Фольклорный ансамбль "ромашинская слободка". Русские шлемовидные гусли своими руками

Сегодня мы с Вами постараемся изготовить своими руками прекрасный, старорусский музыкальный инструмент — шлемовидные гусли.

Как же мне пришла идея создания шлемовидных гуслей. В общем-то, задача состояла в использовании отходов материала, оставшегося после отделки балкона. Обрезки мебельного щита, остатки фанеры, паркетной клёпки… Выбрасывать было жаль, и решение пришло само собой: создать своими руками из всего этого интересный элемент интерьера. Недавно мы уже делали элемент интерьера, если Вы помните. Вот кстати этот .

Идея изготовления своими руками русских шлемовидных гуслей

Идею самоделки навеяли старые добрые фильмы- сказки. Все мы помним с детства прекрасные картины Александра Роу, на которых росли, и воспитывались: «Илья Муромец», «Морозко», «Садко»… Так и родилась мысль: сделать самодельный инструмент – русские шлемовидные гусли . Образ готового инструмента сам собой предстал в воображении, самым непростым было удержать его, и в деталях перенести на бумагу в виде эскиза. Размеры определялись произвольно, главное требование было одно: пропорциональность; ведь — повторюсь, задача стояла не в создании канонического инструмента, а в изготовлении элемента интерьера. Но, похоже, само изделие так не считало!- и каково же было моё удивление, когда только что созданный инструмент наперекор всему взял, да и запел! Хотя, как же ещё мог повести себя русский инструмент? Тем более – , созданная своими руками, и получившая часть моей души? Прямо как в сказке!

Материалы и инструменты для изготовления русских шлемовидных гуслей

Для работы потребовались следующие инструменты:
остро отточенный «простой» карандаш;
макетный или канцелярский нож;
угольник;
электролобзик;
отсутствие циркуля было компенсировано кусочком прочной нити с гвоздиком на одном конце, и кусочком карандаша привязанным к другому – это самодельное приспособление пригодилось для вычерчивания радиусов, и округлых линий на заготовках;
Полезен будет шуруповёрт, и свёрла диаметром 1- 1,5 и 3,5 миллиметра;
Также потребуются клей «ПВА – Столяр»;
саморезы по дереву длиной 30- 35 мм.;
тюбик «Суперклея» для приклеивания декора;
небольшой молоток и маленькие гвоздики для фиксации отделочной деревянной ленты на торцевых плоскостях.
Из материала для самоделки нам надо:
три кусочка тонкой фанеры (4,5 мм. размером 50/50 см. для верхней и нижней деки);
две полоски той же фанеры шириной 8- 10 см. и длиной 98 – 100 см. для переднего торца, и 70 см. длиной для отделки задней стенки;
обрезки мебельных щитов или сосновых дощечек толщиной 1,8 – 2 см, шириной 10- 15 см. и длиной 80 см;
струны от старой гитары…
Конечно, все эти размеры произвольные, они определяются предполагаемыми размерами готовой самоделки, которые вы сами себе зададите. Надо только помнить о главном принципе: пропорциональности.

Русские шлемовидные гусли – приступаем к работе

  1. Из обрезка мебельного щита размечаем и выпиливаем заготовки для каркаса гуслей: нам надо две полукруглых (на фото — внизу) и две коротких заготовки.

    Короткие заготовки — это усилители каркаса.
  2. Далее — укладываем элементы каркаса вот таким образом:
    и следим при этом, чтобы нигде ничего не выступало за линию торцевой плоскости.
  3. Лишнее – подпиливаем лобзиком.
  4. Теперь нужно сделать заготовки под держатели для колков и струн. В данном случае использованы дубовые паркетные планки: дуб – крепкое дерево, наиболее подходящее для того, чтобы держать натяжение струн. Кладём планки сверху на каркас, снизу – очерчиваем карандашом контур, и спиливаем лишнее. Нам нужны те стороны планок, что «смотрят» вовнутрь будущего инструмента.
  5. Спилив лишнее, копируем линию спила, отступив 1,5 сантиметра, и спиливаем лишнее со второй стороны планки. Должно получиться вот так:
  6. Готовые держатели струн ошкуриваем мелкой наждачной шкуркой, под лак.
  7. Теперь надо сделать заднюю стенку каркаса. Для неё нужен обрезок нашей сосновой доски; отпиливаем от него два кусочка, которые тут же приклеиваем по бокам дощечки вот таким образом:
  8. На получившихся коротких боковинках нужно по месту выпилить посадочные пазы, чтобы срастить заднюю часть с остальным каркасом. На картинке хорошо видно, как задняя стенка должна соединиться с каркасом:
    Для наибольшей прочности дощечки задней стенки лучше промазать «ПВА», и посадить на саморезы.
  9. Каркас и струнодержатели изготовлены, подогнаны, теперь собираем каркас воедино. Держатели для струн пока откладываем в сторону! Скрепляем детали каркаса с помощью клея «ПВА», и саморезов по дереву. Есть одна маленькая хитрость… Для того, чтобы дерево не раскололось под саморезом, дам полезный совет: сначала под него надо просверлить отверстие, а потом вкручивать саморез. Пока склеенный каркас подсыхает, делаем из фанеры деки.
  10. Берём один из кусочков фанеры, кладём на него каркас, и очерчиваем карандашом на фанерке его внешний профиль. Затем отступаем 4 миллиметра наружу от нашего контура, и копируем линию карандашом. Это будет линия отреза.
  11. Выпиливаем заготовку, зачищаем шкуркой края, накладываем её на второй кусочек фанеры и просто обводим карандашом.
  12. Выпиливаем вторую заготовку, зашкуриваем края, и откладываем в сторонку: это будет днище — нижняя дека.
  13. Теперь берём первую выпиленную фанерку, накладываем на каркас, и снизу очерчиваем на фанерке внутренний контур каркаса. Выпиливаем лобзиком, получаем вот такую заготовку верхней деки:
  14. Берём третью нашу фанерку, накладываем на неё выпиленную верхнюю деку, обводим внутренний контур, и также отступая от него во внешнюю сторону 7 – 8 миллиметров, повторяем его. Получается выкройка накладной панели – резонатора верхней деки. Это декоративная деталь, поэтому линию отреза следует подкорректировать, чтобы она получилась красивой.
  15. Теперь берём собранный и склеенный каркас. Заднюю стенку декорируем полоской фанеры, предварительно вышкуренной и гладкой, накладываем верхнюю деку, проверяем равномерный выступ детали со всех сторон.
  16. Теперь накладываем сверху струнодержатели, и панель – резонатор. Отмечаем рисками их места.
  17. На панели – резонаторе отмечаем центр, по нему рисуем окружность, выпиливаем звуковое окно.
  18. Все наши заготовки выпилены, обработаны наждачной шкуркой, осталось только покрасить и собрать! В данном случае был выбран стиль декора «под старину». Под рукой не нашлось подходящей тонировки, пришлось проявить смекалку. Решить проблему помог… растворимый кофе! Три чайных ложки кофе, залитые двумя столовыми ложками кипятка дали великолепный результат! Тон нанесён обычной кисточкой, после высыхания — слегка отполирован мелкой шкуркой, и покрыт лаком. Нужный эффект был достигнут!
  19. Теперь можно начать собирать всё воедино. Приклеиваем к каркасу нижнюю деку. Укладываем, и приклеиваем на своё место верхнюю деку с резонатором. Панель – резонатор надо приклеить к верхней деке приподняв её на деревянных проставочках на 3,5 – 4 мм. над декой. Для этой цели подойдут деревянные кусочки, обрезочки, пенёчки — что только найдётся под рукой. После этого укладываем струнодержатели на свои места, проклеиваем, и фиксируем саморезами. Саморезы можно скрыть, слегка заглубив их, и заклеив деревянными пробочками из кусочков мебельного шканта.
  20. Дальше – просверливаем отверстия под колки и струны. Колки можно взять от старого пианино, или просто нарезать из толстого гвоздя. Струны – гитарные. На этих гуслях- 17 струн и колков, но повторюсь — всё произвольно! Расстояние между струнами выбирается такое, чтобы пальцам удобно было играть. Накладываем торцевую полосу из фанеры, приклеивая её к торцу каркаса, и фиксируем саморезами.
  21. Следующий шаг – установка декора. Имелся остаток деревянной отделочной ленты, который и был приспособлен, но хватило его только на декор нижней части. Декор верхней – просто узкая полоска фанеры. Установить декоры несложно. Деревянную ленту лучше всего подержать немного в горячей воде – тогда она легко прогибается, не ломаясь, под любую форму. Клеим на «ПВА», зафиксировав гвоздиками. С фанеркой проще: снять с полоски один слой толщины, и она сама ляжет как надо! Также клеим на «ПВА», но фиксировать можно «Суперклеем». Получается вот так:
  22. После того, как все клеевые соединения высохли, тонируем все остальные части гуслей. Когда тонировка высохнет, слегка отполировать её мелкой шкуркой, и покрыть лаком.
  23. Теперь тонированные, лакированные, и высохшие гусли нужно отполировать мягкой тряпочкой с мебельной полиролью. Получим такой эффект:
  24. Вот и подошло время поставить колки и струны. Колки просто аккуратно вбиваются молоточком в засверленные под них места, струны – ставятся, и натягиваются как на обычной гитаре…

Наш самодельный инструмент готов! Теперь он вполне может послужить прекрасным интерьерным наполнением, и даже использоваться по прямому своему назначению!

Мы очень надеемся, что у Вас получится изготовить, такие же прекрасные шлемовидные гусли по фото.

Мы продолжаем разговор об изготовлении гуслей звончатых (см. № 2, 2003 г.). На этот раз с руководителем хора рожечников, мастером по деревянным музыкальным инструментам, прекрасным музыкантом, собирателем древних музыкальных инструментов, концертмейстером фольклорного ансамбля «Веретенце» Борисом Серафимовичем Ефремовым.

Предыстория

Интерес к народным инструментам, к процессу их изготовления у меня начался с подарка ученицы - белгородского пищика. Методом проб и ошибок я научился его делать. Потом по книге А. Рудневой «Курские танки и карагоды» смастерил жалейку. После этого были освоены кугиклы, пыжатки, дудки. Захотелось сделать гусли.

С чего начать?

Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага.

Дерево (половина бревна или брусок) может быть любое, но лучше - звучащее, то есть клен, сосна, ель, в Сибири - кедр. В этом смысле больше подходят ель или клен. Дерево должно быть высохшее, без трещин, или высушенное. Если оно свежее, то работу надо делать максимально быстро, иначе древесина начнет трескаться. А чтобы дерево не сохло, надо в перерывах в работе над гуслями заворачивать его в целлофан. Оптимальный диаметр бревна - 35-40 см, длина - 1 метр.

Корпус

Итак, берем бревно, отпиливаем его с двух концов и раскалываем пополам. Лучше - с помощью березовых клиньев и кувалды, так получается точнее. Далее по заготовке рисуем контур гуслей, как нами задуман инструмент, и начинаем стамеской выбирать дерево, оставляя по 1 см с боков и по 2,5 см на концах. Ель настолько мягкий материал, что стамеска идет легко и без молотка, хотя этот этап работы требует достаточно времени и терпения. Внутренний объем инструмента играет важную роль. Глубина корыта - от 3 до 8 и более сантиметров. Толщина дна - 1-1,6 см. Ширина в нижней части чуть уже, чем в верхней (фото 1).

Дно гуслей легко выбирается простой стамеской

Фото 1. Волокна на срезе должны идти снизу вверх

Тональность и длина струн

С помощью доски длиной около метра и двух колков, вбитых в нее на расстоянии 60 см (можно меньше), определяем длину первой (самой длинной) струны. Обычно я использую струны для гитар без обмотки: № 1 для высоких звуков и № 2 для низких. Натягивая и отпуская струну, находим оптимальное звучание (фото 2). Длину струны определяем с помощью подставки, отсекая струну в разных местах. То есть, укорачивая или удлиняя струну, мы повышаем или понижаем строй инструмента (фото 3).

Исходя из ширины бревна и учитывая, что расстояние между струнами в зависимости от манеры игры и толщины пальцев музыканта должно быть не менее 17 мм (я делаю 18 мм), определяем количество струн, умещающихся на этой ширине, - диапазон инструмента. Например, ширина бруска - 20 см. Отступаем от краев по 1 см и полученное расстояние делим на 18. Полученная цифра 10 - это количество расстояний между струнами. Значит, их может быть 11. Если высота первой струны - до I октавы (до1), то высота второй струны - фа II октавы (фа2). Аналогично находим длину самой короткой струны. Остальные струны расположатся равномерно между первой и последней струной.

Фото 2. Натягивая и отпуская струну находим наиболее приемлемое для нас звучание

Фото 3. Отсекая стрну в рузных местах находим нужный нам тон, близкий общей тональности инструмента. Добавив 20 см к длине струны получаем длину инструмента

Пружины

Фото 4. На эту ширину инструмента хватило две пружины

Они делаются тоже из сухой ели и устанавливаются на расстоянии 5-6 см друг от друга. Для наших гуслей хватает двух пружин, а если гусли шире, можно поставить три (фото 4). Некоторые мастера ставят пружины по диагонали корпуса, а я - вдоль. Предназначенье их такое: во-первых, поддерживать деку, а во-вторых, создавать упругость корпуса. Каким образом? Пружины обычно выступают по краю, выгибаются, так, чтобы дека, ложась на корпус, их прижимала. Выталкиваясь пружинами, дека натягивается, как кожа барабана, которая, чем больше натяжение, тем звонче. Поэтому, когда делаешь пружины, надо учитывать, что древесные волокна должны идти сверху вниз, а не справа налево, - дерево в таком состоянии держит большую нагрузку. На корпус и на пружины ложится дека.

Фото 5. Волокна ели должны быть продольными

Фото6. Нам подойдет и дека от старого фортепиано

Фото 7. Такие струбцины удобны в работе и их легко сделать самому

С помощью струбцин дека приклеевается к корыту

Дека

Это верхняя часть инструмента, которая наклеивается на «корыто» сверху и влияет на громкость и тембр гуслей. Она делается из еловых дощечек толщиной до 3 мм, склеиваемых между собой по длине, бок о бок. Причем нужны дощечки с продольными годичными волокнами (фото 5). Я использую деки от старых фортепьяно, удаляя рубанком лишнюю толщину (фото 6).

Резонатор

Фото 8. Меняя диаметр резонатора подбираем нужные громкость и тембр

Это круглое отверстие в деке диаметром около 3 см, от которого зависят качественные характеристики звука: матовость или прозрачность, сухость или влажность, глубина. Играя на струнах, берем лист картона либо бумаги, прикрываем резонатор больше или меньше и слушаем. Таким образом, меняя диаметр резонатора, мы увеличиваем или уменьшаем внутренний объем инструмента, подбирая кратный частотный резонанс (фото 8). Где сделать резонатор в деке, определить несложно - приклеив деку, мы начинаем ее простукивать сверху: там, где наиболее низкий, глухой звук, и нужно делать резонатор.

Струны

Для работы с детьми, чтобы слух у них не грубел, нужны не металлические струны, а нейлоновые, да и для детских нежных пальчиков металлические слишком жестки. Поэтому, например, мастер Ярцев делал гусли с мягкими струнами - гитарными, или натягивал леску.

Можно для гуслей использовать синтетическую леску для теннисных и бадминтонных ракеток, но для профессиональных музыкантов более приемлемы струны металлические (лучше - стальные), обеспечивающие необходимую громкость звука. Интересное звучание дают медные струны (фото 9).

Фото 9. Расстояние между струнами на уровне первого колка должно быть не менее 1.7 см

Колки

Это стержни, на которые натягиваются струны. Число их зависит от количества струн. На одних гуслях может быть 5 струн, на других - 11, на третьих - 17, все зависит от задач.

В Новгородской и Псковской областях, например, музыкантам хватает и шести струн, чтобы исполнить весь местный репертуар. Но чаще музыканты ставят больше струн: больше возможностей (фото 10). Колки держат струны, поэтому должны прочно сидеть в своих гнездах. Но ель - дерево мягкое, поэтому, чтобы натянутые струны не проворачивали колки, мы вклеиваем колковую планку, в которую забиваются колки. Колковая планка - дощечка из более твердого материала, скажем, клена или бука. Подойдет и паркетина с тангентальным срезом (когда волокна идут поперек) (фото 11).

Сами колки можно делать из клена, березы, бука (дерево не должно быть колкое) или брать металлические со старого пианино. Сбоку в колках сверлятся отверстия для струн. Одним концом струны крепятся к колкам, другим - к металлическому стержню, который закреплен на утицах.

Подбираем колковую планку

Фото 10. Колки вворачиваются в колковую планку - угол наклона определяется диной первых и последних струн

Фото 11. Для колковой планки выбираем клен или бук с тангентальным срезом

Утицы

Это дощечки, в которых проделываются отверстия для крепления металлического стержня. К нему крепятся струны. Утицы испытывают огромную нагрузку, поэтому, чтобы их не оторвало струнами, утицы надо крепко приклеивать к деке и для прочности закреплять винтами-саморезами. Площадь приклеивания к деке должна быть достаточно большой. И сами утицы делаются потолще, иначе могут треснуть под нагрузкой (у меня это случалось неоднократно).

Главная задача утиц (помимо держания струн) - передавать колебания от струн на деку. Их расположение тоже влияет на качество звука - громкость и тембр (фото 12).
Наши гусли почти уже готовы, осталось только украсить их. Это могут быть какие-то символы или узоры (фото 13).

Фото 12. Высота крепления металлического стержня над декой 1,5 - 2 см

Фото 13. Форма гуслей может быть любой

Фото 14. Узор должен быть сакральным

Фото 15. На арфовых гуслях можно играть в вертикальной манере

Наши гусли готовы

Фото Г. Арутюнова

Вам понадобится

  • Брусок хорошо просушенного дерева длиной 1м, диаметром 35-40см. Это должно быть "звучащее" дерево: клен, ель, кедр, сосна. Понадобятся также инструменты для работы с деревом: стамески, молоток, дрель, топор, наждачная бумага.

Инструкция

Возьмите подготовленный брусок и расколите его пополам при помощи клиньев и .
Нарисуйте на заготовке контур гуслей, выберите стамеской середину, имея в виду боковые (1 см) и концевые (2,5 см) отступы. Получается нечто вроде корыта, ширина которого 3-8см, а толщина дна 1-1,5 см. Тщательно отшлифуйте заготовку наждачной бумагой.

Установите внутри корпуса несколько деревянных пружин (узких длинных планок) которые будут поддерживать деку, упрочнять корпус.

Из дощечек толщиной 3 мм изготовьте деку гуслей. Склейте дощечки по всей длине. Приклейте деку на корпус гуслей поверх деревянных пружин.

Простучите деку пальцами, в месте наиболее глухого и низкого звука вырежьте отверстие диаметром 3 см - резонатор. Он влияет на качественные звука и будет придавать им объем.

На концевых (торцевых) отступах установите и струнодержатель (металлическую трубочку). Колки можно изготовить из небольшого стержня, а можно их деревянными. Проделайте в них сбоку отверстия для крепления . Вклейте в корпус гуслей колковую планку из более твердого и вбейте в нее колки. Их количество равно количеству струн гуслей.

Струнодержатель укрепляется на другой стороне корпуса гуслей между двух брусочков, приклеенных к деке.
Натяните струны (можно взять гитарные струны). Настройте их высоту и тон, натягивая струны и поворачивая колки. Теперь можно приступить к урокам игры на гуслях.

Видео по теме

Совет 2: К каким музыкальным инструментам относятся гусли

Гусли – старинный многострунный щипковый инструмент, распространенный на территории России. Со времен Киевской Руси упоминания о гуслях встречаются в летописях, сказаниях и записках иностранных путешественников. Сейчас гусли входят в состав оркестров народных инструментов.

Инструкция

Существовали различные этого народного инструмента: лирообразные, шлемовидные, крыловидные гусли. Лирообразные гусли или гусли с игровым окном, вероятно, являются самой разновидностью инструмента. Археологи находили подобные гусли в слоях 11-13 века. На лирообразных гуслях с тыльной стороны имеется окошко, в которое помещается левая рука гусляра. При игре такие гусли держат вертикально, а струны приглушают пальцами левой руки.

Шлемовидные гусли редко встречаются среди археологических находок. В настоящее время разновидности шлемовидных гуслей можно увидеть у некоторых народов Поволжья. Корпус такого инструмента напоминает по форме шлем. На таких гуслях могло быть от 11 до 30 струн. Играли на шлемовидных гуслях сидя, при игре струны защипывались пальцами обеих рук.

Крыловидные гусли были популярны в северо-западных регионах. До сих пор в некоторых новгородских и псковских можно найти настоящие крыловидные гусли. Струны на таком инструменте натянуты веерообразно, корпус инструмента по форме напоминает крыло. На крыловидных гуслях может быть натянуто от 5 до 17 струн. Существуют различные способы настройки таких гуслей. Как правило, нижние крайние струны настраиваются как бурдонные, эти струны постоянно звучат во время игры. На крыловидных гуслях играют сидя. Пальцы левой руки располагают между струнами и в процессе игры глушат ненужные струны. Правая рука ударяет по всем струнам, при этом удар может идти сверху вниз и вверх. Самый распространенный прием игры на крыловидных гуслях – это бряцание. Иногда гусляры могут использовать прием выщипывания звуков. На крыловидных гуслях чаще всего играют традиционные плясовые наигрыши, такие мелодии отличают резким и четким ритмическим . На таких гуслях и под песни, но такая игра будет отличаться плавностью и мелодичностью.

Технология изготовления традиционных гуслей достаточна проста. Гусли чаще всего делают из цельной сосновой или еловой доски. Первоначально струны для инструментов делали из жил . Звук такого инструмента был очень мягким. Колки для гуслей раньше вытачивались из дерева, чаще всего используют металлические струны и колки.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • Гусли

Гусли являются старинным русским народным инструментом. Упоминания о них можно встретить в древних рукописях о Руси. Во многих сказаниях и былинах присутствуют гусляры, которые развлекали народ и провожали воинов на поле битвы.

История инструмента

Первые записи о гуслях относятся к 591 году. Согласно рассказу историка Феофилакта Симокатты, греки захватили в плен прибалтийских славян и именно у них они увидели музыкальный инструмент, по описанию похожий на гусли.

У гуслей есть сходство с древнегреческой кифарой, армянским каноном и иранским сантуром.

Со времен Киевской Руси о гуслях пишут довольно часто. Летописцы рассказывали об известных гуслярах-сказителях, о значении этого щипкового инструмента в жизни народа. Сохранилось множество сказаний и баллад, в которых фигурируют древние славянские игроки на гуслях.

Часто встречается в старинных записях такой термин, как «гудебный сосуд». Раньше на Руси так называли струнные инструменты, включая гусли-погуды.

По мнению историков «гусли» - изначально русское слово. В старославянском языке гудеть означало извлекать звуки из струн. «Гусль» - это название одной струны, а «гусли» - совокупность струн.

В старину гусли часто звучали на Руси. Гусляры развлекали простой люд, играли и пели на богатых пирах, участвовали в народных обрядах и провожали мужчин на войну.

Играли на гуслях двумя руками, поставив инструмент вертикально на колени или положив его горизонтально. Правильно настроенные гусли звучали мягко, но достаточно громко.

Из народных сказаний известно, что на гуслях играли герои русских былин: Садко, Баян, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и другие.

Археологические находки

Самой ценной археологической находкой считаются настоящие гусли первой половины XII века, которые были найдены во время раскопок вблизи Новгорода.

Их корпус сделан из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Такие орнаменты говорят о языческих культах древнего Новгорода.

Также в Новгороде были найдены небольшие гусельки, украшенные резьбой и рисунками.

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо видна надпись «Словиша». Это слово происходит от «славии» и означает «соловей».

По другой версии «Словиша» – это собственное имя инструмента. Но в любом случае, очевидно, что гусли принадлежали славянину. Сейчас этим именем называют различные коллективы и школы, где обучают игре на гуслях.

Разновидности гуслей

Первое точное описание гуслей появилось в XVIII веке. Существуют следующие разновидности гуслей: шлемовидные, крыловидные, лирообразные, стационарные, щипковые, клавишные.

У шлемовидных гуслей более глубокий корпус из тонких досок древесины хвойных пород (сосна, ель). Своей формой их корпус напоминает шлем.

Нижняя сторона инструмента прямая или спинкой вогнутая внутрь, а верхняя сделана в виде правильного овала.

Шлемовидные гусли достигают в длину 800 – 1000 мм, в ширину – около 500 мм, а в высоту – 100 мм.

Струны у инструмента расположены параллельными рядами, вверху – дискантовые, а внизу – басовые. Общее количество струн насчитывается от 11 до 30.

Однако шлемовидные гусли быстро вышли у славян из обихода. В старину ими пользовались в основном народы Поволжья.

Крыловидные гусли были больше распространены в северо-западных районах, расположенных на границе с Прибалтикой, Карелией и Финляндией.

Их делали в форме крыла из древесины клена, березы или ели. Размеры крыловидных гуслей колеблются в следующих пределах: длина 550 – 650 мм, ширина в узком конце 70 – 100 мм, в открылке 200 – 300 мм, а высота боков 30 – 40 миллиметров.

Струны у сохранившихся до нашего времени старинных гуслей металлические. Самое малое количество струн, исторически зафиксированное на гуслях – пять, а максимальное – 66. Однако пятитоновому ладу исконно русской песни лучше всего подходят именно пятиструнные гусли.

Во время исполнения гусляр сидит, прижимая инструмент к животу: узкая сторона гуслей обращена вправо, а широкая - влево.

Пальцами одной руки или чаще всего специальным приспособлением (щепка, перо или кость) музыкант бряцает по всем струнам одновременно, а пальцами другой руки, касаясь струн, глушит ненужные звуки.

В былинах крыловидные гусли называют звончатыми. Историки считают, что такое название они получили из-за чистого и громкого звука.

Лирообразные гусли еще называют гуслями с игровым окном. Они были распространены на территории Древней Руси и в Польше в XI-XIII веках. Самые ранние археологические находки были сделаны в Новгороде и в польском городке Ополе, которые датировались XI веком.

У гуслей с игровым окном есть проём в верхней части инструмента. Данный признак роднит их с другими лирообразными инструментами. Скорее всего, в игровое окно помещалась левая рука музыканта, и он пальцами производил специальные манипуляции со струнами.

Правой рукой гусляр ударял по струнам, которые находились ближе к струнодержателю. Гусли при игре держали вертикально, нижним краем упирая в колено или в пояс. При игре стоя или прямо на ходу инструмент мог для удобства упираться в бедро.

Стационарные гусли, как и столообразные, клавироподобные и прямоугольные имеют схожий хроматический звукоряд. Инструмент был создан в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Его использовали как переносной инструмент, который клали горизонтально на колени гусляра. Но чаще всего стационарные гусли были неподвижным инструментом с количеством струн около 55-66. Использовались данные гусли в домах богатых горожан, в том числе среди православного духовенства, поэтому их часто называли поповскими.

Щипковые и клавишные гусли также называют академическими или концертными. Звучание щипковых гуслей такое же, как и у клавишных, но техника игры у них более сложная. Защипывание струн гусляр делает обеими руками: при этом левая создаёт оригинальный аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны на щипковых гуслях натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма «Ля мажор», а в нижней плоскости - остальные звуки.

Клавишные гусли были сделаны Н. П. Фоминым в 1905 году на базе прямоугольных гуслей. Они применяются в оркестрах русских народных инструментов чаще всего как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой музыкант нажимает на клавиши, а правой он защипывает струны при помощи специального медиатора.

В истории православия существует интересный момент – отношение церковников к гуслям. Казалось бы, как безобидный музыкальный инструмент мог вызвать гнев священнослужителей, но это правда.

В XII веке любого человека, который был замечен в колдовстве, рассказывании сказок или гудении на гуслях, ожидали бесконечные «посмертные муки».

Что примечательно, на исповеди батюшка в числе прочих задавал один вопрос: «Не пел ли ты песен бесовских, не играл ли на гуслях?».

Во время царствования Алексея Михайловича у населения массово изымали и сжигали гусли. Историки считают, что ненависть к инструменту была основана на связи гуслей с языческими верованиями и обрядами.

Существовало поверье, что гусляры-сказители обладали особой магической силой. Поэтому перед любым важным делом или дальним походом глава семьи приглашал гусляра, чтобы послушать его песни и тем самым приманить удачу.

Что примечательно, до сих пор не существует массового фабричного производства гуслей. Есть небольшие мастерские, в которых мастера практически вручную создают этот чудесный народный славянский инструмент.

Поэтому каждый экземпляр таких гуслей является уникальным творческим образцом.

Самым известным былинным певцом - сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, был Баян.

В знаменитом «Слове о Полку Игореве» сказано, что струны на гуслях Баяна были, как будто живые и людям казалось, что инструмент в руках гусляра вещал сам.

Гусли в современном мире

Сейчас гусли есть практически в каждом оркестре народных инструментов. Чаще всего это щипковые гусли – столовидные или более поздняя, усовершенствованная модель – клавишные.

Этот старинный инструмент способен наполнить любую мелодию оригинальным колоритом древних гусельных звонов.

Под аккомпанемент гуслей до сих пор исполняются сказания и былины, в частности такая эпическая вещь как, например, «Слово о полку Игореве».

В интернете можно найти большое количество роликов, демонстрирующих профессиональную игру на гуслях. Воссозданием традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители. При желании можно обратиться к мастеру, который изготовит для вас персональные гусли, и пройти обучающие курсы игры на этом интересном инструменте древних славян.

Мастерская "Гусли и Струны" делится секретами изготовления гуслей.
В этом видео мы вам расскажем о костном клее для музыкальных инструментов.
Что такое костный клей и как его приготовить, почему при изготовлении музыкальных инструментов применяется костный клей, секретный компонент клея.

И нтервью для музыкального веб-журнала "U ntergrund.ru"

В ноябре 2015 г. мастерская "Гусли и Струны" поучаствовала в интервью для музыкального

Веб-журнала "U ntergrund.ru". Это молодой российский журнал о музыке и ее исполнителях,

По ряду причин мало известных на просторах нашей великой страны.

Как настроить гусли.

Приветствую вас, дорогие читатели!

Ко мне часто обращаются люди с вопросом, как настроить гусли. В данной статье я постараюсь максимально простым и доступным языком объяснить, каким образом можно настраивать гусли. Пишу специально для новичков, кто впервые взял гусли в руки, кто не знаком с музыкальной теорией и терминологией. Мы рассмотрим два способа настройки гуслей, в том числе я расскажу, как научится настраивать гусли на слух.

Поступим следующим образом: в первой части рассмотрим способ настройки по тюнеру для тех, у кого нет желания или времени глубоко вдаваться в теоретические основы музыки. Некоторые моменты все же придется затронуть, но это минимум.

Во второй части настроим гусли на слух по интервалам. Уверяю вас, ничего сложного здесь нет, рано или поздно все к этому приходят. Не бывает так, что слуха нет совсем, да и развивается он довольно быстро.

Часть первая. Настройка гуслей по тюнеру.

Итак, самый простой способ – это настроить гусли по тюнеру. Для этого нам потребуется тюнер – специальное устройство для настройки инструментов, либо компьютерная программа для вашего стационарного компьютера или мобильного устройства.

Приведу самый простой пример: допустим, у нас есть планшет с системой Андроид. Устанавливаем приложение-тюнер (их множество, выбираем любой, можно установить несколько – потом выберем наиболее удобный). Запускаем приложение.

Внешний вид может отличаться, но суть одна: на экране стрелка, дергаем струну – стрелка показывает наиболее близкую ноту для данного звука. Также мы видим, насколько и в какую сторону (выше - ниже) отличается наш звук от этой ноты. Если стрелка стоит в середине шкалы, то струна настроена точно под какую-то определенную ноту, именно так мы и будем настраивать гусли.

Теперь нам нужно понять, под какую ноту настраивать каждую струну наших гуслей.

Если вы приобрели инструмент у мастера, тогда все просто: спрашиваете, какой струне какая нота соответствует, и настраиваете.

А если нет возможности найти мастера, изготовившего инструмент, или вы сами сделали свои первые гусли и еще не знаете, как они должны звучать?

Тогда действуем по приведенному ниже алгоритму. Но чтобы в нем разобраться, нам потребуется немного теории.

Начнем с того, что гусли вообще можно настраивать по-разному, смотря какую музыку мы хотим играть. В данной статье речь идет только об одном наиболее распространенном и типичном для русских гуслей строе.

Итак, гусли мы будем настраивать в миксолидийский лад. Кроме того, самую нижнюю струну (и по звуку, и по расположению на инструменте) мы настроим в качестве бурдона.

Не буду сейчас отступать от темы и объяснять, что такое миксолидийский лад, желающие узнать посмотрят в музыкальном словаре. Бурдон (или басок) – это низкий постоянно звучащий тон, своего рода фон, на котором играется вся остальная мелодия. Вспомните например волынку: постоянно звучат 1-2 бурдона, а на их фоне играет основная дудка.

На русских крыловидных гуслях нижняя струна обычно отстраивалась в бурдон (при общем количестве струн от 7 и выше). Можно и без бурдона играть, но с бурдоном гусли звучат более красиво.

Так вот, перед нами расстроенные гусли и тюнер. Для начала нужно определить, на какой высоте будут звучать гусли.

На самом деле, вариантов у нас не так много, а именно 12. Почему же 12 спросите вы, ведь нот всего 7? Давайте посмотрим на таблицу. ()

Слева столбец с номерами струн от 0 до 9. Бурдон не участвует в общей нумерации, поэтому ему мы присвоили номер 0. Таблица составлена для 10-струнных гуслей (всего струн вместе с бурдоном 10), но подходит для настройки гуслей с любым количеством струн, в том числе шлемовидных многострунных. Просто начиная с 8 струны названия нот повторяются с начала.

Бурдон настроим в самую последнюю очередь, а сейчас нас интересует 1 струна (строка выделена серым цветом).

Слева направо мы видим названия основных и «промежуточных» нот. Основных нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Остальные ноты получаются путем повышения или понижения основных нот на полутон (пол тона, 1/2 целого тона). Полутоном будем считать минимальное возможное расстояние между нотами.

В таблице мы видим знаки после некоторых ноты: # - диез (повышение на полутон), - бемоль (понижение на полутон). Не все ноты имеют диезы и бемоли, не будем углубляться в эту тему, для настройки гуслей по тюнеру нам достаточно будет того, что записано в таблице.

Сразу договоримся, что ля# и си - это одно и то же, в таблице я везде пишу си .

Еще один момент касательно ля# и си: часто возникает путаница из-за различных систем обозначения нот. В нашей таблице все ноты записаны по-русски. Часто бывает, ноты записываются латинскими буквами. Беда в том, что в различных системах записи нот латинскими буквами ноты ля# и си могут быть обозначены по-разному:

Чтобы не запутаться, лучше всего найти тюнер, где можно изменить настройку отображения нот с латинских на русские буквы.

Теперь возвращаемся к настройке гуслей.

Алгоритм настройки гуслей по тюнеру

1. Настраиваем струну номер 1 «как нам нравится». Просто выбираем среднее натяжение. Не слишком слабое, не слишком сильное. На данном этапе струна просто должна звучать. Если она дребезжит и болтается на колке – подтянуть, если перетянута и готова уже порваться – ослабить.

2. Смотрим на тюнер, подстраиваем 1-ую струну до ближайшей ноты (любой ноты, стрелка должна быть на середине, т.е. чистая нота, не важно, с диезом, бемолем или без них). Допустим, у нас получилась нота ре#.

3. Смотрим в нашу таблицу. Находим в строке 1 (выделена серым цветом) ту ноту, которую показал тюнер. В нашем случае это ре#. (скачать таблицу в хорошем качестве)

4. Теперь настраиваем 2-9 струны в соответствии со значениями найденного столбца.

5. В последнюю очередь настраиваем бурдон.

6. Слушаем, что у нас получилось, при необходимости корректируем.

Если при настройке мы понимаем, что верхние струны натянуты слишком сильно, или уже перетянули и порвали одну, значит первую струну мы настроили слишком высоко, ослабляем натяжение 1 струны и повторяем алгоритм с начала.

Если на бурдоне получилось слишком слабое натяжение, и он не звучит, то нужно повысить натяжение 1 струны и повторить алгоритм с начала.

Если бурдон недотянут, а верхние струны перетянуты – скорее всего, неправильно подобран комплект струн, попробуйте настроить без бурдона.

Часть вторая. Настройка гуслей на слух.

Настраивать гусли на слух очень просто, а главное быстро. При этом нам не нужны дополнительные приспособления, схемы, таблицы и прочее. Так что рекомендую!

В данном случае настраивать гусли мы будем не по нотам, а по интервалам. Другими словами, нам не важно, на какой высоте будут звучать гусли, главное соблюсти «расстояния» в нотах между струнами (интервалы).

Музыкальный интервал – это соотношение между двумя звуками. Для настройки гуслей нам потребуются запомнить, как звучат следующие интервалы: октава, квинта и кварта, а также мажорное трезвучие.

С октавой все просто, это та же нота, только на другой высоте, звуки сливаются в один. Квинту и кварту просто запомним на примерах. Трезвучие – это три звука, но рассматриваем его как единое целое, так нам удобнее и проще будет запомнить. По сути, трезвучие мы получим из квинты: просто вставим между двумя звуками квинты еще один звук, и запомним, как звучит эта конструкция.

Теперь слушаем, как звучат нужные нам интервалы.

Октавы - пример звучания на гуслях:

Квинты - пример звучания на гуслях:

Кварты - пример звучания на гуслях:

Мажорные трезвучия - пример звучания на гуслях:

Итак, теперь мы знаем, как звучат октава, кварта, квинта и мажорное трезвучие. Приступаем непосредственно к настройке.

Алгоритм настройки гуслей по интервалам

1. Настраиваем 1 струну «не слишком высоко - не слишком низко» (см. пункт 1 алгоритма настройки по тюнеру). Напоминаю, бурдон у нас пронумерован как «нулевая» струна, 1 струна – следующая вверх за бурдоном.

2. Настраиваем 5 струну по первой. Интервал – квинта.

3. Настраиваем 3 струну таким образом, чтобы между 1,3 и 5 струнами образовалось мажорное трезвучие. Вернее, первую и пятую струну мы уже состроили между собой в пункте 2, и нам осталось лишь подстроить к ним третью струну до трезвучия.

4. Настраиваем 4 струну по первой. Интервал – кварта.

5. Настраиваем 2 струну по пятой. Интервал – кварта.

6. Настраиваем 6 струну по второй. Интервал – квинта.

7. Настраиваем 7 струну по четвертой. Интервал – кварта. Таким образом мы настроили первые семь струн, не считая бурдона.

8. Настраиваем все остальные струны (сколько бы их ни было) в октаву: 8 струну по первой, 9 струну по второй, 10 струну по третьей, и т.д.

9. Настраиваем бурдон в октаву по пятой струне.

10. Слушаем, что у нас получилось. При необходимости корректируем высоту 1 струны и производим настройку, начиная с пункта 2.

* * * * *

Пожалуй, на этом все, теперь вы знаете, как настраивать гусли. Надеюсь, что статья была вам полезна, и помогла разобраться в столь важном вопросе.

Уважаемые музыканты-профессионалы, не судите строго и не ругайтесь за множество допущений и упрощений в теоретической части. Цель статьи – донести информацию до людей, впервые взявших в руки музыкальный инструмент, и помочь им самостоятельно настроить гусли. Если кому-то из читателей это удалось – я считаю, что цель достигнута.

Вопросы, отзывы и предложения пишите мне на почту gusliistruny @ gmail . com

Максим Степанов,

Основатель мастерской «Гусли и Струны»

Как настроить гусли - видео.

В продолжение статьи о настройке гуслей размещаю ссылки на видео:

Желаю всем творческих успехов!

Максим Степанов

Я

Как установить струны на гусли

Сегодня я расскажу вам об одном из способов установки струн на гусли. Способ этот отличается простотой и надежностью крепления. А если заранее заготовить струн по приведенной ниже методике, то можно очень быстро заменить внезапно лопнувшую струну.

Струнодержатель крыловидных или лировидных гуслей как правило представляет собой п-образную скобу либо металлический стержень. Струны мы будем крепить таким образом, что они сами будут затягиваться в петлю на струнодержателе.


Из инструментов нам понадобится лишь пара небольших плоскогубцев, чтобы накрутить на концах струн маленькие петельки. Делается это следующим образом.

Отступаем от края струны миллиметров 10-15 и загибаем конец.


Зажимаем изогнутый конец плоскогубцами, как показано на фото.

Берем в другую руку вторые плоскогубцы, захватываем ими короткий свободный конец и аккуратно, виток к витку, накручиваем его на длинный конец струны.


Когда короткий конец будет полностью накручен на длинный – наша петелька готова.

Возможно, не сразу петельки получатся красивыми и аккуратными, можно сначала потренироваться на небольшом кусочке струны.


Теперь берем нашу струну, пропускаем петелькой под струнодержатель.

Свободный конец струны в свою очередь пропускаем в петельку. Вот она и получилась, самозатягивающаяся петля на струнодержателе.

Итак, сами струны у нас готовы, теперь поговорим о колках.

Колки могут быть металлическими либо деревянными. На мой взгляд, металлические надежнее и проще в эксплуатации: все-таки дерево - материал капризный. Металлические же не требуют ухода и хорошо держат строй, главное чтоб они были достаточно плотно вкручены в корпус. Именно вкручены - на каждом колке имеется резьба с мелким шагом. Ни в коем случае не следует забивать колки молотком. Вкручивать колки удобно г-образным или т-образным ключом.

Вкручиваем колки в корпус на такую глубину, чтобы от корпуса до отверстия для крепления струны оставалось примерно 25 мм.

Закрепляем струну на стержне струнодержателя (как было описано выше), свободный конец струны подтягиваем к колку. Оставляем миллиметров 60-70 для намотки, остальное отрезаем. Не нужно оставлять слишком длинный конец, для надежного крепления хватит двух-трех витков.

Загибаем конец и вставляем его в отверстие колка.

Придерживая пальцем, закручиваем колок. Делаем 1 виток вверх, остальные вниз.

Когда струна натянулась, выравниваем петельку у струнодержателя. Как правило, петелька становится на расстоянии нескольких миллиметров от стержня, к тому же немного не ровно. Просто берем какой-либо металлический предмет, например маленькие плоскогубцы, и подталкиваем петельку ближе к струнодержателю.

Теперь все у нас ровно и красиво.

После того как установили все струны, выравниваем высоту их над декой, двигая нижний виток вверх-вниз.

Теперь можно оставить гусли на некоторое время, чтобы струны немного растянулись, после чего приступать к настройке.


на яндекс-кошелек: 41001306126417

Как установить колки и струны на гусли - видео

Если Вам понравилось видео - поддержите нашу мастерскую!

Я ндекс-кошелек: 41001306126417

Гусли известны с V века. Они представляют собой резонансную доску с натянутыми на ней струнами. Гусли снова входят в моду и их все чаще делают смостоятельно в домашних условиях.

Вам понадобится

  • Брусок хорошо просушенного дерева длиной 1м, диаметром 35-40см. Это должно быть "звучащее" дерево: клен, ель, кедр, сосна. Понадобятся также инструменты для работы с деревом: стамески, молоток, дрель, топор, наждачная бумага.

Инструкция

  1. Возьмите подготовленный деревянный брусок и расколите его пополам при помощи деревянных клиньев и кувалды.
    Нарисуйте на заготовке контур гуслей, выберите стамеской середину, имея в виду боковые (1 см) и концевые (2,5 см) отступы. Получается нечто вроде корыта, ширина которого 3-8см, а толщина дна 1-1,5 см. Тщательно отшлифуйте заготовку наждачной бумагой.
  2. Установите внутри корпуса несколько деревянных пружин (узких длинных планок) которые будут поддерживать деку, упрочнять корпус.
  3. Из дощечек толщиной 3 мм изготовьте деку гуслей. Склейте дощечки по всей длине. Приклейте деку на корпус гуслей поверх деревянных пружин.
  4. Простучите деку пальцами, в месте наиболее глухого и низкого звука вырежьте отверстие диаметром 3 см - резонатор. Он влияет на качественные характеристики звука и будет придавать им объем.
  5. На концевых (торцевых) отступах установите колки и струнодержатель (металлическую трубочку). Колки можно изготовить из небольшого металлического стержня, а можно сделать их деревянными. Проделайте в них сбоку отверстия для крепления струн. Вклейте в корпус гуслей колковую планку из более твердого дерева и вбейте в нее колки. Их количество равно количеству струн гуслей.
  6. Струнодержатель укрепляется на другой стороне корпуса гуслей между двух брусочков, приклеенных к деке.
    Натяните на колки струны (можно взять гитарные струны). Настройте их высоту и тон, натягивая струны и поворачивая колки. Теперь можно приступить к урокам игры на гуслях.