… Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат! Хвост не вытащу назад» (Волк)

«Волшебница из проруби- бывает ли такое?

Ни палочкой волшебною не машет, ни рукою.

Но по ее велению, лишь было бы желание,

Случаются явления, достойные внимания» (Щука)

Физминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка – Бабушка Яга живет .

Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят.

Ух, сердитая какая дыбом волосы стоят.

4 конкурс «Исправь ошибки»

«Петушок Ряба» «Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят» «Утки – лебеди»

«Лисичка с кострюлькой» «Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка» «Мальчик с кулачком»

5 конкурс «Ты мне я тебе»

Воспитатель : Кому принадлежат эти слова.

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. (Корова)

Не пей братец, козленочком станешь. (Аленушка)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок.

Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Молочная река, кисельные берега,

Куда гуси – лебеди полетели. (Аленушка)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная. (Морозко)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса)

Битый не битого везет, битый не битого везет. (Лиса)

6 конкурс «Вспомним сказки »

Команды по очереди называют сказки , героями которых являются заяц и лиса.

7 конкурс «Собери сказку »

Из пазлов команды собирают иллюстрации к сказкам , а затем называют сказку .

В заключении воспитатель предлагает поиграть в игру «Иван – Царевич» (с мячом) . Начало говорит воспитатель, заканчивают дети).

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, сестрица-Аленушка, братец-Иванушка, серый-волк, царевна-лягушка, шапка-невидимка, ковер-самолет, жар-птица, Василиса-премудрая, баба-Яга, мальчик-с-пальчик.

Воспитатель : Вот и закончилась наша викторина . Вам понравилась наша викторина ? Что вам больше всего понравилось?

Дети садятся на места. Воспитатель объявляет победителей. Награждение.

Материалы:

§ Телеграммы

§ Два мольберта

§ Два красных маркера

§ Два листа ватмана

§ Два воздушных шара

§ Два ведра

§ Два обруча

§ Черный ящик

§ Сюрприз

§ Мочалка

§ Сувениры

§ Кубики по количеству участников

§ Бочонки из игры «лото» с номерами от 1 до 6, на одном бочонке нарисована подкова

О чем-то скрепит половица,

И спице опять не спится

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски …

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка…

Приглашаем всех присутствующих принять участие в игровой викторине. Родителей разделить на две команды с помощью разрезанных картинок. Предложить дать название своим командам.

1. Разминка. Игра » Добавлялки»

Ок-ок-ок - стоит в поле (теремок)

Ок-ок- ок - покатился (колобок)

Су-су-су -петушок прогнал (лису)

Цо-цо-цо - снесла курочка (яйцо)

Ана-ана-ана - несут лебеди (Ивана)

Ек-ек-ек - не садись на (пенек)

2. Конкурс телеграмм и объявлений

К нам в окошко залетел

Маленький листочек,

А на нем я разглядела

Чей - то странный почерк

Обращусь, я, к вам -

Это конкурс телеграмм.

Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.

Задание для первой команды:

§ Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)

§ Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)

§ Дорогие гости, помогите!

Паука - злодея зарубите! (Муха - цокотуха)

§ Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)

§ Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. «Приключения Буратино»)

§ Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси - лебеди»)

Задание для второй команды

§ Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби

(Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)

§ Пришлите, пожалуйста капли.

Мы лягушками нынче объелись

И у нас животы разболелись (Цапли. «Телефон»)

§ Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).

§ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка. «Курочка Ряба»)

§ Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину (Старуха. » Сказка о золотой рыбке«).

§ Отмою все! («Мойдодыр»)

3. «Аленький цветочек»

Говорят, что где - то

Посреди болот

Во дворце прекрасном

Чудовище живет

Аленький цветочек

Охраняет он,

И в купцову дочку

Чудище влюблен.

Под музыку участники рисуют один лепесток цветка на мольберте, передает эстафету следующему участнику.

Я буду задавать вопросы командам. Задача игроков - дать как можно правильных ответов. Проведем жеребьевку. В отвечающей команде право голоса имеет каждый, а я буду выбирать правильный ответ. Если вы не знаете ответа, говорите «Дальше».

Вопросы для первой команды:

1. Где спрятался седьмой козленок (в печке)

2. Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон)

3. Подарок Пятачка ослику Иа (воздушный шарик)

4. Какая птица доставила Айболита в Африку (орел)

5. Какого цвета волосы Мальвины (голубого)

6. В какой сказке встречаются зима с летом (12 месяцев)

7. Название города в котором жил незнайка (Цветочный)

8. Кем был Дуремар (аптекарем)

9. Кто написал сказку «Колобок» (русский народ)

10. Умелец, подковавший блоху (Левша)

11. Герой сказки, который живет на крыше (Карлсон)

12. Кто был кучером у Золушки (крыса)

13. Из чего сделал домик поросенок Нуф - Нуф (прутья)

14. Какое домашнее животное помогло своему хозяину стать маркизом (кот)

15. К кому обращалась старуха: » На блин, не тявкай» (собаке)

16. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин)

17. Что повредила серая шейка (крыло)

18. Эта героиня сказки спасла принца. Отдав морской ведьме свой голос (Русалочка)

19. Птичка - бандит (соловей - разбойник)

20. Как называется вода, которой в сказках оживляют людей (живая)

21. Часть тела Чебурашки неестественно больших размеров (уши)

22. Какого размера был сказочный мальчик знаменитый своим маленьким ростом (с пальчик)

23. Маленький друг Нафани (Кузя)

Вопросы для второй команды:

1. Кто тянул репку перед жучкой (внучка)

2. Какие цветы выращивали Кай и Герда (розы)

3. Сказка с фруктовыми и овощными жителями (Чипполино)

4. Какую рыбу поймал Емеля (щуку)

5. Кто помог зайцу выгнать лису из избушки (петух)

6. Птица, которую спасла Дюймовочка (ласточка)

7. Чем угощала лиса журавля (манной кашей)

8. Имя доктора Цветочного городка (Пилюлькин)

9. Какое лекарство предпочитал Карлсон (варенье)

10. Кто одолел тараканище? (воробей)

11. Как звали отца Буратино (Карло)

12. Титул лимона в сказке «Чипполино» (принц)

13. Отчество сказочного героя (Горыныч)

14. Близжайший друг Винни -Пуха (Пятачок)

15. Что служило замком в домике бабушки из сказки «Красная шапочка» (веревочка)

16. На чем путешествовал оловянный солдатик (на бумажной лодке)

17. Из чего папа Карло сшил шапочку для Буратино (носок)

18. Куда упала стрела второго сына в сказке «Царевна - лягушка»

(на купеческий двор)

19. Девочка, потерявшая туфельку на балу (Золушка)

20. Персонаж русской народной сказки, которого обидели, не дав ручек и ножек (колобок)

21. Кровать для Дюймовочки (скорлупа грецкого ореха)

22. Этот предмет кухонной утвари купила Муха - цокотуха (самовар)

23. Что хотел попросить Дровосек у волшебника Изумрудного города (сердце)

5. » Незнайка на воздушном шаре »

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком

Он из сказки интересной

В яркой шляпе, с галстуком

Очень просто, угадайка

Как зовут его ….. Незнайка

Незнайка летал на воздушном шаре со своими друзьями.

Каждый участник команды берет в одну руку ведро с кубиками, в другой - воздушный шарик. С ведром и шариком нужно добежать до обруча, выложить один кубик из ведра, вернуться и передать следующему участнику команды ведро и шарик.

6. «Сказочные заморочки»

Сейчас я немного поморочу вам голову. Участники команды вытягивают бочонок с номером задания. Есть бочонок, на котором нарисована подкова - это «счастливый случай». Игрок, доставший подкову, получает приз. Вытащив бочонок, и прослушав задание - отвечает на вопрос.

1. Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а мирными существами (Осел, кот, пес и петух из сказки «Бременские музыканты»)

2. За что Золушка получила свое прозвище? (она спала на полу рядом с печкой, на куче золы)

3. У какого сказочного героя любимым блюдом были три корочки хлеба (У Буратино)

4. В какой сказке подземный ход начинался на кухне, в кастрюле без дна? («Три толстяка»)

5. В какой сказке перевод стрелок часов чуть не послужил причиной смерти одного из главных героев («Аленький цветочек»)

6. Из какой сказки эти слова: » Положика -ка, внучка пирожок на стол, горшок на полку поставь, а сама приляг со мною. Ты, верно, очень устала» («Красная шапочка»)

7. «Темная лошадка»

Ответы на мои вопросы находятся в «черном ящике».

Команда, ответившая правильно, получает балл.

1. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить сказочного героя (игла)

2. Здесь находится предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького серенького зверька. Они успокоились лишь тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества и цвета (яйцо)

3. Здесь находится вещь, которую один сказочный герой «словно галку проглотил» (мочалку)

4. Предмет, который был обменян на четыре сольдо. Чтобы попасть на представление кукольного театра (азбука)

8. «Сказочные средства передвижения»

Командам предлагается за две минуты написать все известные сказочные средства передвижения. Побеждает та команда, которая назовет большее количество средств передвижения.

9. «Теремок»

В чистом поле где нет дорог

Стоит не низок, не высок

Всех приглашает за порог

Этот домик (теремок)

На расстоянии лежат два обруча, внутри стоит кегля.

Начинает эстафету первый участник. Добегая до обруча, берет обруч возвращается за следующим участником, двое участников бегут до ориентира, возвращаются за третьим и т.д

10. Конкурс капитанов

Капитан должен отгадать предмет, которому дано три объяснения. С первого раза - 5 баллов, со второго раза - 3 балла, с третьего раза - 1 балл.

Для первой команды:

§ Приходятся в самый раз представителям мужского пола, особенно тем, у кого имя начинается на «С».

§ Согласно русской народной пословице, в зависимости от размера могут согревать ноги.

§ Могут быть скороходами (сапоги)

Для второй команды

§ Оказалось не под силу взрослым, умудренным жизненным опытом людям.

§ Играет немаловажную роль в судьбе Кощея Бессмертного.

§ Является одним из символов православного праздника (яйцо).

Подводятся итоги конкурса. Родители получают сувениры, сделанные детьми.