Орнаменты индии. Колоритные индийские узоры и орнаменты Цветные индийские узоры и орнаменты

Индийский традиционный орнамент — это буйство цвета и разнообразие форм

Тяга ко всему прекрасному была заложена в каждом человеке с момента сотворения мира. На протяжении веков это отражалось в желании окружать себя прекрасными и изысканными вещицами, особенно, ручной работы. Народные узоры — это неотъемлемая ветвь народного творчества. Именно этнические рисунки в полной мере способны отразить самобытные традиции, дух и характер народа. Особое место в мировой шкатулке бесценного народного искусства занимает индийский орнамент.

Особенности и колорит

Индия — страна контрастов, буйства красок и необыкновенной архитектуры. Но, чтобы окунуться в атмосферу волшебной восточной страны, не обязательно собираться в дальний путь. Именно индийский орнамент отражает то оригинальное великолепие, которым можно украсить, без преувеличения, свою жизнь.

Где можно увидеть индийский орнамент? Это может быть расписная посуда, ткани, стильная одежда. Наиболее часто такие оригинальные узоры используются в традиционном индийском .

Индийские этнические узоры имеют свои особенности:

  • яркие, как все в Индии;
  • все мотивы обязательно наделены особым смыслом;
  • состоят из множества отдельных элементов, филигранно сплетенных между собой.

Как и любой национальный орнамент, индийский несет в себе сакральный смысл

Индийский орнамент — это созвучие красок, эстетики, традиций и религии. Выбирая те или иные узоры, важно знать о тех тайнах, которые они хранят! Всемирно известны следующие виды: «огурец», растительные и геометрические узоры.


Помимо осмысленности каждого элемента, индийский орнамент примечателен и своей красотой

«Огурец» или пейсли

Наиболее известный индийский орнамент — это пейсли (или «огурец»). Коренные жители Индии именуют его «бута». Этот рисунок самый древний из ныне известных, родиной его считается Древнее государство Сасанидов.


Пейсли или бута
Пейсли может быть основным элементом орнамента

Сегодня его истинный символизм наверняка неизвестен, есть только предположения. По одной из версий такие узоры изображают языки пламени, которые олицетворяют жизнь человека. Такой оригинальный рисунок символизирует развитие, динамичность и энергию. Именно поэтому, сегодня свадебные наряды индийских молодоженов обязательно содержат такие мотивы.


Пейсли невероятно популярен не только в Индии, но и в других странах сказочного Востока. Европейцам также пришлась по вкусу утонченная эстетика и самобытность этого оригинального рисунка. Поэтому сегодня не только дизайнеры модной одежды часто используют индийские мотивы в своих коллекциях.

Оригинальный узор в виде огурца популярен в росписи посуды или оформлении интерьеров в восточной стилистике.

Растительные узоры

Так сложилось исторически, что Индия — страна не только волшебная и экзотичная, но еще и много, конфессиональная, то есть, с различным вероисповеданием. Это не могло не отразится на народном творчестве. Растительные узоры особенно популярны в той части страны, где основной религией для жителей является ислам.


Цветочный орнамент нередко украшает сари

Это связанно с тем, что мусульманам запрещено изображать лик Аллаха, людей или животных. Поэтому в этих регионах художники, создавая растительные узоры, оттачивали свое мастерство веками. Наиболее популярный растительный мотив — это изображение лотоса, почитаемого и священного для жителей Индии цветка. Он символизирует творческое начало, мудрость и гармонию. Индийцы искренне веруют, что он обладает волшебной силой исполнять заветные желания.


Изображение лотоса в индийском орнаменте

Кроме лотоса, узоры дополнены изображением плодов манго и граната, цветов гвоздики, пальмы и кипариса. Растительный индийский орнамент в древние времена был для многих единственной формой украшения, сегодня такое прикладное искусство используется повсеместно.


Сочетание различных элементов позволяет создавать красивые и сложные узоры

Индийская геометрия

Наравне с пейсли и изображением цветов и растений, в Индии популярны геометрические узоры. Каждый элемент, вплетенный в индийский орнамент, символичен и имеет свое значение:

  • Линии и углы. Если они соединены в треугольник, который смотрит вверх — это олицетворение огня, мужского начала и силы, если вниз — женский символ милости и воды.
  • Звезда. Такие узоры символизируют божественность и надежду.
  • Квадрат. Он может означать стабильность, свой кров и честность.
  • Восьмиугольник. Популярный элемент, который олицетворяет надежность и защиту.
  • Крест. Популярный символ многих узоров, такой индийский орнамент символизирует источник сил и энергии, кармическую связь между небом и землей.
  • Круги. В индии множество вариаций изображения кругов. Они означают целостность и жизненное развитие. Если круг изображается с языками пламени, тогда индийский орнамент говорит: «то, что неустанно развивается, то производит и порождает!».

Подушка с геометрическим узором — это одновременно и декор, и своего рода оберег

Составляя свои геометрические узоры в индийском стиле, можно использовать несколько элементов, вплетая их в единый рисунок, который наделен мощными свойствами оберега.

Индийский орнамент

Узоры экзотичной Индии неизменно причудливы, оригинальны и символичны. Охарактеризовать индийский орнамент двумя словами невозможно. Это ведь это не только невероятная эстетика, но еще и отражение истории, восприятия мира, традиций и верований самобытного народа.

Не только страна разноцветных красок, но также и многообразия узоров и орнаментов, которые мы можем видеть и в предметах домашнего обихода и в архитектурных формах. Орнаменты Индии отличаются не только графикой, но еще и видами, свойственными для конкретного материала, поэтому я хотела бы рассказать именно об этих особенностях, назовем их типами орнамента, но для начала определимся с рисунком узора.

Виды орнаментов Индии

Испокон веков люди украшали свои жилица и себя самыми привлекательными образами, которые они видели вокруг, поэтому самый наверное популярный вид орнаментов - это растительный узор.

Растительные орнаменты

отличаются в разных регионах Индии и носят некоторые климатические черты. И если в русских узорах мы видем снежинки, то в индийских - изображения цветов и вьющихся растений.
"Пальма первенства" в индийских флоральных орнаментах конечно принадлежит лотосу - символу Индии и наиболее почитаемому цветку и производным от лотоса цветочным мотивам.

Второй по популярности растительный мотив - это плоды манго, далее идут изображения деревьев, все остальные цветы и .
Цветочные мотивы встречаются в Индии повсеместно, однако именно они преобладают в исламском декоративно-прикладном искусстве, по сути дела являясь единственно возможной формой , так как изображения людей и животных в мусульманстве запрещено.

Изображения животных

К числу наиболее любимых индийцами животных относятся , и львы.
Не обделены вниманием также и , здесь можно выделить изображения павлинов с распущенными хвостами и попугаев, которые являются символом благополучия.

Религиозные сюжеты

Очень популярным изображением в орнаментах является символ ОМ (Аум), также используется свастика, атрибуты Богов, такие, например, как тришула (трезубец), дамару (барабанчик), вайшнавский (галочка с точкой посередине).
в декоре одежды наибольшее распространение получили сюжеты с изображением сцен из жизни Кришны или семейство Шивы.


В монументальном искусстве Индии господствуют сцены из махабхараты и орнаменты с изображением мифологических животных, очень популярен яли - полу-лев, полу-дракон.

Геометрические и абстрактные орнаменты

Самый популярный орнамент этого типа - это пейсли - индийский или турецкий огурец - орнамент каплевидной формы с загнутом острым кончиком, часто заполненный изнутри и окруженный другими геометрическими или абстрактными элементами. За ним идут все иные многочисленные завитки, соединенные между собой или заполняющие промежутки между другими фигурами.


Не менее популярны геометрические изображения со стилизованным символом лотоса и солнца.

Конкретный вид орнамента зависит от материала-носителя, который во многом определяет графику в силу присущих ему способов нанесения рисунка, назовем их стилями.

Орнаменты в индийской одежде

Первые впечатления путешественника в Индии - это пестрота и разнообразие декора индийской одежды, давайте посмотрим на нее пристально. Для начала мы обратим внимание на обилие и различия печатных и тканых рисунков, а также вышитых узоров.

кликабельны, можно посмотреть и другие узоры, например, в статье .

Традиционная индийских женщин - сари всегда или как правило имеют орнаментальный бордюр по краю, здесь могут использоваться любые виды орнаментов.
Популярные в силу удобства сальвар или шальвар камизы могут иметь как орнаментальный бордюр так и вышивку с растительными мотивами, а иногда с вшитыми в ткань маленькими круглыми зеркалами, оформленными вышитыми лепестками.
Тканые шали - используют в основном цветочные и мотивы, хотя иногда встречаются символические изображения типа Тадж махала.
Вышитые шали настолько многообразны в зависимости от местности или племенных обычаев, что можно сказать только о преобладании в их дизайне в общем по Индии абстрактных, геометрических и растительных орнаментов.

Мехенди и ранголи


Ранголи - рисунки, высыпанные цветным песком или нарисованные краской перед порогом домов делают обычно геометрическими или астрактными на основе изображения лотоса или солнца в центре, практически как мандалы.
Что касается менди (мехенди), рисунков хной, то здесь также популярны абстрактные и стилизованые цветочные узоры, впрочем возможны любые, вот некоторые образцы .

Яркая и поразительная красота природы Индии нашла свое отражение в различных видах декоративного народного творчества. Однако значительное влияние на индийский орнамент, используемый для декорирования тканей и украшений, мебели и посуды оказала религия, исповедуемая в том или ином регионе этой многонациональной и многоконфессиональной страны.

Растительный орнамент

В той части Индии, где основной религией является ислам, наибольшее распространение, так же, как и в других мусульманских культурах, получили растительный и геометрический орнаменты. Обусловлено это тем, что в этой религии существует запрет на изображение лика Аллаха, людей и животных. Индийские мастера достигли высочайшего уровня мастерства, создавая растительные узоры. Наиболее любимыми и популярными являются священный символизирующий творческое начало, гвоздика и плоды манго, граната. Часто в узоры включают изображения деревьев - пальмы и кипариса.

Так, в северном штате Уттар Прадеш основной индийский орнамент — цветочные гирлянды и медальоны. А также заимствованное из персидской культуры. Подобные орнаменты и узоры наносят не только на предметы быта, ими также украшают стены в домах, декорируют ткани и используют их в традиционном искусстве рисования хной - мехенди. Среди всего разнообразия растительных рисунков следует выделить такой индийский орнамент, как бута, более известный в Европе под названием «пейсли».

«Индийский огурец»

Бута - очень важный символ, означающий в индийской культуре огонь.

Этот узор любим в Индии, широко используется в искусстве и повседневной деятельности. Сари и шали, украшенные разнообразными интерпретациями «турецкого кипариса», как еще называют пейсли, носят женщины всех вероисповеданий. Вопрос о том, где и когда появился этот индийский которого очень популярен в современном мире и украшает мебель, одежду, обувь, бижутерию и другие предметы во многих странах, до сих пор открыт. За первенство Индия и Персия спорят уже несколько столетий. Основу этого узора составляет каплевидная форма с изогнутым кончиком, которая может быть пустой или заполненной изнутри растительными или абстрактными узорами и элементами.

Геометрические узоры

Не менее популярны и широко распространены различные геометрические и орнаменты, среди которых можно выделить «гьясир» — рыбью чешую, «джали» — решетку.

Часто при создании узорных мотивов используются простые линии и углы, треугольники, направленные как вершиной вверх и символизирующие мужское начало, так и вниз - олицетворяющие женское. На тканях можно увидеть квадраты, ромбы и круги, которые могут быть заполнены как геометрическими, так и растительными элементами. Индийский орнамент часто использует шашечный рисунок и мотив свастики как символа божественного огня и солнца. К этой группе узоров можно отнести и религиозные, изображающие обязательные атрибуты богов - трезубцы (тришулы), различные барабанчики (дамары) и такой распространенный ритуальный рисунок, как тилак — галочка с точкой по центру. При декорировании одежды могут выполняться изображения сцен из божественной жизни Ганеши, Шивы и Кришны.

Анималистические изображения

В Центральной Индии и Раджастхане, где большая часть населения исповедует буддизм и индуизм, в декоре используются растительные и геометрические узоры. А также изображения животных, таких как слоны, верблюды и львы, и птиц, как правило, попугаев и павлинов с распущенными хвостами - символизирующих благополучие и процветание.

Следует отметить такую особенность индийского искусства, как натуралистичность и практически полное отсутствие стилизации при создании анималистических узоров и орнаментов.

Индия проявила воздействие на искусство орнамента народностей Востока в то время как пребывала под воздействием Персии. Геометрический орнамент не так популярен в Индии, как в остальных государствах Востока. Во времена Гуптов созревает декоративная манера, обретшая потом обширную популяризацию. Главные декоративные темы того времени: геометрические, имеющие ромбы, а также сферы чередуются линиями а также обрамлены листьями; растительные - лотос, гирлянды, веточный орнамент, ирис, темы водных страшилищ либо полулюдей-полуптиц, сплетающихся с цветочными звеньями. Все орнаментальные темы многообразны, с превосходством округленных изгибистых сплетающихся направлений.

Характерной чертой индийского орнамента принимают склонность к природным сюжетам, а также большое количество деталей. Описания зверей, птиц, расцветок совсем сходны к природе, а также являют не плохое понимание их форм. Индийский орнамент имеет очевидный коверный стиль. В котором все место орнаментального участка плотно насыщено многообразными узорными темами. Орнаменту Индии характерно пристрастие к красочности. Из мотивов попадаются изображения праздничных шествий, а также церемоний, домашние сцены. Орнамент потолков имеет в большей степени природные темы птиц, а также флоры. Основной предмет декора - люди; вещи, а также растения имеют не такую важную значимость.

Индусской керамике присущ геометральный либо животный орнамент, темы которого размещаются фризами на корпусе резервуара. Из украшающих тем (в мебели, на престолах эры Гуптов) попадаются крокодилы, слоны, олени, бараны и прочие звери, олицетворяющие земной шар, воду, а также эфир и др.

В орнаментах индийских материй цветочный узор трактуется близко к персидскому, лишь расцветки конкретнее а также контрастнее. Стилизированная пальма и кипарис - особенно известные орнаментальные темы, декорирующие кашмирские накидки. Лотосы, опушенные листьями,тюльпаны, гвоздика,цветы граната изображаются в веселых, а также слаженных цветах. Сюжет кашмирских шалей создается как правило в контрастах - ясный набросок на черном фоне, и обратно. К примеру, хорошо популярен способ окружения картины на черном фоне ясной каемкой, словно широким ясным контуром. К изображению на ясном фоне кромка делается черной.

В орнаментах индийских материй XVII и XVIII вв. четко наблюдаются остатки иранского влияния: флористический узор с превосходством кипарисной веточки. В индийских вышивках темы были взяты у природы (цветочки и пернатые) либо из писаний и сказаний. Орнамент сари, обычно, был геометральный (квадраты, ромбы, зигзаги), однако время от времени попадаются сари, украшенные пташками.

Индийские узоры поражают воображение. Они привлекают своими затейливыми формами и жизнеутверждающими сюжетами. Почитатели культуры Индии наносят их на кисти и ступни, расписывают ими ткани и создают на основе этих мотивов причудливые аксессуары. Завитушки-пейсли ("огурцы") вдохновляют на создание шедевров самых маститых модных кутюрье. Нередко этот мотив, как и солярники, используется в интерьерном дизайне для изготовления фресок, светильников, мебельной обивки, резьбы. А уж что говорить о тату-искусстве! Самые именитые салоны предлагают миллионы эскизов как для временных, так и для постоянных татуировок, в основе которых лежат удивительные индийские узоры.

Можно с уверенностью сказать, что древнее индийское искусство росписи сегодня переживает очередной период всеобщего обожания.

Мехенди и его история

Мехенди - искусство нанесения на тело рисунков красками, изготовленными из хны. История этой росписи настолько древняя, что уже невозможно точно определить ее точный возраст и прародину. Индусы уверены, что у истоков зарождения стояли их предки арии, причем произошло это не менее пяти тысячелетий назад. И если время возникновения споров среди историков не вызывает, то по поводу места все же есть разногласия. Вероятнее всего, древнее искусство зародилось на территории Древнего Египта, поскольку именно в пользу этой версии свидетельствуют археологические находки. Египтяне окрашивали ступни и ладони умерших хной, полагая, что это облегчит их нелегкое путешествие в загробный мир.

В начале XII веке роспись хной получила повсеместное распространение в Индии. С того момента и началось формирование искусства мехенди в том виде, в котором знаем его и мы. Сегодня же индийские узоры на руках можно увидеть практически в любом конце земли.

Ткани

Для Индии традиционными материалами испокон веков являлись хлопок и шелк. И каким бы ни было влияние запада, сегодня в этой стране не теряют актуальности именно эти материалы. Традиционные индийские узоры используются для вышивки и росписи. Молодежь, конечно, обращает внимание на западную моду, но самые торжественные события в жизни индусы встречают, облачившись в такую же одежду, какую носили их предки много тысяч лет подряд.

Символика

Треугольники и солярные символы, строгие геометрические орнаменты и сплетения лиственных ветвей - символы, лежащие в основе индийского искусства росписи. И роль каждого из этих элементов выходит далеко за границы обычной декоративности. Какие тайны хранят древние индийские узоры? Значение каждого элемента прочно связано с его изображением.

К примеру, соединенные треугольники символизируют единство двух начал: мужского и женского, небесного и земного, отдающего и принимающего.

Свастики, или солярники, - это древние знаки, в которых заключен глубочайший символизм. Они словно описывают ход Солнца по небу, потоки его живительной энергии, дарящей плодородие и здоровье.

Звезды усиливают связь с Божествами, выражают надежду.

Квадраты и ромбы - простейшие символы дома, родного крова.

Обережное значение кругов известно во многих древних культурах, но индусы видят в этом знаке еще более глубокий смысл. Для них окружность - это символ витка жизни. А круг с горящими языками пламени ("пакрити") подразумевает возрождение, рост живительных сил, новое начало.

Основы медитации

Ни один мастер мехенди, ни одна художница по тканям из Индии не станет делать свою работу впопыхах. Индийские узоры в этом плане сходны с японским искусством каллиграфии. Наносятся они неторопливо, в спокойной обстановке. Мастер ограждается от мирской суеты, настраивается на определенный лад, берет в руки свой инструмент и начинает творить. Возможно, именно этому индийские узоры и обязаны своей магической обережной силой...