Основы сказкотерапии. Схема анализа сказки по Т. Зинкевич-Евстигнеевой Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой

Использование сказки в личностном развитии воспитанника ДОО

1. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 320с.

2. Зинкевич-Евстгнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2008.- 240с.

Материалы для самостоятельного изучения:

Общие принципы работы со сказками (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

принцип Основной акцент комментарий
осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было нужно? Задача - показать клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
множественность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача- кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

этап назначение содержание
  1. Ритуал « входа» в сказку
Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнении. Например, взявшись за руки в круг, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; каким им помогало в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.
3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать. Помочь какому-либо существу из сказки и пр.
4.Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

· Тема (какова наиболее значимая сфера жизни для героев).

· Герой (особенности его самосознания - образ Я, самоотношение, понимание своего места среди других людей).

· Персонажи (круг основных действующих лиц, их характеристики).

· Отношения между персонажами и героем (отношения со значимыми людьми).

· Типичные события (символическое отражение событий в жизни человека данного общества).

· Трудности (наиболее важные, эмоционально заряженные проблема, которые тревожат персонажа).

· Средства совладания с возникающими трудностями (способы, приемы, ухищрения, которые использует человек).

· Недостающие ресурсы (внутренние ресурсы в виде качеств и способностей героя, или внешние в виде физических условий, материальных возможностей).

· Имеющиеся ресурсы (то, что есть в распоряжении человека).


Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Мужские сказки

ТАЙНЫЙ ШИФР

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2009

ББК 88.5 3-63

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

3-63 Мужские сказки: тайный шифр. - СПб.: Речь, 2009. - 334 с.

ISBN 978-5-9268-0819-7

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Её за­дача вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную. Эта книга призвана более тонко и глу­боко исследовать особенности мужского принципа внутри человека - и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.

Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоция­ми, мыслями и знаниями , которые будут расшифрованы в этой книге.

Книга известного сказкотерапевта с огромным жизненным и про­фессиональным опытом будет способствовать восстановлению здоровой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе...

ISBN 978-5-9268-0819-7

© Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2009 © Издательство «Речь», 2009 © П. В. Борозенец, обложка, 2009

Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок.......................9

И вновь несколько слов о сказкотерапии.......................................10

Основания для выделения мужских архетипов и архетипических

сюжетов...............................................................................................24

Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие

события..............................................................................................28

Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния в мужских архетипических сюжетах..................................................................61

Часть вторая. Герой с «Семью ликами»..........................................81

Архетип Воина...................................................................................89

Архетип Монарха..............................................................................127

Архетип Крестьянина.......................................................................153

Архетип Купца...............................................................................................179

Архетип Философа.........................................................................................200

Архетип Монаха.............................................................................................225

Архетип Слуги (Раба)....................................................................................237

Часть третья. Шифр мужских сюжетов.......................................................249

Сюжет первый - «Отчий дом»....................................................................255

Сюжет второй - «Дорога к мастерству»....................................................276

Сюжет третий - «Спаситель».....................................................................291

Сюжет четвертый - «Скрытые враги».......................................................299

Сюжет пятый - «Любовь»...........................................................................306

Сюжет шестой - «Вечное возвращение»...................................................323

Сюжет седьмой - «Мужское братство».....................................................327

Послесловие....................................................................................................332
От автора

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр ска­зок». Первые две книги, посвященные женским архетипическим сюжетам и сюжетам отношений, вызвали доволь­но большой интерес. Меня постоянно спрашивали, когда же выйдет книга о мужских сказках. Я нередко ссылалась на свою занятость, из-за которой оказывается сложным подготовить к печати этот материал.

На самом деле, писать о мужских сказках мне, как жен­щине, очень непросто и ответственно. Это так, даже не­смотря на то что концепция мужских архетипов и архетипических сюжетов разработана давно, успешно применяется в консультировании и разработке сказкотерапевтических программ. В то же время наличие некоего тендерного тре­пета со стороны автора, наверное, совершенно естественно и даже полезно в исследовании такого тонкого вопроса, как сказочная мужская психология...

Так или иначе, дорогие друзья, речь в этой книге пой­дет о героях. В полном смысле этого красивого слова. Быть может, некоторые читательницы сейчас начнут нетерпе­ливо потирать руки. Дескать, наконец-то мы все узнаем о тонкой подоплеке мужской психологии! Позвольте вас, милые читательницы, чуточку разочаровать. Герои муж­ских сказок живут и во внутреннем пространстве каждой женщины. В ее, с позволения сказать, Анимусе, мужской части внутренней природы. Именно благодаря этой муж­ской части у женщины можно наблюдать яркий характер, реакции и проявления во внешнем мире.

Мне нередко говорили мои ученицы и клиентки, что в сюжете их жизни «слишком много мужского». Да, так бы­вает. А как же иначе? Мужской принцип внутри женщи­ны помогает ей выживать и реализовывать себя в соци­альном мире, проявлять активность, самостоятельность. Надо сказать, что множество героинь несут в себе яркий мужской принцип. Возьмите, к примеру, Герду или геро­иню сказки «Финист ясен сокол». Другое дело, что сказоч­ные героини тонко совмещают в себе мужской и женский принципы. Внутри современной женщины не всегда положение дел обстоит столь же гармонично... Но это уже со­всем другой вопрос.

Итак, задача этой книги вовсе не в изложении субъек­тивного взгляда автора на мужскую психологию, пусть и сказочную. Наша задача - более тонко и глубоко иссле­довать особенности мужского принципа внутри челове­ка - и мужчины, и женщины.

Мужской принцип несет в себе огромную энергию ак­тивности, как созидательной, так и разрушительной. Бла­годаря его действию, происходят реальные преобразова­ния чего угодно. Управлять этой энергией не всегда про­сто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко... Потому-то пути-до­роги героев часто так запутаны!

Но мы же с вами - исследователи! Попробуем разо­браться. Правда, при этом будем с вами скромны, пони­мая, что нам откроется лишь некая малая часть информа­ции, зашифрованной в сказках...

Часть первая.

Два ключа к шифру мужских сказок
И вновь несколько слов о сказкотерапии

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждо­му еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей - и специалистов, и просто интересующихся - вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия - это лечение сказками. Для других - прием коррекционной работы, для третьих - способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия - одно из самых молодых на­правлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы пятнадцать-двадцать лет - срок небольшой. Но в то же время сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только возникла речь, так сразу по­явились и первые истории. Кто-то скажет, что истории появились, потому что человеку надо было чем-то зани­мать свой досуг (телевизора-то еще не было!). Но так го­ворить не совсем корректно. Главное, через истории пере­давали знания, а то, что это происходило в увлекательной форме, - замечательный «побочный эффект» обучения жизни через сказки.

Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия - это один из ме­тодов развития самосознания и эмоционального интел­лекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидак­тично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия - это язык образов и символов, органичный бессознательному чело­века. С четвертой стороны, сказкотерапия - это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология - это наука о душе).

Итак, что же все-таки такое сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они занимаются сказкотерапией. Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Следовательно, и подходов, школ в сказкотерапии может быть несколько. В молодой отече­ственной психологии как-то сама собой появилась тради­ция негласно, неофициально выделять московскую и пи­терскую школы. Почему бы не сделать это и в сказкотера­пии?!

Передав низкий поклон творцу и хранителю москов­ской школы сказкотерапии - Игорю Вачкову, позвольте немного рассказать о питерском подходе и Комплексной Сказкотерапии ©.

Комплексная Сказкотерапия © - это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге автором книги, кото­рую вы держите в руках. Методологическая база склады­валась постепенно. И на ее основании можно дать сего­дняшнее определение Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © - это система представ­лений об архетипических сюжетах, мужских и женских сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.

Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет.

Архетип - это базовая матрица, «первичный обра­зец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а дей­ствие архетипов остается неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоции­руется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фак­тически, получили «санкционированный доступ» к кладо­вым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный обра­зец», у разных мыслителей наполнялся различным содер­жанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме при­родный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чув­ствительный к , счи­тал их врожденными психическими структурами, опре­деляющими эстетическое отношение человека к миру.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сра­зу не поддаются логическому анализу, они прячутся за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не ме­няется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архи­тектуре и одежде, возникновение новых профессий и уп­разднение старых, изменение стилистики речевых оборо­тов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Од­нако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы быто­вых и внутриличностных проблем остаются неизменны­ми. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем обнаружить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригиналь­нейший ракурс действительности. Так рождаются новые

тенденции, течения в искусстве и политике. Современни­ки ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декора­ции». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию завет­ной мечты многих людей - мечты о стабильности.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов.

Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие мета­форические форматы - это хранители архетипов. Анали­зируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий меха­низм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индиви­дуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним зако­ном определенного архетипа.

В нашей жизни действие архети­пов разворачивается во времени, по­этому можно сказать и так: архетип проявляет себя через последова­тельность событий. Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точ­нее - архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как*раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа дей­ствий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам пред­стоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам придется пройти ряд испытаний и найти ресурсы для их прохожде­ния. Затем изначальная цель путешествия будет подвер­гнута коррекции и конкретизации , также будет разрабо­тан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Ког­да мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предатель­ством ближних и получить время на переосмысление соб­ственного пути. Таковы закономерности действия архети­па Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действи­ем архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действи­ем «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать зако­ны действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколение в поколение через метафороносители (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет че­ловеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие разбирательства с проблемами личного и со­циального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и ис­следования мира, наконец.

Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии © понимается некий общий механизм, содержа­щий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предвари­тельно прочитав на крышке инструкцию по эксплуата­ции. Архетипы - это активные системы, обеспечи­вающие поддержание Жизни. Они действуют независи­мо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут от­корректировать те деструкции, которые вносит в Мир че­ловек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Архетипы составляют матрицу жизни. Причем удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на пе­реживание фатальности бытия. Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт.

В Комплексной Сказкотерапии © разработана соб­ственная классификация архетипов и архетипических

ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ О СЕБЕ?

Весенней порой родилась в Ленинграде. Еще в школьные годы интерес к психологии выразился в исследовании «Влияние классической музыки на психическую сферу человека». Сейчас называть эту работу «исследованием» мне немного странно, однако для моей мамы первая проба научного пера является предметом особой гордости. Собственно, с ее слов я и знаю об этом малопримечательном событии… Дальше, вместо Консерватории я закончила факультет психологии Ленинградского Государственного Университета, где застала в добром здравии удивительных преподавателей «старой гвардии». Собственно, о себе я постоянно говорю и в книгах, и в лекциях, и на консультациях (хотя мои клиенты полагают, что я рассказываю о них самих) поэтому, наверное, это единственно новое, что можно добавить к уже сказанному…

Как я пришла к созданию метода?

Все происходило естественно. Очень сложно выделить этот путь из общего жизненного пути. В детстве мы с папой часто сочиняли разные истории, и я очень много читала. Соединении этой тяги с музыкой привело меня к психологии. Сориентировавшись в текущем положении дел, я стала искать способ наиболее действенной практической помощи людям. Те методы, что имелись, не устраивали меня вполне. Один казался мне слишком жестким, другой – слишком «мужским», третий – пригодным лишь для психиатрии, четвертый… Словом, мне, как «разборчивой невесте» было трудно угодить. Позже я поняла, что в силу особенностей характера, мне просто сложно говорить с чужих слов. И стало ясным, что придется идти более трудным путем поиска СВОЕГО МЕТОДА.

В притчах я нашла особую стилистику общения с человеком. А когда жизненного опыта стало больше, старые сказки, и авторские истории стали открываться для меня иначе. Как говорится в сказках, «не только по-писанному, но и по-неписанному». Я видела в характерах героев и коллизиях их судеб отражение закономерностей, существующих рядом с нами, в нашей жизни. Постепенно стала очевидной давно известная истина – что сказки это «шифровки». В сказках зашифровано множество важных ответов, за которыми обычно люди обращаются к психологу, близкому другу или духовнику. Также открылось и практически подтвердилось, что если «упаковать» в сказку любое психологическое упражнение, оно станет работать значительно глубже, тоньше, и сможет привести к немалым переменам внутри человека. А потом и в его жизни. Сказки и истории человеческих судеб постоянно открывали мне новые пути и грани будущего Метода. Сначала он складывался как набор возможностей работы со сказками. Потом открылись и более глубинные закономерности, получившие имена «архетипов» и «архетипических сюжетов». Но об этом уже другая история…

Что я могу теперь сказать людям?

Дорогие друзья, не думайте, что сказки – это детская забава. Они – для зрелых и внимательных сердец. Если задаться целью научиться читать сказки не только по-писанному, но и по «неписанному», откроются кладовые жизненных закономерностей. А они, в свою очередь, уберут многие пустые неурядицы из жизни. Оставят только те трудности, которые необходимы нам для развития.

Дорогие друзья, описывайте свою жизнь как сказку! И вы увидите ее ценность и уникальность. Каждое жизненное приключение найдет свое место в повествовании и откроет вам свое истинное назначение в вашей жизни. Зашифровывайте в сказки золотые зерна вашего жизненного опыта. Ведь именно они оплачены вами по самой высокой цене. Относитесь бережно к отношениям с близкими и далекими людьми. Старайтесь постичь индивидуальную природу каждого прежде, чем разочароваться, обидеться или осудить. Боритесь с унынием и пустыми сомнениями, страхами и обидами, - ибо именно они являются вашими истинными врагами, засевшими внутри. Смело описывайте свое будущее с добром и надеждой в красивых сказках, и увидите, как начнет меняться ваша жизнь.

Самый интересный вопрос, который мне задавали.

Мне нравятся вопросы, которые ставят под сомнение основные положения моего Метода. Такие вопросы дают мне возможность взглянуть на него чужими глазами, выйти из него и посмотреть со стороны. Ведь даже если ты живешь во дворце и поддерживаешь в нем порядок, это не означает, что само здание не подвергается воздействию внешнего мира, и не нуждается в поддерживающем ремонте снаружи! Вот такие «каверзные» вопросы помогают начинать «наружные работы» в здании Метода. А бывает, что задают вопрос в самую суть, и отвечая на него, удается углубить Метод. Ведь он – живой. Он не стоит на месте, постоянно обновляется. Но самые ценные вопросы – что идут от сердца. И я благодарна людям за них.

Кто может стать моим учеником?

Прежде всего, человек искренний. Не желающий жить «в-пол-житья-в –пол-бытья». Желающий узнавать себя, любящий своих близких. У меня можно учиться только в том случае, если наши ценности совпадают. Неверующим в Бога людям учиться у меня будет крайне сложно, просто невозможно. Учиться у меня трудно. Плотность информации высокая. За пару часов мы можем освоить такой объем информации, на который обычно уходит несколько дней или даже месяцев. Это свойства сказки – она многоуровневая, многоаспектная. «Плосткостным мышлением» ее не постичь, приходится «включать» «Объемное мышление». И поначалу, когда оно только еще начинает работать, многим кажется, что «голова распухает». А потом все становится на свои места. Но первое время трудно. Хотя, и в любом деле так.

Обучение у меня всегда сопряжено с терапевтической работой. Она запускается сама по себе. Как уборщики в пустом вечернем здании. Они не влияют на основную работу учреждения, но поддерживают его в чистоте. Их не видит основной персонал – но без их труда, учреждение бы «заросло грязью» и не смогло бы качественно работать.

Словом, учиться у меня непросто. Но многие утверждают, что полезно и интересно. Я с ними согласна!

Кто может стать моим клиентом?

Человек, прочитавший хотя бы пару моих книг и доверяющий моему слову. Чем лучше человек знаком со мною и с Методом, тем быстрее мы сможем перейти непосредственно к качественной психологической помощи. Также важно, чтобы человек был верующим.

Мои пожелания посетителям сайта?

Многие полагают, что жить с открытым сердцем небезопасно. Но жить с прикрытым сердцем – значит, жить «с ленцой», в пол-силы и с тщеславными амбициями. От такой позиции в жизнь приходят множество недовольств и неудовлетворенностей. Зачем?! Открывайте свое сердце постепенно, изучайте себя, людей, окружающий мир. Ищите людей, близких вам по духу, а найдя, берегите отношения с ними. Старайтесь, когда берете что-то полезное, благодарить от сердца. Пишите добрые сказки и дарите их людям.

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить ♦ особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Несколько слов об игре

Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима...

К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы.

Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».

По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов - детства, взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности. Детство - это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а молодой - играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками», «Детям не порча игрушки», «Игрушки да смешки, шутки да потешки», не токмо главное, но и важное занятие для дитяти», - говаривали русские люди.

Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ребенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.

Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника

1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Возраст_________________

Волшебная страна чувств

Рис. 1.

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1 : «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри - вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это - человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

Голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

Туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

Руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

Тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

Ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

    Когда останешься дома один;

    Нападения, бандитов;

    Заболеть, заразиться;

  1. Того, что умрут твои родители;

    Каких – то людей;

    Маму или папу;

    Того, что они тебя накажут;

    Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

    Опоздать в детский сад;

    Перед тем как заснуть;

    Страшных снов;

  2. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

    Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

    Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

    Когда очень высоко (страхи высоты);

    Когда очень глубоко (страх глубины);

    В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

  3. Больших улиц, площадей;

    Врачей (кроме зубных);

    Крови (когда идет кровь);

  4. Боли (когда больно);

    Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Протокол тестирования

Тест «Страхи в домиках»

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

«черном домике»

«красном домике»

3.Тест «Сказка» (Л. Дюсс)

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)

    Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

    Полетит к маме, потому что испугался.

    Полетит к папе, потому что он сильней.

    Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

    Не умеет летать, потому останется на земле.

    Попытается лететь, но не сумеет.

    Умрет во время падения.

    Умрет от голода, дождя, холода.

    О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх».

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    Вел себя плохо и теперь боится наказания.

    Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.

    Боится темноты.

    Боится какого – то животного.

    Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.

    Боится, что его украдут.

    Чудовище хочет украсть его и съесть.

    Боится остаться один.

    Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.

    Боится, что придет вор и ударит его ножом.

    Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка «Новость».

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    К обеду придет гость.

    Придут гости.

    Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

    Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

    Кто – то в семье умер.

    Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.

    Мама хочет что – то запретить мальчику.

    Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Сказка «Дурной сон».

Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Протокол тестирования

Тест «Сказка»

Ф.И.________________________________

Возраст_________________

Дата проведения обследования_______________________

Наименование

Параметры

Ответ ребенка

Норма

Патология

«Птенец»

Степень зависимости от родителей

Скрытая агрессивность(к родителям),чувство вины

«Новость»

Зинкевич -Евстигнеевой . Особое внимание уделите програм­ме «Волшебная страна внутри нас». ... из плас­тилина, глины, теста , вырезать из бумаги. ...

  • Программы: Формирование и укрепление антинаркотических установок у детей

    Программа

    Вариант описан в программе Т. Грабенко, Т. Зинкевич -Евстигнеевой и Д Фролова «Волшебная страна внутри нас» (Тренинг по сказкотерапии... при помощи методики «Волшебная страна чувств » (при групповом обследовании) или тест Люшера (при индивидуальном...

  • Образовательная программа моу куминская сош принята на заседании педагогического совета

    Образовательная программа

    Карта отслеживания Наблюдение, интерактивные тесты , практики, трехуровневые проверочные... этой поляной есть волшебная страна чувств . Мы сможем... Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Санкт-Петербург, Речь, 2005. Зинкевич -Евстигнеева ...

  • Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей и практикующих психологов Балашов

    Учебно-методическое пособие

    Получится Настоящая Волшебная страна ... А теперь... чувствами . Эти чувства ... теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева ... методика «Карта сказочной страны » Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева и Д. Б. ...

  • Общие рекомендации по организации коррекционных сказкотерапевтических занятий 12

    Документ

    Например, изготовление из соленого теста сказочных героев, разыгрывание сказок... . Занятие 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУВСТВ (в основе идея Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой ) Цель: Развитие и гармонизация... перенесет вас сейчас в волшебную страну , где вам будет...