Музыкальная программа синтез. Дошкольное образование. Синтез искусств. Пояснительная записка. Программа «В мире прекрасного»

«Учебники по музыке» - Диски. Методическая литература. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. 1-7 классы. УМК по музыке. Фонохрестоматии. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. Искусство. 8-9 класс. УМК по ИЗО. Учебно - методический комплект. Дневники музыкальных размышлений. Творческие тетради.

«Программы по музыке» - Издательство «Русское слово». Издательство «Ассоциация XXI век». Возможность разностороннего развития обучающихся. Программы по музыке. Издательский дом «Федоров». Русское и зарубежное классическое музыкальное наследие. Обучение детей основам музыкальных знаний. Издательство «Академкнига/учебник». Направления внеурочной музыкальной деятельности.

«Программы музыкального воспитания» - Основы музыкальной культуры. Программа «Гармония». Комплексные программы дошкольного образования. Принципы программы «Музыкальные шедевры». От рождения до школы. Программа «Радуга». О российских программах дошкольного образования. Занятия с опорой на специфику искусства. Программа петербуржцев. Программа «Синтез».

«Викторина по музыке» - Творческое содружество «Могучая кучка». «Богатырские ворота. «У камелька». «Мазепа». Композитор, автор симфонической сказки «Петя и волк». Дом-музей П.И.Чайковского. Основатель знаменитой картинной галереи в Москве. Автор увертюр для симфонического оркестра «Арагонская хота». Композитор, написавший 19 рапсодий.

«ЭОР по музыке» - Проблемные поля. Пение караоке. Направления использования ЭОР на уроке. Преимущества использования ЭОР в образовании. Энциклопедия классической музыки. Интересы многих учеников связаны с миром компьютеров. Энциклопедия популярной музыки. Энциклопедия «Музыкальные инструменты». Практический курс. Музыкальный класс- это веселое развлечение, игра и уроки музыки.

«Музыкальная одарённость» - Соотношение музыкальных способностей. Множество свидетельств. Сдержанные дети. Общие характеристики детей. Музыкальные способности. Биографы. Музыкальная одарённость. Одаренные девочки. Проявление музыкальных способностей. Сергей Васильевич Рахманинов. Музыкальная одаренность. Биографические данные.

Всего в теме 21 презентация

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (21, стр.3).

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр.4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

1. Специальный подбор музыкального репертуара;

2. Использование синтеза искусств;

3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

§ 2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Кратко мы рассмотрели три программы по музыкальному воспитанию дошкольников. Сравним их.

Как уже говорилось, первые две программы во многом схожи между собой, но есть в них и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки(пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах).Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели.

В программе О.П.Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа Радыновой на мой взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.).

Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Я считаю это правильным. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).

Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

«Синтез» - это программа по слушанию музыки, направленная на развитие
музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. Д. Б. Кабалевский
говорил, что мы должны учить детей «видеть музыку» и «слышать живопись».
Поэтому наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки,
живописи и литературы. В программе, разработанной коллективом
профессиональных музыкантов–теоретиков, психологов, педагогов (К. В. Тарасова,
Т. Г. Рубан, М. Л. Петрова)
, реализован наиболее сложный уровень синтеза этих
трёх искусств , выявляющий внутренние, художественно-образные связи между произведениями.

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте. Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов , если их восприятие опирается
на художественное слово и изобразительное искусство.

Поэтому целью программы является:
 развитие у ребёнка-дошкольника музыкального восприятия на основе
синтеза искусств;
 формирование его художественной культуры;
приобщение к истинно прекрасному

Задачи:
 помочь ребенку войти в мир музыки;
 понять ее содержание;
 овладеть сложным музыкальным языком;
 показать ребенку внутренние связи между музыкой и другими видами
искусства.

Принципы, положенные в основу рабочей программы:
 специальный подбор музыкального репертуара, отвечающий двум ведущим
принципам: художественности и доступности;
 использование синтеза искусств;
 использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной
деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре,
дирижирования;

Особенности содержания рабочей программы

Содержание программы вводит ребёнка не только в мир музыкального
искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит
принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения
рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного
искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в
программе является музыка. Произведения изобразительного искусства и
художественной литературы помогают детям понять и пережить музыкальный образ.

В программе представлены выдающиеся произведения русских и
зарубежных композиторов от А. Вивальди до С.С. Прокофьева, входящие в золотой
фонд мировой музыкальной культуры. Впервые наряду с камерной и
симфонической музыкой в обучении используются синтетические по своей природе
жанры музыкального искусства – опера и балет.
Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не
ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах,
которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения
предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных
связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное
мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать
поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Программа разработана для детей от 4 до 7 лет.

Программа «Синтез» отличается от других тем, что в основе лежит принцип интегрированного подхода, где музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и литературы. Все же главным здесь будет являться музыка. Программа содержит, как репертуар классической музыки, так и фольклор. Также используются такие жанры, как опера и балет. Основной вид деятельности программы ‒ слушание музыки .

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, С. Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Работая по программе «Синтез», у детей формируются: высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, драгоценный запас музыкальных впечатлений, начала музыкального мышления и художественной культуры в целом.

Методы ведения библиотек

Методы управления проектами

Общее определение метода управления проектом таково: способы определения метрик и нормативов логического программирования, обнаружения узких мест, планирование материальных, людских и вычислительных ресурсов и сроков выполнения работ по проекту. Способы предназначены для определения путей повышения эффективности работ и оценки деятельности коллектива проектантов над проектом и его реализации.

Главный принцип методов состоит в обеспечении максимального копирования человеческого поведения в библиотеке и ведения библиотеки книг и документов, собранных в библиотеке. Вводится понятие картотеки и форм карточек, определяется метод доступа к содержимому библиотеки, ее поддержания, чистки и защиты от несанкционированного доступа. В указанных руководствах подробно описаны все макро и микро действия по вводу документов в библиотеку и сопровождению их по времени.

В библиотеке находят приют описания языков и проектов, программные модули, программы общего назначения, системные программы, БЗ, БД, отчеты о работах и др. документация.

Накопление разделов данных, знаний или систем способствует сохранению отлаженных (точных) знаний и атрибутов их использования. Кроме этого библиотека снабжается средством просмотра списка всех картотек (каталогов) библиотеки.

Главная ориентация в работе со знаниями (в том числе с алгоритмическими знаниями) состоит в применении логических методов и подходов. Такая ориентация исторически родилась из проблем построения доказательств правильности программ. В решении этих проблем получены хорошие теоретические результаты, но практическое воплощение оказалось весьма трудным делом. Минуя эти проблемы можно достичь больших практических результатов после внедрения методов и средств синтеза программ автоматическими методами. После реализации методов синтеза программ отпадает необходимость в доказательстве правильности программ, но правильность алгоритмов остается. Автоматический синтез обеспечивает (гарантирует) построение правильных программ, но не правильных алгоритмов, если в задании допущена ошибка. Имеется другая сторона проблемы синтеза - проблема соответствия алгоритма и программы физической сущности решаемой задачи. И тогда возникает проблема установления правильности постановки задачи. Технически эта проблема несколько проще проблемы доказательства правильности программы. А теоретически проблема исследования правильности постановки задачи находится в начальной стадии ее формулировки.

Сущность синтеза программ состоит в следующем. Если знания не полны, то решение задачи не может быть получено. Чаще других причин существует причина отсутствия варьируемых исходных данных. Тогда строят программу по «сырому» решению и через запуск программы с вводимыми исходными данными осуществляется проверка истины для всего задания (задачи). Если истина не определяется, то выдаются условия для получения истины. Выводимые условия окончательно определяют решение задачи. Решение при этом выглядит как альтернативы совместных фактов. Каждый факт - имя и полученное значение для понятия с этим именем или имя и выражение, если знания об операциях не полны. Итак, программа реализует динамическое «вычисление» истины (или лжи) или условия, при которых задание будет истинным. Программы продолжает поиск решения задания, но с изменяющимися исходными данными.



Результаты работы программ могут использоваться далее с каким-либо назначением, например, для их анализа. Анализ результатов производится для установления соответствия между физической сущностью проблемы и программной моделью. Анализ может быть связан просто с поиском ошибок в задании.

МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ:

1. Процедурное (императивное) программирование.

2. Структурное программирование.

3. Автоматное программирование.

4. Функциональное программирование.

5. Логическое программирование.

6. Объектно-ориентированное программирование.

7. Прототипное программирование.

8. Аспектно-ориентированное программирование.

9. Модульное программирование.

Процедурное (императивное) программирование является отражением архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена фон Нейманом в 40-х годах. Теоретической моделью процедурного программирования служит алгоритмическая система под названием «машина Тьюринга».

Программа на процедурном языке программирования состоит из последовательности операторов (инструкций), задающих процедуру решения задачи. Основным является оператор присваивания, служащий для изменения содержимого областей памяти. Концепция памяти как хранилища значений, содержимое которого может обновляться операторами программы, является фундаментальной в императивном программировании

Выполнение программы сводится к последовательному выполнению операторов с целью преобразования исходного состояния памяти, то есть значений исходных данных, в заключительное, то есть в результаты. Таким образом, с точки зрения программиста имеются программа и память, причем первая последовательно обновляет содержимое последней.

Языки императивного программирования: Ада (язык общего назначения), Бейсик (начиная с версии Quick Basic и до появления Visual Basic), Си, ДРАКОН, КОБОЛ, ФОРТРАН, Модула-2, Паскаль, ПЛ/1, Рапира, REXX.

Структурное программирование - методология разработки и проектирования программного обеспечения, в основе которой лежит представление и структуризация программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом и Харланом Милзом. Технология структурного программирования и проектирования в 80-ых годах ХХ века была описана в школьных и вузовских учебниках информатики А.П.Ершова, В.А.Каймина и А.Г.Кушниренко.

Структурный подход к разработке программного обеспечения имеет два подхода:

1. Использование языков структурного программирования (языки Pascal, C, Ada, Modula, Java и т.д.).

2. Структурное проектирование программ с использованием структурированных алгоритмов, записываемых на структурном псевдокоде с использованием лексики родного (русского языка) для документирования всего комплекса программ, предложенного Харланом Миллзом (IBM,1972) и В.А.Кайминым (МИЭМ,1978-1983

В соответствии с данной методологией:

1. Структурированная программа (структурированный алгоритм) представляет собой структуру, построенную из трёх типов базовых конструкций:

o последовательное исполнение - однократное выполнение операций в том порядке, в котором они записаны в тексте программы (алгоритма)

o альтернативное исполнение - однократное выполнение одной из двух или более операций, в зависимости от выполнения некоторых заданных условий

o цикл - многократное исполнение одной и той же операции вплоть до выполнения некоторых заданных условий (условий продолжения либо завершения цикла).

В современных языках программирования «ветвления» допускают несколько альтернативных операций, а в «циклах» - несколько условий выхода с различными условиями выхода из цикла. Структурный псевдокод в силу его гибкости допускает многоальтернативные ветвления и циклы, используемые в наиболее современных языках программирования, для которых В.А.Кайминым были предложены оригинальные процедуры верификации и анализа правильности алгоритмов, изложенные с самого начала в учебниках информатики.

2. В структурированных алгоритмах и программах базовые конструкции могут быть вложены друг в друга произвольным образом, но никаких других средств управления последовательностью выполнения операций не предусматривается

3. Повторяющиеся фрагменты программы (представляющие собой логически целостные вычислительные блоки) могут оформляться в виде т. н. подпрограмм (процедур, функций или модулей). В этом случае в тексте основной программы, вместо помещённого в подпрограмму фрагмента, вставляется инструкция вызова подпрограммы . При выполнении такой инструкции выполняется вызванная подпрограмма, после чего исполнение программы продолжается с инструкции, следующей за командой вызова подпрограммы.

Разработка структурированных программ ведётся пошагово, методом «сверху вниз»

Структурное проектирование программ означает, что сначала пишется текст основной программы, в котором, вместо каждого связного логического фрагмента текста, вставляется вызов подпрограммы, которая будет выполнять этот фрагмент. Вместо настоящих, работающих подпрограмм, в программу вставляются «заглушки», которые ничего не делают. Полученная программа проверяется и отлаживается. После того, как программист убедится, что подпрограммы вызываются в правильной последовательности (то есть общая структура программы верна), подпрограммы-заглушки последовательно заменяются на реально работающие, причём разработка каждой подпрограммы ведётся тем же методом, что и основной программы

Разработка заканчивается не тогда, когда не останется ни одной «затычки», которая не была бы удалена, а когда протестирован каждый модуль, функция и подпрограмма. Тестирование и разработку программ можно вести как «сверху-вниз» так и «снизу-вверх» от автономной к комплексной отладке.

Такая последовательность гарантирует, что на каждом этапе разработки программист одновременно имеет дело с обозримым и понятным ему множеством фрагментов, и может быть уверен, что общая структура всех более высоких уровней программы верна. При сопровождении и внесении изменений в программу выясняется, в какие именно процедуры нужно внести изменения, и они вносятся, не затрагивая части программы, непосредственно не связанные с ними. Это позволяет гарантировать, что при внесении изменений и исправлении ошибок не выйдет из строя какая-то часть программы, находящаяся в данный момент вне зоны внимания программиста

Автоматное программирование - это парадигма программирования, при использовании которой программа или её фрагмент осмысливается как модель какого-либо формального автомата.

В зависимости от конкретной задачи в автоматном программировании могут использоваться как конечные автоматы, так и автоматы более сложной структуры

Определяющими для автоматного программирования являются следующие особенности:

1. Временно́й период выполнения программы разбивается на шаги автомата , каждый из которых представляет собой выполнение определённой (одной и той же для каждого шага) секции кода с единственной точкой входа; такая секция может быть оформлена, например, в виде отдельной функции и может быть разделена на подсекции, соответствующие отдельным состояниям или категориям состояний.

2. Передача информации между шагами автомата осуществляется только через явно обозначенное множество переменных, называемых состоянием автомата ; между шагами автомата программа (или её часть, оформленная в автоматном стиле) не может содержать неявных элементов состояния, таких как значения локальных переменных в стеке, адреса возврата из функций, значение текущего счётчика команд и т.п.; иначе говоря, состояние программы на любые два момента входа в шаг автомата могут различаться между собой только значениями переменных, составляющих состояние автомата (причём такие переменные должны быть явно обозначены в качестве таковых).

Полностью выполнение кода в автоматном стиле представляет собой цикл (возможно, неявный) шагов автомата.

Название автоматное программирование оправдывается ещё и тем, что стиль мышления (восприятия процесса исполнения) при программировании в этой технике практически точно воспроизводит стиль мышления при составлении формальных автоматов (таких как машина Тьюринга, автомат Маркова и др.).

Функциональное программирование - раздел дискретной математики и парадигм программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). Противопоставляется парадигме императивного программирования, которая описывает процесс вычислений как последовательность изменения состояний (в значении, подобном таковому в теории автоматов). Функциональное программирование не предполагает изменяемость данных (в отличие от императивного, где одной из базовых концепций является переменная).

На практике отличие математической функции от понятия «функции» в императивном программировании заключается в том, что императивные функции взаимодействуют и изменяют уже определенные данные. Таким образом, в императивном программировании, при вызове одной и той же функции с одинаковыми параметрами можно получить разные данные на выходе, из-за влияния на функцию внешних факторов. А в функциональном языке при вызове функции с одними и теми же аргументами мы всегда получим одинаковый результат в обоих случаях, входные данные не могут измениться, выходные данные зависят только от них

λ-исчисления являются основой для функционального программирования, многие функциональные языки можно рассматривать как «надстройку» над ними

Наиболее известными языками функционального программирования являются:

o Haskell – чистый функциональный. Назван в честь Хаскелла Карри;

o LISP (Джон МакКарти, 1958);

o ML (Робин Милнер, 1979);

o Miranda (Дэвид Тёрнер, 1985), впоследствии дал развитие языку Haskell

o Erlang (Джой Армстронг, 1986), функциональный язык с поддержкой процессов

o Nemerle – гибридный функционально/императивный язык

Еще не полностью функциональные изначальные версии и Lisp и APL внесли особый вклад в создание и развитие функционального программирования. Более поздние версии Lisp, такие как Scheme, а так же различные варианты APL поддерживали все свойства и концепции функционального языка

Как правило, интерес к функциональным языкам программирования, особенно чисто функциональным, был сугубо научный, нежели коммерческий. Однако, таким примечательным языкам как Erlang, OCaml, Haskell, Scheme (после 1986) а так же специфическим R (статистика), Mathematica (символическая математика), J и K (финансовый анализ), и XSLT (XML) находили применение в индустрии коммерческого программирования. Такие широко распространенные декларативные языки как SQL и Lex/Yacc содержат некоторые элементы функционального программирования, они остерегаются использовать переменные. Языки работы с электронными таблицами также можно рассматривать как функциональные.

Многие нефункциональные языки, такие как C, C++ и C# могут вести себя как функциональные при использовании указателей на функцию, в соответствие с библиотекой и λ-исчислениями.

Логическое программирование - парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем, а также раздел дискретной математики, изучающий принципы логического вывода информации на основе заданных фактов и правил вывода. Логическое программирование основано на теории и аппарате математической логики с использованием математических принципов резолюций.

Самым известным языком логического программирования является Prolog, являющийся по своей сути универсальной машиной логического вывода, работающей в предположении замкнутости мира фактов и используемой для логического подхода к решению проблем искусственного интеллекта.

Язык Пролог, принципы и законы логического вывода, элементы математической логики, а также принципы проектирования баз знаний и экспертных систем были включены в первые школьные и вузовские учебники информатики В. А. Каймина. В этих целях интерпретаторы Пролога были реализованы на ряде отечественных школьных ЭВМ.

Первым языком логического программирования был язык Planner, в котором была заложена возможность автоматического вывода результата из данных и заданных правил перебора вариантов (совокупность которых называлась планом). Planner использовался для того, чтобы понизить требования к вычислительным ресурсам (с помощью метода backtracking) и обеспечить возможность вывода фактов, без активного использования стека. Затем был разработан язык Prolog, который не требовал плана перебора вариантов и был, в этом смысле, упрощением языка Planner.

От языка Planner также произошли логические языки программирования QA-4, Popler, Conniver и QLISP. Языки программирования Mercury, Visual Prolog, Oz и Fril произошли уже от языка Prolog. На базе языка Planner было разработано также несколько альтернативных языков логического программирования, не основанных на методе backtracking, например, Ether.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) - парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов (либо, в менее известном варианте языков с прототипированием - прототипов).

Класс - это тип, описывающий устройство объектов. Понятие «класс» подразумевает некоторое поведение и способ представления. Понятие «объект» подразумевает нечто, что обладает определённым поведением и способом представления. Говорят, что объект - это экземпляр класса. Класс можно сравнить с чертежом, согласно которому создаются объекты. Обычно классы разрабатывают таким образом, чтобы их объекты соответствовали объектам предметной области.

Класс является описываемой на языке терминологии (пространства имён) исходного кода моделью ещё не существующей сущности, т. н. объекта.

Объект - сущность в адресном пространстве вычислительной системы, появляющаяся при создании экземпляра класса (например, после запуска результатов компиляции (и линковки) исходного кода на выполнение).

Прототип - это объект-образец, по образу и подобию которого создаются другие объекты.

Прототипное программирование - стиль объектно-ориентированного программирования, при котором отсутствует понятие класса, а повторное использование (наследование) производится путём клонирования существующего экземпляра объекта - прототипа .

Каноническим примером прототип-ориентированного языка является язык Self. В дальнейшем этот стиль программирования начал обретать популярность и был положен в основу таких языков программирования, как JavaScript, Cecil, NewtonScript, Io, Slate, MOO, REBOL, Kevo и др

Аспектно-ориентированное программирование (АОП) - парадигма программирования, основанная на идее разделения функциональности, особенно сквозной функциональности, для улучшения разбиения программы на модули.

Методология аспектно-ориентированного программирования была предложена группой инженеров исследовательского центра Xerox PARC под руководством Грегора Кикзалеса (Gregor Kiczales). Ими же был разработан первый, и наиболее успешный до сих пор, контекстно-ориентированный язык программирования AspectJ.

Существующие парадигмы программирования, такие как процедурное программирование и объектно-ориентированное программирование, предоставляют некоторые способы для разделения и выделения функциональности, например, функции, объекты, классы, пакеты, но некоторую функциональность с помощью предложенных методов невозможно выделить в отдельные сущности. Такую функциональность называют сквозной, так как её реализация разбросана по различным модулям программы. Сквозная функциональность приводит к рассредоточенному и запутанному коду. Запутанным называется такой код, в котором одновременно реализована различная функциональность.

Трассировка - типичный пример сквозной функциональности. Другие примеры: контрактное программирование, в частности проверка пред- и пост-условий, обработка ошибок, реализация систем безопасности. Если рассматривать программу написанную с помощью ООП, то любая функциональность, по которой не происходила декомпозиция программы, является сквозной.

Все языки АОП предоставляют способы для выделения сквозной функциональности в отдельную сущность. Различие между ними заключается в удобстве, безопасности и области применения средств, которые они предоставляют. Наиболее популярный на данный момент язык АОП - AspectJ. Используемые в нем понятия распространились на большинство языков АОП.

Основные понятия AspectJ:

Точка выполнения (англ. JoinPoint ) - определенная точка выполнения программы;

Срез (англ. PointCut ) - набор точек выполнения программы.

Применение (англ. Advice ) - состоит из условий применения и реализации функциональности. Условия применения определяют до, после или вместо какого среза надо вставить требуемую функциональность

Аспект (англ. Aspect ) - модуль AspectJ.

Представление (англ. Introduction ) - метод изменения структуры класса путем введения новых полей и методов, а также изменения иерархии наследования

Программа по художественно-эстетическому развитию

для детей 6-7 лет.

«Воспитание у детей любви к классическому наследию

через синтез искусств: живопись, поэзию, музыку.»

Срок реализации - 1 год.

Составила:

Жукова Елена Владимировна

Музыкальный руководитель

МДОУ д/с 26 «Реченька»

г.Ступино Московской области

Пояснительная записка

специальных занятий по слушанию музыки, в основе которых

интеграция различных видов искусства и различных видов художественной деятельности детей.

2.Причины создания образовательной программы.

Ребенка нужно учить видеть прекрасное вокруг себя - в природе,

в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми,

их поступках, взглядах, суждениях.

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко

ребенку дошкольного возраста. Но лучше всего объединить различные виды искусств, чтобы одновременно включить все

анализаторы - зрительные. слуховые, осязательные, тактильно-двигательные

3 Новизна.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Высокий

Познавательный уровень старших дошкольников обусловливает

формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности /игровой, изобразительной, речевой и др./

4 Актуальность.

Через восприятие литературы, музыки, живописи происходит гуманизация личности ребенка. Понимая гуманные отношения,

он пытается перенести их на собственные отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их печали и радости,

но самое главное - он учится сопереживанию.

Воспитание у детей творческого восприятия природы пробуждает у них способность чувствовать гармонию и красоту.

Дети чутки к красоте, они не всегда осознают увиденное, не могут выделить характерное. Помочь им могут литературные и музыкальные произведения. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь!

Практика показала, что от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне, композитор в своем произведении, писатель или поэт - и с чем впервые соприкоснется дошкольник, чему удивится и чем восхитится он -

все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к искусству, как источнику познания мира.

5 Развитие речи

Особое место отводится развитию речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения.

Приобщая ребенка к искусству, отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связной

речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит

как бы спад выразительности речи. Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание им искусства лишь рационального логического мышления. На занятиях широко использую средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей: добрый, гуманный, человечный,. отважный, мужественный и др.

Необходимо развивать внутреннюю речь. Она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.

6 Цель образовательной программы.

Программа «СИНТЕЗ» ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей и имеет широкий образовательный аспект.

Её содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. Музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. Произведения изобразительного искусства и художественной литературы, подобранные с учётом стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыки, помогают детям понять и пережить музыкальный образ

7. Задачи образовательной программы

1.Создавать условия для развития личности ребенка и реализации

2.Приобщать его к общечеловеческим ценностям культуры, отраженным а произведениях разных видов искусств.

3.Помогать ребенку понимать своеобразие и единство «языка»

разных видов искусств.

4.Развивать интеллект и речь ребенка.

5.Развивать его эмоциональную сферу и культуру чувств, научить

понимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать.

6.Формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками и воспитывать культуру общения.

8. Основные принципы построения работы

1.Тщательно отбирать художественный материал, обусловленный возрастными возможностями детей.

2.На базе ознакомления с искусством, решать различные воспитательно-образовательные задачи, развивать психические процессы, речь, память, внимание, мышление, воображение.

3.Активно включать детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую. Речевую.

4.Индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывать его склонности, уровень развития.

5.Бережно и уважительно относиться к детскому творчеству.

9. Возраст детей

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

10. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год. Общее количество занятий 36.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Исключение составляют недели,

когда проводятся праздничные утренники и в зимние каникулы.

11. Прогнозируемые результаты.

Дети более осмысленно слушают и анализируют музыкальные произведения, художественные произведения, сравнивают, находят общее. У детей имеются знания о выдающихся композиторах, художниках., писателях, поэтах, чье творчество им доступно.

12.Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Способы проведения проверки - контрольно-диагностические задания, которые проводятся 3 раза в год: сентябрь,. январь, май..

Календарно-тематический план.

Методические приемы

Количество занятий

Краски осени

Сентябрь

Экскурсия в парк. Наблюдения за природными явлениями.

Чтение стихотв. Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

1 занятие

Рассматривание репродукции картины И.Остроухова «Золотая осень»

Восприятие музыки «Осенняя песнь» П.И.Чайковского, беседа.

Чтение стих. А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».

1 занятие

Рассматривание репр. картины

И.Левитана «Золотая осень»

Стихи Ф.Тютчева, А.С.Пушкина,

Восприятие музыки «Осенняя песнь»

П.И.Чайковского в оркестровом и фортепианном исполнении.

1 занятие

Рассматривание репродукции картины В.Поленова «Золотая осень»,

Чтение стих. А.Пушкина, Ф.Тютчева,

М.Исаковского.

Восприятие музыки С.Прокофьев «Фея Осени» из балета «Золушка»

Танцевальный этюд.

1 занятие

Октябрь

Экскурсия в картинную галерею «Ника»

1 занятие

Рассматривание 3-х репродукций «Золотая осень» Левитана, Остроухова, «Цветы и плоды» Хруцкого, беседа.

Восприятие музыки: цикл «Времена года» Вивальди - «Осень»;

Чайковский «Осенняя песнь»;

Исполнение песни О.Девочкиной «Кто сказал, что осень - грустная пора?»; Т.Попатенко «Листопад».

1 занятие

Восприятие музыки цикл «Времена года» - Чайковский, Вивальди

Рисование на тему «Краски осени»

1 занятие

Осенний праздник «Короли красок»

1 занятие

Интегрированное занятие «Трагический сюжет в литературе, музыке, поэзии»

1 занятие

П.И.Чайковский

Ноябрь

Природа вечна и бесконечна

«Детский альбом» - «Утреннее размышление»;

Рассматривание репр. карт. И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Ст-е А.Усачева «Утром в сосновом бору»

1 занятие

«Музыка народов мира»

П.И.Чайковский

«Итальянская песенка»;

«Старинная французская песенка»

«Неаполитанская песенка»

Рассматривание репр. картин И.Айвазовского:

«Итальянский пейзаж. Вечером»

«Неаполитанский залив утром».

1 занятие

«Жил-был кукольник»

Занятие по произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского

1 занятие

«Чайковского повсюду знают»

Праздник для старших детей с приглашение учащихся Детской музыкальной школы.

1 занятие

Декабрь

Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе.

Чтение «Мороз-воевода» Некрасова

1 занятие

Готовимся к празднику

картина И.Шишкина «На севере диком»;

Восприятие музыки «Дед Мороз» Р.Шумана

«Мороз-воевода» Н.Некрасов

1 занятие

Музыкальное оформление русской народной сказки «Морозко»

1 занятие

Новогодняя ёлка

1 занятие

Январь

П.И.Чайковский. «Щелкунчик»

Просмотр видеофильма.

1 занятие

Восприятие музыки. Цикл «Времена года» - зима- Вивальди; Чайковский

«Январь.У камелька»

Чтение стихотворений о зиме.

Исполнение песен о зиме.

1 занятие

Рассматривание репродукции картины

Б.М.Кустодиева «Масленица».

Чтение стихотворений о зиме

Оркестр детских музыкальных инструментов «Камаринская» П.И.Чайковского

1 занятие

Портретная живопись

Рассматривание репрод. картины В.Боровиковского «Графиня Лопухина», Ст-е Я.Полонского

Восприятие музыки «Сладкая грёза» П.Чайковского

1 занятие

Февраль Рассматривание репродукции картины И.Крамского «Неизвестная»

Ст-е Л.Рубальской «Прекрасная дама»

Восприятие музыки - А.Грибоедов «Вальс».

1 занятие

Сказка в музыке

Сказка ложь, да в ней намек

Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

«Нянина сказка» П.Чайковского

«В пещере горного короля» Э.Грига

1 занятие

Репродукция картины В.Васнецова «Три богатыря»; рассматривание, беседа.

«Рассвет на Москве-реке» Мусоргского - восприятие,

Чтение отрывка из сказки «О царе Салтане» А.Пушкина

1 занятие

День защитника Отечества.

1 занятие

Сиротство

Март

Рассматривание репродукции картины «Аленушка» В.Васнецова.

Чтение сказки С.Есениа «Сиротка»

1 занятие

Рассматривание репродукции картины Маковского «Свидание»;

Чтение отрывка рассказа «Ванька» А.Чехова;

Восприятие «Бедный сиротка» Р.Шумана

Рисование «Подарок для сиротки»

1 занятие

Экскурсия, наблюдения за сезонными изменениями.

Знакомые стихи о весне, исполнение любимых песен о весне.Восприятие «Песня жаворонка»

П.И.Чайковского

Стихи о весне.

1 занятие

Восприятие «Песня жаворонка»

П.И.Чайковского

Репродукция картины И.Левитана «Март»

Стихи о весне.

Апрель

Рассматривание репродукции картины И.Левитан «Весна-большая вода»

Восприятие музыки «Подснежник»

П.И.Чайковского,

«Песня жаворонка» М.Глинки

1 занятие

Экскурсия в картинную галерею «Ника».

«Весенние пейзажи, натюрморты»

1 занятие

Концерт учащихся Детской музыкальной школы.

1 занятие

«Рисуем музыку весны»

Восприятие - «Подснежник» Чайковского;

«Песня жаворонка» М.Глинки

1 занятие

Май

Выставка рисунков, выполненных в течение года. Рассматривание, выбор лучших работ. Слушаем музыку по заявкам победителей.

1 занятие

Рассматривание репродукции картины В.Поленова «Московский дворик»,

Восприятие - «Сладкая греза» П.Чайковского

1 занятие

Просмотр видеофильма «Лебединое озеро» П.И.Чайковский

1 занятие

Литература.

1.Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1989.

2.Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., Просвещение, 1991.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997.

4.Куревина О.А., Селезнева Г.Е., Путешествие в прекрасное. М., Баллас, 1999.

5.Куревина О.А. Синтез искусств. М., Линка-Пресс, 2003.

6. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. С-Пт., Акцидент, 1996.

7. Радынова О.П. Слушаем музыку. М., Просвещение, 1990.

8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1989.

9. Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи. М., Просвещение, 1992.

10. Борисова Н., Асташкин В. Новый подход в проведении занятий ж. «Дошкольное воспитание», №4,1990.

11. Иванова Э. Об искусстве - малышам. Ж. «Дошкольное воспитание» №12, 1989.

12.Комарова Т.С. О взаимосвязи искусства в эстетическом воспитании детей. Ж. «Дошкольное воспитание» №5, 1995.

13.Краснова Н.В. Беседы по искусству. Ж. «Дошкольное воспитание, №7, 1992.

14. Чумичёва Р.М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Ж. «Дошкольное воспитание», №4, 1995.

15. Ж. «Музыкальный руководитель», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004-2006.

Репродукции картин, используемые в работе с детьми.

И.Остроухов «Золотая осень»

И.Левитан «Золотая осень»

В.Поленов «Золотая осень», «Московский дворик»

И.Бродский «Опавшие листья»

И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», «На севере диком»

В.Васнецов «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке»

А.Мыльников «Верочка»

Т.Яблонская «Утро»

И.Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт»

В.Стожаров «Лён»

А.Пластов «Сенокос», «Первый снег»

И.Левитан «Март», «Весна. Большая вода».

В.Бакшеев «Голубая весна»

А.Саврасов «Грачи прилетели»

К.Максимов «Сосновый бор»

В.Маковский «Свидание»

Богданов-Бельский «У дверей школы»

М.Врубель «Царевна-Лебедь»

К.Брюллов «Всадница»

И.Айвазовский «Девятый вал», «Вид Леандровой башни»

И.Крамской «Неизвестная»

В.Тропинин «Кружевница»

В.Боровиковский «Портрет графини М.И. Лопухиной»

Б. Смирнов- Русицкий «Слобода берендеев»

Дидактические игры.

1. «Угадай колорит картины»- закрепить понятие - холодный и теплый колорит.

2. «Настроение в искусстве» - дать представление о значении настроения человека, изображенного в произведениях искусства различных видов в литературе, музыке, живописи.

3. «Краски радуги»- краски живут в «разноцветной стране».

4. «Цветик-семицветик» - раздаточный материал. Выложить лепестки цветка в последовательности цветов радуги.

5. «Теплый тон, холодный тон» - раздаточный материал- карточки различного цвета. Закрепить понятие - теплый тон, холодный тон.

6. «Грустно-весело» - отгадать настроение по мимике - раздаточный материал - карточки.

Фонотека:

Коллекция «Великие композиторы». 22 диска

Уникальная коллекция «Комсомольской правды»

П.И.Чайковский; А. Вивальди; Ф.Мендельсон; Д.Верди;

Музыка семейства Штраусов; С.Танеев; Р.Вагнер; Ф.Шопен; М.Мусоргский; М.Глинка; А.Лядов; И.С.Бах; В.А.Моцарт; Э.Григ; Р.Шуман; Д.Россини; Ж.Бизе; М.Равель; Н.Паганини; А.Бородин; Н.Римский-Корсаков; А.Дворжак

Коллекция детских книг для детей, издательство Белый город:

Серия «Сказки о художниках»;

Павел Третьяков - Как родилась Третьяковская галерея

К Маковский -Сказка о красивом художнике;

З.Серебрякова - Сказка о серебряном ветре;

В.Серов - Сказка о правдивом художнике;

В.Тропинин - Сказка о московском художнике;

В.Перов - Сказка о художнике и волшебном альбоме;

В.Суриков - Сказка о возвращенном времени;

В.Поленов - Сказка о художнике и ангеле;

И.Айвазовский - Сказка о волне и художнике;

И.Айвазовский - Сказка о художнике и волшебной птице;

В.Васнецов - Сказка о сказочнике;

А.Васнецов - Сказка о художнике, который искал себя;

В.Верещагин - Сказка о художнике, который объехал весь мир;

А.Венецианов - Сказка о художнике и домовом;

А.Иванов - Сказка о художнике и его главной картине;

И.Шишкин - Сказка о лесном художнике;

И.Левитан - Сказка о грустном художнике.

Энциклопедия живописи для детей:

100 русских художников - издательство Белый город

Сказка в русской живописи.

Серия «Русская поэзия» - издательство Белый город

А.К.Толстой «О, отпусти меня снова, Создатель, на землю»..

Ф.И.Тютчев «Впусти меня! - Я верю, Боже мой!»

Н.А.Некрасов «Всюду родимую Русь узнаю!»

А.Н.Майков «Кругом царила жизнь и радость…»

И.Никитин «Это ты, моя Русь державная…»

М.Ю Лермонтов «Белеет парус одинокий…»

К.К.Романов «И неземного восхищенья полна душа»

А.А.Фет «Целый мир…»