Описание фотографии устная часть огэ русский примеры. Методические рекомендации при подготовке к устной части огэ по русскому языку

Экзамен по русскому языку останется обязательным предметом ОГЭ 2019, а это значит, что будущим выпускникам уже сегодня стоит начать подготовку к испытаниям и узнать, какие нововведения готовит ФИПИ и какие требования предъявляются к работам девятиклассников.

Формат экзамена в 2019 году

В 2018-2019 учебном году русский язык в 9-х классах будут сдавать в два этапа:

  • собеседование (устная часть);
  • письменная часть.

В 2018 году был пилотный запуск собеседования, поэтому его результаты не влияли на допуск к основным экзаменам, но в перспективе (возможно уже в 2019 году) устная часть которое будет своеобразным допуском к письменному экзамену по русскому языку.

Собеседование

В 2017-2018 учебном году 13 и 16 апреля успешно состоялась апробация устной части и уже в 2019 году она будет обязательной частью экзамена для всех регионов РФ. Хотя на этапе введения устной части ОГЭ было много разговоров, сам экзамен оказался для учащихся не сложным, ведь перед экзаменуемым ставят всего 4 задачи:

  1. Выразительно прочитать текст.
  2. Пересказать прочитанное с интеграцией цитаты.
  3. Построить монологическое высказывание с опорой на предложенный план.
  4. Принять участие в диалоге на выбранную тему.

Длится собеседование всего 15 минут.

Как видите, в самом экзамене нет ничего сложного для выпускника 9-го класса. Более того, за устный экзамен не будут выставлять оценки. Результат собеседования оценивается по принципу «зачет» или «незачет».

Письменная часть

В письменной части основного предмета ОГЭ 2019 года ФИПИ не анонсировала изменений и ученикам, закачивающим 9 класс, предстоит сдавать русский язык в уже привычном формате. КИМ включает в себя три части:

Среди 13 тестовых вопросов экзаменуемым встретятся два типа заданий:

  • на выбор правильного варианта из предложенных;
  • на самостоятельную формулировку ответа.

В III части ученику предоставляется возможность выбора одной из 3-х предложенных тем.

Оценивание экзаменационных работ

Хотя собеседование не оценивается по пятибалльной системе, в ходе выполнения работы учащийся тоже набирает определенные тестовые баллы.

Важно! Основное количество баллов ученик получает за соблюдение норм русского литературного языка!

Максимальный результат устной части составляет 17 баллов, а минимальный проходной порог – 8 баллов. Таким образом, результат собеседования определяется по таблице:

Проверка письменной части предполагает более тщательную проверку работы. Вторая часть (тестовая) оцифровывается и проверяется с использованием технических средств, а к проверке I и III частей привлекают экспертов (учителей русского языка).

Максимальный тестовый балл письменной части – 39 баллов, из которых:

Тип задания

Краткое изложение

Сочинение

За грамотность

Важно! В письменной части также основным критерием является практическая грамотность и фактическая точность речи!

Результат письменного экзамена заносится в аттестат и влияет на общий балл выпускника. Для интерпретации результата ОГЭ по дисциплине русский язык в 2019 году ФИПИ рекомендует такую таблицу соответствия:

Расписание ОГЭ 2019 по русскому языку

Проект расписания ОГЭ должен появиться на сайте ФИПИ ближе к началу учебного года, но приблизительные периоды, отведенные в 2019 году на русский язык, скорее всего, сильно не изменятся. Как и в прошлом сезоне, выпускники 9-х классов во всех регионах РФ устную часть (как допуск к экзаменам) будут сдавать в апреле месяце.

Для письменного экзамена резервируются три периода:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

Основной период

Основной день

Резервные дни

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

21.09.19 (все предметы)

Пересдача ОГЭ по русскому языку

Основным вопросом 2019 года остается весомость результата по собеседованию. Если в 2018 году результат устной части ни на что не влиял, то уже в 2019 он может иметь решающее значение.

Скорее всего, возможность пересдать устную часть, будет предусмотрена. Но, пока не известно, как и когда будет проходить пересдача собеседования.

Если же неудовлетворительный результат получен по письменному экзамену, девятиклассник получит вторую и даже третью попытку, но при таких условиях:

  • ученик «завалил» в общей сложности не более 2-х экзаменов;
  • негативный результат не связан с поведением во время экзамена, выявлением шпаргалок или запрещенных гаджетов;
  • выпускник не пришел на экзамен по уважительной причине (есть подтверждающий документ).

Если даже после трех попыток девятиклассник не сможет преодолеть минимальный порог в 15 баллов, ему придется взять тайм-аут на год, лучше подготовиться, занимаясь с репетиторами, и попробовать сдать экзамен в 2020 году.

Подготовка к ОГЭ 2019

Задания ОГЭ 2019 года, разработанные ФИПИ, едины для всех девятиклассников РФ, независимо от их региона проживания и профиля учебного заведения. С одной стороны, это позволяет реально оценить уровень владения предметом, с другой стороны – представляет некоторую сложность в тех регионах, где наравне с русским население активно использует другие языки и диалекты.

Тем не менее, хорошо сдать русский язык не сложно, если правильно организовать подготовку к экзамену. Опытные педагоги рекомендуют:

  • Ознакомиться с основными документами ОГЭ, в которых четко прописаны критерии оценивания.
  • Освежить в памяти теоретический материал, изученный за годы обучения в школе.
  • Разобрать билеты прошлых лет самостоятельно, вместе с учителем, или воспользовавшись видео уроками, доступными в сети.
  • Практиковаться в написании сочинения и изложения.
  • Проверить свой уровень знаний, решим демоверсию ОГЭ 2019 года.

Важно! В 2018-2019 учебном году ФИПИ предложит новые темы для сочинений, о которых мы сообщим дополнительно.

В процессе самоподготовки полезным будет справочник к выполнению тестовой части:

Также смотрите подробный разбор демоверсии ОГЭ 2018 года на видео :

Вариант № 1
Задание 1.

Это единственный в стране музей о жизни и трагической судьбе простой русской женщины - Епистинии Федоровны Степановой, которая положила на алтарь Родины самое дорогое, что у нее было, - жизнь своих сыновей. Многодетная мать вырастила девять сыновей, и все они погибли на фронтах разных войн. Старшего Александра забрала у матери гражданская война, Федора убили японцы в 1939-м, остальные сыны погибли в Великую Отечественную.
В центральном экспозиционном зале каждому из сыновей отведена отдельная витрина, рассказывающая об их жизни и подвиге. Здесь же девять бюстов братьев Степановых, в центре - девять искореженных гильз - девять изломанных жизней, а над ними девять красных хрустальных колоколов - девять капелек крови на сердце матери.
А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохра-нен маленький домик, откуда мать провожала своих сыновей на фронт. В это окно смотрели ее полные надежды и страха глаза, к этой калитке подходил почтальон с «похоронками»... До конца жизни Епистиния Федоровна не уставала до боли в глазах вглядываться в даль дорог. Ждала сыновей. До последнего своего часа.
Гражданский подвиг Епистинии Степановой отмечен боевым орденом Отечественной войны первой степени, медалью материнства.
(179 слов)

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Максима Горького:

«Мать всегда против смерти».

Задание 3.

1) Праздник (на основе описания фотографии).
2) Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3) Всегда ли нужно следовать моде (рассуждение по поставленному вопросу)?

1) Опишите фотографию.

Не забудьте описать:
1. место и время проведения праздника;
2. событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
3. присутствующих на празднике;
4. общую атмосферу праздника и настроение участников.

Не забудьте описать:
1. куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);
2. с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
3. как Вы готовились к походу (экскурсии);
4. почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

Не забудьте описать:
1. Что значит следовать моде?
2. Для Вас важно следовать моде и почему?
3. Следовать моде можно только в одежде?
4. Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Задание 4.

1) Опишите фотографию.

1. Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
2. Когда можно сказать, что праздник удался?
3. Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?

2) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).

1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?

3) Всегда ли нужно следовать моде?

1. Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
2. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
3. Приведите пример отрицательного влияния моды.

Вариант № 2

Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух.

13 февраля 1934 г. весь мир узнал о трагедии в Ледовитом океане. Тогда пароход «Челюскин», следовавший из Мурманска во Владивосток, оказался в ледовом плену, вовлечен в дрейф. Восьмиметровый ледяной вал медленно двигался на пароход, судно трещало, ему грозила неминуемая гибель. По приказу О.Ю. Шмидта 104 человека вынуждены были в условиях полярной ночи покинуть судно и оказались на дрейфующем льду. Пессимисты предсказывали их неминуемую гибель. В мировой практике еще не было случая спасения такого количества людей, оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана. Оптимисты надеялись на благополучный исход и на фантастическое спасение участников ледовой эпопеи. 13 апреля - ровно через два месяца после гибели корабля - спасение было завершено.
За 75 лет, прошедших после гибели парохода «Челюскин» и спасения всех оказавшихся на льду людей, в печати появились десятки статей, легенд, фантастических и псевдонаучных публикаций, посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного по тем временам рейса. Одни обвиняют правительство страны, О.Ю. Шмидта, В.И. Воронина в авантюризме, некомпетентности, легкомыслии, непродуманных решениях, приведших к гибели судна. Другие восторгаются мужеством и героизмом людей, оказавшихся в экстремальных условиях, и летчиков, принимавших участие в спасательной операции.
(по материалам интернета)
(176 слов)

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова из французской газеты «Тан»:

«Русские летчики положили конец страшной драме, которая момен-тами, казалось, должна была привести к трагической развязке. Их муже-ство, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира».

Задание 3. Выберите одну из предложенных тем беседы.

1) В летнем лагере (на основе описания фотографии).

2) Общее дело (повествование на основе жизненного опыта).

3) Зачем нужна доброта (рассуждение по поставленному вопросу)?

1) Опишите фотографию.


Не забудьте описать:
1. кто изображён на фотографии;
2. где происходит событие, изображённое на фотографии;
3. общее настроение, которое передано на фотографии;
4. впечатления участников фотографии.

Не забудьте рассказать:
1. какое общее дело Вы решили сделать с Вашими друзьями;
2. какой результат вы получили;
3. как изменились после этого дело ваши отношения;
4. помогло ли общее дело лично вам ближе узнать своих товарищей.

3) Зачем нужна доброта?

Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Что такое доброта?
2. Важным ли качеством человека является для Вас доброта?
3. Легче ли жить, когда Вас окружают добрые люди?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

4. Задание 4. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

1) Опишите фотографию.


1. Приходилось ли Вам отдыхать в летнем лагере?
2. Чем, по вашему мнению, полезны летние лагеря?
3. Что бы Вы порекомендовали тем, кто отправляется в лагерь?

2) Расскажите о деле, которое объединило Вас с Вашими друзьями.

1. Когда дело может стать общим?
2. Считаете ли Вы коллективный уход с урока общим делом?
3. Кто может стать инициатором общего дела?
4. Готовы ли Вы объединить вокруг себя друзей и какое совместное дело могли бы им предложить?

3) Зачем нужна доброта?

1. Всегда ли нужно быть добрым?
2. Часто ли в жизни Вам приходилось видеть проявления доброты?
3. Приходилось ли Вам совершать добрые дела?
4. Как Вы после этого себя чувствовали?
5. Зачем нужно делать добро?

Советы

Во время диалога с экзаменатором старайтесь давать полные, развёрнутые ответы. Не бойтесь дать «неправильный» ответ, т.к. диалог предполагает возможность высказывания разных точек зрения, но помните, что Ваше мнение Вы должны уметь обосновать. Во время диалога оценивается Ваше способность к общению.

Во время диалога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений. На это задание отводится 2-2,5 минуты.

Русский язык ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ (ГОВОРЕНИЕ)

Учитель: Лыткина В.В.

МБОУ «Вилюйская СОШ №1 им. Г.И. Чиряева


УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ

  • В этом году участие добровольное, и результаты собеседования не будут влиять на допуск к ГИА.
  • Обязательным такое испытание станет с 2019 года. Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
  • Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись .
  • Устное собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах . Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» .
  • Количество баллов:
  • Чтение - 2 б, пересказ - 4 б + речь и выполнение заданий 4 = макс.10б
  • Монолог – 3б, диалог - 2б + речь и выполнение заданий 4 = макс.9 б
  • Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов.
  • Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Задания устной части ОГЭ

  • Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.
  • Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).
  • Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
  • Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

1.Выразительное чтение вслух

Задание. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

2.выделить ключевые слова

3. выбрать темп и интонацию чтения (спокойная, шутливая, взволнованная и т.д.)

4.соблюдать интонирование (восходящая/нисходящая)

Максимальное количество баллов: 2 балла.


2.ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ПРИВЕДЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Задание. Прочитайте и перескажите текст, включив в него приведенную ниже цитату. У Вас есть 1 минута на подготовку!!!

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:

3. Найти главную и второстепенную информацию, затем исключить их.

4. Не надо запоминать текст слово в слово. Лучше уловить суть сказанного. Детали при пересказе можно опустить.

5. ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ

6. Для ввода в текст можно использовать фразы:

Как сказал известный учёный…

По этому поводу поэт (ФИО) произнёс…

Максимальное количество баллов: 4 балла

2. Пересказ текста

2016 году дирижер Валерий Гергиев приехал с оркестром Мариинского театра в Сирию. В Сирию, где смертельно опасно.

Зачем? Приехал дать концерт. Баха сыграть над руинами. Прокофьева. Родиона Щедрина. Акция получила название «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».

«Когда-то в Северной Ирландии взорвали школу, мы давали концерт, - вспоминал он недавно. – Концерт прозвучал на всю Великобританию. Я лично давал концерт в Амстердаме, когда страшное цунами в Таиланде унесло жизни тысяч людей. После нескольких землетрясений в Японии – с оркестром Венской филармонии давали концерт, собирали средства для пострадавших. А оркестр Венской филармонии давал благотворительный концерт, собирали средства для Беслана…»

Теперь вот Пальмира. Город из учебников истории. Амфитеатр Пальмиры не очень приспособлен для симфонического оркестра. Но ярусы древнего театра под открытым небом были заполнены зрителями до отказа. А сколько еще народу по всему миру прильнуло к мониторам компьютеров, к телевизорам – выступление музыкантов под управлением маэстро Валерия Гергиева транслировали телеканалы.

Концерт завершился, а звуки музыки будто плыли еще долго в зыбком расплавленном воздухе. Звуки человеческой жизни. Звуки надежды.

Зачем это было Гергиеву? А зачем это нужно всем нам? Чтобы жить. Чтобы помнить, кто мы и откуда. И людьми оставаться.


Пересказ текста

  • Цитата

В режиме видеоконференции на связь с Пальмирой вышел Президент России В.В.Путин. «Этот концерт – память о жертвах террора и знак надежды. Память о всех жертвах террора, вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности, - сказал глава государства. – И конечно, надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма».


Примерный пересказ текста

В 2016 году дирижер Валерий Гергиев приехал с Мариинским театром в Сирию, чтобы дать концерт, исполнить над руинами произведения Баха, Прокофьева, Щедрина. Акция получила название «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».

Маэстро часто выступает в разных странах. Он давал концерты в Великобритании, в Амстердаме, когда цунами в Таиланде унесло жизни тысяч людей, после землетрясений в Японии.

Теперь концерт проходил в Пальмире. Амфитеатр города не очень приспособлен для симфонического оркестра, но зал под открытым небом был заполнен до отказа. Много народу по всему миру смотрели трансляцию.

В режиме видеоконференции на связь с Пальмирой вышел президент России В.В.Путин. «Этот концерт – память о жертвах террора и знак надежды. Память о всех жертвах террора, вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности, - сказал он. - И конечно, надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма».


Задание. Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

Описание содержания задания. Вас необходимо составить высказывание по фотографии, используя подсказки в задании. Средний темп речи человека составляет 100-120 слов в минуту. В течение 2 минут можно произнести текст объёмом в 150-200 слов.

Максимальное количество баллов: 3 балла.


Беседа по монологу

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:

  • Прочитать формулировку задания, определиться с темой.
  • Рассмотреть фотографию, выделить в ней главное, обратить внимание на детали.
  • Составить описание фотографии.

Можно использовать клише

На фотографии мы видим…

В центре (на переднем плане, на заднем плане)…

Можно предположить, что…

4. Ответить на вопросы, используя клише.

Я думаю (считаю, полагаю)…

Мне кажется…

Могу высказать предположение…

На основе своего жизненного опыта могу утверждать, что…


3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Задание. Вам дается 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1). Опишите

фотографию.

(Спортивные

соревнования)


3.Монологическое высказывание. Беседа по монологу

2. Расскажите о спортивных соревнованиях, которые запомнились Вам больше всего.

Не забудьте рассказать (опора):

кто с кем соревновался,

в каком виде спорта,

Где происходили соревнования,

Что понравилось и запомнилось больше всего.

Вопросы для беседы

  • Какие виды спорта Вам больше всего нравятся: индивидуальные или командные? Какие виды спорта развиты в Вашем регионе?
  • 2. Как вы считаете, с какой целью люди занимаются спортом?
  • Знаете ли Вы спортсменов, которые добились больших успехов? Как Вы думаете, благодаря чему они пришли к такому результату.

3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Примерное высказывание:

На фотографии запечатлен драматичный момент соревнований лыжников – одновременный финиш двух спортсменов. Мы видим, как они счастливы, что пришли к финишу, что годы тренировок принесли свои плоды и привели к долгожданной победе. Один из них, поднявший руки – победитель этих гонок. Этот лыжник уверен в своей победе. Возможно, что победителя может определить фотофиниш.


3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

2. Примерный рассказ о соревнованиях.

Один из первых шагов на пути к спортивному успеху я сделала в прошлом году, когда в первый раз поехала с командой на региональные соревнования по волейболу в город Якутск. Я мечтала об этом, ждала поездки и была счастлива, когда тренер Наталья Владимировна назвала меня в числе игроков, которые поедут на турнир! Мне было оказано доверие, но на меня свалился груз ответственности. Как мне было страшно! Я не могу сказать, что дни соревнований стали самыми удачными в моей спортивной жизни. Теперь я немного представляю себе, что такое соревновательный дух, о котором часто говорил папа.

Соревнования помогли мне увидеть в себе недостатки, над которыми ещё так долго и много работать. Конечно, случаются неудачи. Но зато сейчас я знаю, что каждый раз в ходе игры смогу выполнить уверенную подачу мяча. Волейбол научил меня не бояться неудач, и даже если произойдет «сбой», я уже не боюсь того, что скажут мои соперники и друзья.


3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1.Какие виды спорта Вам больше всего нравятся: индивидуальные или командные? Какие виды спорта развиты в Вашем регионе?

Мне нравятся командные виды спорта, общение в коллективе. Я люблю индивидуальные виды спорта, так как успехи и неудачи зависят только от тебя, есть возможность проверить свои силы, победить соперников, добиться своей цели.

2.Как Вы считаете, с какой целью люди занимаются спортом?

Люди занимаются спортом, потому что им это нравится, потому что они хотят быть здоровыми и красивыми, сильными и уверенными в себе.

3 . Знаете ли Вы спортсменов, которые добились больших успехов? Как Вы думаете, благодаря чему они пришли к такому результату?

Я знаю российского биатлониста Антона Шипулина. Он мастер биатлона, олимпийский чемпион и чемпион мира в эстафете, многократный победитель и призер этапов Кубка мира. Его признают одним из титулованных российских спортсменов.


4.Условный диалог (интервью)

Задание. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов . Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы . На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

Максимальное количество баллов: 2 балла.

Описание содержания задания. Вам необходимо составить условный диалог по заданной теме. Представьте, что Вы даете интервью, отвечая на предложенные вопросы. Необходимо дать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

  • Прочитать формулировку задания, определиться с темой.
  • Прочитать пять вопросов по теме, проанализировать.
  • Определить, ответы на какие вопросы потребуют доказательств и примеров.
  • Последовательно ответить на вопросы.

4.Условный диалог (интервью)

Задание 1.

Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.

1.Нужно ли дарить друг другу подарки?

2.В каких ситуациях принято дарить подарки?

3.Как следует выбирать подарок?

4.Согласны ли Вы с тем, что хороший подарок должен быть дорогим?

5.Как Вы понимаете смысл выражения «Дорог не подарок, дорого внимание»?


Тематика (фотографии и диалог)

  • Взаимоотношения в семье; взаимоотношения с друзьями
  • Внешность и характеристика человека
  • Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы
  • Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру
  • Досуг и увлечения (хобби, спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе)
  • Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка
  • Роль языков
  • Молодежная мода
  • Покупки. Карманные деньги
  • Переписка
  • Родина (географическое положение, климат, население, достопримечательности; культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)
  • Технический прогресс
  • Глобальные проблемы современности (экология, проблема мира и разоружения,

демография, использование ресурсов, освоение космоса)

  • Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет)

ИЗ ОПЫТА И НАБЛЮДЕНИЙ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ

  • 1) неумение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора (пауза при многоточии)
  • 2) неумение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения;
  • 3) неумение придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • 4) нечёткая дикция, неясное произношение звуков, недостаточная громкость, темп;
  • 5) орфоэпические ошибки (неправильное ударение в словах: разОрвал, консУльство, прозЯбание, клОчки, пЕриода).

употребление звука Г вместо В (сеГодня, всеГо, БлаженноГо); употребление звука С вместо Ц (сарица, просесс) – искажение слова.

  • 6)употребление числительных (одна тыЩа…, обОих\обЕих).
  • 7) не читают слова, данные в скобках).
  • 8) неправильно читают аббревиатуру.
  • Советы: ввести орфоэпические разминки/тренинги по орфоэпии;
  • давать опережающие домашние задания по выразительному чтению;
  • выбрать правильный темп чтения;
  • Найти конструкции, имеющие интонационные особенности (вводные слова, обращения, обособленные члены предложения)

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ

  • Прерывистость (остановки, повторы отдельных слов, срыв начатого слова или предложения).
  • Интонационная монотонность.
  • Неумение выражать свои мысли правильно, ясно и по возможности ярко.
  • Негромкая речь.
  • Повторы одних и тех же слов, что связано с бедностью словаря.
  • Употребление слова в неточном значении, что объясняется низкой общей речевой активностью.
  • Употребление слов без участия эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски, т.е. учащиеся недостаточно чувствуют язык.
  • Употребление просторечий.
  • Нарушение согласования: «туманная утро», «в клетчатом рубашке», «синей морем»
  • Нарушение управления: «добро побеждает над злом».
  • Употребление глаголов в несоотносимых временных и видовых формах.
  • Искажение фактического материала.
  • СОВЕТЫ: текст должен быть интересен ученику.
  • У учащегося должна быть ЖИВАЯ РЕЧЬ!

Традиционные приемы работы :

  • предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказывать подробно, близко к тексту (или сжато);
  • беседа-анализ содержания, выделение темы (о чем главном сообщается) и идеи (над чем предложил автор подумать);
  • отработка выразительного чтения;
  • расчленение рассказа, выделение частей, основных картин-эпизодов, составление плана текста, предназначенного для пересказа;
  • пересказ фрагментов, предварительный пересказ, разбор его недостатков;
  • обращение к аналогичным случаям, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.
  • СОВЕТ: технология «Воображаемая экранизация». Она представляет собой следующее: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины вы видите. Опишите их».

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОПИСАНИИ ФОТОГРАФИИ

1. придумывают тему фотографии (хотя она уже имеется).

2. забывают высказать свое мнение о фотографии. Одно-два предложения помогут учащимся ярко завершить свое высказывание.

3. часто используют сложные грамматические конструкции.

4. Не используют прилагательные, причастные и деепричастные обороты (методика «Обогати предложение»).

5. Не умеют делать переход от одного предложения к другому.

  • Совет: использовать цветные фотографии.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ФОТОГРАФИЕЙ

Чтобы описать фотографию, нужно внимательно ее рассмотреть.

Определить (это очень важно!), что находится на переднем плане , что является фоном картины . Далее уточнить мелкие детали , обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины . А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение .

  • Если изображен человек, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза - мечтательный и милый, строгий взгляд - строгий и серьезный…

Должно быть три части: вступление, основная часть и вывод.

Типичные ошибки при монологическом высказывании и беседе с экзаменатором

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

ПРАКТИКУМ
по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку
в 2017­2018 учебном году
для обучающихся
9 класса
Ставрополь

УСТНАЯ ЧАСТЬ
Контрольно­измерительные материалы основного государственного экзамена
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из трех заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно­популярного характера.
Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью:
ответить на пять вопросов.
В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на
определённую тему с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15
минут.
Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения
предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудио­ и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить
ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы
сможете набрать наибольшее количество баллов.

Вариант 1
Задание 1
Чтение текста вслух


выскажите своё мнение о нём.
Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг
крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.


целуемся, молчим!


поэтический беспорядок.



бакенбардами.



изгнание.

Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста,
дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый
вопрос – 1 минута.
1 Есть ли у Вас друг?

1 Почему Вы подружились? Что у вас общего?
___________________________________________
2 Чем Ваш товарищ отличается от Вас?
__________________________________________
3 Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?
Ответ: _______________________________________________________________________
4 Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.
Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание

минут.
1 Опишите фотографию.
2 Расскажите о своем хобби (увлечении).
Не забудьте рассказать,
почему Вы увлеклись именно этим занятием;
о незабываемом моменте, связанном с хобби;
разделяет ли Ваш друг Ваше увлечение;
есть ли польза для Вас (или окружающих) от данного рода увлечения.




Вариант 2
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Тоненькая, стройная Анна Андреевна ни на шаг не отходила от мужа, молодого
поэта Н. С. Гумилева. То были годы ее первых стихов и неожиданно шумных триумфов.
С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Это выходило у нее само
собою.
Замечательна в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства
собственности, расставалась с вещами удивительно легко.
И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой.
Как­то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от друга
большая жестянка, полная сверхпитательной «муки», изготовленной в Англии. Одна
маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде,
представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо­сытным обедом. Я от души
позавидовал обладательнице такого сокровища.
Было поздно. Гости стали расходиться по домам. Я несколько позже других
вышел на темную лестницу. И вдруг она выбежала вслед за мною на площадку и сказала:
– Это для Мурочки...
И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле».
Дверь захлопнулась, и сколько я ни звонил, не открылась.
Таких случаев я помню немало.
(По К.И. Чуковскому)
Задание 2
Условный диалог


минута.
1 Случалось ли Вам попадать в затруднительное положение?
Ответ: _______________________________________________________________________
2 Кто помог Вам справиться со сложной жизненной ситуацией?
Ответ: _______________________________________________________________________
3 Какую роль в разрешении Ваших проблем играют друзья?
Ответ: _______________________________________________________________________
4 Как Вы думаете, кому легче переносить жизненные невзгоды, тому, кто одинок, или
тому, у кого есть друг? Почему Вы так считаете?

Ответ: _______________________________________________________________________
5 Посоветуйте своим сверстникам, как избежать неприятностей.
Ответ: _______________________________________________________________________
Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3
минут.
1 Опишите фотографию.
2 Случалось ли Вам быть свидетелем происшествия, в котором кто­либо поддержал
нуждающегося в помощи? Возможно Вы сами кому­то помогли в сложной ситуации.
Расскажите об этом.
Не забудьте рассказать,
когда и с кем что­нибудь случилось;
как вел себя человек, попавший в беду;
кто пришел ему на помощь и какие действия он предпринял, для того, чтобы
предотвратить нежелательные последствия;
как разрешилась ситуация.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 3
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Отрывок из книги Гелия Васильк ваоо
«Каждый день и всю жизнь»

Сердце! Ни об одном другом органе человека поэтами и композиторами не написано
столько стихов и песен, а учёными – научных статей и монографий, сколько об этом
неутомимом моторе. И это неслучайно. Сердце первым откликается на малейшую смену
настроения, на радость или горе, сигнализирует о заболевании, реагирует даже на положение
нашего тела: лежим ли мы, сидим или встаём, и конечно, на физические нагрузки.
Врачи начинают прослушивать биение сердца будущего новорождённого ещё в утробе
матери. Затем, с момента появления на свет и на протяжении всей жизни, терапевты,
кардиологи определяют состояние здоровья человека по показаниям работы сердечной
мышцы. Тренированное сердце делает чуть более 50 ударов в минуту, у человека
нетренированного показатель частоты сердечных сокращений может быть в покое до 74
ударов в минуту. Если сопоставить количество ударов за пятьдесят лет, то разница
оказывается весьма существенной.
Функция сердца наиважнейшая. Оно обеспечивает доставку крови, насыщенной
кислородом и другими необходимыми продуктами жизнедеятельности, по разветвлённой
кровеносной системе ко всем органам и тканям.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.

1. Общаетесь ли Вы в социальных сетях?
Ответ: ____________________________
2. Чем удобны социальные сети?
Ответ: ____________________________
3. Есть ли отрицательные стороны использования социальных
сетей?
Ответ: _____________________________
4. Могут ли социальные сети заменить живое общение?
Ответ: _____________________________
5. Посоветуйте своим сверстникам, как правильно использовать
социальные сети.
Ответ: ______________________________

Задание 3
Монологическое высказывание

1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своих любимых книгах.
Не забудьте рассказать,
как Вы читаете книги: только по школьной программе или больше;
какие книги выбираете для чтения;
как узнаёте о новых книгах;
о книге, которая запомнилась больше всего.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 4
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Я сидел од ин в полутемной комнате и не слышал звонка в передней. И вдруг увидел на
пороге громаднейшую фигуру в распахнутой шубе и высокой бобровой шапке. Это был
Ф.И. Шаляпин.
Величественным, медленным шагом Шаляпин направился к двери библиотеки. Он шел,
как идут на сцене знатные бояре. Ничто не нарушало спокойствия его внезапно
окаменевшего лица. И тут откуда­то из­за угла выскочила с оглушительным лаем Буська,
коричневый бульдог, любимица всей семьи. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей
шубы.
- Ах, вот вы как? - опять прогудел Шаляпин, и все лицо его собралось в угрожающие
бульдожьи складки. В какую­то долю секунды он очутился на четвереньках и мелкими
торопливыми шажками побежал навстречу Буське. В эту минуту он обрел разительное
сходство с вылезшим из берлоги медведем. Но что сделалось с несчастной собакой! Буська,
взвыв от ужаса и неожиданности, задом поползла под диван. Шаляпин вновь выпрямился во
весь гигантский рост. Серьезно и медлительно он продолжал свое боярское шествие. А в
дверях кабинета стоял Горький и, сморщившись, давился от беззвучного смеха.
(По В.А. Рождественскому. Страницы жизни
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.

1 Есть ли у Вас друг?
Ответ: _______________________________________________________________________
2 Почему Вы подружились? Что у вас общего?
Ответ: _______________________________________________________________________
3 Чем Ваш товарищ отличается от Вас?
Ответ: _______________________________________________________________________
4 Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?
Ответ: _______________________________________________________________________
5 Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.
Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего.
Не забудьте рассказать,
когда проходит праздник;
чему он посвящён;
кто принимает участие в празднике;
опишите присутствующих и их настроение.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 5
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.

Рудой
место

Чайковский проснулся рано и не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных
жаворонков. На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, где лежало среди зарослей озеро. Там у
композитора

Он окликнул слугу и заторопил его, чтобы поскорее идти на Рудой Яр. Он знал, что,
побывав там, он вернется ­ и давно живущая где­то внутри любимая тема хлынет потоками
звуков.

Так и случилось.

Больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Знакомый край был весь обласкан
светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызывали у
Чайковского то состояние, когда кажется, что случится что­то необыкновенное, похожее на
чудо. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль.
Чайковский


Он долго простоял на обрыве Рудого Яра.
быстро
пошел

Яр.
дому.

(По К.Г. Паустовскому.)
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.

1. Творчество. Какие понятия ассоциируются у Вас с этим словом?
Ответ: _______________________________________________________________________
2. Получаете ли Вы дополнительное образование и по какому направлению? А может,
посещаете творческие кружки или Ваше увлечение связано с творчеством?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Что повлияло на Ваш выбор?
Ответ: _______________________________________________________________________
4. Участвовали ли Вы в творческих конкурсах или, возможно, только планируете участие?
Нужно ли творческому человеку соревноваться с другими и почему Вы так думаете?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Согласны ли Вы с тем, что творчество способствует развитию человека?
Аргументируйте свою точку зрения.
______________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 6
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль
непременно навестить его.
Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения я поехал в Псков. Погостил у
сестры несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова; к утру следующего дня уже
приближался к желаемой цели. Свернули мы, наконец, с дороги в сторону, мчались среди
леса по гористому проселку – все мне казалось не довольно скоро!
Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой
поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне
происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга,
целуемся, молчим!
Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате
помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем
поэтический беспорядок.
Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же
веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем
проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только
бакенбардами.
Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в
Москве? Я ему ответил, что что стихи его приобрели народность во всей России и,
наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его
изгнание.
(По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)
Задание 2
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
Условный диалог

1. Есть ли у Вас в школе форма?
Ответ: _______________________________________________________________________
2. Чем удобна школьная форма?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму?
Ответ: _______________________________________________________________________
4.Согласны ли в с тем, что одежда – часть делового этикета?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели учеников своей школы?

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Пушкина.
Не забудьте рассказать,
какой момент биографии Пушкина изображён на картине;
как вы понимаете слова "Закатилось солнце русской поэзии" ;
как вы познакомились с произведениями Пушкина;
какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 7
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий
Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить,
кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный,
Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя
инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по
московскому времени с космодрома Байкон р стартовал космический корабль «Восток» с
пилотом­космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к
полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность,
его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили все
человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108
минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был
первым и останется им навсегда!
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1.Что значит следовать моде?
Ответ: _______________________________________________________________________
2. Для Вас важно следовать моде и почему?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Следовать моде можно только в одежде?
Ответ: _______________________________________________________________________
4. Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?
Ответ:_______________________________________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте рассказать,
куда и когда Вы ходили в поход;
с кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями);
как Вы готовились к походу (экскурсии);
почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 8
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Отрывок из книги Ивана Сергеевича Соколова – Микит ваоо
«Звуки земли»
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля,
и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли,
которую во все времена люди так ласково называли матерью­землёю. Звуки земли
драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.
Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех
ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные
звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В
ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из
земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей
деревне.
А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются,
начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет
ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее
пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1. Для чего нужны музеи?
Ответ:_______________________________________________________________________
2. Какие чувства у Вас возникают при посещении музеев?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно­технические
или естественнонаучные? Почему?
Ответ: _______________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они
обладают?
Ответ:_______________________________________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о том, как Вы относитесь к бездомным животным.
Не забудьте рассказать,




Помогаете ли вы приютам животных? Как?
Какую помощь Вы оказываете бездомным животным?
Есть ли у вас дома питомец? Как вы за ним ухаживаете?
Что нужно предпринять, чтобы на улицах стало меньше выброшенных животных?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 9
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.

Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его
, то есть всеми силами души вашей, со
всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость,
жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не
любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не
сосредоточиваются ли в нѐм все чары изящных искусств? Не есть ли он властелин наших
чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их,
как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех
искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями...
Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в
который вы мгновенно освобождаетесь от житейских отношений!
Эти звуки
настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего­то чудесного,
сжимают ваше сердце предчувствием какого­то неизъяснимо сладостного блаженства; этот
народ, наполняющий огромный амфитеатр, разделяет ваше нетерпеливое ожидание, вы
сливаетесь с ним в одном чувстве; этот роскошный и великолепный занавес, это море огней
намекают вам о чудесах и дивах, рассеянных по прекрасному божию творению и
сосредоточенных на тесном пространстве сцены! И вот грянул оркестр - и душа ваша
предощущает в его звуках те впечатления, которые готовятся поразить еѐ; и вот поднялся
занавес - и перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб
человеческих!
(Фрагмент статьи Виссариона Григорьевича Белинского)
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1.Считаете ли вы, что театр оказывает влияние на формирование внутреннего мира
человека?
Ответ: _______________________________________________________________________
2. Вы ходите в театр ради удовольствия или пользы?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Может ли телевидение заменить полностью театр?
Ответ: _______________________________________________________________________
4. Как Вы думаете, почему люди ходят в театр?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Посоветуйте своим друзьям спектакль (­и), который (­ые), по Вашему мнению,

обязательно нужно посмотреть.
Ответ:_______________________________________________________________________
Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1 Опишите фотографию.
2
Расскажите о своем посещении зрелищного мероприятия (концерта, спектакля),
которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
на каком зрелищном мероприятии вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 10
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, где лежало среди зарослей озеро. Там
у композитора было любимое место ­ Рудой Яр.
Он окликнул слугу и заторопил его, чтобы поскорее идти на Рудой Яр. Он знал,
что, побывав там, он вернется ­ и давно живущая где­то внутри любимая тема хлынет
потоками звуков.
Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра.
Больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Знакомый край был весь
обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения
вызывали у Чайковского то состояние, когда кажется, что случится что­то
необыкновенное, похожее на чудо. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться
домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошел к дому.
Дома он приказал слуге никого к себе не пускать и сел к роялю.
Он играл. Он добивался ясности мелодии.
(По К.Г. Паустовскому.)
Задание 2
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
Условный диалог
1. Какой вид(ы) искусства тебе наиболее близок? Почему?
Ответ:_________________________________________
2. Посещаешь ли ты какой­нибудь кружок, музыкальную школу, студию и т.п.?
Ответ:_________________________________________
3. Расскажи о своих успехах в творчестве?
Ответ:_________________________________________
4. Твой любимый художник (поэт, музыкант, скульптор и т.д.)?

Ответ:_________________________________________
5. Кем ты видишь себя во взрослой жизни (профессия, основное занятие)?
Ответ:_________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Почему физкультура и спорт необходимы в нашей жизни?
Не забудьте рассказать:





Каким видом спорта вы увлекаетесь (или другими подвижными занятиями)?
Почему выбрали именно этот вид спорта (увлечения)?
Какими вы хотели бы видеть уроки физкультуры?
Почему нужны физкультминутки в школе?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 11
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Детство А.Н. Толстого
Алексей Николаевич Толстой, автор всемирно известного романа "Пётр Первый",
родился 10 января 1883 года в семье потомственных графов в небольшом городе
Николаевске Самарской губернии. Еще до рождения Алёши его родители разошлись, и его
воспитанием занималась мать ­ Александра Леонтьевна ­ писательница, двоюродная внучка
декабриста Николая Тургенева. Именно она оказала огромное влияние на формирование
литературных способностей будущего писателя. Александра Леонтьевна разрабатывала
для него темы ранних произведений, таких как «Детство Леши», «Логутка». А ее письма и
собственные сочинения стали источником создания образов первых юношеских
произведений Алексея Толстого.
В имении отчима для получения начального образования для мальчика был приглашен
учитель. Потом семья перебралась в Самару, где Алексей начал учебу в реальном училище.
Окончив его, юноша уехал в Петербург поступать в технологический институт. Именно в
этот период он начал писать стихи, и уже в 1906 году они были опубликованы.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1. Достаточно ли родители, на твой взгляд, уделяют внимания твоей учебе? Почему?
Ответ:_________________________________________
2. Требуется ли тебе помощь взрослых при подготовке домашнего задания?
Ответ:_________________________________________
3. Часто ли ты обращаешься к ним за помощью в подготовке уроков?
Ответ:_________________________________________
4. Любишь ли ты делиться новыми знаниями, полученными в школе, с родителями?
Ответ:_________________________________________
5. Хотел(а) бы ты выбрать такую же профессию, как у мамы (папы)? Почему?
Ответ:_________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своей любимой игрушке.

Не забудьте рассказать:
 Как выглядит игрушка;
 Когда и как она у вас появилась;
 Связана ли с игрушкой какая­нибудь история;
 Храните ли вы свою любимую детскую игрушку;
 Почему любимые детские игрушки дороги взрослым.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 12
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Детство М.Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в октябре 1814 г. Русская ветвь рода
Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в
плен при осаде крепости Белой и в 1613 г. Фамилию Лермонт носит также легендарный
шотландский поэт­пророк XIII века.
Отец поэта, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко
знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но
крайне легкомысленный. Мать –дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной
Столыпиной. Детство его прошло в Тарханах - имении бабушки. Мать Лермонтова
умерла, когда ему еще не было трех лет.
В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы, русские песни,
сказания, былины. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о его воспитании. Он
владел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на
скрипке и рояле, прекрасно читал стихи. Когда Лермонтову было 10 лет, его повезли на
Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9­ти и в первый раз узнал чувство любви,
оставившее память на всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми впечатлениями
Кавказа, который он читает своей поэтической родиной.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1.Как вы относитесь к чтению?
Ответ:_________________________________________
2. Как Вы понимаете семейное чтение?
Ответ:_________________________________________
3. Можно ли ребенку привить вкус к чтению?
Ответ:_________________________________________
4. Является ли чтение Вашим любимым занятием?
Ответ:_________________________________________
5. Считаете ли Вы необходимым читать в век компьютеризации?

Ответ:_________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своей любимой книге.

Не забудьте рассказать:
 Назовите свою любимую (или последнюю прочитанную) книгу.
 Кто и когда дал или посоветовал Вам ее прочитать?
 Кто из героев понравился вам больше других?
 О чем Вас заставила задуматься книга?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 13
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Чем больше черпаешь из колодца воды, тем свежее она и обильнее. От неё веет
ароматом глубокой земли и устойчивым холодом талого снега. Каждый глоток колодезной
воды сладко утоляет жажду и наполняет бодростью. Утром солнце всплывает со дна,
вечером - погружается на дно. Так живёт колодец.
Если же в полутёмном срубе не звенит ведро и рассыпанные звенья цепи не
натягиваются тетивой, а ржавеют от бездействия, если ворот весело не поскрипывает под
рукой и сорвавшиеся капли серебряными монетами не падают обратно в гулкую глубину -
родник перестаёт бить, колодец затягивается илом, чахнет. Наступает смерть колодца.
С нашествием врага появились мёртвые колодцы. Они умирали вместе с людьми.
Мёртвые колодцы были похожи на незарытые могилы.
Теперь колодцы ожили, вернее, их оживили люди - живые, пришедшие на смену
мёртвым. Весело звенят вёдра, и цепи блестят на солнце, освобождённые от ржавчины
прикосновением множества рук. Колодцы поят людей, коров, землю, деревья. Они льют
воду на раскалённые чёрные камни банек, и мягкий, захватывающий дух пар делает своё
чистое дело, оседая каплями на вялой пахучей листве берёзовых веников.
Колодцы ожили. Но тот, кто погиб на войне, - погиб навечно.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1. Как вы относитесь к компьютеризации общества?
Ответ:_________________________________________
2. Какую роль в вашей жизни играет компьютер?
Ответ:_________________________________________
3. Как часто и с какой целью вы пользуетесь ПК?
Ответ:_________________________________________
4.Может ли компьютер заменить книгу?
Ответ:_________________________________________Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о вашем любимом семейном празднике.
Не забудьте рассказать:
 Какое участие в этом семейном мероприятии принимают члены вашей семьи?
 Какую роль играете вы (какое поручение выполняете)?
 Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Как вы к ним относитесь?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 15
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Все мы, ребята Кизлярского детдома, жили без родных много лет и совсем забыли,
ШЕФЫ
что такое семейный уют. И вдруг нас привели на станцию, объявили, что
железнодорожники - наши шефы и они приглашают нас в гости.
Разобрали нас по одному. Дядя Вася, толстый и весёлый начальник, привёл меня к
себе домой. Жена охала, долго расспрашивала о родных, но в конце концов принесла
душистый борщ и сладкую печёную тыкву. А дядя Вася подмигнул и нацедил из бочонка
красного вина. И себе и мне. Стало весело. Я расхаживал по комнатам, словно плавал в
каком­то счастливом дыму, и мне совсем не хотелось уходить.
В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об этом дне. Ребята,
переполненные необычными ощущениями «домашней жизни», ни о чём другом не могли
говорить. А в школе, с другой стороны крышки парты, где мною были вырезаны три самых
заветных слова: электричество - стихи - Лида, я дописал ещё одно слово - шефы.
Больше всех хвалился белорус Вилька. Он попал в гости к самому начальнику
станции, и тот велел приходить ещё. Мне тоже хотелось рассказать хорошее про дядю
Васю, и я заявил, что он «самый главный начальник угольного склада» и я могу показать,
где он работает. Мне очень хотелось показать дядю Васю, и я повёл ребят.
Задание 2
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём домашнем питомце (растении).
Не забудьте рассказать:
 Когда и при каких обстоятельствах у вас появилось домашнее животное (растение)?
 Какие обязанности по уходу за домашним животным (растением) лежат на вас?
 Как вы понимаете слова А.Сент­Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Перечень оцениваемых аспектов устной речи
1 Выразительность речи во время чтения
2 Соблюдение норм
3 Искажение / верное прочтение слов
4 Темп чтения
Система оценивания устной речи (шкалы оценивания и максимальные баллы)
Задание 1. Чтение текста вслух, пересказ
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух и пересказа текста
Интонация
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
Темп чтения
Темп чтения и пересказа текста соответствует коммуникативной задаче.
Темп чтения/ пересказа не соответствует коммуникативной задаче.
Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.
Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.
Правильность речи
за всё задание
Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного
экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по пяти ответам.
Задание 2. Условный диалог
Критерии оценивания диалога (Д).
Таблица 2
Баллы
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей: дал полный ответ на
вопрос.
но
дан неточный или односложный ответ на вопрос,
или
экзаменуемый не дал ответ на вопрос.
Максимальное количество баллов
1
0
1
Максимальное количество баллов по критерию Д – 5.
Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы (Р2).
Грамотность речи
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.
Допущено не более 3 ошибок.
Таблица 3
Баллы
2
1

Допущено более 3 ошибок.
Речевое оформление
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются
разнообразные синтаксические конструкции
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются
однотипные синтаксические конструкции
Максимальное количество баллов
0
1
0
3
Общее количество баллов за задание 2 – 8.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Таблица 4
1
0
Критерии оценивания монологического высказывания (М).
Выполнение коммуникативной задачи ­ описание фотографии
Даны ответы на все вопросы.

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
не на все вопросы были даны ответы,
и/или
допущены фактические ошибки.
Выполнение коммуникативной задачи ­ повествование о личном жизненном опыте
1
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы.
Фактические ошибки отсутствуют.
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
не на все вопросы были даны ответы.
Речевое оформление высказывания
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
последовательностью изложения:
логические ошибки отсутствуют,
последовательность изложения не нарушена.
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют
логические ошибки (1 и более).
Грамотность речи
Грамматические,
отсутствуют.
Допущено не более 3 ошибок.
Допущено более 3 ошибок.
Максимальное количество баллов
орфоэпические ошибки,
искажения слов
речевые,
2
1
0
5
Баллы
0
1
0
*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил
0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте»,
то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
Общее количество баллов за всю работу – 16 баллов.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 9 и более
баллов.

5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.

Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018- демоверсия от ФИПИ

При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике и выразила надежду, что педагогическое сообщество примет активное участие в ее обсуждении.