Как выглядит художница. Как выглядят первые картины знаменитых художников. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

Художник… При этом слове у рядового человека скорее всего возникнет образ бедного бородача в блузе и беретке с кистью в руке, романтического героя с пылающим взором – этот бессмертный образ навеян еще искусством XIX века, закреплен историями художников с Монмартра и никак не желает изменяться до вполне преуспевающего человека (не обязательно мужчины) за монитором, каковым чаще всего является участник современного арт-процесса.

В. ван Гог. Как художник. 1888

Вот как описывали «художника классического», назовем его так, посетители выставок в Уфе, которых я просила озвучить первую ассоциацию со словом «художник»: «мужик лет сорока, худой и бородатый, в берете, с заляпанным масляной краской подолом бархатного жилета», «борода, берет, вельветовые штаны в краске, очень худой», «мужчина в возрасте, лет 50-60-ти, бородатый, упитанный», «эпатажный интроверт, тонко чувствующий, с бородой». Когда я спрашивала, изменится ли что-нибудь в их образе художника, если добавить к слову «художник» слово «современный», мне отвечали, что не видят принципиальной разницы. То есть художник в представлении публики – это прежде всего мужчина средних лет. Участвовавшие в опросе женщины подчеркивают особенности его внутреннего мира, его чувствительность и, условно говоря, хрупкость; тогда как в представлениях мужчин-зрителей большее значение играют внешние черты, в том числе одежда, те приметы, что визуально ясно могли бы обозначить социальный статус художника.


М.-Д. Вильер. Рисующая молодая женщина. 1801

То обстоятельство, что в искусстве прошлых веков существовали художницы, а уж в современном искусстве они действуют не менее активно, чем художники, описанный стойкий образ представляется анахронизмом. Поэтому деятели современного арт-процесса стремятся утвердить новый образ художника-предпринимателя, как это делает Олег Кулик: «Все это легенды и мифы XX века: художник мучается, толпа его не понимает. Это уже в 80-е годы было немодным образом, дольше задержавшимся у нас из-за медленности социального развития. На самом деле современный художник – богатый, преуспевающий человек, прекрасно ориентирующийся в мире. Гораздо лучше, чем люди других профессий. И я считаю, что это правильно и прекрасно. Все эти мучения, ну такая ерунда…» Этой трансляции нового образа поддаются и журналисты, и сами художники.

Фрида Кало за работой

Однако «художник классический», назовем его так, настолько врос в сознание публики потому, что ассоциируется с эпохой до-модернизма, вернее самой зари модернизма, когда художники еще писали масляными красками по холсту. Именно тогда, по мнению многих, искусство было «настоящим» - в массовом сознании есть достаточно цельные представления об эпохе Возрождения, передвижниках или импрессионистах, но все, что происходило в искусстве после «Черного квадрата» Малевича, остается для многих загадкой, неким обрывом истории искусства.


П.М. Шмельков. Художница. 1870-е

Большинство известных художников, таких как , или Микеланджело, начали рисовать с детства. Они завершили свои первые знаменитые работы, не достигнув и 30-летнего возраста. Ниже представлены первые работы известных художников, написанных в раннем возрасте.

, «Пейзаж близ Фигераса» (6 лет)

«Пейзаж близ Фигераса» - одна из самых ранних сохранившихся работ Сальвадора Дали, которая была создана им в возрасте 6 лет на почтовой открытке. Написана картина тонким слоем масляной краски, поэтому можно видеть проступающие по краям элементы оформления почтовой карточки. Многие из его первых работ отражают традиционные каталонские пейзажи, которые были его родиной.

Пауль Клее был одной из крупнейших фигур европейского авангарда. После окончания художественной школы он разобрал свои детские эскизы, и рисунок ниже — один из них, который он выделил среди всех остальных. Позже в своей карьере он также использовал детские наброски в рамках собственных работ, поскольку считал, что детское «сырое» искусство является самым ценным.

Немецкий живописец Альбрехт Дюрер считается одним из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. С именем Дюрера также связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра, поэтому он считается одним лучших портретистов своего времени. Первый портрет был написан, когда он начал работать для своего отца в ювелирном мастерской, но очень скоро Альбрехт понял свое истинное призвание и начал свое художественное образование под началом ведущего нюрнбергского художника того времени — Михаэля Вольгемута.

Эдвард Хоппер, один из крупнейших урбанистов 20 века, начал рисовать в возрасте 5 лет. Он любил рисовать всё, что его окружало, особенно море, которое он видел, когда его семья выезжала летом на побережье Массачусетса. Эскиз, приведенный ниже, был наброшен на табель успеваемости Хоппера в третьем классе в 1891 году.

, «Пикадор» (8 лет)

Пикассо начал рисовать с раннего детства. «Пикадор» считается самой ранней из сохранившихся, а также первой серьёзной картиной маслом Пабло Пикассо — она была написана им в возрасте 8 лет. Мальчик написал её под впечатлением от боя быков.

В 2008 году автором этой картины был признан 12-ти или 13-летний Микеланджело — это самая ранняя сохранившаяся его работа. В июле 2008 года картина была приобретена на аукционе «Сотбис» за 2 миллиона долларов как произведение мастерской Доменико Гирландайо, в которой среди прочих обучался и Микеланджело. «Терзания святого Антония» - самое дорогое на сегодняшний день произведение искусства, созданное ребёнком.

«Труд» спросил у второклассников, что они думают о художниках

Как выглядит художник?

Катя Дорожко:

— У него специальная шляпа с бубончиком, короче, он почти как поэт. Художник ходит в длинной одежде типа платьица и в штанах. А волосы у него длинные: художник все время рисует, и бывают дни, когда он постоянно рисует, поэтому некогда постричься.

Карина Пономарева:

— Мультик один раз показывали, художник там был в беретке, в пиджачке, в штанах и в каких-то не очень новых ботинках. Но теперь они по-разному выглядят, мультик был давненько.

Андрей Прокофьев:

— У него есть кисть за ухом, и он всегда в длинной одежде. По крайней мере так выглядели художники, которые были давно.

Какая у художника дома обстановка?

Алеша Бабичев:

— Если он художник, то у него одни краски и картины, и если у него дома грязно, он заказывает себе домоуборщицу.

Карина Пономарева:

— У него там картины, краски, кисточки, палитры. А если художник только нарисовал и ничего не убрал, то у него бардак и нечисто.

Что чаще всего рисует художник?

Катя Дорожко:

— Чаще всего он рисует портреты, потому что он ходит на работу, и к нему приходят пациенты, которые выбирают, какой им рисунок надо, а художник рисует. Иногда получаются просто портреты, иногда — с телом животных.

Алеша Бабичев:

— Город или горы, людей тоже рисует, если они поместятся на его картину, туда может поместиться только лес.

Андрей Прокофьев:

— Портреты, потому что художники чаще всего рисуют эпизоды с реальной жизни. Они привыкли рисовать живых людей, повторять четко все контуры.

Художник рисует днем или ночью?

Алеша Бабичев:

— Он только днем рисует, а ночью спать надо, а то летучие мыши прилетят, покусают, присосутся, и все.

Карина Пономарева:

— Днем, в парках смешные морды рисует, и человек, которого срисовывают, приходит днем. Ночью они рисуют только тогда, когда заказ, а они не успевают его сделать.

Андрей Прокофьев:

— Бывает, что его вечером вдохновило, он встает, за кисть берется и начинает рисовать.

Картины художника дорогие?

Алеша Бабичев:

— Если купить, могут быть и дорогими, если на них есть циклоп, то может и тысячу стоить, и сорок. Картины есть разные — самая большая, где красивые леса, стоит 3 миллиарда!

Андрей Прокофьев:

— Зависит, сколько труда на них ушло: если два дня, то тысячи две, не больше. Вот «Мона Лиза» — очень дорогая картина, во-первых, эта улыбка, очень выразительная, плюс она была нарисована давным-давно, но до сих пор сохранилась. Она имеет историческую ценность, очень большую.

Где художник учится?

Катя Дорожко:

— В детстве он ходил в рисовальную школу, а потом бросил её, потому что там постоянно ругаются, если что-то неправильно нарисовал, и художник потом учится дома.

Алеша Бабичев:

— Школа может быть такая, как «Спорт по рисованию», в садике нас учили рисовать. Есть ещё секретные школы, где узнают секрет художника — почему можно нарисовать картину, и такую красивую, тогда художники не рисуют, как дети, а как люди.

Андрей Прокофьев:

— В специальных школах, где они учатся мастерству год-два, не меньше. Но чтобы человек родился и все умел рисовать, не может быть. Может быть, только лицо своей мамы. И если маленький ребенок такое нарисовал, сразу понятно, что у него талант, его отводят в школу.

Что художнику рисовать сложнее всего?

Катя Дорожко:

— Художнику сложно рисовать картину, когда просят нарисовать большую семью или множество животных на одном листе, ведь если животных, то они же разных цветов бывают, и могут даже краски закончиться.

Алеша Бабичев:

— Картину размером с окно, а ещё гигантскую гору, над которой летит самолет и задевает её. А ещё вулкан, потому что лава течет, и она может уничтожить художника, она же кипятящая, она горячая.

Дети говорят

Катя Дорожко

В такие дни, когда кризис, картины художника дорогие, а когда нет кризиса-то среднего размера цена. А вообще она зависит от того, что можно с рамкой покупать или без рамки.


Карина Пономарева

Сложнее всего художнику рисовать портреты, ведь люди могут вертеться по-разному, и художнику трудно сообразить и сориентироваться, он может злиться.