Проблемы в повести очарованный странник таблица. Сюжет и проблематика повести «Очарованный странник. Главные герои и их характеристика

Цели урока: 1) Расширить содержание образа лесковского праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского национального характера. 2)Дать ответ на проблемный вопрос: что есть вера для лесковского героя. 3)Активизировать творческую работу учащихся. 4)Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, интерес к творчеству писателя.


П едагогическая инструментировка: репродукция с портрета Н.С.Лескова(худ.В.Серов); репродукция с портрета Н.С.Лескова(худ.В.Серов); иллюстрации к повести: иллюстрации к повести: портрет Ивана Флягина (худ. И.Глазунов), портрет Груши (худ. И.Глазунов); фотография фрагмента памятника Н.С.Лескову «Очарованный странник»; фотография фрагмента памятника Н.С.Лескову «Очарованный странник»; текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»; текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»; тестовые задания. тестовые задания.


Ход урока Оформление тетрадей. Оформление тетрадей. Словарная работа. Словарная работа. Выявление знания текста методом тестирования. Выявление знания текста методом тестирования. Самостоятельная творческая, исследовательская работа с текстом и научными статьями. Самостоятельная творческая, исследовательская работа с текстом и научными статьями. Итог работы над проблемой урока. Итог работы над проблемой урока.




Словарная работа: Национальный – «народный, или народу свойственный» (В.И.Даль). Национальный – «народный, или народу свойственный» (В.И.Даль). Литературный национальный характер – носитель исторической идеи, которую автор «вложил» в образ своего героя. Литературный национальный характер – носитель исторической идеи, которую автор «вложил» в образ своего героя.






















Задание: Выявите разнородные начала в портретном описании героя – рассказчика и их значение в реализации глубинного смысла повествования. («Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Концева…и заговорил приятным басом с повадкою.» гл.1)


«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому сопутнику … по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого».




Задание: Какие черты характера и навыки Голована проявились в двух следующих эпизодах: 1. «Так и на этот раз:спускаем экипаж… уперся в коренных, которых я дышлом придавил.» (гл.2). 2. «Отодрали меня ужасно жестоко… середь черной морды и сверкают» (гл.3).






Л. Волынский увидел в названии «целое мировоззрение писателя» «Очарование – это мудрая и благостная судьба, которая… ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против неё, она неспешно и незаметно воспитывает у человека божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в сознании. При взаимодействии двух законов – внешнего и внутреннего, механического и идеального – история твёрдо и нерушимо совершает свой путь, ведя людей к спасению.» (религиозная точка зрения)


Н. И.Пруцков пишет:«Вся его жизнь проходит в разнообразных очарованиях,в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно – поэтическое состояние, ещё не пробудившись для сознательной, организованной исторической жизни».


Герой повести, - считает М.Л.Чередникова - «невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви».


Н.Н.Старыгина считает, что «очарованный странник» ещё и потому, что героем владеет страстное желание разгадать тайну бытия, загадку человеческой жизни. Мотив странничества роднит лесковского героя с вечными странниками русской земли, с каликами перехожими, «мужичками – касьянами», паломниками и бродягами».


И.В.Столярова дает несколько толкований эпитета «очарованный». Во –первых, эпитет прежде всего «выявляет артистический склад характера Ивана Северьяныча, поэтому оно часто оказывается тождественной другому определению, которое прилагает к себе сам герой: «восхищенный». В силу поэтической природы души Ивана Северьяныча в контексте многих эпизодов повести оно приобретает метафорическое значение и указывает на свойственную ему чуткость, эстетическую отзывчивость, способность пленяться тем или иным явлением жизни, ощущать притягательность красоты ».


Во – вторых, «очарованный» означает…подвластный чему – то таинственному, чародейному, чудесному, страдающий от наваждения». Так же «использование этого определения в повести связано с той особенностью душевного склада Ивана Северьяныча, которую можно определить как естественный идеализм героя, постоянно порывающегося в область самых высоких духовных стремлений».


Заключительное слово учителя: систематизация и обобщение наблюдений учеников с опорой на материал, данный в предполагаемых ответах учеников с необходимыми дополнениями по плану: 1. Судьба и личность Флягина. Путь героя к праведничеству. 2. Лесковская концепция национального характера и её художественное воплощение в повести. 3. Проблема веры и безверия в повести и её решение.


Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Главный герой повести - Иван Северьяныч Флягин - “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души . Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) - типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем , который сумел преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и сострадание.

С первых же строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он - воин в прямом смысле слова , “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.

Лесков указывает на величие героя, которое сочетается с добродушием, мягкостью, искренностью и наивным восприятием жизни . Автор указывает, что его герой “много повидал на своем веку”, но Флягин - прирожденный философ, человек поживший и мудрый, умеющий спокойно воспринимать и стойко выдерживать все жизненные горести, не только справляясь со своими бедами и проблемами, но и облегчая судьбу других людей.Иван Флягин способен понимать не только людей, но и животных - он обожает лошадей. Чувствуя силу и доброту героя, все тянутся к нему в надежде ощутить его заботу, найти в нем надежную опору и защиту.Физическая сила, выносливость прекрасно сочетаются в Иване Флягине с широтой души, мягкосердечием, но его мягкость вовсе не означает слабоволия и самоуничижения . Иван - гордый человек, обладающий редким чувством собственного достоинства. Он откровенно возмущается тем, что его унизили, заставив на коленях дробить камни, он готов скорее свести счеты с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом. Именно поэтому он не желает мириться с жестокостью и убегает из дома, становясь вечным странником.

Иван Северьяныч, как и многие знакомые читателю былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках “судьбы”, своей истины . Во время скитаний Флягин любуется красотой природы, чувствуя малейшее ее изменение, - он очарован ею. В пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь. Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других (вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков, который является их единственной отрадой и опорой).

С каждым разом герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с монахом, произошедшей в детстве . Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно мучит его. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение страданий окружающих , оказание помощи всем нуждающимся. В этом, по мнению Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни.Героя характеризует жажда жертвенности и сострадания, свойственная Иисусу Христу. “Мне за народ очень помереть хочется”, - говорит сам герой. Во время своих странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее яркой природы, но и мечтой о светлом будущем России и русского народа.

Но, все чаще задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами, Иван Флягин окончательно разочаровывается в жизни, приходит к выводу, что бедам и несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края . Пройдя через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь русский народ и о вечном прощении.

Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лесков

Едва ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием . Писатель умел находить яркие русские характеры, притаившиеся в разных уголках родной страны, людей с обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых к несправедливости и одухотворенных человеколюбием. Он рисовал тех, кто упорно, самоотверженно несет “бремя жизни”, всегда стремится помочь людям и готов постоять за правду-истину.

Его герои находятся далеко от бурных столкновений века . Они живут и действуют в родной глухомани, в русской провинции, чаще всего на периферии общественной жизни . Но это вовсе не означало, что Лесков уходил от современности. Как остро переживал писатель насущные нравственные проблемы! И вместе с тем он был убежден, что человек, который умеет смотреть вперед без боязни и не таять в негодованиях ни на прошлое, ни на настоящее, достоин называться творцом жизни. “Эти люди, - писал он, - стоя в стороне от главного исторического движения... сильнее других делают историю ”.

Наверное, в “Очарованном страннике ”, как ни в каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку . Замечателен весь облик чистосердечного героя: неуемная сила духа, богатырское озорство, неистребимая жизненность и чрезмерность в увлечениях, чуждая умеренности доброде-тельного мещанина и покорной благосмиренности , и широта его души, отзывчивость к чужому горю.

Анализ повести Н.С.Лескова "Несмертельный Голован"

Повесть "Несмертельный Голован" была написана Лесковым в 1880 году.

Эпиграфом к повести служат слова из Евангелия от Иоанна;"Совершенная любовь изгоняет страх ".Смысл эпиграфа остается непонятным до самых последних страниц повести. Лесков интригует читателя историями о богатыре Головане, раскрывая его тайну лишь в залючении произведения.

Начиная повесть словами:"Он сам почти миф, а история его легенда,"автор заявляет о своем герое как о выдающейся личности из народа, способной на такие поступки, дела, чтобы о них помнили и говорили даже после его смерти .Читая повесть, мы знакомимся с описанием главного героя:" В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое...Спокойная и счастливая улыбка не оставляла лица Голована на минуту"... и т.д.Лесков знакомит читателя с подвигами Голована : спасение Аннушки и ребенка от бешеного пса, избавление крестьян от напасти - "пупыруха", показывает необыкновенное трудолюбие героя и почтительное отношение к нему крестьян, да и не только. Ведь сам Ермолов помог ему откупиться от крепостной зависимости и начать жить самостоятельно.

Непонятным народу является лишь "один грех Голована" - Павла, но за это его не судят, а лишь не понимают. Кульминацией повести, на мой взгляд, является появление Фрапешки. Только он один позволяет себе непочтительное отношение к Головану: бьет его, требует деньги, не вызывая гнева, делает его смиренным.

Раскрытие тайн Голована происходит в конце повести, во время встречи автора с бабушкой Александрой Васильевной . Отец Петр открыл ей правду о настоящей праведности и нравственной чистоте человека, которого в народе прозвали "Несмертельным Голованом."

Изображение народной жизни

Глубинное знание народной жизни, глубокое уважение к русскому народу, его обычаям, бедам, радостям делает произведение Лескова патриотичным.Рисуя образ легендарного русского богатыря, выбранного самим народом себе и в утешители, и в советчики, и в избавители от злой напасти, автор тем самым показывает идеал русского человека из народа.

Постоянные заботы и беды русского народа описывает Лесков, не приукрашивая действительности ; "Смерть шла об руку с голодом и друг друга поддерживали. Голодающие побирались у голодающих, больные умирали "борзо", то есть скоро, что крестьянину и выгоднее. Долгих томлений не было, не было слышно и выздоравливающих". Необходимую помощь народ ждет не от бога, не от правительства, а от Голована, которого за его праведность наделяет мифическими качествами . Народ ищет силу, противодействующую злу, в самом себе. И находит ее, потому что не перевелись богатыри в русской земле.

Темный, непросвещенный народ посмеивается над "астрономом" Антоном, издевается, бьет его, признает дурачком. Дружба Голована с Антоном не вызывает насмешек, а лишь придает таинственность образу "народного заступника", который не обидит слабого и всегда придет на помощь в трудную минуту.

Без веры в таких людей невозможно было русскому народу жить. Питая и взращивая таких богатырей, как Голован, русская земля стоит и стоять будет. .

На мой взгляд, праведность Голована состоит во всей его честной, праведной жизни. Никого не обманывая, без хитростей и лукавства, жил Голован, трудился усердно, взращивал своих коров, обеспечивал дворян продуктами высшего достоинства: молоком, сливками, маслом . Не имел себе соперников. Он был прекрасным сыном, братом, заботящимся о своих родственниках. Никогда не отказывал в помощи людям; " умел сводить шелуди и коросту...;вынимал соленым огурцом жар из головы, знал, что травы надо собирать с Ивана до полу- Петра, и отлично "воду показывал", то есть где можно колодец рыть "... , был в народе чем-то вроде нотариуса, потому как слыл справедливым человеком.Утверждается же его праведность, когда снимается завеса тайн с его личности. Все чудеса вокруг этого незаурядного человека объясняются естественными причинами. Ногу резал, потому чумной прыщ вскочил, а от этого другого спасения нет. Был девственником, и с Павлой "жили по любви совершенной...-ангельски".

"Исцеленного Фотея" не выдал по причине совершенной любви к Павле, так как это вовсе и не Фотей был, а беглый солдат Фрапошка - законный муж Павлы. Совершенство Голована на грани святости. Он, " строгостью к себе и снисходительностью к другим достигший высоты совершенного самоотвержения", напоминает Лескову Жильята, героя романа Гюго "Труженики моря".

Сочинение - Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”

Повесть Лескова "Очарованный странник" появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуютли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века.Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что простовлюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы.Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства "предназначенныйдля монастыря" и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшаясудьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что "русскийчеловек может всё". И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгуюжизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности ИванСеверьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грехцерковный не захотел каяться "Очарованный странник" и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. Исказано было ему: "И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты". И, действительно, ничто не давало умереть ИвануСеверьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила "очарованного странника" в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на двеполовинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться вмонастырь, где и назначено было судьбой находится "моленному сыну". Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытаетсяопределить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любвик лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьбана двенадцать лет лишила "очарованного странника" воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч ипроявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой роквсячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалилсянад "странником" и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его отсебя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множествопрофессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, ИванаСеверьяныча ждёт снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот моментпервая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть влюбом её обличи. "Очарованный странник" уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хотького-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим ивидит смерти своих товарищей, снова "очарованный странник" обречён на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, чтоавтор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто "русский человек может всё", потомучто Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать егоправедником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физическогораскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, быв заложником в руках судьбы, но человеческое терпениенебезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч отзлобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехелюдские.

Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он былподщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волнанародного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести "Очарованный странник".

Повесть Лескова "Очарованный странник" появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуют ли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века. Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что просто влюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы. Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства "предназначенный для монастыря" и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшая судьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что "русский человек может всё". И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгую жизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности Иван Северьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грех церковный не захотел каяться "Очарованный странник" и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. И сказано было ему: "И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты". И, действительно, ничто не давало умереть Ивану Северьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила "очарованного странника" в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на две половинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться в монастырь, где и назначено было судьбой находится "моленному сыну". Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытается определить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любви к лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьба на двенадцать лет лишила "очарованного странника" воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч и проявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой рок всячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалился над "странником" и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его от себя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множество профессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, Ивана Северьяныча ждёт снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот момент первая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть в любом её обличии. "Очарованный странник" уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хоть кого-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим и видит смерти своих товарищей, снова "очарованный странник" обречён на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, что автор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто "русский человек может всё", потому что Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать его праведником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физического раскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, был заложником в руках судьбы, но человеческое терпение небезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой - был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч от злобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехи людские.

Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он был подщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волна народного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести "Очарованный странник".

В творчестве Н.С Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более – русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя. В повести «Очарованный странник» Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу.

Уже в самом названии повести намечены две основные темы произведения: тема «очарования» и тема «странничества». Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих. Поэтому «Очарованный странник» в значительной степени восходит и к жанру хождений, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в хождениях велось от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое и, в то же время, пристрастное описание путешествия.

Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения «красоты совершенной». Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце пути «ополчался» воевать.

С Флягиным мы встречаемся во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Рассказчик отмечает сходство Ивана Северьяновича с былинным героем Ильей Муромцем: «Это был огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» Мне кажется, что сравнение героя с богатырем – это своеобразный ключ к понимаю как самого этого образа, так и смысла названия повести.

Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей. Путь странника Флягина – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

По молодости лет в Иване сказывалось озорство и азарт. Он любил лошадей и быструю езду. Сам того не желая, Флягин губит старого монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но монах то и дело является ему во снах. Он донимает героя вопросами, предсказывает его жизненные испытания, которые тому еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от подобных мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Однажды герой спасает своих хозяев от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда их повозка чуть не срывается в пропасть. Особый этап в жизни героя – это воспитание девочки. Здесь показано, что за внешней грубостью Флягина скрыта огромная доброта. Впервые Иван понимает душу другого человека, он испытывает сострадание и привязанность. Когда Флягин сталкивается с матерью девочки, в нем борются противоречивые чувства. Но он принимает решение отдать ребенка матери. В своих поступках герой руководствуется не личными, корыстными симпатиями, а поступает соразмерно чувству долга, совести.

Затем герой попадает в плен на десять лет. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родине и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез, поэтому он всегда стремится к побегу. В плену его угнетает бедность впечатлений. Русская жизнь для героя неизмеримо полнее и богаче духовно. Воспоминание возвращает Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему предоставляется.

Герой добрался до родной земли, но Святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Встреча с Груней духовно возвеличивает Флягина. Здесь наиболее полно выражена тема «очарования». Именно так можно охарактеризовать то состояние, которое переживает герой. Ради любимой Иван Северьянович решается на убийство: он помогает Груне свести счеты с жизнью. Затем герой идет путем послушания. Он меняется с человеком, которого он даже не знает, судьбой. Герой пожалел убитых горем стариков, сыну которых грозила рекрутчина.

Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Флягин становится монахом. Но монашество не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Герой готов пойти на войну: «за народ очень помереть хочется».

Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого у этого простого человека находятся такие пронзительные слова.

Лесков изображает героя как много пережившего и перестрадавшего человека. В нем заключен не только личный, но и огромный народно-исторический опыт суждений о мире. Таким образом, в повести «Очарованный странник» тема странничества заключена в раскрытии образа «очарованного странника» земли русской Ивана Северьяновича Флягина.