Сценарий для детей про виды искусства. Сценарий праздника "в мир творчества мы открываем дверь". На сцену выходят артисты, выносят большие зеркала

Сценарий классного часа по теме «Знатоки искусства»

Приветствие. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе. И сегодня мы с вами продолжим говорить о великих русских художниках и их живописных полотнах, которыми мы не перестаем восхищаться. Сочные натюрморты, подсвеченные солнцем восхитительные пейзажи, легкие прозрачные картины маринистов... Русская живопись заняла достойное место в мировой культуре. Ее признанные мастера дарят нам возможность испытать незабываемое приключение в мире живописи!

Вот и сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир прекрасного, мир красок, линий, света и тени, мир музыки и поэтического слова, в мир красоты. Наше путешествие мы проведем в форме игры – конкурса под названием «Знатоки русской живописи». Эта игра – не простое развлечение. Во-первых, она поможет вам понять, насколько глубоки ваши познания в этой области, позволит узнать много новых интересных фактов из истории русской живописи; во-вторых,она покажет, как вы умеете рассуждать, делать выводы, слаженно действовать в команде, общаться друг с другом и доводить начатое дело до конца. Судить конкурс будет многоуважаемое жюри, которое правильнее будет называть художественным советом. Итак, члены художественного совета, приглашаем вас занять свои места: (представление членов жюри).

Для начала нам необходимо разделиться на команды. Сделать это нам помогут разноцветные жетончики. Вам нужно взять карточку и занять место за соответствующим столиком. (2 мин). Итак, все команды заняли свои места, самое время огласить правила игры. (оглашение правил игры).

Ну, что же, я вижу, что все готово к началу увлекательной игры. Итак, мы начинаем.

1 раунд. Разминка. (1вопрос-1балл)

1. Произведение искусства, написанное красками. (Картина)

2.Закончите цитату, используя одно слово: французский живописец Жан Батист Симеон Шарден сказал: "Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими. Пользуются красками, но пишут …….(чувствами)."

3. Основа из прочной ткани для живописи. (Холст)

4.Выдающееся произведение знаменитого мастера. (Шедевр)

5. Вид изобразительного искусства, произведения которого выполнены любыми красками. (Живопись)

Ребята, вы, конечно же, помните о том, что существуют определенные жанры живописи.

6. О каком из них идет речь? (1ответ-1балл)

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется (Пейзаж)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или сок в большом графине,

Или вазу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это (Натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька- твой сосед,-

Обязательно картина

Называется (Портрет)

Мы с вами вспомнили только 3 жанра живописи.

7. Назовите остальные жанры живописи (1жанр-1балл-)

(исторический, бытовой, батальный, сказочно-мифологический, анималистический, маринистический)

8. Где хранятся картины? (Художественный музей, картинная галерея)

9. Назовите музеи/ картинные галереи, в которых хранятся полотна выдающихся русских живописцев. (1 ответ – 1 балл) (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея)

Ну, что же, ребята, вы не плохо поработали. Давайте попросим наш художественный совет огласить итоги конкурса «Разминка». (жюри оглашают результаты 1 раунда)

2 раунд.

Ребята, в предыдущем раунде мы с вами назвали крупнейшие музеи и картинные галереи, где собраны величайшие творения русских художников. Любой желающий может посетить их и насладиться произведениями, ставшие классикой мировой живописи. Однако еще в 19 веке лучшие творения художников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж.

Московский купец Павел Михайлович Третьяков, человек широко образованный, страстный коллекционер, на протяжении многих лет тщательно и любовно собирал картины русских художников. Он говорил «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран. Пора и нам иметь такой же». В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам. В 1892 году Третьяков осуществил свою заветную мечту - передал собранную им богатую коллекцию в дар Москве. К этому времени его собрание насчитывало около 2000 картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.

Сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию в Третьяковскую галерею, после которой вам предстоит преодолеть испытания второго раунда. (просмотр видеоролика)

Наша экскурсия подошла к концу. Мы увели полотна составляющие золотой фонд Третьяковки.

Сейчас вам услышите описание некоторых из них. Ваша задача – догадаться, о какой картине идет речь, и назвать ее автора. (1+1 балл за каждую картину).

1.«Раннее летнее утро. В сосновом густом лесу прохладно и тихо. На траве роса. Поднимается беловатый туман. Небо слегка краснеет, кажется, вот-вот загорится. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Кажется, что они задевают своими кривыми и раскидистыми ветвями солнце. Чаща густая и не проходимая. Некоторые сосны лежат на земле, сбитые грозой. На сломленном дереве кувыркаются два неуклюжих медвежонка. Третий стоит на дереве, смотрит куда-то вдаль. Мать охраняет своих малышей, ей не нравятся их игры, и она и рычит.

(И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»)

Это интересно: По результатам проведенного социологического опроса эта картина является второй по популярности в России, уступая лишь васнецовским "Богатырям". Предполагается, что ее "сюжет" подсказал автору передвижник К. Савицкий. Он же написал медведей. Более того, первоначально на картине стояло две подписи - Шишкина и Савицкого, но П. Третьяков, купивший эту работу, снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина.

2.Темные воды узкого ручейка, через который перебегает по мостику девочка, несущая на спине своего маленького брата. Позади ребят уходящий к горизонту лес, в который они ходили за грибами. Ненадежный мостик слегка прогибается под ногами девочки. Белокурый мальчик боязливо обхватывает шею сестры руками. Она поддерживает его за ноги, прижимает их к себе, не давая брату упасть. В глазах детей испуг. Девочка с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Ветер треплет ее светлые волосы и платок. Еще чуть-чуть и начнется ливень.

(Константин Маковский "Дети, бегущие от грозы")

3.Утро. Молодая девушка подъезжает к подъезду дома, восседая на вороной лошади. Скакун, разгоряченный ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака лает, кружась под ногами коня. Маленькая девочка, одетая в розовое платьице и зеленые туфельки, выбегает встречать ее и восхищенно смотрит на свою старшую сестру.

(Карл Брюллов, «Всадница»)

4. На фоне осенних полей изображена группа охотников. Пожилой охотник (по-видимому, из бедных дворян) рассказывает о своих неимоверных охотничьих успехах, как барон Мюнхгаузен. Глаза его горят, он напряжен, заметно, что он вкладывает всю душу в свой рассказ, скорее всего, преувеличивая случившееся. Второй же, одетый с иголочки молодой охотник, внимательно слушает, веря его каждому слову. доверчиво, с большим интересом слушает его - по выражению его лица можно предположить, что он искренне верит рассказчику. Сдвинув набекрень шляпу, недоверчиво почесывает за ухом и ухмыляется крестьянин, полулежащий в центре.

(Василий Перов. Охотники на привале.)

Ну, что же, ребята, закончился второй раунд. Давайте попросим наш художественный совет огласить его итоги. (жюри оглашают результаты 2 раунда)

3 раунд.

Название картины. Жанр. Анаграммы. (Слайд 8) гиперссылки на словах.

Название картины . (Слайд 11) гиперссылки на цифрах.

1) К. Брюллов « Последний день Помпеи» (Слайд 20) управление стрелочкой

2) А. Иванов « Явление Христа народу» (Слайд 21) управление стрелочкой

3) И. Крамской « Христос в пустыне» (Слайд 22) управление стрелочкой

1) Р. Решетников « Опять двойка» бытовой жанр (Слайд 36) управление стрелочкой

2) В. Васнецов « Богатыри» исторический жанр (Слайд 38) управление стрелочкой

3) Н. Ге «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» мифологический жанр (Слайд 37) управление стрелочкой

1) Натюрморт (Слайд 46) управление стрелочкой

2) Портрет (Слайд 47) управление стрелочкой

3) Пейзаж (Слайд 45) управление стрелочкой

1) « Бурлаки на Волге» И. Репин (Слайд 23) управление стрелочкой

2) «Боярыня Морозова» В. Суриков (Слайд 24) управление стрелочкой

3) « Утро Стрелецкой казни» В. Суриков (Слайд 25) управление стрелочкой

Фрагмент какой картины? (Слайд 18) гиперссылки на цифрах.

1) В. Суриков «Боярыня Морозова» (Слайд 27) управление стрелочкой

2) И. Репин «Бурлаки на Волге» (Слайд 28) управление стрелочкой

3) К. Брюллов « Последний день Помпеи» (Слайд 29) управление стрелочкой

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

1) А. Рублев « Троица» (Слайд 39) управление стрелочкой

2) А. Рублев « Богоматерь Владимирская» (Слайд 40) управление стрелочкой

3) А. Рублев «Вознесение» (Слайд 41) управление стрелочкой

5 раунд.

Черный квадрат. Красный квадрат. Кот в мешке. (Слайд 10) гиперссылки на изображении.

Черный квадрат. (Слайд 14) гиперссылки на цифрах.

1) В. Перов «Тройка» собака (Слайд 30) управление стрелочкой

2) П. Федотов «Сватовство майора» кошка (Слайд 31) управление стрелочкой

3) В. Поленов «Московский дворик» лошадь (Слайд 32) управление стрелочкой

Красный квадрат. (Слайд 15) гиперссылки на цифрах.

1) В. Васнецов « Витязь на распутье» ворон (Слайд 33) управление стрелочкой

2) А. Саврасов грачи (Слайд 34) управление стрелочкой

3) В. Васнецов « После побоища Игоря Святославовича с половцами» орлы стервятники (Слайд 35) управление стрелочкой

Кот в мешке. (Слайд 16) гиперссылки на цифрах.

1) Сколько человек изображено на картине В. Васнецова « Иван – царевич на сером волке»? двое (Слайд 42) управление стрелочкой

2) Сколько человек изображено на картине Р. Решетникова « Опять двойка» четверо (Слайд 43) управление стрелочкой

3) Сколько человек изображено на картине И. Репина « Бурлаки на Волге» одиннадцать (Слайд 44) управление стрелочкой

Подведение итогов. Объявление результатов по количеству набранных баллов командами. Поздравление победителей, награждение. (Слайд48)

На этом наша игра окончена, спасибо!

В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов важную роль играет просветительская деятельность.

Видеолекторий “Искусство” обладает широкими возможностями не только приобщения студентов к шедеврам мировой художественной культуры, но и закладывает практические умения и навыки в проведении внеклассной работы в школе. В интересной увлекательной форме происходит развитие студентов средствами художественной культуры и осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников. К сожалению, нельзя пройти мимо такого факта, что у нашей молодежи нет особой тяги к художественной культуре, искусству. Из-за этого их духовный мир скудеет, а пустоту в нем заполняет пошлость, безнравственность. Возникают проблемы наркомании, алкоголизма и т.д. Именно поэтому учитель начальных классов как никто другой должен осознать важность той работы, начатой в семье, детском саду по развитию духовности детей через приобщение их к миру художественной культуры и искусству.

Что такое искусство, какова его роль в жизни человека, будущего учителя. Именно с этих вопросов мы начинаем введение в художественную культуру.

Цель мероприятия – учебно-просветительская. В увлекательной форме познакомить с историей создания коллекций одного из величайших музеев мира – Эрмитажа. В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть сущность искусства как средства воспитания и духовного обогащения личности будущих учителей.
  2. Систематизировать знания студентов по истории создания и значения Эрмитажа для мировой культуры.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к просветительской работе в единстве с эстетической потребностью личности.

Развивающие:

  • развивать практические умения и навыки в проведении просветительской работы, способности к осуществлению эстетического воспитания в школе.

План подготовки заседания видеолектория “Искусство”

  1. Подготовить презентацию.
  2. Подготовить материал по истории создания Эрмитажа.
  3. Подобрать поэтический материал, цитаты по искусству.
  4. Подготовить выставку литературы по истории Эрмитажа.

Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
от наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже, что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
О.Тарутин

Очередное заседание видеолектория “Искусство” посвящено 245-летию со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

В этом учебном году работа видеолектория связана с юбилейными датами величайших музеев мира: Лондонской национальной галерее исполняется 185 лет, национальный музей живописи и скульптуры “Прадо” в Испании отметил свое 190-летие со времени создания, старейший и крупнейший в России театральный музей им. А.А. Бахрушина в Москве перешагнул свой 115-летний рубеж, и, наконец, 245 лет со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

Искусство – одно из самых удивительных созданий человечества. Оно отражает действительность как некую жизненную целостность. Так же целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.

Приведем цитаты об искусстве, выбранные студентами. Каждый студент выбрал из множества цитат одну, созвучную его мыслям об искусстве.

  1. Прямое назначение искусства –быть фактором эволюции интеллекта.
    (Павел Филонов).
  2. Искусство – не роскошь. Это великая радость жизни, ее вода, ее краски, ее аромат…
    (Александр Бенуа).
  3. Искусство – не забава и не развлечение, а способ высшей беседы с природой”
    (Кузьма Петров-Водкин).
  4. Искусство обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Но сколько бы искусство не раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени”.
    (Александр Дайнека)
  5. В том-то признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью”.
    (Ф. Достоевский).
  6. Только искусство делает человека человеком”.
    (К.Коровин).
  7. Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание”.
    (Огюст Роден)
  8. Красота спасет мир”.
    (Ф. Достоевский).
  9. Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
    (М.Горький).
  10. Искусство есть одно из средств единения людей.
    (Л.Толстой).

Звучит стих Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”.

Искусство отражает действительность, а т.к. действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, дизайн.

Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, “раскрывать истину в чувственной форме”.

Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.

В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.

Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.

Пространственные, или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Пространственные, или пластические” искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).

Но кроме искусств, пространственных и временных существуют искусства, которые опираются на синтез искусств (слова, звука и изображения). Их называют пространственно-временными, или смешанными, или синтетическими. К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, цветомузыка, TV, дизайн).

Важными в искусстве являются понятия “художник”, “творчество”, “произведения искусства”.

Роль художника в искусстве огромна. Слово “художник” имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину.

В широком смысле художник – это творческая личность, мастер своего дела, искусник. Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство.

Произведения искусства создаются в мастерских, а живут они в музеях. Какие же бывают музеи?

Музеи бывают разные: художественные, литературные, музыкальные, исторические, политехнические… Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т.е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного и архитектуры.

В нашей стране и за границей много художественных музеев. У нас в городе несколько музеев: Национальный музей, музей Востока, литературный музей. В любой музейной композиции экспонаты – предметы, выставленные для обозрения, – систематизированы по хронологии и национальным школам. Такая тематическая подборка и систематизация экспонатов называется экспозицией . В музеях устраиваются и вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

(Идет демонстрация презентации).

Коллекции художественных музеев тоже различны. В одних музеях собрано искусство своего народа , или национальное искусство прошлого и настоящего . Например, таковыми являются коллекции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге . Другие музеи хранят искусство разных стран мира, т.е. зарубежное искусство . Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

(Идет демонстрация презентации).

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов. Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества. Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени” . Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Как и когда возникли музеи? Слово “музей” произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях и дворцах правителей.

В средние века – в церквах и монастырях. Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли художественные галереи – специальные помещения для хранения картин. Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем (т.е. музеем, взятым на попечительство и под охрану государства) стал Британский музей в Лондоне. В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен, Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

На Руси богатейшие собрания произведений искусства хранились в церквах, соборах и монастырях. С ХVII века появляются частные коллекции, принадлежавшие царям и боярам.

Первым русским публичным музеем была Кунсткамера (от немецкого слова kunsthammetr) в Петербурге, созданная Петром I в 1714 году. Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром. Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы (295 лет со дня основания).

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить). Анфилада последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

(Идет демонстрация презентации).

Итак, наше знакомство с одним из крупнейших и наиболее посещаемых музеем мира Эрмитаж начинается. Государственный Эрмитаж является музеем мировой культуры и хранит около 3млн. памятников различных эпох, цивилизаций, народов. В Эрмитаже 6 отделов: первобытной культуры, культуры искусства античности, культуры искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Эрмитаж занимает 5 дворцовых зданий, образующих великолепный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Невы. Экспонаты Эрмитажа занимают 400 залов . Коллекцию Эрмитажа можно сравнить с айсбергом, вершина которого – залы экспозиции, а более мощная. Подводная часть айсберга – его запасники, куда посетителей не пускают и где хранятся богатейшие коллекции живописи, пластики, нумизматики. Начало формирования фондов музея относится к ХVIII веку, когда русская императрица Елизавета Петровна повелела возвести Зимний дворец. Грандиозные двухсотметровые здания в стиле барокко (елизаветинское барокко) с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет (1754–1762 г). В 1762 году Екатерина II отвела несколько комнат Зимнего дворца под собственный “ермитаж” – уединение в 1764 году. (Эта дата считается временем основания Эрмитажа). Императрица приобрела 225 картин западноевропейских мастеров. Среди них – Франса Хальса, Джорджоне. Большим увлечением Екатерины II была глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням – и книги. Основанная ею библиотека – 38000 томов.

(Идет демонстрация презентации).

Императорское собрание росло очень быстро и вскоре для коллекции было построено специальное здание – Малый Эрмитаж или “Ломотов павильон” – по имени архитектора Ж-Б. Валлен-Даламота (1764–1767). С дальнейшим ростом коллекции к малому Эрмитажу примкнул Старый Эрмитаж (второй Эрмитаж) архитектора Ю.М. Фельтена (1771–1787). В каждом из трех зданий воплотились стили ХVIIIв. – барокко (Зимний дворец), классицизм (Малый Эрмитаж) и ампир (Старый Эрмитаж). Ансамбль из 3-х дворцовых построек, расположенных вдоль берега Невы, был завершен зданием театра (архитектор Кваренги ) (1783–1787). Повторяя архитектуру апартаментов Папы римского в Ватикане, Кваренги возвел и корпус Лоджий Рафаэля . Здесь были размещены копии с фресок Рафаэля, выполненные русскими мастерами в технике масляной живописи на холсте.

Последнее (пятое) здание было построено уже в ХIХ веке по проекту баварского архитектора Лео Кленце . Это новый Эрмитаж (1839–1852 г). В 1852 году в нем открылся для всеобщего обозрения “императорский Музеум”. Подъезд нового Эрмитажа украсили десять статуй атлантов, державших на своих плечах кровлю портика. Эти замечательные статуи из монолитного гранита выполнил русский скульптор Иван Теребнев .

Императорский музей занимал лишь помещения Нового Эрмитажа. Современная же экспозиция размещается в залах Малого, Старого и Нового Эрмитажа, а также Зимнего дворца , составляющих вместе с Эрмитажным театром единый комплекс музейных зданий.

(Сопровождается демонстрацией презентации).

Общество сосредотачивает в музеях мудрость красоты, ибо она связывает живых и давно ушедших, оставивших в произведениях свои размышления о жизни, свое понимание самого главного в жизни, свое понимание красоты. Образуется общая память. Общие мысли, общая красота. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа. Вот почему государство, общество, отдельные люди или их сообщества собирают произведения искусства, передавая его на вечную жизнь в художественный музей.

Вопросы и задания

  1. Какие музеи вы знаете?
  2. Объясните происхождение слова “музей”.
  3. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?
  4. Чем отличается музей от галереи?
  5. Какие отечественные художественные музеи вы знаете?
  6. Какие крупные зарубежные художественные музеи вы можете назвать?
  7. Скажите, в каких музеях вы были?
  8. Что в переводе с французского означает слово “эрмитаж”?
  9. Кто спроектировал здание Зимнего дворца?
  10. Назови первый русский публичный музей.
  11. Как назывался излюбленный тип расположения музейных залов в России?
  12. Проверьте себя, знаете ли вы значения новых слов: “экспонаты”, “экспозиция”, “вернисаж”, “коллекция”, “анфилада”?

Литература

  1. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 224 с.
  2. Веснин С. Эрмитаж. Прогулка по залам и галереям/ С. Веснин, С. Кудрявцева, Пашкова Т. – СПб., Издательство П-2, 2006. – 143 с.
  3. Суслов В.А. и др. Государственный Эрмитаж и история его коллекций/ В.А Суслов, Щукин М.Б., Ходза Е.Н., Линник И.В. – М.: Советский художник, 1991. – 371 с.
  4. Шварц В. Ленинград. Художественные памятники/ В. Шварц. – Ленинград, Искусство, 1966. – 398 с.

Сценарий праздничного мероприятия, посвященного Дню культработников России и Международному дню театра

Играет музыка, кулисы открываются, на сцене полное затемнение

Разговор за кадром

Мельпомена – Ты спишь? Ты спишь, Дом искусства, дорогой?

ДИ – Что?

Мельпомена – Я спрашиваю, ты спишь? Почему ты не отвечаешь?

ДИ – Мельпомена, это ты? Ну, как я могу тебе ответить, если я сплю.

Мельпомена – Извини!

ДИ – Ты что-то хотела?

Мельпомена – Сегодня особенная ночь. А завтра в твоем доме необычный день. Вся культура района будет у тебя в гостях. Завтра, твой день.

Потихоньку бьется сердце

ДИ – Мельпомена, ты слышишь, бьется сердце?!

Мельпомена – Да, слышу, а чье это сердце?

ДИ – Это сердце сцены!

Мельпомена – Ты опять играешь в создателя?

ДИ – Вся наша жизнь – игра…

Мельпомена – … а люди в ней актеры. Я знаю. Давай лучше посмотрим не ее рождение!

Включается приглушенный свет. На сцене появляется скрипачка. Девочки танцуют с тканями белыми. В конце танца луч света падает на качели, на которых сиди девочка-сцена, девочки подходят к ней, подают ей руку, чтобы она спустилась и убегают.

Сцена – Где это я? Кто я?

ДИ – Ты, наше детище, я твой создатель. Дом искусства.

Мельпомена – А я твоя покровительница – Мельпомена.

Сцена – А кто я такая?

Мельпомена – Ты сцена! Ты само воплощение искусства и творчества!

Сцена – Значит, я кому то нужна?

ДИ – Нам нужна твоя сила. Ведь только ты, можешь соединить вещи, которые, соединить не каждому под силу.

Мельпомена – Художника и декорации, танцора и постановку.

ДИ – Режиссера и сценарий, артиста и грим, книгу и читателя.

Мельпомена – Культуру и театр.

ДИ – именно ты, сцена, можешь соединить всех, чтобы я - твой создатель Дом искусства, жил.

Мельпомена – А я, Мельпомена, твоя покровительница, была счастлива.

Сцена – Хорошо, я все сделаю, но боюсь одной мне не справиться.

ДИ – У тебя будет самый мудрый, самый дружный, самый талантливый коллектив, коллектив культработников, работников библиотек, режиссеров и актеров Бейского района.

Играет торжественная музыка, включается полный свет, на экране слайды.

Мельпомена – Знакомься! Вот она, радуга талантов Бейской земли!

фиолетовой тканью.

ДИ – Наши маленькие звездочки – детские творческие коллективы учреждений культуры Бейского района.

Музыка меняется, на сцену выбегают девочки с синей тканью.

Мельпомена – Самые пластичные, изящные – хореографические коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

голубую тканью.

ДИ – Самые волнующие, самые завораживающие – театральные коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Меняется музыка, на сцену выбегают девочки с зеленой тканью.

Мельпомена – Самые талантливые, самые яркие – народные творческие коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Играет музыка, на сцену выбегают девочки с желтый тканью.

ДИ – Самые звонкие, самые прекрасные – вокальные коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Меняется музыка, на сцену выбегают девочки с оранжевой тканью.

Мельпомена – Наши самые искристые звездочки – музыкальные коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Играет музыка, на сцену выбегают девочки с красной тканью.

ДИ – Самые начитанные, умные и коммуникабельные –коллектив Библиотек Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Мельпомена – Вот такая у нас в районе, большая, яркая и прекрасная радуга талантов.

Девочки поднимают все ткани вверх. Звучат фанфары и аплодисменты.

Включается полное световое и лазерное освещение.

    Песня «Гимн культработников»

Ведущий – Приветствуем Вас мы от чистого сердца
Звучат пожеланья и искренность в нем.
Сейчас мы откроем волшебную дверцу
И праздником светлым наполнится дом.
Ведущая – Пускай только музыка властвует в зале
И песни как струны звучат серебром,
Отправим проблемы в далекие дали
И души наполним теплом и добром.
Ведущий – Прекрасные, добрые милые люди,
Для вас мы на сцене готовы творить,
Чтоб праздник удался – стесняться не будем,

Нашу работу, нельзя не любить!

Фанфары

Ведущий – Добрый день, дамы и господа!

Ведущая – Здравствуйте уважаемые зрители и гости сегодняшнего праздника!

Ведущий – Мы рады приветствовать вас в Районном Бейском Доме культуры!

Ведущая – Где собрались самые талантливые работники культуры!

Ведущий – Настоящие мастера своего любимого дела!

Ведущая – Поздравляем вас всех, с Международным днем театра!

Ведущий – С Днем работников Культуры России!

Фанфары

Ведущая – И на сцену для поздравления приглашаются – Глава Администрации Бейского района Юрий Николаевич Курлаев, председатель районного Совета депутатов Галина Михайловна Котельникова и Начальник управления культуры, молодежи, спорта и туризма Бейского района Юрий Михайлович Кощеев.

Слово почетных гостей

Награждение

Ведущий – Общее фото на память!

Общее фото на память

    Танец «Шейк» - г. Абакан

Мельпомена – Сцена, дорогая, ты почему такая грустная?

Сцена – Я взволнована. Я переживаю, что не справлюсь. Ведь они все такие разные и их так много! Как же я всех их соединю?

ДИ – Они разные только по внешнему обличию, внутри, каждый из них, до безумия влюблен в свою профессию, в свое призвание – дарить людям радость, дарить свои сердца.

Сцена – Что же мне делать? С чего начать?

Мельпомена – Среди всего этого разнообразия талантливых людей, тебе нужно найти души, которые дышат одним делом, болеют одной идеей. Чтобы сегодня, в день Искусства, они все, как один, соединив свои судьбы в едином порыве, напишут новую главу в истории культуры и искусства Бейского района.

Сцена – Я все поняла! Я побегу!

Сцена убегает

    Скрипка - г. Абакан

Играет музыка, выходит Сцена

Сцена – Я нашла! Они такие интересные, поют, танцуют, вышивают крестиком, стихи сочиняют. Все могут и все умеют. И самое главное, их объединяет одно – любовь к творчеству, своей профессии, они дарят радость своим зрителям.

Мельпомена – И кто же они?

Сцена – Это работники культуры! Директора, художественные руководители, методисты, хореографы. Преподаватели вокала и декоративно-прикладного творчества, звукооператоры и художники. Их много! Они все очень талантливые и интересные. Можно я посмотрю на то, как их будут поздравлять.

ДИ – Конечно можно!

Играет музыка, выходят Ведущие

На экране слайды с разных мероприятий, со всего района

Ведущая - Есть такая профессия - дарить людям тепло, любовь и радость. Это о нас, о работниках культуры.
Ведущий - Самое большое количество праздников выпадает на нашу долю. Без нашего участия трудно представить почти все профессиональные праздники.
Ведущая - В те дни, когда другие люди активно отдыхают, работники сферы культуры должны трудиться, чтобы порадовать отдыхающих, обеспечивая им праздничное настроение.
Ведущий - И сегодня мы отмечаем наш праздник.
Вместе - Праздник праздничных людей!

Фанфары

Ведущая - Мы умеем делать всё то, чему нас никто и никогда не учил не в одном учебном заведении культуры.
Ведущий - Шить, кроить и доить корову. Вкручивать гвозди и забивать шурупы.
Ведущая - Ломать и чинить аппаратуру. Стеклить окна и крыть крышу.
Ведущий - Сочинять музыку и писать стихи. Белить, красить и танцевать.
Ведущая - Мёрзнуть на работе, болеть и петь. Цитировать Пушкина и ругаться как сапожник.
Ведущий - Учить детей и взрослых всему тому, чему нас не учили, а чему нас научила сцена.
Ведущая - Мы волнуемся как дети, перед каждым своим выходом на сцену, и как родители, перед выходом на сцену каждого нашего воспитанника, взрослого или совсем еще ребёнка.
Ведущий - А кто покрывается сединой и холодным потом стоя за кулисами, когда вдруг в нужный момент не загорелся свет, не заиграла музыка или не посыпались конфетти..
Ведущая - А также не включился микрофон, не успели переодеться дети или, что ещё хуже, из той кулисы вышел не исполнитель следующего номера, а не подозревающий о мероприятии электрик…. или пожарник, проверяющий всё ли в порядке в этом сумасшедшем доме…

Вместе – Доме культуры
Ведущий - А кто может во время представления одновременно сидеть в зале за микшерским пультом, мигать за кулисами светом, раздевать уходящих со сцены на ходу одевая туда заходящих, при этом давая им ценные указания, как на сцене не упасть в обморок при виде односельчан, друзей и родственников.
Ведущая - Да! А потом ещё сломя голову бежать куда-нибудь далеко за забытыми костюмами или реквизитом, а потом вдруг как не в чём не бывало, с улыбкой до ушей, выступать на сцене, причем трижды переодеваясь в разные костюмы, разного размера.
Ведущий - В нем соединились многие, и он так умело перевоплощается на сцене и в жизни, работает на работе и дома, живёт на одну бюджетную зарплату и умудряется покупать дорогие концертные вещи. Человек, без которого не пройдёт ни один праздник на свете.
Ведущая - Это скромный работник культуры!
Вместе - С праздником! Праздничные люди!!!

    Песня «Дети земли» - РДК

Играет музыка, выходят Ведущие

Ведущий – Есть люди, которые являются самыми почетными людьми для работников культуры и для наших зрителей. Это ветераны культуры!Давайте встанем и громко им поаплодируем!Они отдали творчеству всю свою жизнь!

Фанфары

Ведущая - Ветераны культуры! Вы - особые люди,
Из особого сплава, из особой руды!
Не сгибаете плечи вы под тяжестью будней
И смыкаете тесно ветеранов ряды.
Ведущий - Вы отдали немало для культуры любимой,
Память ваша хранит каждый день, каждый час.
Про других говорят: жизнь проносится мимо.
Вы же в гуще событий и тогда, и сейчас.
Ведущая - Вы для многих пример, ветераны культуры,
Ваши опыт и ум - клад для юной души!
Вам сердца не сожгли новых денег купюры,
Вы работали честно, получая гроши.
Ведущий - Против лжи многоликой вы за правду вставали,
Вы ценили дела, доверяли словам.
Ветераны культуры, кто присутствует в зале,
Я за всю вашу жизнь низко кланяюсь вам!

Фильм из фотографий «Как молоды мы были»

    «Под небом Парижа» – музыкальная школа (фортепьяно, аккордеон)

Играет музыка, выходят Ведущие

Ведущий – Сколько доброты и радости мы несем людям, и как счастливы от этого сами… Все мероприятия проходят очень сердечно. И долго потом вспоминаются, переживаются заново.
Ведущая - Будни культработника - беседы с людьми, работа кружков, написание сценариев, репетиции. Ни один человек не должен быть обойден вниманием.
Ведущий - Поэтому у работников культуры огромный круг знакомых и друзей. И сегодня вместе с нами пришли отпраздновать этот день наши руководители – Главы сельских поселений. Помощь и поддержку, которых, мы ощущаем на протяжении всей нашей творческой жизни.

Ведущая – На сцену приглашаются главы администраций сельсоветов Бейского района.

Поздравления от Глав поселений

    Танец «Шейк» - г. Абакан

Ведущий – Да! Говорят, что мы не таскаем кирпичи…
Ведущая – Хотя мы всё равно их таскаем.
Ведущий – Да! Говорят, что наша работа называется «Не бей лежачего»…
Ведущая – Хотя сами так говорящие, попав на сцену, внезапно немеют, бледнеют и замирают как вкопанные, почувствовав на себе взгляды сотен требовательных глаз.
Ведущий – Да! Про наши сценарии говорят, что такую писанину, каждый сочинить сможет…
Ведущая – И при этом, взяв в руки простой карандаш, не могут написать не строчки.

Ведущий – Дорогие коллеги!!! Никого не слушайте. Наша профессия самая важная на земле!!!
Ведущая – Без нашего участия люди не рождаются и не умирают, не женятся и не уходят в армию, где нужен праздник там всегда появляется культработник. Ведущий – Люди всегда ждут от нас праздника, и не будем об этом забывать. Давайте будем и дальше дарить им хорошее настроение.

Ведущая – Не смотря ни на что!

    «Бим-бом» - РДК

Играет музыка, на сцену выходит Сцена

Мельпомена – Сцена, милая, какая ты молодец!

Сцена – Но я не до конца выполнила свою задачу. Есть люди, которые не работают, а служат, служат мне, служат театру. Отдают себя театральному искусству!

ДИ – Давайте посмотрим на их мир, мир театра!

Играет музыка, выходят Ведущие

Ведущий – Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Ведущая - Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слёзы льём…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чём!
Ведущий - Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвёмся ввысь!
Ведущая - В спектаклях жизнь, как на ладони,
И всё откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Ведущий - Театр, театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
Вместе - В театре жизнь всегда права!

Ведущая – На сцену для поздравления приглашаются почетные гости сегодняшнего праздника -

Поздравительное слово от гостей

Ведущий – Театр живет внутри каждого из нас. Мы все, герои какой-нибудь комедии, трагедии или мюзикла.Каждый из нас очень талантлив, каждый по- своему. Режиссеры, сценаристы, актеры, костюмеры, гримеры, каскадеры, художники.

Ведущая – Если сложить пазл из всего этого многообразия талантов, то получится спектакль или этюд, театрализованная зарисовка или театрализованный парад, пролог или финал, юмористическая сценка или детская сказка.

Ведущий – И хочется сказать огромное спасибо всем людям, которые служат сцене, своей непростой профессии.

Ведущая – Людям, чьи судьбы, так или иначе, связаны с театральным искусством.

Ведущий – Этот салют из звезд для вас!!!

Салют из звезд

Ведущая - Какое чудо - оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент.
Ведущий - Они поют, горюют, размышляют...
Накал страстей передается нам.
Игрой своей нам души зажигают.
Искусство их - театр, не балаган.
Ведущая - Сегодня славим мастерство актеров,
Поздравить с Днем театра их спешим,
Гримеров, костюмеров и суфлеров -
Мы всех за волшебство благодарим!

    Театр монолога «Белый рояль»

    Военно-исторический клуб «Мерген» - г. Абакан

    Танец «Шейк» - г. Абакан

Играет музыка, выходит Сцена

Сцена – Как здорово у нас получается!

Мельпомена – Не спеши! Ты забыла еще про одних талантливых людей.

Сцена – Я не забыла, сейчас все будет!

ДИ – Ну, давайте посмотри!

Играет музыка, выходят Ведущие

Ведущий – Краешком уха я слышал в народе:
Библиотекарь теперь уж не в моде
И без него даст на все нам ответ
Не заменимый никем интернет
Ведущая - Пусть за стеной бушует новый век
Компьютер ткет для мыслей паутину
Но мне милее тишь библиотек
Их чудный мир и их уют старинный.

Ведущий – У нас на празднике присутствуют люди, чья профессия незаменима, скромна, но, тем не менее, совершенно необходима в культурном обществе. Это библиотекари.

Ведущая - Именно они являются проводниками в разнообразном и неисчерпаемом мире – мире книг.
Ведущий – И в этот праздничный день мы хотим сказать самые добрые слова в адрес тех, кто на протяжении многих лет, работал в нашей замечательной библиотечной системе Бейского района!

Фанфары. Аплодисменты.

Ведущая – Для поздравления на сцену приглашается директор библиотечной системы.

Слово Татьяны Викторовны Шефер

Ведущая - Хорошо служить в библиотеке,
Двигаться с достоинством, как реки,
Чувствуя и мель, и глубину.
И благословляя тишину.
Ведущий – Сумерек сгущающийся полог.
Хорошо, что день рабочий долог.
В тихом омуте библиотек
Нас не разгадать, вовек.

Ведущая – Дорогие друзья, для работников библиотек и для всех культработников района, видео-поздравление.

    Видео-Интервью

    Скрипка – г. Абакан

Играет музыка, выходит Сцена

Сцена – Ну, вот все счастливы, все по парам. Актер с ролью, музыкант с инструментом, режиссер с постановкой, песня с нотами. Только я совсем одна.

Мельпомена – Ты не одна! У тебя есть пара. Это твой зритель!

На сцену выходят артисты, выносят большие зеркала.

ДИ – Ведь искусство, культура, это не мы, певцы, музыканты, актеры, это вы – наши зрители!

Поворачивают зеркала на зрительный зал

Ведущий – Как незаметно время пролетело,
Мы стали с вами чище и добрей.
Нет благодарней в мире нашем дела,
Чем дело это – радовать людей.

Ведущая – Пусть торжественный момент закончился
Но долог впечатлений ярких путь.
Ведь в бричке колесу еще вертеться,
В аплодисментах нам еще тонуть!
Ведущий – Мы рождены чтоб жить среди народа,
Чтоб трогать разум, душу веселить…
Чтоб не напала на него зевота…
Всегда хотелось петь, плясать и жить…
Ведущая – Так будьте счастливы, и мирного вам неба,
Чтоб смех звучал на праздник каждый раз…
И помни, зритель и читатель, где б ты ни был…
Культура трудится для вас!

Ведущий – Чтобы не случилось, чтобы не произошло, мы всегда и везде будем дарить вам свою радость, свое сердце!

Играет «Гимн работников культуры Бейского района»

На сцену падают сердца

Ведущая – До новых встреч!

Ведущий – С праздником!

Внеклассное мероприятие на тему: «Искусство рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия : решить проблему досуга учащихся; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения.

Подготовка внеклассного мероприятия

1. Класс делится на четыре команды, каждая из которых готовит рассказ о своем виде искусства: цирке, кино, театра, живописи.

2. Готовятся видео-, кино-, фотоматериалы (по возможности).

Действующие лица

Ведущий 1.

Ведущий 2.

Выступающие.

Ход мероприятия

Ведущий 1 . Добрый вечер, ребята!

Ведущий 2 . Здравствуйте, мои дорогие!

Ведущий 1 . Чем себя развлечь в выходные? Куда сходить и что посмотреть? Каждый из нас задавался когда-нибудь таким вопросом.

Ведущий 2 . И сегодня мы поговорим о многих интересных вещах, заглянем в далекое прошлое и узнаем, что такое цирк, кино и театр.

На сцене появляется первая команда. Переодетый в костюм шута или скомороха участник представления начинает повествование.

Цирк: как все начиналось

За что люди любят цирк? Прежде всего за то, что цирк - всегда праздник. Здесь играет музыка, сверкают огни, артисты делают то, что в обычной жизни никогда не встретишь. Здесь человек ходит на руках, скачет на лошади, стоя во весь рост в седле, или запросто кладет голову в пасть хищнику. Цирк любят за искренность, за полную открытость и смелость.

Но как все начиналось, спросите вы?

Слово «цирк» происходит от латинского circus - круг. Точная дата его появления не установлена. Но, может быть, это и здорово, ибо искусство, включающее акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных, несмотря на свой солидный возраст, всегда молодо. Давайте совершим небольшое путешествие в глубь веков, к тем истокам, откуда берет начало цирк.

В далекие времена в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его между козел (подставка для бревен у пильщиков), ходили, бегали и даже прыгали на нем. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестности, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому. При воспитании воинов в Африке большое значение придавалось акробатическим движениям (перевороты в воздухе, кувыркание на земле и в воздухе), из них впоследствии развились акробатические прыжки.

Выступления профессиональных цирковых артистов были известны уже в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древнем Риме в цирках происходили бега на колесницах, а между заездами выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики. В начале нашей эры цирковые представления устраивались в Древней Армении и Грузии. На фресках собора Святой Софии в Киеве (1037 год) изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, а также соревнования лошадей и травля диких зверей.

Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты: во Франции - жонглеры, в Германии - шпильманы, в России - скоморохи, в Польше - франты, в Средней Азии - дорбозы и масхарабозы. Они исполняли комические сценки, показывали кукольные представления, в их программе были выступления звукоподражателей, акробатов и жонглеров, дрессировщиков животных, в том числе и лошадей. В 1619 году царя Михаила Федоровича развлекал рязанец Григорий Иванов, приручивший льва. В 1625 году царю и его приближенным показывали «слоновую потеху».

В Италии (а затем и в других странах Европы) в XII веке стали создаваться школы верховой езды. Здесь воспитывалось первое поколение цирковых артистов, широкое распространение получил вольтиж, высшая школа верховой езды. Берейторы проводили показательные уроки, демонстрируя дрессировку и наездническое искусство. Наездникам был необходим специальный манеж - около 13 метров в диаметре (таким он остается и сегодня), поэтому появились первые полустационарные цирки. Первый в мире стационарный цирк был создан в Лондоне в 1780 году и назывался он амфитеатр, а в 1807 году братья Франкони построили в Париже новое здание, назвав его Олимпийским цирком. В России первый стационарный цирк был открыт в Петербурге 11 декабря 1827 года.

Каждый желающий поучаствовать в викторине и выиграть приз отвечает на вопросы ведущего.

Вопросы зрительному залу

1. Трюк, поражение зрителя загадочностью. Мастерство - в ловкости и быстроте рук, движений исполнителя, а также в обмане зрения. Человека, демонстрирующего нам чудеса, называют манипулятором. (Фокус.)

2. Цирковой жанр, основанный на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов. (Жонглирование.)

3. Эта птица весьма сообразительна, приучить ее «считать» на счетах проще простого. Всего-навсего нужно поставить на клетку счеты и положить на них и под них корм. Птице будут мешать костяшки, а избавиться от препятствия можно только передвинув их, что и сделает наша птичка. (Ворона.)

4. Одна из поз классического танца. В цирке часто можно видеть, как танцовщица, стоя на скачущей лошади, отводит одну ногу с вытянутым носком назад, а всю тяжесть тела переносит на другую. (Арабеск.)

5. Условный сигнал, который один из исполнителей подает своему партнеру, когда надо уточнить момент вступления в трюк или момент перехода от одной части пассажа к следующей. («An!»)

Ведущий 1 . Молодцы!

Ведущий 2. Ох, этот цирк! Развеселит любого! А что же делать, когда душа просит драмы, неутихающих эмоций, чувств...

Ведущий 1 . Тогда, мой милый друг, тебе необходимо посетить театр.

На сцену приглашается вторая команда. Выходит участник в маске.

Театр: как все начиналось

Театр, как мы знаем, прошел долгую историю развития. Сама идея драмы получила начало в религии.

У китайцев первые представления выглядели как танцы в их храмах. Позднее стали использоваться специальные площадки. Это были простые сцены без занавеса и освещения, они только имели крышу, украшенную как крыша храма.

Японский театр начинает историю с VIII века. Первыми появились жанры кабуки, но. Представления также проходили на площадках с крышей в виде храма.

В Древней Индии драматические представления давались на специально построенных приподнятых площадках с тканями на заднем фоне.

Театр таким, как мы его знаем, зародился в Древней Греции как часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором верующие танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих.

Это положило начало традиционному устройству греческих театров - полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает место для обозрения.

Театр, построенный в Афинах около 500 года до н, э., был круглым. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно. Это было прообразом нынешней сцены. А эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действий пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.

В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н. э. Римские театры очень походили на греческие, но строились на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сиденья, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран. После того как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром стал театр Фарнезе в Парме, Италия. Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен. Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес, и изменение декораций могло совершаться не на виду У зрителей.

Таким образом зародилось высокое искусство современного те- этра, но история его развития и совершенствования не закончена.

Вопросы зрительному залу

1. На время чьего правления пришелся расцвет английского театра? (Елизаветы I.)

2. Существует три вида театральных постановок с участием кукольных персонажей. Назовите хотя бы два. (Куклы-марионетки, куклы-«перчатки», куклы на тростях.)

3. Театр, в репертуаре которого лежат главным образом небольшие пьесы для одного актера или некоторые другие виды так называемых малых форм искусства, например монолог, куплеты, эстрадный танец, цирковой номер. (Театр миниатюр.)

Сценарий досуга для дошкольников «Праздник искусства»

Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г. Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный сценарий будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов

Цель: Приобщать детей к миру искусства.
Задачи:
- Учить различать репродукции картин художников по видам живописи
- Закреплять знания детей о разнообразии народных промыслов
- Закреплять представление детей об основных цветах, дополнительных, спектральных
- Развивать фантазию, воображение, творчество
- Воспитывать любовь к прекрасному, к искусству.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в сказочный город художников. Вы знаете, что это за город?
Ответы детей.
Воспитатель: В этом городе живут сказочные волшебники: по улицам разгуливают нарядные девочки-кисточки и маленькие мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце и все кругом переливается! Жителям сказочного города нравится задавать вопросы и загадывать загадки гостям. Я думаю, вы сможете выполнить все задания жителей сказочного городка и это путешествие будет для вас интересным! Но, чтобы попасть в этот сказочный город нужно превратиться в карандаши или кисточки. Давайте наденем волшебные шапочки и закроем глаза.
Звучит музыка.

Ну вот мы на листе! Посмотрите как здесь светло и ярко! А вот прошла девочка-кисточка, а вот побежал быстрый мальчик-карандаш.

Ребята, а представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди с серыми лицами, в серых одеждах. Что было бы?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, было бы скучно и мрачно кругом.

Если б в поле расцветали
Только белые цветы
Любоваться бы устали
Вскоре ими я и ты
Если б в поле расцветали
Только жёлтые цветы
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты … (Б.Кочетков "Цветы и лето")

Но в сказочном городе есть главные и неглавные краски. Скажите мне какие цвета являются основными?
Дети: красный,жёлтый, синий.


Воспитатель: Верно!

Всего три цвета! А не мало ли это?
А где нам зелёный, оранжевый взять?
А может нам краски по парам смешать?
Из синей и красной вот этой
Получим мы цвет? (фиолетовый)


А синий мы с жёлтой смешаем
Какой мы цвет получаем? (зелёный)


А красный плюс жёлтый
Для всех не секрет
Дадут нам, конечно, (оранжевый цвет)


Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно! Порой во время дождя, если прислушаться к его звукам, то кажется все вещи разговаривают, что у всех вещей есть голоса. И ваши карандаши разговаривают тоже. Хотите послушать, о чем они говорят?

Звучит музыка : шум дождя
Воспитатель: Слышите, говорит красный карандаш:
-Я мак, я огонь, я пламя!
Оранжевый - Я –морковь, я апельсин!
Желтый – Я- цыплёнок, пшеница, солнце!
Зелёный – Я – трава я сады, я леса!
Голубой – Я – небо, я лёд!
Синий – Я – море, я колокольчик!
Фиолетовый – Я – слива, я сирень!

Но дождь смолкает и вместе с ним смолкают голоса карандашей. И над горизонтом встает радуга. Все рады, потому что в радуге и мак, и апельсин, и солнце, и трава, и небо, и море, и сирень! Кто не взглянет на радугу, всяк ею любуется!


А как называются цвета радуги?
Дети: спектральные
Воспитатель: Да, ребята, радуга очень красивое явление. Но посмотрите на лес. В волшебной стране происходят волшебные странности. Лес потерял свои краски. А давайте нарисуем деревья в лесу, чтобы кругом было красиво.
Звучит запись: Ха-ха-ха! Это я злой волшебник украл все краски из леса и спрятал все кисточки и карандаши в сказочном городе художников. Теперь чем хотите, тем и рисуйте!

Воспитатель: Вот досада! Как быть? Может попробуем нарисовать без кисточек и карандашей? А чем можно рисовать?
Дети: пальчиком, мятой бумагой, поролоном.

Дети коллективно рисуют деревья на стене разными способами


Воспитатель: Очень красивые получились деревья! Я думаю, что злому волшебнику не удалось испортить наше путешествие, мы смогли нарисовать и без кисточек и карандашей.
- Ребята, посмотрите, а жители сказочного городка подготовили для нас небольшую выставку картин. А теперь, послушайте задание. Я вам загадаю загадки, а вы должны их отгадать и разделить репродукции картин по видам живописи:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш.
Обязательно картина
Называется (пейзаж)


Дети отбирают и выставляют пейзажи

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или бронзовую вазу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это …(натюрморт)


Дети отбирают и выставляют натюрморты

Если видишь на картине,
Смотрит кто-нибудь на нас,
Лётчик или балерина,
Или Колька твой сосед
Обязательно картина называется …(портрет) (А. Кушнер "О картинах")


Дети отбирают и выставляют портреты.

Воспитатель: А сейчас ещё одно задание. Знаете ли вы название этих картин? Подойдите поближе и рассмотрите их
Дети показывают картины художников и называют авторов

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. На занятиях вы рисовали, знакомились с картинами художников, многое узнали о народных промыслах. Отгадайте загадки и скажите есть ли изделия этих промыслов на выставке у художников сказочного города?

Сине-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла,
И цветами расцвела
Голубыми, синими
Нежными, красивыми … (Гжель)


Воспитатель: А почему гжель называют нежно-голубым чудом?
Дети: Потому что её расписывают синей и голубой краской

Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют …(Хохломой)


Воспитатель: А какими цветами расписывают хохломскую посуду?
Дети: Красной, черной, жёлтой

Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки
Цветами разукрашены
Как будто полушалки …(Городец)


Дети отгадывают и показывают изделия Городца.

Весёлая белая глина
Кружочки, полоски на ней
Кормилицы и водоноски
Белоснежны, как березки
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор (Дымка)


Дети отгадывают и показывают дымковские игрушки

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями художников из сказочного города и правильно отгадали загадки. Но наше удивительное путешествие по сказочному городу художников заканчивается и нам пора возвращаться в группу. Все присели и закрыли глазки.
Звучит музыка. Дети снимают шапочки

Воспитатель:
И в шесть, и в десять лет, и в пять,
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует.
Цветы, рисунки, лес и сказку,
Всё нарисуют, были б краски,
Да лист бумаги на столе
И мир в семье и на земле! (В. Берестов)