Лучший концертмейстер мира лариса гергиева принимает поздравления с юбилеем. Концертмейстер лариса гергиева принимает поздравления Банька по-черному с виолончелью

На чем зарабатывает известный дирижер помимо выступления на концертах и руководства Мариинского театра

Валерий Гергиев – уникальный пример того, как искусство может стать бизнесом, а бизнес – искусством. В День России маэстро получил из рук президента третью Госпремию – за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. Гергиев тут же, не отходя от Путина, заявил, что не связывает награду с «освободительным» (совместным с виолончелистом Ролдугиным) концертом в Пальмире.

Дело и правда не в Сирии. И не в «премиальных» 5 млн рублей (капля в море капитала дирижера, который заработал в 2015 году, как следует из его декларации, 130 млн рублей). Гергиев – один из тех немногих близких к Путину людей, которым искренне рады во всем мире. Гергиев – гений, дирижирующий обыкновенной зубочисткой. А еще он по-восточному мудр и хитер. И отлично умеет извлекать выгоду из собственного таланта.

Трудоустроил всю семью

Вот уже 20 лет Валерий Абисалович является художественным руководителем-директором Мариинского театра в Санкт-Петербурге. С тех пор дирижер трудоустроил у себя едва ли не всех осетинских родственников, оброс высокопоставленными друзьями, детьми (в нынешнем браке родились трое. – Авт.) и повседневными хлопотами. Как отмечал сам музыкант, «пришлось научиться договариваться – со спонсорами и государством».

Самой большой головной болью Гергиева стало строительство концертного зала Мариинского театра (его директор – муж младшей сестры маэстро Светланы Гергиевой – Тамерлан Гугкаев. Старшая сестра – Лариса Гергиева – руководит Академией молодых певцов Мариинского театра) и многострадальной Второй сцены. Мариинка-2, рожденная с невероятным скрипом (не раз менялись архитекторы, подрядчики), обошлась бюджету в 22 млрд рублей. Аудиторы Счетной палаты лишь ахнули от двукратного превышения первоначальной сметы. Вслед за ними ахнули петербуржцы, включая знатока Пиотровского: как можно было потратить столько денег на такое «уродство»?! На что Алексей Кудрин не моргнув глазом объявил о выделении дополнительных 25 млн долларов на содержание театра: «Даже после того, как я ушел из Министерства финансов, оно продолжило поддерживать Мариинский театр».

Эрмитаж, не завидуй! Есть вещи подороже денег. Например, дружба. Вновь приближенный Кудрин – большой друг Гергиева. Как и Герман Греф. Они являются сопредседателями попечительского совета Мариинки и всегда, независимо от занимаемых должностей, поддерживают благотворительный фонд Валерия Гергиева. Тот самый, из которого в 2009–2010 годах его директор Игорь Зотов с подельником Казбеком Лакути, по данным следствия, похитили 245 млн рублей. Зотов утверждал, что перевел деньги на счет Гергиева по просьбе шефа (тот все отрицал), и сел на 8 лет. «Это твой срок, Казбек!» – крикнул Зотов после оглашения приговора. Лакути осудили условно. Есть вещи поважнее доказательств. Например, благодарность. Казбек – двоюродный брат Валерия Гергиева. Его отец Борис Лакути опекал семью Гергиевых после того, как Валерий (в 13 лет) потерял отца.

Банька по-черному с виолончелью

Стоит ли говорить, что все 20 лет Гергиев благодаря Мариинке успешно осваивает нескончаемые бюджетные средства. Но он и зарабатывает. В 2015-м чистая прибыль театра составила 800 млн рублей. На этом фоне свежий, майский, госконтракт с еще одним родственником маэстро, 30-летним племянником-дирижером Заурбеком Гугкаевым, на 585.000 руб­лей – копейки.

Государство поддерживает фестиваль Гергиева «Звезды белых ночей». А также «Московский пасхальный фестиваль», появившийся по инициативе маэстро. Оркестр Мариинки с главной звездой – дирижером – каждый год колесит на спецпоезде по России, и регионы исправно заключают с единственным исполнителем (фондом Гергиева) госконтракты. В 2016‑м Удмуртская филармония раскошелилась на 5.000.000 руб­лей, Свердловская – на 2.547.500 руб­лей, Нижегородская – на 4.500.000 рублей, Томская – на 7.000.000 рублей, Кемеровская – на 3.000.000 руб­лей, Татарстан – на 6.000.000 рублей, Пермь – на 4.000.000 рублей, минкульт не чужой для Гергиева Северной Осетии – Алании – всего на 2.100.000 «деревянных».

В 2015-м дирижер возглавил оркестр Мюнхенской филармонии (контракт подписан до 2020 года). Но основным источником доходов маэстро служат его выступления, главным образом за рубежом – гонорары за них он получает в евро. Sobesednik.ru ознакомился с гастрольным графиком Гергиева до конца этого года и не поверил глазам: он дирижирует каждый день! Причем нередко дает за сутки два и даже три (!) концерта.

Впрочем, одно окно у Гергиева мы все же нашли: в середине августа он выступает в Финляндии, после чего следует двухнедельный перерыв. Потом еще один концерт в Швеции – и снова свободная неделя. По сообщениям финских СМИ, Валерий Абисалович давно облюбовал курортное местечко на берегу озера – коттеджный комплекс Härkäniemen Tuvat («Бычий мыс») и каждое лето привозит сюда семью. А еще друзей. Вот что рассказывал маэстро в эфире у Познера: «Я президент финского Общества Черной сауны… Мы принимаем одного, максимум двух в год в рыцари Черной сауны… из тех людей, которые доказали, что достойны, за роялем или на эстраде, со скрипкой или с виолончелью в руках».

Индюшачий бизнес

Есть у Гергиева и совсем неожиданный бизнес – фирма «Евродон», крупнейший производитель и переработчик мяса индейки в России. 15% акций музыкант получил, можно сказать, за добрую услугу. Он в свое время познакомил предпринимателя Вадима Ванеева, уроженца Южной Осетии, с нужным человеком – Андреем Костиным, председателем правления банка ВТБ. Дело сразу пошло. За 6 лет «Евродон» благодаря кредитам вырос в гиганта, в 2014-м его чистая выручка составила, по данным СПАРК, 333 млн рублей. Всю малину чуть не испортил в минувшем году третий акционер – член совета директоров «Газпрома», бывший министр имущественных отношений России Фарит Газизуллин. Он передал свою долю офшорной компании, которая подала на Ванеева в суд и едва не отобрала бизнес. Тот, говорят, вновь обратился к маэстро, который якобы дошел до самого президента. Дошел или не дошел? Как знать. Но конфликт рассосался. Подозреваемые в попытках завладеть «Евродоном» мошенническим путем задержаны. Есть вещи посильнее любых мафиози. Например, общие интересы.

Имперский дух

А еще в 2013 году Гергиев предложил президенту возродить Всероссийское хоровое общество (до революции – императорское русское музыкальное общество). И сам же возглавил некоммерческое партнерство. Как следует из протоколов, опубликованных на сайте Министерства культуры, НП «ВХО» исправно выигрывает конкурсы на получение субсидий. Так, в 2013-м победили заявки Гергиева на проведение Всероссийского смотра хоровых коллективов для формирования сводного детского хора России (9 млн рублей) и подготовку и обеспечение выступления сводного детского хора России на церемонии закрытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи (150 млн рублей). В 2014-м ВХО выделили еще 8,4 млн рублей на выступление Детского хора России в Республике Крым. И 26,6 млн рублей на проведение Всероссийского хорового фестиваля. еще одна прибыльная идея Гергиева, поставленная на службу искусству, сработала. И вот уже Владимир Мединский обещает подумать «о преобразовании Всероссийского хорового общества в общественно-государственную организацию, что позволит нам перевести его на качественно новый уровень». Проще говоря, открыть дорогу к кормушке.

Единственное предприятие, в котором Гергиев потерпел фиаско – создание в Питере Национального центра искусств. Музыкант предлагал объединить Мариинку, вагановскую Академию русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Российский институт истории искусств. Дирижер упирал на необходимость возрождения Дирекции императорских театров. Однако экспертное сообщество зарубило «имперскую» идею. Экс-директор Российского института истории искусств Татьяна Калявина зрила в корень: «Воссоздать дирекцию невозможно без воссоздания империи и имперского руководства».

Стало быть, за малым дело.

Ольга Сабурова


Лариса Гергиева - частый гость в нашем Театре оперы и балета. Легендарная личность, не менее известная, чем «Главный осетин мира» (это не мы так назвали, это зрители возвели его в такой ранг) - её брат Валерий Гергиев. Его-то представлять нет особой надобности: дирижер, музыкант, директор и художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижер Мюнхенского филармонического оркестра. Но Лариса Абисаловна не потерялась в тени брата и вписала свое имя в мировую культуру. Пианистка, оперный режиссер, художественный руководитель академии молодых певцов Мариинского театра. Сложно припомнить кого-то еще, сделавшего для оперного искусства в России больше, чем она.

Лариса Гергиева родилась в Молдавии, училась и работала в Северной Осетии, получила звание народной артистки России и Украины, представляла оперные постановки на всех известных площадках мира. Она и является человеком мира. Перемещается по всей планете, неся на своих плечах любовь к оперному искусству и объединяя континенты, народы и города. Три года назад ей вручили орден Дружбы - за личный вклад в развитие дружественных отношений между народами, заслуги в развитии мировой и национальной музыкальной классики. Говорить с ней - все равно что из родника напиться. Спокойная, размеренная речь, глубокий голос, по-женски мягкая, но в то же время внутренне сильная, она несет в себе такую любовь к оперному искусству, что появляется уверенность: пока Лариса Абисаловна Гергиева этим занимается, за этот жанр опасаться не приходится.
Дай бог, чтобы это продлилось как можно дольше.

ЭЛИТНОСТЬ - ЭТО НАЛИЧИЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА

- Лариса Абисаловна, вы приезжаете в Якутск в пятый раз. Привозите оперных исполнителей вашей академии, проводите мастер-классы, прослушиваете наших артистов. Что-то изменилось с первого вашего визита? Есть какие-то подвижки или мы «застыли» в своей якутской оперной школе?
- Я всегда с удовольствием приезжаю в вашу республику, потому что знаю, что меня тут ждут встречи с интересными голосами. Голоса действительно богатые по тембру, качественные, настоящие оперные по масштабу. Встречаю молодых людей, которые хотят состояться, горят, живут оперой, мечтают стать профессионалами. У вас большое количество певцов, голосов, которыми богат ваш театр.
И мне хотелось бы выразить такое пожелание: чтобы, невзирая на тяжелое время, ситуацию, в которой у нас в стране находится - подчеркну! - в первую очередь именно культура, когда особенно нелегко выжить провинциальным театрам, больше внимания обращали на этих молодых талантливых ребят, которые не ищут легкого пути, не идут петь в караоке, в ночные клубы, имея голос. Я много езжу по стране и сталкиваюсь с этим постоянно.
Элитность культуры города, республики, края в первую очередь определяется наличием оперного театра. Именно оперного! - как самого высокого жанра искусства, в котором соединяются многие. Мне кажется, имея оперный театр, власти нужно прилагать как можно больше усилий, чтобы он расцветал. Чтобы молодые певцы могли ездить на стажировки, имели возможность получать консультации, творческую помощь от самого высокого ранга специалистов. Речь идет не только о специалистах из Петербурга и Москвы, но и зарубежных тренерах - мастерах итальянского, немецкого, французского стилей, если вы ставите оперу на этом языке. Возможность приглашать не просто носителей языка, но людей, которые имеют непосредственное отношение к оперному искусству, окупится в дальнейшем сторицей.
Сейчас появилось слово такое специальное - коучи, то есть тренеры и репетиторы, но высочайшего класса.

Прерывает сама себя, начинает говорить стремительно:
- Я очень переживаю, что вы напишете мои похвальные слова, а самое главное - опустите. А самое главное в том, что им нужна помощь!
- Не переживайте, озвучим не только похвалу...
- Сейчас руководство оперного театра Якутии прилагает много усилий, чтобы ваш театр стал более известен у нас в стране. Есть несколько интересных, я бы сказала, заманчивых предложений привезти и показать то, чем вы богаты, в Москве, в Петербурге - на сцене Мариинского театра, в Минске. Это просто замечательно! Ваш Андрей Саввич, замечательный режиссер (Борисов. - Л. Т.), поставил оперу «Князь Игорь». О ней говорят как о потрясающем эпическом действе. И сейчас идут переговоры о том, чтобы показать ее осенью в Петербурге.
- Но вы понимаете, что это очень масштабно и...
- Это очень масштабно, и надо отнестись к этому нелегкомысленно! Нужно к этому готовиться, потому что Мариинский театр - величайший театр в Европе, и самые первые русские оперы были впервые показаны на этой сцене.
И если гастроли оперы «Князь Игорь» намечены на осень, то надо начинать уже сейчас, прямо сегодня очень тщательно готовиться: выпестовывать певцов, наводить лоск на партии, заниматься тренажем, репетировать партии-движения, выверять и чистить каждую интонацию! Хочу сказать, что вы находитесь далеко от больших городов, прилететь сюда непросто, соответственно, и вывезти коллектив, костюмы и декорации - тоже. Подготовка должна быть не менее грандиозной, чем сама постановка. Я очень надеюсь, что гастроли пройдут успешно!

ТАТЬЯНЕ ЛАРИНОЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ 50 ЛЕТ!

- Вы носитесь по миру, как ракета. Возите певцов, занимаетесь с артистами, ставите спектакли. В Якутск вы приехали из Европы.
- Да, я только что вернулась из Болгарии, участвовала в постановке оперы «Евгений Онегин», была музыкальным руководителем международного проекта с участием российских, болгарских, китайских и румынских певцов. Нужно сказать, что интерес именно к русской опере в мире сейчас как никогда велик! Очень хочется знать, слушать, смотреть не только оперы, которые ставят в Москве и Петербурге. Хочется видеть, чем живут в других городах. Такие приезды на гастроли позволяют не только зрителям познакомиться с театрами регионов, но и актерам вдохнуть свежего воздуха, представить свое искусство. Хочу сказать, что среди меломанов, знатоков оперного жанра бытует мнение, что Якутия, как и Бурятия, богата голосами. И это совершенно верное мнение.
Но этого мало! Нужно показать еще и культуру, и артистизм, не только профессиональное исполнительское мастерство. И это - настоящая школа именно для молодых певцов. Для них очень важно не вариться в собственном соку, презентовать себя как можно большему числу зрителей, для этого и нужны гастроли и творческие командировки. Покажите своих артистов миру!
- Помимо того, что вы музыкант, концертмейстер, руководитель, вы еще и оперный режиссер...
Тут Лариса Абисаловна начинает бурно протестовать:
- Не режиссер, нет!
- Но у вас же масса оперных постановок! Да еще каких! Все сливки музыкальной классики: «Сказки Гофмана», «Иоланта», «Снегурочка», «Каменный гость», «Волшебная флейта», «Трубадур», «Кармен»... Да я до вечера перечислять могу. (Лариса Абисаловна снисходительно соглашается - ну да, мол, ставлю). Скажите, какая из них - самая любимая? Ваше детище, ваша гордость.
- (Смеется). Я хочу так сказать: вот то, что я в данный момент делаю, - в это и влюблена. Меня часто приглашают работать на различных мировых площадках именно как специалиста по русской классике, русскому стилю. Только что в Софии уже в тысячный раз увлекалась и влюбилась в оперу «Евгений Онегин». Считаю, что это одна из самых гениальных русских опер, и всегда я просто счастлива работать над ней. Надеюсь, что судьба мне еще не раз предоставит эту возможность. Еще очень люблю «Пиковую даму» Чайковского. Наверное, для творца это... как для скульптора, который ваяет скульптуру и не может её не любить, как для любого творческого человека важно то, чем он занят здесь и сейчас.
- Вот по поводу «здесь»...
- Может быть, когда-нибудь я смогу и на вашей сцене что-нибудь сделать, кто знает!
- Вы не представляете, как мы были бы счастливы! Мы рады каждому вашему приезду, вы всегда привозите потрясающих артистов, но если вы еще и постановку тут осуществите - зрители на седьмом небе будут! Да и наши певцы тоже.
- Честно говоря, я даже не ожидала, что у вас такие потрясающие ребята появились. Одно «но»: многим при наличии замечательных голосов не хватает отделки. Мне кажется, что было бы неплохо усилить работу вокальных концертмейстеров, которые готовят партии. Больше пожеланий к подготовительной работе, она определяет качество, от этого зависит успех спектакля. Концертмейстер сейчас - специальность вымирающая. Платят мало, а труд - огромнейший! Работы очень много, и хотелось бы, чтобы ваших концертмейстеров поддерживали: давали возможность выезжать на семинары, чтобы они могли ездить с вокалистами на конкурсы, общались с коллегами, росли до мирового уровня. Самое главное - у вас есть голоса, поверьте мне!
Но есть оборотная сторона этой медали: когда человек с гораздо более скромными вокальными данными, благодаря поддержке и своему упорному труду, добивается успехов гораздо больших, чем его более талантливый коллега, нужно задуматься. Чего не хватило великолепному голосу? Не надо радоваться только тому, что у вас есть эти сокровища. Их нужно гранить, шлифовать и помещать в достойную оправу.
- Любое искусство меняется, даже классическое. Поменялись ли требования к оперным исполнителям?
- Несомненно. Зритель любит, когда поют «стильно». Да, понятие стиля многогранно: от того, как ты знаешь традиции, как ты подаешь партию, от того, какая у тебя харизма, какой ты артист, зависит многое. И еще обязательное требование для молодого певца: надо очень хорошо выглядеть! Канули в Лету времена, когда в партии Джульетты выходила дородная певица в возрасте «далеко за сорок», а Ромео мог быть низкорослым, лысеньким и с брюшком. Нужно следить за своей внешностью. Представьте себе 17-летнюю Татьяну из Онегина. Ей уже не может быть 50, она обязана быть юной грациозной девушкой, и режиссеры к этому очень внимательно сейчас относятся. Так что молодым певцам сейчас очень непросто.
- Всем известно, что у вас музыкальная семья, ваш брат Валерий Гергиев - гордость культуры. Ваш супруг, Грайр Грайрович Ханеданьян, - известный музыкант, художник и композитор, оперный певец, - тоже работает в Мариинском театре. А как вы познакомились?
- О, да вы все знаете! С мужем мы познакомились во Владикавказе, его папа - армянин из турецкого города Трапезунда. Все детство и юность Грайра прошли во Львове. Он стал профессиональным певцом, приехал во Владикавказ исполнять оперу «Паяцы», главную роль Канио, и с тех пор мы вместе уже более 40 лет. С тенором-мужем жить, конечно, непросто (смеется), но в то же время такой творческий союз близких по духу людей становится все прочнее. Он тем хорош, что объединяет общие задачи, интересы, и у нас была возможность всегда быть вместе, ездить на гастроли, готовить оперы, партии. Сейчас Грайр преподает в академии Мариинского театра, в консерватории, у него это очень хорошо получается. И сегодня в концерте на сцене Театра оперы и балета в Якутске выйдут петь ребята, с которыми он работал (выступления состоялись в среду и четверг на прошлой неделе. - Л. Т.) . Я надеюсь, что концерт вам понравится.
- Вернемся к вашей семье. В отличие от вас с братом, о вашей сестре Светлане мало что известно...
- О, она нам очень помогает, поддерживает во всех начинаниях! Светлана - наша младшая сестра, она много делает для нас, у нее большая семья, три сына. И ее младший сын Заурбек Гугкаев - дирижер Мариинского театра. Он еще очень молод, но уже дебютировал за рубежом в опере «Евгений Онегин», очень талант­ливый, тонкий музыкант. Очень рада, что он пошел по нашей стезе, пусть постигнет эту профессию до конца. Надеюсь, когда-нибудь он приедет, чтобы выступить на вашей сцене.
- Наш зритель всегда с нетерпением ждет приезда Мариинки!

Во время Пасхального фестиваля (7 мая), когда на сцене Сургутской филармонии артисты Мариинского театра давали оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» (лирические сценки в концертном исполнении), в перерыве между действиями мне удалось побеседовать с руководителем программы и концертмейстером, народной артисткой России Ларисой Гергиевой (как вы понимаете, сестрой маэстро Валерия Гергиева). Мне она была очень интересна как художественный руководитель академии молодых певцов Мариинки (см. «Вестник» № 19 от 9 мая и № 20 от 16 мая). Поразительно, сколько эти талантливые люди, брат и сестра, делают для культуры - и русской, и общемировой.

Разглядеть драгоценную породу в необработанном камне гораздо проще, чем услышать голос и увидеть актёрские данные в ещё нераскрывшемся молодом артисте. Лариса Гергиева -чуткий педагог и концертмейстер, чья сложная и кропотливая работа в Академии молодых певцов состоит в том, чтобы увидеть, услышать и позволить раскрыться вокальному и актёрскому таланту начинающего артиста. Результат этой грандиозной и скрупулёзной работы ценят меломаны по всему миру: Мариинская труппа ассоциируется у всех, прежде всего, с прекрасными голосами.

Лариса Абисаловна Гергиева художественный руководитель не только Академии молодых певцов Мариинского театра, но и Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ). Она обладает выдающимися музыкальными и организаторскими качествами, является одним из лучших вокальных концертмейстеров с мировой известностью, директором и членом жюри многих престижных международных вокальных конкурсов. Среди её воспитанников - 96 лауреатов всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов. Более 100 оперных постановок подготовила она для разных театров мира.

Поскольку поводом для приезда Ларисы Абисаловны стал Пасхальный фестиваль, разговор я начала с вопроса, касающегося этой темы, а именно:

- Почему Сургут вошёл в состав счастливых городов, в которых проходит Пасхальный фестиваль?

Ну а почему нет?.. Пасхальный фестиваль ездит по стране, постоянно расширяет свою географию, масштаб. И на сей раз, по-моему, более 50 российских городов, больших и малых, охватил. Это не может не радовать и очень впечатляет. Благодаря этому фестивалю жители небольших или очень отдалённых от Санкт-Петербурга и Москвы городов имеют возможность послушать концерт, оперу или какие-то редкие симфонические программы с нашим знаменитым оркестром. Или же камерные программы с удивительными произведениями - и малознакомыми, и хитами русской и западноевропейской музыки, что и произошло сейчас, когда мы ездили на Алтай, по городам Сибири с камерными программами, которыми я ведаю. Они очень большой вызывают интерес у любителей музыки, а молодым солистам позволяют знакомиться со страной. Я учу их петь одинаково хорошо, выкладываться, и в Париже, и в Лондоне, и, скажем, в Кемерово, Барнауле и Томске... В первую очередь - в нашей стране, для своего зрителя. В советское время, когда я была молодой, культурные связи между городами, республиками внимательно отслеживались государством. Артист просто обязан был ездить на гастроли, представлять свой театр или филармонию. Были очень интенсивные творческие связи. Потом долгое время ничего не проводилось. И сейчас театры с трудом находят возможность выезжать на гастроли. Слава Богу, что есть Пасхальный фестиваль, благодаря которому у зрителей, меломанов страны есть возможность послушать академическую музыку.

- В последнее время у нас, в Сургуте, культурная жизнь снова всколыхнулась благодаря открытию нового здания филармонии...

Кстати, меня приятно удивляет то, в каком состоянии ваша филармония. В стране очень много филармоний полуразрушенных, в которых дела идут не так хорошо и внутри не так уютно. А у вас такое замечательное помещение!

- Как вам наш зритель?

Зритель?! Зритель неплохой. Но бывает и горячей. Видимо, климат сказывается (смеётся).

- Лариса Абисаловна, как в целом, на ваш взгляд, воспринимают сегодня местные любители музыки оперное произведение?

Мне кажется, настороженно. Может, не очень ещё подготовлен зритель к восприятию академической музыки. Надо с оперой больше знакомить, потому что есть определённые традиции. Например, где аплодировать, а где не нужно. Надо знать арии. Для этого ухо должно быть воспитано. Публику тоже надо воспитывать. Вывод один: как можно чаще привозить таких исполнителей, такую музыку, и, я думаю, всё будет хорошо.

- А город наш понравился?

Я совершенно его не видела, потому что приехала ночью и еле успела выспаться... Надеюсь, что не последний раз я в Сургуте и у меня будет ещё время познакомиться с ним поближе. Когда приезжаешь в незнакомое место, хочется узнать, чем оно замечательно. Хотя судьба артиста такая, что не всегда удаётся это сделать. Но я стараюсь, есть города, которые ты знаешь. Например, если я везу своих артистов в Лондон, то говорю им, что нельзя не побывать там-то и там, даже если у нас всего один гастрольный день. Очень надеюсь, что у вас есть тоже такие достопримечательности, которые просто необходимо посмотреть. Поскольку теперь в орбиту Пасхального фестиваля включился Сургут, думаю, есть смысл планировать и в следующем году приезд сюда нашего театра с камерной программой.

- Лариса Абисаловна, вы ездите по всей нашей стране, да и по зарубежью, выискивая поющие «бриллианты», скажите, много ли в России красивых голосов?

В России есть, да. Но надо заниматься с ними, шлифовать их, полировать. Надо очень многих ребят просто духовно развивать, приобщать к культуре вообще. Ну, наверное, призывать читать. Сейчас время не очень читающих молодых людей. Надо отрывать их от телефонов, компьютеров. Им следует много слушать. Как поют другие, как играют оркестры. Что пишут о музыке. Есть такие ребята, приезжают из провинции и сначала теряются в Петербурге, а потом хорошо осваиваются и многого достигают. Если трудолюбивые, если фанатично хотят стать певцами, то они находят своё место под солнцем. Но это адский труд. Это профессия, которая... от самого человека много зависит, но и очень много зависит от других: педагогов, дирижёров...

- И от удачи?

Да. Помимо голоса и актёрских данных, надо ещё обладать харизмой и иметь стабильное здоровье. И быть уверенным в себе. А если этого нет, то профессионально вокалом заниматься не стоит, потому что конкуренцию не выдержать.

- Как вы считаете, важно ли вокалисту окончить высшее учебное заведение, связанное с музыкой?

Есть случаи, когда у меня в академии занимались молодые люди и без специального образования. Один мальчик пришёл после окончания лётного училища, сейчас он ведущий солист нашего театра и поёт в нью-йоркском оперном театре «Метрополитен» часто. В академии пробыл несколько лет. А если окончили консерваторию, например, ещё лучше. Всё зависит от того, какой педагог. С педагогами тоже не так всё хорошо, как хотелось бы, не так много достойных.

Бывает и такое. Но, в принципе, многому человек учится сам. Надо только, чтобы был рядом тот, кто направит в нужное русло. На каком-то отрезке жизни надо очень плотно заниматься с талантливым педагогом. В то же время поющий какой-то век настал, все поют - и стар и млад, все берут уроки, даже частные. Но это хорошо. Пусть лучше поют. Приобщаются к прекрасному, нежели гоняют по улицам и чёрт-те чем занимаются. Я много езжу по стране, и мне удаётся встречать талантливых людей в глубинке, в провинциальных городах. И некоторые проходят определённый путь развития и становятся хорошими вокалистами, профессионалами настоящими.

- Могут ли стать великими артистами, певцами те, у кого вокальные данные не очень хорошие, а техника потрясающая?

Нет-нет, они всегда проиграют тому, у кого природа. Да, можно научиться правильно петь, можно культурно петь, технично. Но если нет природных данных, рассчитывать особенно не на что.

Лариса Гергиева. Фото – Андрей Пронин/ИТАР-ТАСС/Интерпресс

Знаменитый концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинки и Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Лариса Гергиева отмечает двойной юбилей - 65-летие и полвека творческой деятельности.

С Ларисой Абисаловной пообщался корреспондент «Культуры».

— Прежде всего я праздную юбилей творческий и в меньшей степени личный. 50 лет в профессии, в искусстве - для меня это самая главная веха.

В такие же весенние дни я впервые участвовала в сольном концерте профессионального баса. Была еще только студенткой училища, первокурсницей. Именно тогда у меня зародился интерес к вокалу. Разумеется, я выступала и ранее - в ансамбле с инструменталистами, причем с хорошими, но такой радости никогда не чувствовала. Это было настоящее потрясение.

Не меньшее удовольствие испытала, когда после занятий с певцами пришла в зал и в первый раз услышала уже готовую оперу, которую разучила с ними от и до.

— Наверное, поначалу Вы мечтали о карьере пианистки?

— Нет, я сразу ориентировалась на концертмейстерскую деятельность. Мне это казалось гораздо интереснее, чем сольные выступления.

Я была влюблена в голос, и хотелось именно ансамбля с певцом. Конечно, слышала всякое: что профессия неблагодарная, не очень заметная. Но, как выяснилось через полвека, не такая уж она и незаметная. Я занимаюсь своим делом и получаю радость.

Сложность труда оперного концертмейстера и вокального педагога в том, что никто этому не учит. До всего надо доходить самой. И хочу сказать своим молодым коллегам: нельзя идти в концертмейстеры только потому, что не сложилась сольная карьера, - будете всю жизнь мучиться. Нужно любить певцов, голоса, музыку. Тогда это ваше. Ты и няня, и педагог, и психолог, и самое главное - друг.

Уже в юные годы, в училище во Владикавказе, у меня была тяга к изучению новых произведений, композиторских имен. Очень много значит стремление к постижению профессии, к самообразованию. Сидела у радиоприемника, слушала концерты Долухановой, Архиповой, Образцовой.

Моим идеалом был легендарный Джеральд Мур - я ориентировалась на его искусство, умение взаимодействовать с певцом. На сцене концертмейстер испытывает не меньше эмоций, чем сольный пианист. Помню свои чувства, когда в «Ла Скала» принимала аплодисменты после нашего концерта с Ольгой Бородиной.

— С певцами не просто, они ведь все разные…

— Естественно. С Образцовой, например, мы никогда долго не репетировали, попробуем что-то, а остальное - рождалось спонтанно, уже на сцене. Архипова была совсем иной: в самой незначительной миниатюре все полировалось до блеска, до совершенства.

Общение с любым вокалистом, пусть даже неумелым, многое дает для профессионального роста. И немалую радость, когда что-то начинает получаться и ты видишь результат своей работы.

— С подмостками столкнулась, когда мы с Валерием проходили практику во Владикавказе, в местном музыкальном театре. Там-то я и поняла: надо готовить партию так, чтобы все было выучено больше чем на сто процентов. На сцене у певца столько задач, что музыкальный материал должен быть доведен до автоматизма. К тому же мне понравился новый вызов.

Через много лет я пришла в этот театр уже как художественный руководитель: коллектив был на грани закрытия, и мне удалось возродить его к жизни. Мы создавали такие сложные и редкие для России оперы, как «Манон Леско», «Федора» Джордано, «Агриппина» Генделя. Там же случился и первый режиссерский опыт - я поставила «Трубадура».

Сейчас мы становимся филиалом Мариинки. Думаю, это пойдет на пользу музыкальной культуре Осетии и кавказского региона. Все эти годы молодые мариинцы пели на сцене Владикавказского театра, но теперь сотрудничество выйдет на принципиально иной уровень.

— Чем живет Ваше главное детище - Академия Мариинского театра?

— В этом сезоне у нас 36 новых названий, они звучат в Мариинке впервые. В рамках абонементов мы имеем возможность знакомить петербургских меломанов с редчайшими произведениями: «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Золушка» и «Вертер» Массне, «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Сорока-воровка» Россини, «Ласточка» Пуччини, «Сибирь» Джордано.

Из камерных сочинений приготовили «Записки сумасшедшего» Буцко и его же «Белые ночи», «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Активно вспоминаем совершенно забытые оперы - «Григорий Мелехов» Дзержинского, «Не только любовь» Щедрина.

Поставили целую череду детских произведений, не только классику, но и совершенно новые опусы, специально для нас написанные. Детские абонементы особенно важны - это забота о формировании новой публики, воспитании истинных меломанов и театралов, которые будут ходить в наш театр.

На таких представлениях часто возникает интерактив, маленький зритель может пообщаться с артистами, потрогать декорации, прикоснуться к удивительному и прекрасному миру закулисья. За всем этим стоит огромный труд юных, талантливых, по-хорошему дерзких солистов.

Вообще жизнь в Мариинке очень насыщенная - едва ли в каком-то еще театре мира она бьет ключом с той же интенсивностью. Мы доверяем молодым, даем им многое делать, сразу и активно включаем их в творческий процесс, и в результате получается колоссальный качественный рост, расцветают голоса и артистические индивидуальности. При таком плотном режиме, тем не менее, никогда не чиним препятствий их гастролям на других площадках. Это обогащает и артиста, и театр.

Я вижу свое предназначение в воспитании ребят. Помимо вокала и оперных дел, учу их жизни. Нужно иметь огромное терпение и относиться к ним по-матерински, слышать их, развивать самое лучшее. Встречаются разные характеры, разные психотипы - к каждому надо найти подход.

В 2018-м исполнится 20 лет Академии, и могу сказать без ложной скромности, что сделано очень много, мы запустили немало настоящих, интересных карьер, это абсолютно удачный, состоявшийся эксперимент.

— Какие проблемы у современной молодежи, с чем боретесь в первую очередь?

— Основная проблема - они очень спешат. Ничто не приходит мгновенно. Бывают, конечно, чудеса: зажигаются яркие таланты, быстро прогрессируют, но это скорее исключение. Певец должен иметь время на вызревание, на обретение опыта. А нашим ребятам надо всего и сразу.

Хотелось бы пожелать им больше терпения и понимания относительно своих возможностей. Прислушиваться к советам опытных и старших, педагогов и коучей. Не браться слишком рано за драматический репертуар, работать над стилями, грамотно выстраивать стратегию развития.

Накапливать - не только в вокально-технологическом плане, но и в общекультурном.

Лучший концертмейстер в мире, уникальный педагог по вокальному искусству, выдающаяся пианистка - все это о Ларисе Гергиевой. На этой неделе она принимала поздравления с 50-летием творческой деятельности, а на днях отметит собственный юбилей. Гергиева выступает на мировых площадках, ей доверяют звезды классической сцены. А учиться у нее мечтают начинающие исполнители из разных стран - метод работы народной артистки России с молодыми талантами считается уникальным.

Самая таинственная профессия в мире музыки. Но, кажется, Лариса Гергиева эту тайну разгадала еще 50 лет назад, когда дала свой первый концерт на сцене с вокалистом. Ей было 15, и она уже как никто чувствовала голос, предугадывала все, вплоть до стремления певца перевести дыхание.

Сегодня Би-Би-Си называет ее лучшим концертмейстером в мире, а Лариса Абисаловна лишь молча улыбается. Куда ей до громких титулов, когда ждут ученики и работа каждый день по 18 часов. Вот уже почти 20 лет она руководит Академией молодых оперных певцов при Мариинском театре. Она выработала свою уникальную систему, систему Гергиевой. Деликатно, почти шепотом она дает совет.

К каждому артисту - особый подход. Не удивительно, что профессионалы ее учеников узнают сразу, что называется, по культуре пения. А она продолжает искать новые дарования, организуя сразу несколько престижных международных и российских вокальных конкурсов.

В ее кабинете всегда цветы - ученики приносят их ей и без повода, и первые подарки к юбилею. Портрет из фотографий дорогих ей людей. Здесь и кумир юности Ален Делон, с которым познакомилась на гастролях в Париже, и Елена Образцова, с которой объездила весь мир, выступая практически без репетиции, ведь великая Образцова каждый раз пела по новому, а Гергиева ее чувствовала, здесь и родной брат - маэстро Валерий Гергиев.

Кстати, она - одна из немногих, кто не только преподает, но еще и ставит оперные спектакли на сцене Мариинки. Одна из последних ее премьер - моноопера «Записки сумасшедшего».

«Это такое огромное удовольствие, такое счастье, когда певец, с которым ты что-то приготовил, выходит на сцену, уже в костюме, в гриме, поет партию в сопровождении оркестра, создает образ, а ты в этом принимал самое непосредственное участие, а ты стоишь в кулисах и страшно переживаешь», - рассказывает Лариса Гергиева.

В день юбилея из кулис все-таки выйти придется - принять поздравления. Здесь будут выступать ее ученики - и это, наверное, и есть главный подарок. До их выступления несколько минут. Каждая нота, каждый звук, разумеется, отточены до идеала, осталось только поправить бабочку, ведь выступать без ее напутственных слов - плохая примета.

«Сейчас мне очень хочется, чтобы мои ученики как можно ярче проявились, состоялись, и чтобы я еще успела как можно больше научить», - говорит Лариса Гергиева.