Учитель провел опыты с прибором. Диагностической работы по физике. Указания к оцениванию

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов

предметного мониторинга

по физике

На выполнение работы по физике отводится 45 минут. Работа состоит из 2 частей и включает 18 заданий.

Часть А содержит 14 заданий (А1–А14), к каждому из них приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания части А в бланке ответов № 1 поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

Часть В содержит 4 задания с кратким ответом (В1-В4). При выполнении заданий части В ответ записывается в бланке №1 в отведённом для этого месте.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться ученической линейкой, черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Желаем успеха!

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

Справочные данные

Нормальные условия: давление 105 Па, температура 0°С


Часть А

При выполнении заданий (А1–А14) этой части из четырёх предложенных вариантов ответов выберите один верный. В бланке ответов поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А1. Шарик равноускоренно скатывается по наклонной плоскости из состояния

покоя. Начальное положение шарика и его положения через каждую секунду

0 " style="border-collapse:collapse">

https://pandia.ru/text/80/118/images/image015_18.jpg" width="625" height="210 src=">

А5. Брусок массой 100 г находится на горизонтальной поверхности. Какую силу, направленную горизонтально, нужно приложить к бруску, чтобы он мог двигаться с ускорением 2 м/с2? Коэффициент трения между бруском и поверхностью равен 0,1.

А6. Открытый сосуд заполнен водой. На каком рисунке правильно изображено направление конвекционных потоков при приведённой схеме нагревания?

А7. Для определения удельной теплоты сгорания топлива необходимо знать

1) энергию, выделившуюся при полном сгорании топлива, его объём и

начальную температуру

2) энергию, выделившуюся при полном сгорании топлива, и его массу

3) энергию, выделившуюся при полном сгорании топлива, и его плотность

4) удельную теплоёмкость вещества, его массу, начальную и конечную

температуры

А8. При нагревании и последующем плавлении кристаллического вещества массой 100 г измеряли его температуру и количество теплоты, сообщённое веществу. Данные измерений представлены в виде таблицы. Последнее измерение соответствует окончанию процесса плавления. Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите удельную теплоту плавления вещества.

https://pandia.ru/text/80/118/images/image018_13.jpg" width="622" height="345 src=">

А10. На рисунке приведена столбчатая диаграмма. На ней представлены значения силы тока в двух проводниках (1) и (2) одинакового сопротивления. Сравните значения работы тока А1 и А2 в этих проводниках за одно и то же время.

DIV_ADBLOCK73">


Направление электрического тока и взаимодействие проводников верно

изображены на рисунке

А12. На рисунке изображены оптическая ось ОО1 тонкой линзы, предмет А и его изображение А1, а также ход двух лучей, участвующих в формировании изображения

Согласно рисунку фокус линзы находится в точке

1) 1, причём линза является собирающей

2) 2, причём линза является собирающей

3) 1, причём линза является рассеивающей

4) 2, причём линза является рассеивающей

А13. В сеть с напряжением 120 В последовательно с лампой включён реостат. Напряжение на реостате 75 В. Каково сопротивление лампы, если сила тока

в цепи равна 12 А?

А14. Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите, изотоп какого элемента образуется в результате электронного бета-распада висмута.

https://pandia.ru/text/80/118/images/image024_4.jpg" width="624" height="214 src=">

В2. Пуля прошла по горизонтали сквозь фанерную мишень. Как при этом изменилась кинетическая, потенциальная и внутренняя энергия пули? Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.

https://pandia.ru/text/80/118/images/image026_3.jpg" width="244" height="142">

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных

утверждения. Укажите их номера.

1) Точка 2 на графике соответствует жидкому состоянию вещества.

2) Внутренняя энергия вещества при переходе из состояния 3 в состояние 4 увеличивается.

3) Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии равна удельной

теплоёмкости этого вещества в жидком состоянии.

4) Испарение вещества происходит только в состояниях, соответствующих горизонтальному участку графика.

5) Температура t2 равна температуре плавления данного вещества.

В4. Учитель провёл опыты с прибором, предложенным Паскалем. В сосуды, дно которых имеет одинаковую площадь и затянуто одинаковой резиновой плёнкой, наливается жидкость. Дно сосудов при этом огибается, и его движение передаётся стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой жидкость давит на дно сосуда. Условия проведения опытов и наблюдаемые показания прибора представлены на рисунке.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений.

Укажите их номера.

1) При увеличении высоты столба жидкости её давление на дно сосуда

увеличивается.

2) Сила давления воды на дно сосудов во всех трёх опытах одинакова.

3) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит от плотности

жидкости.

4) Сила давления жидкости на дно сосуда зависит от площади дна сосуда.

5) Давление, создаваемое водой на дно сосуда, не зависит от формы сосуда.

Система оценивания выполнения работы по физике

Часть А

За верное выполнение каждого из заданий А1–А14 выставляется по 1 баллу.

Часть В

Каждое из заданий В1-В4 оценивается 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа; 1 баллом, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если ответ не содержит элементов правильного ответа.

Запишите в таблицу

два


диагностической работы по Физике

Для учащихся 7 классов

Сплошной деревянный брусок ставят на стол сначала гранью, имеющей наименьшую площадь поверхности, затем – гранью с большей площадью поверхности (см. рисунок).

Как при этом меняется давление бруска на стол, а также сила тяжести, действующая на брусок?

Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Ответ: А Б
8

Установите соответствие между физическими приборами и физической закономерностью, лежащей в основе их работы. К каждому физическому прибору из левого столбца подберите физическую закономерность из правого столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Из предложенного перечня выберите два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

Ответ: А Б

Для ответа на задания С1–С2 используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

Прочитайте текст и выполните задания 13, С1.

Ответом к каждому из заданий В1-В4 будет некоторая последовательность цифр. Впишите в бланк ответов №1 номера выбранных ответов в нужной последовательности без пробелов и запятых. Цифры в ответах к заданиям В1-В4 могут повторяться.

В1. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для измерения этих величин.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В2. Пуля прошла по горизонтали сквозь фанерную мишень. Как при этом изменилась кинетическая, потенциальная и внутренняя энергия пули? Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.

В3. На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени τ, полученный при равномерном нагревании вещества нагревателем постоянной мощности. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных

утверждения. Укажите их номера.

1) Точка 2 на графике соответствует жидкому состоянию вещества.

2) Внутренняя энергия вещества при переходе из состояния 3 в состояние 4 увеличивается.

3) Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии равна удельной

теплоёмкости этого вещества в жидком состоянии.

4) Испарение вещества происходит только в состояниях, соответствующих горизонтальному участку графика.

5) Температура t 2 равна температуре плавления данного вещества.

В4. Учитель провёл опыты с прибором, предложенным Паскалем. В сосуды, дно которых имеет одинаковую площадь и затянуто одинаковой резиновой плёнкой, наливается жидкость. Дно сосудов при этом огибается, и его движение передаётся стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой жидкость давит на дно сосуда. Условия проведения опытов и наблюдаемые показания прибора представлены на рисунке.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений.



Укажите их номера.

1) При увеличении высоты столба жидкости её давление на дно сосуда

увеличивается.

2) Сила давления воды на дно сосудов во всех трёх опытах одинакова.

3) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит от плотности

жидкости.

4) Сила давления жидкости на дно сосуда зависит от площади дна сосуда.

5) Давление, создаваемое водой на дно сосуда, не зависит от формы сосуда.

Ученик провёл эксперимент по изучению количества теплоты, выделяющейся при остывании металлических цилиндров разной массы, предварительно нагретых до температуры t 1 °С.

Количество теплоты оценивалось по нагреванию 100 г воды, налитой в калориметр и имеющей первоначально температуру 20 °С, при опускании в неё нагретого цилиндра и установления состояния теплового равновесия.

В таблице указаны результаты экспериментальных измерений массы m цилиндра, первоначальной температуры цилиндра t 1 и изменение температуры Δ t воды для четырёх опытов.

опыта

Материал цилиндра

Масса
цилиндра
m , г

Начальная
температура
цилиндра
t 1 ,°C

Изменение
температуры
воды
Δt ,°C

медь

100

100

алюминий

100

алюминий

200

100

медь

200

100

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Количество теплоты, выделяемое нагретым цилиндром, прямо пропорционально начальной температуре.

2) Количество теплоты, выделяемое нагретым телом, не зависит от массы тела.

3) При остывании цилиндров в первом и втором опытах выделилось одинаковое количество теплоты.

4) В четвёртом опыте состоянию теплового равновесия соответствовала температура 33 °С.

5) При остывании алюминиевого цилиндра в третьем опыте выделилось наименьшее количество теплоты.

Решение.

Проанализируем утверждения.

1) Утверждение не следует из анализа экспериментальных данных, поскольку цилиндры одинаковой массы и разных начальных температур.

2) Утверждение противоречит экспериментальным данным 1 и 4.

3) Утверждение верно, поскольку воды нагрелась на одинаковое количество градусов.

4) Утверждение верно, поскольку первоначальная температура воды была 20 °C.

5) Утверждение противоречит экспериментальным данным 1, 2 и 4.

Ответ: 34.

Источник: Типовые экзаменационные варианты по физике. Е. Е. Камзеева - 2013, вариант 5.

Задание 19 №

Учитель на уроке, используя катушку, замкнутую на гальванометр, и полосовой магнит (рис. 1), последовательно провёл опыты 1 и 2 по наблюдению явления электромагнитной индукции. Описание действий учителя и показания гальванометра представлены в таблице.

1) Величина индукционного тока зависит от геометрических размеров катушки.

2) При изменении магнитного потока, пронизывающего катушку, в катушке возникает электрический (индукционный) ток.

3) Величина индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока, пронизывающего катушку.

4) Направление индукционного тока зависит от того, увеличивается или уменьшается магнитный поток, пронизывающий катушку.

5) Направление индукционного тока зависит от направления магнитных линий изменяющегося магнитного потока, пронизывающего катушку.

Решение.

Проанализируем утверждения.

1) Утверждение не соответствует экспериментальным данным, поскольку в обоих опытах катушка была одна и та же.

2) Утверждение соответствует экспериментальным данным.

3) Утверждение не соответствует экспериментальным данным, поскольку в обоих опытах скорость была одинакова.

4) Утверждение не соответствует экспериментальным данным, поскольку в обоих опытах магнит вносили в катушку, т. е. увеличивали поток.

5) Утверждение соответствует экспериментальным данным.

Ответ: 25.

Задание 19 №

Учитель провёл опыты с прибором, предложенным Паскалем. В сосуды, дно которых имеет одинаковую площадь и затянуто одинаковой резиновой плёнкой, наливается жидкость. Дно сосудов при этом прогибается, и его движение передаётся стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой жидкость давит на дно сосуда. Описание действий учителя и наблюдаемые показания прибора представлены в таблице.

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Давление, создаваемое водой на дно сосуда, не зависит от формы сосуда.

2) Давление воды в первом и втором опытах одинаково.

3) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, не зависит от плотности жидкости.

4) Сила давления жидкости на дно сосуда зависит от площади дна сосуда.

5) При увеличении высоты столба жидкости её давление на дно сосуда увеличивается.

Решение.

Проанализируем утверждения.

1) Утверждение следует из экспериментальных данных.

2) Утверждение соответствует показаниям приборов.

3) Утверждение не следует из экспериментальных данных, поскольку во всех опытах использовалась вода.

4) Утверждение не следует из экспериментальных данных, поскольку площади дна во всех трёх опытах одинаковы.

5) Утверждение не следует из экспериментальных данных, поскольку высота столба жидкости во всех опытах была одинакова.

Ответ: 12.