Конспект занятия по вокалу в доу. План-конспект занятия по вокалу. Оборудование, дидактический материал

Елена Михайловна Иванова
План-конспект занятия по вокалу

План-конспект

открытого занятия педагога дополнительного образования

Ивановой Елены Михайловны

руководителя вокального кружка «Поющие друзья»

технологического техникума г. Биробиджан

Тема занятия вокальных номеров ».

Цель занятия : сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Задачи :

а) обучающие :

Закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;

Дать понятие «алгоритм» ;

Обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением ;

Научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;

б) развивающие :

В процессе вокально -хоровой работы развивать певческие навыки;

Развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;

в) воспитательные :

Формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре ;

Воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Технологии, используемые на занятии :

Технология формирования певческой культуры.

Технология дифференцированного обучения.

Технология индивидуального обучения.

Здоровьесберегающая технология.

Материальные средства обучения :

Фортепиано

Доска, мел

Магниты

Мульти-медиа проектор, экран

Карандаш, тетрадь

Ноутбук

Микрофон

Фонограмма минус

Ноты и текст песен

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитанники кружка входят в класс, садятся на свои места.

Педагог :

Здравствуйте. Я рада новой встрече с вами. Сегодня, ребята, мы продолжим работу над нашими песнями. Первую половину занятия мы посвятим изучению нового материала и общей песне, которую мы готовим к праздничному концерту, а во второй половине займемся индивидуальной и самостоятельной работой.

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте :

Напоминаю вам, что вся техническая аппаратура у нас работает от электричества, поэтому необходимо быть максимально осторожными : стараться не задевать провода фортепиано и магнитофона, микрофонный провод не крутить в руках. На стульях не качаться во избежание травм.

Тема нашего занятия звучит так : «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров », а.

цель наша сегодня : узнать в какой последовательности ведется работа над вокальным произведением и научиться самостоятельно применять полученные знания.

II. Теоретическая часть.

Изучение нового материала.

И начнем мы с того, сто попытаемся разобраться : в чем состоит суть темы занятия . Первое слово, думаю, покажется вам наиболее интересным - «алгоритм» . Сразу спрошу : может кто-то знает, что оно означает?

Учащиеся : …

Педагог :

А ведь, нет ничего проще : алгоритм - последовательность действий (шагов, приводящая к достижению поставленной цели, т. е. что за чем следует делать, чтобы получить желаемый результат.

А основная цель у нас какая? Для чего мы приходим сюда вокальный кружок ) заниматься?

Учащиеся : Чтобы научиться красиво петь песни, выступать на сцене.

Педагог :

Правильно. Нам не хочется просто спеть песню (как получится, на наших занятиях мы стремимся научиться исполнять ее на достойном уровне. Известно, что нет предела совершенству, но мы должны к нему стремиться. А для того, чтобы получить хороший результат в нашей с вами работе, мы должны четко представлять себе из чего она состоит.

Понятно, что мы должны много слушать музыки, читать, выполнять различные упражнения на дыхание, развитие голоса и много другое. Но, сейчас мы с вами попытаемся понять : из каких шагов, из каких этапов состоит работа над песней, будь она сольная или ансамблевая.

А, кстати, кто может напомнить : чем отличается сольное исполнение от ансамбля. А в чем состоит сложность каждого из них.

Сольное пение – поет 1 человек, большая ответственность за то, как ты споешь, отсутствие рядом локтя товарища – нет психологической поддержки, отсюда – страх, нет возможности «спрятаться» если что-то не получается так как хотелось бы.

В ансамбле – другие особенности : много голосов, здесь важно достичь слаженного пения, т. е. единства в исполнении.

Независимо от того, сольное произведение или ансамблевое, алгоритм примерно одинаковый. В ансамбле работа усложняется за счет затраты большего количества времени особенно на начале, когда осуществляется разучивание партий (голосов) (т. е. мелодии и ритма каждой из них, а затем их соединение и выстраивание гармонии.

Итак, ребята, вашему вниманию предлагается вот такая схема. (см. схему № 1) Сегодня мы с ней только познакомимся. А уже на следующих занятиях будем изучать более подробно. Напоминает эта схема кому-то «лестницу» , а кому-то, в связи с последними Олимпийскими играми «пьедестал» . Победителем здесь станет тот, кто дойдет до самой высокой ступеньки, а наградой станет что?

Учащиеся : …

Педагог : Да, аплодисменты слушателей и удовлетворение от проделанной работы.

Физминутка

Педагог : Сейчас свои знания мы попробуем применить на практике. Но прежде чем приступить к работе над нашим репертуаром, нам необходимо что сделать?

Учащиеся : …

Педагог : Правильно, подготовить певческий аппарат к работе, ведь работа над качеством исполнения произведения начинается уже с выполнения упражнений.

III. Практическая часть.

Работа над качеством исполнения сольных и ансамблевых вокальных произведений .

3. 1 Подготовка певческого аппарата к работе (работа стоя) :

1. Певческая установка.

2. Артикуляционная гимнастика :

Разработка щёк : «Клоунские гримасы : улыбка-трубочка» , «Пасть льва» , «Хомячок : голодный и сытый» , «Шпаги» .

Разработка губ : «Пятачок» , «Кусаем губы» , «Недовольная лошадь» .

Разработка языка : «Жевачка» , «Часики» , «Лошадь и пони» .

Разработка мягкого неба : «Колесики» , «Позеваем» .

3. Упражнения на дыхание :

«Игра со свечкой» (глубокий вдох-медленный выдох) .

«Сдуваем воздушный шарик» (выдох с остановками на счет 1-5) .

«Насос» (медленный вдох-сильный выдох) .

«Собака в жару» .

4. Распевание :

«На одном звуке закрытым ртом» (+ цепное дыхание) .

«Два звука : м, у, а» (формирование гласных + мягкая атака) .

«Пять звуков : «пение губами» (+работа мышц губ) .

«Пять звуков : а-а… о-о… и-и…» (+пение на опоре) .

«Пять звуков : Ми-и-а-ми… А-ми» (формирование гласных + твердая и мягкая атака+ скачки) .

«Т 5/3 и Д» (расширение диапазона + опора + тембральная окраска звука + дыхание + атака звука).

Педагог : А теперь приступаем к работе над песней «Только вперед» .

3.2 Работа над ансамблевым вокальным произведением

(«Только вперед» - 1 куплет и припев):

1. Повторение песни (1 куплет и припев) .

2. Припев :

Ритмическая и темповая слитность ансамбля.

Единая манера звукообразования : округлые гласные.

Фразировка.

3. Куплет (работа с солистами) :

4. Соединение куплета с припевом :

Своевременное вступление солистов.

Пауза перед припевом.

5. Закрепление под фонограмму (1 куплет и припев) :

При помощи фортепиано и педагога.

Самостоятельно.

Физминутка

Педагог : Ребята, скажите пожалуйста, на каком этапе работы мы с вами сейчас находимся. Аргументируйте свой ответ.

Дети : Преимущественно на начальном (ведется работа над чистотой интонирования и построения гармонии, точностью ритма, но уже постепенно начинаем использовать элементы 2 этапа (единая манера звукообразования, дикция, артикуляция, дыхание, атака звука).

Педагог : Молодцы. А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Задача перед вами будет стоять следующая : определить на каком этапе работы над песней находятся ребята, с которыми я сейчас буду работать индивидуально.

Будьте, пожалуйста, внимательны : не критиковать – вы должны понимать, что, кто-то пришел раньше в коллектив, кто-то позже, у кого-то получается чуть быстрее, а кому-то необходимо побольше времени. Вам надо просто определить (ни с кем не советуясь) ступеньку на которой они находятся, т. е. показать свои знания.

Работа ведется педагогом параллельно : используются 2 формы работы индивидуальная и фронтальная.

3.3 Работа над сольным вокальным произведением :

1. «Белыми птицами» Елена Фурман и Кристина Сенько :

Ритмический ансамбль,

Своевременность вступления,

Дикция и артикуляция,

Чистота интонации в припеве.

2. «Кукушка» Ксения Боковня :

Единая округлая манера звукообразования,

Звук на опоре – избавление от пения на крике.

3. «Звездный календарь» Настя Егрищина :

Дикция и артикуляция,

Единая открытая манера звукообразования,

Пение на опоре.

4. «Я вернусь» Юлия Слесарчук :

Динамические оттенки,

Пение на опоре,

Фразировка,

Жанр и характер произведения,

Интонационно-драматическое развитие песни (контрастное) .

IV. Подведение итогов.

Педагог : Занятие наше близится к концу, и мне хотелось бы от вас услышать : что нового вы сегодня для себя узнали, какая работа проделана сегодня, и какая, на ваш взгляд работа нам еще предстоит.

Учащиеся : 1. Сегодня мы познакомились с вами с алгоритмом работы над вокальными произведениями и учились определять этапы нахождения процесса работы над произведением. 2. Работали над ансамблем 1 части песни «Только вперед» . 3. Работали над сольными песнями, улучшая уровень их исполнения.

Мы с вами сегодня проделали огромную работу, каждый из вас старался, вы молодцы. Впереди у нас много интересной работы. Но это будет на следующих занятиях . А сегодня всем спасибо, до свидания!

Конспект занятия по вокалу в средней вокальной группе

Тема занятия: В гостях у волшебницы музыки

МБОУ ДОД «ХРЦДТ» п. Палатка

«Музыкальная карусель»

Цели занятия:

Развивать звуковысотный слух, чувство ритма.

Добиваться правильного звукообразования. Активизировать краевое смыкание голосовых складок в момент атаки звука, что лежит в основе правильного звукообразования.

Побудить детей к выразительному эмоциональному, отзывчивому исполнению песен.

Методы обучения: Беседа, рассказ, сравнение, метод игры, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, методика стрельниковской дыхательной гимнастики.

Форма: здоровьесберегающее занятие

Оборудование:

Хрестоматия музыкального материала, песенный материал, тексты песен «Солнечные зайчики», «Чучело»,CD диск с записями фонограмм песен (минус голос), артикуляционная гимнастика «Приключения язычка».

План занятия:

1. Организационный момент

· Приветствие

· Положительный настрой на занятие вокалом.

· Проверка готовности к занятию.

2. Развитие темы.

· Сообщение темы, постановка цели.

· Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

· Распевание.

· Пение канонов.

4. Видеопауза

5. Работа над песнями: «Солнечные зайчики», «Чучело».

6. Итог занятия.

Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть вас на занятии по вокалу.

Проверка готовности к занятию .

Психологический настрой.

Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку, заниматься вокальными упражнениями. Для этого мы проведем специальную настройку. Сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

· Мы готовы к работе на занятии по вокалу.

· У нас хорошее настроение.

· Мы будем стараться выполнять вокальные упражнения и петь песни.

Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните. Выдохните и приготовьтесь работать на занятии.

2. Работа по теме.

1. Сообщение темы, постановка цели.

Вспомните и расскажите, ребята, чем вы занимались на прошлом занятии по вокалу. (выполняли вокальные упражнения. Разучивали песню «Живая музыка», работали над партией второго голоса в песне «Солнечные зайчики»).

Сегодня мы с вами продолжим работу над первой и второй партией в песнях.

· Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Вы знаете, ребята, что перед началом занятия необходимо выполнить дыхательные упражнения. Для чего нужны дыхательные упражнения? (Во время пения большое значение имеет ваше дыхание. Если перед началом пения не взять дыхание, то звук не прозвучит так как надо).

Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались.

Сегодня мы выполним дыхательные упражнения по методике Стрельниковой.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

а) Вдох - «громкий», короткий. Активный (просто шумно на весь кабинет шмыгайте носом¸как бы нюхая запах гари).

б) Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос. О выдохе думать запрещено. Если вы будете думать о выдохе собьетесь! Выдох – это уходящий вдох.

Воздух должен сам уходить через рот после каждого вдоха носом. Вдох – предельно активный, выдох – абсолютно пассивный.

в) в стрельниковской дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями.

Дети выполняют упражнения вместе с педагогом «Погончики», «Насос», «Кошка», «Перекаты».

· Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»приложение №1.doc

· Распевание.

Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

Вы ведь хотите, чтобы ваша песня прозвучала хорошо? (Ответы детей)

Тогда вам нужно постараться и выполнить упражнения для выработки четкой дикции.

Скажите, ребята, что такое дикция? (Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом).

Дети поют скороговорки «Три сороки тараторки», «Тридцать три Егорки», «Веники-помелики»приложение №2.doc

А теперь поем упражнение «Родина наша». Пойте упражнение выразительно. Округляйте мышцы рта при пропевании гласных (а), (о). Четко и ясно выговаривая каждое слово. Не забывайте о правильном дыхании.

Исполнение упражнения «Родина наша».

Дети исполняют упражнение на распевание А. Свешникова.

· Работа над канонами «Братец Яков» и «Перепелочка».

Хор состоит из разных голосов, партий. У каждой партии своя роль. Все в хоре друг друга слушают. Дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязано. Если все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождается благозвучие.

Что такое канон? (Это музыкальное упражнение, в котором звучит одна и та же мелодия в исполнении 2-х или более групп. Только одна группа вступает раньше другой).

Дети распределяются на две группы и исполняют каноны «Братец Яков», «Перепелочка». В процессе повторений дети меняются группами и вступают позже или раньше.

4. Видео-пауза

Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент выступления выпускницы нашей студии, Погореловой Полины на международном конкурсе в г. Москве «Звездный час», где она получила достойную оценку, стала лауреатом 2-й степени. Пожалуйста, обратите внимание на артикуляцию и сценическое движение.

Просмотр видеофрагмента.

5. Работа над песнями «Чучело», «Солнечные зайчики».

Исполнение песни «Солнечные зайчики» приложение №3.doc(сл. А. Бочковской и муз. А. Ермолова).

Работа над 1-й и 2-й партией в припеве песни.

Приемы пения:

· «a capella»

· Запевала и хор

Молодцы ребята, а закончим мы наше занятие исполнением песни «Чучело». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля, одновременное вступление всех голосов.

Исполнение песни «Чучело» А. Петряшевой приложение №4.doc

Технические задачи: добиться чистоты интонации, чёткой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи : добиться светлого, возвышенного, одухотворённого состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения музыки.

6. Итог занятия.

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Домашнее задание:

Повторить тексты песен и их ритмический рисунок; стоя перед зеркалом, поискать нужные жесты, мимику к песням; поработать над дикцией с помощью скороговорок.

Используемая литература:

Щетинин дыхательная гимнастика (методическое пособие)

Айрис Пресс - М. 2007.

Здоровьесберегающий аспект занятия «В гостях у волшебницы музыки»

МБОУ ДОД «ХРЦДТ» п. Палатка

Педагог дополнительного образования

Руководитель вокальной студии

«Музыкальная карусель»

Сегодня перед образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. В этой связи возможности занятия по вокалу уникальны, так как все виды творческой деятельности способствуют укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии применяемые на занятии по вокалу:

вокалотерапия, ритмотерапия, музыкально-ритмические упражнения, ритмические упражнения, музыкотерапия, дыхательная гимнастики Стрельниковой, фольклорная арттерапия, музыкально-рациональная психотерапия, терапия творчеством, сказкотерапия, улыбкотерапия.

Для обеспечения реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья, при выстраивании хода занятия, основное внимание уделено специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка.

В своей педагогической деятельности педагог опирается на методику, направленную на расширение и обогащению спектра доступных учащимся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает им стать счастливыми и здоровыми и включающую в себя движение, танец, пение, просмотр видеозаписи выступления выпускницы студии. Таким образом, в ходе занятия используются не только музыкально - педагогические методы обучения, но и музыкально терапевтические, способствующие восстановлению и укреплению здоровья учащихся.

Опираясь на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию, особенно в младшем школьном возрасте, оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Хоровое и сольное исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический. Голос - это своеобразный индикатор здоровья человека. Упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшают состояние здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, помогают улучшению артикуляции и дикции, развивают координацию дыхания с речью.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Учеными экспериментально доказано, что музыка оказывает благотворное воздействие на организм и психику детей.

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Григорьева Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель вокальной студии «Максимум» МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Аткарск Саратовской области. Открытое занятие вокального кружка 1-3 года обучения, тема: «Ритм»

Тема занятия: «Ритм»

Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, ритм.

Задачи занятия:

    развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;

    в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

    формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;

    воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Предварительная работа.

    Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование.

    Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.

    Слушание музыки р.н.п. «Камаринская».

Мотивация: учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты.

Оформление зала: на стене изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница».

Оборудование: раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты, ударные музыкальные инструменты (ложки, барабан).

Слушание: песня «До, ре, ми» группа «Домисолька» сл. В. Ключникова,

муз. О. Юдахина., «Песенка про песенку», «Россия», р.н.п. «Камаринская».

Ход урока.

    Организационный момент.

Построение перед залом.

Вход под музыку: Звучит песня «До, ре, ми».

Музыкальное приветствие : «Домисолька» сл. В Ключникова,

муз. О.Юдахина.

    Вступительное слово педагога.

Я очень рада новой встрече с вами.

Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться, к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.

Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? (Ноты, нотную грамоту). Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты.

Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки

Разместились по местам.

Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь.

    Работа по теме урока.

Ребята, а на чем можно путешествовать?

Одна нота хочет вернуться в свой домик. До

Мы с вами тоже распоемся.

Повторить правила пения (спросить детей)

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

    Распевание

    1. «От топота копыт», - работа над дикцией и динамикой:

    Четкая дикция;

    Штрихи

    Работа над динамикой;

      «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского

    Работа над дыханием;

    Построение трезвучия

    Пение по руке

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре.

Какое у вас настроение? А в музыке бывает настроение? Давайте пожелаем всем: Хорошего настроения! И постараемся точно передать настроение этой песни «Песенка про песенку» . Какое оно?

Исполнение песни «Песенка про песенку» (1,2,3 год обучения дети)

Нота прикрепляется на нотный стан. Ми

Наше путешествие продолжается. А сейчас – новое задание.

    Изучение нового материала. Ритм

1) Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко.

Примеры ритмических диктантов

1.«Калинка»,

2. « Во поле береза стояла»

3. « Маленькой ёлочке»

запись ритмического рисунка на доске

Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались короткие и длинные звуки? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется? ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его.

Ритм конкретной мелодии – это ритмический рисунок, т.е. элемент ритма. Из каких длительностей состоит ритмический рисунок? ( Четвертных, Восьмых, Шестнадцатых )

Длительность

Ритмический рисунок состоит из коротких и долгих длительностей

Ритмические звуки связаны друг с другом, они могут быть ровные, плавные, а могут звучать отрывисто. Пример: ритмично бьется сердце, тикают часы, меняется время года. (пример детей)

Приходим к выводу, что порядок создают? (Ровные шаги. Четкий рисунок. Равномерное чередование ударов.)

2) Задание усложняется.

Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши.

Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Сегодня мы попробуем использовать знаки и исполнить ритм.

3) Задание «Музыкальная гусеница»

На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Дети хлопают ритм.

4) Упражнение «Хор часов»

В зависимости от ритма меняется характер музыки. Я предлагаю такое упражнение «Хор часов»

Вам нужно изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизированном двухголосии. 1 группа произносит низким голосом «бом-бом», а 2 группа- высоким голосом «тики-тики»

Нота прикрепляется на нотный стан. Фа

Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. Какие ударные инструменты вы знаете?

4)Музицирование на музыкальных инструментах.

Р.н.п. «Камаринская»

Какой характер? (задорный, веселый, озорной)

Что можно сказать о мелодии (Мелодия изменяется, повторяется несколько раз)

Какие инструменты вы услышали?

В русских деревенских плясках есть не только состязание между танцорами, но и состязание между инструментами. Произведение, которое вы прослушали, называется «Камаринская».

На чем раньше играли русские пляски?

Вот и мы будем играть на муз. инструментах. Сначала давайте выучим ритмический рисунок.

в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах «Камаринская».

Замечательно исполнили произведение.

Нота прикрепляется на нотный стан. Соль

А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу.

    Физминутка.

«Похлопаем, потопаем»

Как вы замечательно двигались,

А движение - это здоровье!

Нота прикрепляется на нотный стан. Ля

Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. Как называется страна, где мы живем?

Исполнение песни «Россия»

С каким настроением исполняется эта песня? Какие чувства здесь передает автор?

Нота прикрепляется на нотный стан. Си

Ребята, посмотрите на нотный стан.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Эти ноты все подряд образуют звукоряд.

Вот и все ноты вернулись домой. Снова мы с вами будем петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах.

  1. Итог. Наше путешествие подошло к концу.

С какими элементами нотной грамоты мы познакомились? (ритм, длительность, звукоряд).

Ритм- чередование длинных и коротких звуков в музыке.

Длительность – продолжительность удара от удара до удара.

Звукоряд - это определенный порядок музыкальных звуков, которые применяются в музыке. Нотный стан с нотами.

Что интересного вы узнали? Что особенно ярко запомнилось? (Узнали, что такое ритм, играли на ударных инструментах, пели солистами и т.д.).

VIII . Рефлексия.

Педагог: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе.

Расстаться с музыкой нельзя.

Мы влюблены в нее с рожденья

И мы не скажем ей: «Прощай»,

А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку.

СВЕТЛАНА ТАНКЛАЕВА
Конспект открытого занятия по вокалу «Введение в образовательную программу» для детей 6–7 лет

Составитель :

Танклаева Светлана Таймуразовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дом творчества» г. о. г. Выкса

Количество детей : 7

Аннотация на образовательную программу , в рамках которой проводится открытое занятие «» .

Данное занятие проводится согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Мелодии детства» (далее – Программа ) . Программа , рассчитана на 3 года обучения. Участники программы дети в возрасте от 7 до 17 лет, занятия организуются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Обучение по Программе приобщает учащихся к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей , активный вид музыкальной деятельности. В основу обучения положена постановка голоса, включающая в себя :

Тренировку дыхательной системы с помощью специальной гимнастики :А. Н. Стрельниковой;

Артикуляционную гимнастику по методики В. В. Емельянова,

Дыхательные упражнения по методике Б. С. Толкачева.

Активизация дикции – комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;разогревание голосовых связок округление вокального звука и владение им , а также озвучивание природных резонаторов;интонационно - фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова.

Тема занятия : «Введение в образовательную программу »

Описание занятия и практическая значимость :

Используются элементыздоровьесберегающих технологий;

Предлагаемый на занятиях комплекс упражнений универсален, его можно применять как в вокальных детских коллективах , так и в дошкольных образовательных учреждениях в целях музыкального развития детей и профилактики заболеваний органов дыхания.

Предлагаемый конспект демонстрирует пример проведения первого занятия по вокалу для детей 7 лет . Он может быть полезен учителям музыки, руководителям вокальных студий , педагогам дополнительного образования .

Количество учащихся : 7 человек

Цель :знакомство с Программой объединения посредствомвокальныхупражнений .

Задачи :

Познакомить учащихся с упражнениями на дыхание, развитие звуковысотного слуха, развитие артикуляционного аппарата;

Развивать музыкальное восприятие, памятьчерез игровые приемы;

Сформировать на мотивацию через игровые приемы

Обучить фокусированию звука в резонаторы;

Обучить правильному вокальному дыханию

Методы и приемы, используемые на занятии :

по источнику знаний :

Наглядные – личностный показ;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия, беседа;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Технологии : развивающего обучения, здоровьесбережения;

Форма организации учебного занятия :игра-путешествие.

Приемы : диалог, сообщение информации, игра.

Форма организации занятия : индивидуальная, групповая

Средства обучения :

Наглядные пособия : карточки для игры «Музыкальный словарь» , слайды с текстом скороговорки, с текстом песни «Дорога добра » , с портретами композитора Марка Минкова и поэта Юрия Энтина, цветик-семицветик из бумаги с открепляющимися лепестками .

Оборудование : фортепиано, стулья, мультимедийное оборудование, ноутбук (компьютер) .

План занятия :

1. Вводная, организационная часть (3 мин) :

Приветствие;

Постановка цели занятия .

2. Основная часть (15 мин) :

введение образовательного материала ;

Обобщение. Систематизация и закрепление материала.

3. Заключительная часть (2 мин) :

Подведение итогов занятия .

Этапы занятия Ход занятия

Организационный Педагог :Здравствуйте, друзья! Я приглашаю Вас побывать в чудесной стране «Королевство Пения?»

Ответы детей .

Педагог :Для того чтобы отправиться в страну «Королевство пения» , нам надо познакомиться. А поможет нам в этом песня (Педагог поет свое имя, ребенок свое) .

Педагог :Молодцы, вы прекрасно справились,ребята, а на чем мы отправимся в страну «Королевство Пения» ? (ответы детей )

Педагог : Для волшебного путешествия нужны иволшебные помощники – это сказочный экран, и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами – Я буду паровозом, а Вы будете вагонами . Давайте сейчас построимся, возьмемся за руки и попробуем погудеть как настоящий поезд.

Игра «2 поезда»

Цель игры : развитие звуковысотного слуха.

Результат : развитие легких, умение различать высоту звука.

Встретились 2 поезда - большой и маленький.

Большой говорит :"У!" (очень низко) .

Маленький тоже умеет разговаривать :"У!"(очень высоко) .

Большой приветствует маленького : "У-У-У!"(3 раза коротко, низко,

Маленький тоже приветствует большого :"У-У-У"(3 раза коротко,высоко) . Большой удивляется,почему он такой маленький?"УУУ" (делаем глиссандо (почти до визга, а на самом верху открываем широко рот , получается "УУУУУА").

"Не маленький я!"- обиделся маленький!"УУУ"портаменте!тот же принцип,что и с глиссандо, внизу открываем рот .

Педагог : Молодцы, у вас отлично получается!

Педагог одевает фуражку железнодорожника, берет флажок и свисток. Дети изображают поезд .

Педагог :- Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуете запомнить не сложные слова и петь вместе со мной.

Итак, приготовились. Поехали…

песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Педагог :Ребята, нашим путеводителем по «Королевству Пения» будет цветик-семицветик. Вот он! (на экране появляется цветик - семицветикбез лепестков)

Педагог :Но почему он без лепестков-помощников? Без них песенка не сложится…Случилась беда - Королева Молчунья похитила поющие лепестки.

И наверно музыке больше не звучать. Помогите лепестки - помощники собрать !

Но Королева Молчунья их просто так не отдаст. Она будет задавать нам определенные задания. А задания мы будем получать на каждой станции. Только тогда Королева-Молчунья вернет их нам. Вы готовы их выполнить?

Ответы детей

Педагог :Ну, а для того, чтобы не устать за время путешествия, нам нужно размять свои плечи.

Выполняем упражнение «Пиджачок» . («Надеваем пиджачок» – плечи проводим вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р.

Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к путешествию.

Давайте скорее сядем в поезд и найдем их!

Итак, приготовились. Поехали…

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается. На экране Надпись «Дыхание»

Педагог :Вероятно, для того, чтобы вернуть первого помощника, надо научиться правильно дышать. В этом нам поможет дыхательная гимнастика. Итак, Немножко старания – разовьешь дыхание.

Упражнение : Надувала кошка шар (собачка, комар)

Вот идет сердитый ёж (Дети вместе с Педагог : Ф ф…ф….ф (нужно обхватив руками грудь)

Педагог :Где же носик не поймёшь (свернувшийся в клубок ёжик)

Дети : ф. ф. ф. ф…. ф. ф. ф. ф. ф

Педагог :Вот веселая пчела зззззззззз (кружат головой следя за пчелой поднимаются)

Высоко летит она (Дети вместе с Педагог :ззззззззззззззззззз (звук помогает при болезненных ощущениях в горле)

Села к нам на локоток зззззззззззззззззззззз

Полетела на носок зззззззззззззз

Пчелку ослик испугал (Дети вместе сПедагог : иаиаиаиа (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

На весь лес он закричал иаиаиаиа

Гуси по небу летят, гуси ослику гудят (Дети вместе с Педагог :Гу –у-у-у, гу-у-у-у-у (Медленно идут, руки крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком) .

Дыхание»

Педагог :Ребята! Вот мы и познакомились с первым лепестком цветика –семицветика. Мы с ним еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.

Нас веселый поезд в путешествие увозит.

«поезд» - вибрация губ.

Словно пес мотор рычит : «Остановка» - говорит.

«Мотор рычит» - вибрация звука «Р» .

Поезд останавливается.

На экране

Надпись «Дикция,артикуляция»

Упражнение «Скороговорки»

Проговаривание скороговорки , начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением.

«Мы перебегали берега»

«От топота копыт пыль по полю летит» на глухие согласные;

«На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 2 раза на одном дыхании.

Цель использования : развитие артикуляционного аппарата.

Результат : отчетливая дикция.

Звучит труба (фонограмма) .

Педагог :

Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.

Мы по берегам гуляли, черепаху повстречали

Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.

«Мы перебегали берега» - протяжно

Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.

Мы перебегали берега - сдержанно

Услышал тревогу и мотылек.

Мы перебегали берега» - скоро,ускоряя

Самый торопливый – муравей, еще быстрей.

Мы перебегали берега» - быстро

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Дикция,артикуляция»

Педагог :Вот к нам вернулся и второй Лепесток цветика-семицветика. У вас все получается,мои друзья!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается

На экране

Надпись «Распевание»

Педагог :Распевание - очень важный этап работы певца в Королевстве Пения. Надо разогреть голос,подготовить наши горлышки к пению. Для этого мы выполним несколько упражнений. И, возможно, некоторые упражнения вам покажутся забавными и смешными, знайте, что они самые полезные для развития вашего голоса. К тому же, они помогут нам вернуть следующего помощника!

3. Основной этап

Рассказ Упражнение

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко) .

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко) .

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком.

Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий вдох через рот 4 раза.

Лошадка подошла к своей маме и спросила : «Можно мне погулять?» От нижнего звука «у» до верхнего «о» . «У» - «о» ?

«Да куда же ты пойдешь? – ответила мама, - на улице сильный ветер» . От верхнего «о» к нижнему «у» . «О» - «у» ?

Но Лошадка не послушалась и побежала «Щелкать» высоко.

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть» , - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а» медленно 4 раза.

Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше. «Щелкать» высоко.

Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук «ш – ш – ш» .

«Подойду-ка я поближе» , - решила Лошадка. «Щелкать» высоко.

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. Звук «ш» короткий по 4 раза.

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. Звук «ф» по 4 раза.

Застрекотал кузнечик. Звук «ц» по 4 раза.

Пролетел жук. Звук «ж» продолжительный.

За ним комар. Звук «з» продолжительный.

А ветер дул все сильнее и сильнее. Продолжительный выдох.

Лошадка замерзла. Звук «брр» 4 раза.

И побежала домой. «Щелкать» высоко.

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама . «Щелкать» низко медленно.

Она стала согревать Лошадку. Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза .

Упражнение : №1 Ммм… (зевок)

Упр. №2 И-Э-А-О-У (с наклоном)

Упр. №3 МИ-МЭ-МА-МО-МУ

Упр. №4 Трель губами…

Упр. №5 7 «Вот иду я вверх

Упр. №6 Я пою, хорошо пою.

Педагог :

А сейчас я вас познакомлю с замечательной песней из телефильма «Приключения маленького мука» . Музыку к этой песне написал современный композитор Марк Минков, а слова - поэт Юрий Энтин. Название песни я называть не буду, я думаю, вы мне его скажете сами, после прослушивания песни.

Педагог :Исполнение песни «Дорога добра »

Педагог :

Как бы вы назвали песню?

Что такое добро?

Дети отвечают.

Педагог :

Да, это всё самое хорошее, что происходит в нашей жизни. Например : солнце, весна, улыбка, мама, папа. Добро - это когда люди помогают друг другу.

Педагог :

Добрый человек - это тот, кто :

Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Любит природу и бережет ее.

Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее.

Стихотворение :

Стань добрым волшебником

Ну-ка попробуй

Тут хитрости вовсе не нужно особой

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

Не стой в стороне равнодушным

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

Разучивание мелодии 1 куплета

Педагог : Молодцы! Вот мы выучили мелодию песни, слова. Но чтобы слушателям понравилось наше исполнение, петь нужно очень выразительно.

Давайте проанализируем, какое настроение в музыке песни? Каким звуком нужно петь?

Дети отвечают.

Педагог :Давайте поиграем в игру «Подбери слова» .

Мы разделимся на 2 группы. Каждой группе я выдам карточку со словом, которое описывает характер звучания музыки. Например : торжественно или нежно…

Ваша задача, по одному участнику команды подойти к столу и выбрать карточку со словом подходящим по значению к слову вашей группы. Например

к слову, описывающему Торжественную музыку подходят слова :

1. величественно

2. грандиозно

3. победно и т. д.

к слову, описывающему нежную музыку подходят слова :

1. трогательно

3. ласково и т. д.

После того как вернутся первые игроки, в игру вступают вторые и так далее.

Время для игры 3 минуты.

Игра «Подбери слова»

Подведение итогов игры.

Давайте подберем слова подходящие к нашей песне (благородно, серьёзно, доброжелательно и светло)

Исполнение песни(1.2.) (1.3.) (3.2.) (3.1.)

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Распевание»

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается

Прежде всего каждый певец должен беречь свой голос :

Не кричать

Не злиться

А ещё есть особые правила для певцов.

Например, нельзя кушать надо за 2 часа до занятия пением .

Повторить правила пения (спросить детей )

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Гигиена голоса»

Ура! Совсем скоро все помощникипоющего Цветика-семицветика будут собраны и зазвучит песня ! Продолжаем наше путешествие!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается

На экране

Надпись «Ритмика»

Игра : «Ритмическое эхо» .

Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение : вводится притоп ногой, обеими ногами.

Раз, два, три, повтори! Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами» : хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. Д

Да дэ ди до ду

Шлепки по коленям

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Ритмика»

Ребята, мы выполнили уже 6 заданий Королевы Молчуньи, осталось последнее. Не устали? Тогда вперед!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья. Поезд останавливается

На экране

Надпись «Сцена» «Микрофон»

Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одно из самых главных мест страны «Королевство Пения» - «СЦЕНА» . Все кто попадает сюда, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно . Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.

На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном .

Педагог :Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами. Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.

Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края» .

Звучит сигнал, на экране появляется Цветик-семицветик

Педагог :Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Королевство Пения» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством , вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?

Ответы детей

Педагог :А вы знаете, мы так понравились Королеве Молчунье, что она нам передала подарок.

Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается . Звучит волшебная музыка.

Педагог :В этой шкатулке Лепестки, которые мы искали! Возьмите из шкатулочки Лепесток такого цвета, какого цвета у вас настроение на нашем занятии и прикрепите на цветик-семицветик. Если ваше настроение веселое, пусть эти лепестки будут красного или желтого цвета, а если ваше настроение грустное, то пусть эти лепестки будут синего или зеленого цвета.

Дети берут лепестки и прикрепляют на цветик-семицветик

Педагог :Посмотрите, вот какой путеводитель Цветик-семицветик у нас получился. Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом новой песни.

домашнее задание : - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть.

Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Королевство Пения» . Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!

Список используемой литературы :

1. В. В. Емельянов. «Фонопедический метод развития голоса» .

2. О. В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению » .

План-конспект открытого занятия по вокалу педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ З.А.Егоровой.

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие - разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие - развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные - формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино.

Структура занятия

1 Организационный момент

1.1 Приветствие

1.2 Положительный настрой на занятие

1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся

1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели

2 Актуализация знаний обучающихся

2.1 Повторение пройденного материала

3 Ритмическая пауза.

4 Работа над песнями

5 Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте, учитель.

Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

Мы готовы к работе на занятии.

У нас хорошее настроение.

Мы будем стараться.

Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».

Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

Приготовились, настроились - поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? - раз.

Почему? - потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? - тоника

Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал - поднимает руку.

Молодцы, ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Звучит песня - попевка «Василек» .

Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Задаваемые вопросы:

Что мы сейчас пели? - мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии - ножками.

Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии - доли

А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет, едет паровоз».

3. Ритмическая пауза.

Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» - работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

5. Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.