На фасаде здания зоологического музея. Разгадка - Театральный дом - Наводы — LiveJournal. Из истории Зоологического музея на Б. Никитской

История музея.

Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ведет свою родословную от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском императорском университете в 1791 г. Первоначально Кабинет пополнялся в основном за счет частных пожертвований: среди наиболее значимых - собрание Семятического кабинета натуральной истории и Музей П.Г. Демидова.

Почти все музейные собрания университета погибли в Московском пожаре 1812 г; сохранилась лишь небольшая часть кораллов и раковин моллюсков. В 20-е г. из восстановленного Кабинета было выделено зоологическое собрание, которое составило основу одноименного музея, размещенного в новом аудиторном университетском корпусе (бывший дом Пашкова). Принцип организации был систематическим, долженствующий иллюстрировать естественную систему животных. В 1822 г. была опубликована первая опись коллекций музея, включавших более 1 тыс. экземпляров позвоночных и около 20 тыс. экземпляров беспозвоночных животных.

С 1804 по 1832 гг. музей возглавлял выдающийся ученый-зоолог Г.И. Фишер - ученик К. Линнея, автор первых научных трудов по фауне России. В 1832 г. он разработал проект организации Отечественного музея естественной истории в Москве по образцу классических национальных музеев Франции, Англии и Германии. Однако этот проект не был принят (музея такого типа в России нет и до сих пор).

В 1837-1858 гг музей возглавлял К.Ф. Рулье - основатель российской школы экологов. Главное внимание он уделял изучению отечественной фауны, придавал большое значение сбору серийных материалов, причем не только по современным, но и по ископаемым животным. Благодаря следованию такой концепции к концу 50-х гг. в музее было накоплено уже более 65 тыс. экз.

Большую роль в развитии Зоологического музея сыграл проф. А.П. Богданов, руководивший им с 1863 по 1896 гг. В этот период фонды были разделены на экспозиционные, учебные и научные, начата систематическая учетная работа с ними. В 1866 г. музей был открыт как публичный, к концу столетия его экспозицию посещали до 8000 человек в год.

В 1898-1901 гг специально для Зоологического музея, который возглавил проф. А.А.Тихомиров, по проекту акад. Быховского было возведено здание на углу Большой Никитской ул. и Долгоруковского (Никитского) пер., сохранившееся без конструкционных изменений по сей день. В 1911 г. в Верхнем зале была открыта для посещения новая систематическая экспозиция.

В 20-е гг., в здании были размещены рабочие помещения Научно-исследовательского ин-та зоологии, Плавморнина, с 1930 г. - службы и подразделения вновь организованного Биологического факультета Московского университета, в структуру которого был введен сам музей. В эти годы (с 1904 по 1930) музей возглавлял проф. Г.А.Кожевников. При нем в стенах музее сформировались ученые-зоологи, труды которых впоследствие получили всемирное признание: специалисты по беспозвоночным животным акад. Л.А.Зенкевич, проф. Боруцкий; энтомологи проф. Б.Б.Роддендорф, проф. Е.С.Смирнов; ихтиолог акад. Л.С.Берг; орнитологи проф. Г.П.Дементьев, проф. Н.А.Бобринской, проф. Н.А.Гладков; териологи проф. С.И.Огнев, проф. В.Г.Гептнер. В 1931 г. Зоологический музей был передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса (до 1939 г.) и получил название "Центральный государственный зоологический музей". Объем научных фондов кначалу 40-г. достиг 1,2 млн. экз.

В июле 1941 г. все залы музея были закрыты. Часть научных коллекций была эвакуирована в Ашхабад, остальные были размещены в Нижнем зале. В марте 1942 г. были открыты для посещения оба зала второго этажа, в 1945 г. - также нижний. Эвакуированные фонды были возвращены в 1943 г. В 50-е гг. основным событием стало освобождение здания музея от служб Биологического ф-та в связи с его переездом в новое здание МГУ на Ленинских горах, что позволило существенно улучшить размещение научных коллекций.

В 70-80-х гг. (директор О.Л.Россолимо) музей претерпел полную реконструкцию. За счет освобождения "крыльев" здания, занятых под жилые помещения, была увеличена площадь фондохранилищ, разгружены экспозиционные залы.

Научная часть музея.

Научная часть музея в настоящее время включает 7 секторов: зоологии беспозвоночных животных, энтомологии, ихтиологии, герпетологии, орнитологии, териологии, эволюционной морфологии. Численность научных штатов - 26 чел. Среди них - ведущие в мире специалисты по систематике отдельных таксонов безраковинных и раковинных моллюсков, ракообразных, клещей, жесткокрылых и двукрылых насекомых, бычковых рыб, пустынных грызунов. Основное направление исследований - анализ структуры таксономического разнообразия, включая систематику, филогенетику, фаунистику. Ведутся разработки в области теоретической таксономии. Ежегодно издаются труды музея под общим названием "Исследования по фауне" (вышло 34 тома), публикуются научные монографии (за последние годы не менее 20, среди них фундаментальная сводка "Млекопитающие Евразии"), каталоги коллекций (в первую очередь типовых, также Демидовской коллекции моллюсков), методические пособия по их хранению. При поддержке музея издаются 4 научных журнала в области зоологии.

Фонды музея.

По объему фондов Зоологический музей МГУ входит в число первых десяти крупнейших музеев мира по данному профилю, занимает второе место в России (после Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге). Его научные фонды в настоящее время включают более 4,5 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хр, причем значительный вклад вносят отраслевые институты Российской Академии Наук Проблем эволюции и экологии, Океанологии, Географии и др. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн., из них жуков - свыше 1 млн.); весьма значительны собрания по млекопитающим (200 тыс.), птицам (140 тыс.). Из регионов наиболее полно представлена Палеарктика.

Особое научное значение имеет коллекция типовых экземпляров (около 7 тыс. ед.хр.), документирующих открытия новых для науки таксонов животных - видов и подвидов, которых на основе коллекций музея за всю его историю описано более 5 тысяч.

Большую историческую ценность имеют: коллекция раковин моллюсков, принадлежавшая П.Г. Демидову, с которой начался Кабинет естественной истории; собрание насекомых Г. Фишера, послужившее основой для написания им знаменитой "Энтомографии"; немногочисленные экспонаты птиц и млекопитающих, во времена Г. Фишера и К. Рулье демонстрировавшиеся на занятиях со студентами и публичных лекциях (например, череп горной гориллы, имеющий инвентарный No 1); сборы Н.А. Северцова и А.П. Федченко второй половины прошлого столетия, организовавших первые систематические исследования горных территорий Средней Азии.

Среди более поздних поступлений большое значение для исследований по систематике имеют: всемирно известные коллекции жуков В.И. Мочульского и бабочек А.В. Цветаева; коллекция наземных и морских беспозвоночных, собранная Семпером в конце прошлого столетия на Филиппинах и до недавнего времени считавшаяся утраченной; сборы млекопитающих и птиц из Перуанской Амазонии, Вьетнама, Монголии; оологическая коллекция птиц Палеарктики.

Библиотека.

Научная библиотека музея насчитывает около 200 тыс. ед.хр. преимущественно специализированных изданий по зоологии. Среди особо ценных - прижизненные издания конца XVIII - начала XIX вв К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Г. Фишера. Достопримечательность библиотеки - книги и оттиски из личных собраний ученых-зоологов С.И. Огнева, Н.И. Плавильщикова, Г.П. Дементьева и др.

Экспозиция.

В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов. Общий принцип ее построения сохранен прежним: два зала отведены под систематическую часть, один эволюционно-морфологический. В Нижнем зале размещены беспозвоночные, рыбы, амфибии и рептилии. В Верхнем зале птицы и млекопитающие. Ключевая концепция систематической экспозиции - демонстрация таксономического разнообразия животных мировой фауны. Задача эволюционной экспозиции - демонстрация действия основных законов и правил макро- эволюционных преобразований морфологических структур.

В экспозиции выставлены преимущественно представители массовых видов. Наряду с этим, имеются и уникальные объекты: например, полный скелет стеллеровой коровы, чучело странствующего голубя (оба эти вида были истреблены человеком 200 лет назад). Среди экспонатов, особо привлекающих посетителей, можно отметить два чучела большой панды - одного из редчайших животных, коллекции очень ярких и крупных тропических бабочек и жуков; наконец, изготовленные около 100 лет назад ажурные скелеты позвоночных животных.

Основу экспозиции составляют натурные объекты: чучела и скелеты наземных позвоночных животных, фиксированные в спирте тотальные экземпляры рыб, амфибий и водных беспозвоночных, высушенные и расправленные насекомые. Также используются элементы ландшафтного принципа: некоторые объекты смонтированы на имитациях естественного субстрата. Натурные объекты сопровождаются схемами и текстами, несущими информацию о таксономическом положении, распространении, особенностях биологии и морфологии, принципах действия отдельных морфологических структур.

Многим чучелам и препаратам - десятки лет. Они изготовлены такими выдающимися мастерами-таксидермистами, как Ф.Лоренц, позднее - В. Федулов, Н. Назьмов, В. Радин.

В музее имеется художественный фонд, включающий более 400 рисунков и картин выдающихся отечественных художников-анималистов: В.А. Ватагина, А.Н. Комарова,Н.Н. Кондакова, Г.Е. Никольского и др. Часть картин выставлена в постоянной экспозиции.

Работа с посетителями. Музей - детям.

Научно-просветительная работа на базе экспозиции ведется силами экскурсионно-экспозиционного отдела с 10 сотрудниками. Ежегодно экспозицию музея посещают 190-200 тыс. человек, организуется около 1700 экскурсий по 15-18 темам.

На базе лекционного зала действует образовательный центр "Планетариум". Лекции разрабатываются и читаются учеными специалистами в соответствующих областях знания. Их тематика охватывает биологию, историю, искусство, архитектуру.

При музее работает зоологический кружок для старших классов. Проводятся занятия на базе фондовых коллекций музея, лекции по эволюции и биологии животных, выезды на природу.

Музей открыт ежедневно кроме понедельников с 10 до 18 час.

Адрес: 103009 Москва К-9, ул. Большая Никитская, д. 6.
Контактный телефон: 203-89-23.

Наверное, бывают трусливые летчики или веселые ростовщики. Но у людей иное представление об их характерах. И как правило, оно оправдывается. Не совсем ясно, то ли профессия лепит человека, то ли дело нравится только при определенном душевном складе, а может быть, сказывается и то и другое, но между работой и характером людей, как утверждал поэт, «есть тонкие властительные связи».

Любимый и традиционный жюль-верновский герой, самозабвенно охотящийся за бабочками, добрый и чудаковатый, смелый и наивный, набитый всевозможными знаниями, бескорыстный и увлеченный, дает точное представление о типаже систематика. Чем больше знакомишься с людьми этой профессии, тем чаще кажется, что систематик — это не просто профессия, а и черта личности, и что нельзя работать систематиком, им можно только быть.

Вклад отечественных систематиков в классификационную систему огромен. Отличительной чертой труда наших ученых является коллективный стиль. Трудно выделить кого-то персонально в замечательной армии таксономистов, но легко назвать учреждение, с которым связана мировая слава русской зоологической систематики,— это ЗИН. Научным институтом он стал только в годы Советской власти. До того он был просто Зоологическим музеем, а еще раньше — частью знаменитой петровской Кунсткамеры. Сейчас они, предок и потомок, расположены рядом в самой прелестной части Васильевского острова, у ростральных колонн, откуда так живописно просматриваются невские ансамбли, к красоте которых невозможно привыкнуть.

Сюда, к первому дому Университетской набережной, тянутся с утра два совершенно разных людских потока. Один, многочисленный и звонкоголосый, растекается по музейному этажу. Обходя костяк гигантского кита, школьники застывают перед цветовым великолепием коллекции тропических бабочек или чучелом огромной анаконды. Другой же поток, людей взрослых и целеустремленных, равнодушно минуя музейное великолепие, исчезает в бесконечном коридоре Зоологического института. Это научные сотрудники.

Наука «Систематика» имеет вполне определенный запах. Острый нафталинно-формалиновый дух пропитал навечно стены зоокоридора, плотно заставленные шкафами. В них хранятся коллекции, входящие в пятерку самых богатых в мире, и книги.

Вторая чисто внешняя особенность систематики — обилие старинных книг. Роскошные фолианты, в коже и марокене, с золотым тиснением и мраморным обрезом, делают учрежденческий коридор похожим на кабинет библиофила или музейное собрание раритетов. Дело в том, что книги по систематике не стареют. Бесконечно обновляясь и расширяясь, дисциплина эта хранит как рабочий материал все то полезное, что сделано предшественниками. В отличие от других наук, классические работы здесь не окаменевают, а сами являются сырьем для следующих этапов. Систематическое древо вечно зеленеет!

И может быть, чувство истории, преемственности особенно глубоко осознается в старом здании Петербургской таможни, приспособленном под Зоологический музей, именно потому, что ученые мужи прошлого и сегодня остаются соперниками в науке. С портретов, висящих в вестибюле, они внимательно следят за баталиями современных биологов, словно подзадоривают: «Вы, нынешние, ну-тка!». Среди них и Петр Паллас, хранитель коллекций Кунсткамеры, положившей начало Зоологическому музею.

Сын немца и француженки, свою настоящую родину Паллас обрел в России, куда был приглашен Екатериной II. Сразу после приезда новый член академии отправляется в длительное путешествие. Исследуя берега Волги и Яика, склоны Уральских гор и Алтай, отважный исследователь доходит до китайской границы. Вернувшись обратно через Кавказ, Паллас привез в столицу такое количество материалов, что для обработки их ему не хватило всей жизни. Он впервые описал кабаргу, росомаху, соболя... Новые виды птиц, пресмыкающихся, рыб, моллюсков, червей, зоофитов стали известны ученым Европы благодаря его трудам. Одни только грызуны доставили материала на целый том. Академик выпускает «Русскую флору» в двух толстенных томах и сразу принимается за «Русскую фауну». А ведь зоологические работы составляли не самую весомую часть его исследований. Статьи по географии, климатологии, этнографии выходят одна за другой. Паллас сотрудничает в топографическом отделе, утвержден историографом адмиралтейств-коллегий, занят изучением Крымского полуострова...

Слово о Палласе многоопытный Кювье закончил так: «Он жил всегда как настоящий ученый, занятый единственно изысканием истины, а на все остальное не обращавший большого внимания... Чем больше приобретаешь опытности, тем более убеждаешься, что это единственное средство сохранить и чистоту совести и спокойствие!»

Можно, пожалуй, утверждать, что неподдельный научный интерес и бескорыстие — профессиональные черты систематиков. Что заставляет человека, согнувшись над бинокуляром, изо дня в день изучать генитальные органы наколотых на булавочку бесчисленных жуков? Не предвидится ни шумного успеха, ни славы.

Заваленный работой Паллас так и не успел создать Зоологического музея, и в подвале Кунсткамеры, разрушаемые сыростью и молью, гибли коллекции, собранные экспедициями Лепехина и многих других землепроходцев.

В августе 1828 г. Академия наук назначает директором музея Карла Максимовича Бэра. В «Автобиографии» он так описывает свои впечатления об этом учреждении:

«Зоологический музей, расположенный в двух больших залах в здании старой Кунсткамеры, как ее называли, все еще производил впечатление прежнего кабинета редкостей. Огромные змеи и другие твари, прикрепленные к стенам и потолку, как будто бы ползли по ним, поражая посетителей... Моя первая мысль при осмотре Кунсткамеры была такова: убрать отсюда зоологические коллекции, так как здесь слишком глубоко укоренился тип старинного учреждения. Я еще более укрепился в этой мысли, увидев, что систематические названия млекопитающих, которые были прикреплены на подвижных подставках, были частью перепутаны. Расставив их как следует, я через два дня нашел их опять на прежних местах. Это было дело рук так называемого «смотрителя» музея, бывшего слуги Палласа, который имел некоторое представление о набивке чучел, но о зоологической систематике не имел понятия».

Прошло два года. Академик Бэр, так и не создав музея, покинул Петербург, а в кладовых гнили теперь и его собственные коллекции, собранные на севере России.

Официально Зоологический музей был открыт 4 июля 1832 г. Его основателем и первым директором был Федор Федорович Брандт. Почти год он занимался устройством музея, отдавая ему все силы и знания. Когда вновь назначенный директор впервые пришел в Кунсткамеру, налицо был явный прогресс музейного дела: вместо одного смотрителя в штате числились четверо служащих...

Экспонаты Кунсткамеры дали много полезного. Правда, были редкости, например ископаемый носорог, описанный Палласом, и мамонт, описанный самим Брандтом, но зато отсутствовали совершенно не экзотические, но необходимые виды.

В 1875 г., когда Н. М. Пржевальский обрабатывал орнитологический материал, полученный во время своего первого путешествия в Центральную Азию, ему для сравнения потребовался обычный воробей. Оказалось, что в коллекции Зоологического музея нет ни одного экземпляра воробья. Пришлось специально приготовить несколько воробьев, добытых в окрестностях Петербурга.

Для молодого музея трудно было подыскать лучшего директора, нежели Брандт. Он был ученым бескрайней эрудиции. Свою научную деятельность Федор Федорович начинал как медик, причем вполне успешно: он стал доктором медицинских и хирургических наук. Но потом его внимание привлекли поочередно ботаника, анатомия, зоология. Причем он не менял профессии, а расширял круг своей деятельности. Свои директорские хлопоты он совмещал с чтением лекций по зоологии в Главном педагогическом институте, курсом по анатомии при Медико-хирургической академии, инспекторской работой в Мариинском институте и президентскими обязанностями в Русском энтомологическом обществе.

Круг его интересов очертить довольно затруднительно, так как Брандт являлся членом свыше 70 научных учреждений, как русских, так и иностранных. За три года до смерти, когда отмечался 50-летний докторский юбилей, ему преподнесли печатный список его научных трудов. Он занял 52 страницы. Там было описание коллекций, собранных Ф. П. Литке, работы, о бобрах, монография об осетровых рыбах, труды по ботанике, палеонтологии, сравнительной анатомии, филологии и, конечно же, систематике.

Почти полвека, до самой смерти возглавлял Бранд Зоологический музей, пополняя и систематизируя его коллекции.

В лучах этой славы незаслуженно померкло скромное имя препаратора Зоологического музея Ильи Гавриловича Вознесенского. Отправленный Брандтом для сбора коллекций в Русской Америке, он в течение почти десяти лет исходил всю Аляску. Курильские острова, Камчатку. Вознесенский не был первопроходцем, но собранный им материал, как стало ясно позднее, явился подлинным открытием тех мест, куда приходил дотошный и трудолюбивый исследователь. Академик Брандт утверждал, что «нет зоологического труда о Восточной Сибири и наших бывших северо-американских колониях, в которых с благодарностью не упоминалось бы имя Вознесенского».

Собранные им коллекции становятся ценнее год от года. Сегодня на него ссылаются не только зоологи, но и историки, этнографы, ботаники, антропологи, геологи, демографы. Присланные в Академию сто пятьдесят ящиков этнографических материалов, около четырех тысяч животных, препарированных Вознесенским, новые четыреста видов, обнаруженные им,— это богатство, которое «превосходит всякое вероятие», как писал академик А. А. Штраух, сменивший Брандта на посту.

Летом лаборатории ЗИНа полупустынны: биологи отправляются в поле. Среди них и систематики, собирающие материалы по своей группе. Даже сегодня поле означает порой нелегкое путешествие, а в прошлом это было довольно опасное предприятие, и систематик часто шел с сачком в одной руке и с винтовкой в другой. Собирая коллекцию для музея, П. П. Семенов-Тян-Шанский проник удачливо в сердце Азии, но вот его предшественник Шлагинтвейн был казнен в Кашгаре, а Северцов попал в плен к юокандцам. Труд систематика нередко оказывался сродни работе геолога, топографа, охотника.

Когда в бесконечном коридоре ЗИНа раздавался резкий скрипучий голос Григория Ефимовича Грум-Гржимайло, известного специалиста по бабочкам, зоологи отрывались от своих бинокуляров и определителей и шли послушать рассказы о Бухаре, Памире или Западном Китае, по которым он бродил с 1885 по 1890 г. Знаменитый путешественник носил шутливое прозвище Нога европейца, так как он добирался в такую глухомань, куда до него не попадал ни один исследователь.

Не меньший переполох вызывало и появление тихого и скромного Григория Николаевича Потанина, всегда приходившего со своей маленькой и худенькой женой Александрой Викторовной, верной спутницей в его тяжелых походах. Она скончалась на руках мужа во время его четвертой экспедиции в Китай в 1892 г.

Многолетним сотрудником Зоологического музея был и Иван Дементьсвич Черский. Сосланный за участие в польском восстании в Сибирь, он полюбил этот суровый край и посвятил ему всю свою жизнь. Высокий, стройный, носивший неизменный старый пиджак и стоптанные залатанные сапоги, этот человек вызывал невольное уважение у всех и своим мужеством, и огромными знаниями в геологии, палеонтологии и географии, добытыми самостоятельно.

Быть может, существует Муза Систематики, близкая своим более знаменитым подругам. Иначе как объяснить, что среди людей, посвятивших себя этому делу, так много художественно одаренных личностей? Первым напечатанным в России произведением Карла Бэра была кантата в честь окончания Отечественной войны 1812 года. Н. Полежаев переводил Гейне, великолепно играл на рояле и писал популярные в свое время романсы. Профессор зоологии, член-корреспондент АН СССР Н. Холодковский, наверное, более известен как переводчик Мильтона, Байрона, Гёте. Его перевод «Фауста» остается непревзойденным. Сын знаменитого путешественника, многолетний сотрудник ЗИНа, описавший 800 видов и 100 родов, А. П. Семенов-Тян-Шанский писал стихи, перевел Горация, выпустил несколько статей о Пушкине. Он использовал свои специальные знания для анализа поэтических текстов, ведь многие мастера допускают ботанические ошибки. Например, у Лермонтова одновременно «волнуется желтеющая нива» и цветет ландыш. Старший брат ведущего энтомолога ЗИНа, сам крупный энтомолог, Алексей. Николаевич Кириченко был страстным фотографом, увлекался археологией и архитектурой. Он сделал обмеры и фотографии руин термезских памятников XI века до н. э. Число подобных примеров легко можно приумножить. Один из директоров ЗИНа академик Е. Н. Павловский даже написал на эту тему специальную книгу «Поэзия, наука и ученые».

Каждую неделю на длинный стол ЗИН"овской библиотеки вываливается цветная россыпь биологических журналов, и научные сотрудники роются в них, отыскивая свежие публикации «соперников».

Профессия систематика принадлежит к числу тех, с которыми трудно расстаться. Поэтому в ЗИНе всегда было много патриархов. Среди них следует назвать человека, отдавшего всю жизнь институту и скончавшегося в его стенах, ихтиолога Петра Юльевича Шмидта. Его именовали «средним» в отличие от «большого» — академика-палеонтолога Ф. Б. Шмидта, очень крупного и басовитого, и «малого» — библиотекаря Зоологического музея.

К ветеранам института относится и предшественник Шмидта по ихтиологическому отделу С. М. Герценштейн. Его эрудиция была неистощима. Предельно скромный, необыкновенно добрый, всегда готовый помочь каждому, кто обращался к нему с вопросом, он был общим любимцем. А вот внешность его была неказистая: сутулый, с огромным крючковатым носом. Профессор Никольский вспоминает, что однажды, когда Герценштейн в азарте переворачивал камни на берегу Белого моря в поисках прибрежных животных, проезжавшие рыбаки приняли его за черта и закричали: «Провались ты, нечистая сила!»

Но пожалуй, дольше всех поработал для ЗИНа Александр Александрович Штакельберг, более шестидесяти лет собиравший и систематизировавший мух, глава малярийной комиссии. Долгие годы он был редактором томов «Фауны СССР» и «Определителей», выпускаемых институтом. На его глазах изменился не только Зоологический музей, но и вся биологическая наука. В начале века все научные сотрудники музея собирались в перерыв «попить чайку». Было их около десятка. Да и всех зоологов в стране, как утверждает статистика, насчитывалось 406.

Сейчас /1990/ их больше только в одном ЗИНе. А всего зоологов в Союзе около пяти тысяч. И вот что любопытно. Несмотря на такой бурный рост, зоологи в общем числе научных работников биологического направления составляют долю, в десять раз меньшую, чем до революции. Значит, другие биологические дисциплины развиваются еще стремительней.

С 1907 по 1971 г. проработал в ЗИНе Александр Николаевич Кириченко. Ничто не мешало ему каждый день выполнять норму: определять 80-200 насекомых. В осажденном Ленинграде он оставался во главе ЗИНа. Кириченко описал 34 новых рода и 223 вида, один род и около 30 видов были названы в его честь. Его перу принадлежит около ста тридцати научных работ, среди которых фундаментальные — два тома «Фауна России» и настольная книга всех гемиптерологов «Определитель полужесткокрылых», продолжающий дело Ошанина. Благодаря стараниям Александра Николаевича фондовая коллекция клопов в ЗИНе является лучшей в мире. Чего только не делал Кириченко для ее пополнения! Он выменивал насекомых на марки, упрашивал дипкурьеров собирать их в экзотических странах, списывался с русскими людьми, волею судьбы заброшенными в разные уголки мира. Ф. Г. Добржанский собирал для Кириченко клопов в Северной Америке, А. Оглоблин — в Аргентине, Г. Олсуфьев — на Мадагаскаре. О его памяти в ЗИНе до сих пор ходят легенды...

Чеховская Т.П., Щербаков Р.Л. 1990 Ошеломляющее разнообразие жизни, 64-77

Музеями) находится в самом центре Москвы. Его адрес ул. Большая Никитская, д. 6, на пересечении с Никитским переулком. Добраться сюда с учетом вечных московских пробок лучше всего на метро, от станций Охотный ряд или Библиотека имени В.И.Ленина идти минут пять, не больше.

Музей расположился в историческом здании, которое было построено специально для него в 1902 году. В 70-80-х годах прошлого столетия здание реконструировали (внешнего вида это не коснулось), залы стали просторнее, увеличилась площадь музея.

Изначально Зоологический музей формировался как Естественнонаучный кабинет при Московском Государственном Университете. Затем из него выделилась зоологическая часть, которая на тот момент и составила основную коллекцию музея, которая постоянно пополнялась и пополняется до сих пор. На сегодняшний день она насчитывает 4,5 млн. экспонатов.

Весь музей условно разделен на три большие составляющие, которым соответствуют отдельные залы музея. В так называемом Нижнем зале сосредоточено большинство животных – от одноклеточных инфузорий до пресмыкающихся. В Верхнем зале можно увидеть птиц и млекопитающих. Также на втором этаже находится Костный зал, название которого говорит само за себя.

Перед посещением лучше выбрать себе какую-то определенную цель – например, сегодня вы осмотрите морских обитателей, в следующий раз млекопитающих, в третий – насекомых. К тому же цена билета достаточно демократичная и располагает к многократным визитам. Еще лучше – заказать экскурсию. Зоологический музей предлагает более 30 различных тематический экскурсий; выбор зависит только от того, кто вам больше нравится – звери и птицы, к примеру, или пресмыкающиеся. Правда, экскурсоводы здесь попадаются разные: бывает так, что заслушаешься, но встречаются и довольно-таки унылые, от рассказа которых хочется зевать. Тематическая экскурсия для группы школьников стоит 1500 рублей, столько же будет стоить индивидуальная экскурсия. Для группы взрослых стоимость экскурсии составит 2500 руб.

Конечно, если вы уже вышли из детского возраста и не являетесь фанатом Discovery и Animal Planet, то подумайте, прежде чем сюда ходить, музей может разочаровать – кроме собственно чучел животных и их скелетов, засушенных насекомых, останков моллюсков тут ничего нет. Дети, как правило, пребывают в восторге от музея. Еще бы, ведь тут им можно показать и панду с детенышем, и семейство белых медведей, и лошадь Пржевальского, и ярких бабочек, и огромных жуков. Дети обычно пристают с вопросом: «А они настоящие?» Да, тут все самое настоящее. Нельзя не отметить высокое мастерство художников-таксидермистов (это такие люди, которые изготавливают чучела животных). В голове не укладывается, каким образом тушку мертвого животного можно превратить во вполне себе живенького зверька с блестящими глазками. Смотришь на волка – как будто он сейчас на тебя набросится.

Связанная с обилием чучел особенность музея – устойчивый запах нафталина, как из бабушкиного сундука. Коробочки с нафталином (а может быть это еще какой-то химикат, но пахнет именно как нафталин) стоят рядом с каждым чучелом. Все чучела, кстати, под стеклом, поэтому фотографировать их не очень удобно из-за бликов.

Вообще в целом Зоологический музей МГУ оставляет какое-то странное впечатление. Такая академическая атмосфера мало где осталась в Москве, разве что в Ленинской библиотеке, да и то там нынче все электронное, а тут кажется, что попал в 80-е годы прошлого века. Единственное, что напоминает о настоящем – всюду торговые лотки со всякой сувенирной всячиной на зоологическую тему.

В заключение хотелось бы сказать, что в Зоологическом музее на Большой Никитской незаслуженно мало посетителей. А ведь музеев сугубо познавательного, а не развлекательного характера становится все меньше. Зоологическйи музей - один из них, при чем он входит в десятку самых крупных музеев мира в своей тематике и является вторым по величине зоологическим музеем России после Петербургского.

Государственный Зоологический музей МГУ на Большой Никитской является самым большим выставочным центром в столице.

В нем есть возможность оценить, насколько разнообразен мир животных — даже на барельефах,что на фасаде изображения животных, да и логотип музея — зверек выхухоль. Это удивительное здание, полное самых удивительных образцов представителей фауны нашей планеты. Каково оказаться в подобно месте — даже не описать… Лучше увидеть собственными глазами.

Здание расположено в центре города. С официальной информацией можно ознакомиться на сайте музея .

Вконтакте

История возникновения

Его основали в 1791 г. Сначала при столичном университете был небольшой кабинет, где изучалась натуральная история. Фактически небольшую выставку здесь образовали еще треть века спустя, и она носила название «кабинет минералогии».

Но, когда среди выставочных экземпляров представили биологические, то из них создали кабинет натуральной истории. Заведующим кафедрой был Иван Андреевич Сибирский.

Важно знать : большую лепту в формирование экспонатов внес П.Г. Демидов, который в начале 19 века передал центру великолепные экспонаты и библиотеку.

Первая опись уже нового имущества датируется 1806-1807 гг. Но, пожар в 1812 г. нанес комплексу большой вред, его имущество было почти уничтожено.

Активным восстановлением занялся Г.И.Фишер, он привлек большое количество коллекционеров и естествоиспытателей, и спустя некоторое время фонд насчитывал шесть тысяч экспонатов. А через шесть лет имущество центра увеличилось вдвое.

К началу 30-х гг. 19 века коллекционный объем состоял из 25 тысяч предметов. Здание на улице Большая Никитская построили в начале 20-го века. Проект для него разработал К.М. Быковский. А к 30-м гг. прошлого века заведение перевели в состав Биологического факультета МГУ.

Экспозиции

Выставка в данном случае представляет без малого десять тысяч экземпляров. Ее начинают одноклеточные организмы, показанные посредством искусственного моделирования, и завершают большие рептилии и зубры.

Главная выставка дает возможность ознакомиться с животными со всего мира и выстраивается по классовому способу (начинается от простейших, и постепенно переходит к отряду позвоночных животных).

В нижнем зале, расположенном на 1-м этаже, представлено большое разнообразие мира животных. Посетители могут здесь увидеть и одноклеточный организм, и большую рептилию.

Количество экспонатов такое огромное, что можно несколько дней потратить на изучение. 2-ой этаж занят верхним залом, который полностью «заселили» птицы и млекопитающие. Есть здесь и Костный зал. Выставка в данном случае предоставляет устройство животных изнутри. Посетители здесь могут увидеть:

  • скелет мамонта;
  • муляж носорога;
  • муляж слона;
  • муляж бегемота;
  • чучело крокодила и удава.

Для посетителей, желающих больше узнать о животных, сотрудниками заведения организованы лекции. Их проводят, принимая во внимание детские возрастные особенности.

По выходным увлекательные лекции для детей и родителей читает «Биолекторий». В вестибюле и выставочных помещениях размещены картины известных мастеров-анималистов. Здесь есть работы:

  • В.А. Ватагина;
  • Н.Н. Кондакова и др.

Что интересного следует знать о зоомузее:

  • Символом музея является русская выхухоль, занесенная в Красную Книгу России. Она изображена на эмблеме;
  • В отделе энтомологии собрана коллекция из 4 миллионов экземпляров насекомых;

  • Кроме лекционных бесед, сотрудники заведения проводят интерактивные занятия для деток разных возрастных групп и организовывают детские праздники по случаю дня рождения;
  • Каждую субботу и воскресенье «Биолекторий» проводит лекции для родителей с детками от пяти лет. Особенности и секреты биологии здесь преподносят в легкой, непринужденной форме;
  • В музее работает «Научный террариум», который знакомит посетителей с особенностями жизни рептилий. Режим работы «Научного террариума» — с 11.00 до 17.00 часов по выходным дням. На его посещение понадобится отдельный билет. В стоимость такого билета включено не только захватывающее повествование, но и возможность взять в руки редких животных;

Интересный факт : в конце прошлого столетия за заведением закрепили название Научно-исследовательский зоологический музей МГУ имени Ломоносова. После многочисленных смен статуса, это название действует и сейчас.

  • Для учащихся в старших классах и студентам организовали кружек юннатов, он работает по авторской разработке научного сотрудника Е. Дунаева.

Адрес

Выставочный комплекс расположен по адресу: г. Москва, улица Большая Никитская, дом 6. Найти его несложно. Он размещен непосредственно в центре столицы.

Трудно ли добраться на общественном транспорте? Совсем нет — доехав на метро до «Библиотеки им. Ленина» или «Охотного ряда», нужно направиться к дому №6 на улице Большая Никитская (это бывшая ул. Герцена). Искомое место располагается недалеко, к нему добираются меньше, чем за десять минут.

Режим работы

Начиная с 10 часов утра и до 17 часов вечера — открыт для посетителей. Только по понедельникам - выходные дни. Также нерабочим является последний вторник месяца.

Стоимость билетов

Для взрослых посетителей цена билета составляет 200 руб. Для детей школьного возраста, студентов и пенсионеров действует льготная цена, это 50 рублей.

Детки до семилетнего возраста имеют возможность посещать экспозиции без билетов. Также эта разрешено лицам, принадлежащим к льготным категориям.

Если приехать всей семьёй или группой, то можно заказать экскурсию. На группу из 7-ми человек это будет стоить 1500 рублей.

Если вы приедете без группы, но хотите попросить сопровождение экскурсовода, то достаточно приобрести билет за 250 руб. для взрослого и 100 руб. для ребенка и присоединиться к любой большой экскурсионной группе.

Отзывы посетителей

О том, что это место действительно очень интересное, свидетельствуют многочисленные положительные отзывы посетителей. Вот некоторые из них:

  • «В Москве живу почти 50 лет, но зоомузей посетил впервые. И был приятно удивлен. Все оказалось очень познавательным. Рекомендую посетить, это не будет напрасно потраченное время» Александр, 48 лет, г. Москва;
  • «На выставку пошла по совету знакомых, и совсем не пожалела об этом. Экспозиция оказалась просто уникальной. Разрешили сделать бесплатные фото» Анастасия, 45 лет, г. Реутов;

  • «Привела в Зоологический дочку семи лет. Чтобы экскурсия была более интересной, взяли гида. Ребенок получил массу впечатлений, особенно впечатлила выставка скелетов животных» Лидия, 36 лет, г. Балашиха;
  • «Приехали знакомиться с зоологией с тремя своими детьми (9, 7 и 5 лет), автомобиль оставили на парковке. Заведение порадовало отличными экспонатами и чистотою. Вся семья получила громадное удовольствие, детки были в восторге от морской звезды, от волчицы с волчатами, от белочки и большой морской черепахи» Евгений и Светлана, г. Егорьевск, Московская область;
  • «В зоомузее находится экспозиция морских моллюсков, а мой сын очень ими увлекается. Ради этой экспозиции можно сказать мы и приехали. Тут же на месте заинтересовались другими экспонатами и приятно провели время. Вся информация оказалась познавательной и интересной. Здесь очень воспитанный и вежливый персонал. Оказывается по воскресеньям здесь проводят специальные занятия для школьников, надо обязательно посетить эти лекции» Ангелина, 36 лет, г. Москва.

Какие экскурсии проходят в Зоологическом музее, смотрите в следующем видео.

При Российской академии наук существует Зоологический музей, являющийся самым крупным в нашей стране и по занимаемой территории, и по объему фондов. Второе место прочно держит подобное учреждение при МГУ. Зоологический музей на входит в десятку крупнейших в мире заведений подобного профиля.

Знаменитые меценаты России

История его создания такова. В 1802 году государство обратилось с призывом о пожертвованиях на образование. Среди первых откликнувшихся был ученый натуралист и меценат Павел Григорьевич Демидов (1739-1821), потомок известной династии. Подвижническая деятельность его очень обширна - на свои средства он в 1803 году открывает училище высших наук, которое носило его имя вплоть до 1919 года. Тогда же он передает средства в размере 100 000 рублей, обширную библиотеку и собранную им во время путешествий по миру естественнонаучную коллекцию будущему МГУ. Зоологический музей возникнет благодаря этим пожертвованиям. Кроме того, в 1805 году П. Г. Демидов передает Московскому университету Минц-кабинет, в котором находились богатейшие коллекции (несколько тысяч) медалей и монет. Эти сокровища и составили впоследствии основной фонд образованного ранее, в 1791 году, «кабинета натуральной истории».

Профессиональный подход

В 1755 году указом императрицы был основан Императорский Московский университет - МГУ. Зоологический музей на 36 лет моложе, что не мешает ему считаться одной из самых старейших естественнонаучных организаций. Ему исполнилось 215 лет.

После того как фонды «кабинета натуральной истории» значительно пополнились стараниями мецената П. Г. Демидова, возникла необходимость в их систематизации. Это ответственное дело было поручено уже хорошо себя зарекомендовавшему (составил опись аналогичного кабинета в Париже) русскому естествоиспытателю Г. И. Фишеру (полное имя - Григорий Иванович (Иоганн Готтгельф, Готхельф) Фишер фон Вальдгейм, годы жизни - 1771-1853). Ученик и последователь автор диссертации «О дыхании животных», Г. И. Фишер отклонил предложение Йенского университета имени Фридриха Шиллера, пригласившего его для систематизации своего «кабинета натуральной истории», и остался в Москве, в будущем МГУ. Зоологический музей был создан его стараниями.

Подвижническая деятельность

В 1806-1807 годах им была проведена первая опись всех коллекций, в том числе монет и медалей. Как известно, в 1812 году Москва горела. В этом пожаре погибло очень много зданий, бесценные коллекции будущего Зоологического музея были почти полностью уничтожены. И патриот России Григорий Иванович Фишер, которому во время пожара удалось-таки спасти часть конхиологической (раковины и моллюски) коллекции, начал восстанавливать «кабинет», передав в него свои собственные коллекции, собрания и библиотеку. Затем он, используя личный авторитет и известность в научных кругах, обратился к естествоиспытателям и хранителям частных собраний с просьбой помочь в деле восстановления погибшего музея, о возрождении которого можно было говорить уже в 1814-м. Вторая опись, проделанная Г. И. Фишером, завершилась в 1822 году, и данные ее были опубликованы. Одновременно с систематизацией фондов была выделена зоологическая коллекция, и новый музей при университете был создан только на ее основе. К 1830 году, благодаря подвижнической деятельности Г. И. Фишера, количество экспонатов достигает 25 тысяч единиц.

Необходимое переустройство

Следующее усовершенствование было проведено уже в 1860 году. Тогда все фонды музея были разделены на учебные, научные и экспозиционные. Для посетителей будущий Зоологический музей МГУ им. Ломоносова открылся в 1866 году. Конечно, на протяжении всех лет своего существования он динамично развивался, и к концу века помещения, отведенные под него, стали тесны. И поэтому в 1989-1902 годах для музея было выстроено новое специализированное трехэтажное здание по проекту академика, потомственного архитектора К. М. Быковского, на ту пору - главного архитектора Московского университета. Им были построены университетские корпуса на На Большой Никитской, кроме Зоологического музея, К. М. Быковским была возведена библиотека и корпуса нескольких факультетов.

Красивейшее здание, выполненное в классическом стиле, расположено в самом сердце столицы. Ближайшие станции метро - «Библиотека им. Ленина» и «Охотный ряд». В него и переехал музей из старого здания на Моховой. После переезда публичным музей становится только в 1911 году.

В 1930 году Зоологический музей МГУ в Москве был отдан биологическому факультету. Серьезная реорганизация произошла в 90-е годы прошлого века. После всех мытарств музей приобретает самостоятельный статус. На сегодняшний день его научные фонды достигают нескольких миллионов единиц.

Его посещают до 150 000 человек в год, количество проводимых экскурсий за то же время достигает цифры 1700. В широком доступе имеется более уточненная и разветвленная информация по каждому виду научных коллекций. Три смотровых прекрасно оборудованных зала отданы посетителям - два на первом этаже, один (Костный зал) - на втором. Все коллекции выстроены по видовой близости, от простейших к позвоночным.

Серьезные научные исследования

Научно-исследовательский Зоологический музей МГУ проводит серьезную работу - изучает и систематизирует знания о животных вообще, о современных в частности. Поэтому из имеющихся 10 млн экспонатов выставляется только 8, среди которых есть уникальные представители мировой фауны, например, самый большой и тяжелый жук-голиаф и сотни других единственных в своем роде экземпляров. Неудивительно, что москвичи начинают посещать этот музей в очень юном возрасте - сюда приходят с годовалыми детьми и остаются довольными экскурсией. Зоологический музей о котором в большинстве самые положительные, действительно очень хорош, идет в ногу со временем, предусматривая все «фишки», способные привлечь и заинтересовать как можно большее число посетителей. И экскурсоводами здесь работают люди неординарные. Но всегда при посещении любого музея в мире найдутся люди, по мнению которых, экскурсоводы говорят тихо, а экспонаты покрыты пылью. На фото видно, что это не так.

Цены на билеты, отзывы, интересные факты

Убедиться в красочности и высоком уровне коллекций можно, посетив музей. Стоимость билета - всего 100 рублей для ребенка в составе экскурсионной группы, насчитывающей не менее 20 человек. Для взрослого с экскурсионным обслуживанием - 250 рублей, без экскурсии - 200. Существует гибкая система льгот, бесплатные дни для особых категорий граждан и одна бесплатная ночь в году.

Очень интересны периодические выставки. Некоторые посетители билеты покупают заранее с предварительной оплатой. Остается добавить несколько интересных фактов - какое-то время в квартире профессора А. Н. Северцева, находящейся в здании музея, который был основоположником эволюционной морфологии животных, проживала Марина Цветаева. А сам он послужил прообразом героя «Роковых яиц» М. А. Булгакова.