Священник РПЦ Александр Островский: «Церковь не может призывать проливать кровь. Светлый вечер с протоиереем Константином Островским (19.07.2015)

Епископ Зарайский Константин (Илья Константинович Островский) родился 3 августа 1977 года в городе Москве в семье священника.

В 1994 году окончил среднюю школу и Детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме г. Красногорска.

В 1990–1995 годах исполнял различные послушания в Успенском храме г. Красногорска.

В 1995 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1999 году.

В 1999 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2003 году.

В 1997–2002 годах исполнял иподиаконское послушание у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

6 января 2001 года был пострижен в монашество митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием с именем Константин, в честь священномученика Константина Богородского.

15 февраля 2001 года был рукоположен митрополитом Ювеналием в сан диакона, а 2 декабря 2002 года в сан священника с возложением набедренника.

В 2002–2012 годах исполнял послушание проректора Коломенской духовной семинарии (далее в тексте - КДС) по воспитательной работе.

В 2003–2012 годах руководил хором КДС.

В 2003–2006 годах и с 2012 года по настоящее время исполняет послушание члена Епархиального совета Московской епархии.

В 2004-годах исполнял послушание секретаря Богослужебной комиссии Московской епархии. В 2012 году был освобожден от должности секретаря комиссии с оставлением в ее составе.

В 2005 году был назначен председателем Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии и членом Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В 2006 году был награжден наперсным крестом.

В 2009–2012 годах исполнял послушание регента хора духовенства Московской епархии.

В 2011 году был назначен заведующим Миссионерско-катехизаторскими курсами Московской епархии.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2012 года был избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии и назначен ректором КДС.

29 июля 2012 года был возведен митрополитом Ювеналием в сан архимандрита. 31 июля было совершено наречение, а 12 августа хиротония во епископа. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Можайский Григорий, архиепископ Верейский Евгений и епископ Солнечногорский Сергий.

В 2013 году был назначен председателем Аттестационной комиссии Московской епархии и заведующим Библейско-богословскими курсами имени преподобного Сергия Радонежского Московской епархии.

В 2014 году защитил в Московской православной духовной академии кандидатскую диссертацию по теме «История и учение секты „Церковь последнего завета“ (секта Виссариона)».

В 2014 году определением Священного Синода был включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и назначен членом комиссии Богословия и комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.

В 2014 году назначен сопредседателем Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В 2015 году избран вице-президентом Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры Московской области.

Образование:

  • 1999 г. - Московская духовная семинария.
  • 2003 г. - Московская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

  • История и учение «Церкви последнего завета" (секта Виссариона) (кандидатская диссертация).

Награды:

Церковные:

  • 2000, 2010, 2013 гг. - митрополичьи грамоты;
  • 2003 г. - медаль прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2008 г. - орден свт. Иннокентия Московского III ст.;
  • 2008 г. - памятная медаль « 1020-летие Крещения Руси»;
  • 2011 г. - медаль Московской епархии «За жертвенные труды» II ст;
  • 2012 г. - юбилейная медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года»;
  • 2014 г. - патриарший юбилейный знак «700 лет преподобного Сергия Радонежского».
  • 2017 г. - медаль Московской епархии «За усердное служение» I ст.
  • 2018 г. - медаль Московской епархии «За просветительские труды» I ст.

Светские:

  • 2005 г. - знак губернатора Московской области «Благодарю»;
  • 2007 г. - знак губернатора Московской области «За труды и усердие»;
  • 2010 г. - почетная грамота Министерства образования Московской области;
  • 2014 г. - благодарность Губернатора Московской области.
Протоиерей Константин Островский - настоятель Успенского храма в Красногорске; благочинный церквей Красногорского округа; председатель епархиального отдела по реставрации и строительству.
... Община – это общая жизнь, и она свойственна не Церкви, а вообще человеческому сообществу. Люди вместе живут, вместе работают в силу семейных, хозяйственных, производственных уз, и если эти люди еще и живут единой религиозной жизнью, то они будут одновременно и церковной общиной.

В каком смысле можно говорить об общине в современном обществе? То, что у нас на приходе постоянно много людей – не главное. У старца Алексея Мечева тоже был большой приход, но была и община, «покаяльная семья» – уникальное явление, связанное с его личными, исключительными духовными дарованиями.

Он действительно был духоносным старцем, у него был особый дар видеть души людей, при этом он был удивительно душевно теплый человек, людям было с ним хорошо. И вот они собрались вокруг него, создалась община; там были и совместное времяпровождение, и кружки, и социальная работа, но центром была личная внутренняя духовная жизнь: молитва, борьба со страстями – под руководством святого старца.

Много таких общин? Я думаю, мало, и всегда было и будет мало. Ставить перед собой задачу создать духовную общину, «покаяльную семью», как на Маросейке, – это безумная гордость или, в лучшем случае, отсутствие духовного опыта. Праведный Алексей Мечев, кстати, такой задачи и не ставил; он, вообще, первые восемь лет служил в пустой церкви.

И это для нас как раз образец: главное дело настоятеля – наладить в храме богослужение. В том числе требы. К ним иногда относятся с пренебрежением, но ведь требы тоже часть церковного богослужения. Помню, когда я служил на Дальнем Востоке, священников было очень мало, а требования начальства большие, порой служили целыми неделями вообще без выходных. Конечно, я очень уставал, поначалу внутренне роптал, но потом как-то подумал: «Что плохого, послужу еще один молебен или панихиду, ведь это же молитва Богу».

Если в храме есть дети, то любой настоятель захочет создать воскресную школу. Но у каждого священника разные способности. Кто-то умеет ярко, интересно рассказывать, кто-то хорошо устраивает паломничества, детские лагеря и так далее. Вот нам послал Бог еще в 90-х годах трех детских музыкальных педагогов. Они создали Детскую церковную музыкальную школу, где сейчас около 350 человек. Не было бы этих педагогов, что же, как-то нарочно создавать, для отчетности? Все должно быть органично – не то, что я придумал, а то, что Бог дал.

Любовь врача проявится в том, что он будет стараться, учиться, повышать квалификацию и каждый день что-то делать, чтобы больные выздоравливали. Я это понял, и теперь на первое место стараюсь ставить не взаимоотношения, а служение.

Вот меня Бог поставил служить, я служу. Бог послал кого-то вместе со мной нести приходское служение, мы вместе несем это служение. Как Христос сказал, когда Матерь Божия и братья хотели к нему пройти, а народ не пускал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Можно перефразировать слова Христа и сказать, что, когда кто-то делает со мной единое дело, тот мне брат, и сестра, и мать. Если нужно, давайте называть это общиной.

Но человеческие отношения складываются по-разному, кто-то, может быть, важнейший сотрудник, а отношений близких нет. И здесь нужно действовать, как на войне – стоит одна рота, рядом другая, фронт держат. Я, может быть, с соседним капитаном не приятель, может, я любитель поболтать, а он молчун, но, когда нужно, мы делаем общее дело, помогаем друг другу, жизнью жертвуем друг за друга. Я думаю, что это важнее, чем всякие искусственные мероприятия.

На маленьких приходах община создается естественно. Если на великий праздник на службе всего 40 человек, потом можно вместе с настоятелем сесть, попить чай, все друг друга знают. Но если завтра людей стало 140, разве это повод для огорчения, что же нам теперь разгонять их? Сколько Бог послал – все наши.

Потом, у любого священника есть люди, с которыми он вместе исполняет служение, ведет дела на приходе, а есть просто прихожане, у которых нет дел на приходе. Но что же, чем они хуже? Если человек у нас не работает и денег не получает, а приходит только на литургию, разве это плохо? Почему надо всех затаскивать обязательно, чтобы при храме работали? Если человек может поучаствовать в приходской жизни делами – хорошо, только молитвой – тоже хорошо. И обстоятельства у всех разные.

У нас одно время действовала служба милосердия. Были две девушки, профессиональные медсестры по уходу, и они несли у нас это служение. Потом одна из них ушла в монастырь, другая окончила институт, вышла замуж, и теперь работает детским врачом-дефектологом. Не жалеть же нам теперь, что одна ушла в монастырь, а другая еще больше стала трудиться, только не под нашим флагом, и я не могу это внести в отчётность? Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, делать то, что ему Бог поручил.

Человек должен использовать те дарования, которые ему дал Бог. Вот если Бог дал священнику дар иконописания – он и молитвенник, и служит, исполняет свои священнические обязанности, а в остальное время пишет иконы. Что же, надо обязательно загнать его в миссионеры, чтобы люди спали на его занятиях?

В Церкви на Руси так издревле сложилось, что все приходские священники были духовниками. Само по себе это ни хорошо и ни плохо; важно не изображать из себя старца. Принять исповедь у человека, сознавая свою малоопытность, не лезть с советами, а просто помолиться – для этого не обязательно быть большим подвижником и тем более прозорливым старцем. Дай совет: «Потерпи, помолись, Бог милостив», – не ошибёшься. Совершать таинства, сочувственно выслушивать людей и молиться о них – это отнюдь не маловажно, и это обязанность любого приходского священника.

Но чтобы давать духовные советы, нужно самому иметь духовный опыт, и тогда можно им делиться. Если я думаю, что имею дар давать советы, это уже само по себе опасно, и стоит подумать, почему я так думаю, и кто мне такие мысли внушает. Но вообще долг каждого христианина, не только священника, если к нему обращается человек, делится какой-то проблемой, подумать, что я могу ему подсказать, как помочь.

Нельзя навязывать свою волю – я тебе что-то посоветовал, теперь свято неси послушание. Послушание – тонкий вопрос. Суть послушания, если говорить в общем, состоит в том, что человеку каким-то образом открывается воля Божия, и он её – со скорбью или без скорби – но добровольно исполняет или принимает. Иногда всё сравнительно просто: дети должны слушаться родителей, подчинённые – начальников. В таких случаях старший может, а иногда и должен, требовать исполнения его распоряжений...

А вот духовное послушание, когда внешняя обязанность отсутствует, но я верю, что через слово такого-то человека мне возвещается воля Божия – это явление великое и в тоже время опасное. Как настоятелю мне по службе обязаны послушанием все сотрудники и даже прихожане храма. А слушаться моих советов в духовной жизни никто не обязан, и я не должен никому тут ничего навязывать.

Духовное послушание – это великий и трудный дар, причём дар не столько тому, кто говорит, сколько тому, кто слушает. Ещё попробуй понеси этот дар, ещё хочу ли я Божьей воли, а не своей. Воля Божия нередко противоположна нашей воле. Принять волю Божию навсегда и во всём – это прямой и быстрый путь к святости, как у преподобного Досифея. Нам до этого далеко, как от земли до неба.

Но бывает дар поменьше, когда у христианина есть доверие к какому-нибудь священнику, и он чувствует, что нужно, полезно для спасения души слушаться этого священника. Это тоже дар немалый и редкий, который нужно принять и хранить. Для сохранения дара пусть будет поменьше душевных отношений, поменьше «умиления» батюшкой и рассказов ему про свои переживания, поменьше рассказов окружающим о нём, нужно искренне исповедоваться, а получив совет духовника, стараться его исполнить.

Мы же в общении с духовником часто не ищем Божьей воли, а ищем, как нам лучше исполнить свою волю. Я хочу поступить в институт и говорю: «Батюшка, в какой институт поступать мне – в Рыбный или в Высшую школу экономики?» Я надеюсь, что если батюшка мне скажет «в Рыбный», то я в него поступлю. А если я не поступлю даже в Рыбный, то значит батюшка плохой и не духовный. Задавая вопросы своим духовникам, мы, как правило, ищем не спасения души, а успеха в житейских делах.

Есть опасность для духовника принять уважение и любовь со стороны паствы за признак своей духовной одарённости и едва ли не святости. И это искушение не так редко, как может показаться. Младостарчество – болезнь не только каких-то духовных монстров, а очень многих и многих из нас, и я ей не чужд. Здесь, я считаю, большое заблуждение, не только для молодых священников, но и для опытных, думать о себе, что это мои чада, что я их веду, я ими руковожу. Как один батюшка, хороший батюшка, кстати, про одного своего духовного сына сказал: «Это овощ с моего огорода». Такое отношение – ошибочно.

Представим житейскую ситуацию: иду я по улице, вижу, лежит человек, ногу сломал, чем могу, я должен помочь. Если я сам врач, значит, должен сразу перевязать, шину наложить, первую помощь оказать; если не умею – скорую помощь вызвать, постоять рядом, пока она приедет. Так и священник – стоит, исповедует, люди приходят с вопросами, куда их отправишь? Надо как-то отвечать. Но не настаивая, не толкая на какие-то непосильные подвиги, не ломая души людей.

Большая радость, что у нас сейчас изданы и даже переизданы жизнеописания святых старцев: Серафима Саровского, Оптинских отцов и многих других, а также современных подвижников. Но, читая эти книги, мы зачастую не учимся смирению, терпению, отсечению своей воли ради воли Божьей. Нам хочется, чтобы батюшка пришел, и стало так тепло-тепло, я ему все рассказала, и вся облилась слезами. И батюшке приятно вести себя, как старец из книжки, – пошутить, по голове два раза постучать: «Ну, что ты, дурочка, так расплакалась, все у тебя будет хорошо. Иди с миром».

Изображать можно все, что угодно, но это не имеет никакого отношения к делу. Серафима Саровского старцем делала не согбенность и не благостный лик, и не знаменитое «Радость моя, Христос воскресе!», а то, что он давал советы не от своего великого духовного опыта, а от Духа Святого, исполнявшего его простую и бесстрастную душу.

Поэтому что касается духовничества, то священник должен смотреть на это как на свое служение и обязанность, и с Божьей помощью нести его. А если он будет думать, что он пастырь, руководитель и чуть ли не спаситель – это дурной знак.

В руководстве людьми (в том числе на приходе) – рамки должны быть жёсткими, а в рамках должно быть свободно. Например, у нас есть хор, я не интересуюсь, что они поют; регенты знают, что я не люблю, когда слишком витиевато, хочу, чтобы все слова были понятны. Для меня лучше всего, когда священник хор не замечает, а то, когда певчие поют слишком красиво или оригинально, это отвлекает от молитвы. Мы общаемся с нашими регентами, их несколько, и они это всё соблюдают, а в остальное я не вникаю – как им нравится, так и поют.

(Полностью интервью можно прочесть

Священник Павел Островский – популярный молодой проповедник. Ведя миссионерскую деятельность в социальных сетях, завоевал доверие и авторитетность среди современной молодежи.

Павел Островский

Священник

«…считаю, что человек, который не подписан на Бога, должен отписаться от меня».

Отец Павел – участник международного проекта «Батюшка онлайн».

Прославился батюшка не только умением рассказывать сложные вещи простыми словами, но и хорошим чувством юмора, что не может не привлекать внимание.


Встречи отца Павла со школьниками и студентами ВУЗов

Краткая биография

день рождения иерея Павла Островского

Иерей Павел Константинович Островский родился 7 июля 1982 года в семье священника. На данный момент, служит настоятелем Никольского храма города Красногорска Московской епархии Русской Православной Церкви.

Руководитель Красногорского отделения библейско-богословских курсов, преподаватель и публицист. Основатель благотворительной группы «Добрые дела».

В 2008 году закончил Коломенскую православную духовную семинарию.

14 сентября 2008 года хиротонисан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Преображенском в храме г.Люберцы.

Иерей Павел - потомственный священник


С папой Константином Островским и старшим братом Константином (в миру Илья Островский)

Его отец, протоиерей Константин Юрьевич Островский родился в 1951 году в Москве. Благочинный церквей Красногорского округа. Однако до этого, закончив Московский институт электронного машиностроения, работал программистом. Крещение принял в 1978 году и начал служение алтарником.

В 1987 году принял священный сан. И в 1992 году окончил Московскую духовную семинарию. Настоятель Успенского храма в том же городе. Трое его сыновей из четверых пошли по стопам отца и приняли священнический сан.

Своего брата Константина, который встал на монашеский путь и стал епископом, называет своим наставником и учителем.

Павел Островский

Священник

«Без их советов ничего бы хорошего не получилось из меня»

– говорит отец Павел.

Счастливый отец своего семейства

У отца Павла Островского есть семья. Его жену зовут Маргарита, они поженились в 2004 году. У них трое детей.

Павел так говорит о жизни в семье:

Павел Островский

Священник

«Я безмерно благодарен Богу за свою жену: за все ее черты характера: за манеру поведения и общения… Врать вам, дорогие читатели, о том, что моя жена мне кажется идеальной, я не буду. Но так устроил Господь, что все несовершенства моей жены положительным образом сказываются на мне: воспитывают меня, смиряют, учат терпению.

Семейная жизнь - это снегопад. Если ты в мире с женой и любишь ее, то хлопья снега в лицо вызывают у тебя улыбку… Но если мира нет, то снег раздражает… Дьявол знает, что если мира между мужем и женой не будет, то и любовь рано или поздно уйдет. Поэтому сохранение мира в семье — это самое важное. ».


Павел Островский с женой, дочками и сыном Никитой

Немного о проекте «Батюшка онлайн»

Как показывает действительность, нынешняя молодежь остро нуждается в духовном общении. В этом можно убедиться, наблюдая за тем, как студенты задают многочисленные вопросы священникам на соответствующих мероприятиях. Но всем ответить в развернутом виде не хватает времени.

Поэтому было решено разработать международный проект «Батюшка онлайн», где каждый желающий может задать вопрос священнику в режиме реального времени. В проекте принимают участие более ста священников из разных городов России, Украины, Белоруссии, США и других стран.

Существует группа ВКонтакте, есть аккаунты в Instagram, Facebook, Periscope, Twitter, YouTube, Одноклассники.

Здесь поднимаются темы: человек – Образ Божий, Личность Спасителя и Его Божественная и Человеческая природа, Новый Завет и как правильно его понимать, Духовная жизнь в современном обществе.

Но самым распространенным и наболевшим вопросом, всегда остается вопрос об исповеди и Причастия. Молодые люди боятся и стесняются рассказывать свои грехи на исповеди. Задача священника состоит успокоить и психологически подготовить к участию в таинствах в церкви.

Работа в социальных сетях

Отец Островский так комментирует свою работу в социальных сетях:

Павел Островский

Священник

«смысл всех этих трансляций был только один: привлечь внимание людей далеких от религии к Богу, заинтересовать их и помочь им сделать первые шаги в Церкви».

Все свои трансляции он проводит в Instagram. Которые выкладывает на своем канале в YouTube, где их всегда можно посмотреть в записи.

Страница в интернете Адрес ссылки на страницу
Инстаграм «батюшка онлайн» https://www.instagram.com/batyushkaonline/?hl=ru
Канал на ютуб https://www.youtube.com/channel/UCN66wchq962QSxBoUEPcVLA/about
Личная страница на Facebook

Христианин должен только служить...

Священник Константин (Островский)

Почти треть жизни уходит у нас на работу, на зарабатывание денег.
И сколько душевных сил отнимает у нас работа!
А деньги все равно исчезают.
Если же нет, то деньги остаются, но зато мы исчезаем! Третьего не дано.

«Скучно на этом свете, господа!» , как сказал Гоголь.

Все мы - священники Божии и все призваны к служению , а не к работе!

Но на самом деле христианин вообще не должен работать. Христианин должен только служить.
Слова апостола Петра: «Вы - род избранный, царственное священство , народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2: 9)

Обращены ко всем христианам, ко всем нам. Значит, все мы - священники Божии и все призваны к служению, а не к работе.

Под служением обычно понимают лишь немногие виды человеческой деятельности: принадлежность к священной иерархии, воинское служение, врачебная и преподавательская деятельность.
Но в действительности любое дело - служение Богу , если я делаю его ради Бога, как послушание воле Божией.

Конечно, есть иерархия человеческих занятий. Поэтому «высокое служение учителя» звучит естественно, а «высокое служение дворника» произносится только с иронией. Но эта иерархия внешняя. А с внутренней, духовной точки зрения, если Бог благословил мне служить в алтаре, то это - мой путь, по нему мне нужно идти, на нем я обрету благодать. Но если Бог благословляет человеку всю жизнь просить милостыню, а быть нищим - самая низкая из деятельностей (греховные деятельности вообще вне иерархии ), то суть остается той же. Если нищий смирится и примет свою судьбу как Божие благословение, то и на этом пути он обретет благодать. «Царь и воин, богатый и убогий - в равном достоинстве или прославится, или постыдится» - поет святая Церковь.

Кажется, блаженной памяти отец Иоанн Крестьянкин вспоминал, что в советском лагере, где он много лет чистил отхожие места , ему так легко было молиться, как никогда уже после освобождения.

Поэтому не заработка нужно искать, а нужно искать свой жизненный путь!

Сначала, естественно, нужно выбирать то, к чему лежит душа . И если «открывается дверь», то идти по своей дороге, благодаря Бога и храня заповеди Его. А если не «открывается», то в самом этом можно и нужно видеть волю Божию. Значит, мой путь в том и состоит, чтобы потерпеть - временно, а может быть и всю жизнь, - нелюбимое дело.

Но бывает, что нужны-таки именно деньги. Скажем, у талантливого школьного учителя пошли дети один за другим. Жена с ними дома, не работает, материально поддержать некому. Приходится уходить из любимой школы туда, где можно заработать. Но и в этом верующий человек увидит промысел Божий . Если он со смирением примет это, то Бог благословит и его, и семью его, и оставленных им школьников не забудет. Работа может быть скучной, но тому, кто предал себя на служение Богу, на исполнение воли Божией, тому скучно не бывае т.

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ
настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области

Православие и мир > Нескучный сад > Жизнь в Церкви > Общее дело > Не могу заработать денег…
16 февраля, 2011 pravmir.ru/ne-mogu-zarabotat-deneg (в оригинале на ПравМире есть еще 2 высказывания на эту тему других людей)

Мне уже под пятьдесят. Всю жизнь я пашу - а денег нет . Работа с высокой зарплатой как будто от меня «убегает», хотя я знаю людей моей профессии, квалификации и опыта - они много зарабатывают. А я все время оказываюсь в ненужное время в ненужном месте… И как так относиться к деньгам, чтобы быть довольным своим материальным положением, а не мучиться, что их нет? Виктор Протоиерей Константин Островский
Христианин вообще не должен работать. Христианин должен только служить - Богу!
И не заработка искать, а свой жизненный путь!

Бография батюшкки Константина Островского

Протоиерей Константин Островский родился в Москве в 1951 году.
Окончил факультет прикладной математики МИЭМ (Московского института электронного машиностроения) и четыре года работал по специальности.
В 1978 году стал алтарником в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В 1987 году стал священником, а в 1992 году окончил МДС (Московскую Духовную Семинарию).

В настоящее время - благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии, настоятель Успенского храма города Красногорска, председатель Отдела по реставрации и строительству Московской епархии, преподаватель Коломенской Духовной семинарии.

Священник Константин Островский - автор следующих книг:

  1. «Жития святых для детей» («Жития святых в кратком изложении для детей»), Москва, 1991
  2. «Жизнь равна вечности», Красногорск, 1998, 2009 (Уроки спасения, Лит.запись Г. В. Новиковой, Н. М. Новикова)
  3. «Умереть нам не удастся. 200 советов спасающимся», Красногорск, 2001, 2009 (размышления, наставления и проповеди мудрого доброго батюшки )
  4. «Приключения в египетской пустыне», Красногорск, 2001 (Сборник пьес. Для домашних детских праздников )
  5. «Православное семейное чтение», Красногорск, 2010 (в соавторстве с Татьяной Вальдиной).

Татьяна Алексеевна Вальдина родилась в Москве в 1939 году. Окончила факультет журналистики Московского государственного университета в 1964 году. С 1990 года несет послушание бухгалтера в Успенском храме города Красногорска.

В книге «Православное семейное чтение» изложены жития святых в сокращении, составленные по "Житиям святых" святителя Димитрия Ростовского .

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь» : Протоиерей Константин Островский, трое сыновей которого учатся в семинарии, а четвертый в Московской духовной академии, пишет: «Однако привести в храм детей еще полдела: нелепо приводить ребенка в храм, бросать его там, а самим молиться где-то в углу или даже уходить куда-то. Вот это действительно детей разлагает, и видишь: маленький мальчик в два года стоит как вкопанный всю службу, не оторвешь, и в три года стоит, а потом, став постарше, убегает. Когда я с детьми ходил в церковь, то сам с ними стоял обычно всю литургию, а вечером мы очень редко ходили. Я решительно проходил с детьми вперед, к самому амвону, и там мы всегда стояли. Дети были маленькие, им, конечно, было тяжело, и то сделаешь поклончик с ними вместе, то свечку дашь поставить, то на батюшку покажешь, что-то пояснишь шепотом...

Детей нужно привлекать к участию в домашней молитве. Они могут читать «Отче наш» перед едой или другие знакомые молитвы во время правила.
Когда я служу молебен дома, то всегда даю старшему ребенку возможность попеть знакомые песнопения, подержать кадило и т.д. Очень хорошо дать понять, что молитва - это реальность, разговор с Богом , что мы можем молиться и своими словами в трудностях, во время болезни, неудачи, перед каким-то делом, молиться за родителей, крестных, болящих...»

Отец Константин Островский - "Умереть нам не удастся. Будь верен до смерти. 200 советов спасающимся". Совет 49: «Как бедный и богатый навоз ели»

Есть анекдот, замечательно иллюстрирующий бесплодие злобы даже в сравнении с земной корыстью: Два односельчанина возвращались с ярмарки: бедный пешком без ничего, а богатый с возом добра. Богатому захотелось посмеяться над бедным, и он предложил ему весь свой воз вместе с лошадью, если тот всю дорогу до дома будет подъедать за лошадью навоз. Бедный согласился, и так они прошли полдороги. Тогда богатому стало жаль своего добра, и он предложил бедному отменить договор, но тот в свою очередь потребовал, чтобы богатый оставшуюся половину дороги ел навоз за лошадью. На том и порешили, а когда приехали в свою деревню, то спросили друг друга: "А зачем же мы навоз-то съели?"

Их сделки, на первый взгляд не лишенные разумности, результатом имели бесплатно съеденный навоз, потому что платили односельчане не за вечное или хотя бы временное добро, а за злое удовольствие от унижения ближнего...

Отец Константин Островский - "Умереть нам не удастся. Будь верен до смерти. 200 советов спасающимся". Совет 187: «Ересь - ненавидеть, еретиков - любить»

Как относиться к ересям и еретикам? Еретиков надо любить (по заповеди Божией), а ереси ненавидеть.
К сожалению, обычно бывает наоборот . Когда слышим "иеговист", "баптист", то закипаем гневом и презрением к этим людям. А когда доходит до сути дела, то оказывается, что большинство из нас православного учения не знает, защитить свою веру в споре (и даже в мыслях) не может, и от впадения в ересь нас больше всего ограждают , как ни странно, косность и равнодушие ко всему духовному , которые не дают человеку пылко обратиться не только к истине, но и ко лжи.

А должно быть все наоборот. Веру свою нужно по возможности знать, нужно быть в ней твердым и уметь защищать ее.

Если кому-то не хватает образования, или остроты ума, или силы характера, чтобы спорить с еретиками, то нужно это со смирением признать и, оставаясь верным православию, уклоняться от общения с иноверцами, которые, если мы немощны, не могут получить от нас пользы, а нам могут повредить. Нужно этому еретику, который, натянув на лицо улыбку, лезет к нам в душу с Библией в руках , сам ее не понимая, а назойливо пытаясь учить, сказать: "Я не готов с вами спорить, отойдите от меня" . А кто может возразить неправо верующему человеку, пусть возразит с Божией помощью и, может быть, приведет его к истине.

А ненавидеть еретиков - это дело не христианское, потому что Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7, 1), - и заповедовал нам любить ближнего. Не наше дело решать "спасется или не спасется" , а Божие.

Сами мы знаем истинный путь в Царство Небесное - Православную Церковь, и должны благодарить Бога, что Он открыл нам его, и - главное - идти по этому пути. Осуждать же других - грешно. Если мы будем смиряться и всех любить, а веру свою твердо хранить, то с нами пребудет благодать Божия, которая защитит нас от лишних сомнений в вере и от тяжких падений.

А если мы будем осуждать ближних, идущих неправильным путем, то Бог может в наказание нас самих отпустить на эти неправые пути, чтобы мы познали свою немощь и смирились.

Отец Константин Островский - "Умереть нам не удастся. Будь верен до смерти. 200 советов спасающимся". Совет 198: «Как избежать печати антихриста»

Какая она, печать антихриста, о которой говорится в Откровении Иоанна Богослова? Как ее узнать и избежать?

Если будем со Христом в смиренном мудровании и делании заповедей Божиих, то он нас сохранит и не даст нам обмануться.
- А если будем и дальше предаваться своим страстям и надеяться не на Бога, а на свой разум, то Бог может попустить нам поверить бесовской лжи, и тогда никакие наши ухищрения не спасут нас от печати антихриста.

19 мая 2018

Протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа, настоятель Успенского храма г. Красногорска

Человеку, начавшему церковную жизнь, естественно осматриваться в храме, со временем знакомиться с другими прихожанами, а потом и дружить семьями или компаниями. Не все склонны к такому общению в одинаковой мере, но очень многие, и такое общение само по себе неплохо. С настоятелем храма или другим священником тоже со временем могут возникнуть (и это естественно) личные отношения.

Иногда всё складывается как бы само собой, и тогда нет вопросов. А иногда возникают вопросы, в воздухе реет слово «община». Что это? Вопросы возникают не только у новоначальных христиан, но, бывает, и у священников, не один год прослуживших на приходе. Какой смысл в приходской общине?

Разные смыслы

Одним термином «приходская община» называются, несколько существенно разных церковных явлений, и эту разность не нужно упускать из виду, чтобы не возникала путаница.

Согласно Уставу

Во-первых , согласно Уставу Русской Православной Церкви, «приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединённых при храме». И далее сказано, что приход находится под руководством поставленного епархиальным архиереем священника-настоятеля. В этом смысле приход – община по определению.

Отец и чада

Во-вторых , общиной называют духовного отца вкупе с его духовными чадами. Отец знает своих детей, руководит их духовной, а отчасти и вообще жизнью. Чада, встречаясь возле батюшки, знакомятся между собой; с его благословения занимаются какими-то совместными добрыми делами; он участвует в разрешении их проблем и споров. Если батюшка – настоятель, то такая общность может по видимости почти совпадать с приходом. Но, конечно, это нечто иное, чем община в первом смысле. Такие общины, как известно, бывают, и диапазон их духовности: от святости до ложности и едва ли не бесовщины.

Но духи бывают разные. Какой дух объединяет нашу общину? Святой Дух? Или не совсем? Или даже злой дух? Ответ на этот вопрос важен для каждого члена общины, а уж духовный отец обязан ставить его перед собой и честно на него отвечать.

Покаяльная семья

У праведного старца Алексия (Мечёва) была община, «покаяльная семья», как он её называл, – уникальное явление, связанное с его личными, исключительными духовными дарованиями. Он был духоносным старцем, имел особый дар видеть души людей, при этом он был удивительно тёплым человеком, людям с ним было хорошо.

И вот они собрались вокруг своего поистине духовного отца, создалась община; там были и совместное времяпровождение, и взаимопомощь, и кружки, и социальная работа, но центром была личная внутренняя духовная жизнь: молитва, борьба со страстями – под руководством святого старца.

Много ли таких общин? Конечно, мало, и всегда было и будет мало, как редки гении в музыке, хотя хороших музыкантов, как и честных священников, множество. Ставить перед собой задачу создать духовную общину, «покаяльную семью», как на Маросейке, — это безумная гордость или, в лучшем случае, отсутствие духовного опыта.

Сам праведный Алексий (Мечёв), кстати, отнюдь не ставил перед собой задачи создать «покаяльную семью»; он, вообще, первые восемь лет служил в пустой церкви, потом люди стали собираться.

Главное – наладить службу

И это для нас как раз образец: главное дело настоятеля – наладить в храме богослужение. В том числе требы. К ним иногда относятся с каким-то пренебрежением, но ведь требы состоят из молитв и священнодействий. Помню, когда я служил на Дальнем Востоке, священников было очень мало, а требования начальства большие, порой служили по нескольку недель вообще без выходных. Конечно, я очень уставал, поначалу внутренне роптал, но потом как-то подумал: «Что плохого, послужу ещё один молебен или панихиду, ведь это же молитва Богу».

Слишком сухо – тоже плохо

Но ограничиваться уставной сухостью тоже как-то не хочется. Ведь под первое (уставное) определение общины подходит и ситуация, когда настоятель приезжает на службу пару раз в неделю, выполняет некие обязательные действия и уезжает; с прихожанами вне Литургии, треб и поверхностной исповеди перед причастием не общается; сотрудники между собой не дружат, прихожане друг друга не знают. Так быть не должно.

Хочется, чтобы отношения духовенства с сотрудниками и прихожанами, и всех их между собой были неформальными, глубокими, искренними. Именно такой приход мы согласны называть настоящей общиной. (Это третий тип после уставного и старческого.)

Я хочу создать общину. Почему?

Если я хочу создать общину, то полезно подумать: зачем и почему? Может быть, из решимости исполнить в этом Божью волю. А может быть, из гордости: «Я создал настоящую общину». Может быть, из любви к большим компаниям, потому что одному или в семье тоскливо. Может быть, из жалости, из желания помочь скучающим или огорчённым людям православно и духовно провести время. Пусть каждый из нас смотрит, на каком основании он строит.

И ещё вопрос: если я стремлюсь духовно руководить людьми, не получается ли, что я как бы говорю им словами Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные » (Мф.11, 28)? Ведь это уже напоминает антихриста.

И ещё на ту же тему. В эпиграфе к «Властелину колец» Толкиена говорится: «Чтобы всех отыскать, воедино созвать и единою чёрною волей сковать…» Не бывает ли и такого в благом, по-видимому, пастырском намерении?

Думаю, что зачастую складывается так. Людям одиноко на работе, одиноко в семье, одиноко без Бога в душе, и они хотят избавиться от одиночества – на приходе. И священнику, к сожалению, тоже бывает одиноко и пусто, и ему тоже хочется избавиться от этого чувства, создав вокруг себя единодушное и единомысленное сообщество (с собой, кстати, во главе). Так между двух электродов одиночества может загореться дуга общинности (добрый, умный, обаятельный батюшка светит своим духовным чадам), и всем тогда становится тепло. Само по себе это неплохо, важно только знать и помнить, что эта теплота – душевная, плод нашей активности – душевной, добродетелей – душевных. Душевность в общении людей необходима, как необходим хлеб для поддержания земной жизни, но для вечной жизни нужен иной – Небесный Хлеб.

Конечно, приятно, когда на приходе царит атмосфера любви: все доброжелательны, приветливы, помогают друг другу. Так и должно быть. Но не будем обольщаться и называть наши милые душевные переживания и отношения исполнением заповеди Христовой о любви к ближнему. Только исполнив первую заповедь о любви к Богу (нам до этого, как от земли до неба), человек может поистине любить ближнего по второй заповеди.

Наша любовь

Наша любовь друг к другу, даже самая пылкая, искренняя, жертвенная, пока мы не исполнились благодати Святого Духа, всего лишь человеческая привязанность. И это хорошо, это образ любви, но не следует путать образ с прообразом. А пример исполнения второй заповеди у нас есть, всем известен, это Христос, распятый на кресте. Он не был в нас влюблён, не был ни к кому и ни к чему привязан, у Него не было от нас зависимости. И, кстати сказать, Он не получил взаимности от нас. Но ради нашего спасения от вечной безлюбовной пустоты, ради того, чтобы мы могли соединиться с Ним в Божественной любви, Христос принял на себя мучительную смерть. Это и было исполнением второй заповеди - любить ближнего, как самого себя, а не то, что мы склонны искать, а то и приписывать себе в наших общинах.

А возможна ли община в Церкви, но не приходская?

С одной стороны – да, конечно. Православные люди всегда общались между собой и собирались в самые разные общности иногда официально, а зачастую неофициально.

Если говорить о монашестве, то, как раз, монастыри в прошлом, бывало, вырастали из неофициальных общин духовно настроенных и стремящихся к монашескому подвигу мирян, да и в наше время такие случаи известны. Но это настолько редко и уникально, что нет смысла обсуждать.

Если же имеется в виду устроение в миру церковной общины, но не тяготеющей к монашеству и не приходской, то возникает вопрос о целях. Если цели внешние (например, благотворительность или помощь наркозависимым), то это довольно обычное дело. Ну, и хорошо.

Если предполагается совместная религиозная деятельность, но не организованная, тоже не вопрос. Ну, собрались, поговорили, почитали что-нибудь духовное, помолились перед едой, чаю попили… Ну, вместе с батюшкой… Ну, батюшка для всех участников чаепития – духовник… Дело доброе: и полезно, и утешительно.

Если же кто-то хочет именно организовать религиозную деятельность, но вне церковной иерархии, то вопрос: почему? Не хочется склонять свою выю под иго церковного начальства? Конечно, иерархия – это некое иго. И святого-то батюшку или архиерея, бывает, слушаться тяжело, да и неохота, а тем более – не святого. И поруководить хочется, а сам, хотя и священник, но не настоятель и не дождёшься, бывает, настоятельства. Или поруководить хочется, а принимать сан (значит, самому встраиваться в иерархию и подчиняться ей) не хочется. Или канонические препятствия не позволяют принять сан. Или желает духовно «порулить» женщина (тоже путь к священству закрыт).

Пусть человек, который предался помыслам о создании общины в миру, но не приходской, а какой-то особенной, подумает об истинных мотивах своего намерения. И если намерение от Бога, то – с Богом! А, если под видом благочестивой активности скрываются наши страсти, то будем не разжигать их, а бороться с ними.

Проблемы «Большой семьи»

Шире круг – слабее связи

«Наш приход – большая семья». – На такое заявление можно заметить, что или не очень большая, или не очень семья. В деревне, если батюшка тепло относится к своим прихожанам, приход-семья, слава Богу, не редкость. А на многочисленном городском приходе поддерживать тёплую душевность в отношениях духовенства, сотрудников и постоянных прихожан оказывается невозможно – не бывает дружеских компаний из ста человек, тем более из нескольких сот.

С точки зрения вечного спасения, недостаток душевной теплоты в многочисленной общине – не причина для огорчения. Ведь никто не жалеет, что наряду с элитными лечебницами на десяток пациентов существуют и больничные комплексы на многие сотни коек. Главное, чтобы врачи были добрыми и знающими своё дело.

Так и в церковной жизни: есть маленькие уютные общинки, и есть огромные многолюдные приходы. Главное, чтобы и там, и там христиане молились Богу и соединялись вокруг евхаристической Чаши, чтобы они исполняли заповеди о любви к Богу и ближним. Тогда остальное не будет иметь большого значения. Но, если хочется на приходе душевных отношений, то многочисленность, конечно, создаёт проблему.

Настоятель должен настаивать

В отношениях с сотрудниками настоятелю зачастую трудно сохранить тёплые отношения, потому что иногда он бывает обязан делать строгие замечания, требовать исполнения своих указаний и даже наказывать подчинённых за провинности.

Понятно, что те люди, которые в общении с духовником ищут духовной пользы или даже отсечения своей воли ради воли Божией, будут гораздо меньше искушаться, оказавшись у духовника в послушании ещё и как у начальника. А те, кто в общении с духовником ищут преимущественно утешения, будут искушаться больше.

Перед настоятелем-духовником стоит трудная задача: быть одновременно и требовательным начальником, и любвеобильным отцом. Эта задача для него разрешима лишь в той мере, в какой сам он ищет исполнения относительно своих чад благой и спасающей воли Божией, а не душевных утешений. Но надо сказать, что большинство из нас немощны. По этой причине трудно и, как правило, невозможно совмещать настоятельство и духовничество.

Для своих не хватает мест, на места не хватает своих

Для душевных отношений необходима какая-то совместная деятельность. Поле приходской деятельности может быть довольно широким (в зависимости от талантов настоятеля и обстоятельств), но далеко не всякому, даже самому благочестивому и достойному прихожанину можно найти подходящее занятие при храме (по самым разным объективным причинам). Это с одной стороны.

А с другой стороны, приходские нужды обычно заставляют принимать в штат сотруд­ников подходящей квалификации, но не обязательно своих по душе и по духу. А что поделаешь? Если нет, скажем, каменщика благочестивого, приходится принимать на работу такого, какой есть. Дело-то нужно делать. Получается, что некоторые или даже многие сотрудники просто работают в храме, как работали бы на заводе, но, даже видя это, разве можно дать им почувствовать, что они какие-то не свои для настоятеля? Но можно ли таких людей считать членами общины?

Семья на первом месте

Проводить много времени на приходе и нести там постоянные послушания возможно далеко не для всех даже самых благочестивых и духовно настроенных постоянных прихожан, особенно – для семейных. Но то, что у семейного человека забот по дому больше, чем у несемейного, это нормально. Ненормально, когда христианин из семьи бежит в приход. Для него семья и есть место его служения, даже если там непросто, муж или жена в храм не ходит, в Бога не верит. Тем более надо трудиться, налаживать отношения, а не сбегать от «неверных» к «своим».

В основе – не дружба, а служба

Концепция прихода как большой семьи может полноценно работать, когда община немногочисленна и состоит из вполне церковных людей, между которыми существуют тёплые дружеские отношения. Но вообще, дружба в духовной жизни непрочный фундамент.

Много лет назад, когда я только пришёл на приход, то всё закипело, забурлило, набежало очень много людей, молодёжи, некоторые стали прямо-таки жить на территории храма, многим это нравилось, и я это поощрял, мне тоже нравилось. И большим отрезвлением стало для нас, когда один из лидеров общины вдруг вернулся к наркотикам, а другой запил – оба после долгого перерыва.

Это была грозная, но правда жизни, не мечтание, какие мы славные, как нам вместе хорошо, а правда, что все мы расслабленные, связанные страстями, находящиеся на грани духовной смерти люди. Как в больнице важно не то, чтобы на окошках стояли цветы и врач всем улыбался, а чтобы он их хорошо лечил. Улыбнуться тоже неплохо, но по существу любовь врача проявится в том, что он будет внимателен к больным, будет повышать свою квалификацию – короче говоря, будет делать всё возможное, чтобы больные поправлялись.

Я это понял, и теперь на первое место ставлю не взаимоотношения, а служение. Кстати, взаимоотношения от этого не стали хуже, а только, я бы сказал, подсушились, стали не такими душевными. И слава Богу! Не нужно стараться развивать в себе душевность, а нужно стараться с Божьей помощью раскрыться для действия Божественной благодати.

Ради этого мы приходим в храм, где нас объединяет Чаша Господня, из которой мы все причащаемся. Среди прихожан есть и большие начальники, и рабочие, и учёные, и уборщицы – ну какая тут может быть дружба? Бывает, конечно, всякое, но мы сейчас говорим не о том, что бывает, а об устройстве приходской жизни. Но Евхаристическая Чаша объединяет всех нас.

Прав наш сухой Устав

Приход – Тело Христово

Теперь я понимаю, что прав наш сухой Устав. Приход это и есть община православных христиан, объединённых совместным участием в богослужении. И если нам это кажется малым, то это, как невысокими кажутся горы с большого расстояния: горы высоки, но мы от них далеки.

В наше время обычно на великом входе священник возглашает: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» но в Служебнике – обратите внимание – сказано иначе: «Всех вас, православных христиан…» Каждая приходская община, собравшись на Литургии, и есть вся Церковь. А душевные отношения могут складываться по-разному, не в них суть. Главное в приходской общине – Тело и Кровь Христовы. Ради единения с Богом и я, и мои прихожане должны устремляться в храм Божий.

При этом кто-то призван нести на приходе священное служение, кто-то – какое-то иное, а кто-то только принимает участие в таинствах – это, по большому счёту, не имеет существенного значения.

Неверная установка, что полноценным членом прихода может быть лишь тот, кто участвует в «приходской деятельности», а не только причащается раз в неделю. Если, скажем, в семье несколько детей, мать занимается их воспитанием, а отец весь день работает на заводе, чтобы прокормить семью, если эти люди стараются жить по-христиански, а в церковь ходят только по воскресеньям ради причастия, то, что в этом плохого? Неправильно считать, что если какой-то прихожанин в нашем храме не трудится, то он какой-то неполноценный. Опыт показывает, что это совсем не так. У нас есть прихожане, которые в храм ходят только на службу, внешне благочестивые и внутренне стараются жить по-христиански, борются со своими страстями, стараются посильно молиться. Почему они не должны считаться членами нашей общины?

Духовенство и сотрудники – тоже община

Люди, которые на приходе под руководством настоятеля что-то делают во славу Божию (не обязательно без жалованья, но во славу Божию) тоже составляют приходскую общину (это ещё один смысл: духовенство и сотрудники прихода). Настоятелю нужно уметь как-то эту общину не разорить, но и не превратить вместе с собой в сплочённую секту православного обряда.

Вот меня Бог поставил служить, я служу. Бог послал кого-то вместе со мной нести приходское служение, мы вместе несём это служение. Христос, когда Богородица и братья хотели к нему пройти, а народ не пускал, сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Перефразируя эти слова, можно сказать, что, когда кто-то делает со мной единое дело, тот мне брат, и сестра, и мать. При этом нужно помнить, что своей домашней церкви священник должен уделять не меньше внимания, чем приходу. Всем – всё внимание! Но это отдельная большая тема.

Человеческие отношения складываются по-разному, кто-то, может быть, важнейший сотрудник, а отношений близких нет. Ну, что ж? Читали в книгах о войне − стоит одна рота, рядом другая, держат фронт. Мы, может быть, с соседним капитаном не приятели, может, я любитель поболтать, а он молчун, но мы делаем общее дело; когда нужно, помогаем друг другу, жизнью жертвуем друг за друга – так не всегда бывает, но так должно быть.

Братские молебны

Иногда на приходах устраивают особые молебны для сотрудников или для духовных чад. Это обычное и доброе дело. Например, можно устроить молебен с сотрудниками перед началом каких-то важных работ по храму. Если кто-то из духовных чад какого-нибудь батюшки заболел, а друзья болящего (тоже духовные чада того же батюшки) просят духовного отца отслужить молебен о здравии, очень хорошо. То же касается и других треб.

Но у меня был вот какой опыт в девяностые годы. Наша приходская община тогда была большой компанией друзей, и я решил для внесения в компанейскую жизнь дополнительной церковности устраивать раз в неделю «братские молебны», собираясь за час до общей вечерней службы. Однако со временем стало заметно, что многие из нашей компании ходят на «братские молебны» неохотно, зато другие прихожане, прослышав о таких богослужениях, наоборот, постепенно подтягиваются. Стало ясно, что не молитва в центре наших отношений. И возник вопрос о «других прихожанах»: они для меня что – не свои?

Приходская взаимопомощь

Один батюшка как-то рассказывал, что на приходе, где он вырос, если кто-то из прихожан тяжко заболевал, то звонил настоятелю, а тот оповещал членов общины и просил по возможности помочь болящему. Это, конечно, прекрасно.

Но лучше бывает, если и без звонка батюшке находятся брат или сестра, готовые помочь. Хорошо, когда духовник организует взаимопомощь, но ещё важнее учить людей относиться друг к другу по-христиански, не дожидаясь подсказки. Лучше, когда люди просто помогают друг другу в случае нужды, а вот, когда братской взаимопомощи не хватает, обращаются к настоятелю, и он решает вопрос. Но лучше, когда до «решает вопрос» дело не доходит.

В гости к прихожанам

Насколько близко священник должен общаться с прихожанами? Созваниваться, встречаться или всё только в стенах храма? Думаю, что все мы разные – у кого-то это складывается естественно, и люди получают пользу. Знаю одного старенького, очень интеллигентного, обаятельного и благочестивого батюшку, при этом прекрасно светски образованного – художник, архитектор. Духовные чада часто приглашают его в гости.

А у кого-то общение с прихожанами может складываться по-иному, но это не значит, что хуже. Есть вещи, которым вообще невозможно научить, это дары, которые, если есть, человек должен их во славу Божию использовать. А если нет, то нет. Но, значит, есть иные дары. Вот, например, знаю одного священника: доброй нравственности, молитвенник, иконописец, очень тихий человек, друзей у него кроме жены нет – ну и хорошо.

Один батюшка рассказывал, что живёт в обычном многоэтажном доме, и с ним в одном подъезде, несколькими этажами ниже живёт прихожанка, которая у него исповедуется, и в соседнем подъезде тоже живёт прихожанка, которая у него исповедуется, причём, каждую неделю. Но он ни у той, ни у другой никогда не был в гостях. Не очень-то душевно, конечно. А, с другой стороны, если общего дела нет, обязанности общаться нет, серьёзная дружба не сложилась, вести же светские беседы нет привычки, неужели нужно вымучивать из себя общение? Батюшка тот занят по службе каждый день с утра до вечера, любую свободную минуту старается уделять семье. Он своим соседкам служит как духовник и благодарен им, что они не зовут его в гости, а дают отдохнуть.

Отцы приходят и уходят – Отечество пребывает вовек

Даже когда общину много лет возглавляет истинный пастырь, с его уходом (кончиной, переводом) она обычно вскоре исчезает или в корне меняет свой характер. Приход как административная единица может, конечно, сохраниться, но… всё не то. Как избежать этого?

А нужно ли избегать? Действительно, именно общины, сложившиеся вокруг духовно и душевно одарённых пастырей, когда по какой бы то ни было причине лишаются этого отца, испытывают тяжёлый кризис и обычно вскоре перестают существовать (по крайней мере, в качестве общины духовных чад). Если есть преемник отца, могут продержаться ещё одно, так сказать, поколение.

Тут в качестве примера можно вновь вспомнить приход Николы в Кленниках на Маросейке в Москве. Праведный старец Алексий (Мечёв) ещё до своего отшествия ко Господу сделал своим преемником протоиерея Сергия (Мечёва), своего сына, клирика того же храма, будущего священномученика. И община сохранилась, потому что был всеми признанный преемник духовного отца. А после ареста отца Сергия преемника уже не было, да и храм закрыли, и община, хотя и долго держалась, но, конечно, не смогла сохраниться. Сейчас в храме Николы в Кленниках восстановлен приход, и память о тогдашней Маросейской общине свято чтится, хотя теперь там, естественно, другая община.

Но в том, что общины духовных чад, как правило, не сохраняются после кончины духовного отца, нет ничего страшного и даже плохого. Люди, в том числе святые, приходят и уходят, а Церковь пребывает вовеки. Своих наставников будем почитать, молиться о них, слушаться их. А оставшись без руководителя, не будем унывать, потому что Бог никогда не оставит своим наставлением, тех, кто хочет жить по воле Божией.

Фрагмент из книги «Красные врата»

Почему разваливаются приходские общины?

Совместная деятельность должна сплачивать прихожан или, наоборот, быть плодом их сплоченности? Надо ли настоятелю стремиться к тому, чтобы все прихожане непременно дружили и хорошо друг друга знали? Что должно быть в основании общины, чтобы приход не развалился в один момент?

Когда я стал настоятелем в Красногорске, много молодежи собралось в храме, я пришел в некий восторг… Сейчас со стыдом вспоминаю о том своем восторге. По милости Божией, не развалился приход, а у одного очень уважаемого мной священника, в своё время, все рухнуло, все его бросили. Потому что в основу было положено не духовное, а душевное. Потом новые люди пришли, сейчас у него другая община.

У нас до этого не дошло, все как-то само собой подкисло, а потом выправилось. Потому что изначально община основывалась на дружбе, а не на службе.

А дружеские отношения - в духовной жизни непрочный фундамент.

Я этого не скрывал - говорил и говорю, что основание общины в служении, а не во взаимоотношениях . Я поставлен служить, кто-то несет свое служение вместе со мной (я имею в виду отнюдь не только духовенство) - вот что такое приходская община.

Служение может быть не таким ярким… Например, что особенного делает водитель или водопроводчик? Но оба могут себя чувствовать членами общины. А взаимоотношения какие сложатся, такие и сложатся - не это главное. Главное дело прихода - обеспечить богослужение.

Это не значит, что я против какой-то приходской работы.

Но приходская общественная деятельность должна быть не плодом наших измышлений, а плодом нашего литургического единства и пастырского окормления прихожан.

Тогда, если у людей есть желание и идеи, пусть работают, мое дело - не мешать, помогать, поддерживать.

Пришли в храм детские музыкальные педагоги - создалась Детская церковная музыкальная школа. Появился молодой батюшка, хорошо ладящий с молодежью - закипела эта деятельность. А вот благотворительная деятельность в больнице развилась (были у нас две медсестры по уходу), а потом развалилась - одна в монастырь ушла, другая институт закончила. Что поделаешь?

Кроме того, многие юноши и девушки переженились между собой. А у семейного человека забот по дому прибавляется, и это нормально.

Ненормально, когда человек из семьи бежит в приход.