Отчет о посещении русского музея. Отчет по практике в музее. Работа по хранению экспонатов

Утверждаю:

Директор МБУК «Топчихинский ЦДК»

Дудкина С.Н.

о проделанной работе за 2017 год

МБУК «Топчихинский ЦДК» Топчихинский районный краеведческий музей.

Топчиха 2018

Нормативно-правовая база.

Топчихинский районный краеведческий музей является одним из первых муниципальных музеев Алтайского края вошедших в эксперимент по оптимизации в сфере культуры. В результате краеведческий музей, ранее самостоятельное юридическое лицо, с февраля 2016 года вошёл, как структурное подразделение в состав образовавшегося на базе центрального Дома культуры муниципального культурного центра МБУК «Топчихинский центральный Дом культуры» (МБУК «Топчихинский ЦДК») учредителем которого является Администрация муниципального образования «Топчихинский район». Таким образом, Топчихинский районный краеведческий музей осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом МБУК «Топчихинский ЦДК», и положением о Топчихинском районном краеведческом музее.

В ходе оптимизации музей не изменил своего краеведческого направления, и по прежнему относится к типу краеведческих музеев, в которых сохраняются, изучаются и экспонируются не только предметы и памятники истории и культуры, но так же и предметы природы Топчихинского района. Музей был образован в 1981 году, как музей на общественных началах. В 1986 году он преобразуется в Топчихинский районный краеведческий музей и получает статус районного (несколько позже, муниципального) учреждения культуры. В 2006 году музей передается в качестве филиала в Центральную меж поселенческую (районную) библиотеку МУК «ТМЦБ», в составе которого находился до октября 2009 года. С 15 октября 2009 года музей являлся самостоятельным учреждением культуры с образованием юридического лица. С декабря 2011 года, в соответствии с федеральным законом №83, музей преобразован в муниципальное казённое учреждение культуры, а с февраля 2016 года вошёл как структурное подразделение в состав МБУК «Топчихинский центральный Дом культуры» в составе которого состоит в настоящее время.

Основные показатели работы

Планирование своей работы музей осуществляет по следующим показателям:

— наличие основного фонда

— посещаемость музея

Количество проведенных музеем экскурсий, лекций и массовых мероприятий (оказанных оплачиваемых услуг).

— количество организованных музеем выставок.

Количество экспонируемых предметов из числа предметов основного фонда.

Таким образом, в отчетном году, основной фонд, на период 01.01.2017 года, составил 9770 предметов, что всего на 35 предметов больше чем на тот же период в предыдущем отчетном году. Научно-вспомогательный фонд музея составляет 1397 предметов, что на 30 предметов больше чем в прошлом отчётном году. Столь малое количество поступлений, как основного, так и научно вспомогательного фонда объясняется несколькими причинами. Во первых в отчётном году сотрудниками музея была проведена колоссальная работа по ревизии книги поступлений №1, в которой зафиксированы предметы поступившие в Топчихинский краеведческий музей до 1996 года. Во вторых сотрудники музея стали вести более серьёзную работу по формированию определённых коллекций. Огромное количество времени в отчётном году ушло на освоение переданных музею новых площадей, в том числе и под хранилища. С марта по май 2017 года все силы работников музея были направлены на освоение помещений бывшего филиала Сбербанка, на втором этаже Дома культуры и устранение излишней влажности в хранилищах и экспозиционных залах музея. Только после того как были установлены два мощных кондиционера, работающих на осушение, удалось нормализовать температурно-влажностный режим в помещениях музея.

Посещаемость экспозиций музея (сумма 4 и 7 графы отчетной таблицы 8-НК) за 2017 год составила 4679 человек, что на 1429 человек больше в чем в предыдущем отчетном году. Это объясняется тем, что в течение отчётного года музей работал, и был открыт для посещения в течение всех 247 рабочих дней. Кроме того, постоянные публикации в районной прессе, и тесное сотрудничество с детскими садиками райцентра. Привело к росту не только экскурсионных посещений, но и индивидуальных посещений экспозиций музея. Часто детишки начальной школы и старших и средних групп детского садика, после проведенного в музее мероприятия вели в музей своих друзей, знакомых, родителей. Таким образом, росло число индивидуальных посещений. Так же музей продолжил активное сотрудничество с военным гарнизоном Топчихи. В результате всё молодое пополнение полка РХБЗ и танковой базы посетили музей и познакомились с историей и культурой Топчихинского района. Немало важным явилось и естественное любопытство граждан, желавших посмотреть, как же устроился музей на новом месте, что изменилось в его экспозициях. Определённую роль в увеличении числа посетителей сыграла и разнообразная экспозиционно-выставочная работа музея. В музее были проведены две привозные выставки, что привлекло ту часть потенциальных посетителей, которые посетив один раз музей, были уверены, что всё в нём уже видели. Так же проводимые в течении всего года выставки работ местных умельцев и мастеров разных возрастных групп, от детского сада до пенсионеров, привлекали большое количество индивидуальных посетителей в музей.

В ходе целенаправленного и обоюдовыгодного сотрудничества районного музея с редакцией районной газеты «Наше слово» в районе постоянно поддерживается интерес к краеведению, генеалогии и другим областям знаний связанных с историей и культурой Топчихинского района. Районная газета выходит два раза в неделю, и в каждом номере печатается статья либо по материалам, хранящимся в музее, либо о мероприятиях и иных событиях происходящих в музее. В школах стали чаще задавать задания и различные проекты, связанные с краеведением. Это прослеживается не только в результате возросшей посещаемости, но и в количественном росте пользователей, посетителей краеведческого и музейного сайтов. Посещение их резко возросло с началом учебного года. В третьих постоянно проводимая сотрудниками музея исследовательская работа и оказываемая методическая помощь лицам самостоятельно занимающимся поисковой, или иной краеведческой работой (поиск пропавших без вести и.т.д) позволила привлечь в музей исследователей. Кроме того, пусть с небольшим спадом, но продолжалось в сентябре, октябре и частично в ноябре месяцах сотрудничество с туристическими учреждениями Барнаула. В первую очередь с туристической компанией «Отдыхай», организовавшей доставку в музей более 250 учащихся города Барнаула. Всего же работниками музея, за отчетный период, было охвачено экскурсиями, лекциями, массовыми мероприятиями, то есть оказано платных услуг 10998 жителям и гостям Топчихи и Топчихинского района, что на 547 человек меньше, чем в прошлом отчётном году. Это объясняется тем, что мы не стали учитывать выезды музея по школам и домам культуры района как выставку и лекцию одновременно. Музеем учитывалось только посещение передвижной выставки за пределами музея, а лекция учитывалась в виде экскурсии по передвижной выставке. Нам кажется это не совсем верно, так как тематика выставки и проводимых лекций иногда различались. Но, в целом в году учёт вёлся именно так, и по этому, по концу года вместе с небольшим общим снижением, выявилось достаточно большое снижение количества лекций, и как следствие этого снижение количества слушателей лекций. Всё это отразилось на общем, небольшом снижении. Как и в предыдущие годы, работники музея проводили много мероприятий вне помещения музея, в основном по населённым пунктам района. Работники музея считают, что районный музей должен оправдывать своё название и быть как можно ближе к населению даже самых отдалённых населённых пунктов района. Так, при поддержке заместителя главы администрации по социальным вопросам А.А. Назаренко, удалось осуществить в июне отчётного года поездки с передвижными выставками по 8 отдалённым школам района, где в это время работали детские оздоровительные площадки. Кроме того, музей, вместе с артистами ЦДК с концертной и выставочной программой, посвящённой 80-летию Алтайского края и 85-летию Топчихинского района проехался с выставкой «Прикоснись к истории» по семи населённым пунктам Топчихинского района, наиболее удалённым от Топчихи. Например, за последние 7 лет, музей впервые побывал в заобской части района, в Чаузовском сельском Совете.

Поскольку музей в данное время располагается в здании ЦДК, многие массовые мероприятия проводились совместно с ЦДК, либо с использованием их аудиторий. Например, открытие выставки «национальный, традиционный костюм народов Алтайского края» проходило в большом выставочном зале ЦДК. Особенно плодотворно сотрудничает музей с районной библиотекой. Совместно было проведено несколько крупных мероприятий районного масштаба. Наиболее удавшимся, на мой взгляд, было мероприятие историко-поэтическое «День белых журавлей» посвящённый памяти земляков погибших защищая свою Родину. Кроме того стали уже традиционными участие музея в таких районных мероприятиях как проводы русской зимы, день села, праздничные мероприятии посвящённые празднованию победы над фашизмом, проводимые в местах массовых гуляний, таких как центральный стадион, берёзовая роща, центральная площадь села и.т.д.

В музее, за время его существования сформировался небольшой обменный фонд, состоящий в основном из таких предметов как, настенные и настольные керосиновые светильники, угольные утюги, коромысла, рубели, примусы и керосиновые плиты, гребни и.т.д. В отчётном году работники районного музея активно использовали предметы этого фонда в качестве реквизита в театральных представлениях творческих коллективов центрального районного Дома культуры. А так же различных частных корпоративных мероприятиях краеведческой направленности. Данное сотрудничество, на наш взгляд полезно обеим сторонам. Музей имеет возможность активно демонстрировать предметы старины из собственных фондов, развивая у населения интерес к старине и краеведению, а специалисты ЦДК для своих спектаклей, театральных композиций получают не бутафорские, а подлинные предметы старины в качестве реквизита. В отчётном году, сотрудники музея не только с реквизитом, но и лично участвовали в трёх театральных постановках краеведческого характера. Например, на празднике, посвящённом 80-летию Алтайского края, Сергей Витальевич играл Батюшку Алтая. Так же, сотрудники музея участвовали в театральных и игровых постановках краеведческого характера на дне села, на проводах зимы. В какой-то степени это поддерживает здоровый интерес у населения к краеведению, а значит, работает на увеличение посетителей музея, и на повышение престижа районного музея.

За отчетный период работниками музея было проведено 98 экскурсий по залам и экспозициям музея, что на 19 экскурсий больше чем в прошлом отчётном году. Данное увеличение стало возможно в результате активного сотрудничества музея с сотрудниками ЦДК, Топчихинской Детской школой искусств, расположенной так же в здании ЦДК, районной библиотекой, а так же пятью детскими садами и воинским гарнизоном Топчихи. Так со старшими группами детского сада проводились как театрализованные, так и с использованием слайд фильмов и мультфильмов, мероприятия этнографической и краеведческой направленности. Такие как:

  1. «Русская каша мать наша» об истории приготовления различных каш в русской печи, с экскурсией по экспозиции музея и просмотром сказки.
  2. «История игрушки» с показом коллекции игрушек из фондов музея, экскурсией по выставке «Моя любимая игрушка» и просмотром слайд фильма «Удивительный мир игрушки»
  3. «Космическое путешествие» об истории освоения космоса и роли в этом Топчихи и Топчихинского района.
  4. «Крылатая Россия» о пернатых обитателях Алтайского края и Топчихинского района. И так далее.

Было прочитано 30 лекций, что на много меньше (50) чем в прошлом отчётном году. Это вызвано тем, что мы не стали, возможно, ошибочно, учитывать как лекции те выступления сотрудников музея, которыми сопровождались, помимо экскурсии, передвижные выставки организованные музеем в отчётном году. Наиболее запомнившиеся ребятам темы лекций: «Героям Отечества посвящается» о земляках Героях Советского Союза и Героях России, «По старинным трактам Алтая» об истории Демидовского и Змеиногорского трактов, «Они не пропали без вести», о результатах поисковой работы Топчихинского районного краеведческого музея, «Памяти негаснущая свеча», «Традиции русских мастеров», «Этот удивительный язык орнамента», «История Топчихинского военного гарнизона», «Пернатые друзья» и так далее. Несколько увеличилось и количество массовых мероприятий как организованных непосредственно музеем, так и мероприятий в которых музей принял участие. Если в 2016 году было 42, то в 2017 году их проведено самим музеем, либо музей принял участие, 61 мероприятие. Этот ощутимый рост связан с развитием более тесного сотрудничества с ЦДК.

В течение 2017 года музей не оставлял и исследовательскую деятельность со школьниками. В 2017 году в очередной раз совместно с РАНО и Детско-юношеским центром Топчихи была проведена районная краеведческая конференция школьников. Были заслушаны, выявлены лучшие исследовательские работы по четырём номинациям и рекомендованы для участия в краевых конкурсах, олимпиадах и конференциях в 2018 году. Кроме того жюри конференции дали основательные и очень полезные рекомендации по написанию исследовательских работ. Выдали свои рецензии на предлагаемые исследования. В ходе подготовки к конференции музей оказывал методическую помощь четверым юным исследователям, чьи работы впоследствии, были признаны лучшими в своих номинациях. Руководителем одного из юных исследователей, ставшего дипломантом являлся сотрудник районного краеведческого музея. В 2017 году, подготовленные сотрудниками музея юные исследователи выступили на Краевой историко-краеведческой конференции школьников, и на краевой детской конференции «Будущее Алтая». На конференции «будущее Алтая» юный исследователь Бельчиков Данил, научным руководителем которого являлся заведующий районным краеведческим музеем, получил диплом второй степени, за исследовательскую работу «История военного гарнизона «Топчиха – I». Так же и сам музей в отчётном году принял участие в краевом конкурсе на лучший туристический маршрут военно-патриотической направленности и занял первое место с презентацией туристического маршрута «Топчиха – боевая слава Алтая»

За отчетный период сотрудниками музея было организовано 26 выставок, что на 8 выставку больше чем в 2016 году. В результате 2147 предметов основного фонда музей смог продемонстрировать на данных выставках, что на 138 предметов больше чем в прошлом отчётном году. Из них, 1849 музейных предмета экспонировалось в постоянных экспозициях музея, и 298 предметов в течение года экспонировалось во временных и передвижных тематических выставках. Ежедневно от 70 до 100 посетителей работают с материалами, выставленными на сайте районного краеведческого музея.

Фондовая работа

На протяжении многих лет количество музейных предметов в фондах музея постоянно увеличивается. Правда, в отчетном году основной фонд увеличился только на 35 предметов. Столь малое количество поступлений, как основного, так и научно вспомогательного фонда объясняется несколькими причинами. Во первых в отчётном году сотрудниками музея была проведена колоссальная работа по ревизии книги поступлений №1, в которой зафиксированы предметы, поступившие в Топчихинский краеведческий музей до 1996 года. Во вторых сотрудники музея стали вести более серьёзную работу по формированию определённых коллекций. Огромное количество времени в отчётном году ушло на освоение переданных музею новых площадей, в том числе и под хранилища. С марта по май 2017 года все силы работников музея были направлены на освоение помещений бывшего филиала Сбербанка, на втором этаже Дома культуры и устранение излишней влажности в хранилищах и экспозиционных залах музея. Только после того как были установлены два мощных кондиционера, работающих на осушение, удалось нормализовать температурно-влажностный режим в помещениях музея. Таким образом, работники музея не имели возможности в полной мере заняться работой по комплектованию фондов. Из принятых музеем в течение отчётного года предметов можно отметить спортивные награды и личные вещи олимпийского серебряного призёра, многократного чемпиона мира и Европы по академической гребле топчихинца Переверзева Виктора Михайловича.

Учет и хранение основного и научно-вспомогательного фондов ведется музеем в соответствии с установленными правилами и нормами, хотя имеются некоторые нарушения работа по выявлению и устранению которых в настоящее время ведётся. Для улучшения условий хранения фотографического и документального материала в отчетном году музеем продолжает приобретаться кордонные короба. В отчетном году их было приобретено 8 штук. Приобретено более 1000 бумажных светонепроницаемых конвертов под размеры фотографий 14х18 и 21х30. В течение года шла планомерная работа по оборудованию центрального хранилища на втором этаже здания ЦДК площадью 6 квадратных метров. Это абсолютно изолированное и защищённое помещение бывшей кассы отделения Сбербанка. Стены, двери его бронированы и даже окно из пуленепробиваемого стекла. А так же велась работа по организации производственного помещения, там же, на втором этаже здания (кабинет заведующего музеем и главного хранителя фондов). Оборудована металлическими стеллажами музейная библиотека. Все предметы, поступившие на хранение в музей, вносятся в тематическую картотеку. Так же имеется картотека персоналий и картотека учета предметов и фотодокументальных материалов, относящихся к Великой Отечественной войне.

В течение отчетного года проведены плановые сверки коллекции содержащей драгоценные металлы. Оформлены научные паспорта на предметы коллекции полотенец, а так же работники музея начали переход к системе вторичного учета предметов основного фонда.

В музее хранятся 22 предмета, стоящие на специальном учёте как содержащие драгметаллы, и предметы в которых предположительно содержатся драгоценные металлы, были апробированы в лаборатории Западносибирской инспекции пробирного надзора в 2014 году. Предметы хранятся в несгораемом металлическом сейфе в кабинете заведующего музеем.

В течение всего отчетного периода наблюдалась постоянная востребованность музейных фондов. Ряд музейных предметов использовались на массовых мероприятиях и лекциях в школах Топчихи и района (предметы обменного фонда). Фотодокументальный материал использовался не однократно, в течение года учителями и учащимися для подготовки исследовательских работ и учебных рефератов. Особенно востребованными были материалы по Великой Отечественной войне, по истории политических репрессий и о памятниках истории и культуры в Топчихинском районе. Учителя райцентра и школ района часто используют электронные материалы (презентации тематические) предлагаемые музеем. Так же активизировался интерес населения к вопросам составления родословных, и как следствие этого к фондам музея, к персоналиям родных и близких. Надо сказать, что интерес населения района к краеведению, вопросам генеалогии постоянно возрастает. Это выражается в возрастании количества обращений граждан, как Топчихинского района, так и других регионов Сибири и зарубежья за помощью в проведение генеалогических исследований, и подборке материалов из фондов музея. Обращения поступают из самых отдалённых мест планеты. Из Англии, Австралии, Бельгии, Германии и многих регионов России.

В течение года в музей за уточнением, по хранящимся в музее материалам, судьбы родственников обращалось 165 человек.

Продолжена работа по составлению электронной базы основного и научно-вспомогательного фондов музея. На данный момент оцифрованы 100% фотодокументальных материалов связанных с историей политических репрессий в Топчихинском районе. Завершена оцифровка коллекции фронтовых писем периода Великой Отечественной войны. В настоящее время завершена работа по оформлению коллекции фронтовых писем (оцифровка, печатный набор текста и запись легенды). Продолжена работа по созданию электронной базы фронтовых писем, хранящихся за пределами музея, в школьных, муниципальных музейных комнатах и частных коллекциях. Продолжена работа по оцифровке музейных предметов, не только находящихся в экспозициях, но и из фондов музея. Оцифрованы предметы периода гражданской войны и первой мировой войны. В настоящее время ведётся работа по оцифровке описей и легенд к отснятым материалам.

Подготовлены диски с фотографиями предметов основного фонда по темам с описанием, легендами, а так же презентации, фильмы созданные музеем и при содействии либо участии музея. Данные диски были вручены школам и дома культуры наиболее отдалённых населённых пунктов района.

Температурный и влажностный режим, как в залах, так и хранилищах находится в приделах нормы. Установлено два мощных кондиционера.

В целях сохранности фондов музея с 2011 года в залах музея и хранилищах проведена пожарно-охранная электронная система, выведенная на пульт частного охранного агентства «Сокол» в с. Топчиха.

Экспозиционно-выставочная и

культурно-просветительная работа

В 2015 году музеем проведено 26 выставок, из них 19 выставок проводилось в помещении музея. Столь большое, по сравнению с прошлыми годами, количество выставок проводимых в помещении музея связано не с тем, что пришлось заново воссоздавать 9 стационарных экспозиций, а с тем, что музей в течение всего года мог стабильно, спокойно и плодотворно работать, используя все помещения, и возможности, как свои, так и всего центрального Дома культуры. Кроме того в течение всего отчётного года, по просьбе родителей, воспитателей детских садов, учителей, мастеров декоративно-прикладного искусства работниками музея в выставочном зале музея проведено 6 выставок-конкурсов декоративно-прикладного творчества. Особенностью таких выставок являлось то, что в оформлении, а так же в самой выставке обязательно использовалась часть предметов из фондов музея. Это рисунки, поделки, фотографии, игрушки по теме выставки и.т.д. В течение всего года успешно работал выставочный зал музея. В Отчётном году в нём работали выставки: годовая выставка «2017 — год экологии», 6 выставок-конкурсов декоративно-прикладного творчества, выставки: «Фотоателье прошлого», «60 лет телевидению на Алтае и 80 лет краевому радио» «120 лет народного образования в Топчихинском районе» «Богатство земли Алтайской» об алтайских рудах и минералах. В течение отчётного года музеем при поддержке администрации района и директора ЦДК было организовано 7 выставок, которые были показаны в 15 отдалённых от Топчихи населённых пунктах района. Все выездные, передвижные выставки подготавливались исключительно из фондов музея. В Помещении музея, из 19 выставок, 13 были подготовлены исключительно из фондов музея. Таким образом, большая часть, как долговременных, так и кратковременных переносных выставок в отчетном году проводилось с использованием собственных фондов.

Всего за отчетный 2016 год музеем экспонировалось, во всех формах, как в здании музея, так и за его пределами 2501 предмет основного фонда, из них 2147 предметов экспонировались на выставках и экспозициях, организованных работниками музея, и 354 предмета были представлены в других демонстрационных формах. Из всех демонстрировавшийся предметов, 302 предмета экспонировались впервые. Большее количество охватить на данный период сложно. Это объясняется недостатком кадров. Поскольку, в данном отчётном году музей большое внимания уделял в своей работе исследованиям. При наличии двух сотрудников музея охватить должным образом с положительным ростом все сферы деятельности музея очень трудно.

В течение года музеем создавались, дорабатывались и перерабатывались специальные тематические электронные выставки, в виде слайд фильмов и презентаций на основе имеющихся в фондах музея оцифрованных материалов. Это:

«Имя твое – женщина», «В горах Афгани..», «Приезд Г.С. Титова в Топчиху и Топчихинский район», «Чернобыль – боль моя», «Топчиха вчера, сегодня, завтра», «Они прославили наш район в России и мире», «Героев славных имена», «Заботы женские», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Великое примирение», «дети войны», «Росли деревни как грибы», «Памяти негаснущей свеча», «Они не пропали без вести» и другие. С этими материалами работники музея выступали как на мероприятиях в музее, так и на лекциях в школах Топчихи и Топчихинского района, а так же предоставляли их учителям школ района для самостоятельного использования. Так в течение года было роздано по школам и сельским клубам района 35 презентаций, в основном военно-патриотического характера. Избирательным участкам (выборы в депутаты разных уровней, а так же выборы в молодёжную Думу Топчихинского района).

В 2017 году музей был открыт для посещения 247 дней. В течение отчётного года музей неоднократно, по просьбе туристов, отдельных групп или граждан работал в воскресные дни. С декабря 2012 года музей открыт для посещения 6 дней в неделю, то есть музей работает и в воскресенье. За это время музей посетило 4679 человек, в основном учащиеся школ Топчихи и района, а так же военнослужащие воинского гарнизона Топчихи и туристы из Барнаула и Новоалтайска. Однако посетителями музея были не только жители Алтайского края и Топчихинского района, но и из Новосибирской, Кемеровской, Тюменской области и Магадана. Гостями музея были семьи, приехавшие в Топчиху из Германии, в отпуск, а так же земляки, проживающие в Сиднее Австралия, Брюсселе, Лондоне. Среди посетителей музея были гости из Москвы, Санкт-Петербурга и ближнего зарубежья. В ходе развития сельского туризма музей посетили туристические группы из Павловского, Алейского и Шипуновского, Калманского, Тальменского районов, а так же городов Барнаула и Новоалтайска. В книге отзывов ими оставлены положительные отзывы. На основании записей в книге отзывов и проведённого опроса установлено, что в среднем более 90% посетителей были полностью удовлетворены полученными услугами. В отчетном году работниками музея проведено 98 экскурсий различной тематики для 2997 человек. В первую очередь это обзорные экскурсии по залам музея для групповых посетителей, а так же для солдат воинских частей Топчихинского гарнизона. С 2012 года музей начал сотрудничать с туристическими фирмами города Барнаула, и в частности с фирмами «Сириус тур», «Шестой континент», «Отдыхай» и другие.

В течение года работниками музея было прочитано 30 лекций, которыми было охвачено 897 человек. Тематика лекций весьма разнообразна. Это:

«Трагедия Чернобыля»

«В горах Афгани …»

«Оглянись не во гневе…»

«808 учебный авиационный полк в Топчихе»

«История Топчихинского военного гарнизона»

«Крылья Топчихинского района»

«Знаменитые земляки»

«Великое примирение»

«Героям отечества посвящается»

«Они не пропали без вести»

«…..Забрала меня к себе Чечня»

«История моего села»

и другие.

За 2017 год музеем либо организовано и проведено, либо принято участие в 61 массовом мероприятии (числом участников в 3554 человека). Это такие мероприятия как «День памяти и скорби» посвященный памяти жертв Великой отечественной войны, «Они не пропали без вести», «День музеев», «Грозный — ты боль моя» и другие.

В 2017 году музей продолжил активное сотрудничество с редакцией районной газеты «Наше слово». В течение отчётного периода сотрудниками музея опубликовано в районной прессе 53 статьи краеведческого характера. В течение года велись такие рубрики, как, «Есть такое село на карте района» к юбилею населённых пунктов района, «Познаём родной край» о замечательных, памятных и исторических местах Топчихинского района, «Люди легенды» о выдающихся земляках Топчихинского района. Еженедельно в газете печаталась целая страница материала краеведческого характера под одной из указанных выше рубрик. Многие из них выставлены на сайте музея.

Исследовательская работа

В течение отчетного периода работниками музея проводилась большая исследовательская работа по трём основным направлениям, таким как малоизвестные страницы истории района, разведка археологических памятников на территории Топчихинского района и изучение уже имеющихся предметов основного фонда.

В 2017 году сотрудники музея совершили три многокилометровых велосипедных броска в районы предполагаемого расположения археологических памятников. В результате было открыто и официально зафиксировано 15 новых, ранее не известных, и не учтённых памятника археологии (курганы). В составе исследовательской группы работали вместе с сотрудниками музея учащиеся старших классов школы №2 с. Топчиха и Победимской средней общеобразовательной школы. Под руководством работников музея Д. Бельчиковым, учащимся 11 класса была подготовлена исследовательская работа, которая заняла третье место на районной краеведческой конференции и была рекомендована к выступлению на Краевой историко-краеведческой конференции в Барнауле весной 2018 года.

Работники музея активно поддержали идею создания в Топчихинском районе Бессмертного полка, и на данный момент музеем собран фотографический материал на 275 погибших воинов села Топчиха и Топчихинского района. При поддержке Совета ветеранов и Администрации района было изготовлено 235 фото планшета, для демонстрации на 9 мая. 185 планшетов воинов с. Топчиха хранятся в музее. Более 200 из них были пронесены торжественно по центральной площади райцентра 9 мая 2017 года. Остальные были пронесены на торжественных митингах в сёлах района.

Отрадно отметить, что за отчётный период музей не утратил своей функции сельского исследовательского и консультационного центра всех тех, кто интересуется прошлым своей семьи, своего рода. В музей за помощью и консультациями такого рода за год обратилось более 134 человек. 35 из них проведено уточнение места захоронения погибшего воина, 22 – выданы копии наградных документов погибших или уже умерших воинов. 69 человекам проведено уточнения в плане родословной. В течение года музей, в тесном контакте с районным архивом готовил ответы на множество справочных корреспонденций приходивших в районную Администрацию. Был дан ответ на 16 корреспонденций (в основном по электронной почте).

В отчётном году сотрудники музея совместно с районным отделом образования, администрацией СОШ №1 имени Героя России Д. Ерофеева и администрацией Детско-юношеского центра с. Топчиха провели в ноябре краеведческую конференцию школьников.

Музейная безопасность

В 2010 году, арендатор помещений ЦДК, магазин Форте (хозяин Переверзев С.М.), в которых в настоящее время размещается музей, на свои средства, оборудовал помещения главного зала и фойе (140м.кв.) охранно-пожарной сигнализацией, которая выведена на пульт частного охранного агентства «Сокол». Кроме того, данные помещения указанной площади оборудованы автоматической порошковой системой пожаротушения. Окон в помещении музея нет. Все входы (центральный и два пожарных выхода) оборудованы охранной сигнализацией на размыкание, выведенной на пульт ЧОП «Сокол». В залах и хранилищах музея размещено четыре огнетушителя. В 2016 году утрат экспонатов и музейных предметов основного и научно вспомогательного фондов не обнаружено. Музей имеет один центральный и два запасных, пожарных выхода.

Материально-техническая база

Материально-техническая база музея, состоящая из следующих технических средств:

  1. Диктофон PANASONIK RR – QR 230 EK инвентарный №000000000000009
  2. Видеокамера цифровая SONY DCR-YC 27E инвентарный №000000000000001
  3. Ноутбук Acer Aspire инвентарный №0000000000000010
  4. Телевизор ERISSON-21UF20инвентарный №000000000000002

5.Фотоаппарат «кодак» инвентарный №000000000000007

  1. Персональный компьютер с выходом в интернет.
  2. Мультимедийный проектор с экраном

Доходы музея

Доходы музея состоят из доходов от основных видов уставной деятельности и бюджетного финансирования. Бюджетное финансирование музея идёт вместе с ЦДК. Музей в результате своей основной деятельности заработал 16000 рублей, при сохранении цен на входные билеты по 30 рублей взрослый, 15 рублей детский (с экскурсией). Посещение музея для детей возрастом до 18 лет бесплатно. Каждая третья пятница месяца бесплатный вход в музей для взрослых. Кроме того работники музея не брали плату за мероприятия вне музея, кроме туристических поездок, не брали плату за мероприятия на которые приглашались гости. Это разного рода встречи с интересными людьми, родственниками героев, ветеранами, а так же не брали плату за посещение торжественных мероприятий проводимых в залах музея.

Все средства, заработанные музеем, от продажи входных билетов использованы на проведение мероприятий, а так же на приобретение хозяйственных и канцелярских товаров. Кроме того музей за свои средства приобрёл семь полузакрытых и закрытых витрин а так же заменил панели в главном экспозиционном зале и провёл отделку стен сувенирной лавки.

Кадры

В отчетном году в штате музея по прежнему только два человека. Это заведующий музеем и хранитель музейных предметов.

Музейную деятельность осуществляют два человека, заведующий, имеющий высшее историческое образование, и хранитель музейных предметов, имеющий среднее специальное образование. Уборку помещения музея осуществляет технический работник ЦДК.

Отчёт подготовил Заведующий

Топчихинским районным С.В. Поздин

краеведческим музеем

13 и 25 мая две группы студентов-первокурсников нашего Юридического института под руководством доцента кафедры «Теория права и природоресурсное право» Захаровой В.В. посетили музей МВД. Это было интересное, запоминающееся мероприятие, вызвавшее большой интерес. Данный музей является закрытым для одиночных посетителей, попасть туда можно только по предварительной записи и с экскурсионным обслуживанием.

Наши студенты с интересом познакомились с большой экспозицией оружия, переданного в музей после завершения судебных разбирательств, экскурсовод рассказала о некоторых конкретных уголовных делах, связанных с представленными на стенде образцами. Среди них было и оружие времен Первой и Второй мировых войн, найденное и использованное преступниками. На отдельном стенде собраны разнообразные образцы самодельного оружия.

Студентам показали современное снаряжение бойцов антитеррористических подразделений. Особый интерес вызвали кольчужные перчатки, по которым можно даже рубить топором без ущерба для их владельца. Здесь же нам рассказали о последнем теракте на Красной площади (1995 г.), когда был захвачен в заложники автобус с туристами из Южной Кореи.

Несколько залов посвящено современным средствам экспертной работы. Ребятам показали специальные маски, восстанавливающие внешность убитых по костным останкам в случае, если с момента преступления прошло много времени и предъявить для опознания родственникам можно только восстановленный таким способом объект.

Залы, посвященные разным видам преступлений, также вызвали большой интерес учащихся. Наши экскурсанты обратили особое внимание на способы вскрытия сумок ворами в общественном транспорте, познакомились с различными экономическими преступлениями, в том числе с делом знаменитого фальшивомонетчика Баранова.

Студенты внимательно осмотрели коллекцию предметов, изготовленных заключенными при подготовке побегов, познакомились с разными видами татуировок, ответили на вопросы экскурсовода в зале, посвященном работе сотрудников дорожной полиции. Когда мы перешли в зал, рассказывающий о работе частных охранных агентств, нам продемонстрировали работу сигнализации: огромная плюшевая собака охраняла миску с косточкой и громко лаяла, если кто-то пытался отнять лакомство. Наши студенты проявили упорство и неоднократно пытались похитить кость. Но сигнализация срабатывала.

Поскольку посещение музея происходило сразу после майских праздников, нас повели также и в военные залы, где рассказали о сложнейшей работе сотрудников НКВД в годы Великой Отечественной войны. Большой интерес студентов вызвала специально изобретенная машинка для передачи на расстояния рисунков отпечатков пальцев. Как известно, они являются уникальными для каждого человека и легко позволяют идентифицировать преступника. А передачи их на расстояния понадобилась в связи с эвакуацией на восток страны и невозможностью перевезти все архивы.

Тольяттинский краеведческий музей. В Краеведческом музее нашего города представлена вся история области с древнейших времен до нашего времени. Всего несколько залов, в каждом важный этап развития человека на территории края, остатки культур прошедших эпох.

Наш город возник в XVIII веке, но не на пустом месте. 1000 лет назад на берегу волги они жили здесь небольшие группы охотников и собирателей. Обнаружены останки костей огромных животных - мамонтов, бизонов, носорогов. На них охотились с помощью каменных остроконечников древние люди - неандертальцы.

В экспозицию музея входят несколько залов, посвященных разным периодам в жизни нашего края. Экскурсия в краеведческий музей начинается с самой древней части его экспозиции - историко-археологической. Здесь знакомятся с историей развития всего человечества на примере своего края. Можем осмотреть найденные на территории края древние орудия труда наших далеких предков. Здесь же находятся остатки их оружия, глиняные осколки их посуды, хорошо видно образ жизни древних людей и детали их быта.

Очень много интересных экспонатов в зале, посвященной средним векам нашей истории. Здесь собрано много произведений искусства того времени, портретов, мужской и женской одежды, оружия.

А в соседнем, этнографическом зале можно увидеть нашу национальную одежду и украшения, познакомиться с бытом наших предшественников. Здесь же можно узнать о людях, которые стали гордостью нашего края.

Несколько залов отведено под современные экспозиции и выставки. Отдельный стенд рассказывает о борьбе жителей край с фашистскими захватчиками в годы Второй мировой войны, о людях, погибших в борьбе за свободу своей Родины.

Пензенская областная картинная галерея имени К. Л. Савицкого. В музее широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения крупных пензенских художников.

В настоящее время собрание галереи насчитывает 13 тысяч произведение. Замечательные работы русских и зарубежных художников 17 - 20 столетий. Галерея гордится прекрасной коллекцией работ ученика И. Е. Репина - Ивана Силыча Горюшкина - Сорокопудова. Значительное место в собрании галереи занимает коллекции русского авангарда. В которую входят живопись и графика уроженца пензенской губернии А. В. Лентулова и его товарищей по художественному объединению «Бубновый валет». Коллекции искусства 20-21 веков представляет мастеров отечественного искусства советского периода, а также известных зарубежных художников.

Наибольшую ценность представляет собрание произведений:

  • · Голландских художников XVII века (Схалкен, Остаде, Тенирс Младший и др.)
  • · Французских художников XVII--XIX вв. (Куртуа, Миньяр, Лакмар и др.)
  • · Немецких художников (Винтерхальтер и др.)
  • · Русских авторов XVIII--XX веков (Рокотов, Левицкий, Макаров, Литовченко, Флавицкий, Айвазовский, Боголюбов, Саврасов, Васильев, Шишкин, Ендогуров, Репин, Харламов, Маковский, Милорадович, Савицкий, Иванов, Врубель, Беклемишев, Песков, Горюшкин-Сорокопудов, Лентулов и др.)
  • · Советских художников (Фальк, Петров-Водкин, Самохвалов, Кириллова и др.).

Государственный исторический музей. Крупнейший национальный музей России. Его коллекции формировались более ста лет. Знакомство с экспозицией начинается в величественных парадных сенях, на сводах которых изображено «Родословное древо государей Российских». Первые залы (1-7) посвящены древнейшей истории: развитию человеческой цивилизации в каменном, бронзовом и железных веках. Об эпохе Древнерусского государства повествуют экспонаты следующих семи залов (8-14). Археологические артефакты, письменные и изобразительные памятники, рукописные книги, иконы рассказывают о судьбоносных событиях истории Руси: принятии христианства, феодальной раздробленности, борьбе с иноземными завоевателями. Экспозиция залов 15-21 рассказывает тему становления централизованного государства, расширения его границ. В залах второго этажа разворачивается грандиозная панорама истории Российской империи в 18-19 веках.

Древнерусское государство и Древнерусский город в IX-XII вв - одни из самых интересных залов. Летописная традиция четко фиксирует дату рождения Древнерусского государства - 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории - Древнерусское государство - охватывает время с IX по XII в.

Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX - первой половине XII в.

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, - сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг - Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. На противоположной от входа стене - копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.

Зал украшают две огромные картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И.Семирадским. Каждая из них в живописных образах представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей. Все изображенное на холсте - не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники X в.

Множество залов и экспонатов было так же представлено моему вниманию. Это и «Монгольское нашествие» и «Борьба Руси с иноземными захватчиками», «Ремесло и торговля в XVI-XVII вв.», «Русская Православная Церковь в XVI-XVII вв.» и многие другие.

Отчет о работе школьного музея за 2017 г..

Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

Школьный музей является центром формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви к «Малой Родине», к истории и культуре района, края, страны.

Школьный краеведческий музей - одна из важнейших составляющих развивающей образовательной среды, где возможно решение многих образовательных и социальных проблем.

Школьный музей МКОУ «Олинская средняя общеобразовательная школа» имеет свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» № 13392 от 15.04.2004 г. Основная цель деятельности музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений средствами музейной педагогики.

Задачи :

Организация поисковой работы; сохранение памяти истории школы и села Оля;

Расширение и углубление знаний по истории малой Родины и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения.

Развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы.

Прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.

Проведение на базе музея мероприятий, тематических занятий и экскурсий с использованием экспонатов музея.

Основные направления деятельности музея:

    Поисковая работа.

    Фондовое (организационно-техническое обеспечение).

    Реставрационно-оформительская деятельность:

    Проектно-исследовательская работа.

    Экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа.

Деятельность музея в 2017 году:

В 2017 году работа в школьном музее традиционно велась по этим направлениям, согласно Положению о школьном музее.

Фондовая и поисковая работа.

Пополнение музейного фонда осуществляется в результате поисковой работы.

Основу фондовшкольного краеведческого музея составляют вещественные и письменных и вещественные источники по истории края, около 1000 подлинных экспонатов военного и русского быта, рыбацкого ремесла, фотографии, альбомы и многое другое, собранные школьниками и педагогами.

подготовке к юбилею школы было собрано более 200 фотографий, газетные статьи, около 20-ти грамот и дипломов школы учащихся и педагогов разных времен, журналы, тетради, дневники, предметы пионерской жизни, технические средства для учебного процесса: магнитофоны, проигрыватели, фильмоскопы, и т.д.

В качестве подарков в музей передали миномет, казачью саблю, утварь, предметы военной жизни из Хулхуты и т.д.

Реставрационно-оформительская деятельность :

Собранные экспонаты, материалы используются для написания работ и оформления выставок, стендов и экспозиций.

В мае прошлого года б ыл с нуля оформлен Зал истории Олинской школы.

Были изготовлены 4 стенда и витрина. Реставрирован и выставлен стенд о педагогах- ветеранах.

В новой экспозиции оформлены стенды о выпускниках школы, о школьных традициях и директорах. Совместно с Парфеновой С.Ю. оформлен уголок пионерской организации.

С целью оформления новой экспозиции вместе с учащимися и коллегами пришлось изучить огромную массу архивного материала: были тщательно изучены книги приказов школы с 1953 года, личные дела педагогов – ветеранов, газетные сведения, материалы интервью с учителями и выпускниками школы разных лет и другими краеведческими источниками. В поиске материала для оформления зала истории школы активное участие принял весь коллектив.

В результате впервые за 30 лет была написана история школы. Конечно, это требует доработки и поиска материалов в госархиве, но была проведена очень важная глобальная работа, которая позволит сохранить историю родной школы.

К сожалению, многие события до начала 50-х годов уже стерты из памяти людей и многое восстановить пока не удалось и потребует много сил и времени.

Экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа.

При умелой организации екольный музей должен являться центром героико-патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности. Одним из направлений работы музея является экскурсионно – просветительская работа , т.е. проведение экскурсий, классных часов, встреч, бесед, уроков Мужества и тематических мероприятий для школьников и односельчан.

В 2017 году Тематические классные часы и уроки Мужества к дням воинской славы были проведены в 1 а(швец М.В.), 4 б,7 а, 9-х и 11классах.Кл рук.: Каширская И.В., Бизяева Г.А., Тарасова И.Н., Голованева А.А..

Для гостей школы были проведены обзорные экскурсии.

Каждый сентябрь для пятиклассников в рамках уроков ИЗО проходят экскурсии ««Мир русской Избы».»

Традиционно в музее проводятся экскурсии, приуроченные ко Дню защитника Отечества и Дню Победы по заявке классных руководителей. В этом учебном году были проведены разные формы мероприятий, приуроченных к юбилейным датам и дням воинской славы. В сентябре в 6,7 и 11 классах были проведены беседы «28 армия на Астраханском направлении». Помощь оказала Жигульская Н.И.,

В октябре проведено сельское мероприятие «100 летию октябрьской революции».

В январе для 6-х классов беседа –«900 дней блокады».

В рамках общешкольного плана работы на 3 четверть к 75-летнему юбилею победы в Сталинградской битве, одной из самых судьбоносных дат в истории нашей страны и всего человечества, был проведен цикл мероприятий. Прошли Беседы, уроки, викторины, посвященные подвигу города-героя, были проведены во 2 «а» классе (кл. руководитель Надбитова Г.Б.), 1 б класс (кл.рук. Варфоломеева Т.В.).

Урок мужества «Сталинград: ни шагу назад», проведенный совместно Бизяевой Г.А для учащихся 7а и 6а классов. Учащиеся из обоих классов (вместе с кл. руководителями Евтеевой О.В. и Володиной О.В.) серьезно подготовились к викторине и показали хорошие знания о событиях и героях Сталинградского сражения.

В мероприятиях школьного музея традиционно принимают участие работники культуры села и библиотечной системы района. В этом году планируется еще один районный семинар для библиотекарей района.

Как показывает практика, мероприятия проходят намного интереснее и с большим эффектом, если ребята приходят подготовленными.

Проектно-исследовательская работа .

Результатом поисково-собирательной работы является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных истории Малой Родины, жизни и достижениям земляков, истории школы и жизни педагогов и др.

Юными краеведами были написаны работы:

За год были написаны краеведческие работы, с которыми ребята приняли участие в областных и Всероссийском очных конкурсах.

Всероссийский

Отечество

«Шурочка»

Никитенко Т.

Региональный

Отечество

«Шурочка»

Никитенко Т.

Региональный

Малая Родина моя

Мой дед войну не выбирал

Мардасова Д.

Олинские поисковики

Володина В.

Созвездие славы олинских рыбаков

Попова Диана

Муниципальный

Профессия рыбак уходит в прошлое

Никитенко Т.

Региональный

Отечество-2018

История олинской школы

Попова Диана

Олинская пристань

Володина В.

Операция «Кавказ» на земле обетованной

Мардасова Д.

В таблице указаны только те работы, которые оказались победителями или призерами. Не указаны творческие конкурсы фото, презентаций, видео…

Написание одной исследовательской работы требует много усилий: изучаются архивные документы, проводятся интервью; много времени уходит на правильное оформление работы и на подготовку ее защиты. Но это того стоит: во-первых, эти навыки пригождаются учащимся в будущем, во-вторых, эти материалы пополняют

архив музея и могут использоваться для подготовки проектов, уроков мужества, бесед.

Некоторые материалы печатаются в районной газете «Лиманский вестник».

За прошедший год вышли статьи:

«Испытания и спасение на олинской земле»,

«Питерские потомки Михаила Сороина»,

«Образование школа дает среднее, а воспитание - высшее»,

О мероприятиях и событиях в школьном музее часто упоминается в районной газете и на сайте районного отдела культуры.

Просветительская работа

За 15 лет работы в музее накоплен богатый материал об истории села, односельчанах, история школы… Это очень хорошо, но гораздо важнее, когда все это не лежит мертвым грузом, а активно используется педагогами для воспитательных целей.

На сегодня некоторые педагоги школы активно сотрудничают с музеем и используют его архивы для работы над проектами, исследовательскими и творческими работами: Голованева Т.А., Парфенова С.Ю., Капелина В.С., Алымова Т.И., Лебедева Е.В. и другие.

10-летний опыт работы в составе жюри областного конкурса «Отечество» позволяет мне оказывать педагогам методическую помощь в этом направлении.

Итог.

Самое важное для любого педагога, чтобы семена, посеянные им в душах и умах ребят, проросли и принесли хорошие плоды.

Фгос предполагает прививание детям компетенций, которые могут им пригодиться в будущей жизни.

Некоторые ребята, познавшие вкус поисковой и музееведческой работы продолжают этим заниматься, уходя из стен родной школы. На сегодня в состав регионального поискового движения «Лотос» под руководством Даирова А.А. входит пятеро наших выпускников:

Власов Алексей,

Степанова Алена,

Никитенко Татьяна,

Яковлева Екатерина,

Бабаев Андрей.

Ребята пополнили фонды музея экспонатами с раскопок под Волгоградом и Хулхутой.

Школьный музей поддерживает тесные отношения с музеями края: краеведческим музеем п. Лиман (Лепехина М.Ю.), Музеем Боевой славы г. Астрахань (научный сотрудник Второв А.В.), музей Астраханского колледжа вычислительной техники-Бекмурзаева С.А. т.д.

Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея, способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность.

Проблемы:

Обновление устаревшей материально – технической базы школьного музея и приобретение:

а) специализированных застекленных витрин;

б) светонепроницаемых жалюзей;

в) дополнительных осветительных приборов.

Активизация использования материалов школьного музея по истории села и школы на уроках и внеклассной работе.

Популяризация достижений школьников и деятельности школьного музея в школе и селе.

Продолжить коллективную работу по накоплению материалов о школе и преподавателях с целью издания Книги памяти школы и сборника по истории школы.

Елена Никитина

Никитиной Елены Николаевны (воспитателя МБДОУ №16 ст. Луковской)


оздокскому музею .

Мой музей ! Твои добрые стены

Воскрешают былые века.

Остается память нетленной,

Словно бурная Терек-река.

Ты – хранитель истории края,

И счастливых, и горьких лет.

Мы приходим сюда, узнавая

Чью-то книгу иль чей-то портрет.

О музей ! Собиратель Моздока ,

Ты для нас как родной человек.

Для тебя не отмеряны сроки.

Пусть же долгими будут дороги,

Ну а сердце – юным вовек.

Раиса Ермизина.

15 января 2014 года я в первый раз посетила Моздокский краеведческий музей . Родилась и выросла я в Карачаево-Черкесской республике, тоже богатой своей историей. В Моздоке я живу только 6 лет , поэтому посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы первых жителей г. Моздока и животных , которые обитали и живут до сих пор на территории района.

Удивляют первобытные орудия труда и орудия, сделанные из дерева, камня, металла. Переходя в другой зал, замечаешь смену исторических событий, убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте. Поражает своей массивностью казачий курень,

который был собран по крупицам самими жителями города. Я долго рассматривала все его детали, так как эта тема меня затрагивает больше всего, потому что мои прадеды были казаками. А так как мой дедушка (сейчас ему 90 лет) Ветеран Великой Отечественной войны, от посещения зала на эту тему у меня замирало сердце. И что больше всего понравилось : как грамотно и интересно экскурсовод могла рассказать и донести до посетителей историю каждой вещи .

Под ее рассказы начинаешь замечать, что мысленно представляешь себе историю того или иного предмета. Ловлю себя на том, что переношусь в другое измерение, меняю время действия, теряю ход событий. Начинаю понимать, что у каждого экспоната - своя история, и есть в этом что-то завораживающее.

Хочется поклониться всем живущим ныне ветеранам войны и тыла до самой земли. Они – достояние Моздока .

Таким образом, я совсем не пожалела об этой экскурсии. Думаю, что, посылая воспитателей в подобные места культуры и отдыха, Управление образования способствует не только теоретическому усвоению материала, но и дает возможность (и время) самостоятельно и наглядно ознакомиться с творчеством людей, живших до нас. А это особенно важно в настоящее время, когда интерес к культуре, к сожалению, не очень высок. А краеведческий музей - яркое свидетельство того, что лучшие страницы истории города будут сохранены.