Мастер - класс "золотые россыпи". Мастер - класс "золотые россыпи" II. Работа над навыком чтения

Место проведения : класс

Цель:

Уточнить представления детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

Развивать у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного, этические нормы.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.

Оборудование:

Пособия для дидактических игр «Качества характера», «Соседи», «Сказочные загадки», мультфильм «Каша из топора»

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Учитель

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Старшая девочка:

По обычаям старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели

Своих нарядов не жалели

Медом, обнося хмельным

Низко кланяясь им

Пола чуть рукой касаясь

И приятно улыбаясь!

Учитель

Ну, что, Машенька, пора и нам встречать гостей.

Маша:

Гость войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку попьем

Всем известно русское радушье

Хлебосольство и открытый дом!

Учитель

Добрый вечер! И поклон вам

Ну что ж гости желанные:

Девочки и мальчики,

Парни и девчата,

Соседи и соседушки,

Если величать – так


На пороге встречать!

Маша:

А теперь милости просим в дом!

II. Установка на занятие.

Учитель:

Проходите, присаживайтесь.

Собрались, мы на беседу

Добрую да складную

И давайте вести её по правилам:

(Читаем правила занятия на доске).

Мир да согласие, взаимное уважение.

Речью плавною, говорить по одному.

Активное участие в беседе, играх.

Вместо замечаний и похвал – метки хорошего и плохого поведения.

Каждый сам дает себе оценку, опираясь на полученные метки.

III. Основная часть .

Учитель:

Хотела я прочесть вам пословицу, да в ней исчезли почти все буквы. Так что придется произнести только ту часть, которая осталась.

******** –дороже богатства

Учитель:

А что, ребята, давайте разгадаем недостающие буквы? А для этого сыграем в игру.

Игра «Сказочные загадки».

Оборудование:

Карточки с загадками.

Ход проведения:

Учитель:

Вам необходимо отгадать загадки. Затем из первых букв, полученных слов, составить слово.

(Дети поочередно отгадывают загадки).

1. Транспортное средство передвижения Бабы – Яги в русских народных

сказках. (Ступа).

2. Как называется русская народная сказка о том, что доброту и вежливость

Настеньки никакой холод заморозить не может. (Морозко).

3. В сказках её иногда называют кумушкой. (Лиса).

4. В русских народных сказках его зовут Бессмертным. (Кощей).

Каким был цветок, который привез отец Настеньке? (Аленьким).

Сестрица Иванушки в русской народной сказке. (Алёнушка).

7.Как звали героя русской народной сказки, который любил ездить на печи? (Емеля).

Русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок).

Учитель:

Какое слово получилось у нас?

Дети:

Смекалка.

Учитель:

Следовательно, пословица звучит:

Смекалка – дороже богатства

Учитель:

А чтобы понять смысл этой пословицы, обратимся к сказке.

Ребята, а вы любите сказки?

(Ответы детей).

И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка?

(Ответы детей).

И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.

IV. Просмотр мультфильма

Учитель:

Но всё это присказка,

А сказка будет впереди

Только слушай, да гляди.

Гасим свет и смотрим сказку «Каша из топора. Можно послушать фонограмму сказки, если нет возможности посмотреть мультфильм

V. Обсуждение.

Учитель:

Понравилась ли вам сказка?

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете название сказки?

Что в сказке сказочного, а что могло случиться в жизни?

Кого выслеживают в сказке?

Что же такое смекалка? Как она помогла солдату?

Какой урок, совет дан в сказке?

(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).


Учитель:

Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.

VI. Закрепление.

Учитель:

А теперь разделимся на группы. Для этого я раздаю всем буквы разного цвета. У тех, кого буквы одинакового цвета, объединяются возле стола соответствующего цвета.

(в итоге получаются две равные по силам группы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей).

Игра «Качества характера».

Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое парение, как жить, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.

Раздаточный материал :

Наборное полотно с персонажами сказки, набор карточек с разными качествами человека – терпение, злость, приветливость, хитрость, находчивость, самолюбие, приветливость и т.д., набор пословиц: «Как не хитри, все выйдет наружу», «Скупой запирает крепко, да потчует крепко» «На вид простак, а в душе хитряк». «Скупой из блохи голенища кроет», «У него и зимой снега не выпросишь», «Если сила не возьмет, смекалка выручит», «Ум и смекалка, что брат и сестра», «Догадка не хуже разума», «Не красив парень, да находчив» и др.

Ход игры:

Учитель:

Молодцы! Все качества объяснили правильно.

Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева?

(Ответы детей).

Учитель:

А теперь следующее задание:

Игра «Соседи».

Учить детей выражать свое отношение к поступкам товарищей, оценивать их качества.

Развивать наблюдательность и внимание к ближним.

Раздаточный материал :

Бумажный макет дивана, бумажные фигурки членов семьи.

Ход игры:

У нас в игровой стоит большой диван, на нем умещается почти вся наша семья. А теперь посмотрите: здесь на бумаге тоже нарисован диван, на сиденьях которого имеются прорези, а вот здесь лежат бумажные фигурки, которые изображают всех членов нашей семьи. Предлагаю вам «посадить» себя и всех, как бы вы хотели.

(Дети размещают фигурки и объясняют, почему они именно этих «детей» поместили рядом с собой).

Учитель:

Вижу, что хозяева вы хорошие. Всем в вашем доме нашлось место.

Скажите, ребята, а в гостях мы, как должны себя вести?

(Ответы детей).

Учитель:

Да, важно быть вежливыми, внимательными, уметь поддержать разговор. А главное уметь поблагодарить, похвалить хозяев за гостеприимство.

А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в игру.

Игра «Похвала по кругу».

Побуждать к доброжелательным отношениям, к осознанию своего поведения.

Ход игры:

Все по очереди говорим, что- то хорошее о своем соседе. Тот благодарит, соглашается или добавляет о себе то, что ему покажется важным.

(После игры, важно задать детям следующие вопросы):

Что они ожидали, когда вежливо обращались с соседями?

Что было труднее: сказать похвалу, или ждать, что о тебе скажут?

Учитель:

А я из этой игры вынесла то, что нужно стараться поступить в жизни так, чтобы людям было, за что тебя поблагодарить.

VII. Итог занятия.

Учитель: Вот и заканчивается наше занятие. И мне бы хотелось задать вам еще несколько вопросов:

Что вам больше всего понравилось во время занятия?

Какова мораль или урок сказки «Каша из топора»?

(Ответы детей).

Учитель:

Вы правы, поступать нужно по – доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации.

Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения. Они меня порадовали. И работали вы по правилам. Давайте оценим своё поведение на занятии.

(Важно, чтобы ребенок мог сам давать оценку себе, опираясь на полученные метки).

Чудесный мир классики.

Лев Николаевич Толстой, "Как мужик убрал камень ".

Введение

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.

Сегодня мы будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности, составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами.

Что такое басня?
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)
- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- А какие ещё особенности басни вы знаете?

-интересный короткий занимательный сюжет;

-мало описаний;

-много диалогов;

-героев обычно несколько;

-главный герой выражает основную идею;

-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;

-высмеиваются человеческие пороки.

-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
- комизм;
-поучительность;.

Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

А что басни высмеивают?

-лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство

Чему учат басни?

-дружбе

-трудолюбию

-усердию

-честности

-доброте

-отзывчивости

-благородству

-благодарности

-добывать знания

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

А откуда же к нам пришли басни?

Немного истории

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является полулегендарный Эзоп (6 век до н.э.). .

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.

http://www.chitalnya.ru/upload3/105/df80059eda349a377a692a66ddcc89fa.jpg

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукавоумудрен-ная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.

Лев Николаевич Толстой тоже написал басню. И как говорил А.М. Горький: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.»

http://www.stihi.ru/pics/2015/12/16/2245.jpg

Послушайте запись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь определить мораль этой басни. Обратите внимание, в названии басни есть вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/120.jpg

Словарная работа

Инженер - специалист с высшим техническим образованием.
Порох - взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток - машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка - вымысел, изобретение.

Чтение с комментированием
Прочитайте 1 часть. (На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить?)
-О чем в ней говорится?
- Где лежал камень? Чем он мешал горожанам? О чём попросили инженеров?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? Озаглавьте (Камень на площади).
Прочитайте 2 часть.
-О чем в ней говорится? (Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей; другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.)
-Что предложил 1 инженер? (...камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его...)
-Что предложил 2 инженер? (...под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень...)
-Как озаглавим? (Спор)
Прочитайте 3 часть. (А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»)
-Что предложил мужик? (...«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю»...) -Почему ему дали еще 100 руб.
-Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка

В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы)
Пословицы

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Достигай всего своими способностями.

Красна гора скалой, а человек - головой.

Смётка дороже богатства.

Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Ленивые руки не родня умной голове.
Каков мастер, такова и работа.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Сила ломит всё, а ум силу.

Итоги

Познакомились с басней Льва Толстого "Как мужик убрал камень ". Отметили, что басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это мораль басни

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/17/winrar_zip_archive.zip

http://download.myshared.ru/_rHUfm-FNK_8zAsOSbXKeQ/1462694858/195359.ppt

http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kakmuzhikubralkamentolstoyl

    См. ум... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. смётка см … Словарь синонимов

    Смётка I ж. разг. Способность быстро соображать; находчивость, сметливость. II ж. разг. Мягкая волосяная щетка для сметания. III ж. разг. 1. действие по гл. сметать II 2. Нитки, которыми сметывается, наметывается что либо; наметка … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    СМЁТКА 1. СМЁТКА, и; ж. Разг. Способность быстро соображать, находить верное решение в каком л. деле; сметливость. Крестьянская с. Военная с. Проявить смётку. 2. СМЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1. к Смести сметать. 2. Спец. Ручная щётка… … Энциклопедический словарь

    сметка - същ. разчет, отчет, изчисление, равносметка, баланс същ. изгода, облага, полза същ. план, намерение същ. отговорност същ. вход, досие, номер, име, регистрация същ. пресмятане, калкулация … Български синонимен речник

    Не то сметка, что бродит; а то сметка, что других водит. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ …

    Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Третьякова Т.В.

(Алтайский край Россия

МКОУ Березовская СОШ

[email protected])

Смекалка дороже богатства

Цель:

Уточнить представления детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

Развивать у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного, этические нормы.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.

Оборудование:

Пособия для дидактических игр «Качества характера», «Соседи», «Сказочные загадки», мультимедиа. Мультфильм «Каша из топора»

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Учитель

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Старшая девочка:

По обычаям старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели

Своих нарядов не жалели

Медом, обнося хмельным

Низко кланяясь им

Пола чуть рукой касаясь

И приятно улыбаясь!

Учитель

Ну, что, Настенька, пора и нам встречать гостей.

Настя:

Гость войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку попьем

Всем известно русское радушье

Хлебосольство и открытый дом!

Учитель

Добрый вечер! И поклон вам

Ну что ж гости желанные:

Девочки и мальчики,

Парни и девчата,

Соседи и соседушки,

Если величать – так

На пороге встречать!

Настя:

А теперь милости просим в дом!

II. Установка на занятие.

Учитель:

Проходите, присаживайтесь.

Собрались, мы на беседу

Добрую да складную

И давайте вести её по правилам:

(Читаем правила занятия на стенде).

  1. Мир да согласие, взаимное уважение.
  2. Речью плавною, говорить по одному.
  3. Активное участие в беседе, играх.
  4. Вместо замечаний и похвал – метки хорошего и плохого поведения.
  5. Каждый сам дает себе оценку, опираясь на полученные метки.

III. Основная часть.

Учитель:

Хотела я прочесть вам пословицу, да в ней исчезли почти все буквы. Так что придется произнести только ту часть, которая осталась.

******** –дороже богатства

Учитель:

А что, ребята, давайте разгадаем недостающие буквы? А для этого сыграем в игру.

Игра «Сказочные загадки».

Ход проведения:

Учитель:

Вам необходимо отгадать загадки. Затем из первых букв, полученных слов, составить слово.

(Дети поочередно отгадывают загадки).

1. Транспортное средство передвижения Бабы – Яги в русских народных

сказках. (Ступа).

2. Как называется русская народная сказка о том, что доброту и вежливость

Настеньки никакой холод заморозить не может. (Морозко).

3. В сказках её иногда называют кумушкой. (Лиса).

4.. В русских народных сказках его зовут Бессмертным. (Кощей).

  1. Каким был цветок, который привез отец Настеньке? (Аленьким).
  2. Сестрица Иванушки в русской народной сказке. (Алёнушка).

7.Как звали героя русской народной сказки, который любил ездить на печи? (Емеля).

  1. Русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок).

Учитель:

Какое слово получилось у нас?

Дети:

Смекалка.

Учитель:

Следовательно, пословица звучит:

Смекалка – дороже богатства

Учитель:

А чтобы понять смысл этой пословицы, обратимся к сказке.

Ребята, а вы любите сказки?

(Ответы детей).

И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка?

(Ответы детей).

И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.

IV. Просмотр сказки.

Учитель:

Но всё это присказка,

А сказка будет впереди

Только слушай, да гляди.

Гасим свет и смотрим сказку «Каша из топора. Можно послушать фонограмму сказки, если нет другой возможности.

V. Обсуждение.

Учитель:

  1. Понравилась ли вам сказка?
  2. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете название сказки?
  3. Что в сказке сказочного, а что могло случиться в жизни?
  4. Кого выслеживают в сказке?
  5. Что же такое смекалка? Как она помогла солдату?
  6. Какой урок, совет дан в сказке?

(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).

Учитель:

Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.

VI. Закрепление.

Учитель:

А теперь разделимся на группы. Для этого я раздаю всем буквы разного цвета. У тех, кого буквы одинакового цвета, объединяются возле стола соответствующего цвета.

(в итоге, получаются две равные по силам группы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей)

Игра «Качества характера».

Цель:

Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое парение, как жить, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.

Раздаточный материал :

Наборное полотно с персонажами сказки, набор карточек с разными качествами человека – терпение, злость, приветливость, хитрость, находчивость, самолюбие, приветливость и т.д., набор пословиц: «Как не хитри, все выйдет наружу», «Скупой запирает крепко, да потчует крепко» «На вид простак, а в душе хитряк». «Скупой из блохи голенища кроет», «У него и зимой снега не выпросишь», «Если сила не возьмет, смекалка выручит», «Ум и смекалка, что брат и сестра», «Догадка не хуже разума», «Не красив парень, да находчив» и др.

Ход игры:

Учитель:

Молодцы! Все качества объяснили правильно.

Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева?

(Ответы детей).

Учитель:

А теперь следующее задание:

Игра «Соседи».

Цель:

Учить детей выражать свое отношение к поступкам товарищей, оценивать их качества.

Развивать наблюдательность и внимание к ближним.

Раздаточный материал :

Бумажный макет дивана, бумажные фигурки членов семьи.

Ход игры:

У нас в игровой стоит большой диван, на нем умещается почти вся наша семья. А теперь посмотрите: здесь на бумаге тоже нарисован диван, на сиденьях которого имеются прорези, а вот здесь лежат бумажные фигурки, которые изображают всех членов нашей семьи. Предлагаю вам «посадить» себя и всех, как бы вы хотели.

(Дети размещают фигурки и объясняют, почему они именно этих «детей» поместили рядом с собой).

Учитель:

Вижу, что хозяева вы хорошие. Всем в вашем доме нашлось место.

Скажите, ребята, а в гостях мы, как должны себя вести?

(Ответы детей).

Учитель:

Да, важно быть вежливыми, внимательными, уметь поддержать разговор. А главное уметь поблагодарить, похвалить хозяев за гостеприимство.

А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в игру.

Игра «Похвала по кругу».

Цель:

Побуждать к доброжелательным отношениям, к осознанию своего поведения.

Ход игры:

Все по очереди говорим, что- то хорошее о своем соседе. Тот благодарит, соглашается или добавляет о себе то, что ему покажется важным.

(После игры, важно задать детям следующие вопросы):

Что они ожидали, когда вежливо обращались с соседями?

Что было труднее: сказать похвалу, или ждать, что о тебе скажут?

Учитель:

А я из этой игры вынесла то, что нужно стараться поступить в жизни так, чтобы людям было, за что тебя поблагодарить.

VII. Итог занятия.

Вот и заканчивается наше занятие. И мне бы хотелось задать вам еще несколько вопросов:

Учитель:

  1. Что вам больше всего понравилось во время занятия?
  2. Какова мораль или урок сказки «Каша из топора»?

(Ответы детей).

Учитель:

Вы правы, поступать нужно по – доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации. Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения. Они меня порадовали. И работали вы по правилам. Давайте оценим своё поведение на занятии.


Разделы: Начальная школа

Урок русской литературы во 2-м классе

1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

2. Прививать интерес к чтению.

3. Работать над выразительностью чтения.

4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа над навыком чтения:

  • самостоятельное чтение;
  • чтение скороговоркой;
  • выразительное чтение соседу.

1. - Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,

пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Приведите примеры.

Инсценировка (участвуют 2 ученика)

- Бабушка, расскажи мне сказку.

А какую хочешь сказку, внучок?

Бабушка, а разве сказки бывают разные?

А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)

Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?

“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)

Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

2. Проверим, как вы знаете сказки.

  1. Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
  2. Кто хвостом рыбу ловил?
  3. Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
  4. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
  5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.

(Ответы учеников учитель пишет на доске)

Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.

Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

3. Первичное чтение.

Назовите главных героев сказки?

4. Самостоятельное чтение.

Отметьте при чтении непонятные слова.

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

ДИВИТСЯ – удивляется

Почему в сказке так много устаревших слов?

Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.

В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)

Кто вам больше понравился? Почему?

Какая это сказка? Ответ обосновать .

Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.

Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

Какую пословицу можно подобрать к сказке?

1. Догадка не хуже разума.

2. Смётка дороже богатства.

3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.

(Работа над содержанием пословицы)

Обобщение:

Какие бывают сказки?

Назовите особенности бытовой сказки.

Домашнее задание: (по выбору)

  • выразительное чтение;
  • пересказ;
  • попробовать сочинить бытовую сказку.