Новая пинакотека (Neue Pinakothek). Новая пинакотека Как доехать до Новой Пинакотеки Мюнхена

Новая пинакотека — это музей изобразительного искусства в Мюнхене, столице Баварии, на юге Германии. В музее содержатся произведения европейского искусства от конца XVIII до начала XX века.

Новая пинакотека была задумана королем Людвигом I Баварским как дополнение к Старой пинакотеке . Здесь должны были размещаться произведения современного искусства. Открылась Новая пинакотека в 1853 году, так что понятно, что «современным искусством» тогда называли искусство XVIII — XIX веков.

Людвиг I был не только страстным коллекционером, он активно поддерживал искусство в своем королевстве. В период его правления Мюнхен стал одним из мировых центров искусства. Здесь работало несколько художественных школ и академия искусств. Талантливые отечественные художники получали стипендии, королевские заказы. Возрождались традиции настенных росписей.

В том числе, и Новая пинакотека должна была стать выставочной платформой для художников Мюнхенской школы. Новая пинакотека разместилась в здании, расположенном прямо напротив Старой пинакотеки.

>Новая пинакотека стала первым музеем в мире, посвященным современному искусству.

В экспозиции музея упор делался на немецкое искусство. Первое здание Новой пинакотеки было разрушено американо-английскими бомбардировками во время Второй мировой войны, и его решили не восстанавливать. В объявленном в 1967 году конкурсе на проект нового здания музея победил архитектор Александр Фрайхерр (Alexander Freiherr).

В 1975 году был заложен первый камень нового дома для Новой пинакотеки, а закончено строительство только в 1981 году. Общественностью новое здание из стекла и бетона было воспринято неоднозначно, но уж слишком долго ждали окончания строительства, и критики умолкли.

На сегодняшний день в Новой пинакотеке хранятся более 3000 живописных полотен и 300 скульптур.

D22 залах и 10 кабинетах музея постоянно представлены 400 экспонатов под общим девизом: «От Гойи до Пикассо».

Картины в Новой пинакотеке Мюнхена

При жизни Людвига I строго соблюдалось правило современного национального собрания Новой пинакотеки. Затем из Старой пинакотеки перенесли часть работ конца XVIII века испанских и английских художников. На рубеже XX века стало неизбежно проникновение в классическую немецкую школу живописи влияния импрессионизма, и, наконец, с приходом в 1908 году нового директора Гуго фон Шуди стало допустимым приобретение музеем работ французских импрессионистов.

Международное искусство второй половины XVIII века

Среди шедевров Новой пинакотеки стоит в первую очередь назвать 5 классических работ Франсиско де Гойи. Картина певца французской революции Жан Луи Давида «Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси» революционна по выбору, точнее отказу от парадных костюмов знати и пышных фонов портретов.

Английская живопись конца XVIII — начала XIX веков

Среди представленных в Новой пинакотеке работ наиболее выделяются «портрет миссис Томас Хибберт» Томаса Гейнсборо и пейзаж Уильяма Тёрнера, предтечи импрессионистов.

Немецкие представители классицизма и романтизма

В собрании Новой пинакотеки широко представлены работы классиков — Якоба Филиппа Хаккерта, Йозефа Антона Коха, Петера фон Корнелиуса, Фридриха Овербека и других художников, живущих в Риме и Назарете при монастырях, и в своем творчестве стремившихся вернуться к истокам живописи эпохи Возрождения.

Романтики основой своего творчества избрали пейзажно-пасторальную живопись. Один из ярких представителей стиля — Каспар Давид Фридрих. В Новой пинакотеке экспонируются несколько его картин.

Французский реализм и романтизм

Интересная палитра французских школ реализма и романтики представлена в музее работами Теодора Жерико, Эжена Делакруа, Жана Франсуа Милле, Оноре Домье и других.

Историческая и жанровая живопись

Немецкие и австрийские художники Вильгельм фон Каульбах, Карл Теодор фон Пилоти, Франц фон Дефреггер, Ханс Макарт в своих работах увековечили бытовые сцены повседневной жизни и исторические события.

Немецкие импрессионисты

Самым ярким представителем немецкого импрессионизма является берлинский художник Макс Либерман. Вдохновленный идеями импрессионизма он на несколько лет уезжает в Париж и Барбизон, затем увлекается Гаагской школой светлых тонов в живописи. Стиль Либермана возник из смеси этих течений. В Новой пинакотеке можно познакомиться с несколькими работами Либермана — от ранних до работ зрелого автора.

Ловис Коринт и Макс Слефогт — после Либермана наиболее популярные немецкие импрессионисты. Несколько их работ разных периодов представлены в Новой пинакотеке.

Французские импрессионисты

Имена Винсента ван Гога, Клода Моне, Пьер Огюста Ренуара, Поля Гогена, Эдуарда Мане, Поля Сезанна, Эдгара Дега, Альфреда Сислея не нуждаются в представлении. Их работы можно увидеть в четырех залах Новой пинакотеки.

Трудно себе представить, что полотна импрессионистов, которые сегодня являются гордостью любого музея и стоят баснословных денег, в начале XX века воспринимались как нежелательные. Только благодаря огромным усилиям тогдашнего генерального директора Новой пинакотеки, были приняты как дар коллекционеров 44 картины и 22 рисунка этих мастеров. Автопортрет Винсента ван Гога был приобретен лично директором музея у вдовы художника в 1919 году. К сожалению, в 1938 году пришедшие к власти нацисты приписали портрет в ряд «дегенеративного» искусства, и он был выдворен из музея.

Символизм и модерн

Одна из наиболее притягивающих внимание посетителей работа Франца фон Штука «Грех» изображает частично обнаженную женщину с огромной змеей на плече. Франц фон Штук, учитель Казимира Малевича и Густава Климта, основатель Мюнхенской «Secession», объединения художников, не согласных с консервативным классическим искусством, открывал своими работами, полными символизма, новые идеи и направления, в том числе модернизма.

Гордостью музея являются работы Густава Климта, ярчайшего представителя стиля — «Музыка» и «Портрет Маргарет Стонборо — Витгенштейн». Кроме того, в музее есть работы Эгона Шиле, Томаса Браун, Франсуа Карабина.

Произведения мастеров символизма, модерна и других современных направлений искусства, созданных в XX веке — представлены в экспозиции Пинакотеки современности .

Скульптурное собрание

В Новой пинакотеке представлены скульптурные работы Бертеля Торвальдсена, Антонио Кановы, Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля, Пабло Пикассо.

Режим работы

Все Пинакотеки Мюнхена работают 6 дней в неделю, выходной — в разные дни. В Новой пинакотеке выходной день — вторник.

  • среда — с 10.00. до 20.00.
  • четверг — понедельник — с 10.00. до 18.00.
  • вторник — музей не работает.

Особый режим работы музея:

  • В фашингдинстаг, карнавальный вторник (Faschingsdienstag) — последний вторник Великого поста по католическому календарю, 1 мая, 24 и 25 декабря и 1 января — музей закрыт.
  • В остальные праздничные дни музей работает в обычном режиме.

Важная информация:Новая пинакотека закроется на реконструкцию 1 января 2019 года. Часть экспонатов с июня 2019 будет размещено в Старой пинакотеке.

Стоимость билета

В Новой пинакотеке есть несколько вариантов билетов.

Основной билет в Новую пинакотеку:

  • Взрослый — 7 евро,
  • льготный — 5 евро,
  • в воскресенье — 1 евро,
  • дети в возрасте до 18 лет — бесплатно.

Комбинированные билеты:

  • билет в пять музеев на 1 день (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 12 евро,
  • билет в пять музеев на два дня с любым днем посещений (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 29 евро.

Обратите внимание: Каждое воскресенье билет в Новую пинакотеку стоит всего 1 евро. В предложение не включены временные экспозиции и аудио гид.

На приобретение льготного билета со скидкой имеют право:

  • лица старше 65 лет при предъявлении паспорта,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца,
  • учащиеся на языковых курсах Гёте — института при предъявлении ученического билета,
  • группы от 15 человек.

Как добраться до Новой пинакотеки

На общественном транспорте

Новая пинакотека находится в центральной части города, до нее удобно доехать на любом виде общественного транспорта.

  • На трамвае (Tram): маршруты 27, 28 — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken).
  • На метро (U-Bahn): линия U2 — до остановки Кёнигсплац (Königsplatz) или Терезиенштрассе (Theresienstraße), линии U3 или U6 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz) или Университет (Universität), линии U4 или U5 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz). Ближе всего к Новой пинакотеке располагается остановка линии U2 Theresienstrasse.
  • На автобусе: маршрут 100 Музеймслиние (Museumslinie) или маршрут 58 (CityRing) — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken).

На автомобиле

Если вы приехали на автомобиле, будьте готовы к тому, что до ближайшей парковки не менее одного километра.

Парковки в районе Новой пинакотеки

Tiefgarage in der Amalienpassage — Подземный гараж в торговом центре «Амалиен пассаж», рассчитан на 250 мест, работает круглосуточно. Адрес: Türkenstraße 84.

  • каждые полчаса — 1,50 евро,
  • максимальный дневной тариф — 24,00 евро.

Salvator Garage (Сальватор гараже) — Наземная парковка на 365 мест. Адрес: Salvatorplatz 1.

  • 1 час — 3,00 евро,
  • 2 часа — 6,00 евро,
  • 3 часа — 9,00 евро,
  • 4 часа — 12,00 евро,
  • 5 часов — 15,00 евро,
  • 6 часов — 18,00 евро,
  • 24 часа — 20,00 евро.

На такси

До Новой пинакотеки удобно добраться на такси Uber или Münchrn Taxi-

Видео о Новой пинакотеке

Старая пинакотека

Вторник – с 10:00 до 20:00

Новая пинакотека будет закрыта для публики ввиду проведения строительных работ и подготовки комплексных мер по реконструкции – ориентировочно до 2025 года. Экспозиция избранных шедевров искусства 19-го века будет открыта с лета 2019 года на первом этаже Старой пинакотеки (Восточное крыло) и в Галерее Шака.

Пинакотека современности
Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Музей Брандхорста
Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Галерея Шака
Среда-воскресенье – с 10:00 до 18:00
Каждая первая и третья среда месяца – до 20:00

Режим работы в праздничные дни
Новый год (1 января): все музеи открыты для посещения
Богоявление/Три короля (6 января): все музеи открыты для посещения
Карнавальный вторник: все музеи закрыты для посещения
Страстная пятница: все музеи открыты для посещения
Пасхальное воскресенье: все музеи открыты для посещения
Светлый понедельник: все музеи открыты для посещения
День труда (1 мая): все музеи закрыты для посещения
Вознесение Господне: все музеи открыты для посещения
Троицa: все музеи открыты для посещения
День Св. Духа: все музеи открыты для посещения
Праздник Тела и Крови Христовых: все музеи, кроме Галереи Шака, открыты для посещения
Вознесение Богородицы (15 августа): Новая пинакотека открыта, все остальные музеи закрыты для посещения
День немецкого единства (3 октября): все музеи открыты для посещения
Праздник Всех Святых (1 ноября): все музеи, кроме Новой пинакотеки и Галереи Шака, открыты для посещения
Сочельник (24 декабря): все музеи закрыты для посещения
1-й день Рождества Христова (25 декабря): все музеи закрыты для посещения
2-й день Рождества Христова (26 декабря): все музеи открыты для посещения
31 декабря: все музеи закрыты для посещения

Актуальная информация: закрытие Новой Пинакотеки

Уважаемые посетители!

31 декабря 2018 года галерея Новая пинакотека будет закрыта для публики ввиду проведения строительных работ и подготовки комплексных мер по реконструкции. Экспозиция избранных шедевров искусства 19-го века будет открыта с лета 2019 года на первом этаже Старой пинакотеки (Восточное крыло) и в Галерее Шака.

Обратите внимание на эти изменения, планируя посещение Ареала искусства и Пинакотек. С октября нынешнего года подробную информацию об экспозиции можно будет получить на нашем веб-сайте.

ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

Старая пинакотека
Сниженные цены на входные билеты во время проведения модернизации системы освещения в 2014-2018 гг.
Постоянная экспозиция
4 евро | льготная цена 2 евро
По воскресеньям –­ 1 евро

Пинакотека современности

По воскресеньям –­ 1 евро

Музей Брандхорста
Выставка «Painting 2.0: изобразительное искусство в эпоху информационных технологий» до 30.04.2016 г.
10 eвро | льготная цена 7 евро

Обратите внимание: в Музее Брандхорста на период до 30.04.2016 г. льготных цен на входные билеты по воскресеньям не предусмотрено; кроме того, в этот период на Музей Брандхорста не распространяется действие единого входного билета и входного билета на пять посещений.

Галерея Шака
4 евро | льготная цена 3 евро
По воскресеньям –­ 1 евро
Отдельные цены на входные билеты для посещения специальных выставок.

Единый входной билет – 12 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака)
Входной билет на пять посещений – 29 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака)
Не даёт права на посещение специальных выставок.

Правом бесплатного посещения музеев пользуются следующие категории граждан: дети и лица, не достигшие 18 лет; студенты факультетов искусства, истории искусства, искусствoведения, а также теории и методики преподавания искусств; школьные классы, дети дошкольного возраста, группы продлённого дня и молодёжные группы из стран-членов ЕС (в сопровождении учителей или воспитателей).

Вход бесплатный или по льготной цене

Дополнительная информация – здесь (PDF) .

ПРОЕЗД

Пинакотека и Музей Брандхорста:

Tрамвай
№ 27: остановка Pinakotheken

Метро
U2: станция Königsplatz или Theresienstraße
U3 | U6: станция Odeonsplatz или Universität
U4 | U5: станция Odeonsplatz

Aвтобус
№ 154: остановка Schellingstraße, № 100 (музейный маршрут): остановка Pinakotheken, № 100 (музейный маршрут): остановка Maxvorstadt/Sammlung Brandhorst

Экскурсионный автобус
Перед Новой пинакотекой имеется две автостоянки для экскурсионных автобусов. Между 10.00 и 20.00 время стоянки (с парковочным диском) ограничено двумя часами.

Галерея Шака :

Aвтобус
№ 100 (музейный маршрут): остановка Reitmorstraße / Schack Galerie

Tрамвай
№ 17: остановка Nationalmuseum
Рекомендуем воспользоваться общественным транспортом, так как в непосредственной близости от музеев нет автостоянки.

СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА


Старая Пинакотека знакомит с основными вехами европейской живописи: здесь наиболее полно представлено развитие художественного искусства от Средневековья и эпохи Возрождения до барокко и конца периода рококо. Постоянная экспозиция включает более 700 полотен, это настоящая сокровищница немецкой, фламандской, голландской, французской, итальянской и испанской живописи. Здание музея – творение архитектора Лео фон Кленце – было построено в 1836 году в классическом стиле и стало эталоном европейского музея, предлагая достойное обрамление для картин, составляющих золотой фонд западного искусства.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)
«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500)
Дерево (липа – Tilia зр.), 67,1 х 48,9 см
Портрет приобретён в 1805 году Центральной дирекцией Картинной галереи
Инв. № 537

НАШИ ШЕДЕВРЫ СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА

Эта картина 28-летнего художника, пожалуй, самое необычное творение в истории портретного искусства. Поворот анфас и высокая степень совершенства образа напоминают изображения Христа, однако оба аспекта следует рассматривать в контексте начатых Дюрером в это время исследований человеческих пропорций. Акцент сделан на выразительном взгляде и руке человека-творца, инструменте художника, которым написан портрет, что позволяет увидеть в этой работе программное произведение художника. Данную мысль почёркивает и надпись на латыни, допускающая разные толкования: «Таким я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, создал себя характерными красками в возрасте 28 лет».

НОВАЯ ПИНАКОТЕКА


«От Гойи до Пикассо» – таков девиз Новой пинакотеки, основанной королем Людвигом I в середине 19-го века. Первый музей в Европе, открытый для широкой публики, стал также первым музеем современного искусства – по словам баварского монарха, «коллекцией живописи нынешнего и будущих веков». Знаковые произведения классицизма, романтизма, югендстиля и импрессионизма, назарейцев и немецких римлян представлены здесь наряду со знаменитыми полотнами эпохи модерна. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было разрушено; новое здание (проект архитектора Александра фон Бранки) открыло свои двери в 1981 году.

Винсент Ван Гог (1853-1890)
«Подсолнухи» (1888)
Холст, масло. 92,0 х 73,0 см
Картина приобретена в 1912 году
от анонимного дарителя в рамках «пожертвований Гуго фон Чуди»
Инв. № 8672

НАШИ ШЕДЕВРЫ НОВАЯ ПИНАКОТЕКА

Эту картину в её сияющих красках и жизнеутверждающей красоте Винсент Ван Гог создал в августе 1888 года: она должна была украсить студию художника в Арле, где он намеревался работать вместе с Полем Гогеном. Чрезвычайно просто, даже плоско, художник изобразил цветы, вазу, поверхность, на которой она стоит, и фон. Ледяная бирюза фона в значительной степени усиливает экспрессию жёлтых и жёлто-коричневых тонов, и цветы дают почувствовать не только зной летнего Прованса, но и накал чувств в самой жизни Ван Гога. По замыслу художника подсолнух представляет собой солнце, которое мастер понимает как символ жизни и именно так изображает в ряде своих работ.

Простая форма и насыщенные цвета объясняются влиянием японской гравюры, однако одновременно с этим просматривается и связь с так называемым клуазонизмом, воспринятым Гогеном и его последователями. Ван Гог воспринимал юг Франции в широком смысле как «Японию», где можно обрести счастье, и «Подсолнухи» подтверждают эту великую идею художника.

Картина, хранящаяся в Мюнхене, – это не единственный, но крайне важный вариант «Подсолнухов» кисти Ван Гога. Художник всегда считал данное полотно достойной парой варианту, хранящемуся в Лондонской Национальной галерее. В последствии он намеревался использовать оба натюрморта для создания триптиха, празднично обрамив ими полотно «Колыбельная».

ПИНАКОТЕКА СОВРЕМЕННОСТИ


Под её крышей разместилось четыре значимых, независимых друг от друга, музея – Коллекция современного искусства (входит в состав Баварских государственных собраний картин), Новая коллекция (Музей прикладного искусства), Архитектурный музей Мюнхенского технического университета, а также Государственное графическое собрание Мюнхена. Tаким образом, Пинакотека современности входит в число крупнейших в мире музеев искусства, архитектуры и дизайна 20 и 21 веков. Междисциплинарная направленность Пинакотеки современности позволяет сохранить индивидуальное своеобразие каждого из музеев и в то же время представить их как взаимосвязанные части широкого культурного контекста. Просторное здание интересной архитектуры, со стеклянной ротондой в центре, помогает открыть посетителям идею взаимопроникновения искусств и предлагает новый, неожиданный взгляд на вещи.

Макс Бекман (1884-1950)
«Автопортрет в чёрном» (1944)
Холст, масло. 95 х 60 см
Инв. № 10974
© Общество защиты авторских прав в искусстве (VG Bild-Kunst), Бонн, 2016 г.

НАШИ ШЕДЕВРЫ ПИНАКОТЕКА СОВРЕМЕННОСТИ

В 1937 году Макс Бекман эмигрировал в Амстердам, где, преодолевая большие сложности, работал и во время немецкой оккупации. Именно здесь на рубеже 1943-44 годов был создан этот автопортрет, на котором художник предстаёт властным и несломленным, но с лицом, похожим на застывшую нечёткую маску. Чёрный парадный костюм здесь всего лишь атрибут, который уже не соответствует реальному положению дел, но подчёркивает некую отстранённость художника от окружающей действительности, его недоступность и в то же время формально замыкает композицию в направлении зрителя. Такое впечатление ещё более усиливает рука, согнутая под углом, которой художник будто отгораживается от мира, а также спинка стула. Среди многочисленных автопортретов художника, этот, пожалуй, оставляет наиболее тяжёлое чувство, так как нескрываемая агрессивность отчуждает художника не только от враждебного мира, но и от самого себя. Никакое переодевание не смогло бы отдалить Бекмана от самого себя в большей степени, чем этот на первый взгляд заурядный облик. Трагическое оцепенение отпустит художника лишь после эмиграции в Америку, где он обретёт внешнюю свободу.

МУЗЕЙ БРАНДХОРСТА


Музей Брандхорста в составе Баварских государственных собраний картин был открыт в 2009 году по соседству с Пинакотеками и гармонично дополняет мюнхенский Ареал искусства впечатляющим собранием произведений классического модерна и современного искусства. Новый музей отличается эффектной архитектурой и предлагает вниманию посетителей две значительные коллекции работ Энди Уорхола и Сая Твомбли, а также полотна Зигмара Польке, Герхарда Рихтера, Майка Келли, Брюса Наумана, Дэмьена Хёрста и др.

Интерьер Музея Брандхорста
с циклом «Лепанто» Сая Твомбли

НАШИ ШЕДЕВРЫ МУЗЕЙ БРАНДХОРСТА

Картины американского художника Сая Твомбли, родившегося в 1928 году в Лексингтоне, штат Вирджиния, и умершего в 2011 году в Риме, приобрели знаковый характер для Галереи Брандхорста. После изучения искусства в целом ряде высших учебных заведений Сай Твомбли недолгое время посещал колледж Black Mountain, а затем вместе с Робертом Раушенбергом отправился в путешествие по Европе и Северной Африке. Именно в тот период Твомбли обратился к теме Средиземноморья, которое стало одним из основных источников его вдохновения.

Твомбли не знает себе равных в тонком и лиричном сочетании рисунка и текста. Наряду с Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом он является самым важным представителем своего поколения, пришедшего на смену абстрактному экспрессионизму. Как Раушенберг и Джонс, Твомбли сумел не только ознаменовать новую значительную эпоху в американском искусстве, но и разработать совершенно уникальный, мощный в своей экспрессии язык зрительных образов.

Монументальный цикл «Лепанто» (2001), состоящий из двенадцати частей, вошёл в постоянную экспозицию, развёрнутую в центральном зале, который был оформлен в соответствии с пожеланиями художника. Более чем 170 экспонатов, представленных в Галерее Брандхорста, – среди них картины, скульптуры и рисунки разных периодов – знакомят с творческим развитием этого самобытного художника; данное собрание считается наиболее значительной коллекцией произведений Твомбли за пределами США, сравнимой только с «Галереей Сая

Арнольд Бёклин (1827-1901)
«Тритон и Нереида» (1874)
Холст, масло. 105,3 х 194,0 см
© Баварские государственные собрания картин, Мюнхен – Галерея Шака

НАШИ ШЕДЕВРЫ ГАЛЕРЕЯ ШАКА

«Тритон и Нереида» является последним полотном Бёклина, приобретённым для собрания Шака. Тему для картины художник в очередной раз почерпнул из древней мифологии: он изображает морских существ в психологически напряженной ситуации, что побуждает зрителя к размышлениям о взаимоотношениях между отдельными персонажами, представленными на полотне. Тритон, сын Посейдона и Амфитриты, сочетает в своём облике черты человека и рыбы: у него фигура мужчины с рыбьим хвостом. По замыслу Бёклина, Тритон предстаёт бородатым, диким существом: повернувшись к зрителю своей покрытой волосами спиной, он трубит в большую раковину. Нереида, одна из дочерей морского старца Нерея, изображена в виде молодой женщины с длинными каштановыми волосами и тёмными глазами, которая в двусмысленной позе раскинулась на скале. Она обнажена, и лишь тонкая красноватого цвета ткань прикрывает её ноги. Будто поддавшись внезапному порыву, она повернулась к огромной морской змее, вынырнувшей перед ней из пучины морской.

Новую Пинакотеку основал Людвиг Баварский. Свою частную коллекцию он решил открыть для народа. В 1848 году король инициировал строительство здания — его решено было строить напротив Старой Пинакотеки. Галерея Новая Пинакотека открылась в 1853 году в Мюнхине.

Новую Пинакотеку основал «лунный король» — правитель-романтик Людвиг Баварский . Свою частную коллекцию он решил открыть для народа. В 1848 году король инициировал строительство здания — его решено было строить напротив Старой Пинакотеки. Над проектом работали Август Фойт и Фридрих Гертнер.

Галерея открылась в 1853 году в Мюнхине .

На тот момент это было первое собрание современной живописи. В экспозиции были представлены произведения живописцев Мюнхена, немецких художников-романтиков. В отличие от собрания Старой Пинакотеки , здесь были выставлены ещё и скульптуры. Художественное искусство в галерее освещалось довольно однобоко. Даже после смерти короля коллекция продолжала расти, но направления не менялись.

С 1915 года музей стал принадлежать государству. Изменил ситуацию в галерее Гуго фон Чуди – директор Государственного собрания живописи Мюнхена. В начале XX века французская живопись не имела авторитета в художественном мире и слабо освещалась критикой. Чуди решил популяризировать французское искусство и приобрёл для музея большую коллекцию картин импрессионистов .

Баварская публика увидела полотна Мане и Моне, Тулуз-Лотрека, Ван Гога. К сожалению, «Автопортрет» Ван Гога впоследствии был утрачен для галереи — в 1938 году он был продан. Знаменитое полотно «Подсолнухи» сохранилось — его и сегодня можно видеть в Пинакотеке.

Новая Пинакотека сейчас занимает не то здание, что было предназначено ей королём Людвигом. В годы II Мировой войны галерею полностью разрушили. Здание пришлось снести, а экспозицию перенесли в Дом Искусства на Принцрегентенштрассе.

Только в марте 1981 года Новую Пинакотеку вновь открыли в отдельном музее. Строительством этого здания руководил архитектор Александр фон Бранки — он постарался, чтобы форма здания соответствовала содержанию. Постмодернистский облик галереи был принят публикой неоднозначно, однако новый музей быстро завоевал симпатии посетителей благодаря просторным залам и хорошо организованному освещению.

Экспозиция Новой Пинакотеки служит промежуточным звеном между коллекцией старинных полотен Старой Пинакотеки и собранием модерна из Пинакотеки Современности (ныне расположенной в Доме Искусства). Она освещает период конца XVIII – начала XX веков: от Жака Луи Давида и Гойи — до Поля Сезанна, Эдгара Дега и Клода Моне.

Всего в фондах музея находится около 4,5 тысяч картин и 300 скульптурных работ (здесь собраны скульптуры Торвальдсена, Кановы, Огюста Родена ). Вниманию публики в 33 залах представлены 400 произведений, разделённых по направлениям и хронологии.

Barer Straße 29 80799 München, Deutschland
pinakothek.de‎

Ехать трамваем 27, 28, №27 до остановки Pinakotheken

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Король Людвиг I Баварский (1786 – 1868 годы, правил с 1825 по 1848 годы) в своей деятельности уделял огромное внимание развитию культуры, искусства, архитектуры и градостроительства. В тот период, когда он находился у руля государства – примерно с 1815 года (Людвиг был кронпринцем и принимал непосредственное участие в правлении) вплоть до 1850-х годов - в столице королевства Мюнхене была проведена радикальная перестройка центра, расширена Резиденция, построена Глиптотека, создан ансамбль площади Кёнигплатц, возведено здание Старой Пинакотеки.

В этом же ряду стоит создание Новой Пинакотеки, строительство которой было начато 12 октября 1846 года. Открытая 25 октября 1853 года Галерея предназначалась для экспонирования произведений современного по тому времени европейского искусства. Это был первый в Европе общественный музей, посвященный только современному искусству. Новая Пинакотека вошла в состав Баварского Государственного собрания картин (Bayerische Staatsgemäldesammlungen), в структуре которого остается поныне.

Огромное, прямоугольное в плане здание (107х29х27 метров), архитектурно решенное как базилика с центральным нефом, возвышающимся над двумя боковыми, было почти без окон. В годы Второй мировой войны зданию был нанесен такой огромный ущерб, что было решено снести его и построить новое. Оно было заложено в июле 1975 года по проекту Александра фон Бранки. 28 марта 1981 года состоялось открытие Новой Пинакотеки в современном прекрасно спроектированном и отлично функционирующем здании. В нем хорошо видна тесная связь и преемственность старой традиции и современных принципов архитектуры и экспозиции.


Сегодня в Галерее помещены произведения живописи и скульптуры мастеров, работавших в период с конца XVIII века до начала века XX, всего около пяти тысяч единиц. В регулярно обновляемой экспозиции находится более 550 произведений искусства. Посетитель Новой Пинакотеки может здесь получить полное представление об истории развития искусства этого периода, о различиях между художественными школами, отдельными мастерами, увидеть особенности значительных с исторической или политической точки зрения произведений, или произведений типичных, популярных для своего времени.


Также, как в Старой Пинакотеке, экспозиция Новой Пинакотеки разделена на школы, периоды, страны.

Залы европейского искусства конца XVIII , начала XIX века заполнены большим количеством работ английских живописцев. В основном это традиционные портреты, пейзажи, композиции с «галантными сценами» и празднествами под открытым небом. Важным фактором в развитии пейзажной живописи выступает новшество садово-паркового искусства – английский пейзажный парк. В разделе представлены крупные английские мастера: Уильям Хогарт, Джордж Стаббс, сэр Джошуа Рейнолдс – первый президент Королевской Академии художеств, Томас Гейнсборо, Джордж Ромни, Ричард Уилсон, Генри Рёберн, Томас Лоуренс, Джон Констебл, Джозеф Уильям Мэллорд Тёрнер.

Французская живопись этого периода представлена работами Жака Луи Давида, Генри Фюгера, Антона Рафаэля Менгса.

Самым значительным и разнообразным художником в то время был испанец Франциско Хосе Гойя-и-Лусьентес. В залах Новой Пинакотеки выставлены его религиозные и жанровые сцены из испанской жизни, портреты и даже не характерный для него натюрморт.


Мюнхен. Новая Пинакотека. В Пинакотеке имеются два внутренних дворика, вокруг которых устроены коридоры и небольшие залы. Стены их облицованы камнем спокойного серого цвета. Из окон и откуда-то сверху льется мягкий свет. Здесь в тишине прекрасно смотрится мрамор скульптур и гипс барельефов.

- Немецкий классицизм и романтизм . Этот большой раздел экспозиции делится на ряд подразделов:

  • Ранний романтизм. Здесь показаны произведения немецкой живописи, созданные в начале XIX века в главных художественных центрах Германии – Дрездене, Берлине, Мюнхене. Это дрезденская школа: Каспар Давид Фридрих, Георг Фридрих Керстинг – мастер изображения бюргерской среды, Юхан Кристиан Клаусен Даль, Карл Густав Карус. Для их искусства характерны романтико-религиозные тенденции, патриотическая направленность. Пейзажи Фридриха наделены глубоким смыслом, поражают тонкостью наблюдений и глубокой одухотворенностью, отделяющей его живопись от более фактологической трактовки природы Карла Блехена, берлинского художника. Мюнхенскую школу представляют Йохан Георг фон Диллис, Вильгельм фон Кобелль, Лео фон Кленце, Карл Ротман.
  • Искусство при дворе Людвига I. В залах этого подраздела демонстрируются работы любимых художников Людвига I, а также полотна, рассказывающие о событиях, в которых король принимал участие непосредственно или косвенно. Таким полотном является, например, групповой портрет немецких живописцев, работающих в Риме, кисти Франца Людвига Кателя. Большие картины Петера фон Хесса изображают сцены из жизни Отто, сына Людвига, бывшего некоторое время королем Греции. Прекрасны классические портреты Гёте и Шеллинга работы Йозефа Карла Штилера, которые были специально заказаны Людвигом I. Благодаря неуемной энергии короля Мюнхен стал ведущим центром искусств Европы. Если судить по экспозиции подраздела, вкусы Людвига I как коллекционера и мецената были весьма широки.

Мюнхен. Новая Пинакотека. В зале искусства при дворе Людвига I. Слева – парадный портрет короля Баварии Людвига I. Большое полотно справа изображает историческую сцену: добившийся независимости от Османской империи народ Греции встречает своего короля – Отто I, сына Людвига I, и сопровождающие его баварское военные отряды.
  • «Римские немцы». Так назывались немецкие художники, изучавшие итальянское искусство и работавшие в Италии: Якоб Филипп Хаккерт, Йозеф Антон Кох, Адриан Людвиг Рихтер, Эрнст Фриз.
  • Назарейцы. Такое прозвище получили за свои монашеские одеяния молодые художники, студенты Венской Академии художеств, которые в 1809 году поселились в Риме в пустующем монастыре: Фридрих Овербек, Франц Пфорр, Людвиг Фогель, Конрад Хоттингер, Фридрих Вильгельм фон Шадов, Генрих Мария Хесс. Они образовали «Братство Святого Луки» копируя средневековые традиции. Цель их состояла в борьбе с сухим академизмом, в попытке возвратить живописи утраченную простоту итальянских художников, в сохранении в живописи христианских идеалов. Простота их композиций и религиозно-патриотические темы привлекали внимание современников.

  • Карл Ротман. Цикл из 23 греческих пейзажей этого художника, написанных на гипсе, предназначались для аркад мюнхенского Хофгартена. В 2003 году 14 картин этого цикла были выставлены в отдельном зале Новой Пинакотеки при поддержке Фонда Эрнста фон Сименса. В период классицизма Греции придавалось особое значение, её поэзия и искусство воспринимались как образцы для подражания. Это совпало с началом войны греков за независимость, завершившейся победой. В этот же период Людвиг I начал архитектурные преобразования в Мюнхене, создание «Афин на Изаре». Его сын Отто стал первым королем независимой Греции. Греческая античность оказала огромное влияние на королевского архитектора Лео фон Кленце, который курировал украшение аркад Хофгартена. И вполне естественно, что Карл Ротман, писавший для аркад итальянский цикл, получил заказ и на цикл греческих пейзажей. Специально для выполнения заказа художник путешествовал по Греции в 1834 – 1835 годах и сделал предварительные наброски, затем акварельные этюды, послужившие образцами для настенной росписи. Фрески были написаны в период с 1838 года по 1850 год энкаустическими красками на гипсовых панелях, прикрепленных к стенам. Это монументальные пейзажи, торжественность которых подчеркнута обширным каменистым пространством, а пафос создан разным освещением в разное время дня и в разную погоду. К этому добавляются и знания зрителя об изображаемых героических местах, полученные при изучении истории или чтении мифов Древней Греции: Спарта, Эгина, Фивы, Коринф, гора Парнас, Марафон.

Бидермейер . Стихотворения Готфрида Бидермейера в 1855 – 1857 годах регулярно появлялись в юмористическом журнале «Münchner Fliegende Blätter». Но авторами этих стихотворений на самом деле были мюнхенские писатели Адольф Кусмауль и Людвиг Айхрод. Кусмауль придумал и персонаж, этакого «мюнхенского Козьму Пруткова», послушного и простодушного, поэта, типичного немецкого бюргера периода от Венского конгресса 1815 года до мартовской революции 1848 года. Он стал олицетворением стиля этого периода в искусстве, литературе и образе жизни германоязычных стран – квинтэссенция бюргерства с примесью сентиментальности, дух простоты и скромности, ничего героического и политического. В живописи высокие идеалы романтизма и классицизма сменились незатейливостью, упрощенным изображением мира, сентиментальностью, морализированием.

Этот стиль представляли художники Фердинанд Георг Вальдмюллер, Мориц фон Швинд, Карл Шпицвег, Фридрих фон Амерлинг, Доменико Куальо.


- Поздний романтизм и реализм Франции . Все произведения этого раздела были написаны в начале и середине XIX века. Во многих из них обнаруживаются зачатки импрессионизма. Авторы сложных исторических композиций Теодор Жерико и Эжен Делакруа; представители барбизонской школы Жан Батист Камиль Коро, Гюстав Курбе и Нарсис Диас де ла Пеья; Жан-Франсуа Милле, прославляющий крестьянскую жизнь; Оноре Домье, демонстрирующий критическое отношение к обществу. Здесь же выставлен портретный бюст «Человек со сломанным носом» Огюста Родена.

- Поздний романтизм и реализм в Германии . В разделе представлены три основные школы немецкой живописи: берлинская, дюссельдорфская и мюнхенская. Берлинец Адольф фон Менцель, один из крупнейших немецких художников XIX века, всегда интересовался человеческой и психологической стороной истории, сценами современной жизни. Творчество мюнхенского художника Карла Шпицвега отмечено тихой иронией, граничащей с карикатурой. Работы мастеров Йоханна Вильгельма Ширмера, Андреаса Ахенбаха и Освальда Ахенбаха представляют в разделе дюссельдорфскую школу.


- Историческая живопись и официальное искусство . Раздел посвящен «официальному искусству», искусству профессоров и членов художественных академий, работавших в Германии во второй половине XIX века. Их «исторические» полотна и скульптуры украшали дворцы, государственные учреждения, церкви и музеи. Здесь и помпезные портреты, полные заимствований из искусства прошлых веков, удовлетворяющие главные требования – величие и монументальность. Именно в этот период пролегла резкая грань между «официальным» искусством и неофициальным. В этом разделе выставлены полотна Вильгельма фон Каульбаха, Фридриха Августа фон Каульбаха, Карла Теодора фон Пилоти, Франца фон Ленбаха, Франца фон Деффрегера, Альберта фон Келлера, Ханса Макарта, скульптура Альберта Эрнеста Карье-Беллёза. Художники-академики, ощущавшие себя наследниками ренессанса, и заказчики, элита государства и церкви, чувствовавшие себя преемниками меценатов Возрождения, рассматривали историческую живопись не как крупномасштабный декор, а как утверждение национальной идеологии.


- Немецкие художники в Риме . Представлены полотна немецких художников второй половины XIX века, которых притягивала Италия: Ханс фон Маре, Арнольд Бёклин, Ансель Фёйербах, Ханс Тома. Они искали вдохновение в античности.

- Вильгельм Лейбль и его круг. В шестидесятые годы XIX века Лейбл был лидером группы художников, обучавшихся в мюнхенской Академии: Йоханнес Шперль, Теодор Альт, Рудольф Хирт дю Френе, Фриц Шидер. К ним примкнули затем Вильгельм Трюбнер и Карл Шух. Они следовали принципу «верности натуре» и писали домашние сценки и натюрморты, композиции. Сильное воздействие на них оказывало искусство голландских пейзажных и жанровых художников XVII века. Эта живопись рассматривалась ими как «современная», она соответствовала их идеалам.


- Французский импрессионизм . Работа на пленэре с быстрой сменой впечатлений оказалась главной целью французских художников, очень различных в своем творчестве, но объединенных понятием «импрессионизм» (impression – впечатление). Они пришли к мысли передавать цвета и оттенки цветовыми контрастами, высветлить палитру, работать чистыми, сияющими красками. Быстрый, свободный мазок не мог создать иллюзию незыблемой формы. Светоносные пейзажи, портреты и жанровые сцены отражают радостную атмосферу природы и жизни. В залах Новой Пинакотеки выставлены работы практически всех известных представителей этого направления живописи, работавших в семидесятых, восьмидесятых, девяностых годах XIX века, причем в разные периоды их творчества. На табличках под картинами посетитель прочтет всем известные имена: Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Камиль Писарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог, Поль Гоген. В этом же разделе представлен целый ряд скульптур Огюста Родена.


Почти все картины этого раздела были переданы Новой Пинакотеке в 1911 – 1913 годах жителями Мюнхена и художниками в качестве дара, сделанного в память о Хуго фон Чуди (1851 – 1911 г.г.), который в 1909 – 1911 годах был директором Баварского государственного художественного собрания.

Реализм XIX века и пленэрная живопись . В разделе представлены полотна немецких художников второй половины XIX века реалистической направленности Макса Либерманна, Фрица фон Уде, Макса Слефогта. Своими моделями они избирали крестьян, городских буржуа и рабочих. Здесь же можно видеть работы группы голландских живописцев гаагской школы, сложившейся в начале 1870-х годов и также воплощавшей реалистическую линию в живописи. Они создавали лирически сдержанные пейзажи, характерные непосредственностью восприятия природы: Йоханнес Босбом, Виллем Рулофс, Иосеф Исраэлс, Ян Хендрик Вейсенбрух, Паул Йосеф Габриэл, Антон Мауве, Хендрик Виллем Месдаг. Они оказали сильное воздействие на раннего Ван Гога.

- Немецкий импрессионизм . Термин «импрессионизм» применялся для определения светоносных картин, где живописная поверхность важнее традиционной композиции с трехмерным пространством. Немецкие художники редко добивались светоносности французов, применяя в основном средние тона. Они больше тяготели к сюжетности, придерживались мифологической и литературной тематики. Здесь мы увидим те же имена, что и в предыдущем разделе: Макс Либерманн, Макс Слефогт, Ловис Коринт – три главные фигуры немецкого импрессионизма.

- Европейское искусство на рубеже XIX – XX века . Здесь выставлены произведения живописи, иллюстрирующие разнообразие художественных течений, существовавших в период, характерный бурным обновлением искусства. Работы французов Клода Моне и Поля Синьяка показывают последнюю фазу импрессионизма и постимпрессионизм. Рядом картины группы «наби» - Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуард Вюйар. Одилон Редон обращается к символизму. В основу нового стиля, возникшего в этот период, были заложены общие формы и идеи, но назывался он в разных странах по-разному: в Германии – югендстиль, во Франции и Англии – ар нуво, в России – модерн. Художники стремились к сочетанию монохромных цветовых плоскостей и четких контурных линий, а некоторые из них (например, Густав Климт из Вены) превращали формы в сверкающие структуры драгоценных камней. Француз Вюйар и норвежец Эдвард Мунк создавали экспрессивные видения, пронизанные тревогой и страхом.

Привлекают внимание две скульптуры, выставленные в разделе: портрет Елены Ностиц работы позднего Огюста Родена и голова шута Пабло Пикассо. Интересна скульптура Макса Клингера, выполненная из разных сортов мрамора.

Как доехать до Новой Пинакотеки Мюнхена


Новая Пинакотека находится прямо напротив Старой Пинакотеки, на другой стороне Theresienstraße, в центре Музейного квартала. Доехать сюда можно на U-bahn линии U2 (станции «Theresienstraße», «Königsplatz») или линий U3/U6 (станции Universität» и «Odeonsplatz»). Далее от любой станции метро можно пройти пешком минут за десять.

Кроме того, в центр Музейного квартала можно доехать на автобусах №100 и №154, или трамваем №27.

В третьей пинакотеке Мюнхена - Пинакотеке Современности - представлено искусство и XXI веков .

История

Галерея была основана в г. баварским королём Людвигом I , который хотел сделать свою частную коллекцию современного искусства доступной для общественности, разместив её в Старой и Новой пинакотеках. Новая пинакотека таким образом является первым «собранием современного искусства» в мире. Установленная на рубеже веков граница между старым и новым искусством стала определяющей для немецких картинных галерей.

В соответствии с художественными предпочтениями Людвига I изначально большую часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи и немецких романтиков . Особое внимание уделялось южно-немецким художникам и художественным школам. Однако возводя музей, Людвиг удовлетворял и свои династические амбиции, выставив в главном зале Новой пинакотеки героизированные пейзажи Греции кисти Карла Ротмана , где правил сын Людвига Отто I Греческий . После смерти Людвига коллекция прирастала новыми известными картинами, но ситуация с отбором экспонатов менялась в Мюнхене очень медленно.

Положение изменилось лишь в г., когда последовали так называемые «пожертвования Чуди », названные так по имени генерального директора мюнхенского Государственного собрания живописи Гуго фон Чуди (нем. Hugo von Tschudi ), который уделял большое внимание не пользовавшимся в то время почётом современным французским художникам. Благодаря ему в Новой пинакотеке появилась впечатляющая коллекция импрессионистов . Однако в г. «Автопортрет» Ван Гога был отнесён к дегенеративному искусству , конфискован и годом позже продан.

Коллекция Новой пинакотеки пополняется и в настоящее время благодаря добровольным пожертвованиям и приобретениям и является одной из наиболее крупных экспозиций искусства конца XVIII-XIX вв.

Здание

Забраковав несколько мест для возведения здания новой галереи, Людвиг I приказал построить Новую пинакотеку напротив Старой пинакотеки. Проект был создан Фридрихом фон Гертнером и Августом фон Фойтом . Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было полностью разрушено и вскорости снесено. Экспозиция Новой пинакотеки разместилась в Доме искусства .

Собрания Новой пинакотеки

Из своих фондов, состоящих из более чем 3000 картин и 300 скульптур, в постоянной экспозиции Новой пинакотеки представлено более 400 произведений искусства.

Искусство второй половины XVIII века

В коллекцию в частности входят работы Антона Графа («Генрих XIII» 1775), Франсиско Гойя («Загородная прогулка» 1776), Ангелики Кауфманн («Автопортрет» 1784), Жак Луи Давида «Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси» 1790), Иоганна Генриха Фюсли («Сатана и смерть, резделённые грехом» 1792-1802), Иоганна Фридриха Августа Тишбейна («Николя Шатлен в саду» 1791).

Английская живопись второй половины XVIII века начала XIX века

В Новой пинакотеке представлены почти все значимые художники Англии XVIII-начала XIX вв.: Томас Гейнсборо , Уильям Хогарт , Джордж Стаббс , Джошуа Рейнольдс , Томас Лоуренс , Джордж Ромни , Ричард Уилсон , Генри Реборн , Дэйвид Уилки , Джон Констебл и Уильям Тёрнер .

Немецкие римляне: классицисты и назарейцы

Немецкие романтики

Бидермайер

представлен в частности работами Доменико Квальо , Франца Ксавьера Винтерхальтера , Фердинанда Георга Вальдмюллера , Морица фон Швинда и Карла Шпицвега .

Французские реалисты и романтики

Живопись немецких художников, работавших в Риме (конец XVIII - начало XIX вв.)

Немецкий реализм

Немецкие импрессионисты

Французские импрессионисты

представлены произведениями Пьер-Огюста Ренуара , Эдуара Мане , Клода Моне , Поля Сезанна , Поля Гогена , Камиля Писсарро , Эдгара Дега , Альфреда Сислея , Жоржа-Пьера Сёра и Винсента ван Гога .

Символизм , югендстиль и живопись начала XX в.

представлены в частности работами Густава Климта , Джованни Сегантини , Фернана Кнопфа , Поля Синьяка , Мориса Дени , Анри Тулуз-Лотрека , Джеймса Энсора , Фердинанда Ходлера , Франца фон Штука , Эдуара Вюйара , Эдварда Мунка , Пьера Боннара и Эгона Шиле . Картины XX в. находятся в экспозиции Пинакотека современности .

Скульптура в Новой пинакотеке

В экспозиции музея находятся скульптуры XIX и начала XX вв., в частности Бертеля Торвальдсена («Адонис» 1802-1832), Антонио Кановы («Статуя Париса» 1807-1816), Рудольфа Шадова , Огюста Родена , Макса Клингера , Аристида Майоля и Пабло Пикассо .

Напишите отзыв о статье "Новая пинакотека"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Новая пинакотека

Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.