5 боксов пентатоники на гитаре. Как играется пентатоника на гитаре? Позиционирование на грифе

Многие люди увлекаются музыкальным исскуством. Музыка - это отличный способ увеличить силу духа человека либо утешить его в печали. Музыкальная школа - замечательное заведение, которое позволяет узнать основы, а также многие нюансы того, как овладеть тем или иным инструментом. Многие новички в музыкальном ремесле отправляются именно туда в начале своего пути. Те люди, которые начинают изучать способы игры на гитаре, часто задаются вопросами о том, что такое пентатоника на гитаре. Из этой статьи мы узнаем ответ на данный вопрос. Кроме того, нам станет известно, что такое ступени пентатоники.

Основные принципы

В том случае, если бы вы никоим образом не хотели бы осваивать пентатонику, но тем не менее при этом вам бы хотелось уметь придумывать потрясающее соло на акустической или же электрогитаре, то рано или поздно вам все равно бы пришлось столкнуться с этим термином. Почему же так происходит?

Изучение того, что такое пентатоника на гитаре - неотвратимо потому, что пентатоника - это звукоряд, в котором присутствует 5 звуков. Особенность данного звукоряда заключается в том, что он принципиально не имеет полутонов, а также звуков, которые могут образовывать тритоны.

Популярность пентатоники

Было бы сложно сказать, кто из самых знаменитых гитаристов (а кроме того и басистов, клавишников, а также многих других членов музыкальной братии) мог бы не использовать пентатонику. Например, блюзовая пентатоника - без которого невозможна импровизация. И, в принципе, это довольно сложно представляемая вещь - игра без импровизации.

Теоретическое введение

Поскольку пентатоника - это пятиступенный лад, то в отличие от каких-либо диатонических гамм, состоит он не из 7, а всего лишь из 5 звуков. В этом заключается мощь данного приема игры на гитаре. Музыкальная школа Древнего Китая в седьмом веке возводила данный прием в статус философского постулата. Считалось, что каждая нота этого звукоряда обозначала своеобразное, определенное мистическое воздействие на отдельных людей и социум в целом.

Виды пентатоники

Существует два вида пентатоники. При этом минорная пентатоника столь же популярна, как и мажорная.

Минорные принципы пентатоники практически в точности похожи на мажорные. Разница только в несколько другой тональности. Это происходит из-за параллельности данного тона. Таким образом, мы получаем пентатонику при помощи удаления четвертой и седьмой ступени из мажорной гаммы. При этом из минорной мы удаляем вторую и шестую ступень. Именно поэтому данное правило параллельности отлично подходит для пентатоник.

Итак, само главное правило звучит так: параллельный минор может строиться на шестой ступеньки минора, при этом сохраняя все знаки на ключе, если он есть. Кроме того, есть вариант отступить и от мажорной тоники на одну малую терцию вниз, в таком случае выйдет минорная тоника. Если говорить просто, то это произойдет через два лада вниз по струне.

Давайте представим, что мы хотим сымпровизировать какую-либо мелодию в тональности ля-минор. Необходимо найти ноту ля на любой из струн, сверьтесь с минорным принципом пентатоники и расположите остальные ноты непосредственно учитывая основную тонику. По ширине пентатоника состоит из четырех ладов. Четыре пальца непосредственно отвечают за четыре лада, каждый из ваших пальцев отвечает за ноту именно на своем ладу. Термин, которым это обозначается - позиционная игра.

Основной совет, который дается начинающим музыкантам, заключается в том, что им необходимо проиграть все пентатоники, начиная от самой низкой и вплоть до наиболее высокой ноты, а затем наоборот. Когда вы научитесь непосредственно играть все данные фигуры в самом начальном варианте, то тогда можете начать и варьировать игру. Надо помнить, что наиболее простым способом проигрывания гамм является проигрывание этих элементов восьмыми нотами. В данном случае говорится о длительности. Не забывайте, что на каждую долю играется по две ноты. Для примера рассмотрим пентатонику в ля-миноре.

Упражнение для закрепления техники

Давайте возьмем ля на третьей струне. Данная точка будет являться тоникой, вторым ладом. Теперь возьмите своим указательным пальцем третью струну и получите непосредственно вторую позицию. Теперь начните играть с третьего лада самой шестой струны. В этом месте наиболее низкий звук. Дальше следуйте инструкции по таблице.

В данном примере нижняя строка, табулатура, и есть непосредственно При этом его первая струна находится вверху, тогда как внизу шестая. Справа находится корпус инструмента, ну а слева - колки. Номер лада изображается на струнах. При этом изображается он, учитывая все расположенные выше ноты.

Есть и ещё один интересный способ. Этот способ называется - триоль. В нем каждая четвертая доля делится непосредственно на три одинаковые части. Каждые три ноты должны звучать, что важно, равномерно в течении одного удара. Классический пример в данном случае - вальс. Давайте вспомним стандартный темп вальса, каким мы его видели, допустим, в фильмах - "раз-два-три-раз-два-три".

Рассмотрим мажорную пентатонику

Давайте поподробнее поговорим о том, что такое мажорная пентатоника. Данную технику можно получить при помощи удаления из самой натуральной до-мажорной гаммы четвертой и седьмой ступени. Соответственно, формула данной техники: 3 (до) - 2 (ре) - 3 (ми) - 5 (соль) - 6 (ля).

Стоит обратить внимание вот на что. Дело в том, что до-мажорная и ля-минорная пентатоника состоят фактически из одних и тех же звуков. Тем не менее из-за того, что они все имеют самое различное интервальное строение, они разнятся. В данном случае на них распространяется само правило парных тональностей. Это которые имеют одинаковое число в своем ключе. К примеру - до-мажор - ля-минор, соль-мажор - ми-минор (или же фа-диез). Таким образом, получается и то, что боксы пентатоники на гитаре, если рассматривать их относительно этого свойства, универсальны. Иначе говоря, до-мажорная и ля-минорная пентатоника по своей структуре имеют одну и ту же аппликатуру. Однако же при этом расположение непосредственно тонального центра, а также других ступеней у них отличаются друг от друга.

Полутоновая пентатоника

В Японской народной музыке, как и, в принципе, азиатской, популярен прием полутоновой пентатоники. Там довольно широко известны пятиступенные ряды, помимо основных семиступенных звуковых рядов.

Полутоновая пентатоника - это распространенный среди стран Востока вид пентатоник. Пример такой пентатоники следующий: e-f-g-g#-a#. Интервалы в данном случае представляют из себя полутоны (то есть малые секунды). В данном случае e-f и g-g#.

Другие примеры пентатоник

Кстати, еще бывает смешанная пентатоника и темперированная. В смешанной объединены свойства полутоновой и классической, бесполутоновой пентатоники, тогда как темперированная представляет из себя индонезийский тип звукоряда слендро. В нем нет ни тонов, ни полутонов.

Гитаристы, использующие пентатонику

Один из самых видных гитаристов современного времени Р. Фрипп утверждал, что обычно для освоения одной из гамм требуется пять-шесть лет занятий. Тем не менее, многие думают, что чем большее количество гамм они знают, тем для них лучше. Для того чтобы описать данное явление, можно употребить известное и крайне хорошее народное выражение "нахвататься вершков". Такие люди вместо того, чтобы расширять и углублять свои знания и понимания уже известного, перескакивают с одного прямиком на другое, не осваивая ничего.

Поскольку пентатоника представляет из себя наиболее легкий, а кроме того, и популярный способ для освоения ладов, то и встречается она во всех стилях музыки. На это есть огромное количество причин. Главная же, скорее всего, в самом нейтральном звучании данной техники. использовал пентатонику особенно интенсивно в своих импровизациях. В том числе даже там, где это могло бы показаться неприемлемым.

Вычленение из натуральных ладов

Тем не менее, помимо огромных преимуществ пентатоники, у нее есть также и один большой недостаток. Дело в том, что ее звучание довольно быстро приедается и придумать что-либо необычное в рамках одного лада становится достаточно сложно. Основным стандартным способом разнообразить звук пентатоники может являться добавление ступени 5b и стиля блюз. Кроме того, многие используют тоникальные пентатоники для каждого своего нового аккорда. В блюзовой же традиции принято использовать одну пентатонику примерно на все

Тем не менее существует помимо прочего и еще один замечательный способ, который помогает расширить выразительность и возможности пентатоники. При помощи данного способа можно создавать крайне необычные звучания, при этом используя всего 5 нот. Данный способ носит название "вычленение пентатоники из натуральных ладов".

Для начала возьмем три самых распространенных лада: дорийский, лидийский, миксолидийский. Теперь запомните связь аккорда с соответствующим ладом. Вслед за этим необходимо найти пентатонику внутри каждого из ладов. Благодаря тому, что существует всего пять возможных типов расположения звуков в самой пентатонике, цель наша состоит в том, чтобы найти варианты данных обращений в выбранном нами ладу.

Используя наиболее простой принцип, теперь мы от каждой ноты начинаем пробовать все возможные варианты. При этом если от самой ноты никак невозможно построить большую секунду, то в таком случае вариант у нас останется только один (а именно - начать с малой терции). Если мы обобщим полученный результат, то получим вывод, согласно которому каждой ступени определённой пентатоники может соответствать и своя пентатоника. Можно привести аналогию гармонизации гаммы аккордами. В результате мы получим семь пентатоник для того, чтобы обыграть один аккорд. Мы можем использовать любую из них, чтобы открыть самые разные и новые возможности обыгрывания аккордов.

Данный принцип крайне хорош для импровизации. Вы можете, не задумываясь, создавать само модальное пентатоническое звучание. Допустим, вы сможете запомнить то, что при каждом обыгрывании мажора возможно использовать ту пентатонику, которая расположена на полтона ниже самого основного тона. Вы сможете играть B-минорную пентатонику на C-мажор.

Что же, теперь вы узнали, что пентатоника - это замечательный способ освоить игру на гитаре и даже углубиться в ее дебри.

Цель этого урока - понять, что такое пентатоника, как её можно использовать в игре на гитаре соло .
В ходе выполнение упражнений урока запомним пальцами расположение нот и основных тоник в 5 мажорных пентатониках. 5 минорных пентатоник разучим на следующем уроке.

Намеренно забегая вперёд, скажу: Запомните аппликатуры пентатоник и ваши пальцы будут сами играть импровизированное соло на любую песню, не попадая на ноты не в тему.

  1. Что такое пентатоника?

    Пентатоника - это 5 звуков, пятизвучная гамма . Гамм из 5 нот много.

    Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники.

    В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напомню: каждый лад это полутон.

    Чтобы сыграть, к примеру, импровизированное соло в тональности «До мажор» (аккорды C F G7), нужно выбрать на грифе одну из нот «До» и играть ноты согласно их расположения в мажорной пентатонике. «До» в нашем случае - это тоника (основной тон) пентатоники.
    Положим, что это будет «До» на 3-ем ладу 5-ой струны, значит, играть нужно последовательность нот на 3, 5, 7, 10, 12, 15-ом ладах.
    Получается, что не 5, а 6 нот. Это не ошибка, гаммы заканчиваются той же нотой, с которой начинаются, но октавой выше. Таким образом в пентатонике играют 5 нот одной октавы и 1 ноту октавой выше.

    Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу.
    В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.

    Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.

  2. Импровизировать в соло ещё проще, если запомнить.
    Что такое аппликатура?
  3. Запомнить аппликатуры лучше, играя пентатонику.

    Начнём с мажорных пентатоник.

    Обыграем музыку в тональности «Ля мажор» , аккорды A, D, E7. Тоника соответственно - «Ля».
    Найдём ноту «Ля» на какой-нибудь струне. Пусть это будет 5-ый лад на 6-ой струне.
    Выберем подходящую мажорную пентатонику с тоникой на 6-ой струне:

    Кружками зелёного цвета на схеме обозначена тоника .
    Сыграйте и запишите на диктофон в телефоне, фотоаппарат или компьютер музыку A, D, E7 и затем включите запись и играйте звуки пентатоники относительно тоники «Ля» на 5-ом ладу 6-ой струны, слушая ля-мажорную ритм-партию.

    Другой вариант - и включать запись ритма в mp3,

    Попробовали сыграть? Есть гармония ритма и соло?

    Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах.

    Играйте и старайтесь, чтобы и голова, и пальцы запомнили аппликатуру пентатоники.

    Сверхэффективный способ запомнить пентатонику: импровизируя, придумайте соло;
    играйте и запишите его без ошибок, например, просто на видео телефона или диктофон, играя поверх музыки.
    В процессе записи будут дубли. Повторяя и отрабатывая игру соло на 1,5 минутную ритм-партию, вы не только отлично запомните аппликатуру пентатоники, но и приучите пальцы совершать точные, безошибочные движения. Постарайтесь научиться играть не глядя на лады .

    Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
    Играйте её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.

    От «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
    Играйте её и старайтесь запомнить.

    Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
    Играйте сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их.

    Обратите внимание на то что в каждой аппликатуре тоника встречается в нескольких местах. Зная 5 мажорных пентатоник и расположение нот на грифе, мы можем сыграть соло для музыки в мажорной тональности от любой ноты «Ля» на нём.
    Что касается других нот, то с ними дело обстоит также.

  4. Запишите музыку в тональности «Ми мажор» , аккорды E, A, H7. Тоника соответственно - «Ми».

    Играйте от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них.

    Пентатоника, которую можно играть


    от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
    от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
    Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
    от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой).

    Играйте две эти пентатоники вместе.

  5. Запишите музыку в других мажорных тональностях:

    Найдите на грифе и играйте от тоники поверх каждой из записей 5 мажорных пентатоник по отдельности и вместе.

  6. Думаю, вы обратили внимание на то, что пентатоники имеют совпадения в расположение нот. Таким образом можно составить одну аппликатуру - схему звуков, которую можно использовать для импровизации соло на музыку в мажорной тональности:
  7. Запомните эту гамму, включив mp3 ритм-партии и играя её от основных нот разных мажорных тональностей «До мажор», «Ре мажор» и т.д.
  8. Немного теории :

    Гамма «До мажор» : C D E F G A B C.
    Мажорная пентатоника - это мажорная гамма без четвертой и седьмой ноты:
    C D E G A C

    Гамма «До минор» : C D Eb F G Ab Bb C.
    Минорная пентатоника - это минорная гамма без второй и шестой ноты:
    C Eb F G Bb C

  9. На следующем уроке изучим 5 минорных пентатоник , играя их поверх музыки минорных тональностей.

(И НЕ ПУТАТЬ ИХ С ЛАДАМИ, ГАММАМИ И ПОЗИЦИЯМИ)

Преподаю довольно давно, но вот столкнулся с неожиданной проблемой у ученика - не может быстро запомнить боксы на грифе гитары. Предполагаю, что эта проблема не у него одного, поэтому решил написать этот пост и записать к нему видео. Ну а если у Вас нет такой проблемы - все равно советую прочитать до конца. Или, если скорость интернета позволяет - посмотреть видео. Увидите и услышите еще кое-что полезное, помимо основной темы.
Итак, для начала утвердимся в том, что такое боксы. Как оказалось, многие начинающие (и даже не очень начинающие) гитаристы путают их то с ладами, то с гаммами, то даже с позициями. Давайте коротко разграничим.

Если речь идет не о железной проволочке поперек грифа - это система организации звуков. То есть, например, натуральные лады из семи основных тонов и пяти полутонов, среди которых есть минорные и мажорные лады, искусственные лады, которые могут состоять из другого количество тонов и полутонов, расположенных по другим интервалам и так далее. То есть это некое правило высотного расположения звуков, в котором играется произведение. Значит, если оно играется в таком то ладу, то всяких левых звуков, не входящих в эту систему быть не должно.

Ну это в чистой в теории - на практике не всегда так.
. Но если лад - более теоретическое, то гамма, это так сказать физическая проекция этого лада. Дальше углубляться не будет, а то сегодня до боксов не дойдем, может быть потом сделаю отдельный урок по этому.

Далее - позиция и бокс. Если лад и гамма - это общемузыкальные понятия, то боксы и позиции характерны именно для гитары. Вернее, даже не так - я не знаю что там насчет других струнных инструментов, и есть ли у них боксы, но позиции характерны для любых струнных, у которых есть гриф - скрипка, виолончель, не знаю, мандолина, домра… банджо, дутар, саз, ситар, балалайка - это все позиционные инструменты.
Для безладовых инструментов, то есть, где на грифе нет вот этих проволочек поперек - скрипка, контрабас, альт и так далее - позиция - вообще основополагающая вещь для техники игры. Объяснять это сейчас сложно, да и нам вроде как не нужно, у нас на гитарах чаще всего эти проволочки (гитарные лады) есть. Так вот - позиция это местоположение кисти гитариста - называется по его указательному пальцу. На каком гитарном ладу указательный - та и позиция. На первом ладу- первая позиция, на втором - вторая и та далее… до 24 -ой, если у кого столько ладов есть …

При этом гриф рассматривается как — внимание - абсолютная шкала. У нее есть «0» - нулевой порожек, и от него все отсчитывается.

А что же бокс? Бокс - это аппликатура. То есть способ наложения пальцев на гриф, в результате чего мы получаем звучание какой-то гаммы. И при этом, в отличие от любых других способов наложения пальцев на гриф, дающих нам звучание какой-то гаммы, бокс расположен в пределах одной — максимум двух позиций.
Поясняю. Гамму можно сыграть и на одной струне - в движении по грифу. Можно сыграть так сказать «по диагонали» — неоднократно меняя позицию. А можно «встрять на одном месте», никуда далеко не лазить, и сыграть все тоже самое в боксе. На всех струнах.

И вот самое главное отличие боксов от позиций. Как я уже говорил - позиции это абсолютная шкала грифа. А боксы - относительная шкала. Они не привязаны к конкретным позициям. Нельзя считать, что первый бокс, например пентатоники, должен играться в первой, или там в пятой позиции.
Это бред. Считается что первый бокс находится там, где тоника располагается на шестой (и первой) струне. И потому боксы легко сдвигаются вверх-вниз по грифу в зависимости от тональности. Например, в тональности Си-минор, первый бокс будет в седьмой позиции, а в тональности Соль- мажор - в третьей.
Единственное, что остается неизменным - это их расположение относительно друг друга. За первым всегда идет второй, далее третий и не иначе.

Зачем нам нужны боксы? На первых порах - и не только - боксы очень помогают ориентироваться на грифе. Оставаться в тональности при игре. На их основе придумываются и играются распространенные гитарные пассажи, клише. И эти клише потом становятся «палочкой-выручалочкой», которые можно будет вставить в соло "на автомате".

Тут правда есть и оборотная сторона медали - борьба со штампами, когда гитарные партии звучать уж очень предсказуемо, очень по гитарному, и наступает пора наоборот, бороться с боксовым аппликатурным мышлением. Но это отдельная тема для отдельного видео, и до такого еще надо дожить. И доиграться…. Но а теперь нам надо боксы запомнить.

90% информации человек получает из зрения. Следовательно, первый этап - назовем его «визуальный» - надо запомнить «картинку» бокса. Если брать пентатонику, то самые легкие для запоминания - это пятый бокс - он самый симметричный и первый, который расположен по грифу следом за ним, и как бы одной стенкой стыкуется с пятым боксом. Он же и самый употребляемый. То есть, вначале их надо на грифе представить - «увидеть».

Вот так я вижу первый бокс.

Далее наступает очередь моторной, вернее кинетической памяти. Бокс нужно проиграть - в восходящем и нисходящем движении. Как говорят некоторые гитаристы - «посадить его в пальцы». При этом нарабатываются некоторые динамические стереотипы игры. Их, даже в одном боксе может оказаться много. Не только последовательная игра вверх-вниз, но и игра секвенциями, например по три ноты, каждый раз возвращаясь на одну назад, и начиная следующую группу из трех нот с нее. . Или по четыре ноты. Или группами по шесть, например, нот.

Вариантов множество.
К сожалению, часть гитаристов на этом останавливается. И начинают «шпарить по боксам», то есть играют соло не головой при помощи растущих на ней ушей, а каким-то другим местом при помощи пальцев. И это опять тема для отдельного видео - «Как перестать «шпарить по боксам» и начать играть музыку.

Но вкратце нужно обязательно коснуться.
Музыка воспринимается посредством слуха. И играется так же. Поэтому раскрываю важнейший секрет.
Гамму, содержащуюся в аппликатуре бокса надо расслышать. И запомнить. Причем, совершенно необязательно запоминать ее в абсолютной величине - какая нота на каком ладу должна точно звучать. Нет! Достаточно запомнить общее звучание, характер этой гаммы (который на самом деле выражается в последовательности интервалов между ее ступенями, и как они соотносятся к тонике гаммы).

Так вот - важная вещь, кстати, по поводу запоминания боксов. Запомнив характер гаммы, ее относительное звучание, вы без труда, просто по слуху сможете построить ее аппликатуру в любом месте грифа. А если ее строить, не уходя их одной позиции, у вас и получится какой-то ее бокс. То есть боксы вы сможете находить и строить сами. По слуху. Но обычно, все же вначале картинка, потом пальцы, а слух служит вам контролером, если вы в каком-то боксе станете играть «левые ноты мимо кассы».

И это еще не все. Вот вам техническое решение запоминания боксов.

Первое. Играем допустим пятый бокс в восходящем движении. На самом верхней ноте меняем позицию для игры первого бокса и играем его в нисходящем движении. Снова меняем позицию для игры пятого бокса и все повторяется сначала.
Заметьте - получается как бы игра по кругу, «по часовой стрелке».

Второе. Меняем направление. Начинаем восходящее движение с первого бокса, а вверху меняем позицию для игры пятого и так далее. Получается движение против часовой стрелки.

Третье. Начинаем упражняться в произвольной смене одного бокса на другой. С середины, с самого начала и так далее. С каждым радом смена становится все более хаотической.

На самом деле она должна быть подчинена вашей задаче - поиску удобной аппликатуры, нужного звука, и особенно — . Тема большая, про это - тоже не здесь.

Вот теперь-то вы думаете, наверное, все. Картинку видите, в пальцы посадили, слухом различаете, смену и связь между боксами натренировали. Запомнили. Нет! Вот теперь самое главное. Это знание - мертвое. Теперь его надо активировать. Как? Да очень просто. Включаете минусовку. Находите тональность, и начинаете импровизировать, используя вот эти два бокса.

Далее - все точно так же. Как стишки в детстве по строчкам и четверостишиям учили. К первому боксу прибавляете второй, ко второму - третий, запоминаете, потом импровизируете, используя все три, четыре бокса, и так даже, пока не дойдете снова до пятого (или первого) на октаву выше (или ниже - смотря в какой тональности) и не замкнете круг.

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы . Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника» , которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пе нтатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной , а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую , которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная тонов и полутонов :

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники . Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов :

В тональности Ля -мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля -минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы: