Сообщение о джованни перголези. Джованни баттиста перголези: о музыке. Смотреть что такое "Перголези, Джованни Баттиста" в других словарях

Джованни Перголези был рожден в Йези. Там он изучал музыку у Франческо Сантини. В 1725 стал постигать основы композиции в Неаполе, обучаясь у Гаэтано Греко. В этом городе Джованни прожил всю оставшуюся жизнь. Тут были и поставлены впервые все его оперы, исключая «L’Olimpiade» (ее премьера состоялась в Риме).

На композиторском поприще с первых свои шагов Перголези создал из себя образ яркого сочинителя, которому не чужды эксперименты и новации. По праву самой удачной оперой считается написанная им в 1733 «Служанка-госпожа» - на оперных подмостках она быстро завоевала популярность. В1752 году, спустя почти 20 лет, эта опера была представлена в Париже, вызвав жаркие споры между сторонниками новой комической итальянской оперы и традиционной французской (эту сторону приняли такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо). Эти споры продолжались пару лет, пока опера не сошла со сцены, однако в этот период музыкальное общество Парижа было буквально расколото надвое.

Перголези занимался как светской, так и духовной музыкой. Его самым известным произведением считается фа-минорная кантата «Стояла мать скорбящая» (“Stabat Mater”). Она была написана незадолго до смерти на стихи монаха-францисканца из Италии. В сюжете речь идет о страданиях Девы Марии, когда было совершено распятие Иисуса Христа. Это произведение - своеобразный католический гимн, написанный для небольшого камерного состава (альт, сопрано, орган и струнный квартет) - фактически одно и самых вдохновенных сочинений композитора. Перголези написал его в качестве замены аналогичного произведения авторства Алессандро Скарлатти, которое исполнялось каждую пятницу в неаполитанских храмах. Однако очень быстро эта работа стала популярнее своей предшественницы - она была наиболее издаваемым произведением в XVIII веке. К ее аранжировке прибегало большое количество композиторов, среди которых был и Бах, использовавший ее в качестве основы для своего псалма под названием Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Перголези оставил ряд весьма крупных инструментальных произведений, которые включают в себя также скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время целый ряд сочинений, которым приписывали его авторство, оказался настоящей фальшивкой. Так, например, произведение «Concerti Armonici», оказалось сочиненным немецким автором на имя Книко Вигельм ван Вассенар, и не имел отношения к Перголези.

Знаменитый композитор умер в возрасте 26 лет от туберкулеза. Следует признать, что вместе с ранней его смертью мир лишился одного и наиболее многообещающих талантов XVIII столетия.

итальянский композитор, скрипач и органист

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь , где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте . В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме .

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже , то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти , исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, H?chster, meine S?nden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Опера Salustia, 1731
  • Опера La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
  • Опера Lo frate "nnammorato (Влюбленный монах), 1732
  • Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа), 1733
  • Опера Adriano in Siria (1734)
  • Опера L’Olimpiade (1735)
  • Опера Il Flaminio (1735)
  • Кантата Stabat Mater (1736)

Композитор стал героем фантастического рассказа Роберта Сильверберга «Джанни», где группа учёных переносит Перголези в будущее. Рассчитывая на богатство и славу, он начинает сочинять массовую музыку и становится членом рок-группы, но во время первого концерта погибает от передозировки.

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь , где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте . В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade , премьера которой состоялась в Риме .

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа », быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже , то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater , написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа . Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано , альт , струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти , исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха , который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden , BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Опера La conversione e morte di San Guglielmo ,
  • Опера Lo frate "nnammorato (Влюбленный монах) ,
  • Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа) ,
  • Опера Adriano in Siria ()
  • Опера L’Olimpiade ()
  • Опера Il Flaminio ()

Композитор стал героем фантастического рассказа Роберта Сильверберга «Джанни», где группа учёных переносит Перголези в будущее. Рассчитывая на богатство и славу, он начинает сочинять массовую музыку и становится членом рок-группы, но во время первого концерта погибает от передозировки.

Ссылки

  • Перголези, Джованни Баттиста: ноты произведений на International Music Score Library Project

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 4 января
  • Родившиеся в 1710 году
  • Родившиеся в Ези
  • Умершие 16 марта
  • Умершие в 1736 году
  • Умершие в Кампании
  • Музыканты по алфавиту
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Италии
  • Композиторы XVIII века
  • Академические музыканты Италии
  • Умершие от туберкулёза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Перголези, Джованни Баттиста" в других словарях:

    Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (1710 1736), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. «Служанка госпожа» (1733) первый классический образец оперы буффа. Stabat mater (1735), мессы, кантаты, камерно вокальные и… … Энциклопедический словарь

    ПЕРГОЛЕЗИ (Перголезе) (Pergolesi Pergolese) Джованни Баттиста (1710 36), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Служанка госпожа (1733) первый классический образец оперы буффа …

    Перголези, Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (настоящая фамилия ‒ Драги, Draghi; псевдоним ‒ по городу, где жили предки П.) Джованни Баттиста (4.1.1710, Ези, Анкона,‒ 17.3.1736, Поццуоли, близ Неаполя), итальянский композитор, представитель… … Большая советская энциклопедия

    Перголези, Джованни Баттиста - ПЕРГОЛЕЗИ (Перголезе) (Pergolesi, Pergolese) Джованни Баттиста (1710 36), итальянский композитор, представитель неаполитанской школы. “Служанка госпожа” (1733) первый известный образец оперы буффа; послужила поводом для так называемой войны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Pergolesi, Giovanni Battista) (1710 1736), итальянский композитор. Родился 4 января 1710 в Ези (провинция Анкона). Главные творческие устремления Перголезе были связаны с оперой, и его Служанка госпожа (La serva padrona, 1733) определила форму… … Энциклопедия Кольера

    - (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 16 марта 1736) итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы буффа (комической … Википедия

    Джованни Баттиста Перголези Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 16 марта 1736) итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых … Википедия

    Джованни Баттиста Перголези Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 16 марта 1736) итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых … Википедия

    1710—1736), итальянский композитор. Крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. «Служанка госпожа» (1733) — первый классический образец оперы буффа. Кантаты, мессы, инструментальные произведения … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Stabat Mater. Клавир. Ноты , Перголези Джованни Баттиста , "Stabat Mater"-средневековая секвенция, состоящая из двух частей: первая посвящена страданиям Девы Марии по Иисусу Христу, вторая - обращению к ней грешника, молящего спасительного рая. Среди… Категория: Музыка Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель:

Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell’arte), опера-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в.; она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся в творчестве Перголези закономерности нового жанра обнаружили гибкость, способность к обновлению и разнообразнейшим модификациям. Историческое развитие onepa-buffa ведет от ранних образцов Перголези (« ») - к В. А. Моцарту («Свадьба Фигаро») и Дж. Россини («Севильский цирюльник») и далее в XX век («Фальстаф» Дж. Верди; «Мавра» И. Стравинского, темы Перголези композитор использовал в балете «Пульчинелла»; «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева).

Вся жизнь Перголези прошла в Неаполе, прославленном знаменитой оперной школой. Там он окончил консерваторию (среди его педагогов были известные оперные композиторы - Ф. Дуранте, Г. Греко, Ф. Фео). В неаполитанском театре Сан-Бартоломео была поставлена первая опера Перголези - «Салюстия» (1731), а через год в том же театре состоялась историческая премьера оперы «Гордый пленник». Внимание публики привлек, однако, не основной спектакль, а две комедийные интермедии, которые Перголези, следуя сложившейся в итальянских театрах традиции, поместил между актами оперы-seria. Вскоре ободренный успехом композитор составил из этих интермедий самостоятельную оперу - «Служанка-госпожа». Все было новым в этом спектакле - простой бытовой сюжет (ловкая и хитрая служанка Серпина выходит замуж за своего хозяина Уберто и сама становится госпожой), остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций. Стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актерского мастерства.

Одна из первых опер-buffa, завоевавшая огромную популярность в Италии, «Служанка-госпожа» способствовала расцвету комической оперы в других странах. Триумфальный успех сопровождал ее постановки в Париже летом 1752 г. Гастроли труппы итальянских «буффонов» стали поводом для острейшей оперной дискуссии (так наз. «войны буффонов»), в которой столкнулись приверженцы нового жанра (среди них были и энциклопедисты - Дидро, Руссо, Гримм и др.) и поклонники французской придворной оперы (лирической трагедии). Хотя по приказу короля «буффоны» были вскоре изгнаны из Парижа, страсти еще долго не утихали. В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра и возник жанр французской комической оперы. Одна из первых - «Деревенский колдун» знаменитого французского писателя и философа Руссо - составила достойную конкуренцию «Служанке-госпоже».

Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие. Прославленный автор опер-buffa (кроме «Служанки-госпожи» - «Влюбленный монах», «Фламинио» и др.), он с успехом работал и в других жанрах: писал оперы-seria, духовную хоровую музыку (мессы, кантаты, оратории), инструментальные произведения (трио-сонаты, увертюры, концерты). Незадолго до смерти была создана кантата « » - одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.

Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. «В его музыке», - писал о Перголези Б. Асафьев, - «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».

Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710, Йези - 16 марта 1736, Поццуоли) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Hchster, meine Snden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Опера Salustia, 1731
  • Оратория La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
  • Опера Lo frate "nnammorato (Влюбленный монах), 1732
  • Опера Il Prigionier superbo (Гордый пленник), 1733
  • Интермедия La Serva Padrona (Служанка-госпожа), 1733
  • Опера Adriano in Siria (1734)
  • Опера L’Olimpiade (1735)
  • Опера Il Flaminio (1735)
  • Кантата Stabat Mater (1736)