Худ ф малявин портрет н плевицкой. Русские художники. Малявин Филипп Андреевич. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Малявин Филипп Андреевич - российский жи-во-пи-сец и гра-фик, член пе-тербургской Академии Художеств (1906 год).

Сын кре-сть-я-ни-на.

В 1885 году от-пра-вил-ся на Афон в Гре-цию, при-нял мо-на-ше-ст-во и до 1891 года ра-бо-тал в ико-но-пис-ной мас-тер-ской монастыря Святого Пан-те-леи-мо-на. По воз-вра-ще-нии в Рос-сию учил-ся в пе-тербургской АХ (1892-1899 годы) у П.П. Чис-тя-ко-ва, В.П. Ве-ре-ща-ги-на , К.Б. Ве-нига, И.Е. Ре-пи-на. Член Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (с 1903 года), уча-ст-во-вал во мно-гих вы-став-ках в Рос-сии и за ру-бе-жом (в том числе в Вы-став-ке русского искусства в Па-ри-же, 1906 год; в том же го-ду по-се-тил Па-риж).

Сле-дуя ма-не-ре Ре-пи-на, в 1890-е годах соз-дал ряд порт-ре-тов кре-сть-ян («Кре-сть-ян-ская де-вуш-ка с чул-ком», 1895 год, ГТГ) и со-уче-ни-ков (К.А. Со-мо-ва, И.Э. Гра-ба-ря, оба - 1895 года; Е.М. Мар-ты-но-вой, 1897 год; все - в ГРМ), от-ме-чен-ных сдер-жан-но-стью ко-ло-ри-та, точ-но-стью леп-ки объ-ё-мов и мет-ко-стью ха-рак-те-ри-стик. C конца 1890-х годов в твор-че-ст-ве Малявина про-яв-ля-ет-ся стрем-ле-ние к по-вы-шен-но-му де-ко-ра-ти-виз-му; не-ко-то-рые чер-ты сбли-жа-ют его со сти-лем мо-дерн . Ос-та-ва-ясь вер-ным кре-сть-ян-ской те-ма-ти-ке, Малявин ухо-дит от кон-крет-ных об-ра-зов ко всё бо-лее со-би-ра-тель-ным: пред-мет-ная оп-ре-де-лён-ность в его кар-ти-нах сме-ня-ет-ся сво-бод-ной, поч-ти са-мо-дов-лею-щей иг-рой пре-дель-но ин-тен-сив-ных кра-соч-ных пя-тен, ко-то-рые ор-га-ни-зо-ва-ны ли-ней-ным рит-мом в де-ко-ра-тив-но-пло-ско-ст-ное, ди-на-мич-ное це-лое, об-рам-ляю-щее скульп-тур-но мо-де-ли-ро-ван-ные ли-ца. В ра-бо-тах этих лет [«Смех», 1899 год, Ме-ж-ду-народная га-ле-рея современного искусства, Ве-не-ция (за неё по-лу-чил боль-шую зо-лотую ме-даль Все-мир-ной вы-став-ки 1900 года в Па-ри-же); «Дев-ка», 1903 год, «Вихрь», 1906 год, обе - в ГТГ] Малявин до-би-ва-ет-ся за-во-ра-жи-ваю-щей на-сы-щен-но-сти цве-та, при-зван-ной во-пло-тить сти-хий-ную мощь народных ти-пов, пе-ре-дать мно-го-об-раз-ную шка-лу чувств - от безу-держ-но-го ве-се-лья до мрач-ной со-сре-до-то-чен-но-сти. Ла-ко-низ-мом и мяг-кой пла-стич-но-стью от-ли-ча-ют-ся мно-го-численные ри-сун-ки Ма-ля-ви-на.

В 1918-1920 годы ра-бо-тал в Ря-зан-ском комитете про-све-ще-ния, уча-ст-во-вал в соз-да-нии городской КГ и сту-дии жи-во-пи-си, пре-по-да-вал в ГСХМ. В 1920-1922 годы жил в Мо-ск-ве; ис-пол-нил се-рию за-ри-со-вок с на-ту-ры В.И. Ле-ни-на и других партийных дея-те-лей (позд-нее пе-ре-ра-бо-тал их в ка-ри-ка-ту-ры).

Осе-нью 1922 года вы-ехал в Бер-лин, за-тем в Па-риж; позд-нее пе-ре-ехал в Ниц-цу. В эмиг-ра-ции Малявин варь-и-ру-ет из-люб-лен-ные мо-ти-вы и приё-мы, при-да-вая им ино-гда чер-ты са-лон-но-сти («Рус-ские кре-сть-ян-ки», 1925 год, Ху-дожественный му-зей Лат-вии, Ри-га, и другие); создаёт ряд порт-ре-тов (ба-ле-ри-ны А.М. Ба-ла-шо-вой, пе-ви-цы Н.В. Пле-виц-кой и других); уча-ст-ву-ет во мно-гих вы-став-ках. В 1940 году на-хо-дил-ся в Брюс-се-ле, был не-на-дол-го аре-сто-ван немецкими ок-ку-пационными вла-стя-ми; не-за-дол-го до смер-ти су-мел вер-нуть-ся в Ниц-цу.

Живописец, график

Происходил из крестьянской семьи. В 1885 учился иконописи в русском монастыре Св. Пантелеимона на Афоне. При содействии скульптора В. А. Беклемишева в 1892 поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался у П. П. Чистякова. С 1894 по 1899 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств (ВХУ) - в мастерской И. Е. Репина. В 1899 создал конкурсную (выпускную) картину «Смех». Произведение было отвергнуто Советом ИАХ. Лишь благодаря ходатайству Репина и В. В. Матэ Малявин получил за портреты звание художника без права пенсионерской поездки. Однако неудача выпускной работы была временной. Годом позже картина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 приобретена в коллекцию Международной галереи современного искусства в Венеции. Малявин приобрел европейскую известность и, вдохновленный успехом, создал целую серию картин, изображающих русских крестьянок.

Экспонировал свои работы на выставках ТПХВ (1895, 1900–1901), «Мира искусства» (1899–1903, 1906, 1911, 1921, 1922), Берлинского Сецессиона (1903–1904). С 1903 - член и постоянный экспонент Союза русских художников. В 1900 и 1906 художник совершил путешествия в Париж, в 1906 выставлялся на Осеннем салоне. В том же году удостоен звания академика. До 1900 жил в Москве, в 1900–1917 - в деревне Аксиньино под Рязанью, в 1918–1920 - в Рязани.

После революции работал в Рязанском комиссариате просвещения, участвовал в создании городской картинной галереи, студии живописи, охраны памятников старины. Являлся одним из руководителей Рязанских Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).

Во время Всероссийской конференции 1920 был делегатом от Союза русских художников. Сделал много натурных зарисовок В. И. Ленина.

В 1922 уехал из России во Францию (через Берлин). Жил в Париже, Мальме, затем в Ницце. В эмиграции живописная манера Малявина, также как и круг тем, мало изменились. Художник продолжал писать русских крестьянок («Свадьба» (1923), «Русские крестьянки» (1925), «Женщина в желтом платке» (1926), «Танец» (1926, 1928, 1930), «Сельская кокетка» (1927), «Пляска» (1930)), много работал как портретист. Его работам 1920-х - 1930-х, как и более ранним произведениям 1890-х - 1910-х, присущи необычайная насыщенность и декоративность цвета; за годы почти не претерпела изменений палитра Малявина, благодаря которой его произведения легко узнаваемы. Вместе с тем, художник неоднократно подвергался критике за то, что в своем позднем творчестве, по сути, повторял самого себя, тиражируя «русские» мотивы для европейских зрителей и коллекционеров.

Персональные выставки Малявина состоялись в 1919 в Рязани, в 1924 - в галерее «Шарпантье» в Париже, 1933 - в Праге и Белграде, 1934 - в Ницце и Стокгольме, 1935 - в Лондоне. В 1969 в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР в Ленинграде прошла мемориальная ретроспектива работ мастера, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.

Произведения художника хранятся в российских музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее и Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (в основном работы 1890-х - начала 1920-х, т. е. доэмиграционного периода). Значительная часть наследия находится в зарубежных частных собраниях, в частности в коллекции зятя Малявина - парижского художника Л. М. Бенатова.


Филипп Андреевич Малявин (10 октября 1869 - 23 декабря 1940) - живописец, график. Работал на стыке стиля «модерн» и импрессионизма. Автор ленинианы. Помимо В. Ленина, писал с натуры А. Луначарского, Л. Троцкого. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

«Автопортрет». 1927

Филипп Малявин родился в Самарской губернии, Бузулукского уезда (ныне - Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян. Его отец, Андрей Иванович занимался хлебопашеством, а зимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал валянием валенок. Мать, Домна Климовна, вела хозяйство и трудилась на подённой работе. Дед будущего художника был неплохим резчиком по дереву. Неплохо рисовали также брат и сестра Марфа, которая впоследствии обитала в монастыре, где работала на поприще иконописи. Были у Филиппа и ещё сестры.


«Портрет Андрея Ивановича, отца художника». «Портрет отца». 1898


«За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной». 1895


«Крестьянская девушка. Портрет сестры художника П.А. Москалевой». 1899

Рисовать начал рано, с четырёх-пяти лет. Копировал иконописные образа, писал портреты односельчан. Имея в качестве образцов только изображения святых и местной церкви да иконки, подросток мечтал стать иконописцем. В воспоминаниях Малявин писал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на её купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники». В 1885 г. вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона, где, по его представлениям, он сможет обучаться «церковной живописи» в иконописной мастерской. Посетивший в 1891 г. Святую гору скульптор В. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и предложил ему переехать в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.


Справа- Леон Бакст. «Портрет Филиппа Малявина».


«Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой». 1896
«Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря». 1895

В 1892 г. Филипп Малявин становится «вольнослушающим» Академии, где знакомится с И. Грабарем, Б. Кустодиевым, К. Сомовым, А. Остроумовой, А. Мурашко. Однокурсница Малявина – Анна Остроумова-Лебедева вспоминала, что художник говорил ей: «Не надо обращать внимания на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».


«Портрет художника Константина Андреевича Сомова». 1895

В 1894 году не соответствовавшая духу времени система подготовки живописцев в Академии художеств подверглась реформированию с учреждением «именных» мастерских. В Академии открылась мастерская И. Е. Репина. Малявин попал к Илье Репину, под руководством которого занимался ещё пять лет. Мастер выделял Малявина среди других своих питомцев, неизменно защищая право художника писать так, как он «видит». Написанные в 1894-1895 годах картины «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» (две последние экспонировались на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств) приобрёл для своей коллекции П. Третьяков. Это послужило своеобразным «сигналом» для публики, тут же принявшейся внимательно приглядываться к работам молодого художника. В 1896 году Малявин ещё раз посетил Афон.


«Крестьянка, закрывающая свиткой рот». 1894


«Крестьянская девушка с чулком». 1895


«Монах». 1896 «Портрет г-жи Поповой». 1899

Из стен Академии он вышел в 1899 году уже знаменитым мастером. О нём как о несравненном певце современного крестьянства, писали газеты. Ему заказывали портреты представители самых «громких» российских фамилий. Его гонорарам завидовали коллеги. Нищета осталась позади.


«Портрет Елизаветы Мартыновой». 1897


«Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой». 1898

В 1900 г. Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его дипломная картина «Смех», отклоненная Советом профессоров Академии за «бессодержательность» и «декадентство» (оценка видного критика Вл. Стасова), вместе с тем восторженно принятая французами и удостоенная золотой медали (полотно было приобретено итальянским правительством и по сей день хранится в Галерее современного искусства в Венеции). Из письма М.В. Нестерова - Е. А. Праховой:«Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, „Смеющиеся бабы", вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным „звания", лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое „звание" угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную - даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться-„на коленях".)».


«Группа смеющихся баб» (эскиз к конкурсной картине «Смех»). 1890-е гг.

1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: «Баба в жёлтом», «Девка» (обе 1903), «Две девки» (1910) и др.


«Две девки». 1910


«Баба в жёлтом». 1903


«Девка». 1903

Как вспоминают современники, художник преобразился и даже несколько «забронзовел». Любопытно сравнить два свидетельства одного и того же человека, художницы Остроумовой, разделённые десятилетием. В 1892 году она встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, - он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. Прошло десять лет, и Остроумова увидела в Париже «европейца» в пальмерстоне, цилиндре, ярко-рыжих перчатках и таких же башмаках. Выглядел «европеец» нелепо, но вёл при этом себя очень вызывающе. Приятель Малявина М. Фёдоров писал тогда же, что тот «ударился в свет, начал ходить по-другому и говорить по-другому».


«Автопортрет в шляпе».



Б.М. Кустодиев. «Портрет Ф.А. Малявина». В.А. Серов.«Портрет Ф.А. Малявина».

Впрочем, главной теме Малявин не изменил - он по-прежнему писал крестьян. С любовью писал и детей своих знакомых, и неизвестных крестьянских ребятишек. Одной из самых известных картин Малявина является, конечно же, портрет внучки П.М. Третьякова, которую дома ласково называли «Лисичка».


«Портрет А.С. Боткиной (Лисичка)». 1902 «Портрет мальчика». 1890


«Верка». 1913

С 1900 г. начинается рязанский период в творческой биографии Филиппа Малявина (в Рязанской губернии художник вместе с семьёй проживал в течение двадцати лет). После женитьбы на бывшей однокурснице по Академии, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич (в браке родились дочери Зоя и Галина), поселяется в усадьбе в сельце Денежникове, где ведёт практически уединённый образ жизни.


«Автопортрет с семьёй». 1910-е гг.


«Автопортрет с женой и дочерью». 1911


«Дочь художника». «Портрет дочери».

В 1902 году Малявин пишет картину «Три бабы» (1901-02), ярко изображая три народных характера. Это полотно оказалось тоже в зарубежном собрании, его приобрёл Люксембургский музей в Париже. В критических статьях выставки, на которой Малявин представил эту работу, художника даже назвали «Максимом Горьким живописи». Время от времени Малявина навещают коллеги по цеху и молодые поклонники его таланта (Игорь Грабарь, Павел Радимов, Василий Каменский).


«Три бабы». 1901-02


В 1906 году Малявин «прогремел» еще одной картиной - она называлась «Вихрь».
Критик Сергей Глаголь, писал, что «Вихрь» производит впечатление «красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок». Однако была своя тайна и в самих красках, рецепт которых подсказал Малявину Игорь Грабарь. Художник, правда, добавил в связующее вещество слишком много терпентина, и краски практически не затвердевали. Те, кто приходил в Третьяковскую галерею летом, говорили, что порой кажется, что красочная масса вот-вот придёт в движение.


«Вихрь». 1906


«Автопортрет в меховой шапке». 1900-е г.

Академия художеств избрала его за «известность на художественном поприще» своим членом. Итак, тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, в 1906 году был избран академиком. В 1907 г. совершает творческую поездку в Париж. Картины Малявина неоднократно подвергались и критике. Писали, что это не стиль, а всего лишь «манера», поверхностная и показная, что, несмотря на «оргию красок», в картинах Малявина «всегда чувствовался ученик Репина», и что в картинах нет подлинной живописности и культуры колоризма. Особенно странным и противоречивым казалось искусствоведам, что художник соединял натуралистически написанные лица и нарочитое «буйство кисти» в трактовке одежд, которое искусствовед Я. Тугендхольд назвал «пёстрой драпированной неразберихи».


«Продавец платков». 1920–1930-е


«Танец».


«Автопортреты».

После октябрьского переворота 1917 года Малявин некоторое время пытался сотрудничать с новой властью - сначала в Рязани, куда он переехал в 1918 году и где занимался преподаванием. В 1919 г. губернский отдел Наркомпроса организует первую в карьере художника персональную выставку, которая открылась в Рязани и была приурочена к 50-летию со дня его рождения. Благодаря охранной грамоте произведения Ф. Малявина не были национализированы и оставались в собственности художника (большую часть ему удалось вывезти за границу). В 1920 г. вместе с семьёй переезжает в Москву, а в 1922 г., под предлогом организации передвижной выставки, эмигрирует во Францию.


«Луначарский, Ленин, Троцкий». 1920


«Ленин» (наброски).


«Кремль, кабинет В. И. Ленина». начало 1920-х гг. «Портрет Льва Троцкого».

В 1924 г. в Париже прошла вторая персональная выставка Малявина. В конце 1920-х, из-за начавшегося мирового экономического кризиса, художник переселяется с семьей в Ниццу. Нельзя сказать, что эмигрантское бытие Малявина было беспросветным. Нет, он много работал, но, кажется, без особой радости. «Вне родины - нет искусства», - говаривал стареющий живописец. В воспоминаниях Фёдора Шаляпина читаем:
«Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»


Константин Долгашев. «Ностальгия Филиппа Малявина». 2008


«Автопортрет». «Автопортрет».


«Автопортрет». Начало 1920-х гг.


«Автопортрет». 1930-е

1930-е гг. отмечены всплеском творческой активности: почти ежегодно персональные выставки Малявина проходят в городах Англии, Дании, Италии, Чехословакии, Франции, Швеции. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, начинает экспериментировать с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи. Приобретает репутацию салонного портретиста, получает заказы на написание портретов членов европейских монарших домов, представителей богемы, видных деятелей литературных кругов русского Парижа.


«Автопортрет на фоне икон». 1930-е гг.

Осенью 1933 г. Ф. Малявин организовал крупнейшую в своей эмигрантской карьере персональную выставку. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. Последняя персональная выставка состоялась в 1939 г. в мастерской художника в Ницце.


«Автопортрет с внучкой».


«Автопортрет». 1940

В момент внезапного нападения Германии на Бельгию в 1940 году Малявин находился в Брюсселе, где писал заказной портрет. Он не знал языков, и фашисты, арестовавшие художника, заподозрили в нём шпиона. Отпустили Малявина благодаря счастливой случайности, поскольку отрядом гестапо, арестовавшим художника, командовал человек, который умел рисовать и разбирался в искусстве. Но потрясение, испытанное при аресте, вскоре дало о себе знать. Из Брюсселя в Ниццу семидесятилетний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Он вернулся измученный, истощенный, ещё и жёлтый - у него разлилась желчь. Дома художник тут же слёг, его увезли в клинику, из которой уже не вернулся.

23 декабря 1940 года Малявина не стало. Н. Кожевникова упоминает тот факт, что «дочери Малявина для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга». Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.


Надгробие на могиле Филиппа Малявина на Русском кладбище в Ницце.

Художественное наследие Ф. А. Малявина представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в коллекциях ведущих европейских музеев и провинциальных музеев России. Графика Малявина пользуется неизменным спросом у коллекционеров.

    Филипп Андреевич Малявин Портрет Малявина работы Леона Бакста Дата рождения: 1869 Место рождения … Википедия

    Малявин, Филипп Андреевич живописец. Родился в 1869 г., в крестьянской семье Бузулукского уезда, Самарской губернии; учился в сельской школе; с малых лет очень интересовался иконами в деревенской церкви и пробовал подражать им; 14 лет ушел с… … Биографический словарь

    - (1869 1940), русский живописец. Учился в монастырской иконописной мастерской в Греции (1885 91) и в петербургской АХ (1892 99) у И. Е. Репина. Член Союза русских художников (с 1903). В 90 х гг. создавал сдержанные по колориту, меткие по… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Сын крестьянина. Учился в монастырской иконописной мастерской на Айон Оросе (Греция; 1885‒91) и петербургской АХ (1892‒99) у И. Е. Репина. В… … Большая советская энциклопедия

    - (1869 1940) российский живописец. Член Союза русских художников. В красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился к передаче безудержного стихийного начала (Вихрь, 1906). С 1922 за границей … Большой Энциклопедический словарь

    - (1869 1940), живописец. Член Союза русских художников. Красочные полотна пронизаны захватывающим ритмом цветовых пятен, передающим стихийную мощь народных типов, широкую шкалу чувств («Вихрь», 1906). С 1922 за границей. * * * МАЛЯВИН Филипп… … Энциклопедический словарь

    Малявин, Филипп Андреевич - Ф.А. Малявин. Вихрь. Третьяковская галерея. МАЛЯВИН Филипп Андреевич (1869 1940), российский живописец. В красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился выразить безудержное ее стихийное начало (“Вихрь”, 1906). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Род. 10 (22) октября 1869 г., в с. Казанка (Оренбургской губ.), ум. 23 декабря 1940 г., в Ницце. Художник (живописец и график), видный представитель модерна. Участник выставок "Мира искусства" и АХРР. Начинал как иконописец (иконописная … Большая биографическая энциклопедия

22 октября исполнилось 145 лет со дня рождения русского художника
Филиппа Андреевича Малявина.

Малявин Филипп Андреевич.Автопортрет.

Фили́пп Андре́евич Маля́вин - русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».
Родился: 22 октября 1869 г., Оренбургская область
Умер: 23 декабря 1940 г., Ницца, Франция

Филипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в бедной крестьянской семье, судя по его русским бабам – в старообрядческой вере. Старообрядцы – особая порода русских людей, твердокаменных и сильных. Когда смотришь на портрет отца художника, именно эти ассоциации возникают в голове: сила, мощь, стойкость и неподкупность.


Малявин Филипп Андреевич.«Портрет А.И. Малявина, отца художника» (1898)

В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. И здесь в его судьбу вмешался случай в лице скульптора Владимира Беклемишева, который, путешествуя по Греции и заехав в Афонский монастырь, увидел этюды и рисунки молодого иконописца. Профессиональным чутьем Беклемишев увидел в юноше талантливого художника, пригласил его к себе в Петербург, помог сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения Академии художеств. Было это в 1892 году. Беклемишев вспоминал: «Интересный юноша был Ф.А. Малявин. Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков». После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Соучениками Малявина по репинской мастерской были И. Э. Грабарь, К А Сомов, А П. Остроумова – Лебедева.


Малявин Филипп Андреевич.Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря, 1895
Игорь Грабарь, однокашник Малявина по Академии, впоследствии писал: «Из старичков - учеников старой Академии, унаследованных новой, резко выделялись своими блестящими талантами... Ф.А. Малявин».


Малявин Филипп Андреевич.Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, 1896


Малявин Филипп Андреевич. Портрет художника К.А.Сомова. 1895.



Филипп Малявин. «Больная», 1897 год (Портрет Е. Мартыновой)

Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской принесли ему известность.


Малявин Филипп Андреевич.«Крестьянская девушка с чулком» (1895)


Малявин Филипп Андреевич.За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной. 1895


Малявин Филипп Андреевич. Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой. 1898
Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.



Ф.Малявин. Смех.1899

Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину. Малявина обвинили в бессюжетности, отсутствии какой-либо идеи, в небрежной манере письма и других грехах. Знаменитый критик Стасов назвал смеющихся женщин шекспировскими «ведьмами из «Макбета», а всю изображенную сцену – «анафемской». Так что звание художника Малявин получил не за скандальную картину «Смех», а за портретную живопись. Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства.

В начале 1900-х годов появились портреты, в которых Малявин очень точно схватил характеры несколько фатоватого С. Дягилева, сосредоточенного М. Нестерова, часто задумчивого И. Репина.


Портрет Дягилева

Из Европы Малявин приехал известным художником, притом неплохо обеспеченным. Он женился, купил усадьбу в живописном месте под Рязанью и вплоть до 1920-х годов почти безвыездно жил здесь и рисовал своих знаменитых крестьянских женщин.



Ф.А.Малявин. Три бабы.1902
В 1902 году Малявин пишет картину "Три бабы" (1901-1902). О картине Малявина «Три бабы», В.В.Розанов скажет:
«...Самая замечательная из фигур, однако, правая. Это она придала красный, огненный колорит картине...Бабу эту ничто не раздавит, а она собою раздавит. Баба эта - Батый. От нее пошло, «уродилось», все грубое и жестокое на Руси, наглое и высокомерное. Вся «безжалостная» Русь пошла от нее. Тут - и Аракчеев, тут - и опричнина Грозного, и все худое...».
Он сумел изобразить необузданную народную стихию через самое хрупкое и слабое – русских баб. Сила женской природы в сочетании с необузданным русским темпераментом завораживает.


«Девка» (1903)


"Баба в желтом» 1903)


Малявин Филипп Андреевич.Баба. 1903

1903 год стал особенно плодотворным для художника. В это время им были созданы три лучших произведения – «Девка», «Баба в желтом», и «Баба». Женский крестьянский тип стал особенно любимым и привлекательным для него. Его «девки» и «бабы» со страстными лицами, пламенеющими взглядами, полные здоровья, красоты и молодости в нарядных цветастых сарафанах писались темпераментным экспрессивным мазком с поистине монументальным величием. Изображая их во весь рост на вертикальных холстах, композиционно располагая фигуру так, что она заполняла почти все пространство, и используя точку зрения снизу, он добивался еще большей монументальной выразительности. В этих портретах, при сохранении индивидуальных качеств, проступает больше обобщенное, типическое и народное. Об этом очень точно писал Грабарь: «Его «мужики» и «бабы» – не просто портреты и этюды и даже не характеры только и не типы, а целый мир совсем особенный, никем до того не замеченный, им одним высмотренный. Он воплотил их в странных образах, сотканных из элементов до жуткости реальных, почти осязательных и в тоже время фантастических, превращающих «девок» и «баб» в каких-то загадочных, сверкающих необыкновенными красками фей».



Ф.Малявин "Вихрь"
В 1905 году Малявиным было написано самое большое полотно «Вихрь».
«Вихрь» - один из самых эмоциональных сюжетов, описанных Филиппом Малявиным. Сопоставленные друг с другом по контрасту красный-синий в костюмах молодых женщин создают объемность и осязаемость образов, полноту жизни. Луг, на фоне которого танцуют крестьянки еще более усиливает контрастность красного. Красный связывали с плодородием, с землей, с цветом глины, из которой Бог создал тело человека. Этому символизму цвета нас учат иконы. Не случайно мастер «красного» Филипп Малявин в юности изучал иконопись в афонском православном монастыре Святого Пантелеймона на Айон-Оросе и был там послушником до 1891 года, пока его работу не увидел скульптор Беклемишев, забравший молодого художника учится в Петербург.


Вихрь (фрагмент)
Так же как и в иконе, свет, отражающийся на лицах крестьян – главное действующее лицо в картинах Филиппа Малявина, нерукотворный Свет духовного мира, падающий на одежду, освещающий предметы и людей, при этом не имеющий источника, находящийся будто внутри, просвечивающий насквозь, создающий просветленность образов.
Красные крестьянки в его картинах светятся особенным внутренним светом как иконописные образы, как богообразные лики, с написания которых началась живописная история великого русского художника Филиппа Малявина.


Малявин Ф. Бабы. 1905
Даже с большого расстояния эта картина привлекает наше внимание размашистой манерой исполнения. Своим интенсивным колоритом и ярким узорочьем она напоминает пестрый ковер.
В 1906 году «за известность на художественном поприще» Ф.А.Малявина удостоили звания академика. В этом году же году он отправился вторично в путешествие за границу и долго жил в Париже, посещая музеи и художественные выставки. Возвратившись домой он приступил к работе над большим семейным портретом, получившим название «Портрет автора с семьей». Эта картина экспонировалась на 8-й выставке Союза русских художников в Москве в 1911 году, и для нее был устроен специальный вернисаж. Однако, семейный портрет, над которым художник работал неожиданно долго, почти всех разочаровал.


Малявин Филипп Андреевич. Автопортрет с женой и дочерью. 1911 г.
В 1910-х мастер создал сравнительно немного картин. По-прежнему важное место в его живописи занимали женские образы («Две девки», 1910-е; «Верка», 1913). Многие работы середины – второй половины 1910-х годов отмечены таинственным и недобрым настроением. В те же годы написан и ряд портретов стариков – больных и ущербных («Старуха», 1915).


Две девки. 1910.


Филипп Малявин. Верка. 1913.


Малявин Филипп Андреевич.Бабы. (Зеленая шаль). 1914

С 1922 года художник жил за границей. Малявину разрешили выехать во Францию для «устройства собственной выставки». Он жил в Париже, и выставка действительно состоялась в 1924 году и прошла с большим успехом. Современники вспоминают, что художник активно пытался встроиться в чуждую среду и непривычную жизнь. Вплоть до Второй мировой войны Малявин пишет графические и живописные работы, которые неизменно посвящает русской тематике, есть у него и пейзажи, пишет он и заказные портреты. Но до вершин начала своей карьеры художник больше никогда не поднимался. Некоторые искусствоведы связывают это с тем, что Малявин, по сути, не имел какого-либо общего образования, не было у него глубоких знаний в области мировой культуры, его творчество во многом строилось интуитивно, базируясь на бурном темпераменте. Многие говорили, что мастерство Малявина не получило за границей дальнейшего развития и как бы замерло в какой-то точке… В воспоминаниях Федора Шаляпина читаем: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»


Ф. Малявин. Автопортрет. 1940 г. – последний автопортрет художника.
Сам Малявин однажды с горечью обронил: «Вне родины нет искусства» .
Но за границей художник много работал, проходили его выставки по всей Европе, работы хорошо продавались. Европейские города: Прага, Белград, Лондон, Стокгольм, Париж с радостью принимали персональные выставки Ф.А. Малявина. Тысячи русских эмигрантов утоляли ностальгическую тоску о Родине перед его картинами. А иностранные зрители проникали в тайну русской души.
Для зарубежного периода особенно характерны картины с элементами гротеска, легкой деформации формы. Они запечатлели героинь в действии – в танце, в пении, на качелях. Появлялись и окрашенные юмором композиции («Продавец платков», 1920-30-е).



Ф.А.Малявин. "Продавщица шали".



Ф.А. Малявин. Песня


Ф.А. Малявин.На качелях


Филипп Малявин. Фарандоль 1926 г.

Отдельные картины продолжали линию мрачноватых произведений второй половины 1910-х годов. В них Малявин обращался к миру деревенских кликуш и прорицателей судеб («Старуха», 1927; «Предсказатель», 1925).


Ф. Малявин.Старуха. 1927г.


Ф. Малявин. Предсказатель.1925

Были и лишенные черт гротеска, отмеченные монументальностью образов произведения («Русские бабы», 1920-е). Часто Малявин помещал своих героинь на фоне широкого пейзажа, где неизменно изображались крепкие крестьянские дома и церковь.



Ф. Малявин.«Русские бабы», 1920-е.

Вновь в творчестве мастера большую роль играл портрет. В предвоенные годы Малявин-портретист был широко известен в Европе. Среди его моделей были король Швеции Густав V, королева Югославии Мария, экс-премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж.
Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе, он был задержан оккупационными властями, его допрашивали, приняв за шпиона, правда, потом отпустили. Художник испытал серьезный стресс, пешком прошел пол-Европы, добираясь до Ниццы, где он в то время жил. Организм семидесятилетнего Малявина не выдержал, и 23 декабря 1940 года он умер.


Филипп Малявин. Филипп Малявин. Пляшущая баба

Символизм красного, одного из самых выразительных цветов в истории искусства находит особенное прочтение в картинах Филиппа Малявина.
Яркие платья, развивающиеся от ветра и движения, как полыхающий свет, воодушевленные лица олицетворяют торжество и славу, огонь и силу русской души, запечатленной в этих запоминающихся навсегда, поражающих воображение образах. Красный - цвет огня, символизирующий одновременно свет и тепло и пожар страсти, радость жизни и, вместе с тем, скорбь и печаль. Красный в старину воспринимался как прекрасный, красивый, но за этим «красным» праздником, на пределе счастливого вдохновения души, видится и другая - обратная сторона крестьянской жизни, трудность которой женщины разделяли в полной мере со своими мужьями.


Малявин Филипп Андреевич. Баба 1916 –

Другие работы художника:


Ф.Малявин. Ню в шляпе из цветов.



Ф.Малявин. Даная



Филипп Малявин Портрет Александры Балашовой 1924 г.


Филипп Малявин.Портрет скульптора Беклемишева


Филипп Малявин. Автопортрет