Викторина по сказкам (начальные классы). Викторина по сказкам (начальная школа), конкурсы, эстафеты по сказкам Интересные задания к сказочной викторине

Конспект урока-викторины по сказкам А.С.Пушкина

Урок- викторина по сказкам Пушкина « …Там чудеса, там леший бродит …»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний умений
Цель урока: создать условия для применения обобщённой системы знаний полученной в результате изучения сказок А.С.Пушкина
Задачи урока:
1. Повторить и обобщить знания о творчестве А.С.Пушкина:
2. Уметь узнавать сказку по её характерным особенностям
3. Знать содержание основных сказок писателя.
4. Развивать внимание, память, логическое мышление.
5. Прививать интерес к чтению
6. Расширять читательский кругозор
7. Развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся
8. развивать зрительное восприятие
9. Формирование коммуникативных умений
10. Развивать умение работать в группах
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, уважение к прошлому многонационального народа России, развитие творческого воображения.
Регулятивные УУД: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников: о волшебных предметах героев, название и девиз команды.
Коммуникативные:уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать учащихся класса, толерантному отношению к партнёру по группе, паре; адекватно воспринимать успехи соперников.
Оборудование :компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядный материал:
презентация, выполненная в программе Power Paint (приложение №1);
аудиозапись музыкальных произведений Э.Грига, П.И.Чайковского;
рисунки сказочных героев, выполненных учащимися;
выставка книг «В мире сказок А.С.Пушкина»;
цветовые ярлычки для групп;
конверты с заданиями: медали

Ход урока.

1. Организационный момент.
Начинается урок!
Он пойдёт ребятам впрок
2. Вступительное слово учителя о теме и целях урока. (на фоне музыки)
У нас сегодня урок необычный
Надеюсь, вы справитесь все на «отлично»
Но прежде чем начинать читать,
Язычок нам нужно хорошо размять.
Дыхательная гимнастика «Свеча»
«Лесенка»
«Воздушный шарик»
Артикуляционная гимнастика «Почесывание»
«Лошадка»
«Чистим зубки»
Чтение соединений
с па к ро иа у ивз уки
сп р у ол ашк сви лна
Прочитайте выделенные буквы и вы узнаете о чем мы будем говорить на уроке.(Сказки Пушкина)
Правильно, мы будем говорить о сказках Пушкина, ведь « …там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит,»

3. Распределение учащихся на 2 команды.
ВИКТОРИНА
Каждой команде по одному отрывку, правильный ответ- 1 балл
Первый конкурс «Из какой сказки эти строчки», продолжите. 5 мин.
1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,
-Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
(Приготовила б я пир).
"Кабы я была царица,
-Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
(Наткала я полотна".)
"Кабы я была царица,
-Третья молвила сестрица, -
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря ".) Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне лебедь.
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно...(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу.
Старуха пряла свою пряжу.) Сказка о рыбаке и рыбке
3. . Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился
И царица у окна
(Села ждать его одна)" Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?"
Поп ему в ответ: ...
"Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
(Служителя не слишком дорогого? ") Сказка о попе, работнике его Балде.

2 конкурс называется «Внимательный читатель» (каждой команде по очереди задаются вопросы) 12-15 мин.
Мы проверим, как внимательно вы читаете сказки

Первая сказка Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне лебедь
1.Как звали сына царя Салтана? (Ответ: Князь Гвидон.)
2. В кого превращался князь Гвидон? (Ответ: комар - муха - шмель.)

А сейчас ребята возьмите карточку №1. Прочитайте этот отрывок про себя. С какими героями. встретились в этом отрывке? (Три сестры, царь, автор))
Прочитайте этот отрывок про себя и отметьте, где чьи слова. Приготовьтесь читать этот отрывок по ролям.

Вторая сказка Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
1.. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Ответ: солнце, месяц, ветер.)
2. Кто в этой сказке Пушкина умер от восхищения?(первая царица)
3. С какими словами обращалась царевна к зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи- Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?)
4. Что ответило царице зеркальце в конце сказки? ("Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее".)

Третья сказка Сказка о рыбаке и рыбке
1. Сколько лет старик рыбачил? ("Ровно тридцать лет и три года".)
2. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (Ответ: 3 раза.)
3. Что поймал старик в первый и во второй раз? (Ответ: 1-й раз - тину, 2-й раз - морскую траву.)
4. Помогла ли рыбка старику и как?

Четвёртая сказка Сказка о попе, работнике его Балде.
1. Кто вспомнит, какие состязания были у Балды с чертями? (Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.)
2.За какую плату согласился работать Балда? (Ответ: за 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу
Возьмите карточку №2 прочитайте отрывок жужжащим чтением. А сейчас прочитайте выразительно этот отрывок

Третий конкурс называется «Волшебный сундучок» , в нем остались предметы, забытые героями сказок Пушкина. Вы должны отгадать хозяина. 5 мин
a) Яблоко (царица –мачеха)
b) Белочка (царь Гвидон)
c) Верёвка (Балда)
d) Рыбка (старик)
e) Зеркало (царица-мачеха)
f) Орехи (белочка)

Четвёртый конкурс конкурс «Путаница» нужно восстановить отрывок одной сказки. 5-6 мин
Прочитайте, что у вас получилось.

Пятый "ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?" :6 мин
Предлагается ответить за одну минуту на шесть вопросов.
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Попадья и золотая рыбка? (Нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
Проверка – за каждый правильный ответ 1 балл

Ведущий:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Победители викторины награждаются медалями с с надписью "Знатоку сказок А.С. Пушкина" I, II степени.

Викторина по сказкам А.С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!»
Цель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
2. Расширить кругозор учащихся 5 классов
3. Развивать внимание, память, речь и мышление.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.
Учитель:
Есть у каждого свой Пушкин.
В самого себя взгляни:
Есть и у тебя свой Пушкин,
Он твоей душе сродни.
Если из сердец влюблённых
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но творит законы гений:
Тем­то гений и хорош,
Что хоть несколько мгновений
Даже самый скромный схож…
С тем, который по заслугам
Почитаем и любим.
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.

Вспомним
Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого
поэта.

Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам
необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать
себе название и выбрать капитана.
сказки.

1 конкурс «Из какой сказки отрывок?»
(Каждой команде предлагается по очереди по 4 отрывка. За каждый
правильный ответ по 1 баллу)
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком («Сказка о царе
2.
3.
Салтане…»)
«Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…»
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
«Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно».
(«Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а пред нею
разбитое корыто». (« Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил­был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике
6.
7.
8.
Балде»)
«В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил­был славный
царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх
текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане»)
«Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о
спящей царевне и семи богатырях»)
2 конкурс «Узнай, от кого пришла телеграмма»
Командам выдаются телеграммы. Они должны угадать, кому из
сказочных персонажей они принадлежат (За каждый правильный ответ
– 2 балла)
Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море
морщить, да проклятое племя корчить. (Ответ: Балда)
Телеграмма 1.
Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна.
Ждите, ждите. Очень спешим! (Ответ: Корабельщики)
Телеграмма 2.
Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна.
(Ответ: Вторая сестрица)
Телеграмма 3.

Телеграмма 4.
Очень жаль, приехать не могу. Горе мне! Попались в сети оба наших
сокола! Горе! Смерть моя пришла.
(Ответ: Царь Дадон)
3 конкурс «Чёрный ящик»
Каждой команде по очереди нужно угадать, что спрятано в черном
ящике. На вопросы они получают ответ «да» или «нет».
Например:
­Это одушевленный предмет?
­Нет.
(одной команде можно положить зеркальце, а другой – яблоко)
За угаданный предмет – 3 балла.
4 конкурс «Лучший знаток сказок»
Вопросы задаются по очереди каждой команде. За каждый правильный
ответ по 1 баллу (максимум за этот конкурс – 4 балла)
1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
(Ответ: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»)
2. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
(Ответ: «Смилуйся, государыня рыбка…»)
3. Что

кричал
Петушок,

спице?
(Ответ: «Кири­ку­ку! Царствуй лежа на боку!»)
4. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал
Балда с укоризною?
(Ответ: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною»)
5. Что молвила третья сестрица?
(Ответ: Я б для батюшки царя родила богатыря»)
6. Что молвила Золотая рыбка, когда старик её поймал?
(Ответ: «Отпусти ты, старче, меня в море…»)
7. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Ответ: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»)
8. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане…» ?
(Ответ: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
5 конкурс «Кроссворд»

В выделенной
«Лукоморье»
строке (по вертикали) должно получиться
1 С А Л Т А Н
2 Р У С А Л К А
3 К О Т
4 Б О Ч К А
5 Т Е М Н И Ц А
6 К О Л Д У Н
7 Ч Е Р Н А В К А
8 Л Е Б Е Д Ь
9 Н Е В О Д
КРОССВОРД
Разгадав кроссворд, вы сможете прочитать по вертикали его название.
Оно и будет ключом.
1. Как звали отца князя Гвидона?
2. Кто сидит на ветвях известного вам дуба?
3. Самое учёное животное на свете?
4. Вид морского транспорта князя Гвидона и его матери?
5. Где обычно тужат царевны?
6. Кто носит богатырей по воздуху?
7. Какзвали служанку, которая отвела царевну «в глушь лесную»?
8. Кем была жена Гвидона до свадьбы?
9. Чем старик ловил рыбу?
6 конкурс «Помести героя в сказку»
Ведущий: Вам дан список героев и сказок, необходимо поместить каждого
героя в его сказку.

1. Тридцать три богатыря
2. Царь Дадон
3. Старуха
4. Семь богатырей
5. Шамаханская царица
6. Князь Гвидон
7. Молодая царевна
8.
9. Царевич Елисей
10. Рыбка
11. Белочка
12. Петушок
Сватья баба Бабариха
«Сказка о царе Салтане»_____________________
«Сказка о рыбаке и рыбке»_______________________
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»_______________________
«Сказка о золотом петушке»_______________________
7 конкурс «Шифровка»

Расшифруй слово и назови, из какой оно сказки.
АЗРОКЕЛ
ЫБАРК
ТЕОШПКУ
ЕЛАБК
АРХИБААБ
ЬЕЛДЕБ
Ответы:
Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)
Рыбак («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Петушок («Сказка о золотом петушке»)
Белка («Сказка о царе Салтане»)
Бабариха («Сказка о царе Салтане»)
Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
8 конкурс «Капитанов»
Капитан должен составить как можно больше слов из слова ЛУКОМОРЬЕ.
8 конкурс «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Для болельщиков

1. Где встретились поп и Балда? (на базаре)
2. Что хотел посмотреть поп на базаре? (Кой­какого товару)
3. Какую смежную профессию имел Балда? (повар)
4. Кто обещал за своё спасение дорогой откуп? (рыбка)
5. Кем был муж сварливой старухи? (рыбак)
6. Кто чахнет над златом? (Кащей)
7. Кого Балда назвал своим младшим братом? (Зайку)
8. Куда попала золотая рыбка? (невод)
9. Кто указал дорогу королевичу Елисею? (ветер)
10.Кого убил из лука князь Гвидон? (коршуна)
11.Советник царя Дадона. (Полкан)
12.Что помогло Салтану с корабля увидеть Гвидона? (Труба)
13.Каков был рост Гвидона при рождении? (Аршин)
14.Что захотел устроить себе под старость царь Дадон? (Покой)
15.Что должен был есть Балда согласно договору? (Полбу)
16.Что принёс Балда от чертей попу? (Оброк)
17.Что увидел Дадон промеж высоких гор? (Шатёр)
18.Кто ел за четверых, а работал за семерых? (Балда)
19.Что является уроком для добрых молодцев? (Сказка, намёк)
9 конкурс «Доскажи словечко и узнай сказку»
1. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных …(усачей).

2. «Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому …(зверюшку)».

3. Пошел поп по базару
Посмотреть кой­какого товару.
Навстречу ему …(Балда)
Идет, сам не зная куда.

4. Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать …(золотую рыбку).

5. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь…(Дадон)
Дал отпор со всех сторон!

6. «А теперь нам вышел срок -
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна
В царство славного … (Салтана...)
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
7. «Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей…
(Королевич Елисей)».
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
8. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка…
(Золотого петушка).
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
9. Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на …(русский авось).
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
10.И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь…(Гвидон).
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
11.Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе …(Чернавку).
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
12. Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, …(простофиля)!
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
13. Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька …(Черномор).
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Подведение итогов
Учитель:
Пушкин ­ это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из­за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.

Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин – это красота,
Пушкин – это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.
Итог: Дорогие ребята! Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим
поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его
повести, поэмы, романы. До новых встреч!!!

Игра-викторина "В гостях у сказки"

Цель:

  • заинтересовать детей в чтении книг;
  • расширить их кругозор и словарный запас;
  • воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое.

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, диск с песнями, поощрительные призы.

Условия игры: в игре принимают участие дети младшего школьного возраста. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ - 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход викторины.

Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения - это сказки. В самом раннем детстве мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки и устное народное творчество. Как вы думаете - зачем? (ответы детей) Верно, ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней викторины - вспомнить как можно , их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.

Представление жюри. Класс делится на две команды, отвечающий участник зарабатывает очко для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.

Давайте будем мы играть!

Раз, два, три, четыре, пять…

Кто в викторине победит?

Конечно, лучший эрудит!

У нас сомнений в этом нет -

Он самый первый даст ответ.

Первый конкурс «Сказочные фразы».

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.

(команды отвечают по очереди)

  1. В некотором царстве…(в некотором государстве).
  2. По щучьему велению…(по моему хотению).
  3. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
  4. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
  5. И я там был, мёд - пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
  6. Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

Второй конкурс «Угадай сказку».

(за каждый правильный ответ 1 очко)

Вопросы для первой команды:

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

К дому подошла - обманула петуха.

Унесла его в тёмные леса,

За высокие горы, за быстрые реки.

(Петушок - золотой гребешок.)

2. В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?

(Гуси - лебеди.)

3. В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?

(Крошечка Хаврошечка.)

4. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (рус.нар.сказ. Царевна-лягушка.)

Вопросы для второй команды:

1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

2. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробке с пирогами, которую нёс медведь?

(Маша и медведь.)

3. В какой сказке главный герой говорит такие слова:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах.

Несу косу на плечах: хочу лису посечи!

Слезай, лиса, с печи!

(Лиса и заяц.)

4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван - дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»(Сивка-бурка.)

Третий конкурс «Бой скороговорок».

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать.

Кто три раза без ошибки

Сразу вслух произнесёт,

Два очка своей команде

Непременно принесёт.

Произнести скороговорку, побеждает тот, кто меньше сделал ошибок.

(Соревнуются капитаны команд).

Король - орёл, орёл - король.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Четвёртый конкурс «Невидимка».

(звучит песня «В гостях у сказки»)

Загадки про сказочных героев. (Команды отвечают по очереди)

Он пиявок добыл,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Буратино - Дуремар).

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали пёсика…(Тотошка - Шарик).

Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали…(Чебурашка - Колобок).

Бедных кукол бьёт и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор…(Айболит - Карабас).

И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

А зовут…(Снегурочка - Дюймовочка).

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок,

Этот грустный…(Пятачок - ослик Иа).

С голубыми волосами

И огромными глазами,

Эта куколка - актриса,

И зовут её… (Алиса - Мальвина).

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино).

Музыкальная пауза под песню «Буратино».

Пятый конкурс «Удивительные превращения».

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

Вопросы для 1 команды:

Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя).

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

Вопросы для 2 команды:

Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев - принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Шестой конкурс «Лотерея».

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

На конкурс - лотерею.

Участники подходят к жюри, берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.

(звучит песенка Чебурашки)

Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Литература:

1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: "Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.

2. Внеклассные мероприятия: 1 класс./ Авт. -сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая и др. -3-е изд. перераб. и доп. - м.: ВАКО, 2006 г.

3. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. - М.:Вако,2007 г.

4. Летний лагерь на базе школы / Авт. - сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачёва, Е.И. Гончарова. - М.: ВАКО, 2007 г.

5. Басюк О.В., Головкина М.А. и др. Классные часы 1-4 классы. - Вып.2. Кн. для учителя. - Волгоград, 2008 г.

Разминка Назвать сказки, героиней которых была, например, лиса. («Золотой ключик», «Волк и лиса», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль» и т. д.)

Подборка «сказочных» вопросов с ответами по авторским и русским народным сказкам.

Викторина по авторским сказкам

1. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба?
2. Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь?

3. Где проживал Карлсон?

4. Директором чего был Карабас - Барабас?

5. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

6. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли?

7. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники?

8. Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними?

9. Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук?

10. Кто подарил девочке красную шапочку?

11. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?

12. Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей?

13. Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»?

14. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора?

15. Кто Золушке дал такое имя?

16. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?

17. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?

18. Как назывался город, в котором жил Незнайка?

19. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?

20. Какое имя было у медвежонка-поэта?

Ответы:

1. «Муха-Цокотуха». 2. Царевна-лебедь. 3. На крыше. 4. Кукольного театра. 5. Горошина. 6. Сняла с шеста. 7. Март. 8. Спас гусей от лиса Смирре. 9. Баранок, лепестков, белых медведей. 10. Ее бабушка. 11. Осел, петух, кот и собака. 12. По два часа. 13. Золотой перстень. 14. Нашел клад. 15. Младшая дочка ее мачехи. 16. Во льва и мышку. 17. Гулливер. 18. Цветочный. 19. Маугли. 20. Винни-Пух.

Викторина по русским народным сказкам

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?

2. Чью избушку заняла коза-дереза?

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?

6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу?

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?

9. Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос?

10. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?

11. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?

12. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?

13. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?

14. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?

15. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?

16. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?

17. Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне?

18. Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку?

19. Как у стариков появилась дочка Снегурочка?

20. Чем закончилась сказка «Теремок»?

Ответы:

1. «По щучьему велению». 2. Зайчика. 3. Вершки. 4. Жучка. 5. Нет. 6. Крошечка-Хаврошечка. 7. Три раза перекувыркнулся через голову. 8. «Три медведя». 9. Мужика. 10. Крупу, масло и соль. 11. На гуслях. 12. В ухе у лошади. 13. Василиса Премудрая. 14. Окрошку. 15. Так приказала старуха-мачеха. 16. Из соломы, палок и смолы. 17. Волк съел коня.18. Дуб. 19. Сами вылепили из снега. 20. Звери построили новый теремок.

Конкурс «Название сказки»

Представитель каждой команды берет у ведущего листок с названием сказки. Нужно при помощи пальцев, рук, ног изобразить буквы, составляющие название. Один человек – одна буква. Если зрители сумели прочитать название, то команда получает балл. («Репка», «Пых», «Клад», «Заяц», «Маугли» и т. д.)

Игра для всех «Одна буква»

Ведущий называет по порядку буквы алфавита (кроме: й, ъ, ы, ь). Дети выкрикивают имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» - Айболит, «Б» - Буратино, … «Я» - Яга.

Конкурс «Одна буква»

Выбирается какая-либо буква алфавита (можно не глядя ткнуть карандашом в книгу или один ребенок говорит про себя алфавит и, когда ему говорят «Стоп!» он озвучивает букву, на которой остановился). От каждой команды выходят по одному игроку. Ведущий по очереди задает 6 любых вопросов. Игрок отвечает словом, начинающимся на выбранную букву.

Например, буква «К».

Твое имя? (Коля, Катя)

Твоя фамилия? (Ковалев, Ковалева)

В каком городе живешь? (Курске, Киеве)

Добрый сказочный герой? (Колобок)

Злой сказочный герой? (Кощей)

Любимая сказка? («Курочка Ряба»)

1. Не открывай двери незнакомым людям.

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.

3. Покушал, вымой за собой посуду.

4. Не ходи по лесу один.

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях.

6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.

7. Не выполняй просьбы малознакомых людей.

8. Пей только чистую воду.

9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.

10. Хорошо учись.

11. Читай художественные и научные книги.

12. Не ешь много сладкого.

Ответы:
1. Семеро козлят. 2. Мойдодыр. 3. Федора. 4. Красная Шапочка. 5. Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди». 6. Курочка из сказки «Бобовое зернышко». 7. Колобок. 8. Братец Иванушка. 9. Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда. 10. Буратино. 11. Знайка. 12. Винни Пух.

Викторина «Сколько?»

1. Сколько сказочных героев тянуло репку?

2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?

4. Сколько глаз у Бастинды?

5. Сколько козлят похитил волк?

6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?

7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?

8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?

9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?

10. Сколько мартышек составляют длину удава?

11. Сколько лет спала спящая красавица?

12. Сколько лет крокодилу Гене?

Ответы: 1. Шесть. 2. Двенадцать. 3. Четверо. 4. Один. 5. Шесть. 6. Четыре. 7. Пять. 8. Пять. 9. Четверо. 10. Пять. 11. Сто. 12. Пятьдесят.


Эстафета «Да» или «Нет»

Ведущий по цепочке называет фамилии известных людей, а дети отвечают «Да», только если этот человек писал сказки. Во всех других случаях – «Нет».

Чуковский («Да»), Чайковский, Успенский («Да»), Гагарин, Перро («Да»), Андерсен («Да»), Маршак («Да»), Шишкин, Гримм («Да»), Киплинг («Да»), Некрасов, Пушкин («Да»), Линдгрен («Да»), Родари («Да»), Крылов, Кэрролл («Да»), Носов («Да»), Есенин, Бажов («Да»), Бианки («Да»), Шварц («Да»), Михалков («Да»), Чехов, Волков («Да»), Гайдар («Да»).

Викторина по сказкам от Юлии Белки

  • Какое число встречается в сказках чаще всего? Какие ещё числа встречаются в сказках?

(Число 3 - три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

  • Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был?

(Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

  • Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки?

(Волк в сказке «Лиса и Волк»)

  • Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата.

(Баба-Яга)

  • Какие ещё сказочные транспортные средства вам известны?

(Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

  • Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента?

(Каша из топора)

  • Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы?

(Трое. Все остальные – звери)

  • Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги?
  • Она бывает живой и мёртвой.
  • Что такое сусек?

(Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

Где хранится смерть Кощея?
(На кончике иглы)

  • Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена?
  • Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

(Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

  • Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль?

(Из тарелки и кувшина)

  • Какую рыбу выловил Емеля?
  • Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки.

(Золотая рыбка)

  • Почему братец Иванушка превратился в козлёнка?

(Не послушался сестры и попил из копытца)

  • В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»?

(Зима, так как щуку выловили из проруби)

  • Кто был помощником Хаврошечки?

(Коровушка)

  • Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки?
  • Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»?

Пара вопросов повышенной сложности:

Литературная викторина

«Путешествие в мир сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

(Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

    «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне» (Емеля)

    «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

    «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад» (Волк)

    «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка» (Хаврошечка)

5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:


Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. (Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

6 конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

7 конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно ответить на мои вопросы:


1. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? (Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос « Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

9 конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

10 конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (4 - заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

Молодцы, капитаны!


Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.


А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.