Мелкие калоши. Конспект литературного чтения «Борис Степанович Житков «Беспризорная кошка Продолжение истории пастух и скрипка

>> Урок 4 (Литература 2 класс)

Всем людям от рождения даётся какой-нибудь дар. Одни прекрасно поют. Другие сочиняют музыку или стихи. Третьи умеют своими руками создавать чудеса из дерева , железа, простого листа бумаги.

Приятно радоваться умениям человека. Талантливые мастера способны сделать мир необычным, ярким, интересным.

Каждый человек, если у него есть желание, может развить в себе какое-то умение. Правда, желания для этого недостаточно. Ещё необходимы трудолюбие и терпение.

Именно об этом пишет Евгений Пермяк в сказочных историях «Волшебные краски» и «Пастух и скрипка». Его авторское слово точно и искренне рассказывает о талантах.

1. Прочитай отрывок из сказочной истории.
2. Как ты думаешь, как рисовал мальчик раньше, в детстве? Какие слова подсказывают ответ на этот вопрос? Придумай вместе с ребятами предысторию этого события.
3. Что помогло мальчику стать настоящим художником? Прочитай об этом в тексте.
4. Какие слова этой истории доказывают, что у героя действительно есть талант художника?
5. Если хочешь узнать продолжение этой истории, возьми книгу1 этого автора в библиотеке и прочитай её.

Е. А. Пермяк

Волшебные краски
Как же сделать так, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые.

Прошёл год... Прошло два года... Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки - умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, - яркие, нарядные одежды.

Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужаснулся. Наоборот, все радовались и восхищались. «Какие чудесные картины! Какие чудесные краски!» - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные.

1 Пермяк Е. А. На все цвета радуги. - М., 1997. - С. 249-253.

Послушай «взрослое» чтение!
1. Послушай отрывок из волшебной истории.
2. Почему столяру удалось сделать живую Скрипку?
3. Что случилось со Скрипкой, когда она попала в руки Осла? Прочитай слова, в которых живая Скрипка изменилась до неузнаваемости.
4. Как помочь Скрипке снова зазвучать волшебной музыкой?
5. Сочини продолжение этой истории и прочитай в классе. Послушай сочинения других ребят.

Е. А. Пермнк

Пастух и Скрипка (отрывок)
Она родилась в мастерской деревенского столяра1, большого любителя музыки. Её красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в неё свою душу, и она от этого стала звучать, как живая.

1 Столяр - рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.

Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной деревни.

Слушая её, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

Осёл, выбившись в подмастерья1, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой. Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы2 и ослиные рапсодии3, он довёл Скрипку до неузнаваемости. Её тонкие и певучие струны стали похожи на разлохмаченные шнурки. Дека4 оказалась в царапинах и пятнах. Гриф5 из чёрного превратился в серый. Ослабли расша¬танные колки. Он уже играл на ней, как на бала¬лайке, доламывая последнее.

1 Подмастерье - помощник мастера.
2 Галоп - стремительный бальный танец.
3 Рапсодия - музыкальное произведение на темы народных песен.
4 Дека - плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента.
5 Гриф- длинная узкая часть струнных музы¬кальных инструментов, над которой натянуты струны.

Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 1. Каким бывает слово?- 5-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 144 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Пастух и скрипка Волшебная история Евгения Пермяка

Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Её красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в неё свою душу и она от этого стала звучать как живая.
Всякий, проходивший мимо дома столяра, останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
Слушая её, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьёв округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.
Осёл, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой. Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довёл Скрипку до неузнаваемости. Её тонкие и певучие струны стали похожи на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из чёрного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.
Однажды в бродячем балагане Осёл увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.
Вскоре Осёл приобрёл у клоуна пилу, а скрипку забросил на чердак. Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
Нельзя без слёз и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорблённая и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далёкая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.
С каждым днём игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из её души, так исстрадавшейся по музыке.
Всё это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в скрипке умертвлённое желание звучать.
Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.
Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.
– Как ты прекрасна! – сказал он Скрипке.
– Если бы ты увидел меня днём… – ответила Скрипка, – ты бы ужаснулся.
– Нет, нет, – твердил он, касаясь её грифа своими тонкими и нежными пальцами. – На свете нет ран, которые не залечиваются.
Скрипка, веря Пастуху, как-то сказала:
– Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение… Нужно действовать умнее.
Женская хитрость была присуща и Скрипке.
Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
Он так и сделал. Осёл был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.
Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая её к своей груди, он внёс больную Скрипку в дом своей матери.
Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав её в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
Скрипичный доктор произвёл все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал Скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел её сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись её струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, – сквозь слёзы сказал ей:
– Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.
– Нет, – возразила Скрипка, – если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.
Так и случилось. Никто не мог извлечь из неё ни одного звука, всем она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Зато Пастух, едва прикоснувшись к её струнам, заставлял умолкать окружающих.
Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.
Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачёркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее – Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, которую вдохнул в неё благородный деревенский столяр, знаток и ценитель Высокой Музыки.

Пастух и скрипка

Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.

Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.

Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.

Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.

Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.

Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.

Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.

Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.

С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.

Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.

Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.

Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.

Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.

Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.

Если бы ты увидел меня днем… - ответила Скрипка. - Ты бы ужаснулся.

Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. - На свете нет ран, которые не залечиваются.

Скрипка, веря Пастуху однажды сказала:

Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение. Нужно действовать умнее.

Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.

Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.

Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.

Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.

Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, - сквозь слезы сказал ей:

Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.

Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.

Так и случилось. Кто бы ни пробовал прикоснуться к ней, она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной.

Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.

Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.

Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.

Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее - Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, вдунутой в нее благородным деревенским столяром, знатоком и ценителем Высокой Музыки.

Использование критического мышления (из опыта работы)

Тема: Е.А. Пермяк. Сказка "Пастух и Скрипка", 3 класс

Приём: "чтение с остановками", "прогноз"

Цель урока:
1. Познакомить учащихся со сказкой Е.А. Пермяка "Пастух и Скрипка".
2. Проанализировать ситуации на основе выбора нравственных категорий.
3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Литература:
Е.А. Пермяк "Надежный человек", Москва, "Дет. лит.", 1988г.
Оборудование: кроссворд, ребусы, рисунки (пила, дудка, осёл, скрипка), словарь по теме урока, портрет автора, тексты со сказкой.

Ход урока:
На стадии вызова
1. Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда.
кроссворд

2. Рассказ об авторе, выставка книг.
Сказка литературная.
Что это значит? (Сказку написал автор).
Автор сказки Е.А. Пермяк. Родился он в 1902 году в предверье Урала, на реке Каме, в г. Перми. Там он прожил более 30 лет. Ещё в детстве познакомился с жизнью заводов, рудников, приисков Урала. Будущему писателю посчастливилось: он учился в школе, где было обязательным изучение одного из семи преподававшихся там ремёсел. Е. Пермяк изучил пять: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. И большинство произведений писателя посвящено труду или связано с ним. Вот наиболее известные из них: "Надёжный человек" (рассказы и сказки), "Тонкая струна", "Торопливый ножик", "На все цвета радуги", повесть "Детство Маврика", "Дедушкин характер".

3. Задание группам: используя слова кроссворда (ключевые слова), сочинить свою сказку, предположив её сюжет.

4. Презентация сказок (по группам).
А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?

Смысловая стадия.
Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза.

I часть текста: Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу, и она от этого стала звучать, как живая.
Всякий, проходивший мимо дома столяра, останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, о золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

О ком или о чём Вы узнали из этой части? Почему?
Как понимаете выражение: столяр вдунул в неё свою душу?
Какой момент этой части может насторожить Вас? Почему?
Попробуйте предположить, что может произойти дальше.

II часть текста: Это было ужасно. Играя на скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.

Оправдался ли Ваш прогноз?
Кто хочет уточнить значения слов?
Кто может объяснить их?

Словарь:
галоп - 1) бег лошади вскачь;
2) очень быстро (разг.; неодобр.);
3) скачкообразный, стремительный танец, музыка в таком ритме;
рапсодия - музыкальное произведение на тему народных песен;
дека - плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука;
гриф - длинная узкая часть струнных музыкальных инструментов, над которой натянуты струны;
колок - стержень для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах. При вращении колка струна либо натягивается туже, либо ослабляется, вследствие чего звук становится выше или ниже.

III часть текста: Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе и на Осла, неотразимое впечатление.
Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а скрипку забросил на чердак. Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.

Предположение подтвердилось?

Словарь:
балаган - это временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ.

Что можете сказать сейчас о существовании Скрипки? А посему я не спрашиваю - о жизни?
Кому сочувствует автор? Что позволяет нам так думать?
Что произвело впечатление на Осла? Какое?
Как автор называет игру Пастуха? Почему?
Как могут развернуться события дальше?

IV часть текста: С каждым днем игра Пастуха становилась все лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать,
Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.

Что же произошло со Скрипкой?
Почему это случилось? Как?
На что решился Пастух?

Словарь:
лад - сочетание звуков и созвучий.

Можете ли Вы предположить, как произойдёт встреча?

V часть текста (диалог - по ролям):Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.

Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.

Если бы ты увидел меня днем... - ответила Скрипка, - ты бы ужаснулся.

Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами, на свете нет ран, которые не залечииваются.

Скрипка, веря Пастуху, как-то сказала:

Как я хочу, чтобы ты меня взял отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение... нужно действовать умнее.

Что могла предложить Скрипка?

VI часть текста: Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху обменять его дудку на визгливую пилу и пообещал добавить к ней скрипку.
Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны, отполировал Скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, он сквозь слезы сказал ей:

Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрана. Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.

Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.

Благодаря чему удался план "похищения"?
Не обратили ли Вы внимания, как напечатано слово Скрипка? Почему?
Нет ли в этой части слов, которые бы подтвердили Ваши мысли?
Что можете сказать об отношении к Скрипке и матери, и Пастуха, и доктора? Какого доктора?
Прочтите, какие чувства испытал Пастух, когда увидел Скрипку после лечения.

Чтение диалога по ролям.

Почему все так случилось? Как думаете?
А может что-то измениться?
Зазвучит ли Скрипка вновь?

VII часть текста: Так и случилось. Никто не мог извлечь из нее ни одного звука, всем она отвечала молчанием.
Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире. I
Пастуха и Скрипку вскоре узнали по всей стране. Их слушали, затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее.
- Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, которую вдохнул в нее благородный деревенский столяр, знаток и ценитель Высокой Музыки.

И Вы были правы. Она перестала быть доверчивой и наивной. Почему?
Навсегда?
Что же произошло?
Что вернуло Скрипку к жизни?
А какое это Настоящее? Что удалось Скрипке в жизни?
А были ли у Вас такие горькие моменты в жизни?

Они прошли, а впереди целая жизнь, которая и есть - Настоящее.

На стадии размышления учащиеся работают в парах.

Под музыку учащиеся пишут Синквейны (пятистишия). Темы даются на выбор и по желанию: "Скрипка", "Родство душ", "Мастерство", "Доброта", "Чистота человеческой души".

Чтение Синквейнов.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели:

1. Наблюдение за изменением образа скрипки (внешности, чувств, настроения, поступков).

2. Формировка идей произведения.

3. Раскрыть идею взаимоотношений между героями.

4. Учить выразительному чтению.

5. Развивать умение рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с людьми и выслушать и понять других.

Оборудование:

1. Учебно-методический комплект по системе Эльконина – Давыдова.

2. Сочинения и рисунки учащихся.

3. Запись симфонического оркестра.

4. Карточки с именами героев, с названиями частей скрипки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

  • Творчество какого автора изучали на прошлом уроке?
  • Назовите произведение? Жанр? Тема? (История скрипки). Героев сказки?

Тема сегодняшнего урока: образ скрипки в сказке Е. Пермяка “Пастух и Скрипка”.

3. Мотивация: для чего? Цели урока.

  • Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать, передавать чувства, настроение автора, героев)
  • Для чего это вам надо? (Чтобы правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чтобы с нами было приятно общаться другим людям).

Цели урока (на доске):

4. Образ Скрипки в мастерской Столяра

  • Прочитать описание Скрипки.
  • Почему получилась такая прекрасная Скрипка? (Большой любитель музыки, вдунул в нее “свою душу”).
  • Как понимаете “вдунул свою душу”?
  • Как относятся к Скрипке герои? (Столяр, люди, птицы, автор).
  • Расскажите о своих впечатлениях, чувствах.
  • Какие цвета вы выбрали, чтобы изобразить внешность данной Скрипки, ее чувства, настроение? Почему?
  • Попробуйте стать Скрипкой и выразить словами, что она чувствует сейчас.
  • Сочинение: “Я Скрипка”.
  • Звучит симфонический оркестр. Звуки смычковых инструментов.

Скрипка у Осла

  • Почему оказалась у Осла?
  • Отношение (Осла, автора) к Скрипке. (Притворился, ужасно, нельзя без слез и обиды, несчастная).
  • Как изменилась внешность?
  • Выбор цвета. Рисунки. Обоснование выбора цвета.
  • Чувства Скрипки. Сочинения “Я скрипка”.

Скрипка на чердаке

  • Жива ли еще душа? Докажи. (Переживает каждый звук, вырвались звуки из души, разбудил желание звучать).
  • Отношение Пастуха к Скрипке. Скрипки к пастуху. (Чтение отрывков из текста).
  • Какой цвет выбрали, чтобы описать чувства Скрипки (цвет надежды).

Выздоровление Скрипки

  • Кто помог? (мать, доктор, Пастух).
  • Прочитайте, как они к ней относились.
  • Поступок Скрипки, отказалась звучать в других руках. Почему? (перестала быть наивной, доверчивой).

5. Формирование идей произведения.

  • Почему так меняется образ Скрипки на протяжении сказки (ее внешность, чувства, поступки, звучание).
  1. Зависит от того, кто рядом, как поступят с тобой, что говорит, какие чувства к тебе испытывают.
  2. Помощь друзей необходима каждому.
  3. Понимание других, ценить искусство, красоту души.
  4. Талантливые люди или грубые, невежи, ленивые могут влиять на формирование личности.
  • Мог ли Осел стать музыкантом и ценить искусство? В каком случае?
  • Могла ли погибнуть Скрипка? В каком случае?
  • Надо ли было бороться за свою жизнь?
  • Прочитайте, как сказал об этом автор?
  • Что вы хотели бы сказать от имени Скрипки людям? Какими она хочет нас видеть?

“Не будьте грубыми. Трудитесь, чтобы стать мастером своего дела и приносить людям радость. Развивайте свои способности, таланты. Внимательно относитесь друг к другу. Любите друг друга. Будьте добрыми. Уважайте чужой труд….”

Это и есть идеи произведения. Я думаю, мы поняли, что хотел сказать автор, когда сочинял такую сказку.

6. Подведение итогов

  • Что нового узнали для себя?
  • Чему учились на уроке?
  • Что вы хотите сказать людям от имени скрипки?

Выбери модель скрипки того цвета, который соответствует твоему настроению в данный момент (жёлтый, белый, оранжевый, красный, синий, зелёный, сиреневый, коричневый, голубой, малиновый, чёрный)