Население южной америки. Традиции южной америки Население южной америки обычаи традиции

Южная Америка

Идолы на крови

На территории Бразилии в древности жили индейцы племени тупинамбос, очень любившие различные языческие обряды. Французские путешественники XVI в. подробно описали достопримечательности земли этого племени в так называемом Атласе францисканского монаха.

Особый интерес у французов вызвал огромный храм, способный вместить в себя, по их мнению, более 500 домов. По сторонам храма стояли 40 башен, и все здание было украшено резьбой по камню, скульптурами и цветными росписями. Внутри храма находились необычные изображения богов тупинамбос: чем более знаменит бог, тем большие размеры имело его скульптурное изображение. Выполнены были эти скульптуры из муки, приготовленной из зерен растений и овощей. Легенды гласили, что индейцы для ублажения своих божеств смешивали муку с еще теплой кровью младенцев, принесенных в жертву и убитых ударом ножа в сердце. После кровавого ритуала идолы устанавливались в храме и украшались сердцами убитых детей. Сами индейцы ничего страшного в этом ритуале не видели, они считали его единственным способом донести до своих богов просьбы и мольбы.

Перуанские тайны

Исследуя огромный комплекс Чавин-де-Уантар на высоте 3 тыс. м над уровнем моря в Кордильерах на территории Перу, ученые обнаружили загадочные ритуальные объекты и артефакты. Судя по таинственным изображениям, а также находкам барельефов, трубочек для курения, но отсутствию обычных бытовых предметов, комплекс использовался исключительно в ритуальных целях.

Сооружениям, украшенным религиозными рисунками, 4 тыс. лет. Над стенами возвышаются головы людей и самых разных мифических существ. Основная часть комплекса – ступенчатые пирамиды и углубленные площади перед ними с многочисленными колоннами и каменными барельефами с изображением загадочных чудовищ.

На одном из барельефов изображен процесс ритуала: люди в масках ягуаров держат в руках южноамериканский кактус, известный галлюциноген, используемый во многих обрядах. Перед толпой людей изображен шаман, как бы управляющий людьми-ягуарами. Лица всех обращены в сторону площадки, видимо, алтаря.

Исследователи обнаружили лабиринт внутри пирамиды, в котором были сооружены специальные ниши для зажженных факелов. Скорее всего, плоские, утопленные в землю площадки служили для ритуальных танцев людей, опьяненных соком кактусов. Возможно, в комплексе жила особая каста священнослужителей, занимающихся, кроме обрядов, астрономическими наблюдениями.

Об этом свидетельствуют изображения созвездий на некоторых барельефах.

Символы жертвоприношений у индейцев аймара

Согласно ритуалам индейцев аймара каждому обряду должны сопутствовать особые предметы, принесенные в жертву, и дары богам. По религии этих племен каждая община символизирует какую-то часть человеческого тела, при этом община, проживающая в центральной части поселения индейцев, ассоциируется с сердцем.

Для правильного соблюдения ритуалов необходимо было наличие определенных предметов – символов каждой общины. Верхнюю часть туловища, или верхнюю зону в ритуале, представлял высушенный утробный плод ламы, шерсть разных цветов и серебряный крест – знак небес. Центральная зона была представлена символом крови – красным вином, символом могущества – нутряным салом ламы, символом подземного металла – монетами. Нижнюю зону представляли листья коки, мята, ароматические смолы, семена некоторых растений.

Каждая община соответственно приносила на обряд жертвоприношения положенные ей предметы.

В ритуалах индейцев аймара выделяются левые и правые стороны. Во время церемонии женщины вставали с левой стороны, мужчины – с правой.

Старейшина общины и два его важнейших помощника располагались во время ритуалов в правой части сакрального пространства, остальные участники – слева.

Каннибалы

Во многих уголках мира в древности жили племена, поедавшие во время ритуалов человеческое мясо. Существовали каннибалы не только в Океании, но и в Южной Америке. Немецкий искатель приключений Ганс Штенден в XVI в. попал в результате кораблекрушения на бразильское побережье, где всех его спутников съели местные дикари, а сам он уцелел только благодаря своему везению. Штенден позднее описал в своих воспоминаниях ритуал каннибалов.

В день принесения в жертву пленника притаскивали связанным на центральную площадь селения. Женщины окружали его и всячески оскорбляли. Старухи, раскрашенные черной и красной краской, с ожерельями из человеческих зубов приносили ритуальные глиняные горшки с магическими рисунками. Эти горшки были предназначены для приготовления мяса убитых жертв в пищу.

В разгар обряда жертву убивали ударом топора по голове, а затем старухи пили теплую кровь убитого. Если у пленника была жена, ее заставляли вместе со всеми радоваться у тела жертвы.

Кормящие матери смазывали соски кровью жертвы, а детям разрешалось опустить руки внутрь тела, после чего оно разрубалось на части и варилось в ритуальных сосудах или жарилось на вертеле.

Во многих районах Южной Америки будущих жертв долгое время выкармливали, а после убийства лакомились человеческим мясом. Индейцы специально брали наложниц из других племен, а рожденных от них детей съедали, предварительно выкормив до 10–11 лет.

Ритуалы плодородия

Обряды, проводимые для обеспечения хороших урожаев, распространены были по всей территории Земли. Женщина считалась воплощением поля или луга, а мужчина – воплощением семени.

Коренное население Южной Америки связывало такие обряды с половыми отношениями, что сказывалось на характере проведения ритуалов. Перед праздником созревания груш древние перуанцы несколько дней постились и воздерживались от половых отношений.

В первый день ритуала обнаженные мужчины и женщины собирались вместе и бежали наперегонки, после чего мужчины занимались любовью с пойманными ими женщинами. В долине Амазонки во время ритуала плодородия мужчины и женщины всех возрастов вступали в половую связь друг с другом совершенно беспорядочно, на глазах у всего населения поселка. У жителей Патагонии ритуальные сношения сопровождались танцами и песнями, а пожилые люди поощряли молодежь к участию в оргиях.

Похожие праздники устраивали многие индейские племена южноамериканского континента; в некоторых местах такие ритуалы сохранились до наших дней.

Из книги Словарь религий, обрядов и верований автора Элиаде Мирча

2. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 2.0. Американские индейцы, как показывает нам превосходная книга Элемира Дзоллы «I litterati e lo sciamano», 1969, никогда не получали однозначной оценки со стороны колонизаторов, уничтоживших их культуру. Как подчеркивает Дзолла, большинство характеристик

Из книги Тайна Запада: Атлантида - Европа автора

3. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА 3.0. Месоамериканский ареал является своего рода американским эквивалентом западноазиатского региона, где в древности находились могущественные государства: Вавилония, Ассирия и Финикия. В прошлом в Месоамерике также процветали многие передовые

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

4. ЮЖНАЯ АМЕРИКА 4.0. Южная Америка - обширная территория, коренное население которой отличается поразительным разнообразием. И хотя любое деление на ареалы не в состоянии отразить всю пестроту ее этнического состава, в большинстве случаев принимается следующая

Из книги Тайна Запада. Атлантида – Европа автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Восточном Туркестане автора Берзин Александр

Из книги Железная флейта (Тэттэки Тосуи) автора Автор неизвестен

Из книги Настольная книга атеиста автора Сказкин Сергей Данилович

Хотан и южная граница пустыни Такла-Макан Буддизм в Восточном Туркестане (кит. Синьцзан) имеет долгую историю. В I веке до н.э. буддизм пришел из Индии в Хотан, распространясь вдоль южной границы пустыни Такла-Макан. Хотанцы были иранским народом. Спустя несколько столетий

Из книги Беседы с патриархом Афинагором автора Клеман Оливье

42. Южная гора Ши-шуань жил на Южной горе, а Куан-хи - на Северной горе. Однажды монах из северного монастыря пришел в Южный, и Ши-шуань сказал ему: «Мой Южный монастырь не выше по сравнению с монастырем на севере». Монах не знал, что сказать, и промолчал. Когда монах вернулся

Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

АМЕРИКА До начала европейской колонизации коренное население Америки (разные группы индейцев, а также эскимосы) придерживалось различных местных культов. Среди многих индейских народов сохранялись тотемистические верования. Заметную роль играли магические

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

«Америка, Америка» Самым древним отпечатком греческой эмиграции в Америке могла быть только школа. Сегодня в Соединенных Штатах это «древнейшая из деревянных школ»: она была построена в 1680 году в Сент–Огюстене во Флориде, в то время испанской. Где–то около 1767 года

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Из книги Деньги Ватикана [Тайная история церковных финансов] автора Берри Джейсон

Северная Америка Водопад Радуга и ритуал Девы Марии На протяжении многих столетий водопад на реке Ла-Томба в канадской провинции Альберта был местом сакральных жертвоприношений языческим божествам: Эзили, богине радуги, и змею Дамбаллаху, хозяину ветра и падающей

Из книги Том 4. Дионис, Логос, Судьба [Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра] автора Мень Александр

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. (Лк. 11:31). Вместо "на суд с родом сим" у Лк. "с мужами рода сего" (русское "с людьми"); и далее вместо "его" соответствующее

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

13 Америка и Ватикан Чтобы в Ватикане двигались дела приходов, где проходили бдения, Питер Борре ездил в Рим в среднем раз в месяц между 2009 и 2010 годами, где он каждый раз проводил не менее пяти дней. Он уже отпраздновал свое 70-летие; хотя годы его отдыха на пенсии омрачала

Из книги автора

Глава шестая МИР КАК ГАРМОНИЯ. ПИФАГОР Южная Италия, 540-500 гг. Вселенная постепенно вырисовывается скорее как великая Мысль, чем как большая машина. Д. Джинс С именем Пифагора чаще всего связывают представление об ученом-математике и астрономе. Когда Коперник отверг

Из книги автора

Южная ветвь последователей преподобного Сергия. Подмосковные монастыри Помимо созерцательных традиций «Северной Фиваиды» на Руси в то время сложилось и другое направление монашеского подвига. Оно было сосредоточено южнее обители преподобного Сергия, около Москвы, в

Лекция № 8 (2 часа) Обычаи и традиции народов Южной (Латинской) Америки. Территория. Современные государства Южной Америки. Современная численность населения. Обитатели Южной Америки до начала европейской колонизации. Расы и этносы. Этническая история народов Южной Америки. Материальная и духовная культура. Хозяйственная деятельность. Семья. Быт. Обряды и традиции. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах Южной Америки.

Семинарское занятие № 9 (2 часа) Южная Америка после завоеваний и колонизации европейцами. Расовая и этническая история. Трансформация этнического самосознания. Культуры и этносы Южной Америки в постколониальные эпохи. Процессы конвергенции обрядов и традиций под влиянием европейской культуры.

Самостоятельная работа (4 часа) По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Обычаи и традиции народов Южной Америки. Территория. Современные государства Южной Америки. Современная численность населения. Обитатели Южной Америки до начала европейской колонизации. Расы и этносы. Этническая история народов Южной Америки.Южная Америка после завоеваний и колонизации европейцами. Расовая и этническая история. Трансформация этнического самосознания. Культуры и этносы Южной Америки в постколониальные эпохи. Процессы конвергенции обрядов и традиций под влиянием европейской культуры. Материальная и духовная культура. Хозяйственная деятельность. Семья. Быт. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах Южной Америки.

Раздел 5. Обычаи и традиции народов арабского Востока

Тема 5.1 Роль ислама и суфизма в становлении обычаев и традиций народов арабского Востока

Лекция № 9 (2 часа) Современный исламский мир. История территориального расселения, расовый и этнический состав. Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов. Понятие суфизма и его роль в традициях и обычаяхнародов арабского Востока. Особенности материальной и духовной культур. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах арабского Востока.

Семинарское занятие № 10 (2 часа) Обычаи и традиции народов стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока. Этническая история народов региона.Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов арабского Востока. Понятие суфизма и его роль в традициях и обычаях народов арабского Востока.

Самостоятельная работа (4 часа).

По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы:Современный исламский мир. История территориального расселения, расовый и этнический состав. Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов. Особенности материальной и духовной культур. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах арабского Востока.Обычаи и традиции народов стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока. Этническая история народов региона.

Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.

Тема 5.2 Проблема экспансии обычаев и традиций народов арабского Востока

Лекция № 10 (2 часа)

Понятие экспансии. Арабская экспансия в страны Европы и Америки. Модернизация ислама. Исламский панисламизм. Исламский национализм и ваххабизм. Исламское противостояние и проблема экспансии терроризма и исламского экстремизма.Участие ваххабитов в совершении преступлений террористической направленности. Опасность террористической угрозы для России и всего мирового сообщества в настоящее время. Роль пропаганды в разъяснении отличий обычаев и традиций исламистов и ваххабитов. «Теория ориентализма» Э. Саида: подход к осмыслению проблемы Восток – Запад.


Защита проектов I группа – Индейцы – коренные жители Южной Америки. Древние цивилизации Индейцы II группа – Колонизация Южной Америки и ее последствия Колонизация III группа – Процесс метисации. География этносов. Процесс метисации IV группа – Обычаи и традиции народов Южной Америки. Обычаи и традиции народов Южной Америки


Коренные жители Южной Америки – индейцы. Они появились здесь предположительно тыс. лет назад. Племена индейцев находились на разных уровнях развития. Они занимались охотой, земледелием, террасировали склоны на высокогорьях, строили водопроводы. Именно они впервые начали выращивать картофель, кукурузу, томаты, тыкву, фасоль, Древние цивилизации существовали у инков (территория современного Перу). Они строили города и могущественные пирамиды, обрабатывали металлы, изготавливали ткани, В области медицины делали даже трепанацию черепа, мумифицировали умерших, обладали познаниями в области космоса. Предполагается развитие письменности (фасолевые находки).










Последствия колонизации материка. Завоевание материка Испанией и Португалией принесло неисчислимые беды коренным жителям: индейцы истреблялись и оттеснялись в глубь материка, были разрушены древние цивилизации. Но наряду с жестокостью и алчностью европейцы все же внесли свой вклад в развитие культуры, распространили христианство.

Современное население Южной Америки в антропологическом отношении весьма разнообразно. В его состав входят представители различных рас - американской (коренное население - индейцы), европеоидной (потомки переселенцев из ), негроидной (потомки вывезенных из рабов), а также многочисленные смешанные группы - метисы, мулаты, самбо. Расовое смешение в странах Южной Америки идёт быстрыми темпами, причём постепенно складываются новые расовые типы. До появления европейцев (конец 15 в.) населяли различные индейские племена и народы, говорившие на языках кечуа, аравакских, чибча, тупигуа-рани и др. Население размещалось неравномерно: наиболее плотно были заселены высокогорные долины Центральноандийского нагорья, слабее - низины бассейна .

С приходом европейских завоевателей ( и ) произошли коренные изменения в этнической структуре континента. Тысячи африканцев были ввезены в качестве рабов для работы на рудниках вице-королевства и плантациях сахарного тростника на побережье и северо-востоке . На Центральноандийском нагорье негры по большей части растворились в местном населении, в двух других районах их участие в этнических процессах и вклад в культуру были велики. Здесь сложилось многочисленное население смешанного европейско-негритянского и негритянско-индейского происхождения.

После обретения независимости резкие изменения этнического состава произошли в , и за счёт массового притока иммигрантов из , и других стран Европы (привлекались главным образом для освоения национальных территорий во 2-й половине 19 - начале 20 вв.), а также в и - за счёт иммиграции из (главным образом из и ). Большинство современного населения Южной Америки смешанного индейско-европейского происхождения, но на северо-востоке материка преобладает население негритянско-европейского происхождения. В ряде стран Южной Америки сохранились крупные индейские народы: кечуа в Перу, и , аймара в Боливии, арауканы в Чили. Кроме того, в окраинных районах почти всех государств (например, северная , в Бразилии, северо-запад и др.) также сохранились небольшие индейские племена и народы, говорящие на своих языках.

Официальный язык подавляющего большинства государств Южной Америки - испанский, Бразилии - португальский. Из индейских языков вторым официальным языком является лишь язык кечуа в Перу. Большим своеобразием отличается , где большая часть населения пользуется индейским языком гуарани, владея в той или иной степени испанским языком. В Гайане, официальный язык - английский, в бывшей Суринаме - голландский, во Французской Гвиане - французский. Большинство верующего населения Южной Америки - . У индейцев значительную роль играют пережитки дохристианских верований, среди части негров бытуют пережитки африканских культов.

Обычаи и традиции народов

Северной Америки.


«Первые американцы.»

Как и когда появились многообразные историко-культурные регионы Северной Америки? На этот вопрос взялись ответить археологи. На территории Северной Америки не были обнаружены центры возникновения человекоподобных обезьян. Следовательно, коренное население североамериканского континента должно было быть пришлыми. Но откуда пришли «первые американцы» - палеоиндейцы,то есть индейцы каменного века, охотники на мамонтов?

Большинство исследователей склоняются к тому, что впервые человек появился на Американском континенте 25-29 тыс. лет назад. Как полагают антропологи – ученые, изучающие происхождение человека, - Америка была заселена представителями одного расового типа- монголоидного. От своих далеких азиатских предков американские индейцы сохранили группы крови, среди которых полностью отсутствуют ныне существующие на евразийском континенте. Они отличаются типичными для монголоидов лопатообразными зубами- резцами, мужчины в старости редко лысеют, а женщины почти не седеют. Заселившие американский континент люди были сильными, выносливыми и энергичными.


Культура и быт древнего населения Северной Америки.

Примерно 15-10 тыс. лет назад в ледниковую эпоху жизнь кипела вокруг очагов. Здесь археологи находят инструменты из камня и кости, а так же кости животных, которых эти люди употребляли в пищу. »Первые американцы» были охотниками на крупных, ныне ископаемых, животных: сначало мамонта, шерстистого носорога, затем оленя, бизона. Собирательство съедобных растений дополняло их рацион.

У них было метательное оружие – дротики и копья, лук и стрелы. Они умели пользоваться огнем, строить круглые, покрытые шкурами временные жилища. Охотились они на мамонтов, мускусных овцебыков, лосей, медведей, бизонов и слонов. Для создания орудий труда, как и их собратья в Западной Европе, они широко применяли кость. Именно из кости они делали выпрямители древков стрел, метательные наконечники, иглы. Такими иглами они сшивали мех. Из меха они шили практичные и удобные меховые комбинезоны, а также костюмы, состоящие из нескольких предметов: штаны, сапоги парки с закругленным нижним краем- «хвостом». Именно эта деталь покроя парки- длинный мыс, или «хвост»,- свидетельствует о связи древних американцев с населением древней Евразии, в частности, населением сибирской тайги- тунгусами.

В местечке Фолсом на юго-западе Северной Америки археологи нашли кости 23-х ископаемых бизонов и каменные лавролистные метательные наконечники. Эти предметы принадлежали людям которые жили в Северной Америке около 15 тыс. лет назад. Следы охотников на крупных ископаемых млекопитающих – бизонов, лошадей, ленивцев – обнаружены по всей территории нынешних Соединенных Штатов.

Около 4 тыс. лет назад на юго - западе США появились первые земледельцы- кочизи. К этому времени относятся первые опыты возделывания кукурузы, бобов и кабачков. При этом человек американской архаики использовал рыбные ресурсы и съедобные водяные растения. Среди бытовых предметов кочизи известны корзины для сбора съедобных растений, зернотерки, ножи, сверла, скребки.

Около 2 тыс. лет назад земледельцев кочизи сменили выходцы из Мексики хохокам и могольон. Создатели этих культур были не только трудолюбивыми земледельцами, но и изготовителями великолепной керамики, разнообразной формы и искусно оформленной геометрическим декором.

Посуда, которую использовали в быту, была весьма проста. Это миски и сосуды с плоским дном, различавшиеся по размерам и форме. Роспись располагается с внешней стороны по стенкам таких сосудов. Но многие керамические сосуды изготовлялись в культовых целях. Например, миски, в которых подносили божествам жертвенную пищу из кукурузной муки и другие дары, часто украшались изнутри сложным геометрическим орнаментом. Эти миски и сосуды помещали в могилы вместе с умершими.

Орнаментальные композиции на керамических сосудах состояли из сложных геометризованных изображений священных животных и птиц. Ученые высказывали предположение, что эти птицы и животные почитались как тотемы. Композиции на внутренних частях сосудов часто вписывались в круг или треугольник и, как правило, помещались в центральной части на дне сосуда. Рисунки наносились преимущественно черной и красной красками, которые, возможно, символизировали идею жизни и смерти.

Представители этих культур строили ирригационные сооружения на своих полях, возводили культовые сооружения на земляных платформах и жили в заглубленных в землю домиках, стены которых были выложены кирпичами из не обожженной глины, а полы – деревянными досками.

Примерно в 200 г. на смену создателям культур хохокам и могольон на юго- западе США пришли корзинщики. Их называли так потому, что они делали водонепроницаемые корзины, которые имели форму горшка. В таких сосудах на раскаленных камнях корзинщики варили пищу. Корзинщики жили в пещерах.

В каньонах Аризоны, в долинах рек Менкос и Рио- Гранде-дель –Норте, в знаменитом своими археологическими памятниками каньоне Колорадо, жили люди, которых называли клиф-двеллерс(в переводе с англ. Жители утесов, скал.). Подобно своим предшественникам, корзинщикам, создатели культуры клиф- двеллерс жили в расселинах скал, под скальными навесами и в пещерах. Но там они возводили целые города. Их дома из сырцового кирпича создавались не только людьми, но и самой природой, они втискивались в скальные углубления, разрастались вширь и вглубь, громоздились друг на друга. По сути, это был один большой дом, в котором жила община, состоявшая из нескольких больших семей- родов. У каждой семьи было свое святилище, представляющее собой круглую в плане постройку и напоминавшее колодец. Индейцы называли такие родовые святилища кива.

В период 300 г. до н. э. - 800 г. н. э. в долинах рек Огайо и Иллинойс жили люди,которые научились отыскивать самородную медь и обрабатывать ее холодным способом. Они создавали культуру, которую ученые называют культурами адена и хоупвел. В среднем течении Миссисипи возникли предгосударственные объединения и предгородская культура. Особенностью этой культуры была храмовая архитектура в виде пирамид,высокохудожественные изделия из металла и керамики.

Культура Адена и хоупвел прекратили свое существование. Извлеченные из земли архиологические находки этих культур храняться в самых знаменитых музея мира, одним из которых является Музей естественной истории в Нью-Йорке. Но как напоминание о былом величии этих культурных традиций древней Америки сохранились многочисленные курганы –храмы. Они очень разнятся между собой по виду и структуре. Археологи создали типологию курганов –храмов адена- хоупвел.

Маунды - курганы раньше называли маундами с гробами. Это своеобразные могильники,в которых были раскопаны многочисленные захоронения. Высота таких маундов не превышает 10 метров. Наиболее многочисленны они в северной части бассейна реки Миссисипи. Археологи считают их наиболее древней формой погребальных сооружений культурной традиции Адена- хоупвел.

Пирамидальные маунды – это сооружения на земляных платформах геометрических очертаний. Очевидно,что идея возведения таких погребальных сооружений родилась по соседству, в Мексике. Внутри таких пирамидальных архитектурных конструкций редко захоранивали покойных. Погребения распологались на территории специальных кладбищ рядом с ними.

Мусорные маунды – особая разновидность «раковинных куч»,известных в культуре бронзового века Европы как места скопления пищевых отходов и бытового мусора. В каньоне Чако такие мусорные маунды находятся рядом с поселениями и отмечают начало дороги в юго-восточном направлении от Пуэбло- Бонито. Они состоят из камней, черепков, керамики и прочих неорганических отходов. Одновременно они являются могильниками. Они имеют прямоугольную форму и похожи на платформы.

Маунды в форме животных и птиц- самая загадочная и интересная форма культовой архитектуры Северной Америки. Такие маунды стали возводить после 700 г. создатели культуры хоупвел. Они сохранились в штатах Висконсин и Огайо. Некоторые имеют очертания змеи(405 м в длину), орла, медведя(17 м.), лисы, лося, бизона, ягуара, жабы(46 м.). внутри этих сооружений археологи обнаружили вторичные погребения с бедным инвентарем. Возможно, что символические фигуры маундов рассматривались как изображения тотемных предков, в утробы которых помещали покойных с целью последующего их воскрешения.

Умерших хоронили в курганах, сопровождая орудиями труда, оружием. На лица покойных накладывали погребальные деревянные маски с рогами оленей. Одежда умерших была буквально усыпана речным жемчугом и украшена металлическими пластинами и фигурками животных и птиц.

В отличие от курганов культуры Адена, погребальные комплексы хоупвел строились в два этапа. Вокруг курганов возводили земляные ограждения, которые имели круглую, прямоугольную или восьмиугольную форму. Такие ограждения могли достигать в поперечнике 500 м. Два или несколько таких погребальных комплексов могли быть соединены между собой дорожками. Оградительные сооружения прямоугольной формы заключали десятки маундов. Как и все памятники такого типа, это были не просто могильники, но и особые племенные святилища, которые имели культовое и обрядовое значение.

У хоупвельцев (создателей культуры хоупвел) существовало несколько типов погребального обряда, среди которых наиболее распространенным была кремация – сжигание трупов. Но для людей, которые обладали особо высоким социальным статусом, существовал другой обычай погребения. Для них сооружали особые погребальные дома в специально выбранных местах. Их хоронили в неглубоких могилах или срубных гробницах. Пол такого захоронения утрамбовывали и сооружали глинобитную площадку. На площадке из глины возводили ложе прямоугольной формы, на котором и помещали тело умершего. Рядом располагались предметы, которые подлежали специальной процедуре «умерщвления» или уничтожения. Эти предметы должны были последовать за покойным на тот свет. Среди таких предметов были изделия из обсидиана – вулканического стекла, которое привозили торговцы с далекого запада; обсидиан служил идеальным материалом для изготовления ритуальных ножей. Там же находились украшения из меди, речного жемчуга, которыми буквально осыпали тела покойных. В могилы помещали курительные трубки. Сама трубка делалась в виде плоской платформы, на которой располагалось изображение животного.

Отдаленные потомки «первых американцев» со временем стали предками трех крупных групп коренного населения Северной Америки – индейцев, эскимосов, и алеутов.

Алеуты- островной народ тихоокеанского Севера – охотники на морских млекопитающих, рыболовы, собиратели. Их жизнь неотделима от моря.

Море у островов Алеутского архипелага не замерзает. Алеуты охотились на морских выдр и тюленей, северных морских котиков и морских львов, больших и малых китов, дельфинов, морских ежей, а так же лисиц, бакланов, уток, гусей. Кроме того, они ловили рыбу – треску, палтус, лососевых.

Как правило, охотники объединялись по 15-20 человек. Алеуты выходили в море каждый на своей байдарке. Ее каркас состоял из эластичного деревянного остова – решетки. Части решетки скреплялись между собой китовым усом. Такой каркас не сгибался и не ломался под ударами океанских волн. Снаружи байдарку обтягивали кожей морских львов. Быстроходные байдарки могли развивать скорость до 10 километров в час, при этом байдарка бесшумно двигалась по воде. Грузоподъемность байдарки- до 300 кг.

Охотник, который отправлялся на промысел, был тщательно экипирован. Его тело сохраняла от холода парка сделанная из птичьих шкурок. На парку наливалась водонепроницаемая камлея из кишок нерпы, в швы которой вшивались миниатюрные пучки красных птичьих перьев- обереги, охраняющие охотника во время промысла от сил зла и привлекающие добычу. Для охоты на морских млекопитающих алеуты использовали гарпуны с метательными дощечками, копья, которые получили название «бобровых стрелок».

Спасаясь от непогоды, алеуты сооружали жилища, зарытые глубоко в землю. Традиционное жилье алеутов представляет собой землянку с входом через дымовое отверстие.

Внутрь жилища спускались по бревну с зарубками.

До прихода русских такие сооружения возводили из костей кита, позднее в качестве строительного материала стали использовать и плавники. Внутри такой землянки жили 10-40 семей. В древности алеуты селились в больших домах, которые вмещали еще больше народу.

Материалом для изготовления орудий промысла, оружии и посуды служили камень, кость, плавник (дерево, прибитое морем к берегу), трава. Мужчины пользовались каменными, позже железными кинжалами, женщины – широкими, короткими горизонтальными, слегка изогнутыми сланцевыми ножами («пекулками » или «улу»).

С помощью игл, сделанных из костей птиц, алеутские мастерицы шили одежду, обтяжки для байдарок, изготавливали кожаные кошельки на продажу, непромокаемую одежду из кишок морских млекопитающих.

Алеутки были очень искусны в плетении циновок и корзин. Еще в начале XX века алеутские женщины делали из травы и ивовых прутьев корзины, исполненные в технике кольцевого плетения. В древности такие корзины использовались в качестве сумок наряду с сумками из шкур морских млекопитающих. Они плелись из разноцветных волокон травы, преимущественно желтоватого и коричневатого оттенков. Используя разнообразие цветов травяных волокон, мастерицы создавали геометрический орнамент, в основе которого лежали символические фигуры: ромб, прямоугольник, треугольник, зигзаг.

Алеуты- и мужчины, и женщины – носили длинную глухую одежду с рукавами без капюшона. Мужские парки шили из шкурок птиц, женские – из шкур морских бобров и котов, шерстью во внутрь. На ногах Алеуты носили сапоги из кожи морских животных. Одежда была прекрасно приспособлена к жизни в условиях океанской тундры – Алеутских островов.

С древних времен алеуты шили уникальную одежду из шкурок птиц – парки из топорков. На изготовление парки шло 300- 400 шкурок. Шкурки снимали чулком с туловищ топорков, выделывали и сшивали сухожильными нитками.

Парки из птичьих шкурок шили двусторонними. Их можно было носить наружу как перышками(в дождливое время года), так и выделанной кожей(перышки приятно холодили тело в приятное6 время года). Шкурки выкладывали ярусами и аккуратно сшивали. Между горизонтальными рядами шкурок прокладывали полоски кожи, выкрашенной красной краской. Поверх полосок кожи делали вышивку. Вышивали одежду оленьим волосом. Сейчас эта технология утрачена, но раньше мастерицы так искусно работали костяными иглами, что на изнанке кожаной полоски не оставалось следов от вышивки. Белый длинный олений волос, вынутый из под шейной серьги оленя, считался священным и рассматривался как оберег.

Одним из основных элементов охотничьего костюма алеутов были деревянные козырьки, украшенные усами морского льва, и конические головные уборы, также сделанные из дерева, которые носили представители родовой верхушки.

Верования.

Алеуты поклонялись духам природы в образах животных. Одним из таких животных был кит. Кит вообще играл в жизни алеутов особую роль. Ребра и черепа китов часто находят в древних алеутских погребениях. Часто череп умершего охотника лежал между двумя китовыми ребрами.

Алеуты делали мумии из тел почитаемых умерших и хоронили их в пещерах. Этот способ погребения был известен алеутам с глубокой древности.

Американские эскимосы.

Эскимосы живут в американской Арктике и субарктике. Они населяли обширную область от Берингова пролива до Гренландии. Небольшая группа эскимосов обитает на северо-востоке Азии.

Языки эскимосов-юпик, инупиак, инуктикут.

Особое место в системе жизнеобеспечения играла охота на кита. В охоте на морских млекопитающих эскимосы использовали два типа лодок каяк и умиак.

Каяк бесшумен и быстроходен. Его грузоподъемность достигает 300 кг. Охотник, усаживаясь в него, плотно застегивал пояс вокруг талии. Если лодка переворачивалась, столкнувшись с льдиной, охотник мог перевернуть ее обратно ударом весла не набрав воды.

Главным орудием охоты у эскимосов был гарпун с отстреливающим наконечником.

Эскимосы селились небольшими группами, между которыми поддерживались слабые связи. Летом жилища эскимосов представляли собой конусообразные постройки из жердей, покрытые берестой и корой. Зимние жилища – это землянки с одним или двумя жилыми помещениями и комнатой для хранения припасов у входа. внутри жилища находились специальные спальные места.

Во время охотничьих экспедиций в центр районах американской Арктики эскимосы строили снежные жилища, которые получили название иглу. Внутри иглу сооружался полог из шкур, который служил жилой камерой. в случае внезапной пурги, эскимосы зарывались в снег вместе с собаками и пережидали ненастье.

В иглу часто жили по две семьи. внутреннее пространство обогревалось жиринками - плошками из мыльного камня с плавающим в тюленьем жиру фитилем. На жиринках готовили пищу.

Одежда эскимосов была хорошо приспособлена к холодному климату Арктики. Летняя одежда шилась из меха в один слой, причем обязательно мехом к телу. Зимняя в два слоя, причем один слой был обращен мехом к телу, другой мехом наружу. Одежда шилась из меха оленя. Мужчины ходили в короткой кухлянке с капюшоном из шкуры оленя или тюленя, обращенных мехом к телу.

В ремесле особой отраслью искусства была резьба по кости причем только на моржовом клыке. Из него делали рукоятки орудий труда, придавая им форму животных и людей, бытовые и культовые предметы. Мастера-резчики создавали весьма реалистичные скульптурные композиции с участие людей и животных, а так же изображения духов. Такие фигурки назывались пеликенами. Пеликены - это духи богатства и довольства. эти фигурки эскимосы носили как талисманы.

Североамериканские индейцы.

Ко времени прихода европейцев на территории североамериканского материка проживало более двух тысяч индейских племен. Я расскажу о нескольких.

Атапаски.

Атапаски – собирательное название индейцев этого обширного района, которые принадлежат к различным племенам: кучинам, коюконам танайна, иналикам и многим другим. Атапаски –это охотники и рыболовы. Фауна края довольно разнообразна. там водились олени, карибу, лоси, и многие другие животные, поэтому охота преобладала над рыболовством.

Жилища и быт.

Вход в дом как правило был обращен к реке, поэтому поселения как правило вытягивались вдоль берега. Дома рубили из бревен. Зимнее жилище имело куполообразный свод, углубленный в землю, и было покрыто шкурами животных в центре дома находился очаг. Пол застилали ветками, а вход был через короткий вырытый тоннель. Основным элементом внутреннего убранства жилища были нары. На них сидели, спали, ели. Посуду изготавливали из дерева, рога, травы и бересты.

Атапаски носили одежду из хорошо выделанной замши, приготовленной из лишенной меха оленьей шкуры. Рубашки из замши украшали бахромой из замши, вышивкой оленьим волосом. Покрой мужских и женских рубах был одинаковым. Подол чаще всего имел заостренные очертания, край подола украшали бахромой края одежды орнаментировали, оставляли там мех или бахрому. это были обереги.

Костюм дополняли замшевые штаны и особая обувь – мокасины.

ИНДЕЙЦЫ ПРЕРИЙ

Территория, которую занимали индейцы Великих равнин, располагается в самом сердце Северной Америки. Она протянулась

От канадских провинций Альберты и Саскачевана до Техаса.

Тетон-дакота, сиу, команчи, киова, манданы – с представителями этих индейских племён первым повстречались американские торговцы и охотники на осваиваемых просторах Великих равнин.

Всё племена говорили на разных языках и не понимали друг друга. Для того чтобы общаться, они изобрели язык жестов и рисунчатое письмо, знаки которых понимали все индейцы Прерий.

Охота была в основном мужским занятием. Олений и лосеймужчины выслеживали, притаившись в зарослях кустарника или в мелколесье. Чаще всего это была индивидуальная охота. Коллективная охота на бизонов в летнее время.

Стойбище охотников состояло из нескольких групп, члены которых были между собой в родстве. Браки заключались между членами более или менее удалённых друг от друга групп. Племя объединило нескольких стойбищ. Свои переносные жилища – типи – обитатели таких стойбищ устанавливали по кругу. Каждая семья воздвигла свой типи на определённом месте в этом кольце, которое было обусловлено степенью участия семьи в общественной жизни.

Власть осуществлялась вождями нижнего и высшего звена. Принятие решений определялось соглашением среди высших вождей. Вожди и заслу6женные войны образовывали сообщества, которые назывались мужскими союзами. В мужские союзы принимали с учётом воинских заслуг кандидата. Высоко ценились воинская доблесть и щедрость.

Индейцы прерий были прекрасными воинами. Так, например, воинственный нрав и обладание лошадьми сделало племя Дакота агрессивным народом. Воины были вооружены, луками и стрелами.

После прихода европейцев индейцы Прерий быстро освоили верховую езду. Лошадь стала неотъемлемой частью военного снаряжения. Мобильность и связанная с нею быстрота передвижения были наиболее важными чертами их культуры, так именно мобильность определяла для них возможность на обширных пространствах Великих равнин.

Особо престижными считались подвиги мужчин. Индеец мог накапливать военные <<очки>>. Престижным считалось смело посмотреть в глаза, врагу подхватить винтовку из выпавшего из седла врага, украсть лошадь врага, незаметно пробравшись в его деревню, снять скальп с головы поверженного врага.

ТОМАГАВК

Томагавк из рога оленя на протяжении всей истории индейцев служил символом доблести мужчины-война. Томагавк – это топорик с длинной рукояткой. Конструкция томагавка претерпела эволюцию. Наиболее древней формой этого оружия ближнего боя был томагавк из рога оленя-карибу. В короткий спиленный отросток такого рога вставлялось кремневое острие или металлическое лезвие. Длинный отросток служил рукояткой. Нижняя часть рукоятки украшалась бахромой из замши. Позднее рукоятка делалась из дерева, украшалась по традиции бахромой, а в верхний конец вставлялось металлическое лезвие. Так выглядели томагавки степных индейцев. Позднее, когда индейцы Прерий познакомились с европейцами, те стали подносить в подарок индейским вождям томагавки, совмещённые с трубкой мира.

ТРУБКА МИРА

Трубка мира – священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие.

Наиболее древние ритуалы, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек – военный предводитель, вождь или старейшина – раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали ритуал, аналогичный ритуалу вызывания дождя: садились по кругу и раскуривали трубку мира. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие ритуалы во время церемоний заключения перемирия, так и называли священную трубку индейцев - << трубку мира >>.

Жилища и быт

Жизнь индейцев протекала в практичных небольших типи. Типи – это жилище для одной семьи, рассчитанное на использование круглый год. В центре типи располагается очаг, дым от которого выходил через дымовое отверстие. Это отверстие можно было в случае плохой погоды закрыть шкурой. Нижний край покрышки часто приваливали камнями или пришпиливали к земле с помощью костяных или деревянных колышков. Летом его приподнимали, чтобы проверить помещение. В типи уютно и тепло в зимнее время, порой бывает немного душно от дыма. Типи - коническое сооружение из жердей, покрытое 8-12шкурами бизонов. Шкуры искусно выделаны и сшиты.

Внешняя сторона покрышки типи обычно украшалась росписью. Это была особая форма мнемонического письма.

Рисунки, которые покрывали нижний край покрышки типи, рисовали женщины. Эта форма изобразительного искусства передавалась от матери к дочери и была очень древней. О древности идеи нанесения изображений на кожаные покрышки шалашеобразных жилища свидетельствует сам архаический стиль рисунков. Рисунки плоскостные, в композициях отсутствует перспектива, наиболее значимые изображения выделялись более крупными размерами. Фигуры скачущих на лошадях всадников с копьями, облачённые в пышные перьевые уборы, изображения пеших воинов, собак животных настолько обобщенно нарисованы, что напоминают знаки-символы. Это действительно знаки, подобные буквам алфавита. Сама роспись покрышек была также особой формой рисунчатого письма.

Например, рисунки можно было прочесть следующим образом:

<<…владелец типи в этом году отбил у индейцев кроу три лошади, другой год он принял участие в танце Солнца>>. Во время перекочевок колья складывали ни V-образную волокушу, которую тащила собака или лошадь.

Керамика была слишком тяжела для кочевой жизни индейцев, поэтому для приготовления пищи использовались шкуры или желудки животных. Шкуру растягивали на палочках, наливали воду и бросали внутрь раскалённые камни. В кипящую воду помещали куски парного мяса, которое не нужно было долго варить. Ложки делали из рога бизонов, который предварительно распаривали в воде, а затем придавали ему соответствующую форму. Такие ложки использовались исключительно для разливания пищи, так как ели пальцами. Тарелки делали из наростов на стволах вязов.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА

В качестве материала для письма индейцы Прерий использовали белую поверхность хорошо выделанных шкур бизонов. На поверхность шкуры они наносили многофигурные композиции, рассказывающие военную историю племени.

Искусство выделки кожи которой делали одежду, передавалось по наследству по женской линии. Свежую шкуру бизона растягивали на земле мехом в низ. С помощью скребков из рога лося, с лезвием из железа или камня, женщины очищали поверхность от мездры. Если шкура предназначалась для изготовления одежды, снимался мех. Затем шкуру вымачивали в воде или зарывали во влажную землю. После этого ее смягчали маслом или смазывали обрабатываемую поверхность мозгом бизона. Далее со шкуры счищали остатки мездры и подвешивали над дымом с целью прокоптить. Копченые шкуры приобретали коричневый оттенок.

Индейцы умели изготавливать восхитительно белые шкуры, которые использовались в церемониальных нуждах. Более мягкие шкуры лосей шли на шитье одежды. Некоторые шкуры использовались в необработанном виде. Сыромятные кожи применялись для изготовления некоторых инструментов: например, сыромятными ремнями приматывали лезвия топоров к древкам.

Мужской костюм индейцев состоял из кожаного тюрбана, безрукавки, замшевших легинсов, мокасин и рубахи из шкуры бизона. Костюм мужчин дополнялся нагрудником из костей крыльев сокола, скреплённых кусочками кожи бизона. Этот нагрудник считался церемониальным украшением.

Женщины носили прямого покроя рубахи до колена, легинсы, мокасины. Рубахи шили, сложив две шкуры бизона хвостами вниз. Поэтому в нижней части женских рубах образовывался характерный мыс. Нижнюю часть таких рубах и швы декорировали бахромой из замши, которая символизировала мех бизона.

Вождя можно было узнать среди соплеменников. На его плечи накинута шкура бизона с великолепной зимней шерстью. Накидка украшена перьями совы и шумящими подвесками. На шее – украшение из шестидесяти когтей медведя гризли.

Орлиное перо считалось наделенным магической силой с рассматривалось как сильный амулет. В головном уборе вождя, длина перьев которого достигла 68 см, располагалось несколько десятков таких перьев. Волосы вождя были приглажены и покрыты красной краской, в них были вплетены гильзы от патронов к винтовке. Лицо вождя было покрашено красной краской.

Одежду украшали вышивкой иглами дикобраза. Широкое распространение получили личные украшения из перьев птиц.

Выдающиеся войны и вожди носили высокие головные уборы из перьев, которые часто украшались рогами бизона – символом могущества.

ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ

Сверхъестественный мир индейцев Прерий состоял из того, что они называли <<вакан>>, то есть всего священного.

Вакан – это самая Великая Тайна, которую только может познать человечество. Контакт между миром людей и миром стихий существ осуществляют профессионалы – шаманы. Шаманы обладают особыми знаниями, которые они могут передать только с помощью своего собственного языка, который слабо понимают соплеменники.

Камали- это совершать обряд, то есть общение со своими духами-помошниками, они облачались в костюм, сделанный из шкур животных.

Верования индейцев воплощались в обрядах и церемониях, которые носили театрализованный характер.

Индейцы Прерий вели на просторах Великих равнин свободную жизнь.

ТЛИНКИТЫ

Северо-западное побережье Северной Америки от Якутат на севере до реки Колумбии на юге населяли многочисленные индейские племена, которые вели образ жизни охотников и рыболовов.

Кроме тлинкитов на побережье проживали чугачи, квакиутль, тсишман и другие индейские племена. Их деревни располагались по берегам лагун, на берегах озёр или рек. Дома обращены были входами к воде и выстраивались в одну линию.

Тлинкиты были искусными войнами. Они одевались в доспехи, на голову одевали шлема из дерева, которые прикрывали нижнюю часть лица.

Орудия охоты и оружие делали из камня, кости, раковин. Тлинкитам была известна холодная обработка металла – ковка самороднрй меди. Из меди делали в основном украшения и кинжалы. Охотились при помощи гарпунов, стрел, копий.

Религиозные представления

В основе религиозных представлений лежали представления о духах-помошниках. Индейцы верили в существование духов-покровителей различных ремесел, духов – покровителей отдельных охотников, персональных духов-помошников шаманов. Индейцы верили, что после смерти душа умершего переселяется в тело животного, которое почиталось как тотем.

Тотем – это индейское понятие, которое происходит от записанного европейскими миссионерами слова идейцев оджибве <<ото-те-ман>>.

Ремесла и искусство

Индейцы виртуозно владели техникой обработки дерева. У ни были свёрла, тесла, топоры из камня, деревообрабатывающие и другие инструменты. Они умели пилить доски, резать фигурные скульптурки. Из дерева они изготовляли дома, каноэ, рабочие инструменты, скульптуру тотемные столбы. Искусство тлинкитов отличаю еще две особенности: многофигурность – механическое соединение разных образов в одном объекте, и полиэйконичность – перетекание, подчас зашифрованный, скрытый мастером плавный переход одного образа в другой.

Проживая в дождливом и туманном климате морского побережья, тлинкиты делали специальные накидки из волокон травы и кедрового лыка, которые напоминали пончо. Они служили надежным укрытием от дождя.

К произведениям монументального искусства принадлежали наскальные рисунки, росписи на тенах домов, тотемные столбы.

Изображения на столбах созданы в стиле, который получил название билатерального (двустороннего). Индейцы Северной Америки применяли для нанесения рисунков на ритуальных предметах, керамике, а также при создании наскальных изображений так называемый скелетный стиль.

И поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в XVII - XVIII вв. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями. В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели Т. Джефферсон (1743 - 1826), Дж. Вашингтон (1732-1799), Б. ...

в природоохранными традициями коренных народов. В частности, в Северной Америке создаются лагеря по национальным традициям. В самой популярной из таких программ, под названием «Открытое заново», дети получают возможность пережить традиции и реальность другого народа. В специальных играх, в процессе обучения народным промыслам под руководством старейшин они не только учатся ценить другое...