Бесплатная оценка и скупка картин, живописи и графики. Критерии, алгоритм и правила проведения оценки картин

С давних времен перед живописцем стоит вопрос: «За какую цену он может продать свою работу?». Великий Тициан с насмешкой, а, может быть, и всерьёз, отвечал покупателю: «Выложите моё полотно золотыми монетами, и вы узнаете, сколько оно стоит». Нечто подобное практиковалось и в древней Индии. Только тогда таким способом приобретались целые парки. Сейчас цены на произведения живописи формируются иначе, но весьма хитро и путано. Имеются старые и новые научные методики, которыми пользуются аукционные дома. Ими даже торгуют.

На что смотрит арт-дилер?

Даже не взглянув на картину художника, посредник первым делом спрашивает: «Продаём? Покупаем?». Так происходит не только в России, но и за рубежом. Опыт заставляет перекупщика основываться на эмоциональном настрое клиента. Исподтишка выясняется, насколько сильно он желает приобрести или реализовать полотно. Математики сумели выразить это в научных формулах, в сугубо специальном коэффициенте. При продаже имеется три варианта:

· инвестор, с которого можно «снять» денег больше;

· коллекционер. Обычно он не богат, если не считать банков;

· дизайнер, который строго заключен в рамки выделенного бюджета.

Вот так, основываясь на своих интересах, а также на опыте и возможностях покупателя, работает менеджер.

Площадь художественного полотна

Размер работы может иметь значение. Именно с этого старого анекдота мы начали, но правильно сформировать истинную цену исключительно площадь полотна не позволит. Если это огромная картина, допустим, Г.И. Семирадского или И.К. Айвазовского, то, основываясь на размерах, можно сильно продешевить, «сделать подарок», так сказать, покупателю.

Удобнее всего, когда длина стороны работы не более метра. Это, так сказать, «золотой» формат, и при этом не важно, в длину он или в ширину. Если на картине присутствуют близкие художника, то это тоже повышает её цену.

С миниатюрами дело обстоит ещё сложнее. Казалось бы, они должны быть недорогими. А, тем не менее, на аукционе Christie᾿s в 2011 году работа «На пляже» Ивана Похитонова с площадью всего 616 кв. см (формат листа А4) ушла после торгов по цене более 600 тысяч долларов!

В 2005 году был издан «Определитель стоимости живописи». Автор этого справочника, В. Соловьёв, определённо старался. Он провёл анализ аукционной стоимости 47-ми тысяч картин художников мира. Но если основываться на его расчётах, то цена картины обычно не соответствует рыночной.

Затратный механизм

Некий Михаил Тамойкин посчитал правильным вести расчёт стоимости произведения искусства от того, сколько денег было вложено в краски, холсты, кисти и всё остальное, что требуется живописцу или скульптору. Однако он учёл и популярность мастера, но не всякого. Малевич и Пикассо для него, например, не художники. М. Тамойкин за основу взял прикладное искусство. Но на практике его положения опровергаются. В Москве на аукционе полтинник из меди 1925 года стоил под миллион рублей, серебряный - всего одну тысячу. В чём дело? Медный экземпляр очень редок.

Повторные продажи

Уже более трёхсот лет в мире проводятся аукционы произведений искусства. Многие картины художников уже побывали на них не раз. Это позволяет проследить, как повышается их стоимость, и позволяет предполагать, что она будет расти и дальше.

На этом основана методика Мея - Мозеса, которую приобрёл Sotheby᾿s в своё эксклюзивное пользование. Эти два профессора из Нью-Йорка сделали анализ рынка произведений искусства, начиная с 1875 года. Их индекс практически совпал с ростом цен фондового рынка и показал устойчивость спроса на произведения изобразительного искусства. Поэтому теперь все аналитики убеждают покупателей вкладывать деньги не в акции, а в картины художников.

Специалист по инвестициям Сергей Скатерщиков также использует показатели повторных продаж. Его расчеты позволяют узнать среднегодовую доходность. Мы не будем приводить его формулы, но подчеркнем, что чем длиннее инвестиция, то тем выше, как правило, прибыль.

Несколько крупных компаний, например, французская Artprice, американская Artnet, собирают данные с аукционных продаж, издают каталоги, на основании которых можно увидеть динамику цен. Но российские художники в него не попадают, поскольку наши аукционы данные в открытом доступе не предоставляют.

В России этим же вопросом занимается ARTinvestment. Этот интернет-сайт аккумулирует цены на российских и западных художников. Базовым моментом является фрагмент картины конкретного художника, что позволяет проследить подъём или падение стоимости полотна. К сожалению, цены изменяются необъективно, а в зависимости от места покупки-продажи, экономической ситуации в стране, мнения заинтересованных людей и других случайных факторов.

Кто делает «погоду» на рынке?

Очень многое обуславливается суждениями и предположениями авторитетных людей, с точкой зрения и позицией которых многие просто соглашаются. Их опрашивают компании ArtTactic, Artprice и делают определённые выводы. Это влияет на мнение экспертов и всех, кто вращается на арт-рынке - покупателей, продавцов, галеристов, любителей-коллекционеров, критиков, аукционеров. Перед русскими торгами в Лондоне и в российской компании ARTinvestment появляется индикатор инвестиционного риска, который определяют эксперты.

Как определяется популярность художника

На современном российском рынке Ксения Подойницына разработала методику опроса экспертов из 17-ти пунктов. Её показатели должны выявить значимость наших современных художников, а, следовательно, их престиж, который повлияет на стоимость произведения. На это воздействуют как уже сложившиеся ценовые показатели, так и участие в выставках, публикации в СМИ, приобретение работ коллекционерами. Всё это формируется самими художниками, галеристами, кураторами и коллекционерами.

Сухой вывод

На западе любят науку. По ней и работают. У нас пока всё приблизительно. Больше значит не художественная ценность и талант, а количество выставок, стоимость продаж и тематика. Жанровые работы не любят. Предпочитают пейзажи, натюрморты, «ню», детские и женские портреты и присматриваются по принципу «семь раз отмерь - один отрежь». Никто не учитывает, что зачастую цена произведения - это оценка жизни художника.

В принципе, в России пока всё ещё нет устоявшегося арт-рынка, а стоимость картин художников зачастую берётся просто «с потолка», кому как бог на душу положит.

Татьяна Пиксанова

Заоблачные цены на произведения искусства, известные по торгам всемирно известных аукционов означают отнюдь не то, что эти произведения стоят на самом деле, а вероятность попадания их в историю с одной стороны, и уникальность - с другой. Подлинное произведение искусства стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Чем отдаленнее от нас та или иная эпоха, тем меньше от нее остается предметов искусства, следовательно, тем выше и цены на них.
Если же автор - художник наших дней, то цена картин зависит от его престижа, уровня образования, от того, насколько часто его имя упоминается в СМИ и кто из известных людей уже купил его произведения. Для определения конкретной рыночной стоимости картин аукционные дома, например, используют показатели продаж автора за последние 4-5 лет.
На стоимость, безусловно, влияет значимость имени признанного и занимающего стабильные позиции на международном арт-рынке мастера. Кроме того, на стоимость предмета искусства влияют безукоризненное качество, раритетность, история и условия приобретения. Цена произведения искусства зависит также от его роли в культурной жизни. В цене будет расти творчество пионеров новых направлений, отражающих современное мышление.
Если произведение художника не вышло за рамки национального рынка - цена не может не зависеть от уровня жизни в стране. У нас пока мало коллекционеров. Произведения искусства востребованы, главным образом, при оформлении интерьеров. В ситуации нашей страны человек для украшения своего интерьера готов заплатить определенную сумму (эксперты отечественного арт-рынка считают, что она не превышает 10 тысяч евро за все художественное наполнение). Если художник малоизвестный и его работы пока только интерьерные, а не коллекционные, то при самом большом успехе он должен назначать цены, соизмеримые с возможностями отечественных потребителей искусства. Надежда на европейского покупателя совершенно беспочвенна. За работы неизвестных авторов они платят еще меньше.
Таким образом, стоимость картины определяется тремя составляющими, а именно: ее техническим состоянием, ценностью с позиций искусствоведения и степенью известности имени художника на арт-рынке. Произведения примерно одного качественного уровня художника известного (у которого есть ряд выставок, публикаций и т.д.) и художника нигде не выставлявшегося будут стоить по-разному. Цена тем выше, чем больше престижных выставок и продаж, каталогов и званий у художника. Считается, что стоимость картины растет с каждой персональной выставкой или включением в каталог на 10-20%
Часто молодые начинающие художники ставят неоправданно высокие цены на свои работы, ориентируясь на цены художников с именем и багажом выставок, каталогов и т.д.. Видимо, они рассуждают так: «Работы такого-то гораздо слабее моих, а стоят вон сколько. Мои лучше, а потому должны стоить больше». Чтобы покупатель узнал о том, насколько хороши ваши работы, ему нужно это объяснить. Его убеждают в этом профессиональные статьи о вашем творчестве в уважаемой прессе, выставки, на которые ходит заинтересованная публика, информация об уже проданных по определенным ценам работах.
Есть, конечно, имена, которые очень раскручены, но живопись оставляет желать лучшего. В них вложены большие деньги. Нужно понимать, что чем больше в художника вкладывают, тем на меньший процент от продажи своих работ он может рассчитывать. Я не имею в виду исключительный вариант, когда художник сам себя раскручивает. В этом случае, как правило, он реализует свои идеи в области художественных жестов. Хороший промоутер и хороший художник - совпадение чрезвычайно редкое, почти невозможное.
С другой стороны, есть интересные художники, которых некому раскручивать. Наш арт-рынок складывается весьма своеобразно. Галереи в Санкт-Петербурге занимаются, в основном, уже известными именами, открытыми на западе в период Перестройки. Все проекты, связанные с искусством, нацелены на то, чтобы заработать на художниках, а не на покупателях. В Москве некоторые галереи занимаются раскруткой новых имен, но их очень мало. Российские коллекционеры предпочитают уже сложившиеся бренды, хотя грамотным с финансовой точки зрения шагом является приобретение работ молодых, "недорогих" авторов.
Начинающие коллекционеры имеют сейчас уникальную возможность выбрать для себя нескольких хороших художников, купить у них партии работ по невысоким ценам. А затем, вложив еще некоторое количество средств, значительно поднять цены на их произведения. Для этого нужно напечатать каталог, сделать громкие выставки с приглашением прессы и т.д. Через год при хорошей раскрутке стоимость картины вырастает примерно в 2 раза, а лет через пять можно перепродать ее в 4-5 раз дороже.
Если кто-то из будущих коллекционеров заинтересуется такой возможностью стать меценатом и одновременно так изящно приумножить свои средства в будущем, он вряд ли выберет произведения с завышенными ценами. Художники должны помнить, что для их престижа благоприятнее постепенное повышение цен, чем их снижение после тщетных попыток продать свои произведения по заоблачным ценам.

На рынке живописи и с учетом сделок, заключенных через наш сайт.

Оценка картин обычно производится коллегиально. Ее проводят несколько опытных коллекционеров из «Киевского Клуба Коллекционеров». Каждый эксперт выражает свое субъективное мнение по оценке картины, опираясь на многолетний опыт коллекционирования. Общее мнение, к которому придут наши эксперты по оценке картины будет сообщено Вам. Чтобы отправить на оценку картину, достаточно нажать на кнопку Загрузить которая находится в верхнем левом углу сайта. Регистрация на сайте для этого не требуется. Нужно указать: Имя , контактный номер телефона, размер картины и загрузить фото лицевой стороны. Данные, отмеченные красными звездочками, необходимо заполнить. Контактные данные не публикуются и доступны только администрации сайта.

После оценки картины, Вы можете выставить эту картину для продажи на нашем сайте, это бесплатно . Цену в этом случае назначаете Вы сами.

Бабушкина картина, которую Вы не успели выбросить может сделать Вас богатым человеком. Всякое бывает...

У нас есть специальная опция!!! Если Вы хотите, чтобы ваша картина не была доступна в открытом поиске, ее можно добавить в закрытую часть сайта. Некоторые коллекционеры любят покупать что-то новенькое, то, что никто еще не видел.

Доступ в закрытую часть можно получить по запросу .

ВАЖНО! Иногда путают два довольно разных понятия, экспертная оценка картины и экспертиза картины.

Экспертная оценка картины - это оценка стоимости картины . Экспертной оценкой картин занимаются Арт-дилеры (продавцы живописи) и коллекционеры (с большим опытом). Их задача оценить картину, назвать реальную цену картины и сказать за сколько эту картину можно продать в данный момент и(или) в обозримом будущем. Оценить картину нужно с учетом конъюнктуры рынка, популярности сюжета и моды на картины того или иного художника.
Обычно рынок живописи ведет себя довольно предсказуемо, поэтому оценить картину не очень сложно. В основном арт-рынок зависит от общей экономической ситуации в стране. Бывают на рынке живописи и некоторые колебания которые безусловно отображаются в оценке картин. Эти колебания в основном зависят от спроса и предложения. Например каждую осень наблюдается значительный рост интереса к картинам сельскохозяйственной тематики. Это связано с тем что урожай собран, запланированные прибыли получены и довольные бизнесмены, занимаются украшением своего дома и офиса. Заметное оживление рынка живописи происходит перед профессиональными и общегосударственными праздниками.
Иногда наблюдаются и спады, например зимой значительно хуже покупают «холодные» сюжеты (картины с изображением зимы или ранней весны) цена на картины с такими сюжетами в этот период несколько падает поэтому и оценка картин в этот период может быть несколько снижена.
Практически всегда устойчивым спросом пользуются сюжетные композиции с фигурами людей. Особенно ценны картины на которых хорошо прорисованы лица людей, с эмоциями, чувствами и выраженным характером. Всегда интересны сюжеты на которых происходит какое-то действие. Именно такие картины мы стараемся собирать отдельно в категории и оцениваем картины с такими сюжетами по максимуму.

Экспертиза картины - это оценка подлинности картины . Оценка подлинности картины состоит из двух отдельных экспертиз: и . Искусствоведческой экспертизой занимаются искусствоведы и реставраторы в специально созданных для этого организациях. Их основная задача определить подлинность произведения искусства и уберечь культурные ценности от вывоза за рубеж. Вместе с искусствоведческой экспертизой для определения подлинности картины иногда используется физико-химическая экспертиза (химический анализ картины). Физико-химическая экспертиза используется значительно реже чем искусствоведческая экспертиза, в основном только в том случае если у искусствоведов возникли сомнения по поводу времени написания картины или используемых материалов.

Как определить стоимость старинной картины?

    Как оценить стоимость картины? Как определить ценность, цену старой картины?

    Это не очень просто сделать, так как стоимость картины может зависеть от очень разных показателей. Начинающие художники по причине непонимания всей сложности этой тематики и своих завышенных амбиций часто сильно ошибаются, оценивая свои собственные произведения.

    Но есть некоторые конкретные ориентиры, правила, которые помогают оценить полотно.

    Сначала полотно оценивается по автору, его всеобщей известности. Естественно, чем известнее имя художника, а также чем старше сама картина, тем больше денег она соберт на всех аукционах. Разумеется, сегодняшние мастера-художники в этом отношении, очень проигрывают на фоне творчества мастеров былых эпох. Многие молодые художники почему-то полагают, что если их искусство не востребовано в их стране, то как минимум на Западе их картины с руками оторвут))). Это неверно, так как и заграничные коллекционеры хотят иметь в своей коллекции в первую очередь творения кистей знаменитостей, гениев своего жанра.

    Следующий момент - это срок давности, возраст картины , эпоха, в которую она была написана. Произведения восемнадцатого века уже автоматически продаются дороже, чем картины, написанные в двадцатом веке, так как это уже антиквариат.

    И вс же, даже в том случае, если сам художник ещ не обладает знаменитостью и его картины ещ мало известны в мире, такие творения могут иметь немалый успех, который обусловлен своей ролью в современном искусстве, явлением моды и так далее. В таком случае картину могут оценить тоже достаточно высоко.

    Само качество картины тоже играет немалую роль в процессе определения е ценности как произведения искусства и е цены на аукционе. Использование холста определнного качества, используемые кисти и краски - вс это тоже может сказаться на стоимости полотна.

    По размеру, как ни странно, тоже оценивают стоимость полотна, исходя из того, что, чем более масштабное произведение искусства, тем больший объм работы был выполнен, а значит, и цена, соответственно, выше.

    Если Вы сами не являетесь художником, и только коллекционером, стремящимся продать подороже находящиеся в его владении произведения искусства, то на оценку полотна может повлиять также и его предыстория. А именно - набивается цена в связи с количеством и именами былых владельцев (особенно если это были именитые люди), качество реставрации, наличие определнных повреждений картины, а также история предыдущих покупок - вс это может искусственно снизить или, наоборот, понизить цену на картину.

    Для начала-найдите подобие в инете.....Скиньте копию-фото-спецу....или мне тогда уж......Какой результат Вы хотите получить? Просто для истории Вашей семьи?.....или.....

    Сколько готовы выделить финансов на обследование...

    Фото пришлите!Информацию всю....

Картины, живопись пользуются большой популярностью как антиквариат и как метод инвестирования. Для вложения денег очень важно определить реальную цену произведения, в случае с коллекционированием этот параметр чуть менее важен, но тем не менее не на последнем месте. Оценка картин заключается в сборе большого количества информации как о сегменте рынка, так и о самом объекте продажи.

Оценка картин

Оценка и экспертиза

Для точного определения стоимости предмета искусства очень важно различать такие понятия, как оценка и экспертиза. Помимо этого, необходимо понимать, о чем идет речь, когда говорят «оценка живописи и картин».

Когда речь идет о картине, то подразумевают объект искусства, изображенный на холсте при помощи красок, карандашей, написанный маслом или другое. Если разговор заходит о живописи, то помимо картин, она может включать также рисунки на фарфоре или на других предметах. То есть живопись имеет более обобщенное понятие, чем картина.

Теперь разберемся, в чем же разница между оценкой и экспертизой. Экспертиза картин нужна, чтобы отличить оригинал произведения от подделки. Она представляет собой заключение работников музея о том, что картина подлинная. Это не может быть любой музей, только некоторые из них имеют право давать такое заключение. Для того чтобы провести экспертизу, кроме разрешения властей, необходимо иметь экспертов в этой области, а также лабораторное оборудование.

На руки заказчику выдается заключение или отказные бумаги, в случае если картина поддельная. Как правило, экспертиза проводится и для оценки, если существует необходимость определить цену очень известной и дорогой картины. Подделка картин менее ценных редко бывает высокого качества. Экспертиза не дает информации о том, сколько стоит то или иное произведение искусства.

Оценка может быть проведена любыми экспертами, которые имеют на это лицензии. Часто это может быть произведено даже онлайн по фотографии, однако такая оценка не будет точной. Существуют картины, которые невозможно оценить, не увидев воочию.

Что влияет на цену картины?

В отличие от других предметов инвестирования, таких как золото, антиквариат или предметы коллекционирования, которые со временем только дорожают, с картинами, как оказывается, не все так просто. Это так из-за нескольких факторов. Прежде всего, довольно тяжело определить реальную стоимость покупаемой картины.

Второй момент заключается в том, что далеко не вся живопись дорожает со временем. И последняя сложность в индивидуальном подходе к формированию цены на предметы искусства: даже если все картины будут дешеветь, работы некоторых художников могут вырасти в цене за короткое время.

Как происходит оценка?

Искусство оценивать сложно было всегда, основная его особенность в том, что каждым человеком оно может быть оценено совершенно по-разному. Существуют некоторые шкалы оценивания, в которых используются разные критерии. Обычно оценщики пользуются такими:

  • Провенанс - история происхождения картины и владения ею. Этот аспект является одним из самых важных в определении как ее цены, так и подлинности. Повлиять на стоимость может, например, факт владения предметом искусства какой-нибудь знаменитостью или интересная история, связанная с ее написанием.
  • Историческая и культурная ценность: чем менее известен автор, тем дешевле и стоит картина. Полотна, которые относятся к мировому культурному наследию, могут иметь очень высокую стоимость.
  • Экспертное заключение. Этот параметр не всегда означает именно музейную экспертизу. Если картина не относится к тем, которые имеют всемирную известность, то достаточно иметь заключение от специалиста, разбирающегося в этой области.
  • Степень сохранности: очевидно, что чем лучше сохранилась картина, тем дороже она стоит. Картины, которые нуждаются в реставрации, будут оценены дешевле, так как это связано с финансовыми вложениями.

Интересно, что при покупке картины западные инвесторы чаще всего обращают внимание именно на первый пункт, тогда как российских в большинстве случаев интересует экспертное заключение.

Картинная галерея

Влияние на стоимость картин, кроме того, оказывает биография автора:

  • каждое участие в новой выставке в крупных западных галереях, а также персональные выставки поднимают стоимость картины на 10–15 %;
  • поднять цену работ автора на 20–30 % может победа на международных конкурсах;
  • повлиять на оценочную стоимость может также наличие работ данного автора в частных коллекциях или популярность среди коллекционеров.

Как оценить собственную картину?

Если вы занимаетесь живописью и у вас нашелся покупатель ваших работ, а вы не знаете даже приблизительно, как оценить стоимость картины? Или еще один вариант: работа выставляется на аукцион и необходимо понять, какова должна быть начальная цена и минимальная, дешевле которой продавать не имеет смысла, а лучше повременить. Чтобы определиться с этими факторами, специалисты рекомендуют придерживаться таких критериев оценки:

  • Время и усилие. Подсчитайте, сколько времени вы потратили на написание картины, также в этот критерий могут входить такие факторы, как образование художника, его опыт, количество проданных работ, основная ли это его профессия и так далее.
  • Тема. Для того чтобы иметь максимальную оценку, тема живописи должна быть уникальной. Наименее высоко оцениваются работы, которые походят на другие, самые ценные - имеющие в основе оригинальную идею и особое отличие автора.
  • Общие темы. Если произведение имеет общую тему для многих картин, необходимо отметить, насколько работа данного автора отличается от остальных, есть ли в ней какая-то своя изюминка.
  • Качество. Даже имея отличную технику и оригинальность, картина должна быть написана на высоком уровне. Не должно быть пятен от краски, грязных линий, затухания следов, краски должны быть хорошо смешаны. Необходимо оценить, насколько качественны сами краски и холст.
  • Цветовая гамма. Необходимо рассмотреть, дополняют ли друг друга цвета на картине, или, наоборот, находятся в контрасте, а также, как воспринимается их сочетание сторонними наблюдателями.
  • Пропорции. Нет ли на картине нарушений пропорции, написанных где попало элементов, которые выглядят лишними. Все фигуры должны быть сбалансированы.

Оценить картину очень сложно. Такой объект оценки слишком многогранен и зависит от многих факторов. Бывает так, что в оценивании приходится иметь дело с несколькими экспертами. Кроме того, очень важна и эмоциональная составляющая. Стоимость картины всегда будет напрямую зависеть от личного впечатления покупателя.