Лекция с разбором конкретных ситуаций. Активные методы обучения в лекционном курсе

Зазулевская Л.Я.

Казахский национальный медицинский университет

им. С.Д. Асфендиярова

Резюме В статье дан анализ использования различных форматов лекций при изложении сложного раздела терапевтической стоматологии «Болезни слизистой оболочки полости рта», как одних из методов активации познавательной активности студентов.

Ключевые слова Активные методы, визуализация, мультимедийность, лекция пресс — конференция. Внедрение в учебный процесс вузовского образования новых активных форм обучения было обусловлено ориентацией на отдельного студента, на развитие его познавательной активности и творческих способностей.

ДӘРІСТІК КУРСТАҒЫ БЕЛСЕНДІ ОҚЫТУ ӘДІСТЕРІ

Зазулевская Л.Я.

Түйін Мақалада студенттердің таным белсенділігін арттыру әдістерінде терапиялық стоматологияның күрделі бөлімі – «Ауыз қуысының кілегейлі қабағы аурулары болыма әр- түрлі форматтағы дәрістерді қолдану туралы анализ берілген».

Түйінді сөздер Белсенді әдістер, мультимедия, визуальды, әдістер, пресс- конференция дәрістері.

ACTIVE METHODS EDUCATIONS IN LECTURE COURSE

Zazylevskaya L.Y.

Abstrakct In article have analyses of used different formats of lecture with difficult chapter of therapeutic dentistry ‘Diseases of oral cavity’ like a one method of activation work of students.

Keywords active methods, visualization multimedia, lecture, press- conference.

Активные методы обучения - это методы, которые побужда­ют обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена, главным образом, не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.

Последняя классификация методов активного обучения представлена следующим образом: 1. принудительная активизация мышления. Суть этой особенности в том, что обучаемый вынужден быть активным, независимо от того желает он этого или нет. 2. длительное вовлечение обучаемых в учебный процесс (1).

Целью любой лекции является:

  • формирование системы знаний по учебной дисциплине;
  • научить студентов умению аргументировано излагать научный материал;
  • формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
  • излагать новые знания, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях.

По целевому назначению лекции подразделяются на:

  1. вводные курсы — для мотивации студентов, выделение основных проблем курса, сообщение новых знаний;
  2. общий систематический курс — освещение основного содержания курса в сжатой форме;
  3. обзорные курсы — научное обобщение курса, освещение основных тем с учетом подготовленности студентов.

По форме организации: информационная лекция, проблемная, лекция визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция — пресс – конференция, лекция – дискуссия, беседа, лекция с применением обратной связи, лекция с опорным конспектированием, мотивационная лекция — формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Лекция строится по классическому плану: во вступлении лектор называет тему лекции, ее профессиональную значимость, новизну и степень изученности излагаемого вопроса. Лекция должна раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления. План лекции должен отражать основные вопросы, подлежащие рассмотрению на лекции, напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции и их связь с новым материалом. Рекомендуемая литература по данному вопросу может предлагаться во вступлении или после определенного раздела. Излагается содержание лекции в строгом соответствие с предложенным планом. Заключение содержит ответы на вопросы студентов и использование приемов закрепления информации — обратная связь. Лекции по клиническим дисциплинам должны строиться на анализе конкретных сведений по теме лекции, иллюстрироваться примерами, подтверждающими теоретические положения (этиология, патогенез заболевания).

В соответствие с планом внутрикафедрального контроля и планом внедрения интерактивных методов в учебный процесс, на модуле терапевтическая стоматология в осеннем семестре прочитаны открытые лекции с использованием активных форм изложения лекционного материала.

Проблема активизации познавательной активности студентов на старших курсах в связи с сокращением лекционных часов диктовала пересмотра принципов подготовки лекционного материала и форм его подачи.

Лекция – визуализация — использование принципа наглядности. Наглядность учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует профессиональное мышление (1).

В задачи лекции – визуализации входило: обеспечить усвоение новой информации, создание и разрешение проблемных ситуаций, демонстрация разных способов визуализации.

На лекции использовались различные формы наглядности:

Изобразительные (слайды, рисунки, фото);

Символические (схемы, таблицы).

Подготовка лекции-визуализации состояла в реконструировании содержания всей лекции в демонстрационные материалы и формы наглядности (графики, рисунки), которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации. Лекцию – визуализацию на тему «Проявление дерматозов в полости рта. Красный плоский лишай, клиника, диагностика, лечение» прочитала для студентов 5 курса проф. Зазулевская Л.Я.

При подготовке лекции-визуализации учитывались:

  • профессиональная направленность;
  • особенность темы лекции: клиника, диагностика проявления дерматозов в полости рта

В лекции визуальные формы были представлены в виде мультимедийной презентации в программе PowerPoint. Мультимедийность способствует комплексному восприятию информации. Часть (1/3) слайдов отображала текстовой материал в виде — схем и алгоритмов диагностики, дифференциальной диагностики, протоколов лечения. В основной клинической части лекции демонстрировались клинические примеры проявления дерматозов в полости рта в виде электронных презентаций, которые являются главным средством повышения эффективности лекционных занятий. Чтение лекции — визуализации сводилось к комментированию демонстрируемых визуальных материалов.

Конспектирование лекции — визуализации предполагает схематичное изображение ее содержания. Условно существуют три варианта конспектирования. Первый – выделение времени во время лекции на перерисовывание необходимых наглядных изображений. Второй — классический вариант — готовится преподавателем раздаточный материал: графики, схемы, таблицы. Третий – самый распространенный — электронная версия лекции, для последующей самостоятельной распечатки студентом или изучения с использованием компьютера (2,3).

Нами чаще используется третий вариант, когда лекция студентом может быть скопирована с компьютера.

Лекция – визуализацияявляется методом побуждения познавательного интереса студентов, способствует более успешному усвоению материала, активизирует умственную деятельность слушателей.

Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует лучшему запоминанию учебного материала, но и подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Основной акцент в этой лекции делается на более активное включении в процесс мышления зрительных образов, то — есть на развитие визуального мышления. Визуальное мышление существенно повышает эффективность восприятия, понимания и усвоения информации и ее превращение в знания. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать — девиз лекции визуализации (4).

На проблемной лекции в отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть», новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. Задача преподавателя, создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. В ходе этого процесса в сотрудничестве с преподавателем студентами приобретаются новые знания. Таким образом, процесс познания слушателей при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие для лектора приподготовки лекционного материалаи при его развертывании непосредственно на лекции реализовать принцип проблемности содержания. Конспектирование такой лекции предполагает предельное внимание студентов — записывать следует только верные положения, иначе в будущем разобраться в логике конспекта будет невозможно.

Лекция — провокация (с заранее запланированными ошибками) на тему «Болезни пародонта, этиология, патогенез» была прочитана д.м.н. Жолдыбаевым С.С. Лекция с заранее запланированными ошибками предполагала наличие определенного количества ошибок в содержании лекции. Особенность подготовки к данной лекции состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно допускают студенты при изложении материала по данной теме. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их и назвать в конце.

После объявления темы лекции преподаватель сообщил студентам, что в ней будет сделано определенное количество ошибок, в основном, содержательного характера. Задача студентов — по ходу лекции фиксировать ошибки и назвать их в конце. Это заявление заставило студентов сосредоточено слушать лекцию и выискивать ошибки.

Лектором были запланированы следующие ошибки:

1. для определения знания анатомии тканей пародонта: «циркулярные волокна расположены в апикальной части периодонта».

2. ошибка при подаче информации по патоморфологическим признакам: «дистрофия пародонта это деструкция костной ткани» (на внимание студентов);

3.ошибка на закрепление материала касалась рентгенологических изменений при определении степени тяжести генерализованного пародонтита: при легкой степени пародонтита наблюдается резорбция костных структур до ½ корня зуба.

При внимательном слушании лекции ошибки были легко узнаваемы. В конце лекции состоялся разбор ошибок, на который до конца лекции осталось 15 минут. Часть правильных ответов на допущенные ошибки высказали студенты, другие ошибки озвучил лектор. При этом преподаватель имел перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе студентов показал в конце лекции. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая определить трудности усвоения отдельных разделов темы лекции. Студенты конспектировали всю лекцию, а при разборе ошибок вносили коррективы в свои записи.

Лекция — «пресс-конференция» – прочитана доцентом Сапаевой Н.Г. на тему «Вирусные заболевания. Классификация, клиника, лечение». До начала лекции, тему которой студенты знали из программы, лектор попросила слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ей интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме. Затем в течение 5 минут лектор систематизировала вопросы по содержанию и начинала читать лекцию. Лекция излагалась не как ответы на вопросы, а как связанный текст, в процессе изложения которого были даны ответы на интересующие студентов вопросы.

Форма лекции «лекция-пресс — конференция» представляет собой имитацию профессиональной ситуации: диагностику различных по клинике проявлений герпетической инфекции (простой герпес, острый герпетический стоматит, ящур, опоясывающий лишай), при которых необходимо оценивать большое количество информации (жалобы, анамнез, особенности течения), назначить адекватные методы обследования и, в зависимости от характера заболевания, определить протокол лечения. При этом использовались разные типы наглядности (презентация клинических случаев, алгоритм диагностики и др.), оптимальные для донесения какой-либо определенной информации. Это позволяет сконцентрировать внимание студентов на наиболее существенных аспектах содержания лекции, глубже их понять и усвоить. В конце лекции преподаватель провела анализ поданных студентами вопросов и определила сложные моменты в содержании лекции, которые, судя по заданным вопросам, вызвали наибольший интерес аудитории. Как показал анализ, вопросы, в основном, касались проявления в полости рта СПИДа, наличия вакцины против ВИЧ – инфекции, меры защиты на стоматологическом приеме, правовые нормы приема ВИЧ-инфицированного больного. Студенты аргументировано добавляли информацию, изложенную лектором, проявили большую заинтересованность к теме лекции.

Целью лекции — дискуссии является привлечение студентов к проблемным вопросам по теме лекции, систематизации их знаний по изучаемой проблеме и определение качества усвоения материала.

На аналогичную тему «Вирусные заболевания. Классификация, клиника, лечение» (на государственном языке) студентам 5 курса прочитала проф. Мезгильбаева Д. М., используя формат «Лекция скомпьютерными презентациями». Наиболее эффективным, в данном случае, является использование электронных презентаций. В связи с достаточным демонстрационным материалом по теме «Вирусные поражения» использование компьютера дало возможность лектору демонстрировать яркие клинические примеры, комментируя их содержание.

Для раскрытия сложных теоретических положений (патогенез вирусной инфекции) лектор использовала схемы, специальные термины были даны в транскрипции на русском и латинском языках. Для лучшего усвоения клинических проявлений разных форм герпетической инфекции в полости рта, приводились наиболее интересные случаи. Демонстрация сложных случаев проявления герпетической инфекции в полости рта, ошибки, допускаемые практическими врачами при диагностики и назначении лечения, показывали связь излагаемого материала с практикой. Разбор конк­ретных ситуаций развивает у будущего врача способность к анализу нетипичных клинических случаев. Вопросы по новым противовирусным препаратам вызвали дискуссию, продемонстрировали практическую направленность лекции, значение приобретаемых знаний в будущей практической деятельности. Заканчивая лекцию, лектор ориентировала студентов на самостоятельную работу с современной литературой по данному вопросу.

Лекцию – дискуссия на тему «Заболевания языка. Глоссалгия, расстройство вкусовой чувствительности» прочитала доцент Искакова М.К. Глоссалгия — заболевание, которое относится к неврогенным поражениям, проявляющимся различными парестезиями, нарушением чувствительности слизистой полости рта и кожи лица, изменением функции слюноотделения и вкуса и некоторыми парабульбарными расстройствами. В этиологии заболевания много нерешенных спорных вопросов. Клинические проявления глоссалгии имеют схожие симптомы с различной нейрогенной патологией, что затрудняет постановку диагноза. В связи с чем, и был выбран формат чтения лекции, включающий изложение новой информации, постановку нерешенных вопросов, организацию дискуссии и поиск ответов на поставленные вопросы. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводила примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем, например, по этиологии заболевания, и предлагала студентам их обсудить. Вопросы студентов касались нетрадиционных методов лечения больных глоссалгией и вклада ученых кафедры в изучении проблем глоссалгии. В промежутках между разделами лекции студентам представлялась возможность обменяться мнениями по спорным вопросам, лектор подводила итоги, и лекция продолжалась.

Прочитанные лекции были обсуждены на заседании модуля, определены положительные и отрицательные стороны разных форм подачи лекционного материала. Подводя итоги внедрения в лекционный процесс интерактивных методов обучения можно сделать выводы, о преимуществах такого формата изложения лекционного материала. Приходя на лекцию, студент должен знать тему лекции и познакомиться хотя бы с первичным (по учебнику) материалом. Использование мультимедийных методов изложения сложного теоретического и клинического материала, направлено на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам, позволяет увеличить объем и повысить уровень учебной информации, что невозможно при традиционном методе изложения. Известно, что технология показа всегда убедительнее технологии рассказа – соотношение такое же, как между зрительной и слуховой информацией «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (3,4)..

Лекция-визуализация

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию - в визуальную форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие информации.

Процесс визуализации является свертыванием различ-ных видов информации в наглядный образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разреше-ние которой, в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертыва-ния или развертывания информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности. Основная задача преподавателя - использовать та-кие формы наглядности, которые не только дополняли словесную ин-формацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Методика проведения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию (всю или часть на его усмотрение, исходя из методической необходимости) по теме лекци-онного занятия в визуальную форму для представления студентам че-рез технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т. п.). Основная трудность в подготовке лекции-визуализации состоит в выборе системы средств наглядности и ди-дактически обоснованного процесса ее чтения с учетом индивиду-альных особенностей студентов и уровня их знаний.

Читая такую лекцию, преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы, стараясь пол-ностью раскрыть тему (или подготовленный фрагмент) данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения, что является важным в познавательной и профессиональной деятельно-сти.

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натураль-ные, изобразительные, символические, каждый из которых или их со-четание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида на-глядности к другому может теряться некоторое количество информа-ции. Но это является преимуществом, так как позволяет сконцентриро-вать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержа-ния лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В некоторых случаях к этой работе возможно привлечение и студентов (например, поручить некоторым из них подготовить наглядные материалы по разделам темы занятий, которые потом совместно с преподавателем прокомментировать на лекции). В таком случае у студентов будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс техни-ческих средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гро-тескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Здесь важны и дозировка использования материала, и мастерство преподавателя, и его стиль общения со студентами.

Этот вид лекции лучше, всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

Лекция вдвоем

В лекции такой формы учебный материал проблемного содержания дает-ся студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Моделируются реальные профессиональные си-туации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций дву-мя специалистами (например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.). Основная задача, стоящая перед преподавателями, чтобы диалог де-монстрировал культуру совместного поиска решения обсуждаемой проблемы, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отно-шение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоцио-нальный отклик на происходящее.

В процессе лекции вдвоем происходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания учебной проблемы и участия в совместной работе. Такая лекция заставля-ет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и делать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

Высокая активность преподавателей на лекции вдвоем вызывает отклик студентов, что является одним из характерных признаков ак-тивного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятель-ность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего этого, студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и приня-тия решений.

Специальной задачей этого вида лекции является демонстрация отношений преподавателей к объекту высказываний. Эта лекция, как никакая другая, ярче и глубже показывает личностные качества пре-подавателя как педагога-профессионала в своей предметной области.

Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к преподавателям, использующим такую форму работы. Они должны быть интеллек-туально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуника-тивными умениями, способностями к импровизации, показывать вы-сокий уровень владения всем предметным материалом. Если эти тре-бования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студен-тов сформируется доверительное отношение к такой форме работы.

Для студентов лекции вдвоем вызывают определенные затрудне-ния: две позиции, предлагаемые лекторами, иногда вызывают отторжение самой формы обучения, так как от студентов требуется принятие самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться. Однако применение лекции вдвоем эффективно для формирова-ния теоретического мышления, воспитания убеждений студентов.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции позволяет развивать у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, вы-ступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять невер-ную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы зало-жить в ее содержание определенное количество ошибок содержа-тельного, методического или поведенческого характера. Список та-ких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто до-пускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподавате-ли в ходе чтения лекции. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебно-го материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уров-ня подготовленности студентов.

Сложность подготовки к такой лекции для преподавателя состоит в необходимости специальной ра-боты над содержанием лекции, высокого уровня вла-дения материалом и лекторского мастерства, т.к. он проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам.

Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На раз-бор ошибок отводится 10-15 минут, в ходе которого преподавателем, студентами или совместно даются правильные ответы на вопросы.

Студенты могут находить как задуманные ошибки (преподавателем прово-дится сверка со списком таких ошибок), так ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. Соз-дание на занятиях атмосферы доверия между преподавателем и студентами, лично-стное включение обеих сторон в процесс обучения, активизация познавательной деятельности сту-дентов - вот главный результат проведения данного типа лекций.

Лекция с запланированными ошибками выполняет не только сти-мулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оце-нить уровень подготовки студентов по предмету, а те в свою очередь - проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель определяет недочеты, анализирует их в ходе обсуждения со студентами, получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им.

Подобные лекции вызывают у обучающихся высокую интеллек-туальную и эмоциональную активность, так как студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную с пре-подавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.

Данный вид лекции лучше всего про-водить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления.

Лекция - пресс-конференция

Форма проведения такой лекций напоминает классическую (традиционную) пресс-конференцию, но имеет некоторые отличительные черты.

В начале занятия препода-ватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, напи-сать их на листке бумаги и передать записку преподавателю. Препо-даватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержа-нию и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку во-просов, выявляя знания и интересы студентов.

Отличительная черта этой формы лекции состоит в активизации работы студентов на занятии за счет адресованного информирования каждого студента лично: необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Необходимо ориентировать (обучать) студентов формулировать вопросы, которые носят проблемный характер и являются нача-лом творческих процессов мышления.

Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них оказывает воспитательное влияние на студентов. Участвуя в лекции пресс-конференции, студенты отрабаты-вают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из труд-ных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательст-ва и опровержения.

Лекцию пресс-конференцию можно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.

В начале изучения темы основная цель лекции - выявление круга интересов и потребно-стей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции пресс-конференции преподаватель мо-жет составить представление об аудитории слушателей - ее ожиданий, возмож-ностей. Это важно при первой встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения курса лекций, новых дисциплин и т. п.

Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса ставит задачу привлечения внимания студентов к главным моментам содер-жания учебного предмета; уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала; систематизации знаний студентов, корректировки выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.

Основная цель лекции пресс-конференции в конце темы или раз-дела - подведение итогов лекционной работы, определение уровня усвоения студентами содержания разделов/тем дисциплины.

Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью об-суждения перспектив применения теоретических знаний на практике.

Лекция-беседа

Лекция-беседа, или диалог с аудиторией является наиболее распростра-ненной и сравнительно простой формой активного вовлечения студен-тов в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.

С целью привлечения к участию в беседе студентов в лекции-беседе можно использовать вопросы к аудитории (так называемое озадачивание). Вопросы, которые задает преподаватель в начале лекции и по ходу ее могут быть информационного или проблемного характера. И предназначе-ны они для выяснения мнений и уровня осведомлен-ности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к усвоению последующего материала, а не для контроля. Вопросы можно адресовать как всей аудитории, так и кому-то конкретно. Они могут быть как простые, способные сосредоточить внимание на отдельных нюансах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают воз-можность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, ко-торые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что повышает интерес и степень восприятия мате-риала.

Основным методом изложения учебного материала здесь явля-ется беседа как наиболее простой способ обучения, в ходе которой преподаватель вовлекает студентов в диалог. Наряду с беседой могут приме-няться такие методы, как рассказ, объяснение с показом иллюстраций. При этом важно дозировать учебный материал, чтобы после органи-зовать беседу. Студенты отвечают с мест, а свои дальней-шие рассуждения преподаватель строит с учетом ответов обучающихся, при этом имея возможность наиболее доказа-тельно изложить очередной тезис лекционного материала.

Преимущество такой лекции состоит в том, что она позволяет привлекать внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Недостаток же заключается в снижении эффективности этого метода в условиях группового обучения вследствие невозможности каждого студента вовлечь в обмен мнениями. И связано это обычно с недостатком времени, даже если группа малочисленна. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективные знания и опыт, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.

При такой форме занятия главная задача преподавателя - позаботиться о том, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить только риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления обучаемых.

Лекция-дискуссия

Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, сво-бодный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому во-просу.

В отличие от лекции-беседы в данной технологии при изложении лекционного материала преподаватель использует ответы студентов на поставленные им вопросы, организует свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала.

Выбор вопросов для активизации студентов и темы для обсужде-ния составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой для данной аудитории.

Можно предложить студентам проанализировать и обсу-дить конкретные ситуации, документы или другой информационный материал. По ходу лекции-дискуссии пре-подаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсу-дить их, затем делает краткий анализ, выводы и - лекция продолжается.

По-зитивным моментом в такой лекции является то, что студенты в ходе дискуссии могут согласить-ся с точкой зрения преподавателя с большей охотой, нежели во время беседы, когда преподаватель выделяет устоявшуюся точку зрения (одну или несколько) по обсуждаемому вопросу, в том числе и свою. Дан-ный метод позволяет педагогу видеть, насколько эффективно студен-ты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправильно опре-делять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собствен-ном мнении (возможно, ошибочном), а не попытаться понять или изменить его.

Дискуссия оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и позволя-ет преподавателю управлять коллективным мнением группы, исполь-зовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.

Для достижения эффекта от такой лекции необходимо правильно подобрать вопросы для дискуссии и умелой, целена-правленной ее организации, что определяется компетентностью и степенью профессионального мастерства преподавателя.

Лекция с разбором конкретных ситуаций

Это еще один способ активизации учебно-познавательной дея-тельности студентов. По форме - это лекция-дискуссия, но на обсуждение преподаватель выносит не вопросы, а конкретную ситуацию. Как правило, ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, кадре диафильма, поэтому ее изложение должно быть кратким, но содержащим достаточную информацию для его последующего обсуждения.

Это так называемые микроситуации. Чтобы сосредоточить внимание, ситуации подбираются достаточ-но характерные и, как правило, острые. Студенты анализируют и обсуждают их всей аудиторией. Роль преподавателя здесь - стремиться ак-тивизировать участие в обсуждении вопросами, обращенными к от-дельным студентам, выяснить оценку их суждений, предложить со-поставить с собственной практикой, возможно, столкнуть между собой различ-ные мнения и тем самым развить дискуссию, направив ее в нуж-ное русло. В итоге, опираясь на правильные высказывания и анали-зируя неправильные выводы, преподаватель не навязчиво, но убе-дительно подводит студентов к коллективному выводу или обоб-щению.

Недостатком такого вида занятий может быть возникновение такой ситуации, когда студенты, обсуждая предложенную проблему, используя примеры подобных обстоятельств из собст-венного опыта, могут увести дискуссию в сторону других проблем. Преподавателю необходимо помнить, что основным содержанием занятия является лекционный материал, поэтому подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рас-сматриваемых вопросов.

Обсуждение микроситуации может иногда использоваться в каче-стве своеобразного пролога к последующей части лекции. Это бывает необходимо для того, чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах и подготовить студентов к творче-скому восприятию изучаемого материала.

Лекция с применением техники обратной связи

Обратная связь в виде реакции аудитории на слова и действия преподавателя существовала всегда. Это помогает преподавателям умело оценить эту обратную связь и внести соответствующие корректи-вы в методику занятий.

В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обуче-ния, где руководитель занятия имеет возможность с помощью тех-нических устройств получить сведения о реакции всей аудитории на поставленный им вопрос.

Вопросы задаются и в начале, и в кон-це изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы узнать, насколько студенты осведомлены по излагаемой проблеме. Второй - для контроля качества усвоения материала.

Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель излагает материал тезисно и переходит к следующему разделу лекции. Если же число правильных отве-тов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленную лекцию, в конце смыслового раздела задает новый (контрольный) вопрос. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитан-ному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Здесь важ-ным является использование методического принципа обратной свя-зи: вводный вопрос - изложение - конкретный вопрос и т. д.

Таким образом, в лекции с применением техники обратной связи процесс усвоения лекционного материала становится управляемым и максимально приближенным к уровню подготовленности и восприятия студентами данной конкретной темы занятия. А это обеспечивает в какой-то степени реализацию принципа ин-дивидуализации учебного процесса в условиях группового обучения.

Следует сказать, что лекция с применением тех-ники обратной связи возможна не только при наличии соответствующих технических средств. При их отсутствии обратную связь можно обеспечить более простыми способа-ми. Например, посредством устного опроса (в небольшой, разумеется, группе) или с применением простейших текстов программированного контроля и т. п.

Лекция-консультация

Занятия в форме лекции-консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. Существует несколько вариантов проведения лекций-консультаций. Ниже предложены к применению некоторые из них (Например):

Вариант 1. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия - свободный обмен мнениями, где преподаватель подводит итоги.

Вариант 2. За несколько дней до занятия преподаватель собирает вопросы слушателей в письменном виде. Первая часть занятий проводится в виде лекции, в которой преподаватель отвечает на эти вопросы, дополняя и развивая их по своему усмотрению. Вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы обучаемых, свободного обмена мнениями и завершается заключительным словом лектора.

Вариант 3. Консультация организуется с целью оказания помощи студентам в самостоятельной работе. Для этого студенты заблаговременно получают материал к занятию. Как правило, он должен носить не только учебный, но и инструктивный характер, т.е. представлять собой методическое руководство к практическому использованию в ходе подготовки к лекции. Обучаемые должны изучить материал и подготовить свои вопросы к преподавателю-консультанту. Занятия проводится в форме ответов на вопросы и свободного обмена мнениями. Завершить занятие преподаватель может простым подведением итогов консультации или заключительной лекцией, в которой обобщается практика применения рассматриваемого материала.

Вариант 4. Первая часть занятий - консультаций по передовому опыту проводится в форме ответов на вопросы, которые возникают после прослушивания доклада, выступления специалиста или просмотра наглядных средств. Студенты могут и заранее получить материал с более подробным освещением этого опыта (брошюра, файл и т.д.) или материал доклада с таблицами и диаграммами. Вторая часть занятий строится в форме ответов преподавателя на вопросы обучаемых относительно изложенного им содержания.

Вариант 5. Занятие проводится в форме групповой консультации, в которой принимают участие несколько высококвалифицированных педагогов. Использование такой формы групповой консультации эффективно при рассмотрении проблем наиболее актуальных и комплексных, (в т.ч. междисциплинарных).

Преимущество лекции-консультации перед другими формами проведения лекционного занятия в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятия к практическим интересам обучаемых, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучаемым.

Ключевые слова: лекция-визуализация, когнитивная визуализация, визуальные средства, проблемность. Keywords: lecture-visualization, cognitive visualization, visual AIDS, questions.

Аннотация. В статье представлен опыт применения лекций-визуализаций в преподавании педагогических дисциплин.

Abstract. The article presents the experience of using lectures visualizations in teaching pedagogical subjects.

Лекция (от лат. lectio - чтение) была и остаѐтся одной из ведущих форм обучения. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Несмотря на различное отношение сегодня педагогической аудитории к назначению и месту в системе вузовского преподавания, лекция остается традиционной формой обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

В настоящее время в образовании перспективной представляется применение когнитивной визуализации дидактических объектов. Под это определение фактически подпадают все возможные виды визуализации педагогических объектов, функционирующие на принципах концентрации знаний, генерализации знаний, расширения ориентировочно-презентационных функций наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно-познавательных действий, реализуемая в визуальных средств.

Усвоение учебного материала дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» представляет определенную трудность для студентов. Для изучения большого объема понятий и терминов, понимания основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых необходима определенная структура учебного материала, позволяющая упорядочить большой объем достаточно сложной информации, схематизировать основные понятия и положения, взаимосвязи между ними. Наглядное изображение учебной информации способствует более продуктивному ее усвоению.

Цель разработанного нами учебно-методического пособия «Средства когнитивной визуализации» заключается в том, чтобы через таблицы, чертежи, мнемосхемы и другие средства когнитивной визуализации помочь восприятию, осмыслению и запоминанию проблем, понятий, процессов, явлений курса «Общая и профессиональная педагогика».

Данное учебное пособие мы используем как основу лекций-визуализаций.

Мы выяснили, что лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму и наоборот, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Процессы перцептивного мышления (умо-зрительного, по А.Р. Лурии) не менее трудны и результативны, чем использование интеллектуальных понятий. У любого человека с нормальным умом «элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения информации к самым обобщенным теоретическим идеям» и тем самым интегрируют учебно-познавательную деятельность студентов.

Как отмечает В.И. Евдокимов, использование наглядного материала на лекции (натурального, изобразительного, символического) способствует глубокому пониманию и усвоению материала, активизирует мыследеятельность слушателей, так как позволяет создавать ассоциативные цепочки и сокращает время для передачи и восприятия материала .

О роли мнемоники в педагогическом процессе убедительно писал К.Д.Ушинский. Он утверждал: «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу механическую память, вернее сохраняются ею и потом восстанавливаются».

Визуальные средства создают особую пространственную среду для познавательной деятельности, стимулируют и обогащают ее.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Например, лекция визуализация «Целостный педагогический процесс». Визуальные формы представлены в виде мультимедийной презентации в программе PowerPoint. Часть слайдов отображает текстовой материал в виде – основных понятий и схем компонентов целостного педагогического процесса, таблицы «Основные аспекты целостного педагогического процесса». В основной части лекции демонстрируется модель педагогического процесса как целостной динамической системы, в ней отсутствуют элементы взаимосвязей, которые студенты должны заполнить в процессе лекции.

Лекция «Урок как основная форма обучения». Визуальные формы представлены в виде опорного конспекта, в котором отсутствует часть информация (типы и виды уроков). Студентам предлагается заполнить свободные места. Кроме того, представлена таблица «Причины неудач». Студенты совместно с преподавателем определяют условия, при которых уроки могут не достичь своих целей и заполняют таблицу.

Чтение лекций идет в диалоговом режиме, поскольку студенты не отвлекаются на конспектирование и рисование; сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему лекции. Представленная таким образом информация обеспечивает систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрирует разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

В ходе эксперимента 74% студентов колледжа и 62% студентов технического университета отметили, что используемые на лекциях-визуализациях мнемосхемы, схемы, опорные конспекты, таблицы и др. способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, вызывает интерес к изучению темы, способствуют воспитанию самостоятельности студентов, их продуктивной деятельности.

Теоретический анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяет сделать заключение, что визуализация учебной информации позволяет усовершенствовать учебный процесс в следующих направлениях:

· учит выделять, обобщать и систематизировать основные понятия;

· отсеивать лишнюю второстепенную информацию, определяет обязательный объем усвоения и запоминания и оказывает в этом помощь;

· максимально приближает новую информацию к форме, в которой еѐ воспринимает мозг;

· обеспечивает единство развития студентов с техническим и вербальным мышлением. Обычно гуманитарии лучше воспринимают слово, а «технари» - символы. Работа с опорными сигналами сгладит эти различия.

Список литературы

1. Арихейм, Р. В защиту визуального мышления /Р. Арихейм // Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. М.: Прометей, 1994

2. Евдокимов, В.И. Психологические вопросы использования наглядности в обучении / В.И. Евдокимов // Вестник Харьковского университета. – 1982. - №224. – 65с.

3. Кузеванова, О.М. Использование учебно-методического комплекса в процессе формированияпрофессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения: монография /О.М. Кузеванова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. –Барнаул:Изд-воАлт. ун-та, 2014. – 160с.

4. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности / Н.Н. Манько//Известия Алт. гос. ун-т. – Барнаул, 2009, Вып. № 2. – С. 22-28.

5. Хмаро, Н. В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.

Активного обучения.

Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность (Р. Арнхейм, Е.Ю. Артьемьева, В.И. Якиманская и др.) через построениевзаимосвязи с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.

В ходе лекции-визуализациистуденты преобразовывают устную и письменную информацию в визуальную форму, что способствует и выделению и систематизации наиболее значимых элементов дисциплины. Процесс визуализации представляет собой свертывание разных видов информации в наглядные образы, которые, будучи восприняты и развернуты, могут служить опорой для мыслительных и практических действий. Выделяют различные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбираются в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах лекции, способствуя ее наилучшему пониманию и усвоению.

Информация в наглядной форме, как правило, носит проблемный характер. Лекция-визуализация,таким образом, способствует созданию проблемной ситуации , разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя состоит в использовании таких форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами являются носителями информации.

Мы выделяем следующие важные особенности подготовки лекции-визуализации:


  1. Подготовка лекции требует от преподавателя видоизменения лекционного материала в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).

  2. Чтение лекции (повествование) трансформируется в связное, развернутое представление (комментирование) преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающих тематику данной лекции.

  3. Информация должна быть представлена таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны, систематизацию имеющихся и вновь полученных студентами знаний, предвидение проблемных ситуаций и возможностей их разрешения, а, с другой стороны, использовать разные способы наглядности.

  4. Важен определенный ритм подачи учебного материала и наглядная логика. Для этого используется комплекс технических средств обучения: рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графика, сочетание словесной и наглядной информации.
Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новую дисциплину, тему или раздел.

  1. Лекция-провокация. Лекция-провокация разработана в целях развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов , оппонентов, рецензентов, выявлять неверную или неточную информацию. Лекция-провокация вызывает высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, поскольку студенты на практике используют имеющиеся знания, и осуществляют с преподавателем совместную учебную работу. Особенности построения лекции-провокации.

  • Необходимо заложить в содержание лекции определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Преподаватель подбирает ошибки наиболее часто допускаемые, как студентами, так и преподавателями (специалистами) и излагает материал лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, а не очевидны для студентов.

  • Требует дополнительной и даже творческой работы преподавателя над лекционным материалом, высокого уровня лекторского мастерства.

  • В ходе лекции студенты отмечают в конспекте замеченные ошибки и в конце лекции называют их. На разбор ошибок отводится 10-15 минут: даются правильные ответы на вопросы преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

  • Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, атмосферу доверия между преподавателем и студентами, активизируют познавательную деятельность студентов. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а тот в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им.
Выявленные студентами или преподавателем ошибки могут стать основой создания проблемных ситуаций, разрешаемых:

  • на семинарских занятиях

  • на проблемной лекции (см. выше).
Данный вид лекции лучше всего проводить в завершении темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления. На наш взгляд, лекция-провокация идеально подходит для отработки профессиональных навыков в рамках, узкоспециализированных дисциплин студентами старших курсов.

  1. Лекция вдвоем (диалог). Учебный материал проблемного содержания преподается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения. Высокая активность преподавателей – участников диалога вызывает мыслительный и поведенческий отклик студентов, что является одним их характерных признаков активного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Студенты также получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.
Особенности организации лекции вдвоем.

  • Совместный поиск выхода из разыгрываемой проблемной ситуации , с обязательным привлечением в общение студентов, задающих вопросы, высказывающих свое отношение к материалу лекции.

  • В процессе лекции-диалога необходимо использовать имеющихся у студентов знания для оглашения учебной проблемы и дальнейшей совместной работы: выдвижение гипотез по ее разрешению, развертыванию системы доказательств или опровержений, обоснование совместного решения.

  • Лекция вдвоем требует активного включения студентов в процесс мышления, сравнения и выбора точки зрения или выработки своей собственной. Возможность негативной реакции со стороны студентов.

  • демонстрация отношения каждого преподавателя к объекту исследования позволяет увидеть профессиональные и личностные качества преподавателя

  • Интеллектуальная и личностная совместимость, способности к импровизации, быстрота реакции преподавателей обеспечивают доверительное отношение к такой форме работы.
Применение лекции вдвоем эффективно для формирования теоретического мышления, развития убеждений студентов, умения вести диалог и культуры ведения дискуссии.

  1. Лекция пресс-конференция. За основу взята форма проведения пресс-конференции с учетом некоторых особенностей:

  1. Преподаватель оглашает тему лекции и предлагает студентам в письменной форме задать ему вопросы по данной теме. Каждый студент в течение 2-3 минут формулирует вопросы и передает их преподавателю.

  2. Преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по смысловому содержанию и переходит к изложению материала лекции.

  3. Изложение материала происходит в виде связного раскрытия темы преподавателем, в процессе которого каждый заданный вопрос не разбирается обособленно.

  4. В завершении лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Активизация деятельности студентов на лекции пресс-конференции достигается за счет адресного информирования каждого студента, в чем состоит отличительная черта такой формы. Необходимость грамотной постановки вопроса активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.

Считается, что лекцию пресс-конференцию хорошо проводить на любом этапе изучения темы или раздела дисциплины. В начале изучения темы основная цель лекции – выявление круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношение к изучаемому предмету. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса куратором группы, при введении новых дисциплин и т.п.

Лекция пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей ключевым вопросам изучаемой дисциплины, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционных и семинарских занятий по курсу, может выступать формой промежуточного контроля знаний студентов.

Основной целью лекции пресс-конференции в конце темы или раздела изучаемой дисциплины является подведение итогов лекционной работы, выявление перспектив применения теоретических знаний на практике как средства освоения материала последующих учебных дисциплин или в будущей профессиональной деятельности. На лекции пресс-конференции в качестве лекторов могут принимать участие несколько (2-3) преподавателя разных предметных областей, например при проведении обзорных лекций для выпускников вуза.


  1. Лекция-беседа или «диалог с аудиторией» является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс, известной еще со времен Сократа. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией посредством привлечения внимания студентов к наиболее важным вопросам темы, определение содержания и темпа изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения может снижаться из-за невозможности вовлечения каждого студента в двусторонний обмен мнениями даже при малой численности группы. На наш взгляд, к участию в лекции-беседе слушателей можно привлечь с помощью:

  • озадачивания студентов вопросами информационного и проблемного характера,

  • выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме,

  • степени их готовности к восприятию последующего материала.
Вопросы адресуются как всей аудитории, так и студентам лично. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. Вопросы могут быть как простыми (акцент на проблеме), так и проблемными (дискуссия).

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1. усвоение студентами теоретических знаний;

2. развитие теоретического мышления;

3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

В течение лекции мышление студентов происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Таким образом, студенты самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации.

Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме.

Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.

Итак, лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

1. реализация принципа проблемности при отборе и дидактической обработке содержания учебного курса до лекции;

2. реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

Лекция - визуализация

Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать таки формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.

Лекция вдвоем

В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.

При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее.

В процессе лекции вдвоем происходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания учебной проблемы и участия в совместной работе, создается проблемная ситуация или несколько таких ситуаций, выдвигаются гипотезы по их разрешению, развертывается система доказательств или опровержений, обосновывается конечный вариант совместного решения.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача студентов сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподаватель над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.