Проектные работы по литературе 7. Темы проектов и исследовательских работ по музыке в данном списке учащимся школы предоставляются наиболее интересные для проведения исследования. «Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосе




Задачи проекта по литературе: при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими; при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими; формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия;формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия; научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию;научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию; воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»;воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»; формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека;формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека; формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.


Введение Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.


Лексическое значение слов по Толковому словарю Ожегова: Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживанию других.Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживанию других. Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.


Лексическое значение слов по словарю Ушакова: Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.


Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.


По словарю Ушакова: Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм".Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм". Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"


Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".


По словарю Даля: ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу».ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу». Добро делай, никого не бойся.Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает.От добра худа не бывает. За добро злом не платят.За добро злом не платят.


Словарная работа по словарям синонимов и антонимов: Сочувствие- сострадание Синонимы:Синонимы: Милосердие, доброта, гуманизм. Милосердие, доброта, гуманизм. Антонимы:Антонимы: Равнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостностьРавнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостность


Афоризмы «Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин.«Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин. «Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд.«Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд. «Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье». Плутарх.«Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье». Плутарх. «Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет».«Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет». «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.


Афоризмы «Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон.«Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон. «Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).«Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).


Божьи заповеди: Божье милосердие является основанием для нашего милосердия:Божье милосердие является основанием для нашего милосердия: Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».


Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас: Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас: « Помнящий добро никогда не сотворит зла».« Помнящий добро никогда не сотворит зла».


Из «Евангелия от Матфея»: «Возлюби ближнего твоего…»«Возлюби ближнего твоего…» «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас».«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас». «Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…»«Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…» Ф.Бэкон


Социальный опрос, проведенный учащимися. Тема « Нужны ли сочувствие и сострадание в наши дни?» Предварительная работа: -письменное разрешение родителей на проведение социального опроса; -разрешение администрации школы на проведение опроса Ход работы: опрошено 28 взрослых и 20 детей «Результат: «Да»: «Да»: «Взрослые-28.«Взрослые-28. Дети-18.Дети-18. «Нет»: «Нет»: Взрослые-0.Взрослые-0. Дети-2.Дети-2.


Сочинения-миниатюры (выдержки) Из сочинения Чикиной Елены:Из сочинения Чикиной Елены: «При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».«При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».


Из сочинения Андреевой Л. Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.


Алеша узнал, что Цыганок пытался облегчить ему боль во время порки, подставляя под кнут свою руку. Цыганок просто ответил мальчику, что боль он принял «за любовь», и эта способность к самопожертвованию в мире, где каждый думает только о себе, поразила Алёшу. Цыганок занимал в доме особое место. Он был подкидышем, бабушка воспитала его, как сына. Его любили за весёлый нрав, золотые руки и беззлобный характер. Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком.


Надо уметь прощать Алексей Нескородов Алексей Нескородов Красиво жить не запретишь И с Божьей помощью, быть может, Ты где-то, в чем-то победишь, Я знаю: Бог тебе поможет! Поможет Он тебе любить, Быть добрым, честным и бесстрашным, Добро на всей земле дарить И жить в гармонии, в мире нашем! Я знаю: много есть всего, Чего бы ты хотел увидеть. Я знаю: есть добро и зло, Есть те, кого можно обидеть! Есть те, кто обижал тебя, Весь мир ты можешь упрекать. Поверь: всем надо жить любя. Поверь: надо уметь прощать!


СИТУАЦИИ Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям? Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?


«Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».«Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». Владимир Мономах. Владимир Мономах.


Призыв: Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость, и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка.Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка. «Будь щедрым! Время не забудет хорошим словом помянуть Того, кто сердце отдал людям, Время не забудет хорошим словом помянуть Того, кто сердце отдал людям, Запомни это, щедрым будь!» Петруся Бровка Петруся Бровка Будем же милосердными!Будем же милосердными!

Фильм учащихся 8И класса "Есенин и Лидия Кашина"

В преддверии 120-летия со дня рождения С. А. Есенина мы с ребятами побывали в селе Константиново Рязанской области, посетили дом поэта, дом Лидии Кашиной, литературный музей, посмотрели окрестности. Конечно, сняли видео и решили использовать его для создания небольшой биографической справки на тему: "Есенин и Лидия Кашина". С результатом нашей работы вы можете познакомиться

Фильм учащихся 10И класса "Карабиха"

Проект учащихся 10И класса в виде заочной экскурсии "Карабиха"

Я как-то летом побывала в Карабихе, сняла там видео и сделала фото, а вот ребята написали сценарий экскурсии и смонтировали фильм. Недостаток работы детей - это то, что они не умеют декламировать. Есть над чем работать.

Работа учащейся 11И класса Галынской Карины

Это коллективная работа ребят разных лет

Ниже дан пример оформления лингвистической сказки в форме клипа. Ребята сочинили сказку, потом Степанова Даша нарисовала кадры, их отсканировали, потом записали звук и на звук наложили картинки. Вот фильм и готов! Конечно, тема и так простая, надо бы что-то потруднее.

Не с глаголами. Лингвистическая сказка

Владимир Красно Солнышко. Проектная работа Шестернёнковой К. и Литвиненко А.

"Судьба священника Константина Голубева"

Документальный фильм "Фёдор Недосекин"

Эта проектная работа участвовала в городском конкурсе "Шаг в будущее. Электросталь - 2010". Мы хотели рассказать о человеке, о котором узнали от его внука - Константина Васильевича Владыченского. Фильм наш рассказывает о священнике Богородского края отце Сергии Владыченском. Он был репрессирован, как многие священнослужители в 30 годы. О его судьбе, поведанной нам его внуком, мы и рассказали в этом фильме. Авторы проекта - Симагина Екатерина, Коренкова Нина, Клиншова Ксения. В озвучании фильма помогали учащиеся 11М класса и К. В. Владыченский.

Документальный фильм из цикла "Священники Богородского края" "Отец Сергий Владыченски"

В 2009 году мы отметили 210-летие со дня рождения А. С. Пушкина. В городе проходил конкурс минипроектов "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу". Я предлагаю вам познакомиться с проектом-победителем - видеоклипом "Памяти Пушкина". Над проектом работали учащиеся 7М класса Красотенко Татьяна, Судакова Кира и Кузнецова Екатерина.

МБОУ «Агибаловская СШ»

Творческий проект

по литературе на тему

« Мой любимый литературный герой»

(составление синквейнов)

Выполнили: учащиеся 7 класса

Руководитель: Серегина О.Е

Агибалово

2015 - 2016

СИНКВЕЙН

Синквейн-прием технология развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять».

Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Есть еще несколько определений синквейна.

Синквейн - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1строка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например,

синквейн на тему русской народной сказки

«Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

С синквейном можно работать по-разному.

Вариативность.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн:

Обогащает словарный запас;

Подготавливает к краткому пересказу;

Учит формировать идею (ключевую фразу);

Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

Получается у всех.

Былины

Илья Муромец

Богатырь

Сильный, смелый

Пашет, сражается, защищает

Илья Муромец – защитник земли Русской

Герой

Садко

Гусляр

Красивый, талантливый

Играет, торгует, плавает

Садко играет на гуслях и торгует товаром

Мастер

Микула Селянинович

Пахарь

Сильный, работящий

Пашет, трудится, сражается

Едет воевать за землю-матушку

Богатырь

Синквейн

выполнила ученица 7 класса

Байкова Анна

Древнерусская литература

Владимир Мономах

Князь

Умный, просвещённый

Учит, наставляет, просвещает

Владимир Мономах - древнерусский князь

Киев

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Соловьёв Андрей

Древнерусская литература

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Косачёва Любовь

«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин

Олег

Воин

Смелый, сильный

Воюет, пирует, умирает

Олег не поверил кудеснику и принял смерть от коня

Герой

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Байкова Анна

«Полтава» А.С.Пушкин

Пётр

Карл

Царь

Король

Сильный, смелый

Больной, слабый

Строит, сражается,

побеждает

Сидит, отступает, проигрывает

Один из самых смелых людей

Своего времени

Напал на Россию и проиграл сражение

Победитель

Побеждённый

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Пирожников Тимофей

«Станционный смотритель» А.С.Пушкин

Дуня

Гусар

Самсон Вырин

Девушка

Красавец

Старик

Красивая,

Ветреная

Хитрый,

удалой

Любящий,

заботливый

Помогает,

влюбляется, уезжает

Притворяется,

Увозит, прогоняет

Воспитывает,

любит, ищет

Дуня бросает отца

Забирает Дуню у родного отца

Едет в город, пытаясь найти дочь

Бессовестная

Бесчестен

Жалок

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Соколов Станислав

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М. Ю.Лермонтов

Иван Васильевич

Калашников

Кирибеевич

Алёна Дмитриевна

Царь

Купец

Опричник

Красота

Грозный, могучий

Смелый, удалой

Влюблённый, лживый

Верная, честная

Правит, судит, казнит

Любит, защищает, сражается

Обижает, молчит, сражается

Признается, просит, любит

Вершит судьбы людей

Заступается за честь семьи

Живёт по своим законам

Рассказывает мужу правду и просит защиты

Могущество

Долг

Эгоист

Жена

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Рыбаков Егор

«Тарас Бульба» Н.В.Гоголь

Тарас Бульба

Казак

Сильный, смелый

Любит, защищает, поддерживает

Славный воин своей земли

Герой

Остап

Сын

Смелый, сильный

Сражается, воюет, погибает

Достойный сын своего отца

Доблесть

Андрий

Сын

Умный, слабый

Влюбляется, предаёт, умирает

Выбирает любовь

Романтик

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Русские женщины» Н.А.Некрасов

Жёны декабристов

Женщины

Верные, преданные

Отрекаются, любят, поддерживают

Эти героини олицетворяют самые лучшие женские качества

Сила

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Косачёва Любовь

«Василий Шибанов» А.К.Толстой

Василий Шибанов

Слуга

Верный, мужественный

Передает, выносит, погибает

Образец мужества и стойкости духа

Товарищ

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Тырцев Данила

«Князь Михайло Репнин» А.К.Толстой

Михайло Репнин

Князь

Православный, верующий

Воспротивился, чтит, отказывается

Указывает Ивану Грозному на его недостатки

Смелость

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Тырцев Данила

« Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил » М . Е . Салтыков - Щедрин

Мужик

Генералы

Человек

Ордена

Работящий, умелый

Ленивые, неприспособленные

Кормит, находит, подчиняется

Лежат, мечтают, охают

Русский мужик умеет всё делать

Считают, что за них работать должны другие

Молодец

Позор

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Детство» Л.Н.Толстой

Николенька

Маменька

Отец

Карл Иванович

Наталья Савишна

Мальчик

Любовь

Строгость

Учитель

Няня

Добрый, впечатлительный

Внимательная, ласковая

Далёкий, образованный

Умный, знающий

Добрая, преданная

Учится, мечтает, живёт

Любит, уважает, оберегает

Знает, сидит, понимает

Учит, читает, поучает

Помогает, заботится, любит

Николенька пытается понять себя и окружающий мир

Самый родной человек

Отца надо уважать

Учитель должен быть всегда

Невозможно представить жизнь без няни

Взросление

Счастье

Почёт

Классы

Член семьи

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина

«Цифры» И.А.Бунин

Женя

Дядя

Мама и бабушка

Мальчик

Взрослый

Родные

Маленький, капризный

Умный, строгий

Добрые, безучастные

Просит, настаивает, плачет

Ленится, не хочет баловать, «не слышит»

Любят, скрывают, не жалеют

Ребёнок просил, чтобы взрослые обратили на него внимание

Считает, что это верный подход в воспитании ребёнка

Разве так правильно поступать?

Жалость

Не прав

Недоумение

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина

«Хамелеон» А.П.Чехов

Очумелов

Надзиратель

Грубый, несправедливый

Отбирает, дрожит, заискивает

Меняет свое мнение в зависимости от ситуации

Хамелеон

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Пирожников Тимофей Приезжает, живёт, мечтает

Поёт, слушает, спасает

Учит, злится, ругается

Помогает, работает, танцует

Открыт для всего нового

Самый светлый человек

Сложный персонаж

Окружающие ценили этого человека

Жизнь

Любовь

Одиночество

Иван

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина

« Данко » М . Горький

Данко

Герой

Отважный, сильный духом

Зовёт, спасает, погибает

Такие люди вызывают восхищение

Подвиг

«Челкаш» М.Горький

Челкаш

Вор

Свободный, смелый

Плывёт, любуется, отдаёт

Для него главное быть свободным от всего

Порядочность

Гаврила

Парень

Трусливый, жадный

Боится, трясется, пытается убить

Откуда у простого крестьянина такая жадность?

Презрение

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Необычайное приключение,

бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» В.В.Маяковский

Солнце

Златолобо

Яркое, смелое

Светит, приходит, разговаривает

Светить всегда, светить везде

Предназначение

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Косачёва Любовь

«Хорошее отношение к лошадям»

В.В.Маяковский

Лошадь

Лирический

герой

Толпа

Животное

Участник

Зеваки

Безобидная, трудолюбивая

Добрый, милосердный

Злая, бесчувственная

Упала, лежит, плачет

Жалеет, успокаивает, поддерживает

Ходит, скучает, смеётся

Мы в ответе за тех, кого приручили

Все мы немножко лошади…

Лишена милосердия и сострадания

Ответственность

Человек

Жестокость

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Егорова Юлия

«Юшка» А.Платонов

Юшка

Человек

Нужный, добрый

Работает, живёт, помогает

Я нужен, раз живу на свете

Милосердие

Синквейн

Выполнил ученик 7 класса

Рыбаков Егор

«Кусака» Л.Андреев

Кусака

Собака

Одинокая, безымянная

Сторожит, знакомится, любит

«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми…»?

Тоска

Леля

Девочка

Юная, «добрая»

Скучает, приручает, бросает

«Собака выла…»

Тоска

Синквейн

Выполнила ученица 7 класса

Беляева Карина


Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Гимназия №1

Научно-исследовательская работа

« Морфемные средства выразительности в лирике

Н. А.Некрасова.»

Работу выполнила

ученица 7 Б класса

Уханова Варвара.

Научный руководитель:

Егайлова Н.Е.,

учитель русского языка

и литературы.

Кузнецк, 2013.

Введение.

Я лиру посвятил народу своему…

Н.А.Некрасов.

В начале учебного года, получив новый список для чтения по литературе, прочитала некоторые поэтические произведения Николая Алексеевича Некрасова: поэму « Русские женщины», стихотворения « Крестьянские дети», « Несжатая полоса», « В полном разгаре страда деревенская…», « Тройка»…Поэт, проведший детство в помещичьей усадьбе, переживший голодную юность, не сразу нашедший свой путь в литературе, известен состраданием к измученному крестьянству, тревожными размышлениями о современной ему жизни, пристальным взглядом в будущее- в итоге особым отношением к родине – матушке России, к ее народу, живущему вечным ожиданием счастливой доли, к русской природе, сияющей неброской красотой…

Читая стихи поэта, обнаруживаешь исключительное богатство словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской,- это одна из особенностей русского языка, которая обусловлена развитой системой русского словообразования.

Так предварительно определялась тема исследовательской работы:

« Морфемные средства выразительности в лирике Н.А.Некрасова». Наше исследование посвящено изучению морфемных средств выразительности в поэтических произведениях поэта, включенных в школьную программу.

Объектом исследования являются приставки и суффиксы в лирических произведениях Н.А.Некрасова (« В дороге», « Тройка»,

« Колыбельная песня» , « Песня Еремушке», « Школьник», « В полном разгаре страда деревенская…» , « Железная дорога» и другие.)

Предметом исследования в нашей работе являются выразительные возможности аффиксов- приставок и суффиксов- в лирических текстах поэта Н.А.Некрасова.

Окончательным стимулом для научного исследования стали слова

литературоведа Дмитрия Шеварова: «…сегодня наш народ неполный без Некрасова. Без его совестливой и мужественной поэзии.» Такая точка зрения была принята и нами после прочтения поэтических произведений Н.А.Некрасова.

Тем более, что функционирование отдельных аффиксов в поэзии исследовалось незначительно. Значит, комплексного анализа использования аффиксов в тексте, описания их возможностей в художественных текстах не проводилось, что обусловливает

актуальность нашего исследования.

Научная новизна заключается в том, что мы комплексно исследовали морфемный уровень в лирике Н.А.Некрасова в первый раз, выявляли доминантные средства выразительности.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке и описании основных средств выразительности морфемного уровня, а также мы показываем, как мотивы и темы произведений находят свое выражение в аффиксах и их значениях.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты нашего исследования могут найти свое применение при лингвистическом анализе поэтических текстов.

Цель исследования- описание приемов использования приставок и суффиксов как выразительных средств.

Цель исследования определила конкретные задачи исследования:

- сравнить использование приставок и суффиксов как средств выразительности в поэтических текстах одного автора;

-выделить основные языковые приемы, при которых аффиксы становятся средством выразительности;

-определить доминантные значения самых распространенных приставок и суффиксов;

-выделить основные мотивы, с которыми связано употребление выразительных средств на морфемном уровне.

В связи с этим в центре нашего внимания оказываются стихи, наиболее знакомые массовому читателю. Почему? Тема горькой народной доли для Н.А.Некрасова- ключевая. Своеобразно-гневно и пламенно – автор заставляет нас задуматься о величии труда, о мужестве народа- труженика, его многовековом терпении, обличает отношения господства и подчинения в современном ему государстве. Именно эти мотивы определили место поэта в русской литературе.

Следом выдвигаем гипотезу нашей работы:аффиксы являются одним из ярких индивидуальных средств выразительности поэзии Н.А Некрасова; суффикс имеет больше потенциальных возможностей использоваться в тексте по сравнению с приставкой, что обусловлено самой природой этих аффиксов, их значением и местом в слове.

лингвистический анализ текста, работа с лингвистическими и литературоведческими терминами.

Структура нашей работы включает:

1. Введение.

Причины нашего внимания к теме, к поэзии Н.А.Некрасова, необходимость изучения ресурсов словообразования его лирики.

2.Основная часть.

Комплексный анализ поэтических произведений Н.А.Некрасова.

3.Заключение.

Морфемные средства выразительности лирики Н.А.Некрасова как индивидуально-авторский феномен, возможности его осмысления.

4.Дополнение к сказанному.

Дальнейшие открытия – впереди!

2. Основная часть. .

Философско-лирический художественный мир Н.А.Некрасова раскрывается перед нами в его поэтических произведениях.

Заглавие стихов звучит всегда простои одновременно емко:

« Тройка», « Несжатая полоса», « В дороге»…В заглавии отражены

отличается исключительным богатством словообразовательных

ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это

обусловлено развитой системой русского словообразования,

продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам

разнообразные стилистические оттенки, и функционально-

стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных

Словообразование вызывает стилистический интерес в следую-

щих случаях:

    если слово мотивированное слово приобретает стилистическую окраску, несвойственному мотивирующему:

дочурка(уменьш.-ласк.)-дочь; инженерша(прост.)-инженер;

    если аффиксация способствует функционально-

стилевой закрепленности слова: потребовать(общеоупотр.)-

востребовать(офиц.-делов.); шитье-пошив(спец.); гречиха-

Гречка(разг.);

3)если особенности словообразования ограничивают сферу

использования слов, которые употребляются лишь в диалектах

или получают профессиональный либо жаргонный оттенок:

земляника- земляница(диал.); свистеть- свистать(всех наверх)

    если особенности словообразования становятся причиной архаизации слова, уступающего свое место в активном лексическом запасе синониму с иными аффиксами: дерзостный(уст.)-дерзкий; грузинец(армяне, грузинцы, черкесы, персиане теснились на площади)-грузин;

    если словообразование используется как источник речевой экспрессии при создании окказионализмов: широкошумные

(дубравы)(П.); блиноед(Ч.); прозаседавшиеся(М.)

Важно подчеркнуть, что стилистический интерес представляет

лишь синхронное словообразование, так как отражает соотносительность мотивированных и мотивирующих основ,

а стилистическая оценка требует четкого восприятия словообразовательной структуры интересующего нас слова.

Остановимся более подробно на стилистических ресурсах словообразования, используемых в лирике Н.А.Некрасова.

В художественной речи сложилась давняя традиция стилистического использования слов с аффиксами субъективной оценки. Обращение писателей к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и условности литературных стилей и методов.

На заре российской словесности, в 18 веке, слова « умалельные»

и « увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля

и употребление их, согласно теории трех штилей М.В.Ломоносова, было возможно лишь в « подлых» жанрах

(баснях, сатирах, комедиях).Причем обращение к оценочной лексике не отражало эмоционального отношения автора к предмету описания:

Под землю ты заключен,

Жить бы нам в домишке;

Да и ползаешь всегда только по землишке.(Н.)

Новым шагом в освоении стилистических ресурсов русского

словообразования был отбор «нежных», «чувствительных» слов писателями –сентименталистами, создавшими вокруг оценочной лексики особый ореол «приятности»: « Восходящее светило дня пробудило все творение:рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки.»(Н.Кар.)

Лингвистическая полемика начала19 века привела к переоценке

уменьшительно-ласкательных слов, многократно повторявшихся в слоге.Это дало повод к переосмыслению. Писатели отразили уже во второй половине 19 века стилистическое использование слов с суффиксами, свойственное разговорной живой речи.

Н.А.Некрасов показал искусное применение слов с суффиксами субъективной оценки для достижения народно-поэтического звучания речи. Рассмотрим одно из ключевых стихотворений поэта.

«Тройка» -первая у Некрасова обобщенная картина крестьянской женской «доли» и первый эскиз народного женского образа. Это произведение стало русской песней, вошло в фольклор, что свидетельствует о его глубокой народности. Однако за исключением одной этнографической детали («алая лента.... в волосах») и одного фразеологического клише («сырая могила») в стихотворении нет предметных и словесных примет устной народной поэзии. Соответствия фольклорным канонам обнаруживаются скорее в сюжетно-композиционном рисунке «Тройки», основой которого стало противопоставление девичества и замужества.

В поисках способов изображения народной жизни Некрасов не мог, и тем более поначалу, не опираться на ее фольклорные образы и в данном случае использовал устно-поэтический мотив в качестве одного из средств типизации своей картины. Фольклорные истоки сюжетно-композиционного плана «Тройки» подчеркивались и традиционно-народными образами «веселых подруг» героини (здесь характерно уже произошедшее отделение героини от своего девического круга), а затем нелюбимого мужа и злой свекрови.

Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням. О стереотипности поэтического образа тройки Некрасов хорошо знал. Между тем поэт вновь обратился к уже исчерпанному, казалось бы, мотиву, рассчитывая на заложенные в нем национально-демократические оттенки, а также на возможности его обновления социальной темой: близость традиционной поэтичности способствовала поэтическому освоению таких областей действительности, которые раньше поэтизации не поддавались и были лирике недоступны. Образно-стилистический ряд стихотворения позволяет воспринимать его как песенно-романсовое произведение; однако романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и ее сердечной «тревоги». Романтические мотивы народной лирики переплетались здесь с любовной темой, также решенной Некрасовым в традициях романтизма, но только сложившихся на поздних этапах его литературной истории, во второй половине 1830-х гг.

В центре первой - романсовой - части стихотворения - портретное описание героини: .... Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных, как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь. ,.

Данный фрагмент всецело воспроизводит стилевую атмосферу позднеромантической лирики. Экзотичность образа, его яркая» «жгучая» цветовая живописность, своеобразный максимализм словесных приемов-все эти художественные черты выдавали в авторе «Тройки» поэта, прошедшего школу романтизма 1830-х гг. ; в дальнейшем они были чужды главным тенденциям его поэтики и даже уже чужды поэтике второй части самой «Тройки».

Стихотворение «Тройка» монологично, и все романтические элементы его стиля принадлежат одному голосу автора. Задумав создать женский народный образ, Некрасов еще не знал иных возможностей его поэтического оформления, кроме приемов любовной лирики, а это повлекло за собой и всю ее новейшую поэтику. Поэтика приведенных нами строк стихотворения-это романтическое наследство, воспринятое Некрасовым в годы его вступления в литературу с одной стороны, патетическое- «Взгляд один чернобровой дикарки, / Полный чар, зажигающих кровь»; с другой -почти «галантерейное»: «Вьется алая лента игриво» и «Смотрит бойко лукавый глазок».

Романтическая литература создала устойчивую и повторяющуюся у разных авторов типологию женских характеров и обликов: различались два типа идеальной красавицы: восточная женщина с черными глазами и прекрасная христианка, голубоглазая и светловолосая. Оба этих образа осуществляли видение безусловной красоты и женственности. В высокой литературной культуре раннего романтизма восточный и европейский женские типы выступали зачастую равноправно, отражая трагическую неразрешимость романтического философского конфликта, сохраняя в себе, как Зарема и Мария в «Бахчисарайском фонтане» Пушкина, все большое содержание этого конфликта.

Женский образ «Тройки» был обязан своим поэтическим оформлением именно этой позднеромантической ориенталистике. Черные, «как ночь», волосы, черные брови, смуглее лицо-все это характерные черты романтического портрета восточной красавицы, и добавление в этот экзотический облик «алой ленты» также не противоречит литературным обычаям романтизма: поэзия 1820-1830-х гг. не раз использовала наружные приметы восточного женского типа в качестве портретных характеристик русских или украинских героинь (Мария в пушкинской «Полтаве»). В поэтическом описании некрасовской крестьянки мелькнул даже отголосок философского контекста, окружавшего некогда у романтиков образ восточной женщины и со временем утраченного: «дикарка».

Формирование некрасовской поэтики в 1840-е гг. сопровождалось, как и становление творческого метода многих других писателей этой эпохи, резким отказом от романтизма.

После «Тройки» мы не найдем у Некрасова романтического женского образа, выступающего в функции образа народного. Судьба романтического женского типа в некрасовской поэзии отражает один из значительных процессов ее эволюции: из универсальной системы средств художественного освоения жизни романтическая поэтика постепенно превращается у Некрасова в частный прием с ограниченной сферой применения. Эта эволюционная линия, прослеживаемая на протяжении всего творческого пути поэта, в известной мере была задана уже его лирикой, созданной в 1840-е гг. , и стихотворение «Тройка» помимо того что давало представление о последних вспышках некрасовского романтизма, предсказывало также и пути его преобразования в позднейшей поэтической работе Некрасова. Уже здесь замысел поэта не уместился в рамки романтического образа, и этот последний был продолжен, как бы надстроен образом иного литературного родства: Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть....

Этот второй сюжет стихотворения, развертывающий перспективу жизни крестьянской девушки, резко контрастирует с первым, что сразу и отражается на стиле. Говоря о столкновении романтической и натуралистической поэтики в стихотворении «Тройка», следует, однако, подчеркнуть, что этим мы вовсе не ставим под сомнение цельность я единство созданного в нем народного образа. Складываясь из художественных элементов разной природы, .образ некрасовской героини при этом един, и единство это обусловливается характером авторского взгляда на нее, взгляда, уже увидевшего в народе первооснову национального бытия, но пока еще стороннего, не проникнутого органикой народного миросозерцания, в известном смысле меряющего народную жизнь ценностями социально чуждого ей сознания.

Натуралистическую характерность социального плана «Тройки» обнаруживает такой стилистический признак, как прозаизмы. Будучи лексикой с ослабленным, а в отдельных случаях и исключенным эстетическим значением, прозаизмы не определили всего стилистического качества «Тройки», но образовали в ее тексте Натуралистический отрезок, отличающийся прежде всего недиффиренцированностыо, неопосредованностью, первичностью жизненного материала. Здесь сказалось, конечно, не намерение поэта нарисовать отталкивающие образы народной жизни; скорее слышны отзвуки долго державшихся в литературе понятий, согласно которым народный быт не обладал эстетическим потенциалом. Некрасов боролся с этими представлениями, и уже в «Тройке» ставилась задача их преодоления, однако практически творческое ее решение давалось не вдруг.

Подойдя к огромной и лишь первоначально затронутой предшественниками проблеме поэтического изображения народной жизни во всей ее целостности, Некрасов сразу начал искать возможностей эстетического освещения своего предмета. Поэт располагал эстетическими фондами фольклора, с одной стороны, и романтической литературой-с другой. И пользовался ими. Вместе с тем он не мог не сознавать и невозможности распространения этих методов на весь новый материал; оставалась еще реальная действительность, сквозь которую не пробивался свет готовых традиций и художественное освоение которой возможно было поначалу лишь средствами прямого натуралистического слепка. Стихотворение «Тройка» и отразило драматизм данной творческой ситуации поэта, уже нашедшего свое содержание, но еще не создавшего единого метода художественного воплощения разных его сторон. Эстетическое преображение народной жизни предстало в «Тройке» как соединение нагой «натуры» с той эстетикой, которую можно было почерпнуть из запаса художественных традиций, однако в этом соединении сохранялся заметный стык, проза и поэзия стояли рядом, но друг друга еще не ассимилировали, соседствовали, но не давали синтеза. Весь дальнейший поэтический путь Некрасова стал путем к органическому единству этих найденных в «Тройке» граней образа народного мира. Зрелый Некрасов изображает уже не поэзию и не прозу народной жизни, но поэзию ее прозы, открывая высокое в том, что до него представлялось низким.

Все сказанное менее всего означает, что «Тройка» - не достигнувший своей цели эксперимент начинавшего свой творческий путь поэта. Без «Тройки» было бы невозможно появление некрасовского эпоса. Романтические стороны женского образа «Тройки», обособившись, отошли к дворянским героиням поэта, принцип сочетания идеальных и бытовых характеристик, впервые примененный Некрасовым в «Тройке», лег в основу его будущих женских народных образов, образов крестьянок со «взглядом цариц». Видимой границы между идеальным и бытовым обликом крестьянской женщины здесь уже нет, идеал естественно растет из быта и не противопоставляется ему, но для того, чтобы это поэтическое открытие состоялось, необходима была первоначальная антитеза «Тройки», уместившаяся, однако, в объем одного образа.

О героине «Тройки» можно сказать и большее. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.

3. Заключение

Таким образом, мы убеждаемся в ходе нашего исследования, что аффиксы являются одним из ярких индивидуально-авторских средств выразительности в поэзии Н.А.Некрасова, самым распространенным приемом является употребление суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, суффиксов с народным разговорным значением, что связывает части стихотворения со смыслу, структурно. Можно утверждать, что степень понимания стихотворения зависит от познания языкового мастерства по –настоящему яркого, самобытного поэта, речь которого –это не только способ выражения мыслей, но и своеобразный продукт получения сведений о ценностных ориентациях народа, его духовных идеалах.

Выводы, сделанные нами в исследовании, нельзя назвать исчерпывающими, но тем не менее, следует отметить, что получен интересный и достаточно обширный материал, который может быть полезен для других и ими использован.

Список литературы.

    Н.А.Некрасов. Стихотворения и поэмы.М.,» Советская Россия», 1984.

2.Газета « Первое сентября. Литература». 2002, №85; 2008, №8,2008, №9,2008, №17.

3.Ожегов С.И.Словарь русского языка: Ок.57000слов/Под ред.Чл.-корр.АН СССРН.Ю.Шведовой-20-е изд.-М.:Рус.яз.1998.

4. Брусенская Л,А. Учебный словарь лингвистических терминов/ Л.А.Брусенская,Г.Ф.Гаврилова, Н.В.Малычева.- Ростов н/Д: Феникс,2005.

  • Выполнили учащиеся 7 класса:

  • Андреева Любовь,

  • Афанасьева Кристина,

  • Чикина Елена.

  • Руководитель: учитель литературы

  • Давыдова М.А.

Эпиграф

  • Пока мы боль чужую чувствуем,

  • Пока живёт в нас сострадание,

  • Пока мечтаем мы и буйствуем,

  • Есть в нашей жизни оправдание.


Задачи проекта по литературе:

  • при помощи художественной литературы ориентировать участников образовательного процесса на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими;

  • формировать представления о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия;

  • научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию;

  • воспитывать ответственность «за тех, кого приручили»;

  • формировать у учащихся представление о милосердии как величайшей ценности культуры и духовного развития человека;

  • формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.


Введение

    Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества Неких подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата Некие смогли сохранить, пожалуй, самое важное человеческое качество - милосердие.


Лексическое значение слов по Толковому словарю Ожегова:

  • Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживанию других.

  • Сострадание -жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.


Лексическое значение слов по словарю Ушакова:

    Все формы слова "милосердие" и производные от него -- МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСЕРДНЫЙ, МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ, МИЛОСЕРДЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, МИЛОСТИВЕЦ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ -- снабжены пометкой "устар.", что означает устаревшее слово, редко используемое в современном языке, вероятно, чаще всего в связи с историей. Эта пометка "устаревший" делится на два вида -- "книжн. устар." и "простореч. устар.". Первый вид означает устаревшее слово, употребляемое только в книжном: в литературном, в научном или церковном языках. Второй вид означает устаревшее слово, когда-то бытовавшее в живом разговорном нелитературном языке, ныне же устаревшее и неупотребляемое или малоупотребимое.


    Что касается слова "гуманность", то все словоформы слова humanus, переводимого с древней латыни словом "человеческий", имеют пометку "книжн.". Это означает, что слова ГУМАНИЗМ, ГУМАНИСТ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННОСТЬ, ГУМАННЫЙ -- удел книжников: литераторов, публицистов и ученых, философов или историков. Это означает, что слова "гуманизм", "гуманист", "гуманность" или "гуманный" в живом разговорном языке редко кто употребляет.


По словарю Ушакова:

  • Но нас должно обнадеживать существование в русском языке эквивалента слову "гуманизм".

  • Это "человечность". "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, человечности, мн.ч.нет, ж.р. Отвлеч.сущ. -- к человечный, -- гуманность, человеческое отношение к окружающим… ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, человечная, человечное; человечен, человечна, человечно. Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человечный поступок. Человечное отношение…"


    Есть также в русском языке и слово "добро", как источник и "человечности", и "милосердия". Это вселяет оптимизм, так как в словаре Ушакова эти фундаментальные этические понятия не снабжены пометками "книжное" или "устаревшее". Там так и написано: "ДОБРО, добра, мн.ч. нет, ср. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.".


По словарю Даля:

  • ДОБРО -- В духовном значении «благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу».

  • Добро делай, никого не бойся.

  • От добра худа не бывает.

  • За добро злом не платят.


Словарная работа по словарям синонимов и антонимов:

  • Сочувствие- сострадание

  • Синонимы:

  • Милосердие, доброта, гуманизм.

  • Антонимы:

  • Равнодушие, жестокость, бездуховность, безразличие, тщеславие, эгоизм, безжалостность


Произведения, изученные по теме в 7–ом классе: М.Горький «Детство». Л.Андреев «Кусака». В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Ф. Абрамов «О чем плачут лошади». А.Платонов «Юшка». Е.Носов «Кукла».


Афоризмы

  • «Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота…» М.Пришвин.

  • «Добродетель- есть не что иное, как красота духовная». Ф.Чесгерфилд.

  • «Сострадание -есть горе о чужом несчастье, зависть -есть горе о чужом счастье» . Плутарх.

  • «Помоги, раздели беду –и твоя не так давить будет».

  • «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц.


Афоризмы

  • «Чем достойней человек, тем большему числу существ он сочувствует». «Милосердие…не бывает чрезмерным.» Ф.Бэкон.

  • «Сочувствие- неважная милостыня». «Милосердие украшает сильного» (Индийское изречение).


Божьи заповеди:

  • Божье милосердие является основанием для нашего милосердия:

  • Милосердие – признак мудрости, сходящей свыше: Иаков 3:17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ».

  • Милосердие – признак истинной любви (Агапе): 1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует , любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ».

  • Милосердие – плод Святого Духа: Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие , вера, кротость, воздержание ».


  • Мы не рождаемся милосердными, но мы можем таковыми стать, если позволим Господу Богу совершить в нас работу по преображению нашего характера. Посему Слово Божье призывает нас:

  • « Помнящий добро никогда не сотворит зла».


Из «Евангелия от Матфея»:

  • «Возлюби ближнего твоего…»

  • «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика Ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде Вас».

  • «Смотрите: не творите милостыню вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного…»


Социальный опрос, проведенный учащимися. Тема «Нужны ли сочувствие и сострадание в наши дни?» Предварительная работа: -письменное разрешение родителей на проведение социального опроса; -разрешение администрации школы на проведение опроса Ход работы: опрошено 28 взрослых и 20 детей «Результат:

  • «Да»:

  • «Взрослые-28.

  • Дети-18.


Сочинения-миниатюры (выдержки)

  • Из сочинения Чикиной Елены:

  • «При жизни у Юшки не было даже имени. Его обижали все: и взрослые, и дети. Его считали низшим существом, а он полагал, что люди так выражают свою любовь к нему. Когда он умер, люди еще больше ожесточились. И теперь вражда и ненависть поселились в их домах -не на ком стало вымещать свою злобу. Его любовь к людям, к природе была без границ».Таких, как Юшка, я называю: «Люди с большим сердцем».


Из сочинения Афанасьевой К.


Из сочинения Андреевой Л.

    Самым близким человеком для Алёши была его бабушка, темные глаза которой, «улыбаясь, изливали на всех греющий душу свет». Лозунгом всей её жизни были слова: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы поглядите, как хорошо-то всё!» До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, сказала всё во круг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моемо, самым понятным и дорогим человеком – это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Одним из самых запоминающихся героев повести М.Горького «детство» является Цыганок.


    Алеша узнал, что Цыганок пытался облегчить ему боль во время порки, подставляя под кнут свою руку. Цыганок просто ответил мальчику, что боль он принял «за любовь», и эта способность к самопожертвованию в мире, где каждый думает только о себе, поразила Алёшу. Цыганок занимал в доме особое место. Он был подкидышем, бабушка воспитала его, как сына. Его любили за весёлый нрав, золотые руки и беззлобный характер. Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком.


Иллюстрации к обложке книг


Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: «КТО ЖЕСТОК С ЖТВОТНЫМИ, ТОТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ» А.ШОПЕНГАУЭР

  • «Кусака»


«Кусака»

  • «Кусака»


Надо уметь прощать

  • Алексей Нескородов

  • Красиво жить не запретишь И с Божьей помощью, быть может, Ты где-то, в чем-то победишь, Я знаю: Бог тебе поможет!

  • Поможет Он тебе любить, Быть добрым, честным и бесстрашным, Добро на всей земле дарить И жить в гармонии, в мире нашем!

  • Я знаю: много есть всего, Чего бы ты хотел увидеть. Я знаю: есть добро и зло, Есть те, кого можно обидеть!

  • Есть те, кто обижал тебя, Весь мир ты можешь упрекать. Поверь: всем надо жить любя. Поверь: надо уметь прощать!


СИТУАЦИИ

  • Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

  • Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?

  • А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

  • Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?


  • «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».

  • Владимир Мономах.


Призыв: