«Энциклопедия мирового вооружения. «Энциклопедия мирового вооружения Технические характеристики



Доброго времени суток, уважаемые коллеги!

Снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделирования!

Я продолжаю публиковать материалы по подготовке к созданию масштабной модели российского палубного истребителя Су-33. Данный этап крайне важен. Ведь если мы максимально хорошо подготовлены — мы сможем сделать модель высокой степени копийности. А для этого нам нужны: хороший базовый набор пластика, четкая и ясная схема окраски машины , подобранные соответственно краски, достаточная по уровню наполненности декаль. Если вы желаете создать максимально копийный оригиналу макет — придется заранее продумать установку конверсионных наборов.

В предыдущей статье, которую вы можете найти , мы выяснили с вами какие наборы подходят для создания масштабной модели палубного истребителя Су-33. Я надеюсь, вы решили для себя какой из них вам предпочтительнее приобрести.

Теперь пора переходить к следующему этапу подготовки.

НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ СХЕМУ ОКРАСКИ ПРОТОТИПА

Процесс выяснения окраски я разделяю на 2 составляющие. Первое — это сбор максимально возможного фотоматериала. Вы должны найти фотоальбомы по данному самолету, перерыть поиск яндекса и гугла. Выкачивая оттуда все доступные фотографии. Желательно найти книги и сайты, посвященные истории создания прототипа. Сложите все это добро в одну папку на вашем компьютере. Ещё лучше будет перекинуть эту папку в вашу электронную книгу или планшетный компьютер. Если, конечно, он у вас есть. Лично я так и делаю. Значительно облегчает оперативный доступ к фотоматериалам. Всё это богатство вы сможете создать в своем воображении полноценный образ будущей модели, а также в процессе работы постоянно корректировать окрашивание модели и нанесение различных эффектов.

Затем наступает время второй составляющей процесса выяснения схемы окраски. Это нахождение официальной схемы окраски из фондов армии/флота, схемы окраски из существующих наборов моделей, а также схемы окраски из расширенного варианта декалей. Зачастую в них дается наиболее полная и приближенная к реальности модель окрашивания. Вот этим мы сейчас и займемся.

№1 ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЖУРНАЛЫ / КНИГИ

Палитра №1

Палитра №2

Палитра №3


Су-33 (Су-27К) 1-я эскадрилья 279-го североморского КИАП
Бортовой номер 64
Североморск. Серийный палубный образец. Один из первых самолетов подобного типа совершивший посадку на палубу авианесущего крейсера ТАКР Адмирал Кузнецов в 1996 г.
Источник: Русская сила

Палитра №4

Палитра №5

Палитра №6

Представленные выше 6 палитр я думаю в полной мере отражают все разнообразие оттенков окрасочной схемы наших палубных истребителей. Хотя цветовая гамма одинакова, но её составляющие все — таки отличаются в зависимости от частей и флотов.

На данный момент это самая лучшая отработанная схема окраски на просторах Рунета. Её автор Игорь Дворников. Её отличительная черта: это отработка наиболее известный и распространенных схем окраски Су-33 в 3х проекциях. Это по краске АКАН (для меня — это лучшая краска для российской авиации), краски FEDERAL STANDART (международная система модельных красок), и RGB (аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения). Все его на эту тему вы сможете сами найти в интернете. Я же покажу вам 2 варианта.


Су-33 Поздний вариант окраски Вид 1

Принадлежность к части этой машиной я пока не скажу. Ясно только что бортовой номер — 81


Су-33 Поздний вариант окраски Вид 2

И второй вариант схемы окраски.

Теперь я думаю вы обладаете всей полнотой информации по схеме окраски российского палубного истребителя Су-33. И сможете построить на этой базе великолепную масштабную модель.

А на сегодня всё. Удачи вам и прекрасных вам моделей.

В данном материале я не затронул еще один прекрасный источник окрасочной схемы для Су-33. Это декали от фирмы Бегемот. Наряду с самой декалью, там дается история наиболее известных прототипов Су 33, и их окрасочная схема. Так что, используя Бегемотовский труд, можно значительно облегчить себе труд. Хочешь построить реальный прототип, и не пролететь с вариантами окраски — покупай декали Бегемота сначала. И разбирайся с окраской потом. Я же в свою очередь в последующих материалах разберу окрасочные варианты от Бегемота более подробно.

Главный конструктор 17 августа 1987 г. Первый полет КнААПО Производитель 26 шт. Выпущено всего

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Пушечное

  • 1 х 30-мм пушка ГШ-30-1.

подвесное

  • управляемые ракеты «воздух-воздух»: Р-27, Р-73
  • неуправляемые ракеты, бомбы (до 6500 кг на 10 узлах подвески)

Су-33 (Су-27K, Т-10К) - палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный опытно-конструкторским бюро имени Сухого в СССР в конце 1980-х годов и принятый на вооружение ВМФ России в 1990-е годы. Создавался на основе тяжёлого истребителя наземного базирования Су-27. До настоящего времени составляет основу авиагруппы единственного сохранившегося в составе российского флота авианосца - ТАКР «Адмирал Кузнецов» .

История создания

Проекты палубных машин на базе перспективного истребителя Су-27 разрабатывались, начиная с 1972 года - ещё задолго до того, как базовый самолёт был доведён до уровня летающих прототипов. Ранние версии палубного Су-27К предназначались ещё для вооружения авианосца проекта 1160 «Орёл» , разработанного в начале 1970-х годов на уровне аванпроекта.

После полного перепроектирования базового самолёта в 1979 году новые проработки его палубных вариантов базировались уже на этой, переделанной версии Су-27. С учётом выполненной в ОКБ работы по этой теме, 18 апреля 1984 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О создании корабельного самолёта-истребителя Су-27К». Согласно этому документу, ОКБ имени П. О. Сухого предписывалось разработать палубный самолёт Су-27К на базе тяжёлого истребителя Су-27, с предъявлением опытного образца Су-27К на государственные испытания в 1986 году. В этот период (с 1983 по 1987 год) ведущим конструктором ОКБ по корабельной тематике был М. А. Погосян, под руководством которого и был разработан будущий Су-33; Генеральным конструктором ОКБ имени Сухого в это время был М. П. Симонов.

В интересах ускорения работ от конструкторов не стали требовать кардинальной переделки бортового оборудования - было признано достаточным, если палубный истребитель Су-27К в целом сохранит прицельный комплекс и вооружение своего прототипа наземного базирования .

По результатам работы макетной комиссии 17 февраля 1985 года проект палубного истребителя Су-27K был утверждён главнокомандующими ВМФ и ВВС СССР.

Два Су-33 пришвартованы по-походному на стартовых позициях авианосного крейсера

В конце 1986 года в Комсомольске-на-Амуре началась сборка двух опытных экземпляров палубного истребителя - Т10К-1 и Т10К-2. Уже после начала их постройки - на рубеже 1986 и 1987 года - в ОКБ Сухого было принято два важных решения относительно конструкции будущего Су-33:

  • во-первых, оснастить его передним горизонтальным оперением (ПГО) для улучшения управляемости и несущих свойств планера на больших углах атаки,

Эти изменения были полностью внедрены поэтапно - первая опытная машина получила ещё нескладывающееся крыло и стабилизатор, хотя ПГО на ней уже установили. Этот первый образец (Т10К-1) был достроен в апреле 1987 года. В мае этот самолёт перевезли на аэродром лётно-исследовательского института (ЛИИ), а первый полёт был совершён 17 августа 1987 года лётчиком-испытателем Виктором Пугачёвым. 22 декабря 1987 года впервые был поднят в воздух и второй опытный экземпляр Су-27К, имевший обозначение Т10К-2. Этот самолёт уже получил складывающиеся крыло и горизонтальное оперение, аналогичные будущим серийным машинам. Следует отметить, что в программе лётных испытаний по корабельной тематике, помимо специально построенных Т10К-1 и Т10К-2, значительную роль сыграли также переделанные из более ранних образцов «сухопутного» Су-27 самолёты - Т10-3, Т10-25, Т10У-2 и другие, проходившие испытания ещё с 1982 года.

Первый опытный образец Су-27К (Т10К-1) в полёте, 1987 год

1 ноября 1989 года в ходе лётно-конструкторских испытаний впервые была произведена посадка опытного экземпляра Су-27К на палубу ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») пилотом В. Г. Пугачёвым. А уже 2 ноября 1989 этот самолёт совершил свой первый взлёт с палубы авианосца. Лётно-конструкторские испытания были успешно закончены 22 ноября 1989 года.

Серийный истребитель Су-33 на палубе авианосного крейсера во время боевой службы в Средиземном море, 1996 год

В 1989 году была начата сборка установочной партии истребителей Су-27К на заводе имени Ю. A. Гагарина в городе Комсомольск-на-Амуре. 17 февраля 1990 года первый самолёт из этой серии (обозначенный как Т10К-3) был поднят в воздух лётчиком-испытателем Игорем Вотинцевым. Всего в установочной партии было 7 самолётов , которые были достроены за 1990-1991 годы и после задействованы в дальнейших испытаниях как на корабле, так и на испытательном наземном комплексе «Нитка».

В связи с разделом Союза Советских Социалистических Республик, утратой судостроительных мощностей и последовавшим за этим экономическим кризисом в России было прекращено дальнейшее строительство авианосных кораблей. Для единственного оставшегося в строю ТАКР с 1991 по 1998 год серийный выпуск Су-33 был ограничен постройкой всего 26 истребителей. В строю 279-го отдельного корабельного авиаполка (ОКИАП), из состава которого комплектуется самолётная часть авиагруппы ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», к началу 2014 года числилось 14 боеготовых истребителей Су-33, и ещё 7 находились в резерве.

За всё время производства (с 1987 по 1998 годы) всего было выпущено 35 самолётов Су-27К/Су-33 , из них 9 опытных и предсерийных и 26 серийных; в различных происшествиях погибли шесть из них - два опытных и четыре серийных.

Описание конструкции

Су-33 на стартовой позиции авианосца в готовности к взлёту. Перед основными стойками видны упоры задержников

Палубный истребитель Су-27K (Су-33) создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения. Как и на самолёте-прототипе, была применена интегральная компоновка (с несущим фюзеляжем, плавно сопрягающимся с крылом). От Су-27 наземного базирования палубные версии отличает усиленное шасси, наличие посадочного гака и переднего горизонтального оперения, а также складывающиеся крыло и стабилизатор. В конструкции применяются стойкие к коррозии материалы, а состав бортового оборудования пересмотрен для возможности работы с корабельными системами радионавигации и связи.

Фюзеляж

Фюзеляж составляет единое целое с центропланом, плавно сопрягаясь с крылом самолёта. В головной части фюзеляжа находится носовой отсек с РЛС и оптико-электронной прицельной системой (ОЭПС, её оптический блок расположен перед козырьком кабины со смещением вправо), кабина, ниша передней опоры шасси, подкабинный и закабинный отсеки оборудования. Кабина выполняется одноместной, герметизированной; для открывания остекление поднимается вверх с помощью пневмоцилиндра.

В средней части фюзеляжа расположены основные топливные баки и ниши основных опор шасси, а под ней - воздухозаборники и средние части гондол двигателей с воздушными каналами. На верхней поверхности, заподлицо со средней частью фюзеляжа, размещён убираемый тормозной щиток.

Хвостовая часть фюзеляжа включает в себя центральную балку с отсеками самолётного оборудования и мотогондолы, под ней крепится тормозной гак. Центральная балка по сравнению с Су-27 наземного базирования была укорочена, чтобы исключить задевание ею палубного настила при посадке на корабль с характерными для этого большими углами атаки. Для компактности законцовку хвостовой балки на палубном Су-33 выполнили складной.

Крыло и оперение

Крыло стреловидное (42 градуса по передней кромке), имеет форму трапеции в плане, площадь крыла составляет 67,84 квадратных метров, а размах крыла - 14,7 метров. Оно оснащено развитой механизацией - выполняющими функции закрылков и элеронов флаперонами по задней кромке и двухсекционным поворотным носком вдоль передней кромки. Крыло самолёта Су-33 складывается на размахе в 7,4 метра, что позволяет разместить на авианосце большее число истребителей.

Цельноповоротное заднее горизонтальное оперение (стабилизатор) также складывается, хотя изначальным проектом его складывания не предусматривалось. Полный размах стабилизатора составляет 9 метров, а в сложенном виде, как и крыло, он уменьшается до 7,4 метра. Помимо заднего, на Су-33 предусмотрено также переднее горизонтальное оперение (ПГО) площадью около 3 квадратных метров и стреловидностью 53,5 градуса по передней кромке. ПГО установлено перед крылом и служит для улучшения несущих свойств самолёта и управляемости на больших углах атаки, характерных при заходе на палубу и взлёте с трамплина.

Вертикальное оперение состоит из двух килей с рулями направления и двух подфюзеляжных гребней. Кили по сравнению с самолётом-прототипом были уменьшены по высоте (за счёт радиопрозрачных законцовок), поскольку иначе самолёт не входил в проём ангара.

Шасси

Носовая стойка шасси Су-33, хорошо видны укрёплённые на ней фары и трёхцветный индикатор угла атаки

Шасси классическое трёхстоечное, существенно усиленное по сравнению с базовым самолётом Су-27 и с увеличенным ходом амортизаторов, поскольку посадка на палубу выполняется без выравнивания и сопряжена со значительным по силе ударом при касании колёсами палубного настила. В полёте все три стойки убираются вперёд, складываясь навстречу потоку.

На передней стойке шасси, помимо фар, на палубном истребителе закреплён светотехнический индикатор угла атаки (в виде трёх огней - красного, зелёного и жёлтого). Этот индикатор показывает руководителю визуальной посадки (РВП) на корабле, с какой скоростью идёт снижающийся по глиссаде самолёт. Во время захода на палубу скорость снижения определяется именно углом атаки самолёта, и при нужном угле атаки РВП должен видеть зелёный огонь на стойке. Красный или жёлтый огонь предупреждают о слишком большом или слишком маленьком угле атаки - в таких случаях посадка опасна .

Для эксплуатации с палубы - более ровной и гладкой, чем бетонный аэродром - у Су-33 по сравнению с прототипом были уменьшены колёса шасси: по одному колесу 930х305 мм на основных стойках (против 1030х350 у обычного Су-27) и два колеса 600х155 мм на носовой стойке (против двух колёс 680х260 мм у Су-27).

Силовая установка

На истребитель Су-33 ставятся два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф серии №3, имеющие форсажные камеры. Двигатели этой серии отличаются от обычных АЛ-31Ф наличием особого (чрезвычайного) режима, позволяющего развивать на форсаже тягу в 12800 кгс; обычный режим форсажа обеспечивает тягу в 12500 кгс, при полной бесфорсажной тяге в 7670 кгс. Чрезвычайный режим применяется при взлёте или посадке самолёта на палубу (при посадке запас тяги важен для ухода на второй круг в случае незацепа за трос).

После 2000 года при модернизации на самолёты Су-33 стали устанавливать улучшенные двигатели АЛ-31Ф-М1 с максимальной тягой 13500 кгс и ресурсом 2000 часов.

Вооружение и оборудование

Су-33 с подвешенными ракетами Р-73 и Р-27 (варианты Р-27Т и Р-27Р) на аэродроме

По составу бортового оборудования и вооружения Су-27К/Су-33 изначально практически не отличался от разрабатываемого для ВВС и войск ПВО «сухопутного» перехватчика Су-27. Так же, как и прототип, палубный истребитель получил радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 с РЛС Н001 вместе с оптико-локационной станцией ОЛС-27 и нашлемной системой целеуказания «Щель-3УМ». По бортовому оборудованию основные отличия палубного от обычного Су-27 заключались в наличии автомата тяги, облегчающего заход на посадку по крутой глиссаде, и в предусмотренной возможности сопряжения прицельно-навигационного комплекса (ПрНК) с корабельной радиосистемой ближней навигации (РСБН) «Резистор».

Происхождение самолёта от перехватчика ПВО проявилось в том, что палубный истребитель мог нести управляемое оружие только класса «воздух-воздух»: ракеты Р-27Р и Р27Т средней дальности, а также высокоманёвренные Р-73 для ближнего боя. Против наземных или надводных целей самолёт нёс только неуправляемое вооружение: свободнопадающие бомбы или неуправляемые ракетные снаряды (НУРС).

Су-33 (экземпляр Т10К-9, борт.№ синий 109) с вооружением на выставке. На переднем плане макет ПКР Х-31, под фюзеляжем самолёта подвешен макет ПКР «Москит»

Для размещения подвесного вооружения на самолёте может быть задействовано до 10 узлов подвески, на которых размещаются:

  • управляемые ракеты «воздух-воздух» -
    • средней дальности Р-27Р с полуактивной радиолокационной, Р-27Т с тепловой ГСН, а также «энергетические» версии этих же ракет (Р-27ЭР и Р-27ЭТ) с увеличенной дальностью;
    • ближнего боя Р-73;
  • бомбы -
    • свободнопадающие различного назначения;
    • разовые бомбовые кассеты;
  • неуправляемые ракеты С-8, С-13 и С-25.

Помимо подвесного, имеется также встроенное вооружение - 30-мм пушка ГШ-30-1.

Во время выставок авиатехники в 1990-е годы демонстрировался опытный Су-33 с макетом тяжёлой противокорабельной ракеты (ПКР) «Москит» под фюзеляжем. Возможно, существовали планы по оснащёнию самолёта этой ракетой, но практически бортовой комплекс серийных Су-33 до модернизации применять ПКР не позволял.

С 2009 года осуществляется модернизация Су-33 до стандарта Су-33М ; при этом, кроме прочего, практически полностью заменяется прицельно-навигационный комплекс машины. Обновлённый самолёт получает возможность применять широкий спектр управляемого вооружения класса «воздух-земля», аналогично модернизированному Су-27СМ наземного базирования. Номенклатура управляемого вооружения Су-33М включает в себя УР Х-29, Х-31 и Х-59, а также корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр. В случае применения обычных свободнопадающих бомб новый ПрНК позволяет достигать сравнимой с управляемым оружием точности попадания. В дополнение к прежде устанавливаемым ракетам воздушного боя Р-27 и Р-73 самолёт получил возможность применять более новые ракеты Р-77 с активным радиолокационным самонаведением.

Модификации

Опытный Су-27КУБ (борт.№ синий 21) в совместном полёте с серийным истребителем Су-33 (борт.№ красный 88)

Предполагали создание обширного семейства самолётов на его базе, в том числе:

  • Су-28К (Су-27КШ) - палубный двухместный штурмовик;
  • Су-28КРЦ - палубный двухместный самолёт разведки и целеуказания;
  • Су-29К - тяжёлый палубный перехватчик с мощной РЛС и дальнобойными ракетами Р-33.

Самолёты на основе реально созданного Су-27K (Су-33):

  • Су-27КУБ (Су-33УБ) - палубный двухместный штурмовик и учебно-тренировочный самолёт, разрабатывался с 1985 года. Представлял собой развитие концепции Су-28К , единственный лётный образец был перестроен в 1996-1999 годах из опытного экземпляра Су-33 (самолёт Т10К-4, после переделки сменил обозначение на Т10КУБ-1) и проходил испытания с 1999 по 2009 год.
  • Су-27КМ (Су-47) - дальнейшее развитие палубного истребителя с крылом обратной стреловидности, внутренним отсеком вооружения и новыми двигателями, фактически представлял собой уже самолёт пятого поколения. Разрабатывался с 1988 года, единственный образец-аналог С-37 «Беркут» был построен в 1996-1997 годах за счёт собственных средств ОКБ имени П. О. Сухого с использованием элементов серийных истребителей Су-27. Проходил испытания в 1997-2009 годах.
  • Су-33М - модернизированная версия истребителя, до уровня которой дорабатываются строевые Су-33 с 2009 года. Модернизация предусматривает замену двигателей, продление ресурса и установку нового прицельно-навигационного комплекса, благодаря котрому существенно расширяется номенклатура вооружения (в частности, самолёт получает возможность применять управляемое оружие класса «воздух-поверхность»).

История службы

Посадка Су-33 (борт.№ красный 67) на трос. Среди серийных Су-33 (борт.№№ красные 83 и 87) на технических позициях - один самолёт опытной серии (Т10К-9, борт.№ синий 109). Фото с боевой службы ТАКР «Адмирал Кузнецов» зимой 1995/1996 года

Раздел Советского Союза привел к тому, что оборонный заказ в 1992 году был резко сокращён. Министерство обороны - уже России, а не СССР - оказалось не в состоянии оплатить ранее заказанные самолёты, и производство Су-27К (Су-33) было, по сути, свернуто. В течение 1992-94 годов для достройки на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре использовали производственный задел советских времён - 20 машин (4 серии по 5 единиц), находящихся в разной степени готовности. Первая партия из четырёх Су-33 была официально передана заказчику в лице авиации ВМФ лишь в марте 1993 года. Для перегона самолётов к месту базирования в Комсомольск-на-Амуре прибыла группа лётчиков лётно-испытательного центра - А. Н. Раевский, Н. Ф. Диордица, А. Б. Иванов и B. C. Петруша. После облёта и приемки машин, 1 апреля группа ушла на перегон в Североморск. Перелёт осуществлялся в течение четырёх суток, с пятью промежуточными посадками (на аэродромах Домна, Иркутск, Каменск-Уральский и Лахта). На место базирования 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) , аэродром Североморск-3, четвёрка серийных Су-33 прибыла 5 апреля 1993 года. К апрелю следующего, 1994-го, года в состав полка было передано с завода в общей сложности 20 серийных самолётов. К 1998 году была построена ещё одна серия в 5 машин и доделана первая машина следующей серии, на чём серийный выпуск Су-33 и завершился.

Модернизированный Су-33 (борт.№ красный 85) совершил промежуточную посадку на авиабазе «Сокол» (г. Пермь) во время перегона с КнААПО. Март 2014 года

С 1994 года истребители Су-33 из состава 279-го ОКИАП составляют основу авиагруппы ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» во всех его походах и боевых службах . В полку самолёты сведены в две эскадрильи (АЭ); машины 1-й АЭ несут на килях эмблему в виде орла, 2-й АЭ - в виде головы тигра.

Указом Президента РФ от 31 августа 1998 года самолёт был формально принят на вооружение под обозначением Су-33.

С 2000 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО) осуществляется программа ремонта и модернизации имеющегося парка истребителей Су-33 (самолёты отгоняют на завод небольшими партиями по 2-4 машины, потом отремонтированные перелетают обратно к месту базирования). Модернизация осуществляется в двух вариантах:

  • малая модернизация включает в себя замену двигателей на АЛ-31Ф-М1, продление ресурса планера, установку системы спутниковой навигации и новой станции предупреждения об облучении Л-150. Общая стоимость модернизации одного самолёта около 20 млн. руб. в ценах 2009 года.
  • модернизация до уровня Су-33М также предусматривает замену двигателей и продление ресурса, а помимо этого устанавливается новый прицельно-навигационный комплекс и оборудование кабины. Общая стоимость такой модернизации на один самолёт составляет свыше 200 млн. руб. в ценах 2009 года.

С 2015 года ремонт и модернизация Су-33 осуществляется также на 20-м авиаремонтном заводе (г. Пушкин, Ленинградская область).

15 октября 2016 года ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море, при этом на борту крейсера находится, по меньшей мере, 9 истребителей Су-33 (бортовые номера 62, 66, 67, 71, 76, 78, 84, 85, 88 красного цвета). 15 ноября 2016 года опубликовано заявление министерства обороны России о первом боевом применении Су-33 по объектам боевиков «Исламского государства» в Сирии; сообщается, что назначенные цели были успешно поражены свободнопадающими бомбами ФАБ-500.

Бортовые номера и судьба всех построенных экземпляров Су-33

Заводское обозначение Бортовой номер Дата достройки Примечание Судьба самолёта
Т10К-0, сер.№01-01 н/д н/д Нелётный образец для статических испытаний В 1997 г. переделан в стат. образец Су-27КУБ (Т10КУБ-0)
Т10К-1 37, синий 17.08.1987 Первый лётный образец Потерян в аварии 27.09.1988 (пилот Н.Ф.Садовников спасся)
Т10К-2 39, синий 22.12.1987 Выполнил первую в ВМФ СССР посадку на трос корабля 1.11.1989 После 1994 не летает
Т10К-3, сер.№02-01 49, синий 17.02.1990 -- После 1994 не летает
Т10К-4, сер.№02-02 59, синий 1990 В 1996-1999 перестроен в Су-27КУБ н/д
Т10К-5, сер.№02-03 69, синий 1990 -- разукомплектован
Т10К-6, сер.№03-01 79, синий 01.1991 В 1999 доработан по программе модернизации разукомплектован
Т10К-7, сер.№03-02 89, синий 02.1991 Присвоен Украиной в 1992, продан Китаю в 2003 н/д
Т10К-8, сер.№03-03 99, синий 04.1991 -- Потерян в аварии 11.07.1991 (пилот Т.А.Апакидзе спасся)
Т10К-9, сер.№03-04 109, синий 06.1991 -- Был на борту ТАКР в походе 1995/1996, после 1996 не летает
Т10К-10, сер.№03-05 н/д 23.07.1991 Нелётный образец для ресурсных испытаний н/д
н/д 60, красный н/д В строю 279 ОКИАП
н/д 61, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
н/д 62, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
н/д 64, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
зав.№06105 65, красный н/д -- Потерян в катастрофе 17.06.1996 (пилот В.Кузьменко погиб)
н/д 66, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
н/д 67, красный н/д В строю 279 ОКИАП
н/д 68, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
зав.№04103 70, красный н/д -- Потерян в катастрофе 17.07.2001 (пилот Т.А.Апакидзе погиб)
н/д 71, красный н/д -- В строю 279 ОКИАП
н/д 72, красный н/д -- н/д
н/д 73, красный н/д -- Потерян в аварии 11.05.2000 (пилот П.П.Кретов спасся)
н/д 76, красный н/д -- В строю 279 ОКИАП
зав.№05101 77, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
н/д 78, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
н/д 79, красный н/д -- В строю 279 ОКИАП
зав.№07302 80, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
н/д 81, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
зав.№07304 82, красный н/д -- Потерян в аварии 05.09.2005 (пилот Ю.Корнеев спасся)
н/д 83, красный н/д -- н/д
н/д 84, красный н/д Модернизирован в конце 2013 года В строю 279 ОКИАП
зав.№08302 85, красный н/д В строю 279 ОКИАП
н/д 86, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
н/д 87, красный н/д Модернизирован после 2000 года В строю 279 ОКИАП
зав.№09301 88, красный 1997 Модернизирован в начале 2014 года В строю 279 ОКИАП

См. также

Литература и источники информации

Литература

  • Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова . - «Арсенал-коллекция». - М.: Яуза, ЭКСМО, 2007. - 240 с. - ISBN 978-5-699-20954-5
  • Мороз С., Приходченко И., Колобанов В. Истребитель Су-27 . - «Экспринт: Авиационный фонд». - М.: Экспринт, 2004. - 48 с. - ISBN 5-94038-061-1

Ссылки

  • Характеристики самолёта на официальном сайте компании «Сухой»
  • История создания палубного истребителя Су-33 на сайте paralay.com
  • Подборка материалов о проектах отечественных авианосцев и палубных самолётов на сайте paralay.com
  • Анализ реальных возможностей современных авианосцев по выпуску авиации в воздух
  • Фотогалерея похода ТАКР «Адмирал Кузнецов» в Северную Атлантику в 2004 году
  • Анализ состава авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов» во время похода 2016 года

Примечания

  1. C 1989 года главным конструктором назначен К. Х. Марбашев.

Су-33 (заводской шифр Т-10К; ранее известный как Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) - советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Симонова. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлёт и посадку «по-самолётному» на авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Принят на вооружение 31 августа 1998 года.

Истребитель Су-33 - видео

Хотя текущие планы ВМФ РФ состоят в постройке новых палубных самолетов МиГ-29К из-за их большей компактности и возможности увеличения авиакрыла авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», текущий парк Су-33, имеющих большую грузоподъёмность и дальность, планируется сохранять и модернизировать: для этого в 2016 году начато снова производство двигателей «АЛ-31Ф серии 3» для Су-33, а также начато обновление авионики самолета до прицельной системы СВП-24. СВП-24 содержит компьютерный баллистический вычислитель для бомбометания неуправляемыми бомбами, позволяющий добиться точности, сравнимой с корректируемыми бомбами, а также предоставляет пилоту коллиматорный прицел для атаки визуально наблюдаемых целей и жидкокристаллический экран с отображением карты для атаки целей по координатам.

Особенностью Су-33 является возможность работы как самолёта-заправщика за счёт подвесного контейнера УПАЗ. При этом сам самолёт имеет штатное оборудование для дозаправки в воздухе. Т.е. Су-33 с УПАЗ может произвести дозаправку и МиГ-29К, и другого Су-33.


Формирование требований к новому палубному истребителю

Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года, должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27. Также комиссией заказчика, которую возглавлял командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Кузнецов, было выдвинуто требование к обеспечению высокой эффективности при выполнении задач по уничтожению надводных целей. В итоге, после доработок эскизного проекта, в феврале 1985 года проект Су-27К был утверждён главнокомандующими ВВС и ВМФ СССР.

Прототипы

В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением. Сборка самолёта завершилась в 1987 году, самолёт получил обозначение Т-10К-1 и 17 августа того же года машина впервые поднялась в воздух, управляемая летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым. При постройке опытного самолёта все новые детали производились на опытном производстве Сухого, также использовалась часть агрегатов от «обычных» Су-27, которые были поставлены с производства КнААПО. Спустя полгода к лётным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение. Первый полет второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987. Летом 1988 года складывающимся крылом и горизонтальным оперением был оснащен и первый лётный образец, однако, 27 сентября 1988 (спустя месяц после начала его лётных испытаний), самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем.


Первые посадка и взлет с палубы

20 октября 1989 года ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») впервые покинул Черноморский судостроительный завод и вышел в море. Корабль был укомплектован ещё не всеми радиолокационными средствами и ракетным оружием, но уже имел все авиационно-технические средства, позволяющие выполнять взлеты, посадки и техническое обслуживание самолётов - аэрофинишер, стартовые задержники, газоотбойные щиты, самолётные подъёмники, а также радиотехническую систему посадки «Резистор-К42», оптическую систему посадки «Луна-3», систему видеонаблюдения и корабельные РЛС.

Спустя ровно неделю после того, как ТАКР «Тбилиси» был спущен на воду, летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил облет авианосца на высоте 1500 м, после чего сделал несколько кругов вокруг него на высоте 30 м над палубой и вернулся на аэродром Саки. В следующую неделю продолжались испытательные полеты над авианосцем истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также летающих лабораторий, которые выполняли тестирование радиолокационных систем корабля, работающих для палубной авиации. В эти дни самолёты пролетали над палубой на высоте 2-3 метров, иногда даже касаясь её и проезжая по всей длине, что, фактически, можно назвать посадками, но без зацепления за аэрофинишер. Такие полеты продолжались до 31 октября 1989 года, после чего было принято решение, что и самолёт, и летчик-испытатель Виктор Пугачев, и сам авианосец готовы к выполнению первой уже «настоящей» посадки на палубу. На следующий день состоялась первая в истории отечественной авиации посадка самолёта обычной схемы на палубу авианосца. В этот же день на палубу «Тбилиси» совершили первую посадку ещё два новых палубных самолёта - МиГ-29К и Су-25УТГ.


На следующий день были выполнены взлеты с палубы авианосца. Первым выполнил взлет штурмовик Су-25УТГ, после чего зашёл на посадку, а затем взлетел вновь. Су-33 был установлен на первую взлётную позицию с дистанцией разбега 105 м, но сразу же была обнаружена проблема - газоотражающий щит устанавливался на угол 60°, что вызывало отражение раскаленных газов в сторону близко стоящего самолёта и могло повредить его конструкцию. Угол наклона щитов был сразу же изменен до 45°, но при попытке взлета не сработали стартовые задержники, в результате чего самолёт в режиме полного форсажа простоял на палубе корабля лишних 10 секунд и прожег арматуру поднятого газоотбойного щита. После этого Су-33 был перемещен на угловую палубу, откуда он без газоотбойного щита и стартовых задержников выполнил свой первый взлет с палубы авианосца и совершил перелет на аэродром Саки. В дальнейшем Ю. А. Семкиным и В. Г. Пугачевым было выполнено несколько взлетов с корабля с последовательным наращиванием взлётной массы.

Лётно-конструкторские испытания успешно завершились 22 ноября 1989 года, после чего авианосец был отправлен на доработку и укомплектовывание всем необходимым оборудованием.


Серийное производство

Серийное производство Су-33 началось в 1989 году в КнААПО, когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний. Первая серийная машина (Т-10К-3) была собрана в начале 1990 года и 17 февраля того же года поднялась в воздух. Пилотировал самолёт летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных лётных испытаний, которые начались в марте 1991 года.

В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33 сильно сократилось. Всего было построено 26 серийных истребителей, 20 из которых эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В случае если командование ВМФ сможет найти средства обьем модернзации СУ-33 будет расширен.


Модернизация до Су-33М

Корпорация Сухой с 2002 года проводит ремонт и модернизацию самолетов до Су-33М. Всего модернизацию прошли 19 истребителей Су-33. По данным на 5 октября 2010 года, компания «Сухой» проводила наземные и лётные испытания модернизированных истребителей Су-33.

Судя по данным доступным из контактов госзакупок на модернизацию, она сводится к поддержке самолета выполнять роль бомбардировщика и носителя различных современных подвесных контейнеров для разведки и целеуказания. Замены РЛС и поддержки современных ракет "воздух-воздух" как PPB-AE в самолете не производится, т.к. роль истребителя отведена Миг-29К, а Су-33 должен решать задачи где требуется большая грузоподъемность и дальность.

В связи с этим модернизация до Су-33М коснулась следующего:

Модернизация или замена на новые двигателей до АЛ-31Ф-М1 с ресурсом на 1500 взлетов и посадок

Установка систем спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС

Установка высокоточной системы бомбометания СВП-24

Установка станции предупреждения об облучении Л-150

СУ-33 планируется оснастить современной системой на основе мфи


Конструкция

Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапециевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя.


Крыло и оперение

Крыло истребителя Су-33 выполнено трапециевидным, стреловидность по передней кромке равна 42,4°, консоли крыла набраны из профилей П44М. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла - 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках - 14,948 м). Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трёхсекционным поворотным носком площадью 5,4 м². Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора - С9С. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м². Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м². Кили имеют профиль У3 и установлены без развала, каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м².

Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся, ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К.


Воздухозаборники и двигатели

Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками, предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлётно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм. Они работают в автоматическом режиме - опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском.

Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33, что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс, что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива.


Особенности Су-33

При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых:

Улучшение несущих свойств крыла на взлётно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО

Увеличение тяговооружённости самолёта для обеспечения безопасного короткого взлёта с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер

Усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями

Установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолёта топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования

Применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца

Обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами

Увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете

Складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца

Применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата

Возможность эффективной работы по надводным целям


В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения, что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг и смещением центра масс мог стать статически устойчивым. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растёт подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27.


Эксплуатация

Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года. Из 26 серийных машин 4 самолёта потеряны в авариях. В настоящее время в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов» входит 10 единиц истребителей Су-33 из серийной партии. Остальные (12) базируются на аэродроме 279 отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного Флота.

В конце 2013 - начале 2014 годов прошли ремонт и модернизацию 4 Су-33: в конце 2013 года два Су-33 с красными бортовыми номерами 67 и 84; и 21.2.2014 совершили перелёт парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск ещё два Су-33 с красными бортовыми номерами 85 (серийный номер 08302) и 88 (серийный номер 09301).

Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолёта - дважды).

По имеющимся сведениям, на конец февраля 2014 года в составе 279-го полка имеются 14 лётных истребителей Су-33, из которых 8 (с бортовыми номерами 62, 66, 68, 76, 77, 78, 79 и 80) находятся в походе на борту ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а 6 (с бортовыми номерами 67, 84, 85, 86, 87 и 88) - на береговом аэродроме полка в Североморске. Ещё 7 Су-33 находятся в Североморске на хранении.

Свежеотремонтированные красные бортовые номера 67, 84, 85 и 88 10 марта 2014 года впервые прибыли в состав 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске.

С конца лета по начало сентября 2014 года на 6 Су-33 и 2 Су-25УТГ в течение нескольких недель проводились учебно-тренировочные полёты на комплексе НИТКА лётчиками отдельного корабельного истребительного авиационного полка палубной авиации СФ. После возвращения с аэродрома Саки в Крыму на аэродром постоянной дислокации лётчики продолжили тренировки над Баренцевым морем.


Боевое применение Су-33

В ноябре 2016, во время операции ВКС РФ в Сирии, с палубы авианосца состоялось первое боевое применение Су-33.Правда в результате неудачной посадки на Адмирал Кузнецов один из самолетов потерпел крушение,но пилот катапультировался тем самым спас свою жизнь и здоровье.


Происшествия Су-33

Всего с момента первого полёта Су-33 произошло 8 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.

28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением лётчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался.

11 июля 1991 года из-за отказа ЭДСУ потерян один из самолётов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался.

26.12.1994 авария Су-33 №нет (08-05), КнААПО Потерян во время планового испытательного полёта на КнААПО в результате ошибки пилотирования.

17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полёта в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-й АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб.

11 мая 2000 года при выполнении плановых полётов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 73), который пилотировал лётчик первого класса полковник Павел Кретов. Лётчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолёте произошёл отказ бортовой системы управления.

17 июля 2001 года во время авиа-шоу, посвящённом дню морской авиации в гарнизоне «Остров» под Псковом потерпел крушение Су-33 (б/н 70), которым управлял Герой России, генерал-майор Тимур Апакидзе. После показательного полёта на пилотаж с выполнением фигур максимальной сложности, самолёт упал и сгорел, лётчика эвакуировали спасательные службы, но ранения были не совместимы с жизнью и по дороге в госпиталь пилот умер.

5 сентября 2005 года потерян самолёт Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишёра (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул.

3 декабря 2016 год при посадке на палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов» из-за обрыва троса аэрофинишёр самолет выкатился за пределы палубы, пилот катапультировался.


Тактико-технические характеристики истребителя Су-33

Экипаж..............................1 человек

Длина..............................21,18 м

Размах крыла..............................14,7 м

Высота..............................5,72 м

Площадь крыла..............................67,84 м2

Масса пустого..............................19600 кг

Масса снаряжённого..............................20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73)

Масса нормальная взлётная..............................с частичной заправкой: 26000 кг; с полной заправкой: 29940 кг

Масса максимальная взлётная..............................33000 кг

Масса топлива..............................9400 кг

Объём топливных баков..............................12100 л

Двигатель:

Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой

Модель: «АЛ-31Ф серии 3»

Максимальная: 2 × 7670 кгс (74,5 кН)

На форсаже: 2 × 12500 кгс (122,6 кН)

Чрезвычайный режим: 2 × 12800 кгс (125,5 кН)

Максимальная скорость:

На высоте: 2300 км/ч (640 м/с) (М=2,17)

У земли: 1300 км/ч (361 м/с) (М=1,09)

Посадочная скорость..............................235-250 км/ч

Дальность полета..............................у земли: 1000 км; на высоте: 3000 км

Продолжительность патрулирования на удалении 250 км..............................2 ч

Практический потолок..............................17000 м

Длина разбега..............................105 м (с трамплином)

Длина пробега..............................90 м (с аэрофинишёром)

Максимальная эксплуатационная перегрузка..............................8,5 g (или 8)


Вооружение Су-33

Пушечное..............................1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)

Максимальная: 6500 кг

Вариант В-В: 3200 кг (8 × Р-27Э или 6 × Р-73)

Узлов подвески вооружения: 10

4-6 × Р-27Р/ЭР

2 × Р-27Т/ЭТ

УРВП: нет

Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9)

Неуправляемые ракеты:

80 (4 × 20) × 80 мм С-8КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1 или

20 (4 × 5) × 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л или

4 × 266 мм С-25-ОФМ-ПУ

Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты

8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или

28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или

32 × 100 кг


Авионика Су-33

РЛС: РЛПК-27К

Тип: Н001К

Диаметр: 1075 мм

Зона обзора:

По высоте: ±50°

По азимуту: ±60°

Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²:

Навстречу: 100 км

Вдогон: 40 км

Количество одновременно сопровождаемых целей: 10

ОЭС: ОЭПС-27К

Тип: ОЛС-27К («46Ш»)

Зона обзора:

По высоте: -15°/+60°

По азимуту: ±60°

Поле обзора: 120×75°

Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°

Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:

Навстречу: 40 км

Вдогон: 100 км

Диапазон измеряемых дальностей: 6 км

Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»

Фото Су-33




Су-33 является палубным истребителем, который был разработан и изготовлен на территории РФ. Данная модель самолета является 4-м поколением истребителей, которые были разработаны в конструкторском бюро имени Сухого. Данная машина была изготовлена под чутким руководством главного конструктора М.П. Симонова.

История создания корабельного истребителя Су-33

Новый истребитель был сконструирован на базе старой модели истребителя Су-27. Истребитель Су-33 по плану конструкторов должен иметь все достоинства предыдущей версии истребителя. Заказчиком данной машины было командование ВМФ России во главе с генералом Кузнецовым. Он выдвигал требования к новому истребителю. Главной задачей он считал, чтобы машина могла эффективно уничтожать надводные цели.

После учета всех требований и доработок проект нового Су-33 был готов зимой 1985 года. В начале 86 года в конструкторском бюро Сухого была начата сборка прототипа. Его сначала изготовляли с обычным крылом, а не складным. Новую модель собрали в 1987 году, рабочее название нового самолета было Т-10К-1. В этом же году летом новый истребитель осуществил свой первый полет.

Самолет был собран из деталей и агрегатов, которые разрабатывались в опытном цехе бюро, а некоторые детали были взяты с серийной модели Су-27. Через полгода после первого взлета была изготовлена еще одна модель нового летательного аппарата. Второй прототип уже имел складывающееся крыло, как и планировалось с начала. Он имел также отличие в оперении, поскольку оно было горизонтальным. Первый отрыв от земли вторая модель осуществила зимой 87 года, но в сентябре 88-го эта модель потерла крушение из-за неисправности гидросистемы.

В октябре 1989 года был изготовлен авианосец «Кузнецов», который мог принимать истребители на свою палубу, но он был еще не до конца укомплектован. Он имел полный комплекс приспособлений для взлета и посадки самолетов, но еще не имел радиолокационной системы. Самолеты-истребители могли только отрабатывать полеты над палубой, но на очень низкой высоте, иногда они касались палубы колесами. На конец октября 89 года было решено совершить первую посадку самолета Су-33 на палубу авианосца имени Кузнецова. Первая посадка прошла успешно, и в этот же день был произведен взлет с палубы. За штурвалом нового истребителя был испытатель В. Пугачев. Все летные испытания истребителя Су-33 завершились в ноябре 1989 года.

Описание палубного истребителя Су-33

Данная модель изготовлена как продольный триплан, точно так же, как и Су-27. Для посадки на палубу корабля эта машина имеет тормозной гак, который крепится к нижней части центральной балки. Крыло имеет стреловидную форму, оно состоит из трех секций и двух щелевых закрылок. Для уменьшения габаритов самолета на палубе авианосцев он оснащен складными крыльями, которые поворачиваются к углу в 135 градусов, все повороты крыла осуществляет гидравлическая система.

Данный тип конструкции крыла значительно уменьшает занимаемое место самолетом как в ангаре, так и на палубе. Из-за использования самолета в достаточно суровых климатических условиях была увеличена стойкость конструкции к коррозии. Также конструкторы продумали защиту всех бортовых систем от перепада температур и от влажности.

В новой машине Су-33 были учтены все недостатки, которые были в предыдущей модели палубного истребителя. Во-первых, была значительно уменьшена высота оперения по вертикали, а также использовали усиленное шасси, которое позволяет производить более эффективную посадку на палубу. Что касается шасси, то тут тоже были произведены изменения. Колеса в этой машине стали меньше, чем у его предшественника. Передняя стойка шасси имеет двойное колесо, которое может поворачиваться на 60 градусов. Такой поворот колес повысил маневренность самолета на палубе авианосца. Также было увеличено давление в колесах истребителя. При аварийных ситуациях предусмотрено катапультное кресло, оно тоже было улучшено по сравнению с Су-27. Оно помогает летчику выдерживать большие перегрузки при маневрах.

Силовая установка Су-33

Палубный истребитель этой модели оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31К мощностью в 13 300 кгс каждый. Эти модели являют собою турбореактивные двухконтурные агрегаты с форсажными камерами. На Су-33 можно установить дополнительный подвесной бак с топливом. Данный самолет имеет возможность дозаправляться прямо в воздухе, причем роль заправщика может выполнить другой Су-33. В воздушном режиме заправки истребитель может получить до 6 тонн топлива.

В новом истребителе было установлено более качественное и современное бортовое оборудование. Была устранена вся механическая система управления, на замену которой пришел автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он предусматривает автоматическую регулировку тяги двигателей, корректирует полет к заданной точке, а также возможна автоматическая посадка за счет использования системы «Резистор-К-42», которая устанавливается на авианосцах.

Особенности эксплуатации истребителя Су-33

Данный самолет имеет возможность взлета с палуб разной длины разбега. Стандартные авианосцы имеют три взлетные полосы, длина которых отличается: две из них имеют 105 метров, а еще одна 195 метров. Заходом самолета на посадку руководит команда специалистов на мостике корабля, она управляет траекторией и движением самолета. После того как самолет произведет касание палубы, он своим гаком цепляется за трос на палубе, который должен произвести остановку самолета. При такой посадке пилот испытывает большую перегрузку. После того как самолет коснется палубы, пилот должен включить двигатели на максимум мощности. Это делается для того, чтобы при обрыве троса аэрофинишера или незацеплении гака пилот имел возможность взлететь с палубы авианосца и произвести вторую попытку посадки.

Особенности палубного истребителя Су-33

Несмотря на то, что новая модель Су-33 и изготовлена на базе Су-27, она все же имеет множество преимуществ.

    Во-первых, было улучшено качество работы крыльев при взлете и посадке, этого смогли достичь за счет увеличения площади крыла.

    Для более безопасного и короткого взлета самолета было увеличено тяговооруженние машины. Усиленные стойки помогают самолету и пилоту более комфортно проходить перегрузки.

    Новое навигационное оборудование обеспечивает безопасность и точность посадки, имеет возможность сотрудничать с оборудованием авианосца для более точного захода на посадку.

    Складные крылья позволяют разместить большее количество истребителей на борту авианосца. А защищенные детали самолета позволят прослужить этой машине значительно дольше.

    Взлетная масса самолета увеличена до 33 тонн, за счет этого удалось увеличить массу боевой нагрузки до 6,5 тонн. Увеличенная боевая нагрузка позволила подвесить на один самолет-истребитель Су-33 сразу 12 ракет типа «воздух – воздух» и до шести ракет модели Р-73.

    Система дозаправки позволяет увеличить дальность полета, причем штанга дозаправки расположена перед пилотом левее кабины. Это позволяет более эффективно контролировать процесс заправки.

Модернизация Су-33

По статистическим данным на октябрь 2010 года конструкторское бюро имени Сухого приступило к летным тестам новой модернизированной модели истребителя Су-33. К сожалению, еще нет данных о том, какие именно новшества имеет эта модель машины. Регулярно производится ремонт и модернизация палубных истребителей. За последние два года модернизацию прошли четыре машины Су-33, после чего они были отправлены в Североморск. Ремонт и усовершенствование самолетов проводится в Комсомольске, с 2002 года здесь было модернизировано 19 палубных истребителей этой модели. На сегодняшний день в армии Российской Федерации находятся на боевой службе 22 палубных истребителя данного образца.

Истребитель Су-33 был принят на вооружение летом 1998 года. Всего для ВМФ РФ было изготовлено 26 машин такого типа, но за годы эксплуатации было потеряно 4 самолета. В скором времени данные истребители будут заменены на более прогрессивные и надежные машины марки МиГ-29. В планах военного командования РФ в 2015 году Су-33 будет снят с эксплуатации.

В начале 1940 года остро встал вопрос о пополнении ВМФ такими единицами, как авианосцы. Но начать воплощать эту идею удалось только после окончания второй мировой войны. Авианосный флот решили построить на основе уже имеющегося корабля проекта 1143. В апреле 1978 года была уже готова проектная документация по созданию авианосца. Предполагалось, что на авианосец будут садиться самолеты Як-41, Су-27К, Су-25К и вертолёт Ка-27.

В апреле 1984 года ММЗ кулон начал разработку, постройку и испытание корабельного истребителя Су-27К. Он обеспечивал поддержку флота в любых погодных условиях. Он мог подниматься на 27 км, что давало возможность бороться с вертолетами противолодочной обороны, транспортниками, самолетами радио разведки; применялся самолёт для сопровождения самолетов берегового базирования. Летом 1987 первый опытный образец был готов к полетам.

После первых полетов выяснилось, что летные характеристики ухудшились, но некоторые модификация крыла и ПГО позволили добиться уменьшения скорости захода на посадку. В 1989 году был произведен первый этап испытания. Самолет обкатывали на обычной взлетно-посадочной полосе. В ноябре 1989 года впервые самолет совершил посадку на палубу.

Кдекабрю 1990 года были завершены все ЛКИ испытания самолета, в ходе которых были определены основные технические, летно-тактические и боевые характеристики. В марте 1991 года начались государственные испытания, которые продлились до 1994 года. В это время уже было построено 24 серийных Су-27К. Следующей ступенькой в развитии знаменитого Су стала постройка более новой модификации самолета Су-33.

Этот самолет уже был построен по интегральной аэродинамической схеме и дополнен передним горизонтальным оперением. Оно было выполнено складным, это позволяло экономить место. Переднее оперение позволило увеличить несущие свойства планера и улучшить характеристики при больших углах атаки. Крылья трапециевидной формы, с удлинением возле фюзеляжа, плавно переходили в корпус. Для экономии места крылья сделаны складывающимися.

Самолет Су-33 внутри

Установлено два двухконтурных форсажных двигателя АЛ-31Ф. Также самолет может дозаправляться в воздухе. Если установить систему УПАЗ-1, то он сам способен заправлять в воздухе другие самолеты. Навигационная система ПНК-10 обеспечивает вычисление координат в пространстве, позволяет автоматически корректировать координаты на основе данных спутников. Бортовая РЛС позволяет предупредить о сканировании самолетом противника. В самолете используется система предупреждения об облучении СПО-15ЛМ. На крыльях используются станции активных помех.

Су-33 стал первым отечественным серийным самолетом, способным сесть на палубу авианосца. Самолет является самым мощным и дальнобойным истребителем корабельного базирования в мире.

Самолет типа СУ-33УБ является учебно-боевой машиной, которая оснащена реактивными двигателями. Самолет создан специально для палубного базирования на авианосцах. Данная машина относится к четвертому поколению истребителей.

Особенности самолета СУ-33УБ

Самой главной особенностью данного аппарата можно считать расположение пилотов. Ни одна учебная машина не имеет расположения пилотов по принципу «плечо к плечу». Но именно из-за этого размещения пилотов управление осуществляется более эффективно и синхронно, а это очень важно при посадке на палубу корабля. Новшеством можно назвать и то, что пилоты добираются до кабины через нишу переднего шасси по специальному трапу.

Если сравнивать конструкцию данного самолета с моделью Су-33, то тут тоже имеется много отличий. Во-первых, кили машины СУ-33УБ были увеличены, как и площадь крыльев, оперения машины. Крылья складывались таким образом, что они имели такую же ширину, как и оперение аппарата. Это привело к тому, что данная машина стала требовать больше места в ангаре корабля.

Особенностью является и сечение передней части корпуса, поскольку она изготовлена полностью круглой, это можно объяснить формой станции радиолокации типа «Жук». Также было изменено расположение системы «Визор», которую закрепили по осям симметрии.

История создания и испытаний истребителя Су-33УБ

Аппарат типа Су-33УБ является глубокой модификацией самолета Су-33, который использовали для авианосцев. Началом создания новой машиной можно считать 1989 год. Именно тогда конструкторское бюро Сухого приступило к проекту учебной машины, которую планировалось использовать для обучения строевых пилотов-корабельщиков. При проектировании практически сразу было решено изготовить тандемную машину. Это решение было принято за счет того, что машина с таким расположением пилотов может выполнять задания более эффективно и быстро.

Новый образец был построен на авиазаводе в Комсомольске, но окончательная компоновка систем была закончена в Москве.

Впервые самолет Су-33УБ совершил отрыв от взлетной полосы весной 1999 года на Жуковском аэродроме. Характеристики данного аппарата значительно превосходят зарубежные аналоги, например, такие самолеты, как F-14D и «Боинг» F/A-18E/F.

Основой успеха самолета Су-33УБ можно считать новый бортовой комплекс, который позволяет производить разнообразные военные операции. Кроме того, вся аппаратура создана специально для работы в морских условиях. Что касается данной модели истребителя, то она имеет отличные характеристики при посадке и взлете с наземных аэродромов с достаточно короткими взлетными полосами.

Особенности конструкции самолета Су-33УБ

Схема корпуса продумана как интегральный триплан, который отличается великолепными аэродинамическими качествами. Если сравнить аэродинамику данной машины с аэродинамикой самолета Су-33, то новая машина имеет показатели выше на 10%. За счет повышения аэродинамических качеств удалось уменьшить расход топлива на 20%.

При конструировании данной машины было использовано большое количество композиционных материалов, но основные детали все же были изготовлены из сплавов алюминия. Так, из алюминиевых сплавов изготовлены крылья самолета, что значительно повышает их живучесть в боевых условиях. Кроме того, данная конструкция достаточно легкая, но надежная. Применение легких сплавов и композиционных материалов позволило снизить общую массу машины до массы одноместных истребителей. На самолете использовано большое количество бронированных преград, которые повышают живучесть аппарата.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями модели ТРДДФ, но при дальнейшей модификации они могут быть заменены на более новые и эффективные установки. Под крылом самолета расположена система ПТБ. Данная модель истребителя имеет возможность дозаправки в воздухе.

Креном и тангажом самолета управляет новая автоматическая система типа ЭДСУ. Она способна проводить контроль всех аэродинамических поверхностей, флаперонов, закрылков, оперения хвоста, а также управлять работой двигателей. За счет этого оборудования сокращается время на балансировку и значительно увеличивается сила подъема машины.

Первым истребителем отечественного производства, который был оснащен системой генерирования кислорода в кабине пилотов, стал именно самолет Су-33УБ. Данная система обеспечивает кабину пилотов и азотом, это значительно снизило зависимость самолета от наземного обслуживания.

Что касается БРЭО, которым оснащен самолет, то оно отвечает требованиям 5-го и 6-го поколения. Данная система имеет размеры и массу значительно меньше, чем предыдущие ее версии, и при этом способна выполнять больше функций при меньшей затрате времени. На самолете имеется многоканальный комплекс, который проводит мониторинг всех систем и предоставляет пилотам полную информацию об обстановке в воздухе.

Для обнаружения противника самолет Су-33УБ оборудован тепловизорами и лазерными дальномерами, которые могут заметить цель и указать расстояние до нее.

Еще одной положительной особенностью конструкции можно назвать применение в кабине пилотов системы «темной кабины». В машине типа Су-33УБ было сокращено количество управляющих органов, что позволило упростить управление машиной для обучения. Кабина пилотов оснащена цветными дисплеями, на которые выводится полная информация о работе систем и о состоянии вокруг самолета. Проектировалась также система прицельного индикатора на лобовом стекле самолета. Что касается облуживания аппарата, то оно значительно упростилось в сравнении с предыдущими версиями истребителей.

Учебный истребитель класса Су-33УБ был изготовлен только в одном экземпляре. Сначала планировалось поставить данный проект на серийное изготовление. Даже был заказ от китайских ВВС на 40 машин, но вскоре они отменили свой заказ, что привело к закрытию проекта.


Су-33 (Су-27К) — российский палубный истребитель четвёртого поколения. Был принят на вооружение в России в 1991 г. Один из основных самолётов Авиации Военно-морского флота Российской Федерации.

Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот

Длина: 21,185 м

Размах крыла: 14,698 м

со сложенным крылом: 7,40 м

с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м

Высота: 5,72 м

Площадь крыла: 67,84 м²

Профиль крыла: П44М

Коэффициент удлинения крыла: 3,48

Коэффициент сужения крыла: 3,76

Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°

База шасси: 5,87 м

Колея шасси: 4,44 м

Масса пустого: 19 600 кг

Масса снаряжённого: 20 440 кг (с 2×Р-27Э и 2×Р-73)

Нормальная взлётная масса: 29 940 кг (с полной заправкой)

с частичной заправкой: 26 000 кг

Максимальная взлётная масса: 33 000 кг

Предельная посадочная масса: 26 000 кг

Нормальная посадочная масса: 22 400 кг

Масса топлива во внутренних баках: 9 500 кг

основной вариант заправки: 5 350 кг

Объём топливных баков: 12 100 л

Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф сер. 3

Бесфорсажная тяга: 2 × 7 670 кгс (75 кН)

Форсажная тяга: 2 × 12 500 кгс (122,6 кН)

Чрезвычайный режим: 2 × 12 800 кгс (125,5 кН)

Степень двухконтурности: 0,57

Лётные характеристики

Максимальная скорость:

у земли: 1 200 км/ч

на высоте 11 000 м: 2 300 км/ч (2,17 М)

Посадочная скорость: 235 — 250 км/ч

Практическая дальность:

у земли: 1 000 км

на высоте: 3 000 км

Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч.

Практический потолок: 17 000 м

Нагрузка на крыло: 486,4 кг/м² (при макс. взлётной массе)

Тяговооружённость: 0,84 / 0,76 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)

Длина разбега: 105 м (с трамплином)

Длина пробега: 90 м (с аэрофинишером)

Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8 g

Вооружение

Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)

Точки подвески: 12

вариант воздух-воздух: 3 200 кг (8×Р-27Э и 8×Р-73)

Управляемые ракеты:

ракеты «воздух-воздух»:

6-8 × Р-27Р/ЭР

2 × Р-27Т/ЭТ

ракеты «воздух-поверхность»: нет

Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9)

Неуправляемые ракеты:

80 (4 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М1 или

20 (4 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или

4 × 266 мм С-25

Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты

8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или

28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или

Авионика

РЛС: РЛПК-27К

Диаметр: 1075 мм

Зона обзора:

по высоте: ±50°

по азимуту: ±60°

Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=3 м²:

навстречу: 100 км

вдогон: 40 км

Количество одновременно сопровождаемых целей: 10

ОЭС: ОЭПС-27К

Тип: ОЛС-27К («46Ш»)

Зона обзора:

по высоте: -15°/+60°

по азимуту: ±60°

Поле обзора: 120×75°

Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°

Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:

навстречу: 40 км

вдогон: 100 км

Диапазон измеряемых дальностей: 6 км

Нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ-1»

Разработан в ОКБ Сухого. Главный конструктор Су-33 - Михаил Петрович Симонов. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил посадку «по-самолётному» на палубу ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и взлёт с палубы корабля с использованием трамплина. Во время производства предсерийных образцов, в конструкцию были внесены изменения, в том числе и дополнительное горизонтальное оперение, превратившее самолёт в интегральный триплан. Формально можно развести самолёт на две модели: Су-27К - машина основанная на Су-27, отличающаяся усиленным фюзеляжем и шасси, наличием гака, складывающимися крыльями и стабилизаторами; и Су-33 - машина с дополнительным передним горизонтальным оперением, измененным РЭО, усиленным фюзеляжем и шасси, гаком, и складывающимися крыльями и стабилизаторами. Основное боевое применение - палубный истребитель большого радиуса действия. В 1992 на заводе в Комсомольске-на-Амуре начато серийное производство Су-33. Официально принят на вооружение 31 августа 1998 года.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ) и авиационных катапультных устройствах (АКУ), подвешиваемых на подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме «тандем»).

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации с увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ) и до 6 управляемых ракет ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения типа Р-73. Типовой вариант вооружения самолета состоит из 8 ракет Р-27Э и 4 ракет Р-73. Проработана возможность использования на самолете тяжелой управляемой противокорабельной ракеты «Москит» (ASM-MSS), размещаемой на катапультном устройстве под фюзеляжем между гондолами двигателей. Максимальная масса боевой нагрузки самолета составляет 6500 кг.