Мы воевали в сирии там были не только советники

Война Судного дня началась для израильтян внезапно, хотя готовность сирийцев к нападению не являлась для них секретом. Незадолго до нападения, 2 октября 1973 года, сирийские танки и пехота в очередной раз вошли в демилитаризованную зону, чему израильские военные не придали особого значения. Они считали, что Египет к войне не готов, а в одиночку Сирия на войну не решится. Война началась днём 6 октября 1973 года, в священный для евреев праздник Йом-Кипур (Судный День). В 13:45 начался артиллерийский обстрел, продолжавшийся 50 минут. Авиация также нанесла удар по израильским позициям. Почти одновременно в атаку пошли сирийские танки.

Во второй половине XX века напряжённость политической обстановки на Ближнем Востоке постоянно росла. Шестидневная арабо-израильская война, начатая Израилем и позволившая ему в течение 5 10 июля 1967 года отторгнуть от Египта Синайский полуостров и сектор Газа, от Иордании – Восточный Иерусалим и Западный берег реки Иордан, а от Сирии – Голанские высоты, довела до предела накал политического противостояния в регионе.

Накануне

Арабы были унижены быстрым и разгромным поражением, нанесённым сразу нескольким крупным странам исламского мира. Практически сразу после окончания Шестидневной войны началась так называемая Война на истощение – военные действия без объявления войны, в основном заключавшиеся во взаимных обстрелах территории и авианалётах, а также экономическая и политическая блокада Израиля исламским миром, параллельно с которой арабами велась усиленная подготовка к новой войне-реваншу.

Политическая карта Израиля до Шестидневной войны 1967 года (лимонный цвет), до (розовый)
и после (красный, коричневый) Войны Судного дня 1973 года
Источник – turkcebilgi.com

Израильские политики и командование Армии обороны Израиля (далее – АОИ) трезво оценивали сложившееся положение, а потому, как могли, укрепляли новые границы и готовили страну к оперативной мобилизации в случае возникновения опасности.

Сирия к началу 1973 года была, пожалуй, самым опасным и самым последовательным противником Израиля. Вместе с Египтом эта страна составила костяк военного антиизраильского альянса, к которому примкнули Иордания и Ирак. Множество других стран, таких как Ливия, Марокко, Алжир, Ливан, Кувейт, Тунис, Судан, Саудовская Аравия, СССР и Куба, оказывали альянсу посильную военную и финансовую помощь в его подготовке к новой войне.

Голанские высоты, отобранные Израилем у Сирии, представляют собой холмистое плато с разбросанными на нём возвышенностями, при этом стратегически важные возвышенности расположены в их северной и южной части. Южная часть, расположенная возле пресноводного озера Кинерет, господствует над северной частью Галилеи. С её вершин можно успешно обстреливать значительную часть Израиля. Обладание северной частью (то есть, южным склоном горы Хермон) позволяет Израилю гарантировать, что воды реки Иордан, основного источника воды в регионе, не будут отведены сирийцами в сторону (такие планы существовали в Сирии в 1950 60-е годы).


Кибуц Мером Голан, расположенный на Голанских высотах. На вершине холма – бывший опорный пункт.
Вдали виден заброшенный город Эль-Кунейтра
Источник – forum.guns.ru (фото LOS")

При подготовке Голан к обороне израильские инженерные службы выкопали противотанковый ров глубиной 4 и шириной 6 метров на всю длину сирийско-израильской границы (75 км). Вдоль границы подготавливались и минные поля, в дополнение к минированию, которое осуществлялось сирийцами до 1967 года. Основу обороны Голанских высот составляли 11 опорных пунктов (далее – ОП), расположенных на возвышенностях вдоль границы, состоявшие из ДОТов, траншей, блиндажей, бетонированных НП и трёх-четырёх подготовленных огневых позиций для танков. Эти позиции представляли собой так называемые «рампы» – корпус заехавшего на такую рампу танка прикрывался земляным валом двухметровой толщины, за которым танк был практически неуязвим для артиллерии врага. На одну такую «рампу» одновременно могло заехать 3–4 танка. Подходы к ОП прикрывались минными полями, проволочными заграждениями и противотанковыми инженерными сооружениями. За передвижениями противника следили 5 наблюдательных постов, расположенных между ОП.


Опорный пункт на горе Бенталь (Голанские высоты)
Источник – deafpress.livejournal.com

Вооружение танковых войск Израиля в 70-е годы было довольно пёстрым. Основу танкового парка, общая численность которого едва превышала 2000 единиц, составляли танки «Шот» и «Шот Каль» (в переводе с иврита – «лёкий кнут») – модификации британского танка A41 «Centurion», вооружённые 105-мм британскими орудиями Royal Ordnance L7. Их численность составляла 1009 машин.

Остальные израильские танки были следующих моделей:

  • 345 (по другим данным – 390) танков «Магах-3» – модернизированных американских М-48 «Patton-III», также вооружённых 105-мм танковыми пушками;
  • 341 М-51HV «Super Sherman» или «Isherman» – израильской модификации американских танков М-50 «Sherman», вооружённых 105-мм орудиями CN-105-F1;
  • 150 «Магах-6» и «Магах-6 Алеф» – модификации более современных американских танков М60 и М60А1 (неофициально называемых «Patton-IV»), со штатной 105-мм пушкой M68;
  • 146 «Тiran 4/5» – модифицированных трофейных советских танков Т-54 и Т-55, доставшихся Израилю во время Шестидневной войны.


«Шот Каль» – самый массовый танк АОИ. Голанские высоты, октябрь 1973 года
Источник – gallery.military.ir

Однако Голанские высоты прикрывали лишь 180 танков 188-й и 7-й бронетанковых бригад 36-й дивизии «Гааш» (командир – генерал-майор Рафаэль Эйтан), большую часть которых составляли танки «Шот Каль». Основная часть бронетанковых сил АОИ была сконцентрирована на юге, в районе Синайского полуострова, где ожидался основной удар египетской армии и где местность была менее холмистой. Кроме танков, высоты обороняли 600 пехотинцев и около 60 орудий.

Помимо бригад постоянной готовности в случае начала войны АОИ могла мобилизовать резервистские бронетанковые бригады. Так как подготовка сирийской армии к нападению на Израиль не была большой тайной для израильского командования, склады техники и вооружения Северного военного округа (далее – СВО) за несколько месяцев до начала войны были перенесены ближе к границе, в район северо-западной Галилеи.


Совещание командования СВО. В центре – Ицхак Хофи
Источник – waronline.org

Генштаб сирийской армии начал подготовку к нападению за 9 месяцев до начала нападения. Сирийцы рассчитывали, что мобилизация резервистов и выдвижение резервных подразделений к границе займёт у израильтян как минимум сутки. За это время они планировали прорваться тремя бронетанковыми колоннами к реке Иордан и Галилейскому морю, разгромив регулярные войска АОИ, оборонявшие Голаны, и захватить стратегически важные переправы на реке.

Точная дата нападения израильтянам известна не была, хотя готовность сирийцев к нападению не являлась для них секретом. Однако сирийской армии удалось усыпить бдительность своих противников – она регулярно проводила военные провокации на границе, а также артиллерийские обстрелы (в том числе, и с участием бронетехники). Незадолго до нападения, 2 октября 1973 года, сирийские танки и пехота в очередной раз вошли в демилитаризованную зону, чему израильские военные не придали особого значения. Они считали, что Египет к войне не готов (что оказалось большим заблуждением), а в одиночку Сирия на войну не решится.


Карта боевых действий 6–10 октября 1973 года на Голанских высотах
Источник – eleven.co.il

В современной ситуации на Ближнем Востоке боеготовность Вооруженных сил Сирийской Арабской Республики (ВС САР) играет одну из ключевых ролей. В результате гражданской войны, продолжающейся 4 года, Вооруженные силы САР серьезно пострадали и значительно сократились как из-за боевых потерь, так и из-за постепенного изнашивания оружия и военной техники. А финансовые затруднения, связанные с расходами на боевые действия, сократили возможности по проведению учебно-боевых мероприятий и крупных закупок современной боевой техники для перевооружения армии. В этих непростых условиях военно-политическое руководство Сирии осуществляет поиск партнеров для военно-технического сотрудничества и продолжает рассчитывать на восстановление широкомасштабного военного сотрудничества с Россией, которая не только поставляет в САР военную технику и оружие, но и по просьбе президента Башара Асада оказывает непосредственную помощь в войне против террористов путем нанесения воздушных ударов по их инфраструктуре. Кроме того, с целью поддержки действий Вооруженных сил САР было создано несколько военизированных организаций, таких как Национальные силы обороны.

Вооруженные силы Сирии организационно состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и войск ПВО, военно-морских сил. Общая численность ВС САР 319 тыс. человек. В резерве насчитывается 354 тыс. человек. Мобилизационные ресурсы САР составляют 4 млн человек, в т. ч. годных к военной службе 2,3 млн. Военный бюджет в 2001 г. составил 1,9 млрд дол.Помимо вооруженных сил в Сирии имеются формирования жандармерии численностью до 8000 человек и Народной армии (ополчение).

По конституции Сирийской Арабской Республики (ст. 11) «Вооруженные силы и другие военные организации несут ответственность за целостность родины и защиту целей революции — единства, свободы и социализма» . Главными задачами сирийской армии являются защита страны от внешней агрессии, оказание содействия внешнеполитическим мероприятиям руководства республики и защита существующего в стране государственного строя.

Верховным главнокомандующим вооруженными силами САРявляется президент республики (в настоящее время — Башар Асад). Он возглавляет высший военно-политический орган страны — Совет национальной безопасности (СНБ), в состав которого входят министры обороны и внутренних дел, руководители специальных служб. При необходимости в заседаниях Совета принимают участие другие члены правительства и военачальники. СНБ вырабатывает основные направления военной политики и координирует деятельность организаций и учреждений, имеющих отношение к обороне страны.

Верховный главнокомандующий руководит вооруженными силами через министерство обороны и генеральный штаб. Ему непосредственно подчинены начальник генштаба и командующие видами вооруженных сил, а также ряд центральных управлений министерства обороны.

Министр обороны (назначается из числа военных) является первым заместителем верховного главнокомандующего и заместителем премьер-министра САР. Министерство обороны осуществляет повседневное руководство оснащением и боевой подготовкой армии, военно-административными органами, проводит мобилизационные мероприятия и организует вневойсковую подготовку населения.

Начальник генерального штаба является первым заместителем министра обороны и командующим сухопутными войсками. В оперативном отношении ему подчинены командующие видов вооруженных сил. Генеральный штаб осуществляет оперативное руководство войсками, разрабатывает планы их использования, ведает вопросами комплектования армии.

В военно-административном отношении территория САР разделена на шесть военных округов: Восточный, Дамасский, Приморский, Северный, Центральный и Южный.

В основу военной доктрины Сирийской Арабской Республики с начала 1990-х гг. положен принцип оборонительной достаточности, что определяет содержание, характер и направленность военного строительства. В качестве главного противника доктрина определяет Израиль. Не исключается также угроза возникновения вооруженных конфликтов с Турцией и Ираком. Предусматривается участие вооруженных сил Сирии в операциях по оказанию военной помощи арабским странам, как это было во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990-1991 гг., а с 1976 г. по настоящее время — в Ливане.

Военно-политическое руководство Сирии считает, что наличие сильной армии позволит ему быть равноправным партнером Израиля на переговорах о мире.

Основными составляющими национальной военной доктрины, по мнению сирийских специалистов, являются: экономическая подготовка войны; определение принципов руководства вооруженной борьбой; изучение характера возможной войны; определение форм и способов организации, подготовки и применения войск; определение сил и средств, необходимых для ведения вооруженной борьбы; подготовка театров военных действий.

Принятие Сирией оборонительной военной доктрины фактически явилось признанием со стороны руководства республики невозможности в современных условиях решить арабо-израильский (в т. ч. сирийско-израильский) конфликт военным путем, а также свидетельствует о намерении Дамаска осуществлять военное строительство с учетом реальных финансовых и экономических возможностей страны.

Со второй половины 1990-х гг. началось постепенное сокращение численности личного состава сирийских вооруженных сил. В первую очередь это затронуло сухопутные войска. Однако боевой состав и количество боевой техники СВ остаются пока без изменений. По оценкам иностранных экспертов, в этот период значительная часть оборонных расходов САР шла на ракетное оружие класса «земля-земля», а также на приобретение танков, противотанковых средств и поддержание технической готовности ВВС.

В условиях постоянно сохраняющейся напряженности в ближневосточном регионе и продолжения конфронтации с Израилем руководство страны уделяет постоянное внимание укреплению национальных вооруженных сил, повышению их боеспособности, технической оснащенности и всесторонней выучке личного состава.

В то же время Сирия, обладая ограниченным военно-экономическим потенциалом, не в состоянии выдержать без иностранной помощи длительную войну с Израилем, да и с другими соседними государствами. Однако нынешнее развязывание вооруженной оппозицией боевых действий при поддержке стран запада до сего времени не смогли сломить сирийскую армию. И хотя ситуация усугубилась в связи с вступлением в войну Исламского государства (ИГИЛ), также исподволь поддерживаемого некоторыми развитыми странами, ВС САР показали себя с самой лучшей стороны, а поддержка российских Военно-космических сил окончательно переломила ситуацию.

В соответствии с военно-стратегическим положением страны основная группировка вооруженных сил САР была развернута на юге, вблизи линии развода войск с Израилем и на территории Ливана. Так, в зоне, прилегающей к Голанским высотам, было сосредоточено четыре дивизии (механизированных — 2, танковых — 2) и две отдельные пехотные бригады.

На ливанской территории дислоцировался крупный контингент сирийских войск, насчитывающий около 18000 человек. Сирийские войска были размещены в пригородах Бейрута, в долине Бекаа, городах Триполи, Батрун и в районах Метн и Кфар-Фаллус. В июне 2001 г. сирийские войска были выведены из Бейрута. Военная инфраструктура, созданная сирийскими войсками в Ливане имела оборонительный характер.

В 2010 г. в стране прошли массовые антиправительственные волнения, направленные против президента страны Башара Асада и на прекращение правления партии Баас, инициированные спецслужбами нескольких западных и арабских стран. Выступления летом 2011 года переросли в открытое вооруженное противостояние между правительственными войсками и союзными им военизированными формированиями с одной стороны, и боевиками сирийской оппозиции с другой. В конфликте также участвуют курды, которые фактически устроили на северо-востоке и северо-западе САР автономные регионы с собственным правительством. С 2014 года в вооруженное противостояние включились боевики террористической организации Исламское государство (ИГИЛ).

Сообщалось, что в ходе гражданской войны сирийские вооруженные силы серьезно сократились – от свыше 300 тысяч человек в 2011 г. до 150 тысяч в 2015 г.

Сухопутные войска составляют основу вооруженных сил САР. Они насчитывают 215 тыс. человек. В резерве сухопутных войск числится 280 тыс. человек. В составе СВ имеются пехотные, механизированные, танковые, воздушно-десантные (специальные) войска, ракетные войска и артиллерия, соединения и части инженерных войск, разведывательные, связи, РЭБ, химической защиты, части и подразделения транспортного и тылового обеспечения, а также пограничные войска.

Сухопутные войска САР не имеют своего штаба, а его функции выполняют управления генерального штаба и министерства обороны. Главной задачей сухопутных войск считается оборона территории страны от возможного нападения Израиля и недопущение захвата его войсками важных районов республики.

В боевом составе сухопутных войск имеется три штаба армейских корпусов, 12 дивизий (механизированных — 3, танковых — 7, Республиканской гвардии (танковая) — 1, специальных войск — 1), 4 отдельные пехотные бригады, бригада пограничной охраны, 3 ракетные бригады (ОТР типа «Скад», ТР «Луна-М» и «Точка»), 2 артиллерийские бригады, 2 противотанковые бригады, 11 отдельных полков (танковых — 1, «коммандос» — 10). Резервный компонент представлен кадрированными соединениями и частями: танковой дивизией, танковыми бригадами (4), танковыми (4), пехотными (31) и артиллерийскими (3) полками.

Высшим оперативно-тактическим объединением считается армейский корпус, который не имеет постоянного штата. Основным тактическим соединением является дивизия.

В механизированной дивизии (штатная численность 16 тыс. человек) имеются две механизированные и две танковые бригады, артиллерийский полк, а также подразделения боевого, технического и тылового обеспечения. На ее вооружении состоит 300 танков, 140 артиллерийских орудий, 200 боевых бронированных машин (ББМ).

Танковая дивизия (штатная численность15 тыс. человек) имеет в своем составе три танковые и механизированную бригаду, артиллерийский полк, подразделения боевого, технического и тылового обеспечения. На вооружении состоит 350 танков, 140 артиллерийских орудий, 200 ББМ.

Дивизия спецвойск состоит из трех полков специальных войск.

На вооружении сухопутных войск имеется: 26 ПУ ОТР Р-17 и «Скад-В», 18 ПУ ТР «Луна-М», 18 ПУ ТР «Точка», 4700 танков (Т-72/Т-72М — 1700, Т-62/Т-62М — 1000, Т-55/Т-55МВ — 2000), из них до 1200 танков находится на стационарных позициях или на консервации; 450 САУ (152-мм гаубиц (Г) 2С3 «Акация» — 50, 122-мм Г 2С1 — «Гвоздика» — 400); 1630 буксируемых орудий (180-мм пушек (П) С-23 — 10, 152-мм Г Д-20 — 20, 152-мм П — 50, 130-мм П М-46 — 800, 122-мм П — 100 (на консервации), 122-мм Г М-30 — 150, 122-мм Г Д-30 — 500); 480 РСЗО (122-мм БМ-21 «Град» — 280, 107-мм «Тип-63″ — 200); 659 минометов (240-мм — 9, 160-мм — 100, 120-мм — 350, 82-мм — 200); ПТРК («Малютка» — 3500, в т. ч. 2500 самоходных, «Фагот» — 150, «Милан» — 200, «Конкурс» — 200, «Метис», «Корнет-Э»); 55 ЗРК ближнего действия («Стрела-10″ — 35, «Стрела-1″ — 20); 4000 ПЗРК «Стрела-2″ и «Игла»; 2050 орудий зенитной артиллерии (100-мм КС-19 — 25, 57-мм С-60 — 675, 37-мм — 300, ЗСУ-23-4 «Шилка» — 400, ЗУ-23-2 — 650); 2350 БМП (БМП-1 — 2250, БМП-2 — 100); 1600 бронетранспортеров (БТР-152, БТР-60, БТР-50); 725 БРДМ-2, в т. ч. 85 БРДМ-2РХ.

Танковый парк вооруженных сил САР представлен в основном устаревшими машинами, то же относится и к БМП. В артиллерии мало самоходных орудий — до 80% артиллерийских систем представлены устаревшими образцами. Отсутствуют современные системы управления огнем и разведки. Основу противотанковых средств также составляют устаревшие комплексы, типа «Малютка», «Милан» и «Фагот». Много старой техники и в войсковой ПВО. Слабой остается войсковая ремонтная база, не хватает запасных частей. На недостаточно высоком уровне находится техническое обслуживание вооружения.

В соединениях, частях и подразделениях сухопутных войск регулярно проводятся мероприятия по боевой подготовке, в ходе которых отрабатываются задачи ведения боевых действий в различных условиях обстановки. Большое внимание командование уделяет изучению опыта действий войск и особенностям применения боевой техники в региональных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке.

В целом сухопутные войска САР поддерживаются в боеспособном состоянии, но их техническое оснащение требует коренного улучшения путем замены или серьезной модернизации значительного числа образцов боевой техники.

По некоторым данным к середине 2015 года в течение боевых действий различными оппозиционными группировками было захвачено от 200 до 400 танков (в основном Т-55 и Т-62) и около 200 боевых машин пехоты БМП-1. Тем не менее, армия пополняется новыми танками Т-72 российского производства.

Военно-воздушные силы и войска ПВО (100 тыс. человек, в т. ч. в ВВС — 40 тыс. и в ПВО 60 тыс. человек) представляют собой единый вид вооруженных сил.

Военно-воздушные силы состоят из бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, военно-транспортной, вертолетной и учебной авиации. На их вооружении имеется 478 боевых, 25 транспортных, 31 учебно-боевой и 106 учебных самолетов, 72 боевых и 110 транспортных вертолетов.

Бомбардировочная авиация представлена 20 самолетами Су-24 (2 эскадрильи). Истребительно-бомбардировочная авиация имеет 134 самолета (90 Су-22 различных модификаций в составе 5 эскадрилий и 44 МиГ-23бн в составе 2 эскадрилий). Истребительная авиация насчитывает 310 самолетов (16 эскадрилий): МиГ-29 — 20 (1 аэ), МиГ-25 — 30 (2 аэ), МиГ-23 различных модификаций — 90 (5 аэ), МиГ-21 различных модификаций — 170 (8 аэ). Разведывательная авиация имеет 14 самолетов (МиГ-25Р — 6, МиГ-21Р —

и беспилотные самолеты-разведчики. В 2000 г., по данным иностранной печати, ВВС САР, возможно, пополнились 4 истребителями Су-27 и 14 МиГ-29СМТ.

Военно-транспортная авиация (1 бригада) располагает 25 самолетами: Ил-76 — 4, Ан-26 — 5, Ту-134 — 6, Як-40 — 7, «Фалкон-20″ — 2, «Фалкон-900″ — 1.

Учебно-боевая авиация представлена 31 машиной: МиГ-25УБ — 5, МиГ-23УБ — 6, МиГ-21УБ — 20. Учебно-тренировочная авиация имеет 106 самолетов: L-39 — 80, ММВ-223 «Фламинго» — 20, «Мушак» — 6.

Боевые вертолеты представлены 87 машинами (48 Ми-25 и 39 SA-342L «Газель»), транспортные — 110 машинами (100 Ми-8/Ми-17 и 10 Ми-2). Имеется также несколько вертолетов РЭБ.

Военная авиация базируется на 21 аэродроме, основными из них являются: Абу-эд-Духур, Алеппо (Халеб), Блей, Дамаск (Меззе), Думейр, Дейр-эз-Зор, Насирия, Сейкаль, Тияс, Тифор, Хальхале и Хама.

На сирийские ВВС возложено решение следующих основных задач: нанесение ударов по объектам противника в тактической и оперативной глубине; оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС; прикрытие во взаимодействии с наземными средствами ПВО крупных политико-административных центров, экономических объектов и группировок войск от ударов авиации противника; ведение воздушной разведки.

На вооружении ВВС состоят в основном устаревшие типы самолетов и вертолетов, имеющие ограниченные возможности по боевому применению. Даже наиболее современные типы самолетов МиГ-29 и Су-24 нуждаются в доработках. Командование испытывает трудности в ремонте и техническом обслуживании авиационной техники. Ощущается острая нехватка запасных частей. Слабым местом ВВС остается воздушная разведка. В создавшихся условиях сирийское командование крайне заинтересовано в приобретении новых современных типов боевых самолетов или модернизации существующих образцов. В целом же военно-воздушные силы САР поддерживаются в боеспособном состоянии.

ВВС принимают активное участие в продолжающейся гражданской войне. Сообщалось, что к 2015 году более 90% боевых вертолетов было выведено из строя, а сирийская армия вынуждена использовать для ударов по позициям боевиком в том числе и противолодочные вертолеты ВМС.

Части противовоздушной обороны представлены двумя дивизиями ПВО, 25 зенитными ракетными бригадами (отдельными и в составе дивизий ПВО, всего до 150 батарей), частями радиотехнических войск. На их вооружении имеется 908 ПУ ЗУР (600 С-75 и С-125, «Печора-2М», 200 «Квадрат», 48 ПУ ЗУР дальнего действия С-200 «Ангара» и С-200В «Вега», 60 ПУ ЗУР «Оса», а также до 4000 орудий зенитной артиллерии. Территория САР разделена на Северную и Южную зоны ПВО. Для управления силами и средствами противовоздушной обороны имеется три полностью компьютеризированных командных пункта.

На вооружении частей ПВО состоят в основном устаревшие зенитные ракетные комплексы С-75, С-125 и «Квадрат» (на последнем проведены частичные модернизационные работы), которые конечно не могут эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения. Командование, учитывая ту значительную роль, которую играла авиация в военных действиях в зоне Персидского залива, в войне в Югославии и ряде других локальных конфликтах, уделяет особое внимание укреплению сил и средств ПВО. В частности приняты на вооружение 12 систем С-125М «Печора-2М», а одним из новейших комплексов ПВО является российский «Бук-М2Э», поставленный в количестве 18 единиц.

На сегодняшний день именно наличие ПВО в Сирии является основным сдерживающим фактором от массированной агрессии с воздуха. Командование западных стран отлично понимает, что ПВО Сирии существенно новее и многочисленнее, чем системы ПВО Ливии, Ирака или Югославии, а потому их применение приведет к неприемлемым потерям стран антисирийской коалиции.

Военно-морские силы (4 тыс. человек) предназначены для обороны территориальных вод и морского побережья страны от ударов корабельных группировок противника, защиты морских коммуникаций. Штаб ВМС находится в г. Латакии. Корабли и катера базируются в трех военно-морских базах: Латакия (ГВМБ), Тартус, Мина-эль-Бейд. В составе ВМС имеются также ракетные и артиллерийские части береговой обороны, батальон наблюдения, эскадрилья вертолетов ПЛО и отряд боевых пловцов.

Корабельный состав ВМС САР включает 10 боевых кораблей, 18 боевых катеров, 4 вспомогательных судна, в т. ч. одно учебное и одно гидрографическое.

Боевые корабли представлены 2 фрегатами (советские малые противолодочные корабли пр.159АЭ, поставлены в 1975 г.), 3 средними десантными кораблями пр.770 (поставлены в 1981-1984 гг.) и 5 тральщиками советской постройки пр.1258 и пр.266, полученными в 1970-80-е годы. Боевые катера представлены 10 ракетными катерами пр.205 различных модификаций (поступили из СССР в 1979-1982 гг.), 8 патрульными катерами пр.1400МЭ советской постройки (поставлены в 1984-1986 гг.).

На вооружении морской авиации состоит 24 вертолета ПЛО (Ми-14 — 20, Ка-28 — 4).

Части береговой обороны имеют на вооружении 10 ПУ подвижных береговых ракетных комплексов («Редут — 4, «Рубеж» — 6, боезапас — 100 ракет обоих типов), 36 орудиями калибра 130 мм и 12 — калибра 100 мм. В 2010 г. Россией были поставлены 2 дивизиона новейшего комплекса «Бастион» с ПКР «Яхонт».

Корабли и катера сирийских ВМС большей частью физически изношены и морально устарели, требуют ремонта или замены на новые. В сложившихся условиях командование ВМС предпринимает все возможные шаги для поддержания корабельного состава в боеготовом состоянии.

Народная армия (НА) рассматривается в качестве резервного компонента вооруженных сил. Она насчитывает до 100 тыс. человек и подчиняется начальнику генерального штаба. Организационно состоит из отдельных батальонов, сформированных по территориальному признаку. Ее личный состав комплектуется из рабочих, крестьян, государственных служащих, подготовка которых осуществляется в ходе ежегодных сборов под руководством кадровых военных. Подразделения НА предназначены для охраны и обороны объектов тыла, кроме того, они привлекаются для решения задач гражданской обороны. В военное время численность Народной армии предполагается довести до 300 тыс. человек.

В настоящее время основной задачей военного строительства в САР является недопущение дальнейшего снижения уровня боеспособности национальных ВС и, по возможности, переоснащение их на более современные виды боевой техники. Однако данная задача является достаточно трудной. Ограниченность экономических ресурсов не позволяет стране самостоятельно укреплять национальный военный потенциал, а серьезных партнеров по военно-техническому сотрудничеству, которые помогли бы перевооружить армию, у Сирии не имеется. Сказывается и нехватка финансовых средств.

Сирия не имеет развитой военной промышленности. Военное производство представлено главным образом предприятиями по выпуску боеприпасов и стрелкового оружия. Имеются предприятия по ремонту вооружения и военной техники для всех видов ВС. Все они построены в 1970-1980-е гг. при техническом содействии СССР и других социалистических стран. В настоящее время у сирийцев нет крупных проектов развития военной промышленности.

Роль армии в политической жизни Сирии. Армия в САР представляет собой особый социальный институт, непосредственно влияющий на внутриполитическую обстановку в стране. Более того, ВС являются ведущей военно-политической силой Сирии. Наряду со спецслужбами, они полностью выведены из-под контроля конституционных органов власти и подчиняются непосредственно главе государства, который контролирует в них кадровые и структурные изменения. В армии разрешена политика только правящей партии Баас. С другой стороны, высшие армейские чины фактически представляют собой правящую партию военных.

Для идеологической обработки личного состава ВС в них действует разветвленная система политических органов. Ими руководит созданное в 1971 г. Политическое управление.

Основными задачами партийно-политической работы в армии являются: идеологическая обработка личного состава в духе любви к родине, преданности правящему режиму и лично президенту; воспитание у военнослужащих высоких моральных качеств, воспитание у военнослужащих ненависти к врагам Сирии; обеспечение высокой боеспособности соединений, частей, подразделений, вооруженных сил в целом; укрепление воинской дисциплины.

Система комплектования вооруженных сил и подготовки военных кадров основана на законе о всеобщей воинской обязанности 1953 г. и законоположении «О прохождении военной службы» 1968 г. Воинская служба подразделяется на действительную военную службу и службу в резерве.

В мирное время призыву на действительную военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 19 до 40 лет, годные по состоянию здоровья. Призыв производится два раза в год — в марте и сентябре. После прибытия на призывные пункты новобранцы распределяются по учебным центрам видов вооруженных сил и родов войск или направляются непосредственно в части. Ежегодно призывается до 125 тыс. человек. С 1953 г. действует система откупа от военной службы, чем широко пользуются зажиточные сирийцы (в конце 1990-х гг. ежегодное число «откупников» составило ок. 5 тыс. человек).

Продолжительность срочной службы — 2,5 года. До достижения 40 лет военнообязанный состоит в запасе, после чего переводится в пассивный резерв, подлежащий мобилизации только во время войны, когда на службу призываются мужчины в возрасте от 17 до 50 лет.

После окончания срочной службы солдаты и сержанты, пройдя соответствующую подготовку, могут остаться на сверхсрочную службу. В этом случае они заключают контракт с министерством обороны сроком не менее чем на пять лет, в последующем он может продлеваться до наступления 50-летнего возраста. Военнослужащие могут оформить контракт и сразу на предельный срок.

В Сирии действует разветвленная система военной подготовки допризывной молодежи в средних школах и университетах.

Сержантский состав готовится в специальных школах. Часть сержантских должностей комплектуется за счет выпускников высших учебных заведений, которые после окончания учебы обязаны отслужить действительную военную службу.

Для подготовки офицерских кадров в ВС САР имеются две военные академии: Высшая военная академия в Дамаске и Военно-техническая академия им. Х. Асада в Алеппо, а также военные колледжи (училища): пехотный, танковый, полевой артиллерии, военно-воздушный, военно-морской, ПВО, связи, инженерно-технический, химический, артиллерийского вооружения, РЭБ, тыла, политический, военной полиции. Женщины-офицеры готовятся в женском колледже.

При необходимости в вооруженные силы в качестве офицеров на должности врачей, юристов, инженеров (в основном по редким техническим специальностям) призывают выпускников гражданских высших учебных заведений. В отдельных случаях за мужество и героизм, проявленные на поле боя или при исполнении служебных обязанностей в мирное время, офицерское звание может быть присвоено солдатам и сержантам.

Российские военнослужащие в Сирии действительно присутствуют достаточно давно. Этот факт на недавней V Московской конференции по международной безопасности подтвердил начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов: «Российские военные советники оказывают помощь командованию сирийской армии в планировании боевых операций против бандформирований, участвуют в обучении и подготовке к боевым действиям резервных соединений и воинских частей».Группа советских военных специалистов как сводное воинское формирование ВС СССР была направлена в Сирию еще в 1956 году. Позже, в 1973 и 1983 годах, численность контингента была увеличена за счет регулярных частей Советской армии, что рассматривалось как противостояние в холодной войне между СССР и США и борьба за влияние в стратегически важном регионе Ближнего Востока.В Сирии на протяжении многих десятилетий был традиционно сильный и укомплектованный аппарат советских военных советников и специалистов, которые входили во все управленческие звенья сирийской армии. Круг их обязанностей порой выходил за пределы полномочий советников.Советские военные советники и специалисты – летчики, моряки, зенитчики, танкисты – принимали непосредственное участие в боевых действиях на сирийско-израильском фронте. Из наиболее известных – «Шестидневная война» (1967 год), «Война на истощение» (1970 год), «Война в воздухе» (1972 год), «Война Судного дня» (1973 год), «Ливанская война» (1982 год), «Оккупация и морская блокада Ливана силами НАТО» (1983 год).В последующие годы советские специалисты передавали арабам боевой опыт и обучали сирийцев владению боевой техникой и оружием, которое поставлялось в Сирию из Советского Союза, а в последующем из России.«Уже с конца 70-х годов прошлого века наши военные советники не принимали участия в активных боевых действиях в Сирии, – рассказывает бывший советник начальника сирийской военной академии в Алеппо полковник Анатолий Матвейчук. – Большей частью работа аппарата главного военного советника в это время сводилась именно к советническим функциям, преподавательской работе, обучению сирийцев использованию военной техники, которая поставлялась из нашей страны.Упор делался на то, чтобы обучать местных инструкторов, которые должны были в последующем готовить местных специалистов для сирийской армии. Большое внимание уделялось политической подготовке сирийцев – сказывалась социалистическая идеология тех времен. Но технические навыки в обучении были основными: сирийские солдаты, будучи храбрыми воинами, овладевали сложной военной техникой не так успешно, как этого требовали нормативы».Нынешний контингент российских военных советников в Сирии увеличивается – с учетом развития ситуации в этой стране. Только не нужно путать его с обеспечением безопасности российского контингента, который охраняет авиабазу на аэродроме Хмеймим и еще ряд российских объектов на территории этой страны. Там, помимо летного и технического персонала ВКС России, являющихся основными участниками операции по уничтожению террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ), находятся и иные силы обеспечения безопасности.Понятно, что они не стоят шеренгой вдоль взлетно-посадочной полосы в Хмеймиме и выполняют свои задачи, в том числе связанные с возможной эвакуацией экипажей российских самолетов за пределами базы. Но этот контингент – не российские советники, а именно силы, предназначенные для обеспечения безопасности.«Координация действий сирийской армии со стороны российских советников является стратегической задачей, – говорит полковник Анатолий Матвейчук. – Нынешние военные операции, которые проводились в провинции Алеппо и при освобождении Пальмиры являются стратегическими. Опыт наших офицеров и генералов, которые сейчас находятся в Сирии, в подобной ситуации крайне необходим.У них за плечами опыт Афганистана, чеченских кампаний. Вот для примера: сейчас сирийских механиков-водителей готовят наши советники за один месяц, вместо прежних трех. Точно в такой же пропорции увеличилась и эффективность командно-штабных действий сирийских военачальников».Среди тех, кто сегодня находится в составе аппарата главного военного советника в Сирии, высокопоставленные российские офицеры, которые выступают в роли как преподавателей военных академий, так и консультантов в высоких штабах сирийской армии. Российские советники в младшем звании обучают своих коллег на уровне от бригады до батальона.Технические специалисты занимаются переучиванием сирийцев на современные виды вооружений, которые Россия исправно поставляет по договоренностям с этой арабской республикой. Есть еще целый штат российских военных переводчиков-арабистов, среди которых присутствуют даже курсанты-лингвисты последних курсов Военного университета.«Советнический аппарат в Сирии достигал трех тысяч человек, это были специалисты различного уровня, – говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. – Его сильно подрубил в свое время экс-министр обороны Анатолий Сердюков, помножив, образно говоря, на ноль. Численность советников уменьшилась в пять раз.Сейчас разворачивается полноценная структура советников, которые способны помочь правительственной армии Сирии эффективно вести боевые действия против джихадистов, что и было продемонстрировано во время последних наступательных операций сирийской правительственной армии. И их роль здесь ничуть не меньше, чем удары с воздуха российской авиации ВКС».Эксперт считает, что России нет смысла слать в Сирию полноценные боевые подразделения для наземной операции, в которой неизбежны большие людские потери. Наиболее эффективно применение именно военных советников, которые будут проводить обучение сирийцев на уровне батальонно-тактических групп, а при необходимости и координировать их действия во время боевых действий.«Роль советников – ключевая, – говорит Владислав Шурыгин. – Чтобы побеждать, нужно научиться воевать. Этому и способны обучить наши советники, обладающие огромным боевым опытом, сирийских коллег. И эффект уже очевиден: если еще год назад сирийские танки катались взад-вперед, беспорядочно стреляя, то сейчас в организации их наступления видна хорошо продуманная тактика. И обучили сирийцев именно наши советники».

На веб-сайте Российского совета по международным делам (РСМД) 28 апреля 2017 года была опубликована небезынтересная руководителя Центра исламских исследований Института инновационного развития (ИИР) Кирилла Семенова "Вооруженные силы Сирии на седьмой год войны: от регулярной армии к добровольческим корпусам", посвященная нынешнему состоянию правительственных вооруженных сил Сирии.

Подразделения Сирийской Арабской армии в районе Пальмиры. 03.03.2017 (c) Олег Блохин / www.facebook.com

С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы.

Сирийская арабская армия

В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я). В них был переизбыток танков и иной бронетехники и дефицит легких мобильных, хорошо подготовленных подразделений. Они также имели громоздкую штатно-организационную структуру и не могли решать поставленные задачи в ходе внутреннего конфликта.

Массовое дезертирство окончательно поставило крест на боеспособности этих дивизий, за исключением 4-й механизированной, 14-й и 15-й дивизий специальных сил, а также «Республиканской гвардии». Из остальных дивизий, чьи штабы одновременно являлись и штабами военных секторов, был выделен их боеспособный компонент, сведенный обычно в одну из четырех штатных бригад. Так, например, в 1-й танковой дивизии такой бригадой стала 76-я и в 10-й дивизии — 56-я бригада. На основе штабов дивизий удалось создать элементы командования по территориальному принципу, большинство из которых действуют и до настоящего времени (кроме штаба дивизии в Ракке). Они послужили основой территориальных или позиционных сил.

Большинство дивизий или бригад с их номерами являлись соединениями подобного дивизионного и бригадного уровня только на бумаге и в сводках новостей. В реальности они не представляют соответствующей боевой ценности. Скорее, они напоминают дивизии и бригады российской армии времен первой чеченской кампании. Данная ситуация сохраняется и в настоящее время, и второе падение Пальмиры в декабре 2016 г. это наглядно продемонстрировало. Находящиеся поблизости в провинции Хомс военные части не смогли выделить каких-либо существенных подкреплений и направить их в помощь гарнизону Тадмора, несмотря на то, что на бумаге эти силы выглядели очень грозно. Таким образом, главными проблемами режима на первом этапе войны стали как комплектование САА личным составом, так и отсутствие в ней мобильных сил и легкой пехоты, способных оперативно затыкать бреши в случае возникновения угрозы на том или ином направлении, а также вести боевые действия в городских условиях и на местности со сложным рельефом.

Главными проблемами режима на первом этапе войны стали как комплектование САА личным составом, так и отсутствие в ней мобильных сил и легкой пехоты, способных оперативно затыкать бреши в случае возникновения угрозы, а также вести боевые действия в городских условиях и на местности со сложным рельефом.

Сформированные после 1982 г. для операций в горах Ливана четыре пехотные бригады быстро потеряли боеспособность, будучи набранными из нелояльных режиму сирийцев. В результате на первом этапе войны режим Б. Асада в качестве мобильных сил легкой пехоты мог рассчитывать лишь на 14-ю и 15-ю дивизии специальных сил. Их подразделения действовали по всей территории страны, перебрасываясь на различные участки. Такую же боевую работу выполняли и отдельные полки специального назначения. Спецназом, естественно, все эти силы можно было назвать весьма условно, так как они применялись исключительно как легкая пехота и штурмовые силы. Но надо отметить, что по уровню боевой выучки они превосходили иные сирийские соединения и части.

В качестве мобильных бронетанковых и механизированных подразделений, которые использовались по всей Сирии, на наиболее угрожаемых направлениях были бригады и батальоны 4-й механизированной дивизии, которые усиливались подразделениями иных «тяжелых» дивизий. Танковые и механизированные батальонные группы этих соединений часто применялись совместно с частями 14-й и 15-й дивизий специальных сил, обеспечивая им бронетанковую поддержку. Впоследствии также в качестве пехотного компонента 4-й дивизии часто использовались отряды ливанской «Хезболлы», как это можно было наблюдать, например, в ходе боев за Алеппо.

Тем не менее всех боеспособных соединений САА, включая части «Республиканской гвардии», которые также сохранили боеспособность, но были ориентированы прежде всего для обороны правительственных кварталов Дамаска, а одна бригада была развернута для защиты Латакии, было явно недостаточно не только для наступательных действий, но даже для обороны т.н. «Полезной Сирии». Собственно, и в настоящее время численность САА вряд ли может превышать 70 - 80 тыс. бойцов.

Шабиха и Национальные силы обороны

Режим не имел возможности восстановить в полной мере боеспособность САА ввиду массового уклонения от службы в ней. В такой ситуации Б. Асад был вынужден, по сути, пойти по пути своих противников, позволив любым лояльным ему группам, партиям и общественным движениям создавать собственные вооруженные группировки без какого-либо управления этим процессом из Дамаска.

За счет формирования большого количество военизированных структур различного происхождения, которые взяли на себя местные партийные ячейки БААС, крупные бизнесмены, связанные с режимом Б. Асада, или даже преступные сообщества, на протяжении 2012 г. была частично решена проблема комплектования вооруженных сил. Их удалось усилить пехотными подразделениями, которыми стали эти военизированные иррегулярные формирования. Их называли обобщенным наименованием «Шабиха». Начиная с 2012 г., Шабиха появляются во всех регионах Сирии, подконтрольных режиму. В тот период численность этих сил оценивалась в 40 тыс. чел. Однако в последующем она только возрастала.

Некоторые отряды действовали исключительно на ограниченной территории — в городском районе или поселке, где и были сформированы. Иные, например, созданные влиятельными магнатами, могли быть использованы во всей Сирии. Эти подразделения также сильно отличались по уровню экипировки и вооружения, подготовки бойцов, дисциплины. Некоторые представляли исключительно местные силы, другие имели сложную иерархию, ведущую в Дамаск. В любом случае Шабиха спасла армию от истощения и оказалась в некоторых случаях даже более эффективной и устойчивой в городских боях и при обороне населенных пунктов, чем САА.

Многие эти отряды обрели дурную славу, прежде всего связанную с их преступлениями против гражданского населения, что нашло отражение и в документах ООН. Вопреки распространенному мнению далеко не все группы Шабиха были алавитскими. Некоторые были сформированы из суннитов. Например, в Алеппо роль Шабихи играл суннитский гангстерский клан «Барри», прославившейся своей жестокостью; точно такую же репутацию завоевал христианский преступный клан, ранее контролировавший пути контрабанды, ставший Шабиха в районе Эль-Кусейра.

На следующей стадии военного конфликта реформированию подверглись уже собственно эти «разношерстные» иррегулярные формирования, которых попытались привести к общему знаменателю и придать им более или менее единое устройство. В связи с этим сирийские власти, начиная с 2013 г., создают «Национальные силы обороны» (НСО), подчиненные «Народным комитетам». В формировании этих подразделений приняли участие иранские военные советники, которые в качестве образца предложили структуру и программу обучения «Басидж» — иранской военизированной милиции.

Иностранные шиитские группировки

С учетом того, что САА даже с помощью НСО не была в состоянии переломить ход войны, в этот период в стране появляются «шиитские джихадисты» — иностранные боевики различных шиитских организаций из разных стран, которые с того момента становятся неотъемлемой частью вооруженных сил режима. Наиболее известные среди них — ливанская «Хезболла» и многочисленные иракские группы, такие как «Лива аль-Зульфикар» и «Лива Асадуллах аль-Галиб», возникшие на фундаменте «первопроходцев» шиитского джихада в Сирии из числа иракских сил — «Ливы Абу Фадль аль-Аббас» и конгломерат иракских шиитских группировок, связанных с «Асаиб Ахль аль-Хакк».

В САР также действуют формирования, подчиненные непосредственно иранскому командованию «Аль-Кудс». В частности, набранные из афганских шиитов «Фатимиюн» (их общая численность в лагерях в Иране составляет 18 тыс., из них 3-5 тыс. находятся в Сирии и меняются на основании ротации) и пакистанские «Зейнабиюн».

«Сирийская Хезболла» — сирийские шиитские группировки

Многие из этих иностранных шиитских группировок начинают формировать в Сирии свои «дочерние структуры» — как связанные с ними напрямую, так и финансируемые из шиитских фондов. Это так называемая «Сирийская Хезболла», в которую входят силы «Сирийского национального идеологического сопротивления» — местные филиалы ливанской «Хезболлы», а также «Сирийское исламское сопротивление», к которому можно отнести местные сирийские фракции иракских шиитских группировок. Эти силы состоят из сирийских граждан — как шиитов, так и «хомейнизированных» суннитов и алавитов. Так, например, иракская «Катаиб Сайид аш-Шухада» сформировала из сирийцев свой местный филиал — «Лива Сайида Рукайа». А действующая в осажденном Дейр-аз-Зоре «Лива имам Зейн аль-Абидин» — один из многих филиалов ливанской «Хезболлы» в САР. Большинство таких группировок фактически так и не вошли в НСО и по-прежнему пользуются самостоятельностью.

Другие группировки, наоборот, даже стали подразделениями САА. Так, в 4-й дивизии есть шиитский полк местной (сирийской) «Хезболлы» — «Лива Сейф аль-Махди». Общая численность всех формирований, связанных с Ираном, можно оценить в 130 тыс. чел. Из них 30 тыс. — это иностранные шиитские боевики и 100 тыс. — сирийские шиитские группировки и подразделение НСО, состоящие из суннитов и алавитов и иных сирийцев, но находящиеся под контролем иранских военных советников и частично или полностью финансируемые Ираном.

«Силы Тигра», «Соколы Пустыни» и частные военные фракции

Следует отметить, что наступило четкое «разделение труда» между САА и НСО, где армия в большой степени играет роль танковых и тяжелых механизированных подразделений, а НСО — пехотных частей, иногда даже посаженных на бронетехникику (БТР, БМП), принадлежащую армии. Тем не менее армейское командование прилагает усилия для создания собственного пехотного штурмового компонента, который должен был дополнить силы СпН из 14-ой и 15-ой дивизий. Таким образом, осенью 2013 г. появляются «Силы Тигра», развернутые в одноименную дивизию. Их формирование отражает общую картину состояния упадка регулярных частей САА, ее полную децентрализацию и хаотизацию.

Так, изначально призванные стать еще одним «элитным подразделением армии», эти силы находят серьезных спонсоров, связанных с разведкой ВВС и преследующих собственные цели. В результате они не столько усиливают 14-ю и 15-ю дивизии, сколько, наоборот, ослабляют их, переманивая наиболее подготовленных бойцов. Ослабили они и оставшиеся боеспособными армейские части, такие как 4-я механизированная дивизия или 11-я танковая, из которых также забирали лучшие офицерские кадры в подразделения дивизии «Силы Тигра» и его отдельные бригады — «Силы Гепарда» и «Силы Пантеры». При этом они подчиняются штабу САА весьма формально, будучи, по сути, подразделениями, связанными с разведкой ВВС. Пока, наконец, «Силы Тигра» не превращаются в полностью автономную «фракцию» сирийских проправительственных сил, имеющих и собственные танковые части (оснащенные новейшими российскими танками Т-90), и иные подразделения, обеспечивающие им широкую степень независимости.

Появление «Соколов Пустыни», уже исключительно частной военной компании, хоть и аффилированной с САА, также ослабляет состав 14-ой и 15-ой дивизий. Теперь их названия очень редко можно встретить в сводках боевых действий, в отличие от тех же «Тигров» или «Пустынных Соколов».

Таким образом, кроме САА и сил обороны появляется еще один компонент вооруженных формирований, действующих на стороне режима, — частные подразделения. Помимо уже названных соединений, к ним можно отнести подразделения «Катаиб аль-Джабалауи» и «Леопарды Хомса» (но есть и другие), сформированные Рами Маклуфом и его «Ассоциацией аль-Бустан».

Российский след — добровольческие штурмовые корпуса

Наконец, при участии российских военных советников начал формироваться 4-й добровольческий штурмовой корпус. Местом его формирования стала провинция Латакия. Примером послужила бригада «Щит Побережья», созданная в Латакии из местных алавитских добровольцев при поддержке «Республиканской гвардии».

Отличие 4-ого корпуса от ополченческих и территориальных НСО в том, что служба в нем не являлась альтернативой службе в САА. Корпус должен был формироваться из уже отслуживших «ветеранов» или тех, кто по тем или иным причинам были освобождены от службы. Но по факту его укомплектование, как это часто и бывало, происходит путем переманивания бойцов иных, в том числе конкурирующих, структур, то есть дивизий Армии или НСО. При поступлении в это подразделение сохранились гражданские зарплаты, к которым добавлялись новые выплаты, что указывает на серьезные источники финансирования.

В результате к осени 2015 г. из 6 набранных местных добровольческих бригад (некоторые, вероятно, перепрофилированные бригады НСО) и 103-й бригады «Республиканской гвардии», послужившей, скорее всего, в качестве штабной и резерва тяжелой техники, а также ряда иных частей и был развернут 4-ый штурмовой добровольческий корпус. Он смог добиться определенных успехов в ходе наступательных операций в Латакии в конце 2015 - начале 2016 гг. Само название «штурмовой» указывало на изменившуюся тенденцию. Теперь вместо оборонительных структур типа НСО и спонтанно возникших бригад «Щитов» (обороны побережья и т. д.) силы режима нацеливаются на наступательные операции.

После окончания формирования 4-ого корпуса начинается создание близкой к нему структуры — 5-ого штурмового добровольческого корпуса, но уже не регионального (Латакия), а общесирийского значения. Он должен быть укомплектован в том числе и за счет задействования «скрытых резервов». В частности, к службе в его бригадах будут привлекаться амнистированные повстанцы и дезертиры, а также иные избегающие военной службы лица. В то же время для поступления в корпус существует серьезный материальный стимул в виде сохранения довоенных зарплат и военных премий.

Если 4-ый корпус был развернут исключительно в Латакии и являлся скорее экспериментальным, то места формирования 5-го корпуса разбросаны по всей Сирии, и условия службы в нем несколько отличаются от 4-го корпуса. Не исключено, что силы 5-го корпуса будут тесно взаимодействовать с теми подразделениями на военных объектах, на которых они формируются (5-я танковая дивизия, 15-я дивизия СпН). Ожидается также, что эти силы могут создать нужный пехотный компонент для взаимодействия с «тяжелыми» батальонами САА вместо зависимых от Ирана НСО. Тем самым предусматривается возможность предоставить российскому военному командованию широкую степень независимости в проведении военных действий без необходимости привлекать проиранские формирования и менять в угоду им ход той или иной операции. Это вызывает настороженность у Тегерана. И, по некоторым данным, Иран настаивает на своем более активном участии в создании 5-го корпуса.

Кроме того, новой тенденцией развития вооруженных сил режима может стать укрепление «Республиканской гвардии», которая в конце концов должна будет поглотить все наиболее боеспособные части САА. В качестве образца может быть использовано формируемое в Алеппо новое соединение, которое объединит в своих рядах все части и подразделения Сирийской арабской армии, действующие в районе города, в новое формирование — 30-ю дивизию «Республиканской гвардии».

На каждом новом этапе реформ и попыток укрепить боеспособность лояльных ему сил, режим Б. Асада создает все новые и новые надстройки, каждая из которых имеет различную степень зависимости или независимости от Дамаска. И каждая из них опирается на поддержку того или иного зарубежного или внутреннего спонсора, являясь, по сути, его «прокси».

Само по себе наличие такого количества разрозненных и не подконтрольных в полной мере Дамаску структур закладывает под Сирию (а отнюдь не только под режим) бомбу замедленного действия, препятствует реализации договоренностей о прекращении огня и требует выработки ясной линии в отношении их будущего.

Гражданская война в Сирии, которая с переменным успехом длится в стране уже 6 лет, поставила эту некогда процветающую страну на грань гуманитарной катастрофы. Некогда Сирия, армия которой сегодня пытается изо всех сил вернуть контроль над ранее утраченными территориями, считалась одним из самых мощных в военном плане ближневосточных государств. Канули в Лету те времена, когда Сирия имела большой политический вес в арабском мире, когда ни один политический и вооруженный конфликт не обходился без участия сирийских войск. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Страна разорвана на части. Огонь гражданского противостояния охватил 70% территории страны. От некогда могучей военной силы остались жалкие остатки. Однако даже в таком состоянии нынешняя армия, всегда считавшаяся оплотом режима Президента Асада, стала едва ли не единственным инструментом для сохранения позиций действующей власти.

Ведя борьбу сразу на нескольких фронтах, вооруженные силы Сирии сумели не только предотвратить окончательный развал государства, но и продолжают бороться за восстановление суверенитета страны. И это несмотря на то, что численность вооруженных сил сильно сократилась ввиду массового дезертирства и военных потерь. Серьезным ударом по боеспособности сирийской армии стало существенное сокращение источников финансирования статей военных расходов. Армия, которая не имеет стабильного и надежного тылового обеспечения, в которой современные образцы вооружений можно пересчитать по пальцам и остро ощущается нехватка квалифицированных кадров, вынуждена продолжать вооруженную борьбу.

Что было раньше, до войны

Сирийская Арабская Республика с самого момента своего образования имела мощные вооруженные силы. Этому способствовала политическая обстановка, сложившаяся на Ближнем Востоке во второй половине XX века. Сирийское руководство, в отличие от правительств других ближневосточных стран, изначально проводило политику, ориентированную на Советский Союз. Благодаря дружбе с СССР, страна постоянно находилась в орбите советской внешней политики, получая взамен серьезную военно-экономическую помощь.

Сирийская армия, которая стала получать в больших количествах советскую военную технику, быстро набирала силу, со временем став одной из самых мощных в регионе. На боеготовности и состоянии войск сказывались не только количество армейских частей и подразделений, но и высокая техническая подготовка и морально-психологические качества личного состава. Большая часть сирийских офицеров прошла подготовку в учебных заведениях Советского Союза. В Сирии постоянно работали военно-дипломатические миссии из СССР, сотрудники которых обучали командиров и личный состав сирийских вооруженных сил. Работа велась по всем направлениям, как в области получения навыков в обращении с новыми образцами и средствами вооружений, так и в плане тактической подготовки. Уровень военно-технической подготовки сирийской армии оставался всегда достаточно высоким, даже несмотря на ряд тяжелых поражений, понесенных сирийскими войсками в ходе вооруженных конфликтов, вспыхивавших на Ближнем Востоке.

Следует отметить, что сирийские военные имели большой политический вес в стране. Армия постоянно принимала участие в военно-политических кризисах, возникающих в этом взрывоопасном регионе планеты. В течение всей второй половины XX века сирийские вооруженные силы отметились участием в следующих вооруженных конфликтах:

  • 1948 год — война за независимость Израильского государства;
  • 1967 год — шестидневная война коалиции арабских стран против Израиля;
  • 1973 год — «Война Судного Дня»;
  • 1982 год — Гражданская война в Ливане;
  • 1990-91 гг. — Первая война в Персидском заливе.

Оценивая этот список можно сделать вывод, что сирийские вооруженные силы традиционно имеют огромный боевой опыт. Армия в Сирии — это не парадно-показательная структура. Вооруженные силы для Сирийской Арабской Республики всегда были основным элементом организации стратегической региональной внешней политики. Это подтверждается и структурой вооруженных сил, традиционно состоящих из трех видов:

  • сухопутные войска;
  • военно-воздушные силы;
  • военно-морские силы.

Первый два вида войск для сирийской армии играют ключевую роль в оборонной стратегии. Последний, военно-морской компонент, ввиду ограниченности морской береговой линии, является вспомогательным видом вооруженных сил. Сирийская армия по своей численности в зените своего могущества занимала 16 место в мире. В армейских частях, в военной авиации, в войсках ПВО и в ВМС имелось до 354 тыс. человек. Страна имела довольно большой мобилизационный ресурс, который по данным разных источников оценивался в 3,5-4 млн. человек.

Для обеспечения решения тактических задач на собственной территории, Сирия имела корпус жандармерии и подразделения народного ополчения (резервисты).

Структура вооруженных сил Сирийской Арабской Республики

Несмотря на незначительную площадь государства, вся территория страны была поделена на шесть военных округов, ориентирована по географическому фактору. Основная ударная сила сирийских вооруженных сил — сухопутные войска, насчитывающие 215 тыс. человек в условиях мирного времени. Вместе с резервом армейские части представляли собой полумиллионную армию. В состав сухопутных войск традиционно входят танковые, пехотные, моторизированные и воздушно-десантные войска, пребывающие в первой линии обороны.

Помимо строевых частей в состав сухопутных войск входят пограничные войска, подразделения связи и химической защиты, армейские части радиоэлектронной борьбы и инженерно-технические формирования. Центральным органом управления сухопутных войск является Генеральный Штаб сирийской армии, который в свою очередь подчиняется Министерству Обороны страны и Верховному Главнокомандующему. Высшим оперативно-тактическим объединением сухопутных войск является армейский корпус, дивизионного и бригадного состава.

Основная задача, которая ставилась перед сухопутными войсками, заключалась в противодействии военной экспансии Израиля на южных рубежах страны, в охране восточных и северных границ государства.

В пику своего военного могущества, сирийская армия имела в своем составе 12 дивизий, из которых 4 были танковые (танковая дивизия Республиканской гвардии) и одна воздушно-десантная. Помимо моторизованных и танковых дивизий в состав сухопутных войск входили:

  • четыре пехотные бригады;
  • пограничная бригада;
  • две ракетно-артиллерийские бригады;
  • две бригады ПТО;
  • до 11 отдельных полков.

В условиях военного времени армия могла развернуть дополнительно до 31 пехотной дивизии, около 4-5 танковых бригад или дивизий.

Артиллерия сухопутных войск имела две полноценные бригады, к которым могли в любой момент добавиться еще 3 артиллерийских полка.

На оснащении сухопутных войск находилось до 4700 танков. Основу танкового парка составляли машины советского производства, танки Т-55М, Т-62М и Т-72М. Из этого количества почти четвертая часть танков пребывает на длительном хранении в условиях консервации. В составе моторизованных частей имелось 2350 БМП-1 и БМП-2, более полутора тысяч БТР-152, БТР-50 и БТР-60.

Основная сила артиллерии сирийских сухопутных частей была представлена артиллерийскими системами советского образца. Самоходная артиллерия — это 152-мм, гаубицы «Акация» и 122-мм самоходные установки «Гвоздика». Помимо этого в составе моторизованных и пехотных частей имелось до 1600 буксируемых артиллерийских орудий калибрами 100-180 мм. Реактивная артиллерия имела на оснащении 480 ракетных систем залпового огня БМ-21 «Град» и «Тип-63» сирийского производства.

Тяжелое пехотное вооружение, находящееся на вооружении моторизованных и пехотных частей, в основном было представлено минометами калибра 82-120 мм, противотанковыми переносными комплексами «Малютка», «Фагот», «Милан» и «Корнет-Э».

Батальонная, полковая и бригадные системы ПВО имели на оснащении переносные ЗРК «Игла», «Стрела-1» и «Стрела-2», буксируемые зенитные орудия ЗУ-23-2, КС-19 и С-60, самоходные ЗУ-23-4 «Шилка».

Несмотря на довольно большое количество самой разнообразной военной техники, технический парк сирийских сухопутных войск нельзя назвать современным. Для своего времени, в период активного противостояния с Израилем, во время арабо-израильских войск, советские танки и артиллерия могли успешно конкурировать с лучшими образцами западной военной техники. В настоящее время наблюдается стремительное устаревание материально-технической базы танковых частей и артиллерии. Сказывается низкий уровень технического обслуживания механизированных подразделений.

Военная авиация

Военно-Воздушные Силы Сирийской Арабской Республики когда-то считались одними из лучших в арабском мире. В состав ВВС Сирии входят непосредственно военная авиация и части ПВО страны. На вооружении сирийской армейской авиации имелось до 500 боевых самолетов различных типов и до 100 боевых вертолетов. Военная авиация имела довольно значительное количество транспортных самолетов, вертолетов и учебно-тренировочных машин.

Основу самолетного и вертолетного парка составляли машины советского производства. Ударной силой авиации были истребители-бомбардировщики Су-22 и Су-24. Истребительная авиация в основном состояла из советских машин МиГ-21 и МиГ-23. Чуть позже, в начале 90-х годов сирийская военная авиация пополнилась более современными машинами, истребителями МиГ-29. Вертолетный парк сирийской армейской авиации — это транспортные машины Ми-8 и Ми-17. Имеется в распоряжении сирийских войск несколько полков штурмовых вертолетов Ми-25. В военно-техническом плане сирийская авиация находится на переходном этапе, когда поставленные цели и задачи не соответствуют техническим возможностям авиационной техники. Старые советские машины в большинстве случаев выработали свой технологический ресурс, новые машины только начинают поступать на оснащение авиационных частей, причем в ограниченном количестве.

Система противовоздушной обороны страны построена на секторальной обороне Северной и Южной зоны ПВО, где основную нагрузку несут наземные средства ПВО. Акцент в организации оборонных мероприятий делается на Южную зону, которая непосредственно граничит с территорией Ливана и Израиля. Структурно вся противовоздушная оборона представлена двумя дивизиями и 25 отдельными ракетными бригадами. В распоряжении сирийских военных имеются 900 пусковых установок, среди которых особо стоит выделить советские образцы: С-200 «Квадрат», ПУ ЗУР С-125, С-75 и «Оса».

В современных условиях говорить о высоком качестве противовоздушной обороны Сирии не приходится. На вооружении стоят устаревшие ракетные комплексы. В свое время проведенная модернизация ненамного повысила боевые характеристики зенитно-ракетных комплексов. Ввиду такой ситуации, высшее военного руководство страны делает ставку на увеличение роли авиации в обеспечении воздушных рубежей Сирийской Арабской Республики.

Сирийский военный флот

Много говорить о Военно-Морских Силах Сирии не приходится. Немногочисленный корабельный состав, представленный в основном катерами и кораблями старой советской постройки, слабая материально-техническая база не позволяют сирийскому флоту играть важную роль в акватории Восточного Средиземноморья. Основная задача сирийского флота, охрана собственной береговой линии от возможного вторжения в условиях тесного взаимодействия с сухопутными и авиационными частями сирийской армии.

Главная военно-морская база ВМС Сирии — порт Латакия. Отряды военных катеров и кораблей базируются также на Тартус и Мина-эль-Бейд. Основная боевая сила сирийского флота — два фрегата проекта 159э, которые страна получила еще в 1975 году и 10 ракетных катеров советской постройки.

Всего в составе ВМС Сирии числятся 10 кораблей, 18 катеров и до 30 кораблей других типов и классов. Численный состав флота насчитывает 4 тыс. человек. Части береговой обороны представлены ракетными комплексами «Редут» и «Рубеж» советского производства. Дополняют их артиллерийские части, вооруженные дальнобойными 100 и 130 мм. орудиями.

Комплектование сирийской армии

Принцип комплектации, военно-полевые и тыловые структуры частей сирийской армии, органы управления повторяли структуру Советской Армии. Для поддержания постоянной штатной численности армейских частей в Сирийской Республике введена всеобщая воинская повинность. На военную службу призывается все мужское население страны в возрасте 19-40 лет, не имеющее ограничений по состоянию здоровья. Призыв осуществлялся два раза в год — весной и осенью. Примерная численность призывников, которые ежегодно пополняли ряды вооруженных сил, составляет 120-130 тыс. человек. Такая система позволяла в течение длительного времени поддерживать численный состав сирийских вооруженных сил на высоком уровне. Служба в армии продолжалась 2,5 года.

В Сирии, как и в других арабских государствах, начиная с 1953 года, действовала система откупа от военной службы. Те слои населения, которые могли финансово решить эти вопросы, стремились освободиться от воинской повинности. Подобная практика особенно ярко наблюдалась в период арабо-израильских конфликтов, когда вооруженные столкновения и боевые действия носили интенсивный характер.

Следует отметить, что в большинстве своем, сирийская армия является рабоче-крестьянской армией. Зажиточные сирийцы не горели желанием идти воевать за идею о господстве арабского мира. Этим фактом объясняется крайне низкий уровень технической подготовки солдатского и сержантского состава, которым часто объясняют неудачи сирийской армии на фронте, значительные потери сирийских войск в живой силе и технике. В некотором смысле спасало ситуацию с комплектованием армейских частей сержантским составом, введение в армии контрактной системы. Отслужившие в действующей армии сирийцы могли оставаться на сверхсрочную службу, подписывая контракт сроком на 5 и более лет. Те, кто увольнялся в запас, переходили в состав пассивного резерва, который являлся мобилизационным ресурсом для армии военного времени.

Сержантский состав — основная движущаяся сила любой современной армии, комплектовался за счет сверхсрочников и призывников, закончивших высшие учебные заведения. Подготовкой и обучением офицерского корпуса в стране занимались военные училища, а также две военные академии. Высший командный состав проходил обучение в Высшей военной академии, г. Дамаск, и в военно-технической академии г. Алеппо. В течение 30 лет в СССР из Сирийской Арабской Республики в рамках действующих соглашений о военно-техническом сотрудничестве, сирийские офицеры проходили обучение и переподготовку.

Военно-политическая стратегия Сирии

В течение продолжительного времени оборонная стратегия Сирийской Арабской Республики строилась на солидарности с единым арабским фронтом и была направлена на сдерживание экспансии Израиля. Однако достигнутые договоренности между Египтом и Израилем, раскол единства в арабском мире, стали поводом пересмотра оборонительной стратегии сирийского государства.

Долгие годы из СССР в Сирию постоянным потоком в страну шло вооружение. Советские танки, артиллерийские и ракетные системы, бронетранспортеры и автомобили составляли основной парк военной техники сирийских вооруженных сил. В определенный момент по военно-техническому состоянию сирийские войска, в особенности танковые части и военная авиация, не уступали ни Израилю, ни другим соседним странам. Сирийские танки стояли в 200 км от Тель-Авива, занимая позиции на Голанских высотах. Сирийские ВВС имели достаточный технический ресурс для противодействия Израильским ВВС в зоне вероятного конфликта. Подобным образом формировалась и оборонная стратегия сирийского государства. С распадом советского блока и развалом Советского Союза, Сирия утратила возможности формирования своего военно-экономического потенциала.

С началом 90-х годов руководство САР стало ориентироваться на принцип разумной оборонительной достаточности, к которой армия играла ключевую роль сдерживающего фактора. Переход к такой оборонной стратегии не означает, что в регионе кардинально изменились внешнеполитические условия. Израиль по-прежнему рассматривался в качестве основного противника. Сирийское военное командование с осторожностью смотрело в сторону Турции и Ирака. В Ираке после военного разгрома режим Саддама Хусейна сохранил свое влияние. Турция продолжала наращивать военный потенциал, стремясь занять место регионального лидера.

В военно-техническом соревновании с Израилем и с Турцией Сирийская Республика явно проигрывала. Отсутствие серьезной поддержки и помощи из-за рубежа, сразу же отразилось на военно-техническом состоянии сирийской армии.

Нынешняя ситуация в сирийской армии

На сегодняшний день армия Сирии – это только малая часть от того былого могущества, которым обладали сирийские вооруженные силы в XX веке. Нынешнее руководство страны старается не допустить снижение боеспособности регулярных войск в условиях продолжающегося военного гражданского конфликта.

Остановив массовое дезертирство, которое охватило армию с началом гражданского противостояния, командование сумело мобилизовать лояльные режиму Асада слои населения. Тем самым удалось сохранить костяк армии, дав ей возможность постепенно восстановить боеспособность. Сегодня, когда в Сирии ведут вооруженную борьбу сразу несколько группировок, армия Асада продолжает оставаться опорой правящему режиму. Сирийские войска опираются на военно-техническую помощь Российской Федерации, которая пытается сохранить в лице Президента Асада своего последнего союзника на Ближнем Востоке.

Идет медленное переоснащение армейских частей на новые образцы вооружений, значительно увеличился боевой и моральный дух армии в сравнении с тем, которым наблюдался на начальной стадии вооруженного конфликта. Последние сводки с фронтов, свидетельствуют о том, что сирийская армия постепенно возрождается, тесня на важных направлениях подразделения повстанцев. Немалая заслуга сирийских войск в нанесении болезненных ударов по позициям террористов группировки Исламское Государство, которым противостоят объединенные вооруженные силы США и Великобритании, Турции и России.