Древнеегипетский канон скульптура настенная живопись. Древнеегипетский канон изображения человека. Культура древней греции

Древнеегипетский канон изображения человека. - Лицо и ноги изображают в профиль; - верхняя часть туловища – анфас; - бёдра - на три четверти анфас; - глаза увеличены и подчёркнуты; - верхняя часть туловища – спереди; ноги внизу – сбоку; - мужчину как главу семьи изображают выше всех; жена – ниже плеча мужа; детей изображают по росту ещё меньше взрослых, хотя на росписях они выглядят как маленькие взрослые; если дети совсем маленькие - их рисовали голыми. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении.

Слайд 7 из презентации «Скульптура Древнего Египта» . Размер архива с презентацией 2558 КБ.

МХК 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Стиль барокко в архитектуре» - Шёнбрунн(Австрия). Ультрабарокко. Что такое барокко. Петергоф(Россия). Барокко в России. Самые крупные ансамбли барокко в мире. Карло Мадерна. Цвингер(Германия). Рококо. Характерные черты барокко. Версаль (Франция). Сармантское и виленское барокко. Стиль барокко. Аранхуэс(Испания).

«Музеи Лондона» - Музей Транспорта в Лондоне. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Гарри и Уильям в музее Мадам Тюссо. Музеи Лондона являются культурными ценностями. Список некоторых музеев Лондона. Уимблдонский музей большого тенниса. Британский музей. Дом-музей Шерлока Холмса. Коллекции картин, исторических ценностей. Национальная галерея Лондона. Изучение музеев Лондона. Музеи Лондона. Дом-музей Георга Фридриха Генделя.

«Скульптура Древнего Египта» - Сфинкс Аменхотепа II на территории храма Птаха в Мемфисе. Звери, рыбы и птицы в росписи. Статуи фараонов. Остраконы. Бюст Нефертити. Фигурки работников и животных. Статуэтки кошек. Рельефы в Древнем Египте. Образцы рельефов. План презентации. Анубис. Скульптура Древнего Египта. Образцы росписи. Рельефы, статуи и росписи Древнего Египта. Рельефы украшали, как и росписи, стены и колонны египетских храмов.

«Известные скульптуры Древней Греции» - Скульптура Древней Эллады в современном мире. Венера Милосская. Триумф Венеры. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками. Фрагмент картины «Рождение Венеры». Мы хотим доказать, что пропорции которые считаются идеальными во всём мире были сформированы ещё до нашей эры в Древней Греции. Розовая Венера. Сальвадор Дали. Эталон красоты со временем постоянно менялся,но современный вариант был сформирован ещё в глубокой древности.

«Древнегреческие сосуды» - Использовался для питья. Горлышко достаточно расширено к кромке. Пелика - распространившаяся в Аттике форма амфоры. Имеют отверстие в нижнем узком конце. Амфора. Канфар. Псиктер. Амфора - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками. Псиктер помещался в жидкость, находящуюся в кратере. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра применялись для измерения жидкостей. Из истории декоративного искусства.

«Фонтаны мира» - Свето-музыкальный фонтан. Стеклянная пирамида. 10 самых красивых фонтанов мира. Киев. Самые красивые фонтаны. Фонтаны поражают своим величием и роскошью. Танцующий фонтан. Самые красивые фонтаны мира. Фонтаны. Огромный фонтан. Скорость выброса воды. Петергоф.

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы - мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.
Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью . Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

Скульптура и живопись Древнего Египта

Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

Каноны живописи в Древнем Египте

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета - белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.
Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела - в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Он был красного

Художественный канон:

Канон - свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закрепленных традиций. В передачи фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

Египетские рисовальщики не гнались за тем, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения, у них была другая задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии. Рисованием с натуры египтяне не занимались. Сдержанной и не пестрой была и раскраска –преобладали сочетания желтых и коричневых с голубым и зеленым.

Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы, светотени.

Линейные рисунки раскрашивались цветом, без введения дополнительных тонов и цветовых теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.

Размер фигуры человека определялся его социальным положением. Фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенных и тем более рабов.

Архитектура:

ЕгиптаЕгиптяне, независимо от своего социального положения, строили свои дома из непрочных материалов - тростника, дерева, глины или кирпича-сырца и никогда не использовали камень.

Стелы и мастабы

Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для поклонения богам. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали продовольственные запасы для загробной жизни. Усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из кирпича-сырца и дерева, хотя некоторые их элементы уже выполнялись в камне. Например, из гробниц фараонов I династии в Хелуанском некрополе известны каменные плиты (стелы), которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих стелах вырезали примитивное выпуклое изображение умершего, его имя и титулы, основные продукты питания, сосуды с напитками и иероглифические подписи к ним. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в <ложные двери> в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать яства, которые будут регулярно приносить в гробницу его родственники, и потому на панели ложной двери были написаны их имена и изображены их фигуры.



В эпоху III и IV династий строили каменные пирамиды для фараонов. Вокруг них рядами размещались гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы, в том числе исполнение должностных обязанностей, а также формы проявления царского благоволения.

Пирамиды и храмы

Самые первые пирамиды в древнем Египте построены в виде ступенек. Известна единственная дошедшая до нашего времени ступенчатая пирамида Египта - пирамида Джосера. Состоит она из шести ступенек, а ее высота составляет около 62 метров. Спуск от входа ведет в погребальную камеру. Подземные галереи окружают пирамиду со всех сторон, кроме южной.

Подобно тому как мастаба имела ложную дверь, обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи фараона, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным к пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым проходом, идущим в восточном направлении вплоть до границы пустыни и возделываемых полей, во время ежегодных разливов Нила покрытых водой. Здесь у самой кромки воды находился нижний, <долинный> храм с культовыми помещениями. Сюда на лодках в половодье доставляли продукты и все необходимое для отправления заупокойного культа фараона. По крытому проходу их относили в храм при пирамиде и предлагали фараону, дух которого (ка) мог покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные яства.

Долинный храм Хефрена - простое, лишенное украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных гранитных блоков - до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с лицом самого фараона.

Примечательной особенностью этого храма является сложная дренажная система из медных труб протяженностью более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу, причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь имелось специальное устройство и для этого), а отходы от ритуально нечистых культовых церемоний, которые требовалось удалять за пределы священного пространства.

О великолепных достижениях строителей храмов эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный уровень владения техническими приемами обработки самых твердых пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков меньшего размера.

Фивы

Следующим периодом расцвета египетской архитектуры было время правления XII династии, религиозная столица которой находилась в Фивах. Сооружения той эпохи не сохранились в первозданном виде, за исключением храмового комплекса на восточном берегу Нила в Карнаке. Это прежде всего молельня из белого известняка, относящаяся ко времени правления фараона Сесостриса I. Отдельные детали это комплекса были обнаружены в кладке третьего пилона, возведенного Аменхотепом III в эпоху XVIII династии. Этот фараон, используя упомянутую молельню в качестве каменоломни, невольно сохранил для потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью намного превосходящую любую из грандиозных построек, воздвигнутых им в стремлении к державному величию.

Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им пришлось разделить свои заупокойные храмы (соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего царства) и сами гробницы. В это время в архитектуре сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют единому типу. Они состоят из пилона - внушительного входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их порталом, ведшего в частично открытый двор с колоннадой по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон открывал доступ в следующий двор с колоннадой - своего рода зал для празднеств в честь богов, за которым следовало несколько гипостильных залов. Вокруг них по периметру располагались культовые помещения, сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в ритуалах священных предметов, залы для подготовки жертвоприношений и молельни, в которых помещались изображения богов. Буквально каждый квадратный метр храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными рельефами, прославляющими войны и иные деяния фараонов, повседневные храмовые ритуалы и крупные религиозные праздники. Иероглифические надписи повествуют о подвигах царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ, которому были посвящены такие храмы, имел целью служение находящемуся в удаленной скальной усыпальнице фараону.

Ряд царских заупокойных храмов протянулся с севера на юг вдоль кромки пустыни западнее Фив. Каждый из них был посвящен культу одного из правителей, погребенных в Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в известняке гробницы знати.

В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался комплекс сооружений главного государственного храма, посвященного царю богов Амону-Ра. В настоящее время он представляет собой ряды колонн, развалины пилонов, опрокинутые каменные блоки; монументальные обелиски (монолитные каменные столбы) с многочисленными иероглифическими надписями. Некоторые из раскрашенных рельефов очень хорошо сохранились, другие потеряли первоначальный облик, а третьи обратились в прах. Каждый фараон стремился соорудить пилон, колоннаду, портал, зал, обелиск либо оставить иероглифическую надпись со своим именем и титулом во славу великого бога египетской державы, но в первую очередь увековечить самого себя. В эпоху правления Рамсеса II был завершен Большой гипостильный зал со 134 колоннами.

Ансамбль храмов в Карнаке протяженностью более 1 км соединен аллеей сфинксов с храмом в Луксоре с его фантастической колоннадой - созданием Аменхотепа III - и с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о войнах, которые он вел в Азии.

Значительно выше по течению Нила, в Абу-Симбеле Рамсес II построил невероятных размеров храм. Это оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и культовые помещения выстроены из песчаника. Снаружи находятся вытесанные из скальных монолитов четыре колоссальные статуи сидящего Рамсеса II.

Скульптура Древнего Египта:

Скульптура Древнего Египта - одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток - от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали.

Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптордаже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру неотдалённой откаменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры:

Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой - поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле.

цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины;

руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, с плетью и скипетром;

Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая;

Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя "встретиться взглядом";

Образцы и типы скульптуры: изображение фараона:

Условно существуют две типологии для изображения персонажей божественного сана: сидящая или стоящая. Руки покоятся на бедрах или скрещены на груди, причем без каких-либо зазоров между руками и туловищем.У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. На голове изображали Клафт (головной платок египетских фараонов, обычно полосатый и с длинными, спускающимися на плечи концами). Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы Нижнего Египта.

Парадными головными уборами были короны. Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта, напоминающая по форме кеглю или бутылку;

2) красная корона Нижнего Египта, которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью;

3) двойная корона, сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны;

Существовали определенные правила изображения египетских богов:

так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса - с головой шакала.

Рельефы древнего Египта:

При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры:

Ноги и лицо изображались в профиль

Глаз в фас

Плечи и нижняя часть туловища – в трех четвертном развороте.

Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.

Рельефы Древнего царства развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд так, что его можно было прочитать.

Отражение религии в скульптуре:

Египетская скульптура, так же как архитектура, была постоянно связана с религией.

У всех статуй прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех чёрные, одежды белые.

Являясь воплощением Ка (в религии древних египтян - дух человека, существо высшего порядка, олицетворенная жизненная сила, считавшаяся божественной.), скульптура выражала мировоззренческие и художественные каноны.

Глаза статуи инкрустировались хрусталем, деревом, полудрагоценными камнями, на голову надевали парик из конских или человеческих волос, в уши вставлялись серьги. В таком виде Ка находилось в погребальной камере, охраняя саркофаг с мумией.

Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет):

В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего.

Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и всеприжизненные титулы и заслуги покойника. Из этого выросподробныйизобразительный и/или письменный рассказ о его жизни.композиционные формы, "знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными".

Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное

предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнемуцарству была свойственна "вера в безусловную реальность художественных образов".

20. памятники египта:

Храм Хатшепсут - храм, возведенный в честь смерти царицы Хатшепсут. Расположенный на Западном Берегу в Луксоре, этот великолепный храм был построен архитектором Сененмутом, в честь единственной женщины, которая правила Египтом как фараон. Храм, со своими великолепными стенами, прекрасными террасами, элегантными колоннами и иероглифическими рисунками также рассказывает историю путешествия Хатшепсут в страну, которой, как полагают, является современная Сомали. Из этого путешествия она привезла такие сокровища как черное дерево, слоновую кость, золото и деревья мирта.

В Луксоре, в "городе мертвых", у крутой скалы стоит хорошо сохранившийся храм царицы Хатшепсут. Царица на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки. После смерти отца - Тутмоса I - она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством и держалась на троне в течение 22 лет.
До сих пор смерть Хатшепсут остается загадкой. Ее мумия не идентифицирована. Не подтверждена также и версия, будто она была убита своим зятем и племянником Тутмосом III. Но, несомненно, первое, что он предпринял, став правителем, - поспешил удалить изображение Хатшепсут со всех памятников и храмов и заменить его своим.
Сененмут, архитектор и, как полагают некоторые, любовник Хатшепсут, построил у подножия 300-метровой скалы погребальный храм. Комплекс храма расположен на трех террасах. На средней настенные фрески сообщают об известном путешествии царицы в священную страну Пунт (вероятно, нынешнее Сомали). Здесь изображено приветствие представленной в мужском облике царицы тучному царю Пунта, а также обмен товарами и их перевозка. В зале Рождения увековечено божественное происхождение Хатшепсут. Пандус ведет к верхним залам. К сожалению, коптские монахи - в некоторые периоды храм служил христианским монастырем - уничтожили большинство настенных росписей.

Вопрос 21. Культура древнего Китая и ее особенности .

Китайская письменность

Государства и культуры, существовавшие ранее на территории современного Китая, известны более шести тысяч лет. Китайская цивилизация считается одной из самых древних и длительных, известных человеку. Китайская система письменности является одной из старейших форм письменности, используемой и в настоящее время.

Китайские изобретения

Изобретения древних китайцев дали массу преимуществ миру. Как оказалось, бумага стала тем самым великим изобретением человечества. Считается, что бумага в Китае появилась в то время, когда европейцы только начинали развивать собственное производство бумаги. Более того, китайцам также приписывают изобретение компаса, печатной машинки и пороха.

Культура древнего Китая оказала глубокое влияние на соседние страны. Япония, Вьетнам и Корея, в частности, позаимствовали многие элементы древней китайской культуры. Наиболее очевидное влияние оказала китайская письменность, которая была принята этими странами в той или иной степени.

Основу первой древней цивилизации Китая составил человек прямоходящий (лат. Homo erectus) , которого в настоящее время называют синантропом (лат. Sinanthropus pekinensis – «пекинский человек»). Археологические находки в пещере Чжоукоудянь (Zhoukoudian) показали, что эта цивилизация процветала более трехсот тысяч лет. Синантроп («пекинский человек») был хорошо знаком с огнем и знал, как сделать некоторые полезные инструменты.

Существовало большое разнообразие культур среди различных регионов Китая. Тем не менее, обширная территория Китая оставалась единой до китайской гражданской войны, которая разделила страну на Народную Республику Китай и автономные Гонконг и Макао.

Древнейшая в мире китайская цивилизация занимает огромную часть Восточной Азии. Культура древнего Китая таит в себе много интересных и таинственных аспектов. Современный Китай лидирует в мировой экономике, а также обладает большой покупательной способностью на современном рынке.

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего - с вытянутой вперед ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Атрибутами фараона были клафт - полосатый платок с концами, спускавшимися на плечи; немес - головная повязка; короны - белая, в форме кегли(символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей - изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике властителя портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальность и величием.

Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Одновременно полная устойчивость фигуры, обобщенность ее художественного решения и пластическая точность в передаче сюжета достигались путем заключения фигур сидячих писцов в воображаемый треугольный контур. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска: мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские -- в желтый; волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их души, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывались в деталях. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.

Главным объектом творчества скульпторов в период Древнего царства был земной владыка или вельможа, реже простолюдин. Образ божества не являлся центральным; обычно богов изображали довольно схематично, часто с головами птиц или животных. Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. Эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали.

Помимо статуй умерших в гробницу помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, которое они носили во время этого праздника. В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием положений, а часто и лучшей трактовкой. Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и перед ним стояли совсем иные задачи. Уже сама необходимость изобразить человека связанным или несущим какой-нибудь предмет заставляла мастеров искать новые положения для фигур, а требование отразить этнические особенности привлекало внимание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

В эпоху Среднего царства ведущие позиции в пластическом искусстве занимает фиванская школа. Если сначала она следует принципам схематизации и идеализации, то затем в ней усиливается реалистическое направление: царская статуя, прославляя могущество фараона, должна в то же время закрепить в сознании народа его конкретный облик. С этой целью скульпторы используют новые приемы - контраст между неподвижностью позы и живой выразительностью тщательно проработанного лица. В деревянной народной скульптуре популярны жанровые сценки: пахарь с быками, лодка с гребцами, их отличает непосредственность и правдивость. Царские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в залах заупокойных храмов, посещавшихся крайне ограниченной группой людей. Теперь они являлись памятниками, прославлявшими живых правителей страны. Новое назначение статуй определило и их новые формы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.

В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи: при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство. Но, начиная с царствования Тутмоса IV, скульпторы отказываются от канонической строгости форм в пользу изысканной декоративности: прежде гладкая поверхность статуи покрывается теперь тонкими струящимися линиями одежды и завитками париков и оживляется игрой светотени. Усиливается стремление к передаче движения и объема; тела обретают мягкость, рисунок лица - большую точность. Тенденция к естественности и реалистичности характерна преимущественно для статуй частных лиц. Эта тенденция достигает своей кульминации при Эхнатоне, когда происходит полный разрыв с каноном; от идеализации отказываются даже при изображении царя и царицы. Скульпторы ставят перед собой задачу передать внутренний мир персонажа, а также добиться реалистического изображения человеческого тела. В пластическом искусстве эпохи XIX-XX династий не сдает своих позиций и реалистическое направление, что проявляется, прежде всего, в царском портрете: здесь нет больше гиперболизованной мускулатуры, неестественно прямой позы, застывшего взгляда, устремленного вдаль; фараон предстает в образе сильного, но обычного воина, не в парадном, а в бытовом одеянии. Утверждается светский образ царя - не бога, а реального земного правителя. Новый стиль введен сразу и имеет явно полемический характер. Царь не желал быть похожим на изображения прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей.

В начальный период Позднего царства пластическое искусство переживает упадок. В XI-IX вв. до н.э. монументальная скульптура уступает место малым формам (небольшие бронзовые статуэтки). В конце IX - начале VIII вв. до н.э. возрождается реалистический скульптурный портрет. В Саисскую и Персидскую эпохи реалистическое направление соперничает с возродившейся традиционалистской тенденцией. Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось все случайное, суетное, второстепенное. В процессе обработки металла скульптуры пользуются большей свободой, а фигуры являются полностью обособленными, опирающимися на пьедестал и не имеющими иных точек опоры. Руки отделяются от туловища, а ноги изображаются врозь. Все это придает статуям большую легкость, наделяя их известной грациозностью. Несмотря на идеализацию, портреты передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.