Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода. Почему катерина публично признается в своем грехе. Тема греха и покаяния в произведении А.Н Почему катерина решила покаяться в своем грехе

Идея покаяния и проблема греха связаны с традицией античного театра. Однако для человека античности понятие греха и покаяния отличалось от христианского. Герои дохристианской эпохи обращаются в храмы с просьбой совершить очистительный обряд, откупиться, принося жертвы богам. Христианское покаяние как внутреннее очищение представляет собой исключительно важный шаг вперёд в нравственном развитии человечества.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной в 1859 году, вопросы нравственности поставлены очень остро. Уже в самом названии звучит идея Божьего наказания за грехи.

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на высоком берегу Волги. Название вымышлено и связано с устным народным творчеством. Калина, символ горькой женской судьбы, ассоциируется с образом Катерины, замужней женщины, полюбившей другого человека. В сказках и былинах на Калиновом мосту происходят сражения русских богатырей с чудом – юдом, поэтому можно утверждать, что в названии городка звучит мотив борьбы. Действие пьесы движет не внешний конфликт – противостояние гордой Катерины, не терпящей «напраслины», и её свекрови Марфы Петровны Кабановой, которая «поедом есть своих домашних».

Сюжетной пружиной является внутренний конфликт – борьба Катерины со своим грехом. Этот трагический конфликт героини с самой собой неразрешим и связан с идеей покаяния. Измену мужу Катерина ощущает как грех, в котором надо каяться, который не избыть «до гробовой доски». Она не прощает прежде всего сама себя, поэтому не способна простить другого. Отчаявшаяся женщина даже не может представить себе, что кто-то может её простить. О простившем её муже, готовом всё забыть. Катерина говорит: «Ласка –то его мне хуже побоев». Возможно, что христианская позиция Тихона вызывает новые внутренние муки героини. Она с ещё большей силой ощущает свою виновность. Нравственные гонения Кабанихи, наоборот, в какой-то мере облегчают для Катерины сознание вины. Она думает, что страдание в земной жизни искупает её грехи в будущей жизни.

Почему же Катерина кается, хотя не верит в прощение? Для её религиозного, чуть ли не фанатичного сознания непереносима мысль о совершённом грехе. С точки зрения истово верующего человека, муж – Бог, жена – церковь. Изменить мужу – значит отпасть от бога, предать веру.

Мотив греха пронизывает всю пьесу. Уже в первом действии, когда Катерина признаётся Варваре в том, что полюбила другого, а вслед за этим появляется полусумасшедшая барыня и предрекает, что «красота ведёт в омут», начинает отчётливо звучать мотив греха. Мы слышим его в словах Варвары о барыне, которая смолоду грешила, а теперь других решила наставлять на путь истинный. Этот мотив греха ощущается и в страхе Катерины перед грозой. Бедная женщина не смерти боится, а того, что гроза застигнет её с греховными помыслами, и она предстанет перед Богом «вся как есть», без покаяния. Имя «Катерина» в переводе с греческого означает «чистая». героиня не терпит внутренней «нечистоты», её терзает мысль о собственной греховности.

Кульминация нравственных терзаний героини наступает в четвёртом действии. Что же стало причиной всенародного покаяния героини? Гроза разразилась, и калиновцы прячутся от её раскатов в полуразрушенной галерее, на стенах которой нарисована геенна огненная. Гроза разразилась и в душе Катерины, она близка к умопомешательству. Из слов Варвары мы узнаём о невыносимых нравственных муках женщины, она готова в любую минуту «бухнуться» в ноги и признаться в грехе. Внутренняя тревога в душе героини нарастает. Её терзает буквально всё. И назидание Кабанихи о том, что надо вести себя так, чтобы грозы не бояться. И шутливое высказывание Тихона: «Покайся, Катя, тебе лучше будет». И пророчество вновь появившейся барыни. И разговоры калиновцев о «необнакновенном» цвете тучи и о том, что кого-либо обязательно убьёт. Молитва не спасает Катерину: она видит на стене изображение геенны огненной. Душа героини рвётся на части: «Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний Катерины. Сцена покаяния на людях напоминает сцену покаяния Раскольникова, хронологически более позднюю. Возможно, что Достоевский создал этот эпизод не без влияния Островского.

Все детали пьесы подчинены задаче раскрытия трагического конфликта. развивается не внешнее действие, а внутреннее – борьба в душе Катерины разгорается всё сильнее. Никто из героев пьесы не является соперником Катерины в этом её нравственном поединке., свидетельствующем об её глубочайшей совестливости. Ни лицемерная странница Феклуша, признающая в себе лишь один грех – чревоугодничество. Ни Глаша, укоряющая странниц за их

постоянные интриги друг против друга. Ни Дикой, в душе которого присутствует лишь тусклый свет истины. В великий пост он по привычке обругал мужичка, пришедшего за расчётом, а потом, опомнившись, валялся у него в ногах, просил прощения. Но «ругатель» Дикой является христианином лишь формально. Как язычник, он понимает покаяние как внешне эффективное средство, но не внутреннее очищение.

Катерина осознаёт свой грех по-христиански, но она ещё не настолько христианка, чтобы безгранично верить в милосердие Творца. Воспитанная в атмосфере любви, тепла и красоты, она воспринимает веру в Бога лишь с поэтической стороны. Она не верит в возрождение человека, в воскресение его души через страдание, покаяние и искупление. Для неё покаяние превращается в самопроклятие. Нетерпеливая, горячая, она самовольно лишает себя жизни, совершая ещё более тяжкий грех.

Сделайте плиззз мне очень нужно срочно
Почему Катерина из пьесы А Н Островского решила прилюдно признаться в своем грехе

  • Потому что она была набожной. Больше всего она боялась умереть с грехами. Жить с нечистой совестью, постоянно терзаясь, она не может. Большую роль в этом признании сыграла гроза. Катерина боялась грозу. Гроза является символом высших сил. “Гроза-то нам в наказание посылается”.
  • Героиня Островского живет в тяжелой атмосфере провинциального города, где царят устои Домостроя. В доме ее мужа властно распоряжается всем жестокая Кабаниха. Тихон же во всем подчиняется матери, не спорит с ней, но при первой же возможности старается уехать из дома и погулять вволю. Дочь Кабанихи, Варвара, по ночам гуляет с Кудряшом, но лжет, изворачивается, всячески скрывая это от матери. Катерина же томится в неприветливом доме, не находя применения силам своей души. Муж ее не понимает. Варвара склоняет к обману. А ведь Катерина это по натуре своей человек свободный. Она росла в любви и ласке, никто ее ни к чему никогда не принуждал. И здесь, в чужом доме, она терпит только до поры до времени. Катерина прямо говорит Варваре, что если очень уж ей опостылевает в доме свекрови, то она в окно выбросится, в Волгу кинется, а жить здесь не станет. Внезапно в ее жизнь входит любовь к Борису. Катерина всеми силами пытается сопротивляться> этому греховному чувству. Ведь она замужняя женщина, любить другого не должна. И общество, и церковь считают это страшным грехом. А Катерина с детских лет привыкла проводить время за молитвой; и старалась вести праведную жизнь. Таким образом, она разрывается между греховной любовью к Борису и той жизнью, к которой она стремилась. Катерина ищет поддержки у кого-либо из окружающих! чтобы не поддаться своему чувству: у своего мужа Тихона, у Варвары. Но Тихон не берет ее с собой в поездку, так как хочет повеселиться на воле, Варвара же всячески убеждает ее встретиться с Борисом, тем самым толкая ее в пропасть. И Катерина не в силах сопротивляться сильному чувству, она вся отдается своей любви. Так, на ее долю выпало несколько дней счастья. Но счастья тайного, скрытого ото всех. А цельной и чистой натуре Катерины противна всЯкая ложь. Она страдает оттого, что вынуждена скрывать свою любовь, лгать мужу. И вот однажды Катерина признается Тихону в своем грехе. Однако она не раскаивается в своей любви, она раскаивается только в том, что лгала. И признается ему не только потому, что боится геенны огненной, но и потому, что не может жить с таким грузом на совести. Конечно, вся обстановка сцены покаяния подвигает Катерину признаться: гроза, которую она боится и которая является в драме воплощением небесной кары, сумасшедшая барыня с ее пророчествами о геенне огненной, картина в церкви. Но и без этого, мне кажется, она призналась бы мужу. Пусть не в этот день, но обязательно бы покаялась.

Драма А.Н.Островского «Гроза» была признанной общественной пьесой сразу после своего выхода. И это неудивительно, ведь автор показал новую героиню, противопоставленную купеческому обществу с его домостроевским укладом. Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы.

С одной стороны, сюжет пьесы совершенно прост и типичен для того времени: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, разочаровавшаяся в жизни с нелюбимым супругом во враждебной обстановке чужой семьи, полюбила другого человека. Однако ее запретная любовь не дает ей покоя, и, не желая принимать мораль «темного царства» («делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было»), признается в своей измене принародно в церкви. После этого признания жизнь не имеет смысла для Катерины, и она кончает жизнь самоубийством.

Но, несмотря на незатейливый сюжет, образ Катерины является невероятно ярким и выразительным, становясь символом неприятия враждебного консервативного общества, живущего по законам домостроя. Не зря в своей критической статье, посвященной пьесе, Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. Сама Варвара давно уже приспособилась к правилам купеческой жизни, способностью к лицемерию и лжи все больше напоминая мать.

Катерина отличалась невероятной силой духа: следовало обладать сильным характером, чтобы отвечать пожилой жестокой свекрови на многочисленные оскорбления. Ведь в родной семье Катерина не привыкла к унижению человеческого достоинства, потому что была по-другому воспитана. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер главной героини. Недаром Островский несколько раз по ходу пьесы вводит образ птицы, символизирующий саму Катерину. Подобно пойманной птице, она оказалась в железной клетке, доме Кабановых. Как тоскующая по свободе птица рвется к воле, так и Катерина, осознав невыносимый, невозможный для нее образ жизни в чужой семье, решилась на последнюю попытку обрести свободу, найдя ее в любви к Борису.

В чувстве Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь должна приносить радость, а Катерину она ведет к пропасти. Ведь Борис, племянник Дикого, по сути своей мало отличается от остальных жителей «темного царства», в том числе мужа Катерины Тихона. Борис не сумел оградить Катерину от ее душевных мук, можно сказать, предал, разменяв свою любовь на почтительное уважение к дядюшке ради получения своей части наследства. В своем безволии Борис также стал причиной гибельного отчаяния Катерины. И все же, несмотря на понимание обреченности своего чувства, Катерина всеми силами души отдается любви к Борису, не испытывая страха перед грядущим. Она не боится, как не боится грозы Кулигин. И потом, на мой взгляд, в самом названии пьесы, в свойствах этого явления природы, есть что-то присущее характеру главной героини, подверженной искренним стихийным порывам своей души.

Таким образом, душевная драма Катерины заключается именно в том, что в силу своего характера главная героиня, не сумев принять убеждений среды, в которую попала, не пожелав притворяться и обманывать, не видит другого пути, кроме самоубийства, добровольного ухода их жизни в лицемерной и ханжеской купеческой среде города N. Есть особая символика в эпизоде покаяния Катерины, во время которого разразилась гроза и пошел дождь. По сути своей дождь, вода являются символами очищения, но в пьесе Островского общество оказывается не столь милосердным, как природа. «Темное царство» не простило героине подобного вызова, не позволив ей выйти за жесткие границы негласных законов ханжеского провинциального общества. Так, окончательный покой нашла измучившаяся душа Катерины в водах Волги, спасаясь от жестокосердия людей. Своей смертью Катерина бросила вызов враждебной ей силе, и как бы ни рассматривал читатель или критики этот поступок, нельзя отказать героине «Грозы» в силе бесстрашного духа, приведшего её к освобождению из «темного царства», став в нем истинным «лучом света»!

Задачи и тесты по теме "В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные причины, условия, уступки, цели, следствия) - Сложноподчинённое предложение 9 класс
краткое содержание других презентаций

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Островский. Романс. Что же за человек Паратов. Печальная песня о бесприданнице. Тайна пьесы Островского. Выстрел Карандышева. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня. Навыки изложения своих мыслей. Жених Ларисы. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста. Стихотворные строки. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Анализ пьесы. Проблемные вопросы.

«Пьеса «Бесприданница»» - Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Спектакль Московского Малого театра. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. Образ Паратова. Верное решение?... Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Бурно развивается капитализм.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон. Борис. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»? Катерина. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Какого мнения вы придерживаетесь и почему? Путешествие по Волге. Кудряш. Молодые герои пьесы. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? Могла ли Катерина найти счастье в семье? Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

«Герои «Грозы»» - Основная тема «Грозы». Кто страшнее – Кабанова или Дикой. Особенности стиля Островского. Смысл заглавия пьесы «Гроза». И.Левитан. Смысл заглавия. Кудряш. Приём контраста. Творчество драматурга. В.Репин «Приезд гувернантки купеческий дом». А.Н.Островский написал 50 пьес. Полемика вокруг пьесы. Результаты действий героев. Общественная деятельность А.Н.Островского. Идея драмы «Гроза». Портрет Островского.

«Герои «Снегурочки»» - Содержание песен. Музыка Римского-Корсакова. Сцена. Образ Леля. Весенняя сказка. Холодное существо. А.Н. Островский. Бережное отношение к культурным традициям народа. Мощь и красота природы. Римский-Корсаков. Дед Мороз. Фантастические персонажи. Песни. Зимняя сказка. Результаты теста. Финал оперы. Идеалы автора. В.М.Васнецов. Стихия русских народных обрядов. Композитор. Народный фольклор. Леший. Пляски птиц.

«Островский «Бесприданница»» - Действующие лица. Паратов Сергей Сергеевич. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. Анализ драмы «Бесприданница». Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Символический смысл имен и фамилий. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Цель урока. Что мы узнаем о Паратове. Карандышев. А.Н. Островский Драма «Бесприданница».

Анализ эпизода драматического произведения

(6-е явление 4 действия драмы А.Н.Островского «Гроза»)

Кульминацией пьесы А.Н.Островского «Гроза» является 6 явление 4 действия. Сцена всенародного покаяния главной героини – наиболее напряженный момент развития конфликта и в душе Катерины, и в ее столкновении со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой. На наших глазах происходит борьба живого и свободного чувства с религиозным страхом и нравственным долгом замужней женщины. Назревание этого конфликта показано в предшествующих эпизодах: в разговоре Бориса с Варварой о возможном признании Катерины, в репликах прохожих о том, что «гроза даром не пройдет», в рассуждениях изобретателя-самоучки Кулигина о грозе-«благодати», в угрозах полубезумной барыни. Смерть героиня предчувствует с самого начала действия, поэтому-то мы воспринимаем Катерину как лицо трагическое. Желание быть любимой и любить осуждается ханжеской моралью Кабанихи. Может, лучше делать вид, что любишь?

Честная и открытая, Катерина не желает так поступать, а встречаться тайно, как Варвара, не хочет. Да, она иная, не такая, как все, и в этом ее беда, ее трагедия. Только нравственно чистый человек может терзаться муками совести и ощущением вины.

6 явление начинается репликами старой барыни, на которые никто, кроме Катерины, не обращает внимания. На Руси издавна юродивые, сумасшедшие почитались, к их предвидениям прислушивались. Впечатлительная Катерина не просто слушает – чужие слова бьют ее прямо в сердце: «Красота-то ведь погибель наша!.. В омут лучше с красотой-то!..» Автор не обрисовывает внешность героини, ее красота другого рода – внутренняя. Она не нужна в этом мире лжи, лицемерия и страха. Мотивы красоты и смерти здесь звучат антитезой, они объединены в страшном пророчестве: «Что прячешься! Нечего прятаться! Видно боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется!»

Вот и путь героине указан…

Слово «прятаться» звучит трижды: два раза в словах барыни и в авторской ремарке. Видно, от судьбы не уйдешь. Удар грома как приговор, определена героине и форма наказания – «в огне гореть». Варвара сочувствует невестке, понимая ее муки. Но помочь она может лишь советом: «…помолись, легче будет». А Катерина в ужасе замечает на полустертых фресках галереи картину «геены огненной». Тяжесть на ее душе требует выхода, и он приходит.

Перед покаянием героини мы отмечаем ремарку: «Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее». Окружают, давят, теснят… И вот он – прорыв чувств: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Эпизод очень эмоционален, и это подчеркивается обилием восклицательных предложений.

Воспитанная в патриархальных традициях, Катерина обращается к родным по старшинству: «Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!» На первом месте – Бог. Он высший судия для героини. В этом тоже проявление религиозности героини.

Интересно проследить также поведение Варвары и Тихона. Варвара пытается выгородить Катерину, чувствуя и себя виноватой в ее грехе: «Врет она, сама не знает, что говорит». Тихон тоже догадался, в чем будет каяться жена. Жалея ее (ведь просила, чтобы взял с собой!), он пробует остановить Катерину. Здесь чрезвычайно красноречива ремарка: «растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав». Он предостерегает жену, боясь гнева матери, даже «хочет обнять». А Кабаниха торжествует: «Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался!»

Покаяние героини происходит тогда, когда все сходится для нее: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания гуляющих горожан, предательство Бориса (тот в решающий момент малодушно исчезает). Катерина признается в грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что показывает ее истинно русскую душу. Сцена покаяния неминуемо приближает трагическую развязку пьесы.


Идея покаяния и проблема греха связаны с традицией античного театра. Однако для человека античности понятие греха и покаяния отличалось от христианского. Герои дохристианской эпохи обращаются в храмы с просьбой совершить очистительный обряд, откупиться, принося жертвы богам. Христианское покаяние как внутреннее очищение представляет собой исключительно важный шаг вперёд в нравственном развитии человечества.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной в 1859 году, вопросы нравственности поставлены очень остро. Уже в самом названии звучит идея Божьего наказания за грехи.

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на высоком берегу Волги. Название вымышлено и связано с устным народным творчеством. Калина, символ горькой женской судьбы, ассоциируется с образом Катерины, замужней женщины, полюбившей другого человека. В сказках и былинах на Калиновом мосту происходят сражения русских богатырей с чудом – юдом, поэтому можно утверждать, что в названии городка звучит мотив борьбы. Действие пьесы движет не внешний конфликт – противостояние гордой Катерины, не терпящей «напраслины», и её свекрови Марфы Петровны Кабановой, которая «поедом есть своих домашних». Сюжетной пружиной является внутренний конфликт – борьба Катерины со своим грехом. Этот трагический конфликт героини с самой собой неразрешим и связан с идеей покаяния. Измену мужу Катерина ощущает как грех, в котором надо каяться, который не избыть «до гробовой доски». Она не прощает прежде всего сама себя, поэтому не способна простить другого. Отчаявшаяся женщина даже не может представить себе, что кто-то может её простить. О простившем её муже, готовом всё забыть. Катерина говорит: «Ласка –то его мне хуже побоев». Возможно, что христианская позиция Тихона вызывает новые внутренние муки героини. Она с ещё большей силой ощущает свою виновность. Нравственные гонения Кабанихи, наоборот, в какой-то мере облегчают для Катерины сознание вины. Она думает, что страдание в земной жизни искупает её грехи в будущей жизни.

Почему же Катерина кается, хотя не верит в прощение? Для её религиозного, чуть ли не фанатичного сознания непереносима мысль о совершённом грехе. С точки зрения истово верующего человека, муж – Бог, жена – церковь. Изменить мужу – значит отпасть от бога, предать веру.

Мотив греха пронизывает всю пьесу. Уже в первом действии, когда Катерина признаётся Варваре в том, что полюбила другого, а вслед за этим появляется полусумасшедшая барыня и предрекает, что «красота ведёт в омут», начинает отчётливо звучать мотив греха. Мы слышим его в словах Варвары о барыне, которая смолоду грешила, а теперь других решила наставлять на путь истинный. Этот мотив греха ощущается и в страхе Катерины перед грозой. Бедная женщина не смерти боится, а того, что гроза застигнет её с греховными помыслами, и она предстанет перед Богом «вся как есть», без покаяния. Имя «Катерина» в переводе с греческого означает «чистая». героиня не терпит внутренней «нечистоты», её терзает мысль о собственной греховности.

Кульминация нравственных терзаний героини наступает в четвёртом действии. Что же стало причиной всенародного покаяния героини? Гроза разразилась, и калиновцы прячутся от её раскатов в полуразрушенной галерее, на стенах которой нарисована геенна огненная. Гроза разразилась и в душе Катерины, она близка к умопомешательству. Из слов Варвары мы узнаём о невыносимых нравственных муках женщины, она готова в любую минуту «бухнуться» в ноги и признаться в грехе. Внутренняя тревога в душе героини нарастает. Её терзает буквально всё. И назидание Кабанихи о том, что надо вести себя так, чтобы грозы не бояться. И шутливое высказывание Тихона: «Покайся, Катя, тебе лучше будет». И пророчество вновь появившейся барыни. И разговоры калиновцев о «необнакновенном» цвете тучи и о том, что кого-либо обязательно убьёт. Молитва не спасает Катерину: она видит на стене изображение геенны огненной. Душа героини рвётся на части: «Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний Катерины. Сцена покаяния на людях напоминает сцену покаяния Раскольникова, хронологически более позднюю. Возможно, что Достоевский создал этот эпизод не без влияния Островского.

Все детали пьесы подчинены задаче раскрытия трагического конфликта. развивается не внешнее действие, а внутреннее – борьба в душе Катерины разгорается всё сильнее. Никто из героев пьесы не является соперником Катерины в этом её нравственном поединке., свидетельствующем об её глубочайшей совестливости. Ни лицемерная странница Феклуша, признающая в себе лишь один грех – чревоугодничество. Ни Глаша, укоряющая странниц за их

постоянные интриги друг против друга. Ни Дикой, в душе которого присутствует лишь тусклый свет истины. В великий пост он по привычке обругал мужичка, пришедшего за расчётом, а потом, опомнившись, валялся у него в ногах, просил прощения. Но «ругатель» Дикой является христианином лишь формально. Как язычник, он понимает покаяние как внешне эффективное средство, но не внутреннее очищение.

Катерина осознаёт свой грех по-христиански, но она ещё не настолько христианка, чтобы безгранично верить в милосердие Творца. Воспитанная в атмосфере любви, тепла и красоты, она воспринимает веру в Бога лишь с поэтической стороны. Она не верит в возрождение человека, в воскресение его души через страдание, покаяние и искупление. Для неё покаяние превращается в самопроклятие. Нетерпеливая, горячая, она самовольно лишает себя жизни, совершая ещё более тяжкий грех.

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

· в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

· не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

· проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

· с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

· наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

· Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

· Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

· для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

· а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

  • Вопрос №21 «Реорганизация системы управления в годы царствования Екатерины 2»
  • И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
  • Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

    Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

    Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

    В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

    (Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

    Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

    Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

    правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

    Гроза в природе – освежает

    Гроза в душе –очищает

    Гроза в обществе –просвещает.

    Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

    (Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

    (Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

    Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

    (Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

    Чем объясняется раскаяние Катерины?

    (Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

    Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)


    | | | 4 | | |

    Тема греха и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

    Драма А. С. Островского «Гроза» разнопланова и многолика. В ней поднимаются многие острые вопросы социального и нравственного характера. Но наиболее остро стоят в драме проблемы нравственности, греха и покаяния. Островскому не нужно было охватывать всю страну, ему достаточно было на примере маленького провинциального городка Калинова показать безнравственность и жестокость людей, живущих по законам Домостроя. В драме Островского «Гроза» тема греха и покаяния раскрывается весьма своеобразно. Все персонажи в пьесе делятся на две группы: тех, кто думает, что за любой грех можно получить прощение, и тех, кто уверен, что за любой грех последует наказание и только потом возможно прощение. В большинстве литературных произведений раскаявшийся грешник признает свои заблуждения и ошибки и таким образом искупает свою вину. Но в пьесе Островского Катерина, пожалуй, является самым чистым и светлым человеком в городе Калинове, а ее грех - это не падение, а взлет.

    с ней, но при первой же возможности старается уехать из дома и погулять вволю. Дочь Кабанихи, Варвара, по ночам гуляет с Кудряшом, но лжет, изворачивается, всячески скрывая это от матери. Катерина же томится в неприветливом доме, не находя применения силам своей души. Муж ее не понимает. Варвара склоняет к обману. А ведь Катерина - это по натуре своей человек свободный. Она росла в любви и ласке, никто ее ни к чему никогда не принуждал. И здесь, в чужом доме, она терпит только до поры до времени. Катерина прямо говорит Варваре, что если очень уж ей «опостылевает» в доме свекрови, то она в окно выбросится, в Волгу кинется, а жить здесь не станет.

    > этому греховному чувству. Ведь она замужняя женщина, любить другого не должна. И общество, и церковь считают это страшным грехом. А Катерина с детских лет привыкла проводить время за молитвой; и старалась вести праведную жизнь. Таким образом, она разрывается между греховной любовью к Борису и той жизнью, к которой она стремилась. Катерина ищет поддержки у кого-либо из окружающих! чтобы не поддаться своему чувству: у своего мужа Тихона, у Варвары. Но Тихон не берет ее с собой в поездку, так как хочет повеселиться на воле, Варвара же всячески убеждает ее встретиться с Борисом, тем самым толкая ее в пропасть. И Катерина не в силах сопротивляться сильному чувству, она вся отдается своей любви.

    Так, на ее долю выпало несколько дней счастья. Но счастья тайного, скрытого ото всех. А цельной и чистой натуре Катерины противна всЯкая ложь. Она страдает оттого, что вынуждена скрывать свою любовь, лгать мужу.

    но и потому, что не может жить с таким грузом на совести.

    картина в церкви. Но и без этого, мне кажется, она призналась бы мужу. Пусть не в этот день, но обязательно бы покаялась.

    По-разному отнеслись к раскаянию Катерины окружающие. Кабаниха готова чуть ли не заживо! похоронить свою невестку, а вот Тихон, напротив, прощает ее и уверен, что Бог тоже простит. Следует отметить и отношение других персонажей пьесы к покаянию и божьей каре за грехи. Кулигин, например, намеревается построить громоотводы, считая, что таким образом спасет людей от «кары небесной». Гроза уйдет в землю, так и кара божья сменится прощением, если покаяться. Дикой, напротив,: не верит в покаяние, он считает, что никто не уйдет от гнева Всевышнего.

    Однако сценой покаяния пьеса не завершается. Ведь Катерина не отрекается от своей любви, она отрекается только от лжи, которая царит в доме Кабанихи. Ее покаяние - это вызов «темному царству», которое душит всякие порывы человека к воле и счастью.

    После признания жизнь ее в доме Кабановых становится невыносимой. Кабаниха постоянно попрекает ее, «точит» так, что даже Тихону, обманутому мужу, становится жаль ее. Но Катерина не хочет смириться с такой долей. Сначала она решает уехать с Борисом в далекую Сибирь. Однако Борис оказывается слабым и безвольным человеком, он покорно следует по воле Дикого в Сибирь и отказывается взять Катерину с собой. И тогда она решается на последний шаг - оборвать свою жизнь. Почему Катерина, набожная и богобоязненная, решилась на такой отчаянный поступок, ведь самоубийство - один из тяжких грехов, который отрезает путь к спасению души? С одной стороны, мне кажется, она решается на этот поступок от отчаяния, чтобы не испытывать страданий в доме жестокой Кабанихи. Это на первый взгляд может показаться. слабостью со стороны Катерины, неспособностью противостоять жесткому укладу в доме свекрови, но (и это самое главное, что хотел сказать Островский) ее самоубийство - протест против страшного «темного царства» и его устоев, нежелание мириться с обществом, где губят любовь и свободу.

    Уходя, она думает только о своей любви, которую не считает греховной. Грех - это значит жить в мире обмана, лжи и насилия. Это грех больший, чем самоубийство. И ее смерть- это не только страшный вызов самодурной силе, но и особый род покаяния за то, что она подчинялась, поддалась этой силе и жила в грехе - во лжи и притворстве.

    Таким образом, Островский показывает в пьесе, что самый страшный грех совершает не Катерина, изменившая мужу, лишившая себя жизни, а хозяева «темного царства», которые губят живые человеческие души, лишая их права на счастье и свободу.